Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СЕГМЕНТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ (на примере ЗАО «Пряник»)

Работа №19874

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
963
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты составления сегментной отчетности организаций хлебопекарной
промышленности 4
1.1 Итоги и современные тренды развития хлебопекарной отрасли
экономики России 6
1.2 Особенности сегментного учета и отчетности в отечественной и
международной практике 9
1.3 Сегментная отчетность: назначение, виды, методы и порядок
формирования, пользователи 14
1.4 Нормативно-правовое регулирование и предметно-целевой аспект
сегментной отчетности в РФ 19
2 Методическое обеспечение сегментного анализа в организациях хлебопекарной
промышленности (на примере ЗАО «Пряник») 23
2.1 Экспресс-анализ финансового состояния ЗАО «Пряник» 23
2.2 Сегментный анализ: специфика, методика и информационное обеспечение 28
2.3 Система ключевых показателей для оценки эффективности сегментов бизнеса 32
2.4 Цели, задачи, принципы, направления и этапы сегментного анализа ЗАО «Пряник» 36
3 Анализ и прогнозирование сегментной отчетности ЗАО «Пряник» 40
3.1 Анализ отчетной информации ЗАО «Пряник» по операционным сегментам 4 0
3.2 Анализ отчетной информации ЗАО «Пряник» по географическим сегментам 44
3.3 Факторный анализ в целях выявления резервов роста прибыли и
рентабельности 48
3.4 Прогноз сегментной отчетности ЗАО «Пряник» 52
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения А-Р 65-81

Расширение сфер деятельности предприятия в условиях существенного усиления конкуренции на рынке приводит к значительному росту вариативности принимаемых хозяйственных решений, существенно усложняя проблему их выбора. В подобного рода условиях крайне необходим поиск новейших подходов к информационному обеспечению управления на основании совершенствования методологии учета, отчетности, для более качественного анализа разных сторон деятельности предприятия и интерпретации получаемых данных.
Успешное функционирование предприятия в условиях жесткой рыночной конкуренции требует сегодня умелого маневрирования трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, для обеспечения эффективной работы в целом.
Эффективное управление предприятием, как сложной организационной структурой, сегодня нуждается в полноценном и качественном информационном обеспечении, которое включает в себя сведения об результатах и объемах деятельности в разрезе отдельных частей продуктового портфеля и географических регионов.
Сегмент (от лат. segmentum) означает часть или отрезок чего-либо. Поэтому сегментную отчетность определяют как ту отчетность, которая сформирована по отдельным сегментам бизнеса предприятия.
Получение разного рода дополнительной информации о реализуемой продукции, основных географических регионах реализации, основных групп покупателях и пр. позволяет руководству более целостно оценивать бизнес, выявляя тем самым убыточные и прибыльные направления.
Особенно важно ведения сегментного учета для сохранения финансовой устойчивости крупных предприятий России, обеспечивающих продуктовую безопасность страны, являющейся важной составной частью общенациональной безопасности, таких, к примеру, как предприятия хлебопекарной отрасли.
Хлебопекарная промышленность России относится к ведущим пищевым отраслям агропромышленного комплекса России, выполняет весьма важную задачу по выработке в должном качестве и количестве продукции первой необходимости. Хлеб в России это продукт самой первой необходимости, его приобретают регулярно везде и все.
Поэтому от того, насколько качественно и эффективно функционирует, а также развивается данная отрасль, в полной мере зависит продовольственная безопасность государства, а также обеспечение всех слоев населения самым доступным продуктом питания. Развитие отрасли зависит от успешности всего спектра субъектов хозяйствования, действующих в ней.
Существует огромное количество разнообразных хлебобулочных изделий, которые удовлетворяют самый изысканный вкус потребителя. Несмотря на высокую стоимость некоторых сортов хлебобулочных изделий, спрос на нее в последние года имеет тенденцию к увеличению. Люди все больше приветствуют здоровый образ жизни и готовы платить за качество продукции. Конечно дорогая продукция занимает малую долю рынка
Многие российские компании, работающие в сфере производства хлеба и хлебобулочных изделий представляют на рынок широкий ассортимент продукции, осуществляя деятельность в разных географических регионах с различными условиями роста, потребления и сбыта, уровнями риска и рентабельности.
А значит для принятия четких и выверенных управленческих решений в отношении развития предприятий хлебобулочной промышленности, необходимо обладать широким спектром информации финансового, бухгалтерского и управленческого учета.
