Исследование сенсорного развития детей 3-4 лет (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Золотая рыбка».
Выборка: 15 младших дошкольников в возрасте 3-4 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорного развития 8
детей 3-4 лет 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 3-4 лет 8
1.2 Возрастные особенности сенсорного развития у детей 3-4 лет 15
Глава 2. Экспериментальное исследование сенсорного развития детей 3-4 лет 23
2.1 Обоснование выборки и описание методик диагностики сенсорного развития детей 3-4 лет 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа 27
2.3 Разработка рекомендаций по сенсорному развитию детей 3-4 лет 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 42
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Золотая рыбка».
Выборка: 15 младших дошкольников в возрасте 3-4 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития сенсорного развития 8
детей 3-4 лет 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 3-4 лет 8
1.2 Возрастные особенности сенсорного развития у детей 3-4 лет 15
Глава 2. Экспериментальное исследование сенсорного развития детей 3-4 лет 23
2.1 Обоснование выборки и описание методик диагностики сенсорного развития детей 3-4 лет 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа 27
2.3 Разработка рекомендаций по сенсорному развитию детей 3-4 лет 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 42
Актуальность исследования. Работа над развитием сенсорной сферы ребенка в дошкольном возрасте занимает приоритетное место в условиях дошкольного образования. Именно данный возраст является более благоприятным для активизации познавательного процесса посредством органов чувств, а также для более глубокого расширения представлений об окружающей действительности.
Согласно «Федеральным государственным образовательным стандартам» сенсорное развитие - это развитие процесса восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.
Процесс восприятия и формирования представлений о мире достаточно сложен, но он является одним из неотъемлемых условий бытия человека. Этот процесс происходит благодаря познавательной человеком деятельности, которая обусловлена сенсорным развитием.
Содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста исследовали такие учёные, как Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой и др. Они отмечали, что сенсорное развитие является базой для познавательной и мыслительной деятельности, так как именно на нем строится работа умственных операций.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна в связи со значимостью сенсорного развития в качественном познании ребёнком окружающего мира, в развитии моторики, социальных навыков, эмоций и чувств, а также в успешности освоения образовательных программ.
Степень разработанности проблемы. Проблема сенсорного развития довольно обширно исследована в отечественных и зарубежных научных работах.
В отечественных трудах М.М. Мананасеиной, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева особое внимание уделялось определению
сенсорного развития и сенсорных эталонов. Данные авторы отмечали, что развитие сенсорики непосредственно зависит от получения чувственного опыта.
Также стоит отметить, что советский психолог и доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер занимался разработкой способов и методов развития ощущений и восприятий, способствующие сенсорному развитию. Помимо Л.А. Венгера разработкой методов занималась А.М. Леушина. Методы Анны Михайловны направлены на пространственное ориентирование и определение геометрических фигур детьми дошкольного возраста.
Фундаментальные основы сенсорного развития заложили Фридрих Фребель и Эдуард Сеген. Фридрих Фребель является одним из первых, кто уделил особое внимание данному направлению и определил его необходимость в полноценном развитии ребенка. Аналогично Эдуард Сеген придавал большое значение развитию сенсорных процессов.
Особый вклад в сенсорное развитие внесла М. Монтессори. Мария, имея позади себя многолетний опыт наблюдений за детьми и изучения работ великих авторов, разработала систему сенсорного развития.
Кроме того, данная тема была исследована в научных статьях, посвящённые сенсорному развитию, его особенностях и задачах, методах и методик. Такими статьями являются: «Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры» (О.В. Миронова; журнал «Молодой учёный», №35 (273), август 2019 г.); «Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста» (А.В. Ерохина; журнал «Молодой учёный», №9 (456), март 2023 г.) и др.
Проблема исследования. Исходя из вышеизложенных исследований в
современной психологии и педагогике, также в образовательной практике сформировалась проблема: какие диагностические методики для выявления уровня сенсорного развития детей в возрасте 3-4 лет лучше всего использовать?
Цель исследования - определить методики для диагностики сенсорного развития детей 3-4 лет и экспериментально их апробировать.
