🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Работа №198706

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 7
1.1 Юридическая ответственность как составляющая правового статуса сотрудников правоохранительных органов 7
1.2 Особенности установления юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов в зарубежных странах 17
2 РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 27
2.1 Общая характеристика дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительных органов 27
2.2 Особенности административной ответственности сотрудников правоохранительных органов 37
2.3 Уголовная ответственность сотрудников правоохранительных органов как важнейшая разновидность юридической ответственности 46
2.4 Отдельные аспекты гражданско-правовой ответственности сотрудников
правоохранительных органов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4


В современных условиях общество и государство динамично развиваются. В связи с этим, деятельность правоохранительных органов приобретает все большее значение, поскольку через систему соответствующих государственных органов и структур реализуются важнейшие направления деятельности государства: охраны национальной безопасности, общественного порядка, противодействие преступности, борьба с наркоманией, подростковой преступностью и иными негативными социально-правовыми явлениями. В настоящее время деятельность правоохранительных органов характеризуется наличием проблемных аспектов, все чаще открываются факты совершения противоправных действий самими сотрудниками. В сложившихся условиях все большее значение приобретает юридическая ответственность сотрудников правоохранительных органов как важнейший элемент их правового статуса.
Ответственность как самостоятельный институт занимает важнейшее место в системе мер государственного принуждения. Она обеспечивает реализацию функций государства в вопросах обеспечения безопасности общества и охраны важнейших прав человека. Именно ответственность выступает необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого сотрудника. В настоящее время сформирована полноценная система законодательных актов, являющихся источниками правового регулирования отдельных видов юридической ответственности. В системе законодательства нет отдельного нормативно-правового акта, устанавливающего основы и механизм реализации ответственности сотрудников правоохранительных органов, в связи с чем целесообразно проводить анализ действующих федеральных законов, вычленяя из них специфику рассматриваемого института относительно данной категории лиц.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что противоправное деяние, совершенное сотрудником правоохранительного органа, характеризуется повышенной степенью общественной опасности. Это связано с тем, что на правоохранительные органы возложены функции по реализации тех или иных направлений деятельности, характеризующихся социальной значимостью. Совершение должностных лицом того или иного противоправного деяния в первую очередь оказывает влияния на эффективность реализации правоохранительным органов целей и задач, поставленных перед ним. Кроме того, противоправная деятельность должностных лиц дискредитирует правоохранительные органы в лице населения, снижает уровень авторитета и доверия к государству со стороны граждан, а также указывает на низкий уровень правосознания граждан и повышенный правовой нигилизм.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании общей характеристики и особенностей отдельных видов ответственности сотрудников правоохранительных органов.
Задачи квалификационной выпускной работы:
1. Исследование юридической ответственности как важнейшая составляющая правового статуса сотрудников правоохранительных органов.
2. Изучение особенностей юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран.
3. Рассмотрение общей характеристики дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительных органов.
4. Анализ особенностей административной ответственности сотрудников правоохранительных органов.
5. Исследование уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов.
6. Рассмотрение отдельных аспектов гражданско-правовой ответственности сотрудников правоохранительных органов.
Объектом исследования является система общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в процессе реализации юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы действующего законодательства, результаты научных трудов и исследований, материалы судебной практики по вопросам реализации отдельных аспектов юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов.
Теоретической основой исследования выступают результаты исследований многих ученых, рассматривающих отдельные особенности юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов. Так, были использованы труды таких ученых, как О.Ю. Автаевой, А.М. Артемьевой, В.И. Динека, Е.А. Зимина, А.А. Иванова, А.Н. Мещерякова, Т.А. Малыхиной, Н.А. Петухова, В.В. Попова, А.П. Ряжакова, А.Ю. Смирнова, Б.С. Утевского, А.В. Шитенкова, Е.А. Шурупова и многих других.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют положения Конституции РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, система федерального законодательства, а также ведомственных нормативных актов, материалы судебной практики.
