🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ

Работа №198705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
1.1 Теоретические основы взаимодействия прокуратуры с органами
внутренних дел в сфере обеспечения
законности………………… 9
1.2 Правовые основы взаимодействия прокуратуры с органами
внутренних дел в сфере обеспечения
законности…...……………. 18
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ ПО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
2.1 Структурная организации работы прокуратуры по
взаимодействию с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности……………………… 32
2.2 Формы взаимодействия прокуратуры с органами внутренних
дел в сфере обеспечения
законности…………………………………... 40
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАКОННОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы, возникающие в процессе взаимодействия
прокуратуры с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности ……….……… 54
3.2 Направления совершенствования института взаимодействия
прокуратуры с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности ………………………………………………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…… 71



Актуальность темы выпускной квалификационной работыподтверждается необходимостью совершенствования системы взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел в целях повышения эффективности работы этих органов при выполнении возложенных на них задач, в первую очередь, в области обеспечения верховенства закона. В этом отношении представляется возможным рассмотреть такое взаимодействие не только как основную составляющую организации деятельности прокуратуры, но и как полноценный институт, который можно позиционировать как имеющий вспомогательный характер, в силу своих особенностей призванный обеспечивать надлежащее выполнение прокуратурой возложенных на неё законом функций.
Кроме того, актуальность выбранной темы обусловлена тем обстоятельством, что вопрос взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности хотя и получил определенную правовую регламентацию в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, а также Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и ряде иных правовых актов, в том числе в актах Генеральной прокуратуры, однако всё же имеет ряд нерешенных аспектов, которые порождены изменениями законодательства, правоприменительной практикой борьбы с преступностью, а также отсутствием необходимых теоретических исследований.
Настоящая выпускная квалификационная работа ставит своей основной цельювыявление теоретических, правовых и практических основ взаимодействия прокуратуры и органов внутренних дел в сфере обеспечения законности, а также изучение проблем, возникающих в процессе реализации такого взаимодействия, и разработкурекомендаций, направленных на совершенствование института взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел.
Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:
1) исследование теоретических основ взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности;
2) исследование правовых основ взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел на современном этапе;
3) анализ структурной организации работы прокуратуры по взаимодействию с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности;
4) структурно-системный анализ основных форм взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности;
5) выявление проблем, возникающих в процессе взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел в области обеспечения законности;
6) определение основных направлений совершенствования института взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел в области обеспечения законности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел.
Предметом исследования выступают теоретические и правовые основы взаимодействия прокуратуры и органов внутренних дел, а также практика организации и осуществления такого взаимодействия.
Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания, а также правил вывода, основанных на логике. В частности, в работе использовались следующие общенаучные методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение. К частнонаучнымметодам, используемым в выпускной квалификационной работе, следует отнести формально-юридический метод, сравнительноправовой метод.
Что касается степени научной разработанности темы, то, несмотря на очевидную значимость проблемы взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел, она не получила достаточного освещения в юридической литературе. Встречается немного научных работ, в которых затрагивается эта проблематика. Как правило, дается лишь общая характеристика взаимодействия и указываются его основные формы. Вместе с тем какие- либо специальные комплексные исследования механизма взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел фактически отсутствуют.
Теоретико-правовая характеристика вопросов взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел даётся в трудах В.Т. Батычко, В.Т. Батычко, О.С. Капинуса, В.К. Боброва, А.Ф. Смирнова, А.А. Усачева, А.Ю. Винокурова, Е.Ю. Винокурова, С.А. Потапова и др.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют нормы Конституции Российской Федерации, Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации; акты Генерального прокурора Российской Федерации.
В целях анализа современного состояния взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел использовались данные официальной статистики об основных показателях надзорной деятельности Прокуратуры Челябинской области за январь–февраль 2021 года, а также за январь–декабрь 2020 года; информационно-аналитические данные об итогах работы ГУ МВД России по Челябинской области по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на территории Челябинской области в 2020 году; результаты изучения опыта организации взаимодействия на областном и районном уровнях в органах прокуратуры Челябинской области; материалы координационных совещаний.
Данная работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения и библиографического списка.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, анализ вопросов и положений, рассмотренных в выпускной квалификационной работе, позволяет сделать следующие выводы:
1. В научной юридической литературе выделяют следующие основные виды деятельностипрокуратуры, в рамках осуществления которых она взаимодействует с органами внутренних дел:
2. реализация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
4. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
5. рассмотрение и разрешение обращений граждан.
Существуют и иные виды деятельностипрокуратуры, в рамках осуществления которых она взаимодействует с органами внутренних дел, однако названные выше наиболее полно отражают направления такого взаимодействия в сфере обеспечения законности. Учитывая это, целесообразно говорить о том, что взаимодействие прокуратуры с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности имеет постоянный характер и реализуется в большинстве направлений деятельности органов прокуратуры, что обуславливает актуальность исследуемой темы и её важность для совершенствования работы данных правоохранительных органов на практике.
