🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА НАСИЛЬСТВЕННОЕ СВЕРЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Работа №198555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 2
1 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ
НА НАСИЛЬСТВЕННОЕ СВЕРЖЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
1.1 История становления и развития отечественного законодательства об ответственности за преступления против основ конституционного строя и безопасности
государства 6
1.2 Понятие и правовая природа преступлений, направленных на насильственное свержение конституционного строя РФ в современном уголовном законодательстве……… 17
1.3 Опыт зарубежных стран в вопросах установления ответственности за преступления, направленные на насильственное свержение конституционного строя
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
НАСИЛЬСТВЕННОЕ СВЕРЖЕНИЕ ОСНОВ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
2.1 Объективные признаки составов преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя РФ….. 38
2.2 Субъективные признаки составов преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя……... 7
2.3 К вопросу об особенностях квалификации преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя 56
РФ……………………………..…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………… 68



Преступления, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя, выступают важнейшей угрозой для социальной стабильности РФ, а также деятельности органов государственной власти, суверенитета, территориальной целостности РФ, а в отдельных ситуациях – для межгосударственных отношений. Это связано с тем, что лица, незаконно пришедшие к власти и свергнувшие сложившиеся конституционные основы, предпринимают попытки оказать существенное влияние на процессы, протекающие в международной сфере. Вооруженные перевороты, направленные на свержение основ конституционного строя, способны привести к дальнейшей передаче государства под внешнее управление стороннего государства или международной организации.
Положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации устанавливают, что политика свержения или изменения легитимно установленных основ конституционного строя и политических режимов, провоцирования внутригосударственных конфликтных ситуаций, получают все большее распространение. Сущность преступных посягательств на основы конституционного строя характеризуются не только радикальными формами поведения в политической сфере. Такие деяния могут формировать угрозы для межнационального и межконфессионального согласия. Проблемные аспекты формирования и совершенствования стабильных отношений между гражданами, приобретают особое значение в процессе формирования сотрудничества РФ с иными государствами, в которых исповедуется иная религия.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается обострением вопросов организации самосохранения государства, а также обеспечения безопасного существования в будущем.
Рассматривая степень распространенности преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя, обратимся к статистическим данным. На протяжении последних пяти лет преступления, предусмотренные ст. ст. 277, 279 УК РФ , не совершалось на территории РФ. Вместе с этим, за 2016 год на территории РФ было совершено 2 преступления, предусмотренных ст. 278 УК РФ, за 2017 – 1 преступление, за 2018 – 0 преступлений, за 2019 – 3 преступления, за 2020 год – 0 преступлений . Несмотря на то, что статистические данные указывают на низкий уровень рассматриваемых преступлений, вопросы установления уголовной ответственности за них остаются актуальными.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении исследования отдельных аспектов уголовной ответственности за преступления, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя РФ.
Задачи квалификационной выпускной работы:
1. Проведение ретроспективного анализа отечественного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
2. Анализ понятия и правовой природы преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя РФ.
3. Изучение опыта зарубежных стран в вопросах установления ответственности за преступления, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя РФ.
4. Исследование объективных признаков преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя РФ.
5. Рассмотрение субъективных признаков преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя РФ.
6. Выявление проблемных аспектов квалификации преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя РФ.
Объектом исследования является система общественных отношений, которые складываются и развиваются в процессе установления уголовной ответственности за совершение преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя РФ.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы федерального законодательства, научно-исследовательская литература, материалы судебной практики, а также статистические данные по теме выпускной квалификационной работы.
Теоретической основой исследования являются результаты исследований ученых, рассматривающих отдельные аспекты уголовной ответственности за совершение преступлений против основ конституционного строя. Так, в процессе исследования использовались труды Т.К. Агузагора, С.В. Дьякова, А.М. Ларина, Ю.Е. Пудовочкина, В.В. Ревина, Д.А. Савченко, Е.П. Сергун, Н.С. Таганцева, Д.О. Чернявского, А.С. Янюшкина и иных.
