🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОВД

Работа №198703

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 6
1 КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ:
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.1 Понятие и классификация коррупционных проявлений в
ОВД……………………………………………………………... 9
1.2 Причины и условия возникновения и развития коррупции в
деятельности ОВД…………………… 20
1.3 Правовая основа системы противодействия коррупции в
ОВД……………………………………………………………... 29
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ
МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОВД
2.1 Система субъектов противодействия коррупции в ОВД 43
2.2 Меры и средства противодействия коррупции в системе
ОВД……………………………………………………………... 53
2.3 Опыт борьбы с коррупцией в системе правоохранительных
органов иностранных государств……………………………... 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………..……….. 80
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Коррупция характеризуется многоаспектностью и комплексностью, в связи с чем, она имеет различные формы выражения. Многообразие и эволюция форм коррупционных проявлений представляет собой существенную транснациональную угрозу для современных государства, в том числе РФ. Независимо от формы реализации, коррупция в любом своем проявлении оказывает существенное негативное влияние на экономику государства, национальную безопасность. Коррупционность в РФ формирует опасность для государства и отсутствие международной защищенности, а также мешает формированию в РФ институтов демократии, осуществлению гражданами конституционных прав и свобод в области здравоохранения, общественного обеспечения и материальных взаимоотношений. Вместе с этим, противодействие коррупции в органах государственной власти выступает перспективным направлением деятельности государства, в том числе ОВД.
В современных условиях в РФ сформирована полноценная система субъектов противодействия коррупции, в состав которых включаются органы внутренних дел. Исследование административно-правовых средств противодействия коррупции в ОВД приобретает существенное значение не только с практической, но и с теоретической точки зрения. Это обусловлено тем, что коррупционность в ОВД содействует стремительному развитию преступности, организовывает основы для развития экстремизма и терроризма, а также формирует препятствия совершенствованию и реформированию действующей системы ОВД.
Актуальность темы выпускной квалификационной работыобусловлена необходимостью совершенствования действующей системы
административно-правовых средств противодействия коррупции в системе ОВД, поскольку коррумпированность органов внутренних дел представляет повышенную общественную опасность. Существующая система
инструментов противодействия коррупции показывает низкий уровень
4
эффективности, поскольку уровень преступлений коррупционной направленности постепенно растет. Вместе с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется противодействию коррупции в правоохранительных органах, в том числе в ОВД, поскольку наличие коррумпированных сотрудников ОВД не только подрывает авторитет органов внутренних дел и исключает возможность налаживания доверительных отношений с населением, но и дискредитирует антикоррупционную политику как ключевое направление деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы: проведение
многоаспектного, комплексного исследования отдельных аспектов реализации административно-правовых средств противодействия коррупции в ОВД, рассмотрении существенных проблемных аспектов, а также формировании путей их преодоления и совершенствования.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи квалификационной выпускной работы:
1. Исследование понятия, а также дифференциации коррупционных проявлений в органах внутренних дел.
2. Рассмотрение причин и условия, способствующих возникновению и развитию коррупции в ОВД.
3. Анализ деятельности субъектов ОВД в аспекте противодействия коррупции.
4. Рассмотрение правовых основ организации антикоррупционной деятельности в ОВД.
5. Выявление мер и средств, используемых внутри системы ОВД по предупреждению коррупции.
6. Исследование опыта зарубежных стран в вопросах организации противодействия коррупции в правоохранительных органах.
Объектом исследованиявыступает система общественных отношений, которые возникают и развиваются в процессе организации антикоррупционной политики в ОВД.
Предметом выпускной квалификационной работыявляются нормы административного права, положения федерального законодательства, подзаконных нормативных актов и ведомственных приказов, а также результаты правоприменительной деятельности в свете противодействия коррупционным проявлениям в ОВД.
Теоретическая основа исследования: результаты трудов ученых, исследующих отдельные вопросы противодействия коррупции, порядка реализации мер административно-правового предупреждения коррупции в ОВД. Так, в процессе написания выпускной квалификационной работы использовались труды Е.В. Агапова, А.В. Аносова, М.А. Власенко, Б.В. Воложенкина, А.С. Данильяна, О.А. Дроздова, В.Д. Зенина, А.Е. Лихачевой, А.А. Макарова, А.В. Москалева, М.М, Полякова, И.С. Соколова, Т.К. Ульбашева, Ю.В. Филимонова и иных исследователей.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляютмеждународные нормативные акты, Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, система федерального законодательства, подзаконных нормативных актов, ведомственные приказы, результаты судебной практики судов общей юрисдикции.
