ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ И ЕГО СОПРЯЖЕНИЕ С ЕВРАЗИЙСКИМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЮЗОМ: ПОЗИЦИЯ КИТАЯ
|
Введение 6
Глава 1 Проект «Экономического пояса Шёлкового пути» и достигнутые результаты
1.1. Создание Экономического пояса Шёлкового пути
1.1.1 Великий (Древний) Шелковый путь и значение истории для создания
современного Экономического пояса Шёлкового пути 13
1.1.2 Политический фон создания проекта 16
1.1.3 Процесс создания сегодняшнего ЭПШП 18
1.2 Цель и задачи ЭПШП 20
1.3 Достигнутые результаты проекта ЭПШП
1.3.1 Достижение общего понимания идеи сотрудничества 22
1.3.2 Диверсификация инвестиционной системы, осуществление расчетных операций в
китайских юанях, повешение международного положения китайского юаня 25
1.3.3 Создание зоны свободной торговли и содействие развитию торговли, расширение
экспорта китайских товаров 26
1.3.4 Развитие крупных проектов, осуществление экспорта производственной мощности,
создание транспортной сети перевозок, построение базовой инфраструктуры поставок энергоресурсов 30
Глава 2 Возможность и трудность сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС
2.1 Интересы Китая о сопряжений проекта ЭПШП с ЕАЭС 42
2.2 Интересы России о сопряжений проекта ЭПШП с ЕАЭС 48
2.3 Интересы других членов-государств ЕАЭС 52
2.4 Конкурентные отношения Китая и России при сопряжении ЭПШП с ЕАЭС 56
2.5 Проблемы вызываемые ЕАЭС 59
2.6 Трудности у Китая 67
2.6 Решение трудности сопряжения двух стратегий 68
Заключение 74
Список источников и литературы
Глава 1 Проект «Экономического пояса Шёлкового пути» и достигнутые результаты
1.1. Создание Экономического пояса Шёлкового пути
1.1.1 Великий (Древний) Шелковый путь и значение истории для создания
современного Экономического пояса Шёлкового пути 13
1.1.2 Политический фон создания проекта 16
1.1.3 Процесс создания сегодняшнего ЭПШП 18
1.2 Цель и задачи ЭПШП 20
1.3 Достигнутые результаты проекта ЭПШП
1.3.1 Достижение общего понимания идеи сотрудничества 22
1.3.2 Диверсификация инвестиционной системы, осуществление расчетных операций в
китайских юанях, повешение международного положения китайского юаня 25
1.3.3 Создание зоны свободной торговли и содействие развитию торговли, расширение
экспорта китайских товаров 26
1.3.4 Развитие крупных проектов, осуществление экспорта производственной мощности,
создание транспортной сети перевозок, построение базовой инфраструктуры поставок энергоресурсов 30
Глава 2 Возможность и трудность сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС
2.1 Интересы Китая о сопряжений проекта ЭПШП с ЕАЭС 42
2.2 Интересы России о сопряжений проекта ЭПШП с ЕАЭС 48
2.3 Интересы других членов-государств ЕАЭС 52
2.4 Конкурентные отношения Китая и России при сопряжении ЭПШП с ЕАЭС 56
2.5 Проблемы вызываемые ЕАЭС 59
2.6 Трудности у Китая 67
2.6 Решение трудности сопряжения двух стратегий 68
Заключение 74
Список источников и литературы
Строительство «Один пояс — один путь» является неизбежным требованием для создания новой модели «всестороннего открытия» Китая, также является неизбежным выбором для совместного развития азиатских и европейских стран. Эта концепция включает в себя 2 проекта: проект «Экономического пояса Шёлкового пути» (дальше ЭПТТТП) и проект «Морского шёлкового пути XXI века». ЭПТТТП стимулирует экспорт производственных мощностей Китая, обеспечивает безопасность энергоресурсов, повышает мягкую силу государства, и одновременно принесёт больше шансов для развития странам вдоль линии ЭПШП.
Первый шаг проекта ЭПТТТП обращен на страны центральной Азии, который должен простимулировать региональную интеграцию. Но в данном регионе уже существует Евразийский Экономический союз, который тоже стремится к реализации евразийской интеграции и развитию региональной экономики. Центральная Азия имеет огромное стратегическое значение для любых больших держав, также является пространственной базой всего проекта. Китай — основатель проекта, центр капитала, даёт главные силы для реализации проекта. У обеих сторон тесное взаимовыгодное отношение. С другой стороны, противоречие по национальным интересам тоже существует. Стоит рассматривать вопрос: можно ли разрешить эти противоречия путём сопряжения проекта ЕПШП и союза ЕАЭС.
В связи с языковыми трудностями, результаты исследования китайских учёных были мало переведены на русский язык. Поэтому стоит пояснить позицию китайских учёных по поводу сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Целью работы является разработка вопросов развития ЭПШП на территории ЕАЭС и формулирование гипотезы о возможности/невозможности сопряжения ЭПТТТП и ЕАЭС.
Задачи исследования:
1) Изучить проект ЭПТТТП и важность ЕАЭС для проекта;
2) Рассмотреть официальные публикации о сотрудничестве и проектах в рамках ЭПШП;
3) Проанализировать информацию и статистику о том, как эти проекты осуществляются в рамках ЭПШП и ЕАЭС;
4) Определить трудности и противоречия сопряжения ЭПТТТП и ЕАЭС;
5) Выяснить основную тенденцию сопряжения ЕАЭС и ЭПТТТП.
