Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста и их нравственного воспитания 12
1.3 Особенности применения event-технологий во внеурочной
деятельности для нравственного воспитания младших школьников 17
2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ EVENT- ТЕХНОЛОГИЙ 21
2.1 Диагностика нравственного воспитания младших школьников на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы 21
2.2 Программа нравственного воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий 29
2.3 Анализ эффективности программы нравственного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность понятия «нравственное воспитание» 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего
школьного возраста и их нравственного воспитания 12
1.3 Особенности применения event-технологий во внеурочной
деятельности для нравственного воспитания младших школьников 17
2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ EVENT- ТЕХНОЛОГИЙ 21
2.1 Диагностика нравственного воспитания младших школьников на
констатирующем этапе опытно-поисковой работы 21
2.2 Программа нравственного воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий 29
2.3 Анализ эффективности программы нравственного воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Сегодня наблюдается высокая степень неустойчивости и неопределенности современной социальной ситуации, которая требует от человека использования по максимуму его ресурсов в различных видах деятельности, постоянной готовности к ответу на требования и вызовы современности, а также высокой степени способности к адаптации и интеграции в условиях меняющейся действительности. Неразрешенные трудности процесса социализации молодежи
(несформированность социализации в семье, в образовательном учреждении, в коллективе) негативно влияют на формирование таких базовых понятий, как «доброта», «милосердие», «честность», «нравственность» и приводят к доминированию у молодых людей материальных ценностей, эгоизма, направленности на удовлетворение собственных потребностей за счет других. Трансформированные базовые ценности и правила общества переходят в содержание жизни детей, неуклонно деформируя их нравственный облик.
Все эти процессы основаны на воспитании нравственных качеств у детей, что придает данной проблеме большую актуальность.
Степень разработанности проблемы. Нравственные представления детей возраста активно изучались в исследованиях А.Ф. Афтоносьева, А.В. Бабаяна, В.Г. Белинского, И.Ф. Богдановича, Л.И. Божович, Л.С. Выготского,
В.С. Демкова, П.Н. Енгалычева, С.А. Козловой, Л. Колберга, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, А.Г. Ободовского, Ж. Пиаже, Е.В. Субботского,
B. А. Сухомлинского, Г.А. Урунтаевой, К.Д. Ушинского, Г.П. Щедровицкого,
C. Г. Якобсона и других исследователей. В рамках нравственного воспитания младших школьников следует выделить эффективность и важность участия в данном процессе таких социальных институтов, как семья и школа. «Педагог располагает множеством методов, позволяющих осуществлять нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, при этом отмечается, что внеурочная деятельность является наиболее подходящим видом деятельности для данного направления. В частности, эффективным методом работы с детьми считается Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности» [10, с. 85]. Все это обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы: «Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект выпускной квалификационной работы - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет выпускной квалификационной работы - применение event- технологий в процессе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать, разработать и проверить эффективность программы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать сущность понятия «нравственное воспитание»;
- изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и их нравственного воспитания;
- провести диагностику нравственного воспитания младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы;
- разработать и апробировать программу нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий;
- проанализировать эффективность программы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Гипотеза выпускной квалификационной работы Мы предполагаем, нравственное воспитание младших школьников будет проходить более эффективно, если внедрить разработанную нами программу нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий.
Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, данные периодической печати и других источников.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения технологий и разработке системы работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Результаты исследования могут быть использованы в практике нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий, что и определяет практическую значимость выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная
квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Объем выпускной квалификационной работы. Основной текст выпускной квалификационной работы изложен на 49 страницах.
(несформированность социализации в семье, в образовательном учреждении, в коллективе) негативно влияют на формирование таких базовых понятий, как «доброта», «милосердие», «честность», «нравственность» и приводят к доминированию у молодых людей материальных ценностей, эгоизма, направленности на удовлетворение собственных потребностей за счет других. Трансформированные базовые ценности и правила общества переходят в содержание жизни детей, неуклонно деформируя их нравственный облик.
Все эти процессы основаны на воспитании нравственных качеств у детей, что придает данной проблеме большую актуальность.