В данной связи возникает объективная потребность в осуществлении детализации информации по сегментам, осуществляемой предприятием деятельности, которая связана с такими причинами как:
- расширение масштабов и сфер деятельности субъектов хозяйствования ;
- требованиями обеспечения достоверного распределения расходов и доходов ;
- необходимостью четкого экономического обоснования принимаемых управленческих решений;
- качественной оценки эффективности того или иного сегмента бизнеса.
Сегментная отчетность позволяет руководству предприятий осуществлять анализ финансовых результатов, доходов и расходов, денежных потоков, рентабельности организации в сегментном разрезе: хозяйственном и географическом.
Современная необходимость формирования методологии и реализации в практике сегментного учета и составления на базе его отчетности, обусловлена в первую очередь, процессами интеграции капитала и производства, что требует совершенствования учетных систем. Во-вторых, возникновением новых управленческих концепций и требований к обеспечению качественной информации, всех заинтересованных: внешних и внутренних пользователей. Итоговые результаты деятельности, получаемые с помощью данных сегментной отчетности позволяют в полной мере оценить прибыльность и затратность каждого отдельного сегмента бизнеса, а значит, принять адекватное управленческое решений о перспективности его дальнейшего развития.
На выбор и дальнейшую детализацию отчетных сегментов хозяйствующего субъекта, оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, учет которых направлен на совершенствование сегментного учета и оптимизацию управленческих решений на предприятии [1].
Все вышесказанное обусловило высокую актуальность темы бакалаврской работы.
Целью бакалаврской работы является разработка мер по повышению эффективности деятельности ЗАО «Пряник» на основе анализа его разработанной сегментной отчетности.
Согласно цели определен круг задач для исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты сегментного анализа отчетности организаций хлебопекарной промышленности;
- обосновать основные показатели и современные тренды развития хлебопекарной отрасли;
- охарактеризовать цели, задачи, принципы, направления и этапы сегментного анализа, обозначить основных пользователей сегментной отчетности;
- охарактеризовать актуальные требования в части нормативно - правового регулирования, обозначить предметно-целевой аспект сегментной отчетности в РФ;
- провести экспресс - анализ финансового состояния ЗАО « Пряник »;
- обозначить цели , задачи , принципы , направления и этапы сегментного анализа ;
- обосновать специфику, методику и информационное обеспечение проведения сегментного анализа;
- представить систему ключевых показателей для оценки эффективности бизнес сегментов;
- провести анализ отчетной информации ЗАО «Пряник » по операционным и географическим сегментам;
- выполнить факторный анализ прибыли и рентабельности с целью выявления резервов роста;
- осуществить прогнозирование развития ЗАО « Пряник » по сегментам.
Объектом исследования является сегментная отчетность ЗАО «Пряник». ЗАО «Пряник» действует на рынке Москвы. При этом продукция предприятия имеет широкую известность и в других городах России. Предмет исследования - формирование и анализ сегментной отчетности ЗАО «Пряник».Теоретической и методологической базой работы послужили многочисленные труды зарубежных и отечественных учёных в сфере управленческого учёта, контроля в системе управления организацией, финансового анализа, сегментного анализа и пр: (Н.В. Богатого, А.Н. Кизиловой, А.Н. Вахрушиной).
Методы исследования, используемые в процессе исследования: общенаучные (индукция и дедукция), методы экономического анализа (горизонтальный, вертикальный, коэффициентный и факторный).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках написания бакалаврской работы проанализированы теоретические сегменты анализа отчетности организации хлебопекарной промышленности. Первоначально представлены итоги развития хлебопекарной отрасли России. Установлено, что по итогам 2016 г. выпуск хлеба и хлебобулочных изделий снизился в несколько раз ввиду роста средних потребительских цен и стоимости сырья.
Также сократился сбыт у большинства предприятий отрасли. Факторы негативного внешнего влияния оказали отрицательное воздействие на показатели деятельности многих предприятий, действующих на данном целевом рынке.
В результате остро встал вопрос пересмотра эффективности разных сегментов бизнеса и переориентации деятельности для повышения прибыли и рентабельности.
Исследования по сегментному анализу и сегментной отчетности являются актуальными, дают основную базу для дальнейшего принятия внешними и внутренними пользователями экономически обоснованных решений. Данные отчетности по сегментам предоставляют возможность различным группам пользователей осуществлять более четкий анализ деятельности предприятия.
