Введение 3
1 Анализ теоретических источников по проблеме применения мультимедиа в
дисциплине «Социальная психология» 5
1.1 Понятие мультимедиа и ее составляющие элементы 5
1.2 Использование мультимедиа в обучении студентов 9
1.3 Теоретические основы науки «Социальная психология» 15
1.4 Цели и задачи дисциплины «Социальная психология» 21
2 Создание мультимедийного сопровождения дисциплины «Социальная
психология» 26
2.1 Понятие электронного курса и этапы его создания 26
2.2 Программные средства для разработки мультимедийного
сопровождения дисциплины «Социальная психология» 40
2.3 Принципы работы мультимедийного сопровождения дисциплины
«Социальная психология» 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А Скриншоты видеолекций 53
Приложение Б Скриншоты видеопрезентаций 54
Приложение В Html - код тестов 55
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы предусматривает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения. Актуальность дипломной работы связана с тем, что в настоящее время развитие образования направлено на формирование познавательно-профессиональной деятельности обучающихся и активное использование информационно- коммуникативных технологий в учебном процессе.
Целью данной дипломной работы является создание мультимедийного сопровождения по дисциплине «Социальная психология»».
В ходе выполнения дипломной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия мультимедиа и возможности применения мультимедиа технологий в образовании;
- ознакомиться с нормативными документами по информационному обеспечению дисциплин для высших учебных заведений
- провести теоретический обзор литературы для разработки мультимедийного сопровождения дисциплины «Социальная психология»;
- определить программные средства и технологию разработки мультимедийного сопровождения учебной дисциплины «Социальная психология»;
- разработать мультимедийные материалы для дисциплины «Социальная психология»;
- создать и описать алгоритм работы мультимедийного сопровождения дисциплины «Социальная психология».
Работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Объем работы 72 страницы, она включает 4 таблицы и 23 рисунка.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы в дальнейшем использовать мультимедийное сопровождения дисциплины «Социальная психология» в учебном процессе для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Прикладная информатика в социальных коммуникациях» в СФУ.
Высококвалифицированные кадры с высшим образованием являются необходимым условием успешного функционирования всех отраслей экономики. Важной стратегической задачей обучения в высших учебных заведениях является формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенции. Выполнение этой задачи сегодня невозможно без совершенствования образовательного процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности на основе разработки и внедрения новых программ, созданных на основе мультимедиа технологий.
В настоящее время под мультимедиа понимается технология, позволяющая с использованием аппаратных и программных средств компьютера продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах.
В данной работе рассматривались элементы мультимедиа технологий с точки зрения их значимости для применения в учебном процессе. Мультимедиа в образовании позволяет задействовать через компьютерные системы в режиме диалога все способы представления учебной информации: текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.
Применение мультимедиа в обучении студентов дает следующие преимущества: удобная форма восприятия информации, возможность оперативного контроля знаний, создание познавательно-профессиональной сферы обучения в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой, управление учебно-познавательной деятельностью, предоставление студентам справочной информации. Все это способствует развитию активности студентов, усилению их самостоятельности, мотивирует к творческой деятельности, активизирует познавательно деятельность студентов.
Процесс разработки мультимедийного сопровождения дисциплины включает несколько стадии: осмысление основных положений дисциплины и ее структуры, разработка в учебно-методического комплекса, выбор программных средств, реализация мультимедийного сопровождения в виде электронного курса. Электронные онлайн курсы могут быть созданы с помощью общих инструментов WEB-программирования или с помощью специализированных инструментов (программ) для создания электронных курсов.
В результате выполнения дипломной работы было разработано мультимедийное сопровождение учебной дисциплины «Социальная психология», которое включает в себя: видеопрезентации по темам лекций, видеолекции и прочие методические материалы по дисциплине «Социальная психология». В ходе разработки мультимедийного сопровождения использовались следующие программы: Adobe Acrobat Reader DC, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word и Vlc Media Player.
Разработанное мультимедийное сопровождение позволит активизировать познавательно-профессиональную деятельность студентов, повысить уровень освоения ими знаний.
1 Андерсен, Б. Б. Мультимедиа в образовании:
специализированный рабочий курс / Б. Б. Андерсен, К. ван ден Бринк. - 2007.- 300с.
2 Албегов, Ф. Г. Презентация в образовательном процессе : актуальность и технология использования / Ф. Г. Албегов // Дистанционное и виртуальное обучение, 2016,N № 11.-С.39-43
3 Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для студ. вузов по наир. и спец. "Психология" / Г. М. Андреева.- Москва : Аспект-Пресс,2012. - 363 с.
4 Анцупов, А. Я. Конфликтология : [учебник для вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.- Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 490 с.
5 Аравина, Т. И. Феномен толпы в исследовательских ракурсах социальной психологии // Психологический журнал, том 20, №3, 1999.
6 Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты //Психологический журнал. 1988. №3. - 200 с.
7 Беляев, М. И. Дидактический аспект проектирования визуального ряда (иллюстраций) для электронных учебников / М. И. Беляев // Дистанционное и виртуальное обучение, 2014,N № 1.- С.39-48.
8 Белинская, Е. П. Социальная психология личности : [учебное пособие] для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.- Москва : Издательский центр "Академия", 2009. - 301 с.
9 Берн, Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988-200С.
