Сравнительный анализ административного ареста: от советского периода к современности (Костромской государственный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА КАК ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 7
1.1. История ареста как вида административного наказания 7
1.2. Понятие и признаки ареста 13
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 21
2.1. Изменения в законодательстве и правоприменительной практике 21
2.2. Роль административного ареста в системе советского правосудия 26
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА 31
3.1. Сходства и различия в законодательных основах 31
3.2. Эффективность применения административного ареста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДРУГИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 42
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА КАК ВИДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ 7
1.1. История ареста как вида административного наказания 7
1.2. Понятие и признаки ареста 13
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 21
2.1. Изменения в законодательстве и правоприменительной практике 21
2.2. Роль административного ареста в системе советского правосудия 26
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА 31
3.1. Сходства и различия в законодательных основах 31
3.2. Эффективность применения административного ареста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДРУГИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЛИТЕРАТУРЫ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 42
Курсовая работа посвящена рассмотрению вопросов нормативного регулирования и практики применения административного ареста. Указанная мера административного принуждения обладает репрессивным характером, значительно ограничивает гарантируемое в отечественном законодательстве конституционное право свободного перемещения. Административный арест как вид административного наказания имеет ряд особенностей, касающихся порядка его назначения, применения и обжалования. Соответствующие нормативные положения, регламентирующие рассматриваемую тему, в значительной степени влияют на уровень правовой защищенности граждан, а также на эффективность отечественного механизма административного принуждения в целом.
Между тем, целесообразность применения административного ареста ставится под сомнение в правоприменительной практике. В научной среде также отсутствует единство мнений по указанному вопросу. Тенденция развития отечественного законодательства такова, что количество составов, предусматривающих в качестве санкции административный арест, снижается, что не всегда может расцениваться положительно. В ряде субъектов Российской Федерации применить данный вид наказания не представляется возможным в связи с отсутствием достаточного количества специальных мест для содержания лиц, подвергнутых данной мерой административного принуждения. На практике применение ареста нередко сопровождается нарушением личных прав граждан. Указанные лица добиваются их восстановления и защиты путем предъявления требований о выплате денежных компенсаций, что ложится бременем на федеральный бюджет. Следует также отметить противоречивость административного законодательства в части наличия коллизий между нормами общих правил назначения административных наказаний и положениями, регламентирующими вопросы назначения непосредственно административного ареста. Правовое регулирование данного института требует определенной детализации, а в отдельных случаях и существенной корректировки .
Особой актуальности исследованию придает и то, что в настоящее время на стадии разработки находятся проекты материального и процессуального кодексов об административной ответственности за административные правонарушения. Определенные новеллы коснутся в том числе вопросов назначения административного ареста.
При проведении исследования использовались теоретические разработки, содержащиеся в работах А. Р. Барахоевой, С.Н. Братановского, В.Н. Васильева, А.С. Дугенец, Н.М. Конина, И.В. Максимова, В.М. Манохина, С.Н. Махиной, Б.В. Россинского и других исследователей, которые изучали проблематику действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с назначением такого административного наказания как административный арест.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при назначении и исполнении административного ареста.
Цель курсовой работы состоит в сравнительно-правовом исследовании административного ареста как меры административного наказания, а также в разработке на его основе предложений по совершенствованию нормативного правового регулирование вопросов назначения административного ареста.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих конкретных задач:
1) рассмотреть исторические аспекты назначения административного ареста;
2) раскрыть содержание понятия и сущность административного ареста;
3) проанализировать судебную практику по назначению и исполнению административного ареста;
4) выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях, связанных с применением административного ареста;
5) обозначить проблемы применения административного наказания в виде административного ареста и выработать на этой основе рекомендации по совершенствованию действующей нормативной базы в этой сфере.
Новизна исследования определяется постановкой проблемы правового регулирования административного ареста, а также интерпретацией вопросов его применения и исполнения. Полученные результаты могут использоваться для дальнейших исследований теоретических и практических проблем, возникающих при назначении административного ареста, а также при подготовке предложений по внесению изменений в административное законодательство.
