УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 6
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Правовая природа преступлений в сфере экономической
деятельности………………………………………………………… 10
1.2 Анализ объективных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности……………………………………… 18
1.3 Анализ субъективных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности……………………………………… 28
2 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Уголовно-правовая политика обеспечения экономической
безопасности в системе национальной безопасности Российской
Федерации…………………………………………………………… 37
2.2 Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, как форма гуманизации уголовно-правовой политики России……………… 51
2.3 Санкции, как уголовно-правовые меры противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 78
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… 87
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… 6
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Правовая природа преступлений в сфере экономической
деятельности………………………………………………………… 10
1.2 Анализ объективных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности……………………………………… 18
1.3 Анализ субъективных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности……………………………………… 28
2 ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Уголовно-правовая политика обеспечения экономической
безопасности в системе национальной безопасности Российской
Федерации…………………………………………………………… 37
2.2 Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности, как форма гуманизации уголовно-правовой политики России……………… 51
2.3 Санкции, как уголовно-правовые меры противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 78
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………… 87
Неотъемлемой частью национальной безопасности Российской Федерации является экономическая безопасность, обеспечение которой является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. На современном этапе развития России объективно присутствуют как внешние, так и внутренние угрозы экономической безопасности государства, где особое место занимает преступность в сфере экономики.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Преступность постоянно совершенствуется, а преступные деяния становятся всё более изощрёнными ввиду подвижности и изменчивостиэкономической сферы деятельности России в условиях рыночной системы.На начало 2021 года по данным статистики МВД РФ в сравнении с 2020 годом число преступлений экономической направленности выросло на 1,0%. Всего выявлено 25,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 8,3%. Материальный ущерб от указанных преступлений за 2020 год составил 339,5 млрд. руб., однако с учётом высокой степени латентности реальные размеры издержек гораздо выше. Наиболее опасна в этом отношении преступность в сфере предпринимательства, которая подрывает конструктивные основания легальных рыночных отношений, поворачивая вектор их воспроизводства в сторону усиления социальной несправедливости и имущественного расслоения. Следовательно, для поддержки бизнеса требуется выработать уголовно-правовые меры, направленные на ограждение предпринимателя от соблазна получения незаконного дохода путём установления уголовной ответственности, имеющей экономическое содержание и делающее совершение преступлений в сфере экономической деятельности невыгодными для виновных.
Для эффективного противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации применяется уголовно-правовое воздействие, как крайняя мера изменения экономических отношений. Следовательно, для применения уголовно-правовых мер противодействия преступности требуется глубокое научное изучение и оптимизация их правового регулирования.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в рамках реализации уголовно-правовой политики обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, в выявлении несовершенств и формулировании научно обоснованных предложений оптимизации норм уголовного законодательства.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
- изучение правовой природы и классификаций преступлений в сфере экономической деятельности;
- исследование общих аспектов и специфических особенностей уголовно-правовой характеристики составов рассматриваемых преступлений;
- анализ уголовно-правовой политики обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации и предложение меры по её совершенствованию;
- изучение условий освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности;
- рассмотрение санкций, как уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности и предложение меры, которая имеет экономическое содержание и делает совершение преступлений в сфере экономической деятельности невыгодными для виновных;
- разработка предложений по оптимизации уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в целях совершенствования развития законодательства и практики применения.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе применения уголовноправовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают нормы российского уголовного законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, материалы практики применения этих норм.
Теоретическая основа. Уголовно-правовому исследованию рассматриваемых преступлений и противодействию в контексте обеспечения безопасностипосвящены работыавторов: Л.Д. Гаухмана, Н.А. Лопашенко, С.В. Максимова, Ю.В. Трунцевского, В.И. Тюнина, П.С. Яни, Ю.И. Батычко, И.Н. Соловьева, И.А Александрова, Е.В. Петухов, Т.Ю. Половинко и других.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовнопроцессуальный кодекс РФ, материалы судебной практики,постановления пленума Верховного суда РФ.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, а также общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции, кроме того использованы специальные методы, такие, как: сравнительно-правовой, системно-аналитический,формально- юридический, формально-логический и другие.