Методологическую основу работы составили как общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, описание, так ичастно-научные методы познанияправовых институтов.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, трех глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коррупция – одна из наиболее значимых проблем современного общества, которая прошла длительный путь становления. Деятельность ОВД как ключевого субъекта противодействия коррупции должна становиться отдельным предметом исследований, поскольку появление и развитие коррупционных проявлений в ОВД отличается повышенной общественной опасностью и вредностью. Указанные тезисы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы. По результатам проведенного исследования, нами были сформулированы следующие выводы:
1. Коррупция – негативное социально-правовое явление, которое оказывает колоссальное влияние на общественный порядок и безопасность в РФ. В связи с этим, целесообразно анализировать сущность указанного явления многоаспектно. Принимая во внимание особенности деятельности ОВД, полагаем необходимым закрепить понятие «коррупция в ОВД» в примечании к ст. 31.1 ФЗ «О полиции» в виде: «Коррупция в ОВД – подкуп (получение, предложение, обещание, дача, вымогательство взяток), а также иное противоправное применение сотрудниками ОВД своего статуса с целью незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот имущественного и неимущественного характера) для себя лично или иных лиц вне зависимости от совершения деяний лично или через посредников, вопреки законным интересам личности, общества или государства» (Приложение № 1).
2. Коррупция как глобальное социально-правовое, экономическое и историческое явление, должно рассматриваться также через призму причин и условий, лежащих в основе данного феномена. Условно все причины можно поделить на несколько категорий:
- Административно-управленческие – несовершенства действующего законодательства, которые формирует почву для
злоупотреблений должностными лицами своих полномочий, а также иных проявлений коррупционного характера.
- Социально-экономические причины – расслоение общества и формирование колоссального разрыва между основной массой населения и небольшим слоем богатых граждан. Социально-экономическое неравенство в обществе приводит появлению иных негативных явлений, способствующих развитию коррупции.
- Исторические причины характеризуют традиции и обычаи русского общества в аспекте лихоимства, мздоимства и кормления чиновников, что на протяжении веков постепенно приводило к появлению такого феномена, как коррупция.
- Международные – деятельность интернациональных и зарубежных инвесторов, направленная на подкуп российских должностных лиц с целью закрепления на национальном рынке РФ.
- Мировоззренческие – менталитет российского гражданина (терпимость к коррупции и возможности подкупа должностного лица), повышенный правовой нигилизм, низкий уровень правосознания граждан благоприятно влияют на становление коррупции в РФ, и ОВД, в частности.
3. Антикоррупционная деятельность в ОВД основывается на системе нормативно-правовых актов, действующих на различных уровнях:
- Международные акты – Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» и иные. Международные нормы не учитывают особенности российской государственности и специфику деятельности ОВД.
- Система федерального законодательства, которая строится на основании Конституции РФ. К числу центральных федеральных законов в сфере противодействия коррупции относятся ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «О полиции», ФЗ «О государственной гражданской службе», ФЗ «О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ». Положения указанных законов в совокупности образуют систему антикоррупционной политики в ОВД.
- Подзаконные нормативные акты – Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, которые закрепляют порядок и отдельныенаправления противодействия коррупции в РФ. Их особенность заключается в том, что они локально разрешают те или иные вопросы антикоррупционной политики, но не учитывают специфику деятельности ОВД.
- Ведомственные нормативные акты – приказы МВД России, некоторые из которых также регламентируютпротиводействие коррупции.
Проведенный анализ позволяет выявить необходимость принятия актов разъяснительного и методологического характера, а именно, регламентов, методик и инструкций, направленных на усиление механизмов антикоррупционного контроля в системе ОВД.
