Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия 9
1.1 Сущность маркетинговой деятельности 9
1.2 Виды маркетинговых стратегий 12
1.3 Маркетинговая деятельность и её реализация на предприятии 20
1.4 Разработка маркетинговой стратегии 23
1.5 Методы развития маркетинговой стратегии 27
2 Аналитическая часть. Анализ хозяйственной деятельности на примере
ООО «РИЦ Консультант-Саяны» 29
2.1 Общие сведения и краткая характеристика организации 29
ООО «РИЦ Консультант Саяны» 29
2.2 Анализ капитала организации 35
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 40
2.4 Оценка эффективности деятельности организации 44
2.5 Управленческий анализ 48
2.6 Заключительная оценка деятельности организации 49
2.7 Вопросы экологии 51
3 Проектная часть. Направления совершенствования маркетинговой стратегии ООО «РИЦ Консультант-Саяны» 53
3.1 Анализ внешней и внутренней среды организации ООО «РИЦ Консультант-Саяны» 53
3.2 Анализ проведенного исследования справочно - правовых систем г.Абакана 54
3.3. Предложения и обоснование мероприятий для совершенствования маркетинговой стратегии 64
Заключение 77
Список использованных источников 80
Приложения А-Г 84
Маркетинг - один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок». С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение. Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Практика развития маркетинга на отечественных предприятиях показывает, что на начальном этапе его воспринимают преимущественно как торгово-сбытовую или даже рекламную деятельность.
По мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка.
Таким образом, маркетинг в наше время становится очень перспективной областью. Руководители должны понять, что нет смысла производить то, что никто никогда не купит, а значит необходимо иметь в своем штате людей, знающих и понимающих нужды населения. Только так можно обеспечить стабильный рост прибыли компании и занять достойное место в международной сфере экономических отношений.
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы в связи с переходом экономики страны к рыночным отношениям, использование маркетинговых исследований в деятельности предприятий является важнейшим условием их успешного функционирования.
Как показывает практика, большинство российских торговых предприятий мало внимания уделяют маркетинговым исследованиям. Основными причинами являются; недооценка маркетинга и маркетинговых исследований для обеспечения эффективности торгового предприятия, и знания финансовых затрат.
Без маркетинговых исследований ни одно предприятие не сможет достоверно оценить свое положение на рынке, правильно сориентироваться в сложной рыночной ситуации, а также спрогнозировать дальнейшее свое развитие. Маркетинговые исследования, пожалуй, единственный способ получить уникальную информацию о рынке, без которой маркетинг остается лишь ненужной теорией.
Объектом исследования выбрано предприятие ООО «РИЦ Консультант-Саяны», которое осуществляет свою деятельность распространением справочно-правовой системы.
Предмет исследования - способы развития маркетинговой стратегии предприятия в современных экономических условиях.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование маркетинговой системы для развития организации в современных условиях на основе анализа организации и рынка города Абакана. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
• дать общую характеристику предприятию ООО «Консультант- Саяны»;
• проанализировать аспекты маркетинговой деятельности организации;
• выявить слабые и сильные стороны, возможности и угрозы предприятия с помощью SWOT-анализа;
• провести анализ хозяйственной деятельности;
• предложить мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности организации;
• рассчитать бюджет и провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке маркетинговых мероприятий для ООО «РИЦ Консультант-Саяны» с целью перспективного развития организации.
С появлением и укреплением маркетинга как основы рыночной деятельности анализ рынка вписывается в его рамки и становится неотъемлемой составной частью, обогащаясь методологией маркетинга и превращаясь в информационно-аналитическое обеспечение.
Чем крупнее фирма, чем шире масштабы ее рыночной деятельности, тем настоятельнее необходимость знания рыночной ситуации, тенденций ее развития, сложной системы взаимосвязей и взаимоотношений, складывающихся на рынке.
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Все маркетинговые исследования осуществляются с двух позиций: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и прогнозирование их значений в будущем. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организации в целом, так и ее маркетинговой деятельности.
Управление процессом маркетингового исследования предполагает: постановку задач маркетингового исследования, планирование программы исследования, его реализацию, контроль и анализ результатов, подготовку аналитического отчета.
Маркетинговое исследование нацелено на информационно¬аналитическое обоснование поиска и выбора оптимальных решений, завоевание и освоение новых рынков сбыта, осуществление программ модернизации и диверсификации производства и торговли, оптимизацию товародвижения, совершенствование форм обслуживания потребителей.
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов.
Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества на рынке товаров и услуг, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии. Одним из важных моментов являются маркетинговые исследования. Результаты исследования являются существенным «путеводителем» для фирмы. С их помощью можно предотвратить крах фирмы и разработать стратегический замысел.
В процессе написания бакалаврской работы были освещены теоретические аспекты маркетинговой деятельности, а именно такие как управление процессом маркетинговых исследований, эффективность рекламной деятельности и её подходы к оценке и особенности маркетинга в торговой деятельности. А также предложены мероприятия по развитию предприятия, такие как проведение конкурсов и лекций для студентов; продвижение предприятия рекламными средствами (размещение рекламы на уличных щитах в городе; реклама на автобусах, по телевидению, по бегущей строке, по радио); совершенствование сайта, включая заказ услуг; расширение маркетингового отдела.
На основ проведенного маркетингового исследования предприятия ООО «РИЦ Консультант-Саяны» были сделаны следующие выводы: предприятие ведет слабую рекламную деятельность, что является недостаточным для большего привлечения числа клиентов; малый маркетинговый отдел привел к высокой загруженности управленческого персонала.