Структура работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Исследования выпускной квалификационной работы были положены в научно-исследовательскую работу, которая была представлена на конкурсе научных работ Юридического института ЮУрГУ (НИУ). Также данные исследования были отражены в научной статье, апробированной на конференции Уральского юридического института МВД России.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Преступность постоянно совершенствуется, а преступные деяния становятся всё более изощрёнными ввиду подвижности и изменчивостиэкономической сферы деятельности России в условиях рыночной системы.На начало 2021 года по данным статистики МВД РФ в сравнении с 2020 годом число преступлений экономической направленности выросло на 1,0%. Всего выявлено 25,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 8,3%. Материальный ущерб от указанных преступлений за 2020 год составил 339,5 млрд. руб., однако с учётом высокой степени латентности реальные размеры издержек гораздо выше. Наиболее опасна в этом отношении преступность в сфере предпринимательства, которая подрывает конструктивные основания легальных рыночных отношений, поворачивая вектор их воспроизводства в сторону усиления социальной несправедливости и имущественного расслоения. Следовательно, для поддержки бизнеса требуется выработать уголовно-правовые меры, направленные на ограждение предпринимателя от соблазна получения незаконного дохода путём установления уголовной ответственности, имеющей экономическое содержание и делающее совершение преступлений в сфере экономической деятельности невыгодными для виновных.
Для эффективного противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации применяется уголовно-правовое воздействие, как крайняя мера изменения экономических отношений. Следовательно, для применения уголовно-правовых мер противодействия преступности требуется глубокое научное изучение и оптимизация их правового регулирования.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в рамках реализации уголовно-правовой политики обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности РФ, в выявлении несовершенств и формулировании научно обоснованных предложений оптимизации норм уголовного законодательства.
Задачами выпускной квалификационной работы выступают:
- изучение правовой природы и классификаций преступлений в сфере экономической деятельности;
- исследование общих аспектов и специфических особенностей уголовно-правовой характеристики составов рассматриваемых преступлений;
- анализ уголовно-правовой политики обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации и предложение меры по её совершенствованию;
- изучение условий освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности;
- рассмотрение санкций, как уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности и предложение меры, которая имеет экономическое содержание и делает совершение преступлений в сфере экономической деятельности невыгодными для виновных;
- разработка предложений по оптимизации уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в целях совершенствования развития законодательства и практики применения.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, возникающие в процессе применения уголовноправовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают нормы российского уголовного законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, материалы практики применения этих норм.
Теоретическая основа. Уголовно-правовому исследованию рассматриваемых преступлений и противодействию в контексте обеспечения безопасностипосвящены работыавторов: Л.Д. Гаухмана, Н.А. Лопашенко, С.В. Максимова, Ю.В. Трунцевского, В.И. Тюнина, П.С. Яни, Ю.И. Батычко, И.Н. Соловьева, И.А Александрова, Е.В. Петухов, Т.Ю. Половинко и других.
Нормативную и эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовнопроцессуальный кодекс РФ, материалы судебной практики,постановления пленума Верховного суда РФ.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод, а также общенаучные методы познания: анализа, синтеза, индукции, кроме того использованы специальные методы, такие, как: сравнительно-правовой, системно-аналитический,формально- юридический, формально-логический и другие.
Структура работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, двух глав, в которых шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Исследования выпускной квалификационной работы были положены в научно-исследовательскую работу, которая была представлена на конкурсе научных работ Юридического института ЮУрГУ (НИУ). Также данные исследования были отражены в научной статье, апробированной на конференции Уральского юридического института МВД России.
При обеспечении национальной безопасности России одной из главных целей выступает создание и поддержание определенного экономического положения государства, при котором бы были созданы благоприятные условия для развития общества, государства и личности, исключилась бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права. При этом серьезную угрозу экономической безопасности государствапредставляют посягательства на неё со стороны уголовно-противоправныхдеяний экономического характера.
Проведенный анализ уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в данной работе позволяет сделать следующие выводы:
1. При рассмотрении правовой природы преступлений в сфере экономической деятельности выявленная неточная формулировка названия главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» была преодолена путём установления видового объекта рассматриваемого вида преступлений. Толкование категории «Экономическая деятельность» в юридической науке осуществляется в узкомзначении, заключающимся в понимании экономической деятельности, как «технического» понятия, целью которой выступает производство продукции, предоставление услуг, и возникает которая в момент объединения ресурсовв производственный процесс.Исходя из сказанного, обозначенный вид преступных посягательств обоснованно выделяется федеральным законодателем в отдельную главу, при этом используется системообразующий признак – категория «Экономическая деятельность», которая в своей основе имеет направленность на извлечение необоснованной имущественной выгоды.
Для удобства при применении на практике статей главы 22 УК РФ была предложенаавторская классификация, в основе деления которой был
положен видовой объект, а именно экономическая деятельность, в рамках которой осуществляется внутривидовое деление.
