Акцентированное воспитание силовых способностей юношей- старшеклассников на занятиях физической культурой
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ 10
1.1 Методология спортизированных форм построения урока физической
культуры 10
1.2 Онтогенетические особенности юношей-старшеклассников 12
1.3 Силовые качества человека и детерминирующие их факторы 17
1.4 Общие методические принципы упражнений, направленных на
развитие силы 22
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 33
2.3 Особенности экспериментальной модульно-дифференцированной
методики воспитания силовых способностей юношей 36
ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕСС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ГЛАВА 1 ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ 10
1.1 Методология спортизированных форм построения урока физической
культуры 10
1.2 Онтогенетические особенности юношей-старшеклассников 12
1.3 Силовые качества человека и детерминирующие их факторы 17
1.4 Общие методические принципы упражнений, направленных на
развитие силы 22
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Методы исследования 33
2.3 Особенности экспериментальной модульно-дифференцированной
методики воспитания силовых способностей юношей 36
ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕСС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность. В большинстве современных исследований показано, что «естественная потребность юношей в движении сегодня не удовлетворяется в условиях общеобразовательной школы, следовательно, у старшеклассников не развиваются надлежащим образом силовые и скоростные способности, выносливость, необходимые для формирования систем организма и укрепления здоровья» [12]. Факторы, обусловившие сложившуюся неблагоприятную ситуацию следующие: «минимальный объем обязательных занятий физической культурой; низкое дозирование физической нагрузки; низкая моторная плотность уроков физической культуры; недостаточное использование самостоятельных тренировок; неудовлетворительная организация внеклассной физкультурно-массовой и спортивной» [10, 41].
Невозможно преодолеть эту насущную проблему, не решив вопросы о «преобразовании структуры, материала и содержания школьного урока физической культуры, о подборе соответствующих способов организации теоретической и практической деятельности, направленных на развитие двигательных способностей старшеклассников, а также о необходимости квалифицированной и научно обоснованной методики построения урока, позволяющей обеспечить преемственность обучающих и тренировочных эффектов физических упражнений» [33].
Отвечая на обозначенные выше вопросы, следует помнить о гетерохронности и неравномерности развития физических качеств. При этом «важную роль играет перестройка гормональной регуляции мышечной деятельности, которая способствует мобилизации и избирательному перераспределению энергетических ресурсов организма к преимущественно нагруженным органам и тканям, регуляции пластических процессов и формированию структурной основы долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности» [15].
В этом аспекте старший школьный возраст является «самым благоприятным периодом для воспитания силовых способностей, особенно у старшеклассников мужского пола, так как у юношей в этом периоде происходит пубертатный скачек роста» [7]. С другой стороны, «благодаря воздействию физических упражнений силового характера на организм человека можно обеспечить создание надежной базы физической подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда, воинской службы, что так важно для юношей» [7, 12].
В то же время «включение отдельных элементов воспитания силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным» [39]. В литературе отсутствует единство мнений специалистов в вопросе о «рациональных подходах к построению процесса силовой подготовки, распределении физических нагрузок на отдельном уроке и в системе урочных форм занятий, сопряженности учебного материала по развитию силовых способностей и содержания разделов школьной программы» [28].
Выбор темы исследования и ее актуальность определяются следующими факторами:
- существование большого количества методик и отсутствие в них единого обоснованного подхода в развитии силовых способностей;
- применение на практике методик тренинга, практически не учитывающих индивидуальные особенности занимающихся;
- частое применение методик, направленных на развитие какого-либо одного силового качества (например, развитие максимальной силы мышц);
- развитие новых форм занятий физической культурой, направленных на повышение силовой подготовленности и формирование атлетического телосложения.
Объект исследования - процесс урочного физического воспитания юношей-старшеклассников.
Предмет исследования - методика развития силовых качеств юношей, учащихся в старших классах общеобразовательной школы.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности методики воспитания силовых качеств старшеклассников в процессе занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1 Выявить и представить в литературном обзоре теоретические сведения о методических особенностях воспитания силовых качеств в юношеском возрасте.
2 Разработать экспериментальную методику воспитания силовых качеств юношей и внедрить ее в процесс урока физической культуры в старшей школе.
3 Доказать эффективность экспериментальной методики на основе изменения уровня силовой подготовленности юношей-старшеклассников.
Результаты исследования заключаются в возможности применения разработанной методики в направлении повышения эффективности вариативной части занятия по физической культуре в общеобразовательной школе. Предложенные комплексы силовых упражнений могут лечь в основу самостоятельной работы юношей над совершенствованием своих силовых способностей и параметров физического развития.
Невозможно преодолеть эту насущную проблему, не решив вопросы о «преобразовании структуры, материала и содержания школьного урока физической культуры, о подборе соответствующих способов организации теоретической и практической деятельности, направленных на развитие двигательных способностей старшеклассников, а также о необходимости квалифицированной и научно обоснованной методики построения урока, позволяющей обеспечить преемственность обучающих и тренировочных эффектов физических упражнений» [33].
