Формирование ценностных ориентаций подростков в условиях современного социума
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ
ОРЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 9
1.1 Краткое описание подросткового периода 9
1.2 Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков 17
1.3 Формирование ценностных ориентаций подростков 19
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СВРЕМЕННОГО СОЦИУМА 26
2.3 Констатирующий этап экспериментальной работы 26
2.2 Динамика развития и формирования положительных ценностных
ориентаций подростков 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ
ОРЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ 9
1.1 Краткое описание подросткового периода 9
1.2 Подходы в исследовании ценностных ориентаций подростков 17
1.3 Формирование ценностных ориентаций подростков 19
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СВРЕМЕННОГО СОЦИУМА 26
2.3 Констатирующий этап экспериментальной работы 26
2.2 Динамика развития и формирования положительных ценностных
ориентаций подростков 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Актуальность темы заключается в изучении воздействия психолого-педагогической коррекционной работы с подростками на развитие и формирование их ценностных ориентаций в современном социуме.
Нынешняя образовательная ситуация характеризуется гуманитаризацией и гуманизацией преподавания и воспитания, ориентирования для формирования целостной многогранно образованной личности, умеющей определиться в большом выборе раскрывающихся перед ней перспектив. Важной частью процесса усиления гуманизации процесса образования выступает его аксиологизация - обогащение ценностно важными содержательными компонентами, необходимыми в становлении мировоззрения, в духовном развитии подростка. Аксиология (от греч. - «любование», «искусство») - наука о ценностях. Ценности - это то, что мы ценим, для чего мы живем, чему отдаем свое предпочтение. Она призвана помочь учащимся понять, почему то, или иное явление в жизни и в науке заслуживает внимания, и сформировать у них потребность в самовоспитании, саморазвитии и самосовершенствовании. В настоящее время существует множество определений аксиологии. Аксиология - это учение о ценном, о добре; учение о сущности и значении ценностей, их роли в жизни человека, общества и природы; учение об идеях, ценностях, идеалах.
Так же стоит взять во внимание такие факторы как: социальная среда подростка, наследственность, собственная субъективность. Подростковый возраст - сложный период в жизни человека, который характеризуется не только развитием новых потребностей, но и осознанием своих интересов и увлечений, стремлением к самостоятельности, стремлением стать взрослым, утверждением себя как личности.
С одной стороны, это время расцвета сил и возможностей, с другой, - это этап формирования личности, ее ценностных ориентаций, которые определяют характер взаимоотношений с миром и себя в нем. Именно в это время, когда человек учится понимать, принимать и оценивать себя, окружающий мир и людей, закладываются основы будущей жизни.
Вопрос формирования системы ценностей затрагивают многие дисциплины. Среди ученых в чьих работах тема была затронута можно встретить философов: Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, А.А. Лоссова, М. Когана социологов: У. Томаса, Ф. Знаменского, М. Вебера, психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и Б.Г. Анньева, Л.И. Божовича и педагогов: В.А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я. Лернером и И.А. Федотенко.
Объект исследования - ценностные ориентации личности в подростковом возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования - формирование и коррекция ценностных ориентаций подростков.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанных нами методов формирования ценностных ориентаций подростков.
Задачи исследования.
1. Исследовать и провести психолого-педагогический анализ методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование и сделать анализ полученных результатов.
3. Внедрить разработанные методики в коррекционную работу с экспериментальной группой.
4. Взяв в основу полученные данные сделать вывод о характере ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная нами программа, способствует развитию положительных и коррекции негативных ценностных ориентаций подростков.
Методы исследования.
1. Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич).
Научная новизна исследования. Ценностное осознание рассматривается как важнейшая сущностная характеристика формирования личности. Выявлены эффективные условия формирования положительных ценностных ориентиров подростков, а также влияние на это различных психологических и социальных факторов. Определены конкретные направления коррекционной работы с выделенной экспериментальной группой. Дана характеристика психологическим особенностям ценностных ориентаций и системе отношений, отражающей закономерности самореализации социально и ассоциально направленных подростков, в учет так же взяты их индивидуальные особенности и внутренние факторы поведения.