Степень разработанности проблемы. Нравственные представления детей возраста активно изучались в исследованиях А.Ф. Афтоносьева, А.В. Бабаяна, В.Г. Белинского, И.Ф. Богдановича, Л.И. Божович, Л.С. Выготского,
В.С. Демкова, П.Н. Енгалычева, С.А. Козловой, Л. Колберга, Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, А.Г. Ободовского, Ж. Пиаже, Е.В. Субботского,
B. А. Сухомлинского, Г.А. Урунтаевой, К.Д. Ушинского, Г.П. Щедровицкого,
C. Г. Якобсона и других исследователей. В рамках нравственного воспитания младших школьников следует выделить эффективность и важность участия в данном процессе таких социальных институтов, как семья и школа. «Педагог располагает множеством методов, позволяющих осуществлять нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, при этом отмечается, что внеурочная деятельность является наиболее подходящим видом деятельности для данного направления. В частности, эффективным методом работы с детьми считается Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности» [10, с. 85]. Все это обусловило актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы: «Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект выпускной квалификационной работы - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет выпускной квалификационной работы - применение event- технологий в процессе нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать, разработать и проверить эффективность программы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать сущность понятия «нравственное воспитание»;
- изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и их нравственного воспитания;
- провести диагностику нравственного воспитания младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы;
- разработать и апробировать программу нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий;
- проанализировать эффективность программы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Гипотеза выпускной квалификационной работы Мы предполагаем, нравственное воспитание младших школьников будет проходить более эффективно, если внедрить разработанную нами программу нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий.
Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные Федеральной службы государственной статистики РФ, данные периодической печати и других источников.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения технологий и разработке системы работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Результаты исследования могут быть использованы в практике нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий, что и определяет практическую значимость выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная
квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Объем выпускной квалификационной работы. Основной текст выпускной квалификационной работы изложен на 49 страницах.
При написании выпускной квалификационной работы мы ставили перед собой цель теоретически обосновать, разработать, апробировать и оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, направленной на нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий. Для этого нами решались следующие теоретические и практические задачи.
Проанализировали сущность понятия «нравственное воспитание». Сделали вывод о том, что нравственная воспитанность детей является психическим новообразованием нравственного развития, которое опосредовано наличием субъективного отношения и смысла. В процессе нравственного воспитания первичное зарождение нравственных качеств отмечается еще в младенчестве и происходит за счет удовлетворения потребности ребенка в получении новых впечатлений и реализации элементарных уровней познавательной деятельности. При этом нравственное развитие необходимо понимать не только как образ нравственного поведения, но также и в качестве способности к анализу образцов нравственности, что обусловлено развитием наглядно-образного мышления.
Изучили психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и их нравственного воспитания и пришли к тому, что к видам деятельности, которые могут быть использованы в начальной школе в процессе формирования нравственных ценностей, относятся следующие: познавательная деятельность; игровая деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество; досуговое общение; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; социальное творчество. Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания младших школьников является использование event-технологий в процессе внеурочной деятельности.
Использование еvent-технологий на сегодняшний день является не только актуальным методом работы, соответствующим запросам общества, но также позволяет учитывать личностные особенности, интересы детей, позволяет стимулировать стремление детей к самоактуализации, самореализации, и приводит к интенсивному нравственному воспитанию младших школьников.
Проанализировали результаты опытно-поисковой работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в условиях взаимодействия применения event-технологий. На констатирующем этапе исследования для детей оказался наиболее характерен средний уровень сформированности нравственного развития у младших школьников, что говорит о том, что на констатирующем этапе у детей представления о нравственных понятиях правильные, но недостаточно четкие и полные.
Разработали и апробировали систему работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях
применения event-технологий. Система работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий строилась нами с учетом предположения о том, что организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий будет происходить эффективнее, если:
- организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий будет основано на предварительной диагностике особенностей сформированности нравственных качеств у младших школьников;
- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, в соответствии с которыми будет выстраиваться организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий.
