Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация культурной политики на уровне муниципалитета

Работа №198455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы77
Год сдачи2023
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ
ПОЛИТИКИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ 9
1.1 Теоретико-экономические основы реализации культурной
политики на уровне муниципалитета 9
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере культурной
политики 16
1.3 Методики оценки реализации культурной политики 21
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В
ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТЮМЕНЬ 29
2.1 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей
культурную политику Тюмени 29
2.2 Оценка результатов реализации культурной политики 35
2.3 Особенности реализации культурной политики городского
округа 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Паспорт муниципальной программы «Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021-2026 годы» 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Финансовое обеспечение государственной
программы Тюменской области «Развитие культуры» 70


Актуальность исследования. Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов политики Российской Федерации в этой области. Деятельность муниципальных органов должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. В пределах своей компетенции органы местного самоуправления должны создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения муниципальных библиотек, других учреждений культуры. На деле же органы местного самоуправления зачастую сталкиваются с многочисленными проблемами, снижающими эффективность их деятельности в области культуры.
Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Выявление управленческо-экономических аспектов реализации культурной политики на уровне муниципалитета очень востребовано на сегодняшний день. Экономика является базой для претворения в жизнь любых социальных направлений развития того или иного муниципального образования. Достаточность и полнота финансирования является основой для успешной реализации мероприятий в сфере культуры. Высокий уровень жизни жителей того или иного населённого пункта является главной задачей руководителей органов управления, а культура - это неотъемлемая составляющая качества жизни любого человека. Право каждого гражданина Российской Федерации на участие в культурной жизни и пользование услугами учреждений культуры, а также право на доступ к культурным ценностям закрепляются и гарантируются ст. 44 Конституцией РФ.
Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе присутствует недостаточное количество управленческих работ, аналитических трудов, статей специалистов, посвящённых теме реализации культурной политики на уровне муниципалитета.
В широком контексте (политика в сфере культуры), проблематика культурной политики нашла опосредованное освещение в работах М.А. Гуриной, А.Д. Моисеева, Л.А. Скороход и многих других.
Но работ, посвящённых культурной политике именно на местном уровне совсем немного, поэтому тема выпускной квалификационной работы приобретает поводы для дальнейшего исследования и проработки.
Объект исследования - процесс реализации культурной политики на уровне муниципалитета.
Предмет исследования - управленческо-экономические аспекты реализации культурной политики на уровне муниципалитета.
Цель исследования - рассмотрение теоретических аспектов реализации культурной политики на местном уровне, а также проведение анализа реализации культурной политики в городском округе Тюмень.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретико-экономические основы реализации культурной политики на уровне муниципалитета;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование в сфере культурной политики;
- изучить методики оценки реализации культурной политики;
- провести анализ реализации культурной политики в городском округе Тюмень.
Гипотеза исследования. Для подтверждения гипотезы исследования в работе осуществлено сопоставление суммы финансирования муниципальных библиотек г. Тюмени и показатель «Количество посещений муниципальных библиотек» и найти ответ на вопрос: «Пополнение фондов муниципальных библиотек г. Тюмени увеличивает их посещаемость?». Если да, то за счёт какой суммы, направленной на пополнение фондов муниципальных библиотек г. Тюмени, можно увеличить их посещаемость на 10 %?
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические положения о реализации культурной политики на уровне муниципалитета, выявить имеющиеся на сегодняшний день особенности реализации культурной политики городского округа.
Практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость и могут быть использованы органами представительной и исполнительной власти г. Тюмени в качестве основы экономических мероприятий для реализации культурной политики муниципального образования «город Тюмень».
Методологию исследования составили:
1) теоретические методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, классификация, моделирование;
2) эмпирические методы: наблюдение, описание, статистическая и графическая обработка данных, планирование и проектирование.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные исследования российских и зарубежных ученых по вопросам реализации культурной политики на местном уровне.
Нормативно-правовую базу исследования составили:
- Конституция РФ;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре;
- Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ
государственной культурной политики»;
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры».
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, регулирующие вопросы культурной политики; данные Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Тюменской области, сведения из муниципальной программы «Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021-2026 годы», государственной программы Тюменской области «Развитие культуры».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 50 наименований, 2 приложений.
Во введении раскрывается актуальность исследования, указывается объект и предмет исследования, цель, задачи, методы исследования, практическая значимость исследования.
Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из двух разделов.