Объект исследования - сенсорное развитие детей 3-4 лет.
Предмет исследования - процесс выявления уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс диагностики уровня сенсорного развития младших дошкольников будет грамотно осуществлён при выборе соответствующих диагностических методик, результатом которых будет являться наша цель, а также при наличии необходимых знаний студента и его организованности.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
- обосновать выборку и дать описание диагностических методик сенсорного развития детей 3-4 лет;
- осуществить анализ и интерпретацию результатов констатирующего этапа;
- разработать рекомендации по развитию сенсорики младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методологические основы исследования. Методологической базой исследования явились теоретические аспекты отечественной психологии об особенностях сенсорного развития и разработкой его методов эффективного развития (М. Монтессори, Л.А. Венгер, Ф. Фребель).
Также за основу мы брали концепцию А.В. Запорожца и руководствовались современными исследованиями А.П. Усовой и Н.Саккулиной.
Методы и методики исследования. В исследовании применялись две формы методов: теоретические (литературный анализ методической, психологической и педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий этап)); методы количественной и качественной обработки данных.
Главным методом исследования явились диагностические методики, направленные на определение уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Золотая рыбка».
В исследовании приняли участие младшие дошкольники в возрасте 3-4 лет в количестве 15 человек.
Теоретическая значимость исследования основывается на определении полученных нами теоретических и практических положений, а также на доказательстве эффективности правильно подобранных нами методик, направленных на диагностику сенсорного развития детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования отражается в возможности использования и применения полученных нами практических знаний в виде апробирования подобранных диагностических методик, направленных на выявления уровня сенсорного развития детей 3-4 лет и теоретических знаний в виде содержания о сенсорном развитии младших дошкольников и его специфике в сферах педагогики и психологии.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из содержания, в структуру которого входят введение, теоретическая и практическая часть, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение курсовой работы содержит в себе информацию об актуальности, проблеме, теме, объекте и предмете, цели, гипотезе, задачах, методологических основ, методов и методик, экспериментальной базе, теоретической и практической значимости исследования.
В содержание теоретической части входит два параграфа, каждый из которых содержит в себе определённые знания. Первый параграф даёт психолого-педагогическую характеристику детей 3-4 лет. Второй параграф описывает возрастные особенности сенсорного развития детей 3-4 лет.
В содержание практической части входит три параграфа. В первом параграфе мы занимались обоснованием выборки и описанием методик диагностики сенсорного развития детей 3-4 лет. Во втором параграфе мы осуществили анализ и интерпретацию результатов констатирующего этапа. В третьем параграфе мы разработали рекомендаций для сенсорного развития детей 3-4 лет.
В завершении двух глав приводится заключение всей полученной теоретической и практической информации.
Помимо этого курсовая работа включает в себя разделы списка использованной литературы и приложения, а также графических объектов.
Согласно «Федеральным государственным образовательным стандартам» сенсорное развитие - это развитие процесса восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.
Процесс восприятия и формирования представлений о мире достаточно сложен, но он является одним из неотъемлемых условий бытия человека. Этот процесс происходит благодаря познавательной человеком деятельности, которая обусловлена сенсорным развитием.
Содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста исследовали такие учёные, как Л.А. Венгер, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой и др. Они отмечали, что сенсорное развитие является базой для познавательной и мыслительной деятельности, так как именно на нем строится работа умственных операций.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна в связи со значимостью сенсорного развития в качественном познании ребёнком окружающего мира, в развитии моторики, социальных навыков, эмоций и чувств, а также в успешности освоения образовательных программ.
Степень разработанности проблемы. Проблема сенсорного развития довольно обширно исследована в отечественных и зарубежных научных работах.
В отечественных трудах М.М. Мананасеиной, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева особое внимание уделялось определению
сенсорного развития и сенсорных эталонов. Данные авторы отмечали, что развитие сенсорики непосредственно зависит от получения чувственного опыта.