2. Каждое из направлений взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел в сфере обеспечения законности имеет достаточно обоснованную правовую регламентацию в системе российского законодательства. Обшие вопросы и аспекты такого взаимодействия обоснованы в Конституции Российской Федерации, международных договорах, а также в кодифицированных актах и федеральных законах, частные – в подзаконных актах, в частности, в актах Генерального прокурора Российской Федерации, являющихся обязательными для исполнения всеми прокурорами.
3. Каждое из названных выше направлений взаимодействия прокуратуры с органами внутренних дел реализуется на практике прокурорами всех уровней и всех прокуратур (как территориальных, так и специализированных), в структуру которых включены специальные подразделения, осуществляющие такое взаимодействие, либо из штатного состава которых на осуществление такого взаимодействия уполномочиваются конкретные сотрудники.
4. Категория «формы взаимодействия прокуратуры с органами
внутренних дел» представляет из себя практическое выражение складывающихся между данными органами процессуальных отношений, выражающееся в конкретных действиях, реализуемых сотрудниками. Учитывая это, можно констатировать, что каждое направление такого взаимодействия осуществляется в Российской Федерации в самых различных формах. Таким образом, российское законодательство регламентирует обширный круг инструментов практической реализации взаимодействия прокуратуры и органов внутренних дел. Этим в том числе и обусловлена необходимость решения проблем, существующих в данной сфере отношений.
5. В ходе выполнения выпускной квалификационной работы на основе анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также изучения точек зрения различных авторов нами были выявлены следующие наиболее актуальные проблемы, имеющие место в процессуальных отношениях, складывающихся между прокуратурой и органами внутренних дел в сфере обеспечения законности:
1) Отсутствие у прокурора права самостоятельно отменять любые решения следователя, содержащие нарушения законодательства: согласно п. 3 ч. 2 ст.37 Уголовно-процессуального кодекса, прокурор лишь уполномочен требовать устранить такие нарушения от следователей.
Одновременно с этим решение об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, принимается самим следственным органом, поскольку, согласно ч. 4 ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственного органа вправе не согласиться с требованиями прокурора. В этом отношении встаёт вопрос об объективности и беспристрастности решения вопроса устранения нарушений закона, допущенных следователем.
Кроме того, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в ч. 6 ст. 37 устанавливается сложный порядок обжалования прокурором незаконного или необоснованного решения следователя, предполагающий многоразовое повторное обращение прокурора в следственный орган с требованием об устранении нарушения законодательства. В этом отношении, помимо вопроса об объективности и беспристрастности, встаёт также вопрос временных затрат на решение указанного вопроса.
2) Отсутствие законодательной регламентации понятий «законность решения» и «обоснованность решения», являющихся основными критериями при оценке прокурором того или иного решения, выносимого поднадзорным субъектом.
3) Ограничение Уголовно-процессуальным кодексом решений прокурора, которые правомочен обжаловать следователь.
4) Избыточность согласования вопроса обжалования следователем решений прокурора с руководителем следственного органа, что исключает возможность непосредственного взаимодействия следователя с прокурором.
Указанные проблемы являются довольно значимыми в сфере взаимодействия прокуратуры и органов внутренних дел, их решение позволит оптимизировать указанные отношения и создать эффективный механизм их осуществления.
6. Учитывая результаты проведённого в работе проблемного анализа, автором предлагается внести следующие изменения в уголовнопроцессуальное законодательство Российской Федерации:
1) закрепить в п. 6 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочие прокурора отменять любые незаконные или необоснованные решения следователя с одновременным снятием с руководителя следственного органа полномочия рассматривать требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, 73
допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования;
2) закрепить вст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации понятия «законность решения» и «обоснованность решения»;
3) закрепить за следователем право обжаловать любое решение прокурора, вынесенное в его отношении, вышестоящему прокурору с одновременным закреплением единого механизма такого обжалования;
4) предоставить следователю право обжаловать требование прокурора, вынесенное в его отношении, без согласования с руководителем следственного органа.
По мнению автора, данные меры позволят создать оптимальную систему взаимодействия органов прокуратуры и органов предварительного следствия и, как итог, усовершенствовать весь институт взаимодействия прокуратуры и органов внутренних дел.
Таким образом, совершенствование института взаимодействия прокуратуры и органов внутренних дел в сфере обеспечения законности является, безусловно, важной государственной задачей и одновременно актуальным вопросом, требующим своего разрешения.



1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября
2002 г. № 138-ФЗ. СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18
декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30
декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-
ФЗ// СЗ РФ.1996. № 25.Ст. 2954.
6 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа
1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
7 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января
1992 г. № 2202–1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
8 Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию
организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. № 1422 // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5923.
9 Указ Президента Российской Федерации «О координации деятельности
правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 18 апреля 1996 г. № 567 // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
10 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» от 26 января 2017 г. № 33. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71524294/ (дата обращения 23.03.2021).
11 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» от 11 мая 2016 г. № 276. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198120/
(дата обращения 21.03.2021).
12 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 28 декабря 2016 г. № 826. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212081/ (дата обращения 23.03.2021).
13 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и
предварительного следствия» от 5 сентября 2011 г. № 277. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257672/ (дата обращения 22.03.2021).
14 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1257526/ (дата обращения
25.02.2021).
15 Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» от 7 мая 2008 г. № 84. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256817/#1256817(дата обращения 20.03.2021).
..11


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