ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Сущность орфографической зоркости 5
1.2 Значение орфографической зоркости в обучении русскому языку 8
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования орфографической зоркости 10
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 13
2.1. Алгоритм обучения орфографии в начальных классах 13
2.2. Использование игровых технологий для развития орфографической зоркости 18
2.3. Анализ уроков русского языка с акцентом на формирование орфографической зоркости 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Актуальность. В современном образовательном процессе особое внимание уделяется формированию у учащихся начальных классов не только базовых знаний, но и навыков, необходимых для успешного овладения родным языком. Одним из ключевых аспектов в этом контексте является орфографическая зоркость – способность учащихся правильно воспринимать и воспроизводить написание слов, что непосредственно влияет на уровень их грамотности.
Актуальность темы формирования орфографической зоркости обусловлена необходимостью подготовки детей к дальнейшему обучению, где грамотность играет важную роль.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Именно уровень развития навыков правописания в период обучения на начальной ступени образования закладывает основы орфографической и речевой грамотности.
Кроме того, точная, грамотная и выразительная речь, грамотное письмо воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
Таким образом, актуальность темы формирования орфографической зоркости связана с тем, что от неё зависит дальнейшее обучение в школе, орфографическая и речевая грамотность, способность осваивать язык в письменной форме и коммуникативная компетентность.
Степень изученности темы формирования орфографической зоркости обусловлена её актуальностью. Это связано с результатами письменных работ учащихся 2–4 классов, которые показали, что уровень орфографической грамотности недостаточно высок.
Проблему формирования орфографической зоркости рассматривал ряд отечественных авторов таких как: Н.Н. Алгазина, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М. Разумоская, М.С. Соловейчик.
Целью данного исследования является выявление эффективных методов формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– проанализировать теоретические основы орфографической зоркости;
– определить сущность орфографической зоркости в обучении русскому языку;
– выявить психолого-педагогические аспекты формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы;
– определить практическое применение методов формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.
Объектом исследования выступает формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка, а предметом – орфографическая зоркость.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение научно-методической литературы.
2. Эмпирические: анализ уроков русского языка.
Таким образом, данная работа направлена на решение важной задачи современного образования – повышение уровня грамотности учащихся начальных классов через развитие их орфографической зоркости, что будет способствовать успешному обучению и всестороннему развитию детей.
Структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения и списка используемых источников.
В ходе выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Формирование орфографической зоркости предполагает выполнение двух последовательных действий: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки. Это особые приметы, сигнализирующие о наличии «точек» применения правил. С помощью опознавательных признаков ученик находит саму орфограмму и определяет её тип, чтобы верно подобрать соответствующее правило.
2. Орфографическая зоркость – это способность замечать практически все орфограммы. Она и нужна для того, чтобы на ее основе разграничивать «трудные» и «нетрудные» случаи – такие, где написание сразу понятно, и где надо подумать. Для становления орфографической зоркости нужны не субъективные, а объективные признаки орфограмм.
3. Психолого-педагогические аспекты формирования орфографической зоркости показывают, что необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Активное зрительное и слуховое восприятие. Необходимо обращать внимание учеников на отличительные черты орфограмм, упражнять их в сравнении и анализе. Развитие фонематического слуха. Это способность к анализу и синтезу речевых звуков. Благодаря его развитию у учащихся формируется способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и сразу же проверять её. Целенаправленное и систематическое применение упражнений. Они развивают умение находить орфограммы и определять их тип. Например, зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного и объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного и предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Мотивация орфографического действия. Это нужно для реализации коммуникативной направленности письменной речи. Организация творческой деятельности. Она развивает познавательную активность учащихся.
4. Практическое применение методов формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах играет ключевую роль в повышении уровня грамотности учащихся. Методика обучения орфографии, основанная на разнообразных подходах, позволяет эффективно развивать навыки написания слов и внимание к деталям.
Использование игровых технологий в процессе обучения не только делает занятия более увлекательными, но и способствует активному вовлечению учеников, что, в свою очередь, положительно сказывается на их мотивации и интересе к изучению языка. Игровые элементы помогают создать непринужденную атмосферу, где учащиеся могут без страха ошибаться и учиться на своих ошибках.