ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОСМОТРА КАК МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДОСМОТРА КАК МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 10
1.1 Общая характеристика института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 10
1.2 Сущность и особенности личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 20
1.3 Сущность и особенности досмотра транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 31
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСМОТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ 43 АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Правовая основа применения сотрудниками ОВД досмотра как как меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях 43
2.2 Основания, условия и порядок применения досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 53
2.3 Специфика и порядок применения должностными лицами ОВД досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ВВЕДЕНИЕ 6
1 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДОСМОТРА КАК МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 10
1.1 Общая характеристика института мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 10
1.2 Сущность и особенности личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 20
1.3 Сущность и особенности досмотра транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 31
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСМОТРА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ 43 АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2.1 Правовая основа применения сотрудниками ОВД досмотра как как меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях 43
2.2 Основания, условия и порядок применения досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 53
2.3 Специфика и порядок применения должностными лицами ОВД досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выступают важнейшей группой мер административного принуждения, которая направлена на пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, а также составления соответствующего протокола в том случае, если на месте это сделать невозможно. Принимая во внимание значимость мер обеспечения, целесообразно обратиться к отдельным из них, в том числе, досмотровым мероприятиям. В деятельности подразделений органов внутренних дел, выступающих одним из важнейших субъектов производства по делам об административных правонарушениях, досмотр выступает одной из наиболее распространенных и актуальных мер. Практика показывает, что в большинстве случаев досмотр реализуется сотрудниками патрульнопостовой службы, дорожно-постовой службы, участковыми уполномоченными полиции и иными должностными лицами, реализующими охрану общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в РФ.
Несмотря на то, что досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является весьма распространенным, на практике нередко складывается ряд проблем как правового, так и организационного характера. С целью повышения эффективности деятельности должностных лиц подразделений ОВД, полагаем необходимым исследовать отдельные направления деятельности в аспекте реализации досмотровых мероприятий. На наш взгляд, исследование по данной теме приобретает не только научное, но и прикладное значение, поскольку результаты данного исследования могут быть положены в основу реформирования деятельности подразделений ОВД.
Актуальность темы выпускной квалификационной работыподтверждается следующими статистическими данными. За 2016 год
такая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как досмотр, была реализована 71 545 раз , за 2017 год – 90 561 раз , за 2018 год – 84 546 раз , за 2019 год – 72 615 раз , за 2020 год – 79 368 раз . Однако, несмотря на то, что досмотр достаточно часто используется отдельными подразделениями ОВД, на практике встают вопросы относительно оснований и алгоритма реализации данной меры, а также процессуального оформления досмотра, что обуславливает необходимость исследования данных аспектов.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении многоаспектного исследования организационных и правовых основ применения должностными лицами органов внутренних дел досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи квалификационной выпускной работы:
1) изучение общей характеристики института мер обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях;
2) исследование сущности и особенностей личного досмотра, а
также досмотра вещей, находящихся при физическом лице;
3) рассмотрение сущности и специфики досмотра транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
4) анализ правовой основы применения сотрудниками ОВД досмотра как как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) исследование оснований и условий применения досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
6) анализ специфики и порядка применения должностными лицами органов внутренних дел досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются, развиваются и прекращаются в связи с реализацией досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Предметом выпускной квалификационной работы являются положения федерального законодательства РФ, в том числе административно-правовые нормы, результаты правоприменительной деятельности, а также статистические данные по теме исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых в сфере реализации досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Так, были использованы трудыЮ.П. Гапона, И.А. Калашниковой, В.Я. Кикотя, Е.С. Попковой, Л.С. Сафоновой, Е.И. Сидорова, А.Ю. Соколова, А.П. Солдатова, Е.К. Черкасова, Р.Р. Сабитоваи других исследователей.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют положения Конституции РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, система федерального законодательства, ведомственных актов, материалы правоприменительной деятельности, статистические данные.
Методологической основой работы являются общенаучные (системный, методы анализа и синтеза) и частнонаучные методы (формально-юридический, метод сравнительного правоведения; метод правового моделирования). Использование перечисленных методов позволило всесторонне и комплексно исследовать поставленные в работе цель и задачи.