Также стоит отметить, что советский психолог и доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер занимался разработкой способов и методов развития ощущений и восприятий, способствующие сенсорному развитию. Помимо Л.А. Венгера разработкой методов занималась А.М. Леушина. Методы Анны Михайловны направлены на пространственное ориентирование и определение геометрических фигур детьми дошкольного возраста.
Фундаментальные основы сенсорного развития заложили Фридрих Фребель и Эдуард Сеген. Фридрих Фребель является одним из первых, кто уделил особое внимание данному направлению и определил его необходимость в полноценном развитии ребенка. Аналогично Эдуард Сеген придавал большое значение развитию сенсорных процессов.
Особый вклад в сенсорное развитие внесла М. Монтессори. Мария, имея позади себя многолетний опыт наблюдений за детьми и изучения работ великих авторов, разработала систему сенсорного развития.
Кроме того, данная тема была исследована в научных статьях, посвящённые сенсорному развитию, его особенностях и задачах, методах и методик. Такими статьями являются: «Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников через дидактические игры» (О.В. Миронова; журнал «Молодой учёный», №35 (273), август 2019 г.); «Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста» (А.В. Ерохина; журнал «Молодой учёный», №9 (456), март 2023 г.) и др.
Проблема исследования. Исходя из вышеизложенных исследований в
современной психологии и педагогике, также в образовательной практике сформировалась проблема: какие диагностические методики для выявления уровня сенсорного развития детей в возрасте 3-4 лет лучше всего использовать?
Цель исследования - определить методики для диагностики сенсорного развития детей 3-4 лет и экспериментально их апробировать.
Объект исследования - сенсорное развитие детей 3-4 лет.
Предмет исследования - процесс выявления уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс диагностики уровня сенсорного развития младших дошкольников будет грамотно осуществлён при выборе соответствующих диагностических методик, результатом которых будет являться наша цель, а также при наличии необходимых знаний студента и его организованности.
Задачи исследования:
- осуществить теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
- обосновать выборку и дать описание диагностических методик сенсорного развития детей 3-4 лет;
- осуществить анализ и интерпретацию результатов констатирующего этапа;
- разработать рекомендации по развитию сенсорики младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Методологические основы исследования. Методологической базой исследования явились теоретические аспекты отечественной психологии об особенностях сенсорного развития и разработкой его методов эффективного развития (М. Монтессори, Л.А. Венгер, Ф. Фребель).
Также за основу мы брали концепцию А.В. Запорожца и руководствовались современными исследованиями А.П. Усовой и Н.Саккулиной.
Методы и методики исследования. В исследовании применялись две формы методов: теоретические (литературный анализ методической, психологической и педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий этап)); методы количественной и качественной обработки данных.
Главным методом исследования явились диагностические методики, направленные на определение уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Золотая рыбка».
В исследовании приняли участие младшие дошкольники в возрасте 3-4 лет в количестве 15 человек.
Теоретическая значимость исследования основывается на определении полученных нами теоретических и практических положений, а также на доказательстве эффективности правильно подобранных нами методик, направленных на диагностику сенсорного развития детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования отражается в возможности использования и применения полученных нами практических знаний в виде апробирования подобранных диагностических методик, направленных на выявления уровня сенсорного развития детей 3-4 лет и теоретических знаний в виде содержания о сенсорном развитии младших дошкольников и его специфике в сферах педагогики и психологии.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из содержания, в структуру которого входят введение, теоретическая и практическая часть, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение курсовой работы содержит в себе информацию об актуальности, проблеме, теме, объекте и предмете, цели, гипотезе, задачах, методологических основ, методов и методик, экспериментальной базе, теоретической и практической значимости исследования.
В содержание теоретической части входит два параграфа, каждый из которых содержит в себе определённые знания. Первый параграф даёт психолого-педагогическую характеристику детей 3-4 лет. Второй параграф описывает возрастные особенности сенсорного развития детей 3-4 лет.
В содержание практической части входит три параграфа. В первом параграфе мы занимались обоснованием выборки и описанием методик диагностики сенсорного развития детей 3-4 лет. Во втором параграфе мы осуществили анализ и интерпретацию результатов констатирующего этапа. В третьем параграфе мы разработали рекомендаций для сенсорного развития детей 3-4 лет.