Методологическую основу работы составили разнообразные методы познания и исследования социально-правовых явлений, в том числе анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, описание, сравнение, исторические, социологические, математические методы познания.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач. ВКР состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов (в первом главе – два параграфа, во второй граве – четыре параграфа), заключения, библиографического списка


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Юридическая ответственность сотрудников правоохранительных органов выступает важнейшей составляющей правового статуса должностных лиц. Именно степень налаженности и организации механизма реализации юридической ответственности оказывает влияние на эффективность деятельности тех или иных органов, подразделений, ведомств, а также способствует снижению уровня преступности внутри системы органов государственной власти. Исследование отдельных аспектов различных видов юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов приобретает не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку действующее законодательство
характеризуется проблемами и наличием пробелов в некоторых аспектах. В
рамках выпускной квалификационной работы была исследована не только
65
общая характеристика юридической ответственности сотрудников
правоохранительных органов, но и рассмотрены отдельные ее разновидности, а также изучен опыт зарубежных стран. По итогам проведенного исследования нами были выделены следующие выводы и тезисы:
1. Юридическая ответственность сотрудников правоохранительных органов понимается как социально-правовой институт, нормы которого направлены на процесс формирования основных элементов правового демократического государства. Рассматривая природу юридической ответственности следует отметить, что в ней должны быть заключены как карающие, так и предупредительно-воспитательные элементы. Таким образом, юридическая ответственность сотрудников правоохранительных органов складывается из двух самостоятельных элементов, это перспективная и ретроспективная ответственность. Первая понимается как степень осознания лицом своего собственного долга, вместе с этим, ретроспективная ответственность предполагает применение
соответствующих мер взыскания за нарушение отдельных положений, правил и требований законодательства. В зависимости от характера совершаемого противоправного деяния, юридическая ответственность условно делится на следующие виды: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая, материальная. Анализ действующего федерального законодательства, регламентирующего правовой статус отдельных ведомств и подразделений, позволяет сделать вывод о необходимости реформирования действующего законодательства. Сформировав единый подход к пониманию сущности и разновидностей юридической ответственности правоохранительных органов в РФ, можно говорить об эффективности реализации отдельных инструментов юридической ответственности.
2. Анализ опыта зарубежных стран в вопросах установления
юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов 66
позволят отметить, что в РФ сформирована полноценная система юридической ответственности рассматриваемой категории лиц. Можно выделить несколько направлений совершенствования существующего
законодательства и правоприменительной деятельности:
- В настоящее время следовало бы адаптировать опыт КНР в российской правовой системе, то есть целесообразно было бы уделить внимание разработке закона, отражающего особенности назначения и выплаты государственной компенсации потерпевшей стороне. Разработка отдельного нормативного акта окажет положительное влияние на складывающуюся правоприменительную деятельность.
- Порядок возмещения вреда потерпевшей стороне целесообразно было бы совершенствовать по аналогии опытом Франции, в которой активно действует процедура списания денежных средств с заработной платы сотрудника и его руководителя. При этом, сумма распределяется на последующие месяцы равномерно, в результате чего вся сумма ущерба перечисляется пострадавшему.
- Организовать реформирование действующего законодательство по пути ужесточения мер юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов. Особое внимание было бы целесообразно уделить коррупционным противоправным деяниям и мерам ответственности за них.
- Формирование системы конкурсного отбора при формировании кадрового резерва правоохранительных органов, а также детальная регламентация полномочий сотрудников правоохранительных органов в соответствующих должностных регламентах и инструкциях.
3. Дисциплинарная ответственность как одна из наиболее актуальным и распространенных форм юридической ответственности сотрудников правоохранительных органов нуждается в совершенствовании. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие направления реформирования законодательства:
- Формирование отдельного закона, действующего на федеральном уровне, в котором целесообразно закрепить основания дисциплинарной ответственности, понятие и признаки дисциплинарных проступков, а также порядок привлечения к ответственности. Такой закон мог бы распространяться на все категории сотрудников правоохранительных органов, независимо от ведомства и особенностей службы.
- Разработка единого подхода к пониманию сущности ответственности сотрудников правоохранительных органов: «это мера государственного принуждения, которая основывается на юридическом осуждении поведения сотрудника правоохранительных органов и фактически выражающаяся в установлении для него негативных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка».
- Внесение изменений в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которым основанием дисциплинарной ответственности выступает противоправное действие или бездействие, содержащее признаки административного правонарушения.
- Формирование закрытого перечня дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены по отношению к сотруднику правоохранительных органов в случае совершения проступка.