В рамках реализации системы работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий с экспериментальной группой был проведен открытый фестиваль «Нравственные нормы», в котором приняли участие дети экспериментальной группы, а также их родители. В качестве зрителей выступали педагоги общеобразовательного учреждения, а также другие обучающиеся и их родители. Проанализировали эффективность системы работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий. На контрольном этапе исследования для детей экспериментальной группы оказался наиболее характерен средний и высокий уровень сформированности нравственного развития у младших школьников против среднего на констатирующем этапе исследования, а в контрольной группе результаты практически не изменились, что говорит о том, что после апробации формирующего этапа исследования детей экспериментальной группы сформировано полное и четкое представление о нравственных понятиях, ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое, эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы нами доказано, что организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий будет происходить эффективнее, если: организация будет основана на предварительной диагностике особенностей сформированности нравственных качеств у младших школьников; будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Следовательно, гипотеза исследования доказана, все поставленные теоретические и практические задачи решены, цель достигнута. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты исследования могут быть использованы в практике нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Проанализировали сущность понятия «нравственное воспитание». Сделали вывод о том, что нравственная воспитанность детей является психическим новообразованием нравственного развития, которое опосредовано наличием субъективного отношения и смысла. В процессе нравственного воспитания первичное зарождение нравственных качеств отмечается еще в младенчестве и происходит за счет удовлетворения потребности ребенка в получении новых впечатлений и реализации элементарных уровней познавательной деятельности. При этом нравственное развитие необходимо понимать не только как образ нравственного поведения, но также и в качестве способности к анализу образцов нравственности, что обусловлено развитием наглядно-образного мышления.
Изучили психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и их нравственного воспитания и пришли к тому, что к видам деятельности, которые могут быть использованы в начальной школе в процессе формирования нравственных ценностей, относятся следующие: познавательная деятельность; игровая деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество; досуговое общение; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; социальное творчество. Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания младших школьников является использование event-технологий в процессе внеурочной деятельности.
Использование еvent-технологий на сегодняшний день является не только актуальным методом работы, соответствующим запросам общества, но также позволяет учитывать личностные особенности, интересы детей, позволяет стимулировать стремление детей к самоактуализации, самореализации, и приводит к интенсивному нравственному воспитанию младших школьников.
Проанализировали результаты опытно-поисковой работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в условиях взаимодействия применения event-технологий. На констатирующем этапе исследования для детей оказался наиболее характерен средний уровень сформированности нравственного развития у младших школьников, что говорит о том, что на констатирующем этапе у детей представления о нравственных понятиях правильные, но недостаточно четкие и полные.
Разработали и апробировали систему работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях
применения event-технологий. Система работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий строилась нами с учетом предположения о том, что организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий будет происходить эффективнее, если:
- организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий будет основано на предварительной диагностике особенностей сформированности нравственных качеств у младших школьников;
- будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, в соответствии с которыми будет выстраиваться организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий.
В рамках реализации системы работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий с экспериментальной группой был проведен открытый фестиваль «Нравственные нормы», в котором приняли участие дети экспериментальной группы, а также их родители. В качестве зрителей выступали педагоги общеобразовательного учреждения, а также другие обучающиеся и их родители. Проанализировали эффективность системы работы по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий. На контрольном этапе исследования для детей экспериментальной группы оказался наиболее характерен средний и высокий уровень сформированности нравственного развития у младших школьников против среднего на констатирующем этапе исследования, а в контрольной группе результаты практически не изменились, что говорит о том, что после апробации формирующего этапа исследования детей экспериментальной группы сформировано полное и четкое представление о нравственных понятиях, ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое, эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Таким образом, при написании выпускной квалификационной работы нами доказано, что организация нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event-технологий будет происходить эффективнее, если: организация будет основана на предварительной диагностике особенностей сформированности нравственных качеств у младших школьников; будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Следовательно, гипотеза исследования доказана, все поставленные теоретические и практические задачи решены, цель достигнута. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты исследования могут быть использованы в практике нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в условиях применения event- технологий.
Подобные работы
- Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях взаимодействия с детской общественной организацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру (Луганский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ДОРОГОЙ ДОБРА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