Отвечая на обозначенные выше вопросы, следует помнить о гетерохронности и неравномерности развития физических качеств. При этом «важную роль играет перестройка гормональной регуляции мышечной деятельности, которая способствует мобилизации и избирательному перераспределению энергетических ресурсов организма к преимущественно нагруженным органам и тканям, регуляции пластических процессов и формированию структурной основы долговременной адаптации организма к напряженной мышечной деятельности» [15].
В этом аспекте старший школьный возраст является «самым благоприятным периодом для воспитания силовых способностей, особенно у старшеклассников мужского пола, так как у юношей в этом периоде происходит пубертатный скачек роста» [7]. С другой стороны, «благодаря воздействию физических упражнений силового характера на организм человека можно обеспечить создание надежной базы физической подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда, воинской службы, что так важно для юношей» [7, 12].
В то же время «включение отдельных элементов воспитания силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным» [39]. В литературе отсутствует единство мнений специалистов в вопросе о «рациональных подходах к построению процесса силовой подготовки, распределении физических нагрузок на отдельном уроке и в системе урочных форм занятий, сопряженности учебного материала по развитию силовых способностей и содержания разделов школьной программы» [28].
Выбор темы исследования и ее актуальность определяются следующими факторами:
- существование большого количества методик и отсутствие в них единого обоснованного подхода в развитии силовых способностей;
- применение на практике методик тренинга, практически не учитывающих индивидуальные особенности занимающихся;
- частое применение методик, направленных на развитие какого-либо одного силового качества (например, развитие максимальной силы мышц);
- развитие новых форм занятий физической культурой, направленных на повышение силовой подготовленности и формирование атлетического телосложения.
Объект исследования - процесс урочного физического воспитания юношей-старшеклассников.
Предмет исследования - методика развития силовых качеств юношей, учащихся в старших классах общеобразовательной школы.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности методики воспитания силовых качеств старшеклассников в процессе занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1 Выявить и представить в литературном обзоре теоретические сведения о методических особенностях воспитания силовых качеств в юношеском возрасте.
2 Разработать экспериментальную методику воспитания силовых качеств юношей и внедрить ее в процесс урока физической культуры в старшей школе.
3 Доказать эффективность экспериментальной методики на основе изменения уровня силовой подготовленности юношей-старшеклассников.
Результаты исследования заключаются в возможности применения разработанной методики в направлении повышения эффективности вариативной части занятия по физической культуре в общеобразовательной школе. Предложенные комплексы силовых упражнений могут лечь в основу самостоятельной работы юношей над совершенствованием своих силовых способностей и параметров физического развития.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1 Эффективным периодом воспитания силовых способностей является старший школьный возраст, так как у юношей наблюдается пубертатный скачек роста. В ходе теоретического исследования выявлены рациональные методики воспитания силовых способностей старших классов: воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений; воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений; воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений; воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений.
2 Содержание и структура разработанной нами методики включает совокупность специально подобранных комплексов упражнений силового характера, проводимых в определенной последовательности и заданных тренировочных режимах. Модуль состоял из 3-х комплексов упражнений силового характера, направленных на воспитание силы мышц спины и плечевого пояса; на воспитание силы мышц груди, трехглавой мышц плеча и нижних конечностей; на воспитание силы мышц брюшного пресса, спины и нижних конечностей.
Средствами воспитания силовых способностей являлись физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Применялись упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса собственного тела, изометрические упражнения.
3 Оценка эффективности модульно-дифференцированной методики воспитания силовых способностей юношей старших классов в процессе урока физической культуры осуществлялась в результате анализа динамики
физического развития и физической подготовленности участников эксперимента. По окончании исследования юноши экспериментальной группы показали достоверное улучшение результатов тестов силовой подготовленности. Были получены экспериментальные данные,
свидетельствующие о более значительных темпах прироста показателей силовой и скоростно-силовой подготовленности у представителей экспериментальной группы
1 Эффективным периодом воспитания силовых способностей является старший школьный возраст, так как у юношей наблюдается пубертатный скачек роста. В ходе теоретического исследования выявлены рациональные методики воспитания силовых способностей старших классов: воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений; воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений; воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений; воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений.
2 Содержание и структура разработанной нами методики включает совокупность специально подобранных комплексов упражнений силового характера, проводимых в определенной последовательности и заданных тренировочных режимах. Модуль состоял из 3-х комплексов упражнений силового характера, направленных на воспитание силы мышц спины и плечевого пояса; на воспитание силы мышц груди, трехглавой мышц плеча и нижних конечностей; на воспитание силы мышц брюшного пресса, спины и нижних конечностей.
Средствами воспитания силовых способностей являлись физические упражнения с отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Применялись упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса собственного тела, изометрические упражнения.
3 Оценка эффективности модульно-дифференцированной методики воспитания силовых способностей юношей старших классов в процессе урока физической культуры осуществлялась в результате анализа динамики
физического развития и физической подготовленности участников эксперимента. По окончании исследования юноши экспериментальной группы показали достоверное улучшение результатов тестов силовой подготовленности. Были получены экспериментальные данные,
свидетельствующие о более значительных темпах прироста показателей силовой и скоростно-силовой подготовленности у представителей экспериментальной группы
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Развитие двигательных способностей обучающихся старшего школьного возраста средствами единоборств
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019