Указанная категория отчетности формируется на стыке финансового, бухгалтерского и управленческого учета, выступая более комплексным источником информации о развитии того или иного сегмента бизнеса.
Поэтому были изучены особенности управленческого и сегментного учета. Установлено, что пользователи сегментной отчетности могут быть как внешние, так и внутренние заинтересованные лица.
При этом зачастую сегментная отчетность предприятия является ее коммерческой тайной, поэтому внешние пользователи могут получить ее данные только с разрешения руководства субъекта хозяйствования.
Для предприятий, которые осуществляют международную торговлю и выпускают отчетность по РСБУ и МФСО ведение отчетности по сегментам является необходимостью. Остальные участники рынка, имеют возможность выбора ведения сегментной отчетности.
При этом, важность организации такого учета для обеспечения успешности бизнеса сегодня не вызывает сомнения, поскольку при помощи определенных коэффициентов на основании сегментной отчётности можно проводить оценку эффективности сегментов, тем самым своевременно исключая неприбыльные виды деятельности и развивая более рентабельные. В рамках второй и третьей главах бакалаврской работы осуществлен комплексный анализ сегментной отчетности ЗАО «Пряник» за период 2015-2016 гг. В результате экспресс-анализа финансового состояния установлено:
- в 2016 году ликвидность баланса ЗАО «Пряник» нарушена, что оказало влияние на платежеспособность предприятия;
- в 2015 году существовала вероятность банкротства, однако, при помощи заемного капитала в 2016 году ситуацию удалось стабилизировать;
- финансовая устойчивость в 2016 году нарушена, что требует принятия качественных мер по достижению ее нормального уровня;
- у ЗАО «Пряник» недостаточный уровень деловой активности, длительность оборота большинства показателей весьма замедлена;
- в 2015 и в 2016 годах предприятие убыточно.
В целом результаты экспресс-анализа ЗАО «Пряник» говорят о неудовлетворительном положении дел на предприятии. Поэтому был проведен сегментный анализ бизнеса, с целью выявления резервов роста прибыли и рентабельности.
После проведения анализа отчетной информации ЗАО «Пряник» по операционным и географическим сегментам. Были выделены наиболее эффективные и наименее эффективные сегменты. Для анализа использованы показатели: общей выручки по сегментам, чистой прибыли сегментов, а также рентабельности продаж по сегментам. В ходе сегментного анализа выделены сегменты, имеющие достаточный уровень рентабельности и приносящие ЗАО «Пряник» прибыль, а также те сегменты, которые являются убыточными и могут быть исключены в целом, либо пересмотрены и оптимизированы.
Наиболее эффективными сегментами, после проведения анализа оказались операционные сегменты 1 и 3, в них наблюдается наиболее высокий рост показателя выручки. Остальные сегменты оказались наименее эффективными. В географических сегментах, несмотря на общее снижение выручки, наибольшую долю выручки показали сегменты 2 и 3.
При прогнозном анализе, проведённом на основании статистического метода линейного тренда, были выявлены наиболее стабильные и эффективные сегменты в будущем периоде. Согласно выполненного прогноза продажи стабильно будут расти в операционном сегменте 1 и операционном сегменте 3. В операционных сегментах 2, 4 и 5 наблюдается сокращение в будущем периоде. Именно в отношении данных сегментов необходимо принятие качественных управленческих решений.
Таким образом, на данном этапе деятельности ЗАО «Пряник» требуется разработка мероприятий по оптимизации деятельности, путем пересмотра ассортиментной политики и политики сбыта по основным географическим сегментам.
В ходе проведенного анализа выявлены следующие отрицательные моменты в деятельности ЗАО «Пряник»:
1. На предприятии не существует специализированной маркетинговой службы, и работу по исследованию рынков сбыта новых видов продукции выполняет отдел продаж.
Специалисты по продажам ЗАО «Пряник» строят свои выводы, основываясь на фактических данных по реализации продукции.
Имея возможность непосредственного сбора информации, общаясь с покупателями, они делают выводы о потребности в тех или иных видах продукции.
2. ЗАО «Пряник» не проводит мониторинг рисков, связанных с предприятием, что отрицательно сказывается на устойчивости предприятия на рынке производства хлебобулочной продукции.