Первый раздел посвящен рассмотрению теоретических аспектов реализации культурной политики на местном уровне.
Во втором разделе проведен анализ реализации культурной политики в городском округе Тюмень.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, после исследования темы выпускной квалификационной работы, можно сделать несколько выводов.
В первой главе выпускной квалификационной работы мы раскрыли теоретические аспекты реализации культурной политики на местном уровне.
Культурная политика - это реализация обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием культуры, комплексный подход к управлению, организации, финансированию и контролю для обеспечения доступности культурных благ для всех слоев населения на высоком качественном уровне.
Развитие сферы культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина России гарантируется Конституцией РФ (ст. 44).
К основам развития культурной политики в муниципальном образовании нужно отнести совершенствование комплексной системы мер, направленных на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала жителей района, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности и оказания услуг в сфере культуры, соответствующих современным потребностям общества и каждого жителя муниципального образования.
Таким образом, исследование вопроса культурной политики на муниципальном уровне в контексте реализации национального проекта в РФ показало, что на современном этапе государство сохранило за собой главного субъекта в этом направлении. Сохранение богатого культурного наследия нашей страны и традиционных национальных ценностей среди населения возможно благодаря сочетанию концептуального подхода, сформулированного в рамках стратегических документов на федеральном уровне и четко разработанному алгоритму финансовой и административной поддержки через национальные проекты и программы. Реализация культурной политики на местном уровне предполагает использование комплекса методов и функций, обеспечивающего широкую организацию культурно-досуговой жизни населения, далеко охватывающей современные технологии и выходящей сегодня за границы традиционной клубной жизни и формы проведения мероприятий.
Также мы рассмотрели нормативно-правовые акты в сфере культуры в муниципальном образовании.
Основополагающим нормативно-правовым актом в сфере культуры в нашей стране является Конституция РФ [1].
Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Также к нормативно-правовым актам в сфере культуры в муниципальном образовании следует отнести:
- Бюджетный кодекс РФ;
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1;
- Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
- Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 г. № 608-р «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года».
Также мы изучили методики оценки развития культурной политики в муниципальном образовании.
В настоящее время в управлении сферой культуры муниципалитетов применяются 5 групп оценочных процедур в соответствии с объектом оценки:
- оценка деятельности муниципальных органов власти и должностных лиц (субъектов управления отраслью культура);
- оценка регулирующего воздействия муниципальной законодательно - нормативной базы;
- оценка результатов выполнения на территории муниципалитетов национальных и региональных проектов;
- оценка эффективности государственных программ;
- оценка качества оказания государственных услуг в муниципальной культуре.
Подводя итоги второй главе выпускной квалификационной работы, можно отметить, что мы провели анализ реализации культурной политики в городском округе Тюмень.
К нормативно-правовой базе, регламентирующей культурную политику Тюмени следует отнести (кроме нормативных правовых актов федерального уровня, которые уже были выше перечислены):
- Закон Тюменской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года» от 24.03.2020 г. № 23;
- Закон Тюменской области от 16.02.2004 г. № 204 «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области»;
- Устав города Тюмени;
- Постановление Правительства Тюменской области от 3.12.2018 г. № 451-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие культуры»;
- Распоряжение Администрации города Тюмени от 23.11.2020 г. № 249-рк «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021-2026 годы» и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Администрации города Тюмени»;
- Постановление Администрации города Тюмени от 14.06.2011 г. № 39-пк «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 г. № 64-пк»;
- Постановление Администрации города Тюмени от 20.05.2013 г. № 34-пк «Об утверждении Положения о предоставлении стипендий Главы города Тюмени одаренным детям, обучающимся в организациях города Тюмени, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Администрации города Тюмени от 15.08.2016 г. № 238-пк «Об утверждении Положения об обязательном экземпляре документов муниципального образования городской округ город Тюмень и о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени»;
- Постановление Администрации города Тюмени от 29.12.2017 г. № 161 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий территориальному общественному самоуправлению и некоммерческим организациям, оказывающим поддержку деятельности территориального общественного самоуправления».
Мы подробно рассмотрели программные документы из представленной нормативно-правовой базы.
Постановлением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 г. № 451-п утверждена государственная программа Тюменской области «Развитие культуры».
Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области «Развитие культуры» приведено в Приложении А.
Сроки реализации программы: 2019-2025 годы.
Ответственный исполнитель программы: Департамент культуры Тюменской области.