Теоретическая значимость исследования. Раскрыт смысл понятия «ценностные ориентации» как социально-психологического явления, существовавшего на протяжении всей истории развития педагогики, психологии и социологии. Обоснованы теоретико-методологические положения подготовки методов исследования, диагностики и формирования данного понятия.
Разработаны психолого-педагогические условия работы с подростками. Определены критерии, показывающие уровень овладения положительными ценностными ориентациями на пути взросления подростка в разных сферах жизни индивида, что позволяет выявить необходимую и достаточную «точку опоры» для построения правильного хода работы психологом образовательного учреждения.
База эксперимента - группа коррекционной работы с подростками 14-15 лет, центра репетиторских услуг «Education Tsaar» (отдел практической психологии и психотерапии).
Результаты работы: имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения по развитию положительных ценностных ориентаций подрастающей личности, которые позволяют осмыслить и эффективно осуществить процесс формирования нашего будущего общества в целом. Подготовленные диагностические инструменты и учебно-методические материалы, которые могут использоваться в психолого-педагогической практике при работе психолога со школьниками.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный метод, психологическое
наблюдение и беседа, констатирующий и формирующий эксперименты, обработка и качественный анализ полученных данных.
Нынешняя образовательная ситуация характеризуется гуманитаризацией и гуманизацией преподавания и воспитания, ориентирования для формирования целостной многогранно образованной личности, умеющей определиться в большом выборе раскрывающихся перед ней перспектив. Важной частью процесса усиления гуманизации процесса образования выступает его аксиологизация - обогащение ценностно важными содержательными компонентами, необходимыми в становлении мировоззрения, в духовном развитии подростка. Аксиология (от греч. - «любование», «искусство») - наука о ценностях. Ценности - это то, что мы ценим, для чего мы живем, чему отдаем свое предпочтение. Она призвана помочь учащимся понять, почему то, или иное явление в жизни и в науке заслуживает внимания, и сформировать у них потребность в самовоспитании, саморазвитии и самосовершенствовании. В настоящее время существует множество определений аксиологии. Аксиология - это учение о ценном, о добре; учение о сущности и значении ценностей, их роли в жизни человека, общества и природы; учение об идеях, ценностях, идеалах.
Так же стоит взять во внимание такие факторы как: социальная среда подростка, наследственность, собственная субъективность. Подростковый возраст - сложный период в жизни человека, который характеризуется не только развитием новых потребностей, но и осознанием своих интересов и увлечений, стремлением к самостоятельности, стремлением стать взрослым, утверждением себя как личности.
С одной стороны, это время расцвета сил и возможностей, с другой, - это этап формирования личности, ее ценностных ориентаций, которые определяют характер взаимоотношений с миром и себя в нем. Именно в это время, когда человек учится понимать, принимать и оценивать себя, окружающий мир и людей, закладываются основы будущей жизни.
Вопрос формирования системы ценностей затрагивают многие дисциплины. Среди ученых в чьих работах тема была затронута можно встретить философов: Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, А.А. Лоссова, М. Когана социологов: У. Томаса, Ф. Знаменского, М. Вебера, психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и Б.Г. Анньева, Л.И. Божовича и педагогов: В.А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я. Лернером и И.А. Федотенко.
Объект исследования - ценностные ориентации личности в подростковом возрасте 14-15 лет.
Предмет исследования - формирование и коррекция ценностных ориентаций подростков.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанных нами методов формирования ценностных ориентаций подростков.
Задачи исследования.
1. Исследовать и провести психолого-педагогический анализ методической литературы по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование и сделать анализ полученных результатов.
3. Внедрить разработанные методики в коррекционную работу с экспериментальной группой.
4. Взяв в основу полученные данные сделать вывод о характере ценностных ориентаций подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная нами программа, способствует развитию положительных и коррекции негативных ценностных ориентаций подростков.
Методы исследования.
1. Анкета исследования ценностных ориентаций (Л.Н. Мурзич).