3. Возрастает риск, связанный с высокой кредиторской задолженностью, о чем свидетельствует снижение показателей финансовой устойчивости предприятия и уменьшение нераспределенной прибыли (убытка). Таким образом, на данном этапе деятельности ЗАО «Пряник» требуется разработка мероприятий по оптимизации деятельности, путем пересмотра ассортиментной политики и политики сбыта по основным географическим и операционным сегментам.
В целях совершенствования и управления производством хлебобулочных изделий в ЗАО «Пряник» рекомендуется:
1. Использовать формирование сегментной отчетности по операционным и географическим сегментам;
2. Проводить факторный анализ в целях выявления роста прибыли и рентабельности;
3. Для оценки эффективности сегментов бизнеса применять ключевые показатели рентабельности и оборачиваемости;
4. Прогнозировать сегментную отчетность для обоснования перспектив развития сегментов бизнеса.
Следует отметить, тот факт, что на сегодня в ЗАО «Пряник» учет по сегментам бизнеса не ведется. Это существенно усложняет проведение экономического анализа и управления сегментами.
Поэтому руководству предприятия рекомендуется пересмотреть свою учетную политику. и осуществить постановку наравне с бухгалтерским и налоговым учетом, управленческого учета с целью формирования эффективной информационной базы для принятия качественных управленческих решений.
Отсутствие формирования сегментной отчетности существенно затрудняет контроль и прогнозирование деятельности ЗАО «Пряник», а также регулирование вопросов рентабельности.
Проведение прогнозирования в отношении операционных и географических сегментов ЗАО «Пряник» позволило получить информационную базу для принятия управленческих решений руководством.



1 Пономарева, Н. В. О факторах выбора отчетных сегментов хозяйственной деятельности / Н.В. Пономарева // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 3. - С. 145¬147.
2 Обзор тенденций рынка хлеба за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://foodtechnologist.ru/2016/03/07/novosti-hlebopechenie/.
3 Рынок хлеба и хлебобулочных изделий. Текущая ситуация и прогноз 2018-2022 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alto-group.ru/otchot/marketing/291-rynok-xleba-i- xlebobulochnyx-izdelij-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html.
4 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
5 Шапошников, И. И. Состояние и тенденции развития рынка хлебобулочных изделий Москвы / И. И. Шапошников // Хлебопечение России. - 2014. - № 6. - С. 12-13.
6..Итоги года 2016, мука [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://agrovesti.net/lib/industries/cereals/itogi-goda-2016-muka.html.
7 Краус, С. В. Современное состояние хлебопечения в России / С.В. Краус // Хлебопродукты. - 2016. - № 1. - С. 12-13.
8 Ибрагимова, А. Х. Постановка управленческого учета / А.Х. Ибрагимова // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики : сборник научных трудов международной научно-практической конференции, в 2-х томах. - Курск, - 2015. - т. 1, С. 176-178.
9 Кизилов, А. Н. Нормативно-правовое регулирование управленческого учета в Российской Федерации / А. Н. Кизилов, Н. В. Богатый // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 18. - С. 12-22.
10 Полковский, Л. М. Бухгалтерский управленческий учет : учебник для бакалавров / Л.М. Полковский. - Москва : Дашков и К, 2016. - 256 c.
11 Серебрякова, Т. Ю. Учет и анализ в условиях ценностно-ориентированного управления / Т.Ю. Серебрякова, О.Г. Гордеева. - Москва : Инфра-М, 2015. - 135 с.
12 Костюкова, Е. И. Организационно-методические основы функционирования системы управленческого учета / Е. И. Костюкова, Т. А. Башкатова // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 36. - С. 12-17.
13 Хорнгрен, Ч. Управленческий учет / Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер, Ш. Датар. - 12-е изд., перевод с англ. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 1008 с.
14 Чмель, А. Англо-русский словарь бухгалтерских терминов / А. Чмель; под ред. Я.В. Соколова. - Москва : Финансы и статистика, 2012. - 175 с.
15 Смирнова, Е. В. Эволюция, современное состояние и направления развития сегментного учета и отчетности в организациях / Е.В. Смирнова, И.Ю. Цыганова // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 39. - С. 30-38.
16 Синицкая, Н. Я. Управленческий учет в схемах и определениях / Н.Я. Синицкая. - Москва : Проспект, 2015. - 144 c.
17 Каверина, О. Д. Управленческий учет : учебник и практикум для СПО / О.Д. Каверина.
- Люберцы : Юрайт, 2016. - 389 c.
18 Данилевский, Ю. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность / Ю.А. Данилевский. - Москва : ФИПК, 2015. - 578 с.
