В настоящее время в Российской Федерации, а также в других государствах основным источником энергии является нефть и нефтепродукты. Транспортировка нефти производится на огромные расстояния и для того, чтобы снизить издержки, а также нагрузки на трубопровод по мере продвижения нефти устанавливаются линейные станции. Они служат для накопления перекачиваемой среды и ее перераспределения в других направлениях.
Основным местом хранения перекачиваемой среды является резервуар. Резервуары являются металлическими баками, изготовленными различными методами в зависимости от требуемого объема хранения перекачиваемых сред.
Одним из основных типоразмеров резервуара является рабочий объем на 5000 м3. Такие резервуары изготавливаются методом полистовой сборки, то есть стенки изготовлены из вальцованных листов.
Важным элементов резервуара является крыша, которая обеспечивает защиту хранящейся среды от внешних воздействий. Крыша должна иметь куполообразную форму для исключения повышения на нее нагрузок от осадков.
Темой выпускной квалификационной работы является совершенствование технологии сборки и сварки сегмента щита крыши вертикального резервуара объемом 5000 м3. Резервуары такого объема изготавливаются полистовым методом, то есть стенки изготавливаются из листов, прокатанных на вальцовочном стане до нужного диаметра.
В выпускной квалификационной работе рассматривается технология сборки и сварки сегмента щита крыши вертикального резервуара объемом 5000 м3.
В конструкторском разделе произведен анализ самой конструкции, описан применяемый основной материал — сталь 09Г2С. Для него произведен расчет свариваемости.
В технологическом разделе рассмотрен порядок изготовления, начиная с раскроя и до контроля качества. Описаны применяемые сварочные материалы — проволока Св-08ГА диаметром 3 мм с флюсом АН-43, проволока Св-08Г2С диаметром 1,6 мм с защитным газом СО2 (100%).
Существующая технология изготовления, которая принята на предприятии, имеет недостатки, указанные в технологическом разделе. Для их устранения предлагается новая технология, позволяющая уменьшить остаточные деформации после сварки. Для этого предложено уменьшить диаметр проволоки на всех сварочных операциях, применить при сварке настилов стенд с обратным прогибом, разработать порядок сварки каркаса и щита в сборе. Для новой технологии рассчитаны параметры режима сварки.
Также предложено уменьшить количество сварных швов на настиле заменой заготовки элементов настила на заготовки длиной 3 м.
Предлагаемая технология позволяет отказаться от ненужных операций по механической правке сваренного настила, термомеханической правке каркаса и щита в сборе.
Для кантования габаритных узлов, таких как каркас и щит, предложено применить подвесной кантователь, который упрощает проведение операции кантования.