2. При рассмотрении объективной стороны составов преступлений в сфере экономической деятельности особого внимания заслуживает бланкетность норм. Установленная проблема бланкетного вида объективных признаков, заключающаяся в неприменимости положений об обратной силе при внесении изменений в нормативные акты, к которым отсылают диспозиции статей уголовного закона, без изменений соответствующих норм в самом УК РФ, была полностью опровергнута.В случае внесения изменений в регулятивные нормы уголовный закон автоматически приобретает новое содержание, хотя формально текст УК не меняется, следовательно, если новое содержание уголовного кодекса исключает преступность деяния, обратная сила закона имеет место быть. Целесообразно дополнить статью 10 УК РФ «Обратная сила уголовного закона» частью 1.1:«В случае отмены или изменения нормативных актов, к которым отсылает уголовный закон, и при этом устраняется возможность привлечения к уголовной ответственности или иным образом улучшается положение лица, совершившего преступление, имеет место обратная сила уголовного закона».
3. В ходе рассмотрения субъективной стороны преступлений в сфере экономической деятельности было установлено, что осознание общественной опасности невозможно без осознания противоправности своего деяния. Следовательно, все преступления, предусмотренные главой 22 УК РФ, могут быть отнесены только к умышленным, и в этом заключается их специфика. Неосторожные посягательства на общественные отношения, основанные на принципах осуществления экономической деятельности, не являются преступными. Проблема определения содержания категории «руководитель организации» при анализе субъекта изучаемой группы преступлений, может быть преодолена путём законодательного закрепления понятия: «руководитель организации – лицо, являющееся единоличным
исполнительным органом организации или его заместителем, либо
70
руководителем коллегиального исполнительного органа организации или его заместителем, либо членом коллегиального исполнительного органа организации, либо иным лицом, которое на основании нормативного акта, учредительных документов, договора или специального поручения выполняет управленческие функции по всем, нескольким или отдельным направлениям или вопросам деятельности организации в целом».
4. Анализ показал, что для обеспечения должного качества уголовноправовой политики России в области обеспечения экономической безопасности необходима оптимизация процессов уголовного правотворчества и совершенствования уголовного законодательства в рассматриваемой сфере. В ходе гуманизации и либерализации области экономической деятельности криминализация новых форм общественно опасного поведения выступает объективно закономерным изменением уголовного закона в виду развития экономических отношений и ростом нормативных правил, требующих установления ответственности за их нарушение. Но непродуманная криминализация – без глубокой научной проработки, ведёт к включению в главу 22 УК РФ «мёртвых», неприменяемых на практике, норм. Преодоление выявленного несовершенства изучаемой формы реализации уголовно-правовой политики возможно путём концентрации научных исследований в рамках Центра мониторинга уголовного законодательства и практики его применения. Координирующий центр необходимо создать при правоохранительном органе (Следственном Комитете или ОВД РФ) с целью постоянного отслеживания ситуации, связанной с применением уголовно правовых норм, проведения криминологичекой, лингвистичекой экспертиз законопроектов, анализа правоприменительной практики, координации научных исследований и определения для них перспективных тем на конкурсной основе. Данный центр будет изучать проблемы всего уголовного
законодательства, но в структуре органа обязательно должен быть отдел по
преступлениям в сфере экономической деятельности, штат, которого будет
71
включать людей с высшим экономическим образованием. Должная организация и надлежащие кадры обеспечат качественный мониторинг уголовного законодательства и практики его применения, что повысит уровень защищенности объектов уголовно-правовой охраны.
5. Эффективность уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности повышается посредством реализации уголовно-правовой политики регламентации положительных посткриминальных деяний, являющихся условиями освобождения лиц от уголовной ответственности. Механизм противодействия является справедливым и соответствующим принципам экономии уголовно-правовой репрессии, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Но детальный анализ оснований освобождения, предусмотренных частью 1 статьи 76.1 УК РФ и примечаниями статей 198, 199 УК РФ, показал дублирование норм, следовательно, для преодоления разногласия и устранения конкуренции данных норм видится целесообразным исключить примечания к статьям 198 и 199 УК РФ, а норму общей части уголовного кодекса оставить в силе. Также примечание части 4 статьи 200.1 УК РФ дублирует статью 75 УК РФ и требует исключения, то есть виновный должен быть освобожден в соответствии с общей нормой УК РФ, в связи с деятельным раскаянием для обеспечения единообразия судебной практики.
6. Необходимо отметить тот факт, что карательные меры, направленные на реализацию уголовной ответственности, которая предусмотрена в санкциях статей, включенных в главу 22 УК РФ, без сомнения относятся к уголовно-правовым мерам противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Для совершенствования указанных мер необходимо устранение проблем, выявленных при применении в качестве основных таких видов наказаний, как штраф и лишение свободы на определенный срок. Требуется
законодательная инициатива по реформированию системы наказаний за преступления в сфере экономической деятельности.