Данные исследования были отражены в научной статье автора выпускной квалификационной работы с аналогичным названием в электронном научном журнале «Академическая публицистика», что подтверждается сертификатом о публикации.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, двух глав, в которых шесть в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Несмотря на то, что досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является весьма распространенным, на практике нередко складывается ряд проблем как правового, так и организационного характера. С целью повышения эффективности деятельности должностных лиц подразделений ОВД, полагаем необходимым исследовать отдельные направления деятельности в аспекте реализации досмотровых мероприятий. На наш взгляд, исследование по данной теме приобретает не только научное, но и прикладное значение, поскольку результаты данного исследования могут быть положены в основу реформирования деятельности подразделений ОВД.
Актуальность темы выпускной квалификационной работыподтверждается следующими статистическими данными. За 2016 год
такая мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как досмотр, была реализована 71 545 раз , за 2017 год – 90 561 раз , за 2018 год – 84 546 раз , за 2019 год – 72 615 раз , за 2020 год – 79 368 раз . Однако, несмотря на то, что досмотр достаточно часто используется отдельными подразделениями ОВД, на практике встают вопросы относительно оснований и алгоритма реализации данной меры, а также процессуального оформления досмотра, что обуславливает необходимость исследования данных аспектов.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении многоаспектного исследования организационных и правовых основ применения должностными лицами органов внутренних дел досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи квалификационной выпускной работы:
1) изучение общей характеристики института мер обеспечения
производства по делам об административных правонарушениях;
2) исследование сущности и особенностей личного досмотра, а
также досмотра вещей, находящихся при физическом лице;
3) рассмотрение сущности и специфики досмотра транспортного средства как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
4) анализ правовой основы применения сотрудниками ОВД досмотра как как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) исследование оснований и условий применения досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
6) анализ специфики и порядка применения должностными лицами органов внутренних дел досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются, развиваются и прекращаются в связи с реализацией досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Предметом выпускной квалификационной работы являются положения федерального законодательства РФ, в том числе административно-правовые нормы, результаты правоприменительной деятельности, а также статистические данные по теме исследования.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых в сфере реализации досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Так, были использованы трудыЮ.П. Гапона, И.А. Калашниковой, В.Я. Кикотя, Е.С. Попковой, Л.С. Сафоновой, Е.И. Сидорова, А.Ю. Соколова, А.П. Солдатова, Е.К. Черкасова, Р.Р. Сабитоваи других исследователей.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют положения Конституции РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, система федерального законодательства, ведомственных актов, материалы правоприменительной деятельности, статистические данные.
Методологической основой работы являются общенаучные (системный, методы анализа и синтеза) и частнонаучные методы (формально-юридический, метод сравнительного правоведения; метод правового моделирования). Использование перечисленных методов позволило всесторонне и комплексно исследовать поставленные в работе цель и задачи.
Данные исследования были отражены в научной статье автора выпускной квалификационной работы с аналогичным названием в электронном научном журнале «Академическая публицистика», что подтверждается сертификатом о публикации.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач, состоит из введения, двух глав, в которых шесть в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
Досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является одной из наиболее распространенных и актуальных с точки зрения правоприменения. В связи с этим, целесообразно более подробно исследовать отдельные аспекты деятельности сотрудников подразделений ОВД в части реализации тех или иных видов досмотра, поскольку данное направлении работы обоснованно нуждается в совершенствовании. Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов и тезисов, выносимых на защиту выпускной квалификационной работы.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выступают разновидностью административного принуждения, которое в свою очередь является видом государственного принуждения. С одной стороны, принуждение выступает методом правового воздействия, основанный на организованной государственной силе и юридических нормах, с другой стороны – принуждение реализуется с целью организации защиты государственных, общественных, а также личных интересов. В современных условиях принуждение выступает необходимым и эффективным средством управления. В свою очередь, административное принуждение, являясь важнейшим видом государственного принуждения, представляет собой систему определенных элементов – мер административного принуждения, который в свою очередь систематизируется и делится на следующие категории: меры административного предупреждения; пресечения; обеспечения производства по делу об административном правонарушении; наказания; административновосстановительные меры. Рассматривая природу и сущность мер обеспечения производства, следует отметить, что они специфичны и самодостаточны, обладают рядом характерных признаков, через которые меры выделяются в самостоятельный институт.
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение мер обеспечения производства – комплекс процессуальных мер, применяемых уполномоченными на то лицами на различных стадиях административного производства, сущность и объем которых продиктован санкциями соответствующих мер административной ответственности.
Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляет собой важнейшую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Несмотря на то, что рассматриваемые меры зачастую реализуются параллельно, следует на законодательном уровне все же провести их разграничение, а также усовершенствовать действующее законодательство по следующим направлениям:
1. Включение в ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ определения личного досмотра, которое позволит провести разграничение данной меры с досмотром вещей, находящихся при физическом лице.
2. В ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ включить дополнительную формулировку относительно необходимости проведения личного досмотра в специализированном помещении, что сформирует дополнительную гарантию прав и свобод человека.
3. Разработать отдельную ведомственную инструкцию, положения которой могли бы распространяться на сотрудников ОВД в части последовательности организации личного досмотра, а также досмотра вещей, находящихся при физических лицах.
4. Закрепить основания проведения досмотра на федеральном уровне по аналогии с положениями приказа МВД России № 664, в котором данные основания изложены в виде закрытого перечня в п. 189.
Досмотр транспортного средства выступает важнейшей разновидностью досмотра, реализуемого сотрудниками ОВД. Под досмотром транспортного средства понимается деятельность уполномоченных должностных лиц, которая заключается в проведении поисково-проверочных действий без нарушения целостности транспортного средства,
осуществляемая с целью обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, иного имущества, изъятого из гражданского оборота или находящегося во владении лица, у которого отсутствует соответствующее разрешение. Представленное определение было бы целесообразным закрепить на законодательном уровне в ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ, поскольку существующее понятие не отражает всей сущности мероприятия. Кроме того, ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ регламентирует возможность проведения досмотра без владельца транспортного средства. На наш взгляд, следует дополнить ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ, раскрыв ситуации, при которых досмотр транспортного средства может производиться в условиях отсутствия владельца.
Проведенный анализ действующего законодательства позволил выделить еще один недостаток – отсутствие проработанного порядка реализации досмотра транспортного средства, в связи с чем, следовало бы разработать соответствующую Инструкцию для должностных лиц ОВД, которая сможет повысить эффективность деятельности сотрудников.
В целом, система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, достаточно подробно регламентирована в действующем законодательстве РФ. Однако, досмотр, как одна из данных мер, регламентирован недостаточно полноценно. Условно всю правовую основу применения сотрудниками ОВД досмотра можно поделить на несколько категорий:
1. Международные нормы и принципы – находят отражение в Конвенциях, Декларациях, пактах, признанных рядом государств, в том числе, РФ. Ценность рассматриваемого уровня правовой основы заключается в том, что на нем устанавливаются общие положения, на которых строится вся система нормативно-правовых актов на национальном уровне.
2. Конституция РФ – признается верховным законом РФ, на основе которого разрабатываются все законы, подзаконные и иные нормативные акты. Положения Конституции РФ закрепляют ведущие положения, принципы и основы, в том числе права и свободы человека, которые должны быть соблюдены при реализации досмотра.
3. Система федерального законодательства – ключевым законом, регламентирующим особенности применения досмотра, признается КоАП РФ. На наш взгляд, в диспозицию ст. 27.7 КоАП РФ следует включить изменения, а именно, закрепить в ней более полное понятие личного досмотра. Кроме того, на уровне ФЗ «О полиции» закрепляется такое право полиции, как организация досмотра, на наш взгляд, в ст. 28 указанного закона целесообразно закрепить проведение досмотра как важнейшее право сотрудника полиции.
4. Ведомственные нормативные акты – ряд приказом МВД России устанавливает необходимость проведения досмотра в той или иной ситуации. При этом, действующее ведомственное законодательство не предусматривает алгоритм реализации рассматриваемого мероприятия, что на наш взгляд является существенным недостатком.
Досмотр как мера обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях, реализуется на определенных условиях и основаниях, а также в строй последовательности. Так, основания применения досмотра условно делятся на нормативные и фактические. Нормативные основания находят отражение в ст. ст. 27.7 и 27.9 КоАП РФ. Фактическим основанием выступает информация о наличии события административного правонарушения. Условия реализации досмотра не прямо не регламентированы действующим законодательством, однако, анализ отдельных положений позволяет выделить следующие условия: недопустимость нарушения конструктивное целостности объекта; необходимость привлечения понятых или использования средств фиксации; незамедлительная реализация меры после задержания лица; допустимость 76
реализации только узким кругом субъектов, уполномоченных на проведение досмотра; условия половой принадлежности (в случае досмотра гражданина, понятые и досматривающий должны быть того же пола, что досматриваемое лицо). Условно алгоритм реализации досмотра в общем виде выглядит следующим образом: подготовка к проведению мероприятия, в рамках которой определяет круг лиц, а также подготавливается необходимо оборудование; непосредственное проведение досмотра – проведение досмотровых мероприятий; фиксация полученных результатов в процессуальном порядке.
