🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №198505

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ 11
1.1. Информационные технологии: история развития и современный этап 11
1.2. Нормативно-правовое регулирование использования информационных технологий 14
2. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 25
2.1. Внедрение цифровых технологий в деятельность правоохранительных органов 25
2.2. Зарубежная практика использования информационных технологий в правовом обеспечении национальной безопасности страны 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность выпускной квалификационной работы. Эра информационных технологий постепенно затрагивает все сферы жизни российского общества.
Создание электронных писем, справочно- информационных интернет- порталов, государственных автоматизированных систем, смарт-контрактов и многих других информационных продуктов меняет нашу привычную жизнь. Например, на данный момент идея отмены бумажных российских паспортов практически реализована, в 2022 году выдадут последние бумажные документы (в пределах г. Москвы), а на смену им придет электронный документ; с 2021 года предполагается полный переход на электронные трудовые книжки.
В ряде зарубежных стран осуществляется переход от бумажных уголовных дел к электронным (в их числе Германия, США, Канада, Эстония, Грузия, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Корея) . Следует отметить, что в РФ на июль 2015 года Генеральная прокуратура РФ не смогла определить местонахождение 270 тыс. уголовных дел. Также в иностранных государствах (например, Германия, Италия, Финляндия, Швеция, Эстония) используется видео-конференц-связь, дистанционный допрос, депонирование показаний.
Подобные нововведения вызывают дискуссии о позитивности данных изменений. Положительны или отрицательны подобные новшества? Вероятно, покажет практика и время. Но бесспорно только то, что
«цифровизация» нашей жизни неизбежна, и она коснётся всех сфер общественной жизни, в том числе и уголовного процесса, а именно предварительного расследования, а именно следственных действий, в ходе которых формируется совокупность доказательств по конкретному уголовному делу. Следственные действия имеют огромное значение для расследования любых видов преступлений и каждый вид следственного действия выполняет свою функцию и имеет свое значение, свои задачи, но вместе они служат единой цели – объективному и всестороннему расследованию преступления.
На протяжении длительного времени постоянно совершенствуется законодательное регулирование информационного обеспечения уголовного судопроизводства. Однако законодатель этим занимается несистемно и непоследовательно. Информационные технологии открывают новые возможности для появления качественно новых преступлений, поэтому стандартный набор средств доказывания, следственных действий на сегодняшний день необходимо модифицировать. Так как необходимо помнить, что главным назначением уголовного судопроизводства являются: защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ).
Именно прогрессивное использование информационных технологий в уголовном судопроизводстве окажет положительное влияние на уровень предварительного расследования, повысит качество гарантий, предоставленных участникам уголовного процесса, так как при их применении выполнение некоторых процессуальных действий, которые ранее проводились в очень длительные сроки, перестает быть затруднительным, появляются возможности для создания новых следственных действий.
На данный момент эффективность правоохранительной деятельности в значительной степени зависит от качества поддержки информационной 7
сферы в Российском государстве, в связи с этим информационные
технологии находят многостороннее применение в деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Информационные технологии, которые используются в правоохранительной деятельности, выглядят как систему процессов по сбору, хранению, обработке и передаче информации, необходимой для пресечения, предотвращения и раскрытия преступлений, осуществляемых с помощью компьютерной техники.