19 Остаев, Г. Я. Управленческий учет: учебник / Г.Я. Остаев. - Москва : ДиС, 2015. - 272 c.
20 Петрова, А. Н. Теоретические аспекты сегментирования / А. Н. Петрова // Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 2. - С. 136-141.
21 Смирнова, Е. В. Анализ сегментов бизнеса как инструмент стратегического управления организацией / Е. В. Смирнова, И. Ю. Цыганова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 37. - С. 16-24.
22 Ковалев, В. В. Финансовый анализ методы и процедуры. Финансы и статистика / В.В. Ковалев. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 566 с.
23 Чикишева, А. Н. Принцип сегментации в управлении предприятием / А.Н. Чикишева // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 8. - С. 42-44.
24 Стратегический управленческий учет для бизнеса : учебное пособие / Л.В. Юрьева, Н.Н. Илышева, А.В. Караваева, А.Н. Быстрова. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
25 Пашигорева, Г. И. Формирование сегментной отчетности в холдинговых структурах строительной отрасли / Г. И. Пашигорева // Экономика, управление предприятием. - 2014. - №3. - С. 138-141.
26 Пономарева, Н. В. Алгоритм выделения информации в задаче сегментации хозяйственной деятельности / Н.В. Пономарева // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 2. - С. 140-142
27 «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] : федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ ред. от 18.07.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
28 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 30.11.1994 № 50-ФЗ ред. от 21.07.2014 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам»
[Электронный ресурс] : приказ Министерства финансов РФ от 08.11.10 № 143н.
Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 14.12.10 № 19171 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30 Коляго, М. Д. Сегментарная отчетность в системе управления предприятием : дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.12 / [Электронный ресурс] / М.Д. Коляго. - Режим доступа: http://economy-lib.com/segmentarnaya-otchetnost-v-sisteme-upravleniyapredpriyatiem.
31 Соколова, Т. А. Формирование консолидированной отчетности в формате МСФО / Т.А. Соколова, О. С. Бородин // Бухгалтерский учет. - 2014. - № 7. - С. 17-27.
32 Постюшков, А. В. Прогнозирование банкротства / А. В. Постюшков // Арбитражный управляющий. - 2007 - № 6. - С. 11-16.
33 Ибрагимова, Д. А. Особенности Международного и Российского стандартов представления внешней отчетности по сегментам/ Д.А Ибрагимова // Аудит и Финансовый анализ. - 2007. - № 2. - С. 25-27.
34 Баканов, М. И. Теория экономического анализа : учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 416 с.
35 Ивашкевич, О. В. Управленческий учет и анализ в розничной торговле одеждой : учебное пособие / О. В. Ивашкевич. - Москва : Магистр, ИНФРА-М, 2013. - 127 c.
36 Назаренко, О. Н. Сегментарная отчетность в соответствии с МСФО / О. Н. Назаренко // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2012. - № 2. - С. 174-181.
37 Анущенкова, К. А. Финансово-экономический анализ : учебно-практическое пособие / К.А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова. - Москва : Дашков и К, 2012. - 403 с.
38 Керимов, В. Э. Бухгалтерский управленческий учёт : практикум / В.Э. Керимов. - Москва : Дашков и К, 2015. - 100 c.
39 Бердникова, Л. Ф. Информационное обеспечение финансового анализа [Электронный ресурс] / Л.Ф. Бердникова, С.П. Альдебенева // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/73/12476/.
40 Шадрина, Г. В. Экономический анализ. Теория и практика : учебник для бакалавров / Г.В. Шадрина. - Москва : Юрайт, 2014. - 515 с.
41 Вахрушина, М. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / М.А. Вахрушина. - Москва : Омега, 2014. - 451 с.
42 О сегментной отчетности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.innov.ru/science/economy/segmentarnaya-otchetnost-etapy-form/.
43 Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет : учебник / Н.П. Кондраков. - Москва : Проспект, 2015. - 496 c.
44 Практическое руководство по сегментной отчетности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: PricewaterhouseCoopers https://www.pwc.ru/en/ifrs/assets/a-practical-guide-to-segment- reporting-ru.pdf.
45 Основные тренды хлебопекарного рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sfera.fm/articles/1639/.
46 Федосеев, А. А. Битва за эффективность / А.А. Федосеев, Б.М. Карабанов. - Москва : Альпина Паблишер, 2013. - 288с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