Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и управления. Результативность
такой деятельности на сегодняшний день в немалой степени снижена происходящими в России негативными изменениями политических, экономических, общественных и правовых институтов, динамикой и структурой преступности. Существенным звеном в цепи названных причинных факторов
являются преступления, совершаемые лицами против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отличаются от
иных преступных тем, что они совершаются, как правило, специальными
субъектами, совершение общественно опасных деяний возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием своих
служебных полномочий; данные преступления посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления.
Одним из наиболее распространенных преступлений, расположенных в
главе 30 УК РФ, является превышение должностных полномочий.
Актуальность исследования данного преступления обусловлена рядом
обстоятельств:
во-первых, общественной опасностью данных преступлений, которая
выражается в подрыве авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, а также в причинении существенного вреда;
во-вторых, высокой латентностью, а также трудностями, возникающими в следственной и судебной практике при применении нормы об ответственности за превышение должностных полномочий.
Одним из наиболее распространенных преступлений, расположенных в
главе 30 УК РФ, является превышение должностных полномочий.
Непосредственным объектом превышения являются интересы конкретного органа государственной власти, государственной службы или службы
органов местного самоуправления. Перечень мест, где должностное лицо
осуществляет свои функции, с недавнего времени подвергся расширению.
Поскольку превышение должностных полномочий приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, то наряду с основным
объектом имеются и дополнительные объекты, которыми являются права и
законные интересы гражданина, организации либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Объективная сторона превышения должностных полномочий состоит
из трех обязательных признаков: 1) в действиях, явно выходящих за пределы
тех полномочий, которыми лицо наделено; 2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; 3) причинной связи между деянием и последствиями.
Превышение должностных полномочий может быть совершено должностным лицом только лишь путем активных действий с использованием им
своего служебного положения. Поэтому опираться нужно на определение
круга полномочий конкретного должностного лица.
Следует уделить особое внимание прямому указанию закона на степень
превышения должностных полномочий: действия должностного лица должны выходить за пределы его компетенции явно.
Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
наиболее часто выражается в причинении материального вреда, когда государственным и иным организациям причиняется имущественный ущерб в62
виде прямых убытков либо упущенной выгоды. Последствия должностного
превышения могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; в подрыве авторитета органов власти и иных учреждений и т.п.
Высший судебный орган выделил четыре типовые формы превышения
должностных полномочий четыре типовые формы превышения должностных
полномочий: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и
ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Преступление следует считать оконченным в момент наступления указанных в законе последствий.
Субъект данного преступления всегда только специальный – должностное лицо, характеристика которого раскрывается через его функции и места службы.
С субъективной стороны должностное превышение должностных преступлений характеризуется прямым и косвенным умыслом. При этом лицо
должно осознавать, что использует свое служебное положение, выходит за
рамки предоставленных полномочий и выходит за эти рамки явно.
Цели и мотивы превышения должностных полномочий не являются
обязательными признаками и поэтому на квалификацию не влияют.
В заключение хотелось бы отметить, что отсутствие единства в понимании многих фундаментальных моментов среди ученых заставляет вновь и
вновь возвращаться к изучению рассматриваемой темы, актуальность которой не утрачивается и в настоящее время.
Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка
[Электронный ресурс] : от 17 декабря 1979 г. принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.
конституционный закон от 12.12.1993 г. // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] :
федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.10.2003 г. №
131-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.07.2010 г. № 155-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7 О государственной гражданской службе в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Справочная
правовая система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru.64
8 О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Справочная правовая система
«Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru..
9 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1-ФЗ
// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
II. Руководящие разъяснения высшей судебной инстанции
10 О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом
подкупе [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда
РФ от 10 февраля 2002 г. № 6 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11 О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными
полномочиями и о превышении должностных полномочий [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
12 О судебном приговоре [Электронный ресурс] : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 г. № 1 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
III. Специальная литература
13 Артемьева, М. В. Коррупция и коррупционные преступления / М. В.
Артемьева // Юридическая наука. – Рязань, 2011. – № 1. – С. 43-47.
14 Аснис, А. Я. Уголовная ответственность за служебные преступления
в России / А. Я. Аснис. – Москва : ЮрИнфоР - Пресс, 2005. – 401 с.65
15 Бахрах, Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов /
Д. Н. Бахрах. – Москва : Издательство НОРМА, 2000. – 640 с.
16 Безверхов, А. Г. Некоторые вопросы дифференциации ответственности за должностные преступления // Дифференциация формы и содержания в уголовном судопроизводстве. – Ярославль : ЯГУ, 1995. – С. 91-95.
17 Безверхов, А. Г. Противодействие коррупционным правонарушениям: законотворческие проблемы / А. Г. Безверхов // Уголовно-политические,
уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной
преступностью и коррупцией / Сборник научных трудов под ред. Н. А. Лопашенко. – Саратов : Сателлит, 2009. – С. 47-55.
18 Благов, Е. В. Преступления против государственной власти, военной
службы, мира и безопасности человечества: лекции. / Е. В. Благов. – Москва :
Юрлитинформ, 2011. – 196 с.
19 Бражник, С. Д. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК
РФ): определение и анализ признаков объекта и потерпевшего / С. Д. Бражник, А. А. Князьков // Правовая инициатива. – Москва : Издательский дом
Александра Галушкина, 2014. – №1. – С. 13-14.