Нормативной основой исследования послужили нормы Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерством внутренних дел Российской Федерации от 10.02.2014 № 83, и другие.
Эмпирическая база состоит из положений, отраженных в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, правовых позициях, изложенных в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации, а также в иных разновидностях юридической практики по исследуемым вопросам.
В работе использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-логический, системно-структурный, статистический.
Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики.
Между тем, целесообразность применения административного ареста ставится под сомнение в правоприменительной практике. В научной среде также отсутствует единство мнений по указанному вопросу. Тенденция развития отечественного законодательства такова, что количество составов, предусматривающих в качестве санкции административный арест, снижается, что не всегда может расцениваться положительно. В ряде субъектов Российской Федерации применить данный вид наказания не представляется возможным в связи с отсутствием достаточного количества специальных мест для содержания лиц, подвергнутых данной мерой административного принуждения. На практике применение ареста нередко сопровождается нарушением личных прав граждан. Указанные лица добиваются их восстановления и защиты путем предъявления требований о выплате денежных компенсаций, что ложится бременем на федеральный бюджет. Следует также отметить противоречивость административного законодательства в части наличия коллизий между нормами общих правил назначения административных наказаний и положениями, регламентирующими вопросы назначения непосредственно административного ареста. Правовое регулирование данного института требует определенной детализации, а в отдельных случаях и существенной корректировки .
Особой актуальности исследованию придает и то, что в настоящее время на стадии разработки находятся проекты материального и процессуального кодексов об административной ответственности за административные правонарушения. Определенные новеллы коснутся в том числе вопросов назначения административного ареста.
При проведении исследования использовались теоретические разработки, содержащиеся в работах А. Р. Барахоевой, С.Н. Братановского, В.Н. Васильева, А.С. Дугенец, Н.М. Конина, И.В. Максимова, В.М. Манохина, С.Н. Махиной, Б.В. Россинского и других исследователей, которые изучали проблематику действующего законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с назначением такого административного наказания как административный арест.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при назначении и исполнении административного ареста.
Цель курсовой работы состоит в сравнительно-правовом исследовании административного ареста как меры административного наказания, а также в разработке на его основе предложений по совершенствованию нормативного правового регулирование вопросов назначения административного ареста.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих конкретных задач:
1) рассмотреть исторические аспекты назначения административного ареста;
2) раскрыть содержание понятия и сущность административного ареста;
3) проанализировать судебную практику по назначению и исполнению административного ареста;
4) выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях, связанных с применением административного ареста;
5) обозначить проблемы применения административного наказания в виде административного ареста и выработать на этой основе рекомендации по совершенствованию действующей нормативной базы в этой сфере.
Новизна исследования определяется постановкой проблемы правового регулирования административного ареста, а также интерпретацией вопросов его применения и исполнения. Полученные результаты могут использоваться для дальнейших исследований теоретических и практических проблем, возникающих при назначении административного ареста, а также при подготовке предложений по внесению изменений в административное законодательство.
Нормативной основой исследования послужили нормы Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных приказом Министерством внутренних дел Российской Федерации от 10.02.2014 № 83, и другие.
Эмпирическая база состоит из положений, отраженных в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, правовых позициях, изложенных в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации, а также в иных разновидностях юридической практики по исследуемым вопросам.
В работе использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-логический, системно-структурный, статистический.
Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики.
Сравнительный анализ административного ареста в Советском Союзе и современной Российской Федерации, проведенный в рамках настоящего исследования, позволяет сделать вывод о наличии как преемственности, так и о существенных различиях в законодательном регулировании этого института и правоприменительной практике. Административный арест, будучи одной из наиболее строгих мер административного наказания, остается эффективным инструментом поддержания общественного порядка, но его осуществление сопряжено с необходимостью соблюдения баланса между публичными (государственными) интересами и правами личности. Исследование показало, что историческое развитие административного ареста отражает становление правовой системы от карательной советской модели к более гуманной и формально правовой современной российской практике его применения. Между тем существуют проблемы, для решения которых требуется корректировка отдельных законодательных положений.