Объект исследования: проект «Экономического пояса Шелкового пути».
Субъект исследования: позиция Китая по вопросу сопряжения ЭПШП и ЕАЭС.
План работы составляет 2 главы: в первой главе в общем представлен проект «Экономического пояса Шёлкового пути» и какие результаты были получены на настоящий момент, во второй главе рассматривается перспектива и трудности сопряжения проекта ЭПТТТП с ЕАЭС, а также были перечислены решения, которые Китай может принять, чтобы решить проблемы сопряжения двух стратегий.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) В рамках логических методов: индукция, контент-анализ
Например, из 11 статей, которые принадлежат категории «данные результатов, перспектив и трудностей сопряжения проекта ЭПТТТП с ЕАЭС», в описании о трудностях сопряжения, 9 авторов использовали «противоречие политического веса в регионе у России и Китая» , 7 авторов считают, что «разные интересы энергоресурсов» является проблемой, 5 авторов в своих статьях упомянули «нестабильность безопасности и проблему терроризма». Таким образом, можно понять, что китайские авторы считают, что первой проблемой является политический вес Китая и России в регионе Центральной Азии.
2) Эмпирический метод:
Мною было взято интервью у руководителя отдела кадров Асиновского лесопромышленного парка, были заданы следующие вопросы: как создавался проект; какие результаты уже достигнуты; какие цифровые достижения можно показать; какая структура рабочих сил парка, сколько рабочих мест для местных жителей, с какими трудностями столкнулись при осуществлении проекта; среди этих трудностей, какие были проблемы, вызываемые фобией и теорией желтый угроз, и какие решения были найдены; личное мнение по поводу того, что китайские компании (особенно которые занимаются лесопромышленностью) сильно разрушают экологию; как парк воздействует на природу.
3) Теоретические методы: гипотетико-дедуктивные методы, классификация.
Количество источников составляет — 30: базой источников являются официальные документы о проекте, указы глав государств, доклады и отчеты о работе государственных органов, договоры и соглашения, которые были подписаны между КНР и странами ЕАЭС. Источниками общего представления об Евразийском экономическом союзе служат договоры ЕАЭС.
Были использованы статистические данные из Министерства коммерции КНР, Государственного статистического управления, официального сайта «Один пояс один путь»; статистика и данные в сфере торговли, инвестиций и сотрудничества в рамках проекта ЭПТТТП были взяты на официальном сайте Канцелярии советника по торгово -экономическим вопросам Посольства КНР в странах ЕАЭС. Ещё были использованы данные следующих научных центров: Институт исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии при Академии социальных наук Китая; Китайская академия современных международных отношений; Шанхайская академия международных исследований; Шанхайский университет иностранных языков; Центр изучения России при Восточно-китайском педагогическом университете.
В статье «Видение и действия в рамках совместного строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21-го века», которую опубликовали Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции в 2015 г., были взяты основные преставления Экономического пояса Шёлкового пути, фонды создания, принципы, основные концепции, приоритеты и механизмы сотрудничества.
Также были прочитаны такие документы, как Отчет работы Министерства коммерции 2015 г. на тему «Проекты в рамках ЭПШП в регионе Евразия»; Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая, Канцелярия руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути» май 2017; Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути 2015 г.; Совместное Коммюнике по итогам пятнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и т.д.
В списке литературы количество статей китайских учёных составляет - 31, российских ученых 13 статей. По темам можно выделить на 3 категории: 1) основные преставления об Экономическом поясе Шёлкового пути, стратегия, перспектива и вызов ЭПШП; 2) представление об Евразийском экономическом союзе; отношения и проекты Китая со странами Центральной Азии, в том числе со странами ЕАЭС; 3) отношения и перспективы сопряжения проекта ЭПТПП с ЕАЭС.
Лю Вэйдун в своей статье писал, что сегодняшний ЭПТПП передаёт культурное значение древнего Шелкового пути: мир, сотрудничество, развитие и взаимовыгодность проекта. Автор указал, что данная эпоха является самым важным моментом для Китая и развития азиатской экономики. Нельзя определить ЭПТТТП по какому-то определенному пространству, это не закрытая и не имеющая границ система. Все желающие страны смогут участвовать в этом проекте. Бай Юнсю, Ван Сунцзи тоже согласны с этим мнением, в своей статье они объяснили, что с одной стороны, первый шаг проекта, направленный на страны Центральной Азии, стимулирует региональную интеграцию, с другой стороны, ЭППП связывает главные экономические системы (Китай, Россия, Индия, ЕС и т.д.), несёт в себе явление экономической глобализации. Кроме этого, авторы считают, что этот проект имеет огромную мощность, чтобы создать новую мировую экономическую организацию, перестроить структуру мировой экономики, помочь создать новые зоны экономического роста и избежать экономических спадов.
Го Айцзюнь, Мао Цзиньфэн определили географическую карту расположения проекта ЭППП, приоритетные отрасли промышленности каждой страны и их положение вдоль линии проекта. Цзюй Цзиньвэнь ответил на вопрос, почему Китаю нужен проект ЭПШП: избыток производственных мощностей, избыточные валютные ресурсы и благоприятная возможность в банковском и финансовом секторе, внешнеполитическая стратегия и требование страны от регионального сотