ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 10
1.1 Место скоростно-силовой подготовки в спортивных единоборствах ... 10
1.2 Средства и методы скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14
14-15 летнего возраста 14
1.3 Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском возрасте 23
1.4 Планирование средств скоростно-силовой подготовки в дзюдо 25
1.5 Характеристика некоторых методических подходов планирования
тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке спортсменов различного веса 33
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методы исследования 39
2.3 Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств
дзюдоистов 14-15 лет 46
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 54
3.1 Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности под
воздействием концентрированного применения средств скоростно-силовой подготовки 54
3.2 Экспериментальное обоснование методики скоростно-силовой
подготовки для дзюдоистов 14-15 лет 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Актуальность. «Как известно, к основным физическим качествам борцов относят силу, ловкость, гибкость, быстроту и выносливость. Физические качества воспитываются через направленное развитие ведущих способностей спортсмена. Наряду с силовыми и координационными способностями скоростные способности играют одну из наиболее важных ролей в формировании технического совершенствования и духовной дисциплины» [42].
«Уровень развития физических качеств спортсмена отражает сочетание врожденных психологических и морфологических
возможностей, приобретенных в процессе жизни и тренировки» [9].
«Чем лучше развиты физические качества, тем выше его работоспособность. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Физические (двигательные) качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Также физические качества можно разделить на простые и сложные. Чем больше анатомофизиологических и психических явлений, проявляемых в качестве, тем оно сложнее, но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых слагаемых. Сложное качество - это интегрированная качественная особенность двигательного действия» [77].
Указанное выше, обусловило формулировку цели и задач работы.
Цель исследования - разработать комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств дзюдоистов 14-15 лет на этапе предварительной базовой подготовки.
спортсменов, специализирующихся в дзюдо.
Предмет исследования - комплекс упражнений для развития
скоростно-силовых качеств дзюдоистов 14-15 лет на этапе предварительной базовой подготовки.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом
исследования были сформулированы следующие задачи:
Задачи исследования:
1 Рассмотреть особенности скоростно-силовой подготовки юных дзюдоистов;
2 Провести исследование особенностей скоростно-силовой
подготовки юных дзюдоистов 14-15 лет;
3 Разработать комплекс упражнений для развития скоростносиловых качеств дзюдоистов 14-15 лет на этапе предварительной базовой подготовки.
4 Оценить эффективность разработанного комплекса упражнений для развития скоростно-силовых качеств дзюдоистов.
Результаты исследования:
Проведенное исследование также показало, что применение блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки позволяет более существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности дзюдоистов 14-15 лет. Однако, такую нагрузку необходимо использовать со спортсменами, чья квалификация не ниже 1-го разряда и стаж занятий не менее 4 лет.
Изучение литературы позволило выявить различные точки зрения на проблему улучшения физической подготовленности дзюдоистов, особенно скоростно-силовых качеств, в зависимости от их весовой категории и уровня физической подготовленности. Однако, немногие исследования учитывают особенности использования конкретных методов и средств тренировки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств борцов с учетом их весовой категории и арсенала технических приемов.
Проведенные исследования показали, что кратковременное использование концентрированного применения средств скоростно-силовой подготовки не приносит значительного эффекта и не приводит к существенному повышению скоростно-силовых качеств. Наиболее эффективным является планирование средств скоростно-силовой подготовки два раза в год в различных периодах подготовки и начале соревновательного периода.
Такое построение учебно-тренировочного процесса предусматривает использование значительного объема скоростно-силовой работы, что приводит к снижению большинства показателей физической подготовленности ниже исходного уровня. Но на этапе реализации отставленного тренировочного эффекта выполняется основной объем тактико-технической подготовки, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения всех показателей технического мастерства.
Проведенное исследование также показало, что применение блоков концентрированной скоростно-силовой подготовки позволяет более существенно повысить уровень скоростно-силовой подготовленности дзюдоистов 14-15 лет. Однако, такую нагрузку необходимо использовать со спортсменами, чья квалификация не ниже 1ого разряда и стаж занятий не менее 4 лет.
В целом, данная работа важна для развития научной мысли в области спорта и может быть использована тренерами и специалистами в области дзюдо для улучшения качества тренировок и повышения эффективности подготовки юных спортсменов.