Порядок реализации досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях характеризуется рядом проблемных аспектов, которые на наш взгляд, целесообразно было бы устранить:
1. В ст. 27.7 КоАП РФ следовало бы включить критерий, согласно которому те или иные объекты могли бы относиться к категории «вещи, находящиеся при досматриваемом лице», поскольку существующий перечень является неоправданно суженным.
2. В ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ следует расширить перечень оснований, при наличии которых должностное лицо может осуществлять досмотр без понятых. Кроме того, следовало бы предусмотреть ситуации, когда к реализации досмотра привлекается понятой иного пола, нежели досматриваемый.
3. В статьях 27.7, 27.9 КоАП РФ следует предусмотреть дополнительные гарантии обеспечения прав, свобод, безопасности человека и гражданина при реализации досмотровых мероприятий сотрудниками ОВД.
4. В ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ целесообразно включить требование относительно необходимости фиксации в протоколе досмотра транспортного средства способа получения доступа к транспорту в том случае, если мера осуществлялась в отсутствие владельца.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях выступают разновидностью административного принуждения, которое в свою очередь является видом государственного принуждения. С одной стороны, принуждение выступает методом правового воздействия, основанный на организованной государственной силе и юридических нормах, с другой стороны – принуждение реализуется с целью организации защиты государственных, общественных, а также личных интересов. В современных условиях принуждение выступает необходимым и эффективным средством управления. В свою очередь, административное принуждение, являясь важнейшим видом государственного принуждения, представляет собой систему определенных элементов – мер административного принуждения, который в свою очередь систематизируется и делится на следующие категории: меры административного предупреждения; пресечения; обеспечения производства по делу об административном правонарушении; наказания; административновосстановительные меры. Рассматривая природу и сущность мер обеспечения производства, следует отметить, что они специфичны и самодостаточны, обладают рядом характерных признаков, через которые меры выделяются в самостоятельный институт.
Проведенный анализ позволяет сформулировать следующее определение мер обеспечения производства – комплекс процессуальных мер, применяемых уполномоченными на то лицами на различных стадиях административного производства, сущность и объем которых продиктован санкциями соответствующих мер административной ответственности.
Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, представляет собой важнейшую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Несмотря на то, что рассматриваемые меры зачастую реализуются параллельно, следует на законодательном уровне все же провести их разграничение, а также усовершенствовать действующее законодательство по следующим направлениям:
1. Включение в ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ определения личного досмотра, которое позволит провести разграничение данной меры с досмотром вещей, находящихся при физическом лице.
2. В ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ включить дополнительную формулировку относительно необходимости проведения личного досмотра в специализированном помещении, что сформирует дополнительную гарантию прав и свобод человека.
3. Разработать отдельную ведомственную инструкцию, положения которой могли бы распространяться на сотрудников ОВД в части последовательности организации личного досмотра, а также досмотра вещей, находящихся при физических лицах.
4. Закрепить основания проведения досмотра на федеральном уровне по аналогии с положениями приказа МВД России № 664, в котором данные основания изложены в виде закрытого перечня в п. 189.
Досмотр транспортного средства выступает важнейшей разновидностью досмотра, реализуемого сотрудниками ОВД. Под досмотром транспортного средства понимается деятельность уполномоченных должностных лиц, которая заключается в проведении поисково-проверочных действий без нарушения целостности транспортного средства,
осуществляемая с целью обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ, иного имущества, изъятого из гражданского оборота или находящегося во владении лица, у которого отсутствует соответствующее разрешение. Представленное определение было бы целесообразным закрепить на законодательном уровне в ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ, поскольку существующее понятие не отражает всей сущности мероприятия. Кроме того, ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ регламентирует возможность проведения досмотра без владельца транспортного средства. На наш взгляд, следует дополнить ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ, раскрыв ситуации, при которых досмотр транспортного средства может производиться в условиях отсутствия владельца.