В результате развития технологического прогресса и информационных систем и технологий, которые используются повсеместно, в каждой из сфер жизнедеятельности человека, правоохранительные органы начали широко использовать информационные системы для своих целей и задач, а также для защиты прав и свобод человека и гражданина.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимость рассмотреть быстроменяющиеся информационные и цифровые технологии, применяемыми сотрудниками правоохранительных органов для обеспечения национальной безопасности.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с информационно-цифровым обеспечением Органов Внутренних Дел, широко рассматриваются в специальной литературе. Большой вклад в разработку множества аспектов данной проблематики внесли такие ученые, как Н.П. Водько, Ю.С. Блинов, В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров, С.С. Галахов, Д.В. Гребельский, В.Ю. Голубовский, В.Г Кувалдин, H.A. Климов, В.Г Кувалдин, А.Г. Лекарь, В.Д. Ларичев, В.А. Лукашов, В.Ф. Луговик, A.C Овчинский, С.С. Овчинский, В.Н. Омелин, E.H. Яковец Г.К. Синилов, и другие.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу использования цифровых технологий органами внутренних дел в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты,
регламентирующие использование цифровых технологий органами внутренних дел в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить использование цифровых технологий органами внутренних дел в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю развития и современный этап развития информационных технологий;
- описать нормативно-правовое регулирование использования информационных технологий;
- исследовать внедрение цифровых технологий в деятельность
правоохранительных органов;
- изучить зарубежную практику взаимодействия информационных
технологий и правоохранительных органов, с целью обеспечения национальной безопасности страны.
Методологическую основу данного научного исследования составляет диалектико-материалистическое познание. В качестве научного
инструментария использовались такие методы научного познания, как формально-логический, исторический, системный, сравнительно-правовой, моделирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.
Нормативно-правовую базу исследования составляют следующие акты: Конституция РФ; акты международного законодательства, регулирующие использование информационных технологий; уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовное и административное законодательство, а также другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили научные издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебные пособия, 9
комментарии к законодательству, учебники и монографии), статьи в периодических изданиях по исследуемой проблематике. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Венедиктова А.А., Волков А.Н., Карманов Е.А., Розанова Е.В., Соловьев А.А., Таранова Д.В., Харламов П.В., Черноусова Н.В., Шеяфетдинова Н.А., а также других учёных рассматривающих данную тему.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам исследования, проведенного в выпускной квалификационной работе, можно сделать вывод, что информационная технология – это процесс, использующий совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных технологическим процессом по сбору, хранению, обработке, выводу и распространению информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
С конца 90-х годов и по настоящее время широко внедряется всемирная паутина Интернет, а также появляются технологии информационных хранилищ, электронного документооборота и поддержки принятия решений.
«Стратегия развития информационного общества», утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, – главнейший стратегический документ для сферы государственных информационных технологий.
В «Стратегии…» определены приоритеты России в сфере информационно-коммуникативных технологий:
6. Формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений;
7. Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры;
8. Создание и применение российских информационнокоммуникативных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне;
9. Формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы;
10. Обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
Информационные технологии широко используются в деятельности правоохранительных органов. Однако в настоящее время они требуют совершенствования в том числе на основании международного опыта, которое позволит вывести правоохранительную деятельность на качественно новый уровень.
В рамках выполнения задачи, связанной с внедрением цифровых технологий в сферу государственного управления, предполагается:
11. обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде;
12. внедрение в деятельность органов государственной власти юридически значимого электронного документооборота с применением электронной подписи;
13. создание платформы идентификации, включая биометрическую, облачную квалифицированную электронную подпись, цифровые профили гражданина и юридического лица;
14. создание платформы межведомственного взаимодействия и обмена данными;
15. введение, функционирование и развитие «электронного паспорта» гражданина Российской Федерации и многое другое.
Подводя итог рассмотрению, следует отметить, что в целях совершенствования нормативно-правовой базы и как следствие общественных отношений в данной области необходимо внести изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ «О полиции», дополнив статью 12 примечанием следующего содержания: «Под массовым мероприятием в целях настоящей статьи необходимо понимать организованное действие (совокупность действий или явлений социальной
жизни) с участием больших групп (масс) людей, которое проводится в общественном месте в регламентируемом государством порядке для удовлетворения их политических, духовных, экономических, культурных, религиозных и других потребностей, являющееся активной формой реализации их прав, свобод и законных интересов». В данном контексте следует отметить, что в связи с нехваткой штатной численности сотрудников наружных служб, в т. ч. в подразделениях ППСП, возрастает общая нагрузка на каждую штатную единицу. В первую очередь это связано с большим количеством заявлений, поданных гражданами по линии «102» и системе «112». Указанная нами проблема является сугубо штатно-организационной и выходит за рамки правовой сферы. Решение данной проблемы, прежде всего, заключается в возрастании стимуляции в процессе привлечения новых кадров в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), а именно в подразделения наружных служб, в т. ч. ППСП, создании улучшенных условий труда и обеспечения физической безопасности сотрудников, а также необходимом правовом обеспечении реализации полномочий данной службы и органов внутренних дел в целом.