20 Будаева, Ю. В. Преступления против государственной власти / под
ред. Ю. В. Будаевой. – Москва : Юнита 6, 2002. – 362 с.
21 Велиев, И. А. Уголовно-правовая оценка объекта посягательства при
квалификации преступлений / И. А. Велиев. – Баку, 1992. – 58 с.
22 Волженкин, Б. В. Служебные преступления / Б. В. Волженкин. –
Москва : Юристъ, 2000. – 368 с.
23 Галахова, А. В. Вопросы квалификации преступлений в уголовном
праве и судебной практике (по признакам объекта) / А. В. Галахова // Российский следователь. – Москва, 2010. – №13. – С. 20-23.
24 Галахова, А. В. Превышение власти или служебных полномочий.
Вопросы уголовно-правовой квалификации / А. В. Галахова. – Москва :
Юрид. лит.,1978. – 96 с.66
25 Горелик, А. С. Конкуренция уголовно-правовых норм. Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. / А. С. Горелик. – Изд-во : Краснояр. гос. ун-т.,
1998. – 106 с.
26 Доиджашвили Д. Объективная сторона превышения власти или
служебных полномочий // Советская юстиция. – Москва : Юрид. лит., 1989. –
№ 22. – С. 24-25.
27 Дьяков, С. В. Преступления против основ конституционного строя и
безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков. – С-Пб. : Юрид. центр Пресс, 2012. – 267 c.
28 Жалинский, А. С. О материальной стороне преступления / А. С. Жалинский // Уголовное право. – Москва : Интел Синтез, 2003. – № 2. – С. 27-29.
29 Иванчин, А. В. Служебные преступления: учеб. пособие / А. В.
Иванчин, М. Н. Каплин. – Ярославль : Яросл. гос. ун-т, 2013. – 108 с.
30 Кругликов, Л. Л. Практикум по уголовному праву. Общая часть. Особенная часть: Учеб. пособие. / Л. Л. Кругликов. – Москва : Бек, 2002. – 352 с.
31 Кругликов, Л. Л. Уголовное право России: Часть Общая: Учеб. для
вузов / Отв. ред. Л. Л. Кругликов. – Москва : Волтерс Клувер, 2005. – 592 с.
32 Куринов, Б. А. Научные основы классификации преступлений / Б. А.
Куринов. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 181 с.
33 Манохин, В. М. Российское административное право: Учебник / В. М.
Манохин, Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев. – Москва : Юристъ, 1996. – 472 с.
34 Мельникова, В. Е. Некоторые проблемы квалификации должностных
преступлений / В. Е. Мельникова. – Москва : РИО ВЮЗИ, 1988. – С. 109-117.
35 Новоселов, Г. П. Учение об объекте преступления. Методологические аспекты / Г. П. Новоселов. – Москва : Норма, 2001. – 208 с.
36 Овсянко, Д. М. Административное право / Д. М. Овсянко. – Москва :
Юрист, 2000. – 468 с.
37 Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка /
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : ООО «А ТЕМП», 2010. – 673 с.67
38 Пашковская, А. В. Объект преступления // Курс уголовного права.
Общая часть. Т.1: Учение о преступлении / под. ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М.
Тяжковой. – Москва : ЗерцалоМ, 2002. – 624 с.
39 Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.
М. Прохорова. – Москва : Советская энциклопедия, 1993. – 750 с.
40 Пудовочкин, Ю. Е. Преступления против безопасности государства /
Ю. Е. Пудовочкин. – Москва : Юрлитинформ, 2009. – 336 с.
41 Снежко, А. С. Превышение должностных полномочий: законодательный и правоприменительный аспекты (по материалам судебной практики
Краснодарского края): дис. … .канд. юрид. наук. : 12.00.08 / Снежко Андрей
Станиславович. – Краснодар, 2004. – 196 с.
42 Соловьев, О. Г. К вопросу о технике конструирования диспозиций
норм Особенной части УК РФ / О. Г. Соловьев // Юридический мир. – Москва : Юрист, 2009. – № 12. – С. 77-79.
43 Соловьев, О. Г. Уголовно-правовые средства охраны бюджетных
отношений: проблемы юридической техники / О. Г. Соловьев / Яросл. гос.
ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 168 с.
44 Рябчук, В. Н. Государственная измена и шпионаж / В. Н. Рябчук. –
С-Пб. : Юрид. центр Пресс, 2007. – 1102 с.
45 Уголовное право. Общая часть: учебник / А. Ф. Мицкевич [и др.] ;
отв. ред. А. Н. Тарбагаев. – Москва : Проспект, 2015. – 448 с.
46 Шиханов, В. Н. Уголовно-правовая характеристика преступлений
против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления : учеб. пособие / В. Н. Шиханов. –
Москва : Волтерс Клувер, 2011. – 176 с.
47 Шнитенков, А. В. Ответственность за преступления против интересов службы : автореф. дис. …д-ра юрид. Наук. Омск, 2006. – 39 с.
48 Яни, П. С. Взяточничество и должностное злоупотребление : Уголовная ответственность / П. С. Яни. Москва : ЗАО «Бизнес-школа «ИнтелСинтез», 2002. – 120 с.68
49 Яни, П. С. Экономические и служебные преступления / П. С. Яни. –
Москва : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 208 с.