Проведение маркетинговых исследований дает фирме представление о требованиях покупателей, об их приоритетах в выборе компании и о возможности (или невозможности) повышать или понижать цены. Таким образом, предприятие динамически отслеживает любые изменения в потребностях покупателей, что дает ему возможность удерживать своих клиентов и завоевывать новых. В свою очередь, это даёт благоприятную почву для перспективного развития предприятия.
ООО «РИЦ Консультант-Саяны» хорошо зарекомендовал себя на рынке Хакасии и имеет хорошую репутацию у основных потребителей. Предложенные мероприятия, такие как: проведение лекций и конкурсов среди студентов; продвижение предприятия рекламными средствами; совершенствование сайта, включая заказ услуг; расширение маркетингового отдела, поспособствуют увеличению прибыли, благодаря расширению рекламной деятельности, и уменьшению загруженности управленческого персонала за счет создания маркетингового отдела.
Задачи, поставленные во введении, подробно изучены и рассмотрены.
1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135- ФЗ (ред. от 13.07.2015).
2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.12.2015).
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.12.2015).
4. Амблер, Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского.-СПб: Издательство «Питер», 2013.-400с.
5. Ассэль, Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА-М, 2015.-804с.
6. Багиев, Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 2011.-703с.
7. Березин, И.С. Маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская Деловая Литература, 2015.-416с.
8. Брагин, Л. А. Экономика торгового предприятия: торговое дело: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Брагин, Л. А. - Москва: Инфра-М, 2016. - 313 с.
9. Брассингтон, Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
10. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА - М, 2013 - 276c.
11. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина. - М.: Дашков и К, 2016. - 448 c.
12. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Гарибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки - Веди, 2015. — С. 85-87.
13. Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия/В. Д. Герасимова.-М.: КноРус. - 2016. - 360 с.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
15. Грузинов, В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра - М», 2016.-305с.
16. Диянова, С.Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью : учеб.пособие. - М.Магистр, 2014. - 356 с.
17. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник / Ю. Ф. Елизаров. - М.: Экзамен, 2016. - 495 с.
18. Еремин, В. Н. Маркетинг : основы и маркетинг информации : учебник / В. Н. Еремин. - М. : КНОРУС, 2014. - 656 с.
19. Ильясов, Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. - 2014. - № 3. С. 112—116.
20. Калужский, М. Товарная политика в маркетинге [Электронный ресурс]// М. Калужский// Центр дистанционного образования «Элитариум». Режим доступа: http://www.elitarium.ru.
21. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент - СПб: Питер Ком, 2014.-896.
22. Котлер, Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Питер, 2013. - 943с..
23. Котлер, Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.-2-е европ.изд.-К.;М.;СПб.: Издат.дом. «Вильямс», 2013.-105с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2012. - 488 с.
25. Криворотов, В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий/В. В. Криворотов. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2015. - 234 с.
26. Крылова, Г. Д. Маркетинг: учеб. - М.: Магистр, 2014 - 493с..
27. Липсиц, И. В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М. Н. Дымшиц. - М.: Геотар-Медиа, 2014. - 208 с.
28. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2013. - 335 с.
29. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент"/ Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - Москва: Инфра-М, 2014. - 420 с.
30. Маркова, В. Д. Маркетинг менеджмент: учебное пособие / В. Д. Маркова. - Москва: Омега-Л, 2015. - 204 с.
31. Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы : метод. указания / сост. М. А. Йоцене, Н. Л. Сигачева ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан : Ред.-изд. сектор ХТИ - филиала СФУ, 2012. - 18с.
32. Миронов, М. Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. - М.: Издательство «Альфа-Пресс». - 2015. - 160с.
33. Морозов, Ю. В. Основы маркетинга : Учебное пособие, 8-е изд., испр. и доп.(изд:8) / Ю. В. Морозов. - М. : ИТК Дашков и К, 2013. - 148 c.
34. Музыкант, В. Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации : Учебное пособие / В.Л. Музыкант. - М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 216 c.
35. Нестеров, А. К. Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности // Образовательная энциклопедия - 2015. - №4. - С. 51 - 56.
36. Панова, А. К. Планирование и эффективная организация продаж: Практическое пособие / А. К. Панова. - М.: Дашков и К, 2016. - 192 c.
37. Перевозчикова, Е. М. Маркетинговые исследования: налоговые проблемы, учет / Е. М. Перевозчикова // Российский бухгалтер. - 2015. - №4. - С. 51 - 56.
38. Пичурин, И. И. Основы маркетинга. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 383 с.
39. Прокшина, Т. П. Маркетинг : учебное пособие / Т. П. Прошкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314 c.
40. Ричард, Отт. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг/Перевод с англ. - М.: Информационно¬издательский дом «Филинъ», 2015.-320с.
41. Савчук, Г. А., Управление маркетингом на предприятии, учебное пособие, Савчук Г. А., Мокерова Ю. В., М, 2014 - 220 с.
42. Сафронова, Н. Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для бакалавров / Н. Б. Сафронова, И. Е. Корнеева. - М. : ИТК Дашков и К, 2015. - 296 c.
43. Секерин, В. Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В. Д. Секерин. - М. : КноРус, 2013. - 232 c.
44. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / И. В. Сергеев. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 573 с.
45. Скляр, Е. Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е. Н. Скляр, Г. И. Авдеенко, В. А Алексунин. - М. : ИТК Дашков и К, 2016. - 216 c.
46. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. 3-2 изд. перераб. и доп./ Под ред. Хруцкого В. Е.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 560 с.
47. Соловьев, Б. А., Маркетинг : учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва : Инфра-М, 2013. - 335 с.
48. Хруцкий, В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика.-528с.