Весьма высокую тенденцию развития в Российской Федерации получило введение федеральной концепции для реализации государственной политики по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности — автоматизированной системы видеонаблюдения, получившей название «Безопасный город». Следует выделить, что введение данной системы создало необходимые условия для своевременного выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности, что оправдывает ее внедрение на федеральном уровне.
Первоначально создание и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») было совместно возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий 66
стихийных бедствий (далее – МЧС России) и Федеральную службу охраны Российской Федерации (далее – ФСО России), где ключевая роль в реализации была возложена на МЧС России. Рассматриваемый проект нельзя назвать окончательно удавшимся ввиду образования ряда внутриведомственных и межведомственных разногласий, а также нецелесообразной реализацией выделенного на федеральную концепцию государственного бюджета.
На текущий момент полномочия по координации данного проекта от указанных федеральных ведомств по инициативе главы МЧС России Евгения Зиничева должны быть переданы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Минцифры России) . Сама по себе идея федеральной концепции является более чем оправдывающей себя. На текущий момент к АПК «Безопасный город» подключено множество федеральных ведомств, в чью компетенцию входит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, в т.ч. и МВД России.
Таким образом, соответствующие наружные подразделения МВД России имеют круглосуточный доступ к АПК «Безопасный город» и в режиме реального времени имеют возможность для своевременного выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений без участия лиц-заявителей о тех или иных противоправных действий.
Данные, полученные от системы, учитываются при расстановке постов, определении маршрутов патрулей. Аппаратно-программный комплекс включает в себя две системы: видеонаблюдение за территорией города и мониторинг автомобилей нарядов. Комплекс позволяет отслеживать движение экипажей и менять маршруты их патрулирования в зависимости от
криминогенной обстановки и внезапно возникающих задач . Основной проблемой функционала АПК «Безопасный город» является не повсеместный территориальный охват, а также низкое качество видеосъемки в некоторых участках.
Исходя из изложенного, мы можем сделать вывод, что в большей степени организация и осуществление административной деятельности в области общественного порядка и общественной безопасности подразделениями ППСП обеспечивается благодаря межведомственному взаимодействию, в данном случае нами было рассмотрено взаимодействие с органом исполнительной власти Российской Федерации, ответственным за координацию АПК «Безопасный город».
Также в качестве одной из проблем следует выделить важность профессиональной компетенции сотрудников наружных служб органов внутренних дел. Данный аспект, вне всякого сомнения, влияет на качество сбора материалов по делу об административном правонарушении ввиду того, что сотрудник полиции обязан при исполнении своих служебных обязанностей четко и структурированно оформлять необходимые для административного дела документы, пресекать ненадлежащее исполнение обязанностей иными лицами, чьи действия могут непосредственно влиять в негативном ключе на законность и обоснованность материалов дела об административном правонарушении. В судебной практике имеется множество примеров ненадлежащего сбора материалов, что впоследствии приводило к прекращению производства по делу об административном правонарушении или отмене решений мировых судей.
В качестве примера можно выделить решение Брединского районного суда Челябинской области по делу № 12–30/2017 от 18.08.2017 по жалобе на
постановление по делу об административном правонарушении согласно которому жалоба истца была удовлетворена в связи с нарушением порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Так, же еще один пример. Так, решение Златоустовского городского суда Челябинской области по делу № 12-55/2017 от 16.02.2017 на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица по ч.1 ст.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное 18 января 2017 г. участковым уполномоченным ОП «Новозлатоустовский» ОМВД РФ по ЗГО Челябинской области согласно которому жалоба истца была удовлетворена в связи с отсутствием всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств дела уполномоченным на то лицом.