Вектор гуманизации ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, который также отразился в санкциях, в виде уклона при выборе наказания в пользу штрафов является целесообразным, был поддержан и экспертным сообществом, и представителями науки. Но несоответствие закреплённых размеров штрафов наносимому преступлениями ущербу, говорит о не достижении целей уголовных наказаний: невосстановленной социальной справедливости, об абсолютном отсутствии исправления осужденных и недостаточном предупреждении новых преступлений ввиду того, что совершать такие противоправные деяния оказывается выгодно и прибыльно. Для преодоления указанной проблемы требуется повышение размеров штрафов, в кратном соотношении причинённому ущербу. Считаем целесообразным внести корректировку в санкции статей УК РФ по преступлениям в сфере экономической деятельности, предусмотрев повышение размеров штрафов, в кратном соотношении причинённому ущербу.
Тогда рентабельность совершения таких преступлений резко упадет, тем самым законодатель уголовно-правовыми мерами сумеет противодействовать преступлениям в сфере экономической деятельности.
Другая проблема, заключающаяся в большом разрыве нижних и верхних границ размера штрафов, в еще больших разрывах нижних и верхних границ всей санкции некоторых статей преступлений главы 22 УК РФ, приводит к созданию благоприятных условий для проявления коррупции. Данная проблема также демонстрирует необходимость установления кратного размера штрафа в зависимости от суммы нанесённого преступлением ущерба.
Проведенный анализ уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в данной работе позволяет сделать следующие выводы:
1. При рассмотрении правовой природы преступлений в сфере экономической деятельности выявленная неточная формулировка названия главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» была преодолена путём установления видового объекта рассматриваемого вида преступлений. Толкование категории «Экономическая деятельность» в юридической науке осуществляется в узкомзначении, заключающимся в понимании экономической деятельности, как «технического» понятия, целью которой выступает производство продукции, предоставление услуг, и возникает которая в момент объединения ресурсовв производственный процесс.Исходя из сказанного, обозначенный вид преступных посягательств обоснованно выделяется федеральным законодателем в отдельную главу, при этом используется системообразующий признак – категория «Экономическая деятельность», которая в своей основе имеет направленность на извлечение необоснованной имущественной выгоды.
Для удобства при применении на практике статей главы 22 УК РФ была предложенаавторская классификация, в основе деления которой был
положен видовой объект, а именно экономическая деятельность, в рамках которой осуществляется внутривидовое деление.
2. При рассмотрении объективной стороны составов преступлений в сфере экономической деятельности особого внимания заслуживает бланкетность норм. Установленная проблема бланкетного вида объективных признаков, заключающаяся в неприменимости положений об обратной силе при внесении изменений в нормативные акты, к которым отсылают диспозиции статей уголовного закона, без изменений соответствующих норм в самом УК РФ, была полностью опровергнута.В случае внесения изменений в регулятивные нормы уголовный закон автоматически приобретает новое содержание, хотя формально текст УК не меняется, следовательно, если новое содержание уголовного кодекса исключает преступность деяния, обратная сила закона имеет место быть. Целесообразно дополнить статью 10 УК РФ «Обратная сила уголовного закона» частью 1.1:«В случае отмены или изменения нормативных актов, к которым отсылает уголовный закон, и при этом устраняется возможность привлечения к уголовной ответственности или иным образом улучшается положение лица, совершившего преступление, имеет место обратная сила уголовного закона».
3. В ходе рассмотрения субъективной стороны преступлений в сфере экономической деятельности было установлено, что осознание общественной опасности невозможно без осознания противоправности своего деяния. Следовательно, все преступления, предусмотренные главой 22 УК РФ, могут быть отнесены только к умышленным, и в этом заключается их специфика. Неосторожные посягательства на общественные отношения, основанные на принципах осуществления экономической деятельности, не являются преступными. Проблема определения содержания категории «руководитель организации» при анализе субъекта изучаемой группы преступлений, может быть преодолена путём законодательного закрепления понятия: «руководитель организации – лицо, являющееся единоличным
исполнительным органом организации или его заместителем, либо
70
руководителем коллегиального исполнительного органа организации или его заместителем, либо членом коллегиального исполнительного органа организации, либо иным лицом, которое на основании нормативного акта, учредительных документов, договора или специального поручения выполняет управленческие функции по всем, нескольким или отдельным направлениям или вопросам деятельности организации в целом».