4. Административная ответственность сотрудников правоохранительных органов регламентируется ст. 2.5 КоАП РФ и характеризуется рядом особенностей. В первую очередь, это специальный субъектный состав, то есть к административной ответственности могут привлекаться только те сотрудники, которые занимают соответствующие должности в правоохранительных органах. Перечень должностных лиц является закрытым, расширенному толкованию не подлежит, находит свое отражение в соответствующих ФЗ. Рассматривая понятия сотрудники правоохранительных органов, предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, распространяя возможность привлечения к административной ответственности не только тех сотрудников, которым присвоены
специальные звания, но и иных должностных лиц, служащих в правоохранительных органах. Вторая особенность административной ответственности сотрудников правоохранительных органов заключается в наличии ограниченного перечня составов деяний, за которые предусматривается административная ответственность, а не дисциплинарная. Вместе с этим, действующая редакция КоАП РФ предусматривает возможность привлечения сотрудников правоохранительных органов одновременно как к административной, так и к дисциплинарной ответственности. Анализируя особенности административной ответственности сотрудников правоохранительных органов, полагаем необходимым в ст. 2.5 КоАП РФ закрепить отдельную норму, предусматривающую закрытый перечень административных наказаний, которые не могут применяться к сотрудникам правоохранительных органов.
5. Уголовная ответственность сотрудников правоохранительных органов выступает разновидностью уголовной ответственности за должностные преступления, регламентируемой нормами главы 30 УК РФ. Проведенный анализ позволил выявить ряд недостатков действующего законодательства, нуждающихся в преодолении:
- Отсутствие единого подхода к пониманию сущности категории «должностные преступления», что создает некоторые сложности в процессе правоприменения. В примечание к ст. 285 УК РФ целесообразно включить соответствующее понятие с целью формирования единообразия в вопросах установления уголовной ответственности в отношении сотрудников правоохранительных органов.
- Отсутствие понятия «правоохранительные органы» на законодательном уровне. Полагаем необходимым в примечании к ст. 285 УК РФ закрепить соответствующее определение с исчерпывающим перечнем соответствующих правоохранительных органов, сотрудники которых привлекаются к соответствующей уголовной ответственности.
- Совершенствование действующего уголовного законодательства в вопросах квалификации деяний сотрудников правоохранительных органов в части неправомерного применения огнестрельного оружия.
- . Гражданско-правовая ответственность выступает разновидностью юридической ответственности, состоящая во взыскании судом с нарушителя имущественных санкций. Относительно гражданско- правовой ответственности сотрудников правоохранительных органов следует отметить ряд особенностей. В первую очередь, ответчиком по делам, связанным с возмещением вреда, причиненного сотрудником правоохранительного органа, выступает государство в лице министерства финансов. Следовательно, вред, причиненный потерпевшему физическому или юридическому лицу, возмещается за счет средств казны РФ. Кроме того, перечень ситуаций и условий, при которых потерпевшему может быть причинен вред является закрытым и регламентирован в ч. 1 ст. 1070 ГК РФ. Проведенный анализ позволяет выделить ряд направления совершенствования действующего законодательства, которые на наш взгляд могут оказать положительное воздействие на правоприменительную деятельность:
- Диспозицию ч. 1 ст. 1070 ГК РФ следует дополнить, расширив круг ситуаций, при которых права и интересы граждан могут быть ущемлены. К числу таковых могут относиться задержание лиц, проведение обыска и иные ситуации, при которых так или иначе права лица могут ущемляться.
- В настоящее время необходимо сформировать в РФ методику определения и исчисления размера морального вреда физическим и юридическим лицам сотрудниками правоохранительных органов. Указанная методика может использоваться судами и сформировать единообразную практику в вопросах реализации гражданско-правовой ответственности сотрудников правоохранительных органов.
- Законодательная регламентация ответчика по делам, связанным с взысканием компенсации за вред, причиненный сотрудниками правоохранительных органов. В настоящее время возникла необходимость определения надлежащего ответчика, исключив волокиту и заволакивание судопроизводства.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от
14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001№ 174-ФЗ (ред. от 19.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2021) // Собрание
законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
6. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от
01.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7.Ст. 900.
7. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ.2011.№ 49 (часть I). Ст. 7020.
8. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ.1995. № 47.Ст. 4472.
9. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации»от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1.Ст. 15.
10. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ.1995.№ 15.Ст. 1269.
11. Закон РФ «О государственной тайне»от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 82208235.
12. Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 2002.№ 33. Ст. 3196.
13. Указ Президента РФ «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации»от 16.11.1998 № 1396
(ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательства РФ. 1998.№ 47. Ст. 5742.
14. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909 (утратил силу).
РАЗДЕЛ II ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Автаева, О.Ю. Гражданские правонарушения: сущность и состав: автореф. дис канд. юрид. наук / О.Ю. Автаева. Москва, 2004. 34 с.
...77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