В данном случае нельзя исключать, что нарушение связано с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей сотрудниками медицинского учреждения, осуществлявшего освидетельствование, но, тем не менее, данный факт говорит о том, что порядок проведения процедуры и форму документов необходимо знать и сотрудникам полиции, осуществляющим сбор материалов по делу об административном правонарушении.
Сделаем вывод по главе. Весьма существенным является повышение уровня компетенции сотрудников органов внутренних дел в сфере применения норм административного законодательства.
В результате существенных недостатков при составлении протокола по ч. 2 ст. 20.12 КоАП мировым судьей судебного участка № 3 г. Снежинска Челябинской области были возвращены материалы дела об административном правонарушении по делу № 3–958/2018 от 04.12.2018 .
Отсюда, мы можем сделать вывод, что весьма существенным является повышение уровня компетенции сотрудников органов внутренних дел в сфере применения норм административного законодательства. В данном аспекте мы предлагаем введение ведомственного приказа, направленного на обеспечение штабными и кадровыми подразделениями территориальных отделов органов внутренних дел лекционных занятий по разъяснению применения административного законодательства в области общественного порядка и общественной безопасности среди сотрудников наружных служб с их последующей аттестацией.
Таким образом, полиция оказывает в пределах своих полномочий содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, осуществляет соблюдение законности и правопорядка, а так же оказывает поддержку гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Кодификация национального законодательства в области информационной безопасности может решить проблему систематизации данной сферы государственной и общественной жизнедеятельности.
Важно лишь, чтобы такая кодификация происходила на основе четко разработанных и структурно выстроенных теоретико-методологических основ исследования информационно-безопасного сегмента деятельности государства и гражданского общества.
Кроме того, теоретическая проблематика информационной безопасности исследуется в рамках современного философско-политологи-
ческого дискурса, доказывает свою актуальность и в вопросах государственного и общественного управления. Именно информация становится инклюзивным, интегративным, сквозным ресурсом, что позволяет максимально эффективно управлять сообществом в рамках современной информационной цивилизации.


1. Декларация Четвертой Конференции Министров ВТО в Доха, Катар «Относительно Соглашения TRІPS и общественного здоровья» 2001 г. // Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
3. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24–ФЗ (ред. от 10.01.2003) Об информации, информатизации и защите информации // Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 609. утратил силу
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152–ФЗ (ред. от 30.12.2020) О персональных данных (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
5. Указ Президента РФ от 20.01.1994 № 170 (ред. от 09.07.1997) Об основах государственной политики в сфере информатизации // Российская газета. 1994. № 19
6. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901
7. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) // Собрание законодательства РФ. 2019. № 41. Ст. 5700
8. Постановление Правительства РФ от 21.10.2016 № 1083 О внесении изменений в Государственную программу Российской Федерации Информационное общество (2011 – 2020 годы) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 44. Ст. 6139
9. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036–р (ред. от 18.10.2018) Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года // Собрание законодательства РФ. 2013. № 46. Ст. 5954.
10. Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения:10.04.2021)
11. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр–212) // Российская газета. 2008. № 34. утратил силу
12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.03.1986 № 361 Об улучшении координации работ в области вычислительной техники и о повышении эффективности ее использования // Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения:10.04.2021)
13. Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. № 205 Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012 – 2014 годах // Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения:10.04.2021)
14. Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.2007 № 311 Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года // Еженедельник промышленного роста. 2007. № 31
РАЗДЕЛ II ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
15. Венедиктова, А.А. Влияние информатизации общества на экономическую безопасность государства / А.А. Венедиктова // Сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых – участников Международной Межвузовской 73
Студенческой конференции по проблеме «Национальная безопасность как основа конкурентоспособности и экономического роста страны». 2019. С. 51– 59.
..77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