Проведенный анализ действующего законодательства позволил выделить еще один недостаток – отсутствие проработанного порядка реализации досмотра транспортного средства, в связи с чем, следовало бы разработать соответствующую Инструкцию для должностных лиц ОВД, которая сможет повысить эффективность деятельности сотрудников.
В целом, система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, достаточно подробно регламентирована в действующем законодательстве РФ. Однако, досмотр, как одна из данных мер, регламентирован недостаточно полноценно. Условно всю правовую основу применения сотрудниками ОВД досмотра можно поделить на несколько категорий:
1. Международные нормы и принципы – находят отражение в Конвенциях, Декларациях, пактах, признанных рядом государств, в том числе, РФ. Ценность рассматриваемого уровня правовой основы заключается в том, что на нем устанавливаются общие положения, на которых строится вся система нормативно-правовых актов на национальном уровне.
2. Конституция РФ – признается верховным законом РФ, на основе которого разрабатываются все законы, подзаконные и иные нормативные акты. Положения Конституции РФ закрепляют ведущие положения, принципы и основы, в том числе права и свободы человека, которые должны быть соблюдены при реализации досмотра.
3. Система федерального законодательства – ключевым законом, регламентирующим особенности применения досмотра, признается КоАП РФ. На наш взгляд, в диспозицию ст. 27.7 КоАП РФ следует включить изменения, а именно, закрепить в ней более полное понятие личного досмотра. Кроме того, на уровне ФЗ «О полиции» закрепляется такое право полиции, как организация досмотра, на наш взгляд, в ст. 28 указанного закона целесообразно закрепить проведение досмотра как важнейшее право сотрудника полиции.
4. Ведомственные нормативные акты – ряд приказом МВД России устанавливает необходимость проведения досмотра в той или иной ситуации. При этом, действующее ведомственное законодательство не предусматривает алгоритм реализации рассматриваемого мероприятия, что на наш взгляд является существенным недостатком.
Досмотр как мера обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях, реализуется на определенных условиях и основаниях, а также в строй последовательности. Так, основания применения досмотра условно делятся на нормативные и фактические. Нормативные основания находят отражение в ст. ст. 27.7 и 27.9 КоАП РФ. Фактическим основанием выступает информация о наличии события административного правонарушения. Условия реализации досмотра не прямо не регламентированы действующим законодательством, однако, анализ отдельных положений позволяет выделить следующие условия: недопустимость нарушения конструктивное целостности объекта; необходимость привлечения понятых или использования средств фиксации; незамедлительная реализация меры после задержания лица; допустимость 76
реализации только узким кругом субъектов, уполномоченных на проведение досмотра; условия половой принадлежности (в случае досмотра гражданина, понятые и досматривающий должны быть того же пола, что досматриваемое лицо). Условно алгоритм реализации досмотра в общем виде выглядит следующим образом: подготовка к проведению мероприятия, в рамках которой определяет круг лиц, а также подготавливается необходимо оборудование; непосредственное проведение досмотра – проведение досмотровых мероприятий; фиксация полученных результатов в процессуальном порядке.
Порядок реализации досмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях характеризуется рядом проблемных аспектов, которые на наш взгляд, целесообразно было бы устранить:
1. В ст. 27.7 КоАП РФ следовало бы включить критерий, согласно которому те или иные объекты могли бы относиться к категории «вещи, находящиеся при досматриваемом лице», поскольку существующий перечень является неоправданно суженным.
2. В ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ следует расширить перечень оснований, при наличии которых должностное лицо может осуществлять досмотр без понятых. Кроме того, следовало бы предусмотреть ситуации, когда к реализации досмотра привлекается понятой иного пола, нежели досматриваемый.
3. В статьях 27.7, 27.9 КоАП РФ следует предусмотреть дополнительные гарантии обеспечения прав, свобод, безопасности человека и гражданина при реализации досмотровых мероприятий сотрудниками ОВД.
4. В ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ целесообразно включить требование относительно необходимости фиксации в протоколе досмотра транспортного средства способа получения доступа к транспорту в том случае, если мера осуществлялась в отсутствие владельца.
Подобные работы
- Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (Московский Финансово-Юридический Университет
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Административно-правовое предупреждение отдельный видов преступлений(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Особенности и значение административного наказания должностных лиц
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ВВОЗОМ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