В завершении двух глав приводится заключение всей полученной теоретической и практической информации.
Помимо этого курсовая работа включает в себя разделы списка использованной литературы и приложения, а также графических объектов.
Согласно первой задачи исследовательской работы мы выполнили теоретический анализ литературных источников по проблеме сенсорного развития детей 3-4. Данный анализ позволил нам выявить специфику сенсорного развития - его определение, виды, возрастные особенности его развития в том числе в младшем дошкольном возрасте, а также подходы выдающихся авторов к его исследованию.
По нашему мнению, более полное определение сенсорного развития определил советский и российский психолог Н.Н. Подъяков. Автор считает, что сенсорное развитие - это развитие и последующее совершенствование сенсорных способностей (ощущение, восприятие, представление). Сенсорное развитие базируется на двух основных компонентах - восприятие и представления, активизирующие процессы мыслительной деятельности, воображения и памяти.
Также анализ психолого-педагогической литературы показал, что сенсорное развитие у детей в возрасте 3-4 лет развито недостаточно. Сенсорное развитие в этом возрасте является конкретным, выражается в способности определять основной выделяющийся признак предмета, характеризуется развитием пространственного восприятия.
В связи со второй задачей нашей исследовательской работы мы обосновали выборку и дали характеристику подобранных методик, направленных на диагностику сенсорного развития детей сенсорного развития детей 3-4 лет.
Исследование осуществлялось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Золотая рыбка». В исследовании приняли участие младшие дошкольники в возрасте 3-4 лет в количестве 15 человек.
В качестве психодиагностических методик мы определили три основные - методика «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер), методика «Матрёшка» (Е.А. Стребелева), методика «Цветочек» (М.И. Земцова).
Констатирующий этап исследования показал, что сенсорное развитие младших дошкольников находится на низком уровне, вследствие чего мы занялись разработкой рекомендаций по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет.
Основной рекомендацией эффективного сенсорного развития детей 3-4 лет мы определили использование методики М. Монтессори. Данная методика содержит все множество преимуществ: направленность на индивидуальное развитие, самостоятельная работа детьми, богатый строго оформленный дидактический материал, предоставление свободы выбора и др.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
По нашему мнению, более полное определение сенсорного развития определил советский и российский психолог Н.Н. Подъяков. Автор считает, что сенсорное развитие - это развитие и последующее совершенствование сенсорных способностей (ощущение, восприятие, представление). Сенсорное развитие базируется на двух основных компонентах - восприятие и представления, активизирующие процессы мыслительной деятельности, воображения и памяти.
Также анализ психолого-педагогической литературы показал, что сенсорное развитие у детей в возрасте 3-4 лет развито недостаточно. Сенсорное развитие в этом возрасте является конкретным, выражается в способности определять основной выделяющийся признак предмета, характеризуется развитием пространственного восприятия.
В связи со второй задачей нашей исследовательской работы мы обосновали выборку и дали характеристику подобранных методик, направленных на диагностику сенсорного развития детей сенсорного развития детей 3-4 лет.
Исследование осуществлялось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Золотая рыбка». В исследовании приняли участие младшие дошкольники в возрасте 3-4 лет в количестве 15 человек.
В качестве психодиагностических методик мы определили три основные - методика «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер), методика «Матрёшка» (Е.А. Стребелева), методика «Цветочек» (М.И. Земцова).
Констатирующий этап исследования показал, что сенсорное развитие младших дошкольников находится на низком уровне, вследствие чего мы занялись разработкой рекомендаций по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет.
Основной рекомендацией эффективного сенсорного развития детей 3-4 лет мы определили использование методики М. Монтессори. Данная методика содержит все множество преимуществ: направленность на индивидуальное развитие, самостоятельная работа детьми, богатый строго оформленный дидактический материал, предоставление свободы выбора и др.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет средствами Монтессори-педагогики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБОГАЩЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017



