Управление закупочной деятельностью ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Нормативно-правовые основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации 7
1.2 Организационные основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации 10
1.3 Подходы к анализу эффективности организации закупочной
деятельности 18
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГКУ КОМБИНАТ «НАША МАРКА»
РОСРЕЗЕРВА» В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 26
2.1 Характеристика опыта деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка»
Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок 26
2.2 Основные проблемы деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка»
Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок 40
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГКУ КОМБИНАТ
«НАША МАРКА» РОСРЕЗЕРВА» В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 44
3.1 Предложения по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат
«Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок 44
3.2 Подходы к оценке эффективности осуществления государственных
закупок ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Закупки ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» за
2020 год 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Закупки ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» за
2021 год 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Закупки ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» за
2022 год 78
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Нормативно-правовые основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации 7
1.2 Организационные основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации 10
1.3 Подходы к анализу эффективности организации закупочной
деятельности 18
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГКУ КОМБИНАТ «НАША МАРКА»
РОСРЕЗЕРВА» В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 26
2.1 Характеристика опыта деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка»
Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок 26
2.2 Основные проблемы деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка»
Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок 40
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГКУ КОМБИНАТ
«НАША МАРКА» РОСРЕЗЕРВА» В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 44
3.1 Предложения по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат
«Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок 44
3.2 Подходы к оценке эффективности осуществления государственных
закупок ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Закупки ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» за
2020 год 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Закупки ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» за
2021 год 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Закупки ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» за
2022 год 78
Актуальность темы исследования. Государственные закупки являются важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности любого государства.
В сфере государственных закупок сущность экономической безопасности заключается в эффективном использовании бюджетных средств, достижении высокого качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, преобладании конкурсных процедур при выборе поставщика и борьбе с различными криминальными явлениями.
В связи со сложной социально-экономической ситуацией, сложившейся в России под влиянием западных санкций, российский бюджет требует особо четкой, прозрачной и экономичной системы организации государственных закупок, упорядоченных и ответственных действий специалистов по закупкам каждого государственного заказчика.
Одним из основных пунктов «Концепции повышения эффективности расходования бюджетных средств на 2021-2024 годы» является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд.
На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована прозрачная система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, которая предусматривает единые правила закупок товаров, услуг и работ и централизованное размещение в единой информационной системе.
С другой стороны, на практике на всех этапах государственных закупок, связанных с постоянной и непрерывной эволюцией нормативно-правовой базы, возникает ряд проблем, связанных с порядком их организации и осуществления, в том числе:
1) несовершенство правовой базы, противоречие нормам;
2) технологическое несовершенство единой информационной системы в сфере закупок;
3) недостаточный профессионализм специалистов по закупкам.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы вытекает из необходимости совершенствования деятельности в области государственных закупок в Российской Федерации, что влияет на эффективное использование бюджетных средств.
Объектом выпускной квалификационной работы является ФГКУ Комбинрат «Наша марка» Росрезерва».
Предметом исследования является деятельность по осуществлению государственных закупок в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является деятельность ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок, определение проблем и разработка предложений по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации;
- рассмотреть организационные основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации;
- дать общую характеристику деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок;
- провести анализ опыта деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок»;
- определить основные проблемы деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок;
- разработать предложения по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок.
Структура работы определяется логикой исследования, отражает порядок решения задач и включает: введение, три главы, заключение, список литературы.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по теме выпускной квалификационной работы; статистический и сравнительный анализ, синтез.
Теоретической основой исследования являются положения и выводы, содержащиеся в работах российских ученых и специалистов в области теории управления государственными и муниципальными закупками, таких как А.Е. Кирпичев, В.А. Кондратьев, Б.Е. Кошелюк, Е.Е. Степанов, Публикации других ученых в научной литературе.
Во введении сформулированы актуальность, объект и предмет работы, поставлены цель и задачи исследования, дана характеристика базы источников исследования, а также кратко раскрыта структура ВКР.