10 Гафурова, Н. В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учебное пособие по дисциплине "Педагогическое применение мультимедиа средств" профиля 05100.62.18 "Профессиональное обучение (информатика и вычислительная техника)" / Н. В. Гафурова, Е. Ю.
Чурилова ; Сиб. федер. ун-т, Ин-т цвет. металлов и материаловедения. - 2015. - 150 с.
11 Делия, В. П. Педагогическая инноватика: инновационное образование, инновационное мышление, инновации : материалы международной науч.-практич. конф. : [сб. ст.] / Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования ; ред. В. П. Делия. - Балашиха : Де-По, 2011. - 328 с.
12 Кащук, С. М. Стратегия интеграции мультимедиа технологий в систему языкового образования ( на примере обучения французскому языку) : автореферат дис. ... д-ра пед. наук ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2014-123 с.
13 Ковалевич, В. Т. Социальная психология : учеб. пособие / В. Т. Ковалевич ; Краснояр. гос. техн. ун-т.- Красноярск : ИПЦ КГТУ, 2006. - 204 с.
14 Коловская, А. Ю. Актуальные философские темы в проекте мультимедиа / учеб.-метод. пособие ; Сиб. федерал. ун-т. - 2011-286 с.
15 Кожемяко, И. Л. Активизация познавательно-профессиональной деятельности студентов посредством мультимедиа технологий : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защищена 17.06.2011 / И. Л. Кожемяко ; науч. рук. работы В. В. Игнатова ; Сиб. гос. технолог. ун-т. -2О11.-10С.
16 Козьяков, Р. В. Социальная психология : учебник / Р. В. Козьяков. - Москва : Директ-Медиа, 2013. - 376 с.
17 Крысько, В. Г. Социальная психология : курс лекций : учебное пособие для студентов вузов / В. Г. Крысько. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2012. - 256 с.
18 Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - М., 2005.- 180 с.
19 Логинова, Н.Ф. Социальная психология : учеб,- метод. пособие для самостоят. работы [для студентов наир. 030300.62 «Психология»] / Сиб. федерал. ун-т ; сост. Н. Ф. Логинова. - Красноярск : СФУ, 2013. - 14 c.
20 Лучников, П. А. Образовательные технологии в организации учебного процесса в высшей школе : монография / П. А. Лучников, М. В. Носков [и др.] ; под ред. Ю. С. Перфильев. - Москва : Научный мир, 2013. - 551 с.
21 Леван, Т. Н. Опыт организации курсов повышения квалификации для работников системы образования с использованием дистанционных образовательных технологий / Т. Н. Ле-ван // Сибирский педагогический журнал, 2016,N № 1.-С.62-67.
22 Майерс, Д. Социальная психология : [перевод с английского] / Д. Майерс. - М. ; СПб. : Питер, 2013. - 793 с.
23 Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. - СПб., 2000- 150 с.
24 Михаэлис, С. И. Педагогические и методологические основы использования интерактивных образовательных технологий в электронном учебном курсе дисциплины "Информатика" / С. И. Михаэлис // Информатика и образование, 2016,N № 4.-С.33-38.
25 Зенкина, С. В. Формы, средства и технологии интерактивного учебного взаимодействия в условиях дистанционного обучения / С. В. Зенкина, О. В. Шаронова // Информатика и образование, 2016,N № 4.- С.16-19.
26 Пищик, В. И. Психология ментальности поколений : учебное пособие / В. И. Пищик.- Москва : Директ-Медиа, 2014. - 91 с.
27 Попов, И.К. Рабочая программа по дисциплине «Социальная психология» - Красноярск, СФУ,2015. -22 с.
28 Семечкин, Н. И. Социальная психология : учебник. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. Ч. 1. - 2014. - 504 с.
29 Семечкин, Н. И. Социальная психология: учебник. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. Ч. 2. - 2014. - 432 с.
30 Смолянинова, О. Г. ИКТ в образовании в течение всей жизни : материалы 1-и Международной конференции, Красноярск, 16-18 сентября 2014 г. / Сиб. федер. ун-т ; отв. за вып. О. Г. Смолянинова. - Красноярск : СФУ, 2014. - 254 с.
31 Соловьева, Л. Ф. Модульный подход к построению мультимедийных учебников по курсу "математика и информатика" / Л. Ф. Соловьева. - 2009 // Дистанционное и виртуальное обучение, 2009,N N 12.- С.21-29.
32 Ступина, А. А. Оптимизация управления в интерактивных обучающих системах : монография / А. А. Ступина, М. В. Карасева, Л. Н. Корпачева ; Сиб. федер. ун-т, Ин-т упр. бизнес-процессами и экономики. - Красноярск : СФУ, 2013. - 115 с.
33 Суковатый, А. Г. Интерактивные технические средства обучения : практическое руководство / сост. А. Г. Суковатый [и др.]. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 84 с.
34 Третьяков, В. С. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе / В. С. Третьяков, В. А. Ларионова // Высшее образование в России, 2016,N № 7.-С.55-66.
35 Тырсин, Д. Г. Формирование у учащихся потребности в творческой деятельности в процессе интерактивного обучения : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Д. Г. Тырсин ; Саратов. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов, 2012. - 22 с.
36 Федунец, Н.И. Применение мультимедийных технологий в образовании / Н.И. Федунец, И.В. Ярощук. — Электрон. дан. — М. : Горная книга, 2006. — 88 с.
37 Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М., 1998. - Ростов-на-Дону, 2000.