Научная новизна исследования. Ценностное осознание рассматривается как важнейшая сущностная характеристика формирования личности. Выявлены эффективные условия формирования положительных ценностных ориентиров подростков, а также влияние на это различных психологических и социальных факторов. Определены конкретные направления коррекционной работы с выделенной экспериментальной группой. Дана характеристика психологическим особенностям ценностных ориентаций и системе отношений, отражающей закономерности самореализации социально и ассоциально направленных подростков, в учет так же взяты их индивидуальные особенности и внутренние факторы поведения.
Теоретическая значимость исследования. Раскрыт смысл понятия «ценностные ориентации» как социально-психологического явления, существовавшего на протяжении всей истории развития педагогики, психологии и социологии. Обоснованы теоретико-методологические положения подготовки методов исследования, диагностики и формирования данного понятия.
Разработаны психолого-педагогические условия работы с подростками. Определены критерии, показывающие уровень овладения положительными ценностными ориентациями на пути взросления подростка в разных сферах жизни индивида, что позволяет выявить необходимую и достаточную «точку опоры» для построения правильного хода работы психологом образовательного учреждения.
База эксперимента - группа коррекционной работы с подростками 14-15 лет, центра репетиторских услуг «Education Tsaar» (отдел практической психологии и психотерапии).
Результаты работы: имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения по развитию положительных ценностных ориентаций подрастающей личности, которые позволяют осмыслить и эффективно осуществить процесс формирования нашего будущего общества в целом. Подготовленные диагностические инструменты и учебно-методические материалы, которые могут использоваться в психолого-педагогической практике при работе психолога со школьниками.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный метод, психологическое
наблюдение и беседа, констатирующий и формирующий эксперименты, обработка и качественный анализ полученных данных.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Проблема формирования ценностных ориентаций у подростков имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Не случайно в последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости формирования у подрастающего поколения не только знаний, но ценностной ориентации в современном обществе.
Подростковый возраст - это время, когда происходит становление социальной идентичности, осознание себя как субъекта мира, формирование ценностных ориентации личности. В этот период происходит изменение системы отношений подростка с окружением. Происходит переход к новым формам общения и поведения, меняется характер эмоциональных переживаний, происходит развитие самосознания.
Для подросткового возраста характерно стремление к самопознанию, рефлексии. Поведение в этот период часто является демонстративным, не всегда соответствующим ожиданиям окружающих, которые видят в подростке прежде всего только «визуального» подростка. Подростки чувствуют себя взрослыми и хотят быть таковыми. У них появляется потребность в самостоятельности, они пытаются утвердить свои права, свои интересы, свое мнение. Они больше не хотят подчиняться своим родителям, учителям, друзьям. Ценностные ориентации подростка имеют сложную структуру, в которой переплетаются нормы, ценности, убеждения и установки. Сознательно они формируются в процессе социализации личности.
Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентаций учувствует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.
Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
Все это свидетельствует о том, что в современных условиях, в связи с существенным изменением социальной и экономической ситуации в стране, происходит переориентация ценностных ориентации молодежи на индивидуалистические ценности, ценности материального благополучия.
Именно они становятся определяющими и доминирующими среди современных ценностей.
С этих позиций ценностные ориентации молодежи являются наиболее адекватной моделью социального поведения, отражающей специфику ее социальной позиции.
О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, т. е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества. В период взросления у подростка появляется стремление к самостоятельности.
Он стремится к независимости от взрослых, хочет быть сам себе хозяином, но одновременно с этим ему необходимо быть членом семьи.
Поэтому очень важно, чтобы он смог найти баланс между этими двумя сторонами своего «Я».
В процессе становления личности происходит ее развитие, и соответственно меняются ее ценности.
На каждом этапе своего развития человек приобретает новые ценности и отвергает старые.
Если подростку не удается найти этот баланс, то он может стать эмоционально неуравновешенным, нервным, раздражительным, конфликтным, что может привести к возникновению различных заболеваний.
В русле воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.
Задача укрепления нравственных координат в обществе, воспитания у подрастающего поколения уважения к истории, культурному наследию, традициям и обычаям различных народов, населяющих нашу страну и наш город, является одной из важнейших задач в системе образования.