Нормативную и эмпирическую основу работы составляют Конституция РФ , Уголовный кодекс РФ, разъяснения и материалы высших судебных инстанций, а именно, Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного
Суда РФ, а также решения судов общей юрисдикции.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы, а именно, анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, описание, сравнение, а также частно-научные (исторические, социологические) методы исследования социально-правовых явлений.
Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с требованиями логики и определяется характером поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конституционный строй понимается как система социальных, экономических и политико-правовых отношений, складывающихся в обществе, устанавливаемых и охраняемых требованиями Конституции РФ, а также системой федерального законодательства, подзаконных и ведомственных нормативных актов. В виду того, что на основах конституционного строя формируется полноценное демократическое государство и гражданское общество, преступлениям, направленным на данный объект правовой охраны, должно уделяться большее значение. Преступные посягательства против основ конституционного строя РФ выступают наиболее серьезной угрозой для социальной стабильности, деятельности власти, а также суверенитета и территориальной целостности государства. Принимая во внимание данные тезисы, нами было проведено исследование отдельных аспектов уголовной ответственности за преступления, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя, по результатам которого сформулированы следующие выводы:
1. Законодательство, устанавливающее ответственность за совершение преступлений, посягающих на основы конституционного строя и безопасность государства, прошло длительный период становления, который можно представить в виде следующих этапов:
– Период становления древнерусского государства – первые упоминания о государственных преступлениях содержались в положениях Псковской Судной грамоты от 1467 года. Законодатель устанавливал определение таких преступлений, как крамола, подым и перевет.
– Период с 1649 года по 18845 год – в 1649 году принято Соборное Уложение как первый русский кодифицированный закон, который заложил основу системы государственных преступлений. В дальнейшем
установленный перечень постепенно увеличивался. Так, в период правления Пера I было разработано множество Артикулов и законов, регламентирующих ответственность за государственные преступления.
– Дореволюционный период – в 1845 году было принято Уложение о наказания уголовных и исправительных, раздел III которого сосредотачивал составы государственных преступлений. Постепенно система данных деяний менялась, дополнялась и обновлялась. Частичное принятие Уголовного уложения в 1903 году характеризовалось исключением понятия государственных преступлений, однако отдельные составы сохранились.
– Начальный период советской эпохи характеризовался изменением наименования государственных преступлений на контрреволюционные. На территории государства учреждалась система революционных трибуналов.
– Послевоенное время характеризуется существенным ужесточением ответственности за совершение преступлений против государства, а также значительным числом репрессий и смертных казней.
– С 1989 года по настоящее время законодательство развивалось по демократичному пути, то есть ответственность постепенно смягчалась, имеющиеся составы преступлений были систематизированы и объединены в отдельную главу 29 УК РФ.
2. Преступления, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя РФ, представляют собой повышенную опасность, поскольку посягают не только на конституционный строй РФ, но и на жизнь, а также здоровье граждан. Условно можно выделить три состава преступления, подпадающих под данную категорию – деяния, ответственность за которые предусматривается ст. ст. 277, 278, 279 УК РФ. Проведенное исследование указывает на то, что преступления, предусмотренные ст. ст. 277, 279 УК РФ на протяжении последних 5 лет не совершались, посягательство, регламентированное ст. 278 УК РФ, совершалось не более 5 раз в год. Указанные данные свидетельствуют об
эффективной деятельности органов государственной власти, а также действенности инструментов уголовно-правовой охраны конституционных основ РФ. Характерными особенностями преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя, выступают: тщательная подготовка к реализации преступного умысла; создание и организация деятельности группы, поскольку в одиночку такие деяния не совершаются; вербовка новых участников; поиск финансирования; распространение соответствующей идеологии среди широких масс населения. Рассматриваемая категория преступлений всегда характеризуется активной деятельностью организаторов и участников преступных объединений, а также повышенной конспирацией.
3. Уголовное законодательно многих зарубежных стран не выделяет в качестве самостоятельной группы преступлений деяния, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя. Вместе с этим, отдельные направления опыта зарубежных стран могли бы быть успешно имплементированы в уголовное законодательство РФ. Так, проведенный анализ позволяет сформулировать следующие направления реформирования российской системы законодательства:
– Российскому законодателю следует рассмотреть возможность установления дополнительного наказания за совершение преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя, в виде конфискации имущества виновного лица.
