🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов на уроках русского языка (Херсонский Государственный Педагогический Университет)

Работа №198548

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы32
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит теоретический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Сущность орфографической зоркости 5
1.2 Значение орфографической зоркости в обучении русскому языку 8
1.3 Психолого-педагогические аспекты формирования орфографической зоркости 10
Выводы по первой главе 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 13
2.1. Алгоритм обучения орфографии в начальных классах 13
2.2. Использование игровых технологий для развития орфографической зоркости 18
2.3. Анализ уроков русского языка с акцентом на формирование орфографической зоркости 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31





Актуальность. В современном образовательном процессе особое внимание уделяется формированию у учащихся начальных классов не только базовых знаний, но и навыков, необходимых для успешного овладения родным языком. Одним из ключевых аспектов в этом контексте является орфографическая зоркость – способность учащихся правильно воспринимать и воспроизводить написание слов, что непосредственно влияет на уровень их грамотности.
Актуальность темы формирования орфографической зоркости обусловлена необходимостью подготовки детей к дальнейшему обучению, где грамотность играет важную роль.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Именно уровень развития навыков правописания в период обучения на начальной ступени образования закладывает основы орфографической и речевой грамотности.
Кроме того, точная, грамотная и выразительная речь, грамотное письмо воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.
Таким образом, актуальность темы формирования орфографической зоркости связана с тем, что от неё зависит дальнейшее обучение в школе, орфографическая и речевая грамотность, способность осваивать язык в письменной форме и коммуникативная компетентность.
Степень изученности темы формирования орфографической зоркости обусловлена её актуальностью. Это связано с результатами письменных работ учащихся 2–4 классов, которые показали, что уровень орфографической грамотности недостаточно высок.
Проблему формирования орфографической зоркости рассматривал ряд отечественных авторов таких как: Н.Н. Алгазина, П.С. Жедек, М.Р. Львов, М.М. Разумоская, М.С. Соловейчик.
Целью данного исследования является выявление эффективных методов формирования орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
– проанализировать теоретические основы орфографической зоркости;
– определить сущность орфографической зоркости в обучении русскому языку;
– выявить психолого-педагогические аспекты формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы;
– определить практическое применение методов формирования орфографической зоркости на уроках русского языка.
Объектом исследования выступает формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка, а предметом – орфографическая зоркость.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение научно-методической литературы.
2. Эмпирические: анализ уроков русского языка.
Таким образом, данная работа направлена на решение важной задачи современного образования – повышение уровня грамотности учащихся начальных классов через развитие их орфографической зоркости, что будет способствовать успешному обучению и всестороннему развитию детей.
Структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения и списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Формирование орфографической зоркости предполагает выполнение двух последовательных действий: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки. Это особые приметы, сигнализирующие о наличии «точек» применения правил. С помощью опознавательных признаков ученик находит саму орфограмму и определяет её тип, чтобы верно подобрать соответствующее правило.
2. Орфографическая зоркость – это способность замечать практически все орфограммы. Она и нужна для того, чтобы на ее основе разграничивать «трудные» и «нетрудные» случаи – такие, где написание сразу понятно, и где надо подумать. Для становления орфографической зоркости нужны не субъективные, а объективные признаки орфограмм.
3. Психолого-педагогические аспекты формирования орфографической зоркости показывают, что необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Активное зрительное и слуховое восприятие. Необходимо обращать внимание учеников на отличительные черты орфограмм, упражнять их в сравнении и анализе. Развитие фонематического слуха. Это способность к анализу и синтезу речевых звуков. Благодаря его развитию у учащихся формируется способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и сразу же проверять её. Целенаправленное и систематическое применение упражнений. Они развивают умение находить орфограммы и определять их тип. Например, зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного и объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного и предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Мотивация орфографического действия. Это нужно для реализации коммуникативной направленности письменной речи. Организация творческой деятельности. Она развивает познавательную активность учащихся.
4. Практическое применение методов формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах играет ключевую роль в повышении уровня грамотности учащихся. Методика обучения орфографии, основанная на разнообразных подходах, позволяет эффективно развивать навыки написания слов и внимание к деталям.
Использование игровых технологий в процессе обучения не только делает занятия более увлекательными, но и способствует активному вовлечению учеников, что, в свою очередь, положительно сказывается на их мотивации и интересе к изучению языка. Игровые элементы помогают создать непринужденную атмосферу, где учащиеся могут без страха ошибаться и учиться на своих ошибках.