В первой главе проведено исследование нормативно-правовых основ деятельности по осуществлению государственных закупок в Российской Федерации, а также рассмотрены организационные основы деятельности по осуществлению государственных закупок
Во второй главе дана общая характеристика деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок, проведен анализ ее опыта. В результате проведенного анализа определены основные проблемы деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок.
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок с целью улучшения эффективности и оптимизации затрат на осуществление государственных закупок.
В заключении подведены итоги работы и сформулированы основные выводы.
В библиографическом списке представлено 50 наименований.Практической основой исследования послужили федеральные нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также официального сайта ФГКУ Комбината «Наша Марка» Росрезерва».
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию деятельности комбината ФГКУ «Наша Марка Федерального Резерва» в сфере государственных закупок.
В сфере государственных закупок сущность экономической безопасности заключается в эффективном использовании бюджетных средств, достижении высокого качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, преобладании конкурсных процедур при выборе поставщика и борьбе с различными криминальными явлениями.
В связи со сложной социально-экономической ситуацией, сложившейся в России под влиянием западных санкций, российский бюджет требует особо четкой, прозрачной и экономичной системы организации государственных закупок, упорядоченных и ответственных действий специалистов по закупкам каждого государственного заказчика.
Одним из основных пунктов «Концепции повышения эффективности расходования бюджетных средств на 2021-2024 годы» является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд.
На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована прозрачная система закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, которая предусматривает единые правила закупок товаров, услуг и работ и централизованное размещение в единой информационной системе.
С другой стороны, на практике на всех этапах государственных закупок, связанных с постоянной и непрерывной эволюцией нормативно-правовой базы, возникает ряд проблем, связанных с порядком их организации и осуществления, в том числе:
1) несовершенство правовой базы, противоречие нормам;
2) технологическое несовершенство единой информационной системы в сфере закупок;
3) недостаточный профессионализм специалистов по закупкам.
Исходя из вышеизложенного, актуальность выбранной темы вытекает из необходимости совершенствования деятельности в области государственных закупок в Российской Федерации, что влияет на эффективное использование бюджетных средств.
Объектом выпускной квалификационной работы является ФГКУ Комбинрат «Наша марка» Росрезерва».
Предметом исследования является деятельность по осуществлению государственных закупок в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является деятельность ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок, определение проблем и разработка предложений по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации;
- рассмотреть организационные основы деятельности по осуществлению
государственных закупок в Российской Федерации;
- дать общую характеристику деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок;
- провести анализ опыта деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок»;
- определить основные проблемы деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок;
- разработать предложения по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок.
Структура работы определяется логикой исследования, отражает порядок решения задач и включает: введение, три главы, заключение, список литературы.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по теме выпускной квалификационной работы; статистический и сравнительный анализ, синтез.
Теоретической основой исследования являются положения и выводы, содержащиеся в работах российских ученых и специалистов в области теории управления государственными и муниципальными закупками, таких как А.Е. Кирпичев, В.А. Кондратьев, Б.Е. Кошелюк, Е.Е. Степанов, Публикации других ученых в научной литературе.
Во введении сформулированы актуальность, объект и предмет работы, поставлены цель и задачи исследования, дана характеристика базы источников исследования, а также кратко раскрыта структура ВКР.
В первой главе проведено исследование нормативно-правовых основ деятельности по осуществлению государственных закупок в Российской Федерации, а также рассмотрены организационные основы деятельности по осуществлению государственных закупок
Во второй главе дана общая характеристика деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок, проведен анализ ее опыта. В результате проведенного анализа определены основные проблемы деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок.
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию деятельности ФГКУ Комбинат «Наша марка» Росрезерва» в сфере осуществления государственных закупок с целью улучшения эффективности и оптимизации затрат на осуществление государственных закупок.
В заключении подведены итоги работы и сформулированы основные выводы.
В библиографическом списке представлено 50 наименований.Практической основой исследования послужили федеральные нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, а также официального сайта ФГКУ Комбината «Наша Марка» Росрезерва».
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию деятельности комбината ФГКУ «Наша Марка Федерального Резерва» в сфере государственных закупок.
Изучив теоретические основы государственных закупок в Российской Федерации, следует отметить, что нормативно-правовая база государственных закупок достаточно обширна.