– В ст. 280.1 УК РФ следует включить изменения, расширив диспозицию данной нормы, изложив ее в виде: «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а равно, к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти, подрыву безопасности государства или
насильственному изменению основ конституционного строя, а также
распространение с этой целью соответствующих материалов такого содержания…» по аналогии с опытом Республики Казахстан.
– УК РФ целесообразно реформировать, проведя систематизацию действующего законодательства, в том числе, перенеся ст. 208 УК РФ из главы 24 в главу 29 УК РФ по аналогии с опытом Азербайджана.
– В УК РФ, следовало бы раскрыть понятия ключевых категорий, а именно, конституционных основ и посягательств на конституционные основы по аналогии с опытом ФРГ.
– Применяя опыт ФРГ, российскому законодателю следовало бы обратиться к видам уголовного наказания, предусмотренного за совершение преступлений против основ конституционного строя, а именно, предусмотреть возможность лишения лица способности занимать публичные должности, пользоваться политическими правами, а именно, права избирать, голосовать.
4. Объективные признаки преступления указывают на внешнюю форму выражения преступного посягательства и раскрывают сущность объекта, на который оно направлено. Преступления, посягающие на насильственное свержение основ конституционного строя, характеризуются единым родовым объектом – общественные отношения, охраняющие основы государственной власти. Видовым объектом преступлений рассматриваемой группы являются общественные отношения, которые направлены на охрану основ конституционного строя и безопасности государства. Непосредственные объекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 277, 278, 279 УК РФ характеризуются двойственной природой. Так, основным непосредственным объектом являются политическое основы конституционного строя РФ, а дополнительным могут быть жизнь и здоровье человека, а также территориальная целостность РФ. Объективная сторона каждого из преступлений характеризуется активными действиями виновных лиц, которая на практике сопровождается длительной подготовкой. Так,
посягательство на жизнь политического или общественного деятеля характеризуется реализацией действий, направленных на причинение вреда здоровью или смерть указанных лиц с целью воспрепятствовать их законной деятельность. Объективная сторона насильственного захвата или удержания власти характеризуется совершением действий, направленных на изменение основ конституционного строя, то есть свержение легитимной власти и установление незаконной. Объективная сторона вооруженного мятежа характеризуется двумя альтернативными действиями – организация мятежа и участие в нем с целью свергнуть или изменить конституционные основы РФ.
5. Субъективные признаки преступления раскрываются через субъективную сторону и субъект преступного посягательства. Рассматривая специфику преступлений, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя, следует отметить, что все они совершаются с прямым умыслом. Кроме того, особенности рассматриваемой категории преступлений заключаются в наличии специальных целей и мотивов, установление которых оказывает влияние на квалификацию деяния: свержение или изменение основ конституционного строя РФ, нарушение территориальной целостности РФ, захват или насильственное удержание власти. Субъектом преступления признаются физические вменяемые лица, достигшие возраста наступления уголовной ответственности. По ст. 277 УК РФ – 14 лет, по ст. ст. 278, 279 УК РФ – 16 лет. Несмотря на многочисленные дискуссии в доктрине уголовного права относительно установления специального субъекта рассматриваемых преступлений, на наш взгляд, субъект является общим, а значит не требуется установление его специальных признаков и элементов.
6. Преступления, направленные на насильственное свержение основ конституционного строя, характеризуются повышенной степенью общественной опасности и сложностями, возникающими при квалификации, поскольку действующий УК РФ предусматривает широкий круг смежных
составов преступлений. Проведенный анализ особенностей квалификации позволяет сформулировать следующие выводы:
– С целью разграничения преступлений, предусмотренных ст. ст. 277, 278, 279 УК РФ со ст. 205.1 УК РФ, полагаем необходимым в примечании к ст. 277 УК РФ сформулировать следующее положение: «При склонении, вербовке или иной форме вовлечения лица в совершение преступления, предусмотренного ст. ст. 277, 278 или 279 УК РФ, а равно, при вооружении или подготовке лица к совершению указанных преступлений, деяния виновного лица квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 205.1 УК РФ, а также ст. ст. 277, 278, 279 УК РФ».
– Соглашаясь с позицией А.Г. Хлебушкина, полагаем необходимым в п. 6 постановления Пленума ВС РФ № 1 от 27 января 1997 года включить формулировку относительно понятия посягательства на жизнь отдельных категорий граждан (по ст. 277, 295, 317 УК РФ). На наш взгляд, данное изменение позволит исключить возможное оспаривание наказуемости преступлений, а также проведет разграничение между смежными составами деяний, направленных на насильственное свержение основ конституционного строя или на безопасность государства, его территориальную целостность.
– На уровне федерального законодательства следует определить, что органы местного самоуправления не относятся к органам государственной власти, а значит, посягательства на представителей указанных органов не могут квалифицироваться по ст. ст. 277, 278, 279 УК РФ.
– К ст. 278 УК РФ необходимо сформулировать примечание в следующем виде: «Насильственный способ в данном случае следует рассматривать как совершение преступления с применением физического насилия или угрозой его применения. При этом, для квалификации
совершенного деяния не имеет значения характер применяемого насилия, а также насилия, применением которого виновный угрожает потерпевшему».
– В том случае, если при организации вооруженного мятежа или участия в нем совершается преступление, предусмотренное ст. ст. 222, 222.1, 223, 223.1 УК РФ, квалифицировать преступление следует по совокупности с соответствующей статьей главы 29 УК РФ.
– Если в ходе реализации преступного умысла в соответствии со ст. 279 УК РФ, виновное лицо осуществляет призывы к экстремистской деятельности, необходимо использовать правило: правоприменитель должен применять ту норму, которая наиболее полно охватывает все признаки совершенного деяния, то есть ст. ст. 277, 278, 279 УК РФ.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от
14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 года № 787-IQ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020). URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30420353#pos=4;-15 (дата обращения: 19.02.2021).
4. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года №
167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014). URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1008032#pos=197;-52
(дата обращения: 15.02.2021).
5. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии в редакции от
13 ноября 1998 г. по состоянию на 15 мая 2003 года. URL: http://rawunsch.de/images/Ugolovnyiyi_Kodeks.pdf (дата обращения:
01.03.2021).
6. Федеральный закон от «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
7. Постановление СНК РСФСР «О красном терроре» от 05.09.1918 // Известия ВЦИК. 1918. № 195.
8. Постановление ВЦИК «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.»)» от 01.06.1922 (ред. от 25.08.1924) // Собрание узаконений РСФСР. 1992. № 15. Ст. 153.
9. Постановление ВЦИК «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.»)» от 22.11.1926 (ред. от 27.04.1959) // Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 80. Ст. 600.
РАЗДЕЛ II ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абитов, Р.Р. Развитие института ответственности за измену и шпионаж в российском уголовном законодательстве начала XX века / Р.Р. Абитов // Право и образование. 2010. № 1. С. 141-145.
2. Агапов, П.В. Вооруженный мятеж: некоторые аспекты уголовноправовой характеристики и совершенствования законодательства / А.П. Агапов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С. 66-67.
3. Агузаров, Т.К. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля: спорные вопросы толкования признаков состава / Т.К. Агузаров // Научные труды МГЮА. 2012. № 6. С. 43-49.
4. Агузаров, Т.К., Грачева, Ю.В., Чучаев, А.И. Государственные преступления в уголовном праве России в ХХ веке / Т.К. Агузаров, Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев. М.: Проспект, 2015. 367 с.
5. Багмет, А.М. Применение огнестрельного оружия как признак массовых беспорядков / А.М. Багмет // Российский следователь. 2012. № 15. С. 25.
6. Бриллиантов, А.В. Вопросы соучастия при квалификации содействия террористической деятельности / А.В. Бриллиантов // Уголовное право. 2008. № 3. С. 25-30.
..79


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