Государственная программа Тюменской области «Развитие культуры» является частью Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (утвержденной Законом Тюменской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года» от 24.03.2020 г. № 23).
Стратегическая цель - устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона.
Цель государственной программы Тюменской области «Развитие культуры» - удовлетворение потребностей населения в услугах культуры.
Мы оценили государственную программу Тюменской области «Развитие культуры», где все три показателя, характеризующие сферу культуры, имеют тенденцию к ежегодному росту, что говорит не только о стабильности государственной поддержки культурной политики в муниципальном образовании, но и о её постоянном увеличении. Значения в период реализации государственной программы имеют ощутимую динамику к росту (от 25 культурных проектов в 2018 году до 134 проектов в 2025 году, то есть за восемь лет показатель вырастет больше, чем в 5 раз).
Также мы подробно проанализировали распоряжение от 23.11.2020 г. № 249-рк «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021-2026 годы» и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Администрации города Тюмени».
Цель муниципальной программы - развитие культурной инфраструктуры города Тюмени, отвечающей современным тенденциям, способствующей вовлечению граждан в культурную среду и раскрытию их творческого потенциала.
Задачи муниципальной программы:
- обеспечивать сохранение, популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности города Тюмени, в том числе за счет их перспективного использования;
- обеспечивать предоставление услуг, способствующих успешной и всесторонней самореализации личности, раскрытию и развитию творческого потенциала, культурному просвещению и образованию граждан, проживающих на территории города Тюмени;
- обеспечивать приведение в нормативное состояние объектов муниципальных учреждений сферы искусства и культуры города Тюмени.
Сроки реализации муниципальной программы: 2021-2026 годы.
Всего на реализацию муниципальной программы требуется 5 723 291 тыс. руб.
Мы оценили муниципальную программу «Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021-2026 годы», финансовая составляющая которой берёт своё начало из трёх бюджетных источников: помимо собственных средств местного бюджета города Тюмени, софинансирование предусмотрено также из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. Прошлогодний 2022 год - самый финансируемый среди всех годов программы. В 2023 году финансирование муниципальной программы снижается, а начиная с 2024 года, помимо очередного уменьшения бюджетных средств, наблюдается своего «застывание» на одном уровне финансовых показателей муниципальной программы «Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021-2026 годы».
Для подтверждения гипотезы исследования мы сопоставили суммы финансирования муниципальных библиотек г. Тюмени и показатель «Количество посещений муниципальных библиотек» и дали положительный ответ на вопрос: «Пополнение фондов муниципальных библиотек г. Тюмени увеличивает их посещаемость?».
Мы пришли к выводу, что увеличение в 2022 году финансирования муниципальных библиотек г. Тюмени на 16 946 тыс. руб. (то есть почти на 17 млн. руб.) по сравнению с 2021 годом (499 137 - 482 191 = 16 946) привело к увеличению показателя «Количество посещений муниципальных библиотек» в 2022 году на 13,9 тыс. пос. (то есть на 13 900 посещений) по сравнению с 2021 годом (1504,2 - 1490,3 = 13,9), что подтверждает нашу гипотезу.
Таким образом, за счёт 3,1 млн. руб., направленных на пополнение фондов муниципальных библиотек г. Тюмени, можно увеличить их посещаемость до 1654,62 тыс. пос. в 2023 году.
Мы рассмотрели особенности реализации культурной политики городского округа.
Также мы выявили проблемы реализации культурной политики муниципального образования «город Тюмень»:
- неравномерность территориальной доступности учреждений культуры и дополнительного образования;
- неудовлетворительное техническое состояние зданий/помещений учреждений культуры и дополнительного образования, препятствующее созданию комфортных условий при оказании услуг населению;
- низкий уровень использования потенциала объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
По каждой выявленной проблеме мы предложили пути её решения.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы выполнена, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтверждена.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.). - СПС «Консультант Плюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. - СПС «Консультант Плюс».
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 г. № 3612-1). - СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - СПС «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . - СПС «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». - СПС «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации
государственного и муниципального имущества». - СПС «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле». - СПС «Консультант Плюс».
10. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - СПС «Консультант Плюс».
11. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». - СПС «Консультант Плюс».
12. Указ Президента Российской Федерации от 9.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - СПС «Консультант Плюс».
13. Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». - СПС «Консультант Плюс».
14. Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики». - СПС «Консультант Плюс».
15. Постановление Правительства РФ от 8.08.2015 г. № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации». - СПС «Консультант Плюс»...50

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