Данная задача решается в ходе духовно-нравственного воспитания школьников посредством различных форм и методов работы с учащимися. Для решения данной задачи необходимо проводить мероприятия, в которых будут задействованы сотрудники школы, родители и учащиеся. Таким образом, в современных условиях, когда в обществе идет процесс обновления, особенно важно формирование у подростка адекватных ценностей, ориентирующих его на
нравственный образ жизни. Подростковый возраст представляет собой сложный, противоречивый период в жизни человека. В этот период происходит переход от детства к взрослости, который сопровождается интенсивными изменениями в различных сферах жизни, в том числе и в духовном развитии подростка.
Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Проблема формирования ценностных ориентаций у подростков имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Не случайно в последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости формирования у подрастающего поколения не только знаний, но ценностной ориентации в современном обществе.
Подростковый возраст - это время, когда происходит становление социальной идентичности, осознание себя как субъекта мира, формирование ценностных ориентации личности. В этот период происходит изменение системы отношений подростка с окружением. Происходит переход к новым формам общения и поведения, меняется характер эмоциональных переживаний, происходит развитие самосознания.
Для подросткового возраста характерно стремление к самопознанию, рефлексии. Поведение в этот период часто является демонстративным, не всегда соответствующим ожиданиям окружающих, которые видят в подростке прежде всего только «визуального» подростка. Подростки чувствуют себя взрослыми и хотят быть таковыми. У них появляется потребность в самостоятельности, они пытаются утвердить свои права, свои интересы, свое мнение. Они больше не хотят подчиняться своим родителям, учителям, друзьям. Ценностные ориентации подростка имеют сложную структуру, в которой переплетаются нормы, ценности, убеждения и установки. Сознательно они формируются в процессе социализации личности.
Ценности во многом определяют мировоззрение человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентаций учувствует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.
Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.
Все это свидетельствует о том, что в современных условиях, в связи с существенным изменением социальной и экономической ситуации в стране, происходит переориентация ценностных ориентации молодежи на индивидуалистические ценности, ценности материального благополучия.
Именно они становятся определяющими и доминирующими среди современных ценностей.
С этих позиций ценностные ориентации молодежи являются наиболее адекватной моделью социального поведения, отражающей специфику ее социальной позиции.
О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для неё наиболее значимыми, т. е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества. В период взросления у подростка появляется стремление к самостоятельности.
Он стремится к независимости от взрослых, хочет быть сам себе хозяином, но одновременно с этим ему необходимо быть членом семьи.
Поэтому очень важно, чтобы он смог найти баланс между этими двумя сторонами своего «Я».
В процессе становления личности происходит ее развитие, и соответственно меняются ее ценности.
На каждом этапе своего развития человек приобретает новые ценности и отвергает старые.
Если подростку не удается найти этот баланс, то он может стать эмоционально неуравновешенным, нервным, раздражительным, конфликтным, что может привести к возникновению различных заболеваний.
В русле воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.
Задача укрепления нравственных координат в обществе, воспитания у подрастающего поколения уважения к истории, культурному наследию, традициям и обычаям различных народов, населяющих нашу страну и наш город, является одной из важнейших задач в системе образования.
Данная задача решается в ходе духовно-нравственного воспитания школьников посредством различных форм и методов работы с учащимися. Для решения данной задачи необходимо проводить мероприятия, в которых будут задействованы сотрудники школы, родители и учащиеся. Таким образом, в современных условиях, когда в обществе идет процесс обновления, особенно важно формирование у подростка адекватных ценностей, ориентирующих его на
нравственный образ жизни. Подростковый возраст представляет собой сложный, противоречивый период в жизни человека. В этот период происходит переход от детства к взрослости, который сопровождается интенсивными изменениями в различных сферах жизни, в том числе и в духовном развитии подростка.
Подобные работы
- Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Особенности ценностных ориентаций подростков
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Различия в ценностных ориентациях и социальных установках подростков из семей с разным социально-экономическим статусом
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Роль телевидения как PR-инструмента в формировании ценностных ориентаций студенческой молодёжи
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности управления деятельностью молодежных центров (на примере Молодежного клуба «ОЛИМП»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