Организация закупочной деятельности имеет ряд особенностей. Поэтому в первую очередь необходимо учитывать изменения в законодательстве о закупках, направленные на упрощение закупочной деятельности. Во-вторых, чтобы учесть опыт других стран, учитывался, в частности, опыт Соединенных Штатов. Поэтому при создании единой контрактной системы в Российской Федерации необходимо опираться не только на опыт зарубежных коллег, но и на реально существующую сегодня в Российской Федерации систему.
В ФГКУ комбината «Наша Марка» Росрезерва закупочной деятельностью занимается экономический отдел. Фактически это 6 человек, отвечающих за составление плана-графика, публикацию информации в ЕИС, выбор поставщика и заключение договора.
Анализ опыта учреждения в сфере государственных закупок показывает следующее:
- объем финансирования снижается с каждым годом в 2022 году выделено на 82 % меньше средств. При этом казенное учреждение полностью исполняет бюджет, что свидетельствует о грамотном планировании доходов и расходов казенного учреждения;
- на предприятии допускаются ошибки в оформлении документации, что приводит к внесению изменений в процессе размещения закупки;
- осуществляется поддержка субъектов малого предпринимательства и социально¬ориентированных организаций.
Разобравшись в проблемах ведения закупочной деятельности ФГКУ комбината «Наша Марка» Росрезерва, можно сформулировать общую проблему - противоречивые и несовершенные правила, связанные с закупками, приводящие к неопределенности правоотношений в данной сфере, возникновению споров, выявлению нарушений, без учета специфики деятельности ФГКУ комбината «Наша Марка» и других вопросов.
В отношении перехода закупок в электронную сферу также следует отметить неготовность специалистов по закупкам на стороне заказчика к этому и игнорирование ряда правил подачи заявок, предложений, а также общие нарушения законодательства о закупках. Как выяснилось, основными проблемами специалистов отдела ФГКУ комбината «Наша Марка» Росрезерва являются: упущение ряда характеристик объекта закупки, либо наоборот - необоснованное включение некоторых требований (пока здесь приходится сослаться на уже упомянутую проблему противоречия норм в области закупок), нарушение сроков закупки, несоответствие сведений плана-графика контрактам.
Кроме того, отмечая локальные проблемы учреждения в сфере закупок, двойную роль групп, входящих в состав экономической службы учреждения (функции которых выполняют сотрудники экономического отдела), недостаточную квалификацию сотрудников.
Поэтому решение этой и других выявленных проблем, безусловно, является одним из ключевых направлений совершенствования деятельности ФГКУ Комбинат «Наша Марка» Росрезерва по государственным закупкам в Российской Федерации.
Мы предложили следующие пути решения выявленных проблем.
1. Помимо разработки актуализированных профессиональных стандартов, для решения кадровых проблем необходимо обеспечить их качественное внедрение. Учебные центры и преподаватели также должны соответствовать новым профессиональным стандартам. После внедрения новых стандартов регулирующие органы должны будут проводить постоянные проверки в центрах оценки квалификаций.
2. В целях предупреждения нарушений при описании объекта закупки и оформлении закупочной документации рекомендуется:
- для профессионального и ответственного сопровождения осуществления всего цикла закупок: от планирования до достижения определенного результата и оценки эффективности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд предлагается создать отдел закупок в составе 3 специалистов и 1 руководителя;
- предоставление отделам необходимых программ по организации и контролю закупок;
- осуществление повышеня квалификации специалистов в области закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для эффективного решения кадровых вопросов необходимо разработать модель развития закупочной деятельности на основе штатного расписания. Реализация модели включает создание проектного офиса.
3. Решением проблемы неравномерного распределения нагрузки на систему государственных закупок из-за неравномерности бюджетного финансирования является грамотное перераспределение бюджетных средств внутри учреждения в течение года между финансовыми периодами.
Эффективность закупочной деятельности на основе внесенных изменений на объекте повысится, что позволит своевременно обеспечить объект необходимыми услугами и материалами, сэкономить бюджетные средства, улучшить деятельность объекта в целом.