4. Анализ показал, что для обеспечения должного качества уголовноправовой политики России в области обеспечения экономической безопасности необходима оптимизация процессов уголовного правотворчества и совершенствования уголовного законодательства в рассматриваемой сфере. В ходе гуманизации и либерализации области экономической деятельности криминализация новых форм общественно опасного поведения выступает объективно закономерным изменением уголовного закона в виду развития экономических отношений и ростом нормативных правил, требующих установления ответственности за их нарушение. Но непродуманная криминализация – без глубокой научной проработки, ведёт к включению в главу 22 УК РФ «мёртвых», неприменяемых на практике, норм. Преодоление выявленного несовершенства изучаемой формы реализации уголовно-правовой политики возможно путём концентрации научных исследований в рамках Центра мониторинга уголовного законодательства и практики его применения. Координирующий центр необходимо создать при правоохранительном органе (Следственном Комитете или ОВД РФ) с целью постоянного отслеживания ситуации, связанной с применением уголовно правовых норм, проведения криминологичекой, лингвистичекой экспертиз законопроектов, анализа правоприменительной практики, координации научных исследований и определения для них перспективных тем на конкурсной основе. Данный центр будет изучать проблемы всего уголовного
законодательства, но в структуре органа обязательно должен быть отдел по
преступлениям в сфере экономической деятельности, штат, которого будет
71
включать людей с высшим экономическим образованием. Должная организация и надлежащие кадры обеспечат качественный мониторинг уголовного законодательства и практики его применения, что повысит уровень защищенности объектов уголовно-правовой охраны.
5. Эффективность уголовно-правовых мер противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности повышается посредством реализации уголовно-правовой политики регламентации положительных посткриминальных деяний, являющихся условиями освобождения лиц от уголовной ответственности. Механизм противодействия является справедливым и соответствующим принципам экономии уголовно-правовой репрессии, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Но детальный анализ оснований освобождения, предусмотренных частью 1 статьи 76.1 УК РФ и примечаниями статей 198, 199 УК РФ, показал дублирование норм, следовательно, для преодоления разногласия и устранения конкуренции данных норм видится целесообразным исключить примечания к статьям 198 и 199 УК РФ, а норму общей части уголовного кодекса оставить в силе. Также примечание части 4 статьи 200.1 УК РФ дублирует статью 75 УК РФ и требует исключения, то есть виновный должен быть освобожден в соответствии с общей нормой УК РФ, в связи с деятельным раскаянием для обеспечения единообразия судебной практики.
6. Необходимо отметить тот факт, что карательные меры, направленные на реализацию уголовной ответственности, которая предусмотрена в санкциях статей, включенных в главу 22 УК РФ, без сомнения относятся к уголовно-правовым мерам противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности. Для совершенствования указанных мер необходимо устранение проблем, выявленных при применении в качестве основных таких видов наказаний, как штраф и лишение свободы на определенный срок. Требуется
законодательная инициатива по реформированию системы наказаний за преступления в сфере экономической деятельности.
Вектор гуманизации ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, который также отразился в санкциях, в виде уклона при выборе наказания в пользу штрафов является целесообразным, был поддержан и экспертным сообществом, и представителями науки. Но несоответствие закреплённых размеров штрафов наносимому преступлениями ущербу, говорит о не достижении целей уголовных наказаний: невосстановленной социальной справедливости, об абсолютном отсутствии исправления осужденных и недостаточном предупреждении новых преступлений ввиду того, что совершать такие противоправные деяния оказывается выгодно и прибыльно. Для преодоления указанной проблемы требуется повышение размеров штрафов, в кратном соотношении причинённому ущербу. Считаем целесообразным внести корректировку в санкции статей УК РФ по преступлениям в сфере экономической деятельности, предусмотрев повышение размеров штрафов, в кратном соотношении причинённому ущербу.
Тогда рентабельность совершения таких преступлений резко упадет, тем самым законодатель уголовно-правовыми мерами сумеет противодействовать преступлениям в сфере экономической деятельности.
Другая проблема, заключающаяся в большом разрыве нижних и верхних границ размера штрафов, в еще больших разрывах нижних и верхних границ всей санкции некоторых статей преступлений главы 22 УК РФ, приводит к созданию благоприятных условий для проявления коррупции. Данная проблема также демонстрирует необходимость установления кратного размера штрафа в зависимости от суммы нанесённого преступлением ущерба.
Подобные работы
- Уголовная политика в сфере противодействия экономической преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2021 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ПРЕСЕЧЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ХИЩЕНИЙ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Полиция в обеспечении национальной безопасности
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - КОНТРАБАНДА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертации (РГБ), . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Экономическая преступность как угроза экономической безопасности современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018