1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст] : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 2017. – 160 с.
2. Баранов, М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии [Текст] : начинающему учителю / М. Баранов // Русский язык в школе. – 2018. – № 2. – С. 35-38.
3. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости [Текст] / Е. В. Бельдина // Начальная школа. – 2019. – № 3. – С. 35-39.
4. Богоявлинский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфограмм: обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявлинский // Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 39-40.
5. Богоявлинский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский. – М. : Просвещение, 2017. – 307 с.
6. Бунеев, Р. Н. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. шк. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2018. – 176 с.
7. Буркова, Т. В. К. Д. Ушинский об упражнениях при обучению грамматике и правописанию [Текст] / Т. В. Буркова // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 23-28.
8. Быкова, О. П. Орфографическая грамотность у младших школьников [Текст] / О. П. Быкова, Н. С. Редькина, Т. Е. Филиппова // Логопед. – 2020. – № 10. – С. 53-61.
9. Водовозов, В. И. Предметы обучения в народной школе [Текст] : методика обучения грамоте, арифметике и др. предметам / В. И. Водовозов. – СПб. : тип. В. А. Полетики и Ф. С. Сущинского, 2017. – 277 с.
10. Возовикова, Т. М. Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов [Текст] / Т. М. Возовикова // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., 20-21 апр. 2018 г., Екатеринбург : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2018. – Ч. 2. – С. 46-56.
11. Волина, В. В. Весёлая грамматика [Текст] / В. В. Волина. – М.: Знание, 2017. – 336 с.
12. Герасимова, Л. А. Орфографическое домино [Текст] / Л. А. Герасимова // Начальная школа. – 2020. – № 12. – С. 67-68.
13. Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] : кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Просвещение, 2017.– 222 с.
14. Жедек, П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах [Текст] : учеб.-метод.пособие для учителей / П.С Жедек.– Томск: Пеленг, 2018.– 60 с.
15. Жедек, П.С Методика обучения орфографии [Текст] / П.С Жедек // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения : учеб.пособие для студентов педучебных заведений / под ред.М.С Соловейчика.– М., 2019.– С .34-39.
16. Жиленко, А.Г Использование алгоритмов при изучении орфографии [Текст] / А.Г Жиленко // Русский язык в школе.– 2020.– №5.– С .55-57.
17. Зайкова, И.В Сказки и стихи по русскому языку [Текст] / И.В Зайкова // Начальная школа плюс До и После.– 2021.– №8.– С .51-52.
18. Зацепина, Е.В Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Е.В Зацепина // Образование в современной школе.– 2017.– №11.– С .17-19.
19. Зеленина, Л.М Русский язык .2 класс [Текст] : учеб .для нач .шк.: в 2 ч./ Л.М Зеленина , Т .Е Хохлова.– М.: Просвещение ,2018.– Ч .1.– 139 с.
20. Иванова ,В .Ф Современный русский язык .Графика и орфография [Электронный ресурс]/В .Ф Иванова.– URL: http://www.rulit.me/-books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59.html (дата обращения:18.09.2024).
21. Канакина ,В.П Русский язык .2 класс [Текст]: учеб .для общеобразоват .учреждений : в 2 ч./В.П Канакина , В.Г Горецкий.– М.: Просвещение ,2020.– Ч .1.–144 с.
22. Козина,А.Н Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Электронный ресурс]/А.Н Козина// Молодой ученый.–2021.–№18.–С .584-586.–URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22484289 (дата обращения:18.09.2024).
23. Комиссарова ,Л .Ю Роль графического моделирования в процессе обучения орфографии [Текст]/Л .Ю Комиссарова // Начальная школа плюс До и После.–2023.–№12.–С .60-65.
24. Комиссарова, Л. Ю. Содержание и организация словарно-орфографической работы в непрерывном курсе русского языка [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2023. – № 6. – С. 84-88.
25. Копытова, Л. Н. Развитие умения видеть орфограммы [Текст] / Л. Н. Копытова // Начальная школа плюс До и После. – 2021. – № 3. – С. 46-51.
26. Корешкова, Т. В. Прием какографии: возможности и условия применения [Текст] / Т. В. Корешкова // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 38-44.
27. Котикова, Н. М. О способе орфографического действия [Текст] : система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / Н. М. Котикова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 39-40.
28. Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать [Текст] : рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлет. нач. шк. / М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вента-Графф, 2021. – 64 с.
29. Лобенцева, Т. Орфографические сказки [Электронный ресурс] / Т. Лобенцева. – URL : http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200202811 (дата обращения: 18.09.2024).
30. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2020. – 464 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