Организация закупочной деятельности имеет ряд особенностей. Поэтому в первую очередь необходимо учитывать изменения в законодательстве о закупках, направленные на упрощение закупочной деятельности. Во-вторых, чтобы учесть опыт других стран, учитывался, в частности, опыт Соединенных Штатов. Поэтому при создании единой контрактной системы в Российской Федерации необходимо опираться не только на опыт зарубежных коллег, но и на реально существующую сегодня в Российской Федерации систему.
В ФГКУ комбината «Наша Марка» Росрезерва закупочной деятельностью занимается экономический отдел. Фактически это 6 человек, отвечающих за составление плана-графика, публикацию информации в ЕИС, выбор поставщика и заключение договора.
Анализ опыта учреждения в сфере государственных закупок показывает следующее:
- объем финансирования снижается с каждым годом в 2022 году выделено на 82 % меньше средств. При этом казенное учреждение полностью исполняет бюджет, что свидетельствует о грамотном планировании доходов и расходов казенного учреждения;
- на предприятии допускаются ошибки в оформлении документации, что приводит к внесению изменений в процессе размещения закупки;
- осуществляется поддержка субъектов малого предпринимательства и социально¬ориентированных организаций.
Разобравшись в проблемах ведения закупочной деятельности ФГКУ комбината «Наша Марка» Росрезерва, можно сформулировать общую проблему - противоречивые и несовершенные правила, связанные с закупками, приводящие к неопределенности правоотношений в данной сфере, возникновению споров, выявлению нарушений, без учета специфики деятельности ФГКУ комбината «Наша Марка» и других вопросов.
В отношении перехода закупок в электронную сферу также следует отметить неготовность специалистов по закупкам на стороне заказчика к этому и игнорирование ряда правил подачи заявок, предложений, а также общие нарушения законодательства о закупках. Как выяснилось, основными проблемами специалистов отдела ФГКУ комбината «Наша Марка» Росрезерва являются: упущение ряда характеристик объекта закупки, либо наоборот - необоснованное включение некоторых требований (пока здесь приходится сослаться на уже упомянутую проблему противоречия норм в области закупок), нарушение сроков закупки, несоответствие сведений плана-графика контрактам.
Кроме того, отмечая локальные проблемы учреждения в сфере закупок, двойную роль групп, входящих в состав экономической службы учреждения (функции которых выполняют сотрудники экономического отдела), недостаточную квалификацию сотрудников.
Поэтому решение этой и других выявленных проблем, безусловно, является одним из ключевых направлений совершенствования деятельности ФГКУ Комбинат «Наша Марка» Росрезерва по государственным закупкам в Российской Федерации.
Мы предложили следующие пути решения выявленных проблем.
1. Помимо разработки актуализированных профессиональных стандартов, для решения кадровых проблем необходимо обеспечить их качественное внедрение. Учебные центры и преподаватели также должны соответствовать новым профессиональным стандартам. После внедрения новых стандартов регулирующие органы должны будут проводить постоянные проверки в центрах оценки квалификаций.
2. В целях предупреждения нарушений при описании объекта закупки и оформлении закупочной документации рекомендуется:
- для профессионального и ответственного сопровождения осуществления всего цикла закупок: от планирования до достижения определенного результата и оценки эффективности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд предлагается создать отдел закупок в составе 3 специалистов и 1 руководителя;
- предоставление отделам необходимых программ по организации и контролю закупок;
- осуществление повышеня квалификации специалистов в области закупок для государственных и муниципальных нужд.
Для эффективного решения кадровых вопросов необходимо разработать модель развития закупочной деятельности на основе штатного расписания. Реализация модели включает создание проектного офиса.
3. Решением проблемы неравномерного распределения нагрузки на систему государственных закупок из-за неравномерности бюджетного финансирования является грамотное перераспределение бюджетных средств внутри учреждения в течение года между финансовыми периодами.
Эффективность закупочной деятельности на основе внесенных изменений на объекте повысится, что позволит своевременно обеспечить объект необходимыми услугами и материалами, сэкономить бюджетные средства, улучшить деятельность объекта в целом.