В Советском Союзе административный арест, закрепленный Указом 1966 года, Основами 1980 года и КоАП РСФСР 1984 года, служил инструментом оперативного реагирования на мелкие правонарушения, зачастую использовался в целях политического контроля, особенно в отношении диссидентов. Суровые условия содержания и минимальные процессуальные гарантии подчеркивали его карательный характер, что снижало реабилитационный потенциал и вызывало недоверие к правосудию у населения.
В современной России согласно КоАП РФ 2001 года арест применяется исключительно на основании решения суда. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в более гуманных условиях, наделяются расширенными процессуальными гарантиями, включая право на обжалование и учет смягчающих обстоятельств. Тем не менее, мотивированное применение ареста, особенно в делах о протестной активности, и отсутствие четких критериев исключительности, указанных в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, ограничивают его эффективность. Кроме того, указанные обстоятельства ставят под сомнение соответствие российского правового регулирования института административного ареста международным стандартам, закрепленным в статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Актуальность исследования определена тем, что в настоящее время на стадии разработки находится проект нового КоАП РФ, который должен уточнить критерии исключительности применения ареста, расширить перечень лиц, освобожденных от наказания, и усилить процессуальные гарантии.
На основе проведенного анализа предложены следующие рекомендации:
1) конкретизировать в КоАП РФ критерии исключительности применения административного ареста, основываясь на характере правонарушения и личности нарушителя;
2) расширить перечень лиц, к которым арест не применяется, включив одиноких родителей и лиц с хроническими заболеваниями;
3) усилить независимость судебного контроля для исключения политического влияния;
4) унифицировать условия содержания в специальных приемниках для обеспечения гуманного обращения.
Обозначенные меры позволят повысить эффективность административного ареста, минимизировать нарушения прав человека и обеспечить соответствие международным стандартам.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на анализ практики применения института административного ареста и сравнительно-правовое исследование регламентации данной меры административного принуждения с зарубежными моделями и стандартами, закрепленными в нормах международного права.
В Советском Союзе административный арест, закрепленный Указом 1966 года, Основами 1980 года и КоАП РСФСР 1984 года, служил инструментом оперативного реагирования на мелкие правонарушения, зачастую использовался в целях политического контроля, особенно в отношении диссидентов. Суровые условия содержания и минимальные процессуальные гарантии подчеркивали его карательный характер, что снижало реабилитационный потенциал и вызывало недоверие к правосудию у населения.
В современной России согласно КоАП РФ 2001 года арест применяется исключительно на основании решения суда. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в более гуманных условиях, наделяются расширенными процессуальными гарантиями, включая право на обжалование и учет смягчающих обстоятельств. Тем не менее, мотивированное применение ареста, особенно в делах о протестной активности, и отсутствие четких критериев исключительности, указанных в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, ограничивают его эффективность. Кроме того, указанные обстоятельства ставят под сомнение соответствие российского правового регулирования института административного ареста международным стандартам, закрепленным в статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Актуальность исследования определена тем, что в настоящее время на стадии разработки находится проект нового КоАП РФ, который должен уточнить критерии исключительности применения ареста, расширить перечень лиц, освобожденных от наказания, и усилить процессуальные гарантии.
На основе проведенного анализа предложены следующие рекомендации:
1) конкретизировать в КоАП РФ критерии исключительности применения административного ареста, основываясь на характере правонарушения и личности нарушителя;
2) расширить перечень лиц, к которым арест не применяется, включив одиноких родителей и лиц с хроническими заболеваниями;
3) усилить независимость судебного контроля для исключения политического влияния;
4) унифицировать условия содержания в специальных приемниках для обеспечения гуманного обращения.
Обозначенные меры позволят повысить эффективность административного ареста, минимизировать нарушения прав человека и обеспечить соответствие международным стандартам.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на анализ практики применения института административного ареста и сравнительно-правовое исследование регламентации данной меры административного принуждения с зарубежными моделями и стандартами, закрепленными в нормах международного права.
Подобные работы
- Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности в рамках отдельных составов КоАП РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовые отношения, складывающиеся в связи с привлечением к уголовной ответственности за жестокое обращение с животными
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



