Государство и Русская православная церковь в современной России: способы взаимодействия, проблемы и перспективы развития отношений
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 10
1.1 Исторические формы взаимоотношений Русской Православной Церкви и Российского государства 10
1.2 Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 20
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Правовое положение Русской Православной Церкви в России , как в светском государстве 28
2.2 Правовое регулирование взаимоотношений Церкви и Государства на примере судебной практики 35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 40
3.1 Конфликты Русской Православной Церкви с государственными учреждениями, обществом и пути преодоления разногласий 40
3.2 Зарубежный опыт взаимодействия Церкви и государства. Модели взаимоотношений и тенденции сближения Церкви и государства 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 10
1.1 Исторические формы взаимоотношений Русской Православной Церкви и Российского государства 10
1.2 Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 20
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Правовое положение Русской Православной Церкви в России , как в светском государстве 28
2.2 Правовое регулирование взаимоотношений Церкви и Государства на примере судебной практики 35
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА 40
3.1 Конфликты Русской Православной Церкви с государственными учреждениями, обществом и пути преодоления разногласий 40
3.2 Зарубежный опыт взаимодействия Церкви и государства. Модели взаимоотношений и тенденции сближения Церкви и государства 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
В последние десятилетия возрастает количество верующих граждан, строятся и восстанавливаются храмы, связано это с тем, что в общественной жизни России наблюдается резкий подъём интереса к религии.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время особая роль в формировании и развитии общественных перемен в Российском государстве принадлежит такому социальному институту как Русская Православная Церковь. Значительное влияние на создание Российского государства и поддержания в нём стабильности оказали русское православие, православная этика и духовность, они же пронизывают всю историю Российского общества и государства. От взаимоотношений между Церковью и государством во многом зависит, установится ли связь между гражданским обществом и властью, а также гражданский мир и согласие. Православие оказывает огромное влияние на формирование российской культуры. Благодаря его объединяющей роли на территории России сохранились уникальное единство и многообразие народов, сформированы духовный строй и идеалы населения. Нельзя не отметить, что духовные ценности Православия, многовековое православное воспитание в значительной мере помогли выстоять народам России в войнах и испытаниях XX века, сделали возможными свершения Советского Союза в экономической, научной, военной и многих других областях.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является совокупность закономерностей в развитии и функционировании российского государства и Русской Православной Церкви.
Предметом выступает институт правового регулирования взаимоотношений Русской Православной Церкви и государственных структур в Российской Федерации.
Целью данной работы является выявление закономерностей в развитии Русской Православной Церкви и государства, определение места и роли в нём
православных религиозных объединений, изучение правовой и идеологической составляющей в отношениях государства и Церкви, а также выявление проблем во взаимоотношениях Церкви и государства и поиск путей их решения.
В рамках достижения поставленных целей для решения были поставлены следующие задачи:1) изучить процесс становления и развития взаимоотношений российского государства и Русской Православной Церкви; 2) определить место и статус Русской Православной Церкви в сфере регулирования Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; 3) осмыслить и всесторонне раскрыть конституционную характеристику России как светского государства;4) рассмотреть правовое положение Русской Православной Церкви в России как в светском государстве; 5) изучить основы взаимоотношений и способы взаимодействия Русской Православной Церкви и государства; 6) рассмотреть конфликты Русской Православной Церкви с государственными учреждениями, обществом и определить пути преодоления разногласий.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы представляют испытанные методы научного познания как общенаучного характера (анализ, синтез; системный и функциональный подходы), так и частнонаучного (исторический, сравнительный, формально-логический методы в их различном сочетании). Для раскрытия закономерностей в развитии и функционировании российского государства и Русской Православной Церкви использовались исторический, структурно – функциональный, системный методы исследования. Основополагающим и интегрирующим явился сравнительно– правовой метод, позволяющий наиболее полно раскрыть особенности взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства и определить место и статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Анализ был проведен в основных главах работы, а синтез в заключении.
Для изучения данной темы были использованы нормативно – правовые акты Российской Федерации, научная и учебная литература, периодические издания. Особое внимание следует обратить на научные труды таких
исследователей как А.В. Карташев, П.В. Знаменский, Д.В Поспеловский, М.И. Одинцов, В.А. Цыпин, И.В. Понкин и публицистов Русской Православной Церкви – профессора Московской духовной академии, протодиакона А.В.Кураева, председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, протоиерея В.А. Чаплина, протоиерея Г.Н. Митрофанова. Таким образом, используя все указанные источники, можно дать многоаспектный анализ взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства и определить место и статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили материалы, собранные при прохождении преддипломной практики в Нижневартовском городском суде.
Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства, систематизации способов их взаимодействия, а также определении перспектив развития Русской Православной Церкви и государства в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа может быть использована для совершенствования законодательства в области взаимоотношений православных религиозных организаций и государственных структур в Российской Федерации.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав и 6 параграфов, присутствует заключение и библиографический список, общий объем работы 66 страниц.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время особая роль в формировании и развитии общественных перемен в Российском государстве принадлежит такому социальному институту как Русская Православная Церковь. Значительное влияние на создание Российского государства и поддержания в нём стабильности оказали русское православие, православная этика и духовность, они же пронизывают всю историю Российского общества и государства. От взаимоотношений между Церковью и государством во многом зависит, установится ли связь между гражданским обществом и властью, а также гражданский мир и согласие. Православие оказывает огромное влияние на формирование российской культуры. Благодаря его объединяющей роли на территории России сохранились уникальное единство и многообразие народов, сформированы духовный строй и идеалы населения. Нельзя не отметить, что духовные ценности Православия, многовековое православное воспитание в значительной мере помогли выстоять народам России в войнах и испытаниях XX века, сделали возможными свершения Советского Союза в экономической, научной, военной и многих других областях.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является совокупность закономерностей в развитии и функционировании российского государства и Русской Православной Церкви.
Предметом выступает институт правового регулирования взаимоотношений Русской Православной Церкви и государственных структур в Российской Федерации.
Целью данной работы является выявление закономерностей в развитии Русской Православной Церкви и государства, определение места и роли в нём
православных религиозных объединений, изучение правовой и идеологической составляющей в отношениях государства и Церкви, а также выявление проблем во взаимоотношениях Церкви и государства и поиск путей их решения.
В рамках достижения поставленных целей для решения были поставлены следующие задачи:1) изучить процесс становления и развития взаимоотношений российского государства и Русской Православной Церкви; 2) определить место и статус Русской Православной Церкви в сфере регулирования Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; 3) осмыслить и всесторонне раскрыть конституционную характеристику России как светского государства;4) рассмотреть правовое положение Русской Православной Церкви в России как в светском государстве; 5) изучить основы взаимоотношений и способы взаимодействия Русской Православной Церкви и государства; 6) рассмотреть конфликты Русской Православной Церкви с государственными учреждениями, обществом и определить пути преодоления разногласий.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы представляют испытанные методы научного познания как общенаучного характера (анализ, синтез; системный и функциональный подходы), так и частнонаучного (исторический, сравнительный, формально-логический методы в их различном сочетании). Для раскрытия закономерностей в развитии и функционировании российского государства и Русской Православной Церкви использовались исторический, структурно – функциональный, системный методы исследования. Основополагающим и интегрирующим явился сравнительно– правовой метод, позволяющий наиболее полно раскрыть особенности взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства и определить место и статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации. Анализ был проведен в основных главах работы, а синтез в заключении.
Для изучения данной темы были использованы нормативно – правовые акты Российской Федерации, научная и учебная литература, периодические издания. Особое внимание следует обратить на научные труды таких
исследователей как А.В. Карташев, П.В. Знаменский, Д.В Поспеловский, М.И. Одинцов, В.А. Цыпин, И.В. Понкин и публицистов Русской Православной Церкви – профессора Московской духовной академии, протодиакона А.В.Кураева, председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, протоиерея В.А. Чаплина, протоиерея Г.Н. Митрофанова. Таким образом, используя все указанные источники, можно дать многоаспектный анализ взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства и определить место и статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили материалы, собранные при прохождении преддипломной практики в Нижневартовском городском суде.
Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства, систематизации способов их взаимодействия, а также определении перспектив развития Русской Православной Церкви и государства в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа может быть использована для совершенствования законодательства в области взаимоотношений православных религиозных организаций и государственных структур в Российской Федерации.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав и 6 параграфов, присутствует заключение и библиографический список, общий объем работы 66 страниц.
Таким образом, подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно отметить следующее:
Во-первых, в ходе исторического развития, взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства претерпевали значительные изменения - от византийской модели «симфонии» и признания православной религии как государственной до полного отрицания религии и отделения Церкви от государства. Отношения светской и духовной власти неоднократно переходили от гармонии к открытым конфликтам. Эта ситуация коснулась, соответственно, не только юридического статуса православной церковной организации как одного из важнейших социальных институтов, но и самого права, принадлежащего Церкви и регулирующего отдельную область социальных отношений.
В России Русская Православная Церковь традиционно всегда была намного больше, чем религиозный институт, призванный служить инструментом спасения души отдельных индивидов. Церковь сформировала идентичность не только русского народа, но и всей русской государственности. Нельзя не отметить, что на протяжении многих веков Русская Православная Церковь являлась неотъемлемой частью государственного аппарата, служившей его укреплению, а в ряде случаев отдельные церковные деятели стояли на прогрессивных политических позициях. Таким образом, государство и Русская Православная Церковь на протяжении своего существования зависели друг от друга, в зависимости от периода своего развития, в большей или меньшей степени.
Во-вторых, в последнее время деятельность Русской Православной Церкви стала в значительной мере привлекать внимание отечественных юристов и российского государства в целом. Причиной тому явилась переоценка нравственных и правовых ценностей, изменение социально-правовой действительности и естественное восполнение духовно-нравственной ниши
общества. Перемены, произошедшие в России в конце XX века, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловив тем самым возрождение исторических традиций и духовных основ российского общества. По мнению современных исследователей государственноконфессиональных отношений, мы стали свидетелями двух встречных процессов - десекуляризации политики и политизации религии. Власть обратила свое внимание на позитивную, объединяющую роль Русской Православной Церкви как носителя общемировых ценностей, а Церковь стала рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных целей, которые стоят перед ней. С развитием государственного законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, Русская Православная Церковь стала активным участником многих общественнополитических процессов, происходящих в нашей стране. Сегодня Русская Православная Церковь, как мощный социальный институт, занимает одно из ведущих мест в духовно-нравственном возрождении российского общества.
В-третьих, существуют области, которые не могут быть безразличны и для Церкви, и для государства. Это вопросы нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и т.д. В то же время Церковь и государство имеют свои отдельные сферы влияния и особые средства воздействия на общественные отношения. Независимость эта, однако, не носит абсолютного характера. Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богослужения; равным образом Церковь не судит о формах государственного устройства и действиях государственных структур с точки зрения их политической целесообразности.
Вместе с тем, выступления Русской Православной Церкви порой расценивают как недопустимое посягательство на светский характер государства. Но может ли государство вообще существовать без нравственных основ? Представляется, что оптимальным вариантом существования современного
общества является секулярное государство, открытое к религии, признающее её положительное общественное значение и сознающее ограниченность своей собственной политической сферы. Необходимо отметить, что на современном этапе развития сотрудничество российского государства и Русской Православной Церкви, несмотря на наличие положительных тенденций, не является беспроблемным. И главные проблемы, решаемые сегодня Церковью, прежде всего связаны с преодолением тяжелого исторического наследия, восстановлением материальной, организационной основы, внешних связей, необходимых для обеспечения успешной церковной деятельности.
Однако, в настоящее время каких - либо существенных разногласий между государством и Церковью не наблюдается: положение Русской Православной Церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. Можно утверждать, что это достигается именно совместной работой органов государства и Русской Православной Церкви, их конструктивным диалогом, результатом которого стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны. В Российской Федерации активно осуществляются диалог и взаимодействие Русской Православной Церкви со всеми ветвями и уровнями государственной власти. Церковно-государственные взаимоотношения характеризуются высокой степенью взаимного доверия и наличием прямых рабочих контактов, которым не препятствуют «буферные» структуры.
Таким образом, на сегодняшний день вполне целесообразной представляется необходимость самоопределения Русской Православной Церкви и российского государства в отношении друг друга. Это самоопределение должно отвечать как исторической, общественно-политической, так и правовой реальности. Для того, чтобы выстроить церковно-государственные отношения во благо всего российского общества, нашему государству необходимо четко определиться с правовым статусом Русской Православной Церкви в силу того, что на данный момент юридический статус Церкви, как «религиозной
организации» не полностью учитывает природу РПЦ, что препятствует адекватному построению церковно-государственных отношений в правовой сфере. Представляется, что российское государство должно выстраивать взаимоотношения с Русской Православной Церковью на принципах признания её огромной исторической роли в судьбе Отечества и большого вклада в формирование нравственных устоев нации. Русская Православная Церковь и государство должны работать в полном согласии между собой, помогая друг другу, но не ущемляя свободы и самостоятельности каждого в своей сфере.
В заключение следует отметить, что эволюция отношений между государством и церковью продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности, и есть все основания полагать, что многие ученые и исследователи не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и Церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия столь мощных сил, как государство и религия. Государство и Русская Православная Церковь существовали, существуют и будут существовать и дальше, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающее человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста. Будущее нашей страны во многом определяется ролью и местом в нашей жизни Русской Православной Церкви, поэтому её статус должен не только учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.
Во-первых, в ходе исторического развития, взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства претерпевали значительные изменения - от византийской модели «симфонии» и признания православной религии как государственной до полного отрицания религии и отделения Церкви от государства. Отношения светской и духовной власти неоднократно переходили от гармонии к открытым конфликтам. Эта ситуация коснулась, соответственно, не только юридического статуса православной церковной организации как одного из важнейших социальных институтов, но и самого права, принадлежащего Церкви и регулирующего отдельную область социальных отношений.
В России Русская Православная Церковь традиционно всегда была намного больше, чем религиозный институт, призванный служить инструментом спасения души отдельных индивидов. Церковь сформировала идентичность не только русского народа, но и всей русской государственности. Нельзя не отметить, что на протяжении многих веков Русская Православная Церковь являлась неотъемлемой частью государственного аппарата, служившей его укреплению, а в ряде случаев отдельные церковные деятели стояли на прогрессивных политических позициях. Таким образом, государство и Русская Православная Церковь на протяжении своего существования зависели друг от друга, в зависимости от периода своего развития, в большей или меньшей степени.
Во-вторых, в последнее время деятельность Русской Православной Церкви стала в значительной мере привлекать внимание отечественных юристов и российского государства в целом. Причиной тому явилась переоценка нравственных и правовых ценностей, изменение социально-правовой действительности и естественное восполнение духовно-нравственной ниши
общества. Перемены, произошедшие в России в конце XX века, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловив тем самым возрождение исторических традиций и духовных основ российского общества. По мнению современных исследователей государственноконфессиональных отношений, мы стали свидетелями двух встречных процессов - десекуляризации политики и политизации религии. Власть обратила свое внимание на позитивную, объединяющую роль Русской Православной Церкви как носителя общемировых ценностей, а Церковь стала рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных целей, которые стоят перед ней. С развитием государственного законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, Русская Православная Церковь стала активным участником многих общественнополитических процессов, происходящих в нашей стране. Сегодня Русская Православная Церковь, как мощный социальный институт, занимает одно из ведущих мест в духовно-нравственном возрождении российского общества.
В-третьих, существуют области, которые не могут быть безразличны и для Церкви, и для государства. Это вопросы нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и т.д. В то же время Церковь и государство имеют свои отдельные сферы влияния и особые средства воздействия на общественные отношения. Независимость эта, однако, не носит абсолютного характера. Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богослужения; равным образом Церковь не судит о формах государственного устройства и действиях государственных структур с точки зрения их политической целесообразности.
Вместе с тем, выступления Русской Православной Церкви порой расценивают как недопустимое посягательство на светский характер государства. Но может ли государство вообще существовать без нравственных основ? Представляется, что оптимальным вариантом существования современного
общества является секулярное государство, открытое к религии, признающее её положительное общественное значение и сознающее ограниченность своей собственной политической сферы. Необходимо отметить, что на современном этапе развития сотрудничество российского государства и Русской Православной Церкви, несмотря на наличие положительных тенденций, не является беспроблемным. И главные проблемы, решаемые сегодня Церковью, прежде всего связаны с преодолением тяжелого исторического наследия, восстановлением материальной, организационной основы, внешних связей, необходимых для обеспечения успешной церковной деятельности.
Однако, в настоящее время каких - либо существенных разногласий между государством и Церковью не наблюдается: положение Русской Православной Церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. Можно утверждать, что это достигается именно совместной работой органов государства и Русской Православной Церкви, их конструктивным диалогом, результатом которого стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны. В Российской Федерации активно осуществляются диалог и взаимодействие Русской Православной Церкви со всеми ветвями и уровнями государственной власти. Церковно-государственные взаимоотношения характеризуются высокой степенью взаимного доверия и наличием прямых рабочих контактов, которым не препятствуют «буферные» структуры.
Таким образом, на сегодняшний день вполне целесообразной представляется необходимость самоопределения Русской Православной Церкви и российского государства в отношении друг друга. Это самоопределение должно отвечать как исторической, общественно-политической, так и правовой реальности. Для того, чтобы выстроить церковно-государственные отношения во благо всего российского общества, нашему государству необходимо четко определиться с правовым статусом Русской Православной Церкви в силу того, что на данный момент юридический статус Церкви, как «религиозной
организации» не полностью учитывает природу РПЦ, что препятствует адекватному построению церковно-государственных отношений в правовой сфере. Представляется, что российское государство должно выстраивать взаимоотношения с Русской Православной Церковью на принципах признания её огромной исторической роли в судьбе Отечества и большого вклада в формирование нравственных устоев нации. Русская Православная Церковь и государство должны работать в полном согласии между собой, помогая друг другу, но не ущемляя свободы и самостоятельности каждого в своей сфере.
В заключение следует отметить, что эволюция отношений между государством и церковью продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности, и есть все основания полагать, что многие ученые и исследователи не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и Церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия столь мощных сил, как государство и религия. Государство и Русская Православная Церковь существовали, существуют и будут существовать и дальше, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающее человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста. Будущее нашей страны во многом определяется ролью и местом в нашей жизни Русской Православной Церкви, поэтому её статус должен не только учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ РПЦ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Православное волонтерское движение
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2025 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ТЮРЕМНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС.
Курсовые работы, . Язык работы: Русский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2012 - Политическая теология современных внутрицерковных течений в Русской
Православной Церкви Московского Патриархата
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ )
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 1991-2016 гг. (НА МАТЕРИАЛЕ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