4. Условно всю систему противодействия коррупции в ОВД можно поделить на две ветви. Первая охватывает субъекты, осуществляющие деятельность по противодействию коррупции наряду с иными подразделениями (руководители подразделений, непосредственные руководители отделений и иных формирований, кадровые службы). Особое внимание было уделено второй ветви – коллективные и индивидуальные субъекты, специально сформированные для разрешения задач противодействия коррупции (органы предварительного следствия, собственной безопасности, подразделения уголовного розыска, а также подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции). В ходе исследования, особое внимание было уделено взаимодействию отдельных подразделений как внутри системы ОВД, так и с иными структурами, разрешающими аналогичные задачи. Так, в настоящее время сформировалась необходимость проведения совместных консультаций, совещаний и иных мероприятий с целью формирования приоритетных направлений предупреждения коррупции в ОВД и разрешения
складывающих проблемных аспектов. Кроме того, возникла потребность в разработке отдельного положения или инструкции, регламентирующей порядок взаимодействия подразделений ОВД и подразделениями ФСБ в вопросах предупреждения коррупции.
5. Существенное значение в системе противодействия коррупции отводится средствам и мерам, используемым сотрудниками ОВД в данном направлении. Принимая во внимание отдельные аспекты ограничительных мер, действующих в отношении сотрудников ОВД, целесообразно в п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О службе в ОВД» включить дополнения относительно круга лиц, с которыми сотрудник находится в близком родстве, дополнив его такими категориями, как полнородные и неполнородные братья, сестры, а также усыновители и усыновленные. Кроме того, в ст. 14 ФЗ «О службе в ОВД» следует сформулировать примечание, отражающее определение непосредственной подчиненности. В систему средств и мер противодействия коррупции включаются также меры ответственности. В зависимости от степени общественной опасности содеянного, сотрудник ОВД может быть привлечен к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности за совершение деяния коррупционной направленности. Только полноценная и всесторонне развитая система мер и средств противодействия коррупции в ОВД позволит организовать многоаспектную, масштабную борьбу с коррупционными проявлениями в системе ОВД.
6. На основе проведенного анализа опыта зарубежных стран в вопросах противодействия коррупции, можно выделить следующие пути совершенствования антикоррупционной политики в ОВД РФ:
- Формирование отдельного закона «О коррупции за рубежом» по аналогии с американским законодательством. Указанный нормативный акт мог бы заложить основы противодействия коррупции в отношении иностранных должностных лиц.
Ужесточение уголовной ответственности по аналогии с
законодательством США, в котором предусматриваются более строгие меры уголовного наказания для нарушителей.
- Одной из сложностей, встающих на пути противодействия коррупции, выступает падение авторитета ОВД, отсутствие доверия у населения. В связи с этим, складывается необходимость налаживания взаимодействия ОВД с институтами гражданского общества и населением с целью установления необходимых доверительных отношений, являющихся залогом эффективной антикоррупционной деятельности.
- По примеру Франции следовало бы перенять опыт по ведению реестров и информационных баз данных, содержащих информацию о нормативно-правовых актах, и лицах, инициирующих их принятие.
- По опыту многих государств целесообразно сформировать Кодекс антикоррупционного поведения. Так, подобный акт сформирован и активно действует в Германии, Австралии и Японии. Положения данного документа помогли бы повысить правосознание граждан, чиновников в том числе, а также сформировать сознание нетерпимости подкупности должностных лиц.
- Лица, свершившие противоправные деяния коррупционной направленности, должны подвергаться не только уголовным наказаниям, но и конфискации имущества. Посредством сформированного механизма конфискации, имущество, полученное преступным путем, будет переходить в состав государственной казны.
- Наличие открытого информационного поля, позволяющего обеспечивать реальное, а не номинальное отражение необходимой статистической информации о деятельности подразделений ОВД, позволит не только наладить доверительные отношения с гражданами, но и наладить механизм общественного контроля.



1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
3. Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (с изм. от 15.11.2000) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
4. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) от 15 ноября 2003 года № 22-15 //
Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 2004. № 33.
5. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками) // Российская газета. 2020. № 144.
6. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // Собрание
законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
8. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230-ФЗ (изм. от 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч.4). Ст. 6953.
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (изм. от 14.09.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
10. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (изм. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
11. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
12. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
13. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах противодействия коррупции» от 08.03.2015 № 120 (изм. от 15.07.2015) // Собрание
законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1506.
14. Указ Президента РФ «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» от 23.06.2014 № 460 (изм. от 15.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (ч. II). Ст. 3520.
15. Приказ МВД России «Об утверждении Порядка сообщения в системе МВД России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими
официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа)» от 01.06.2017 № 334 (документ
опубликован не был)// Официальный интернет-портал правовой информации СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2021).
...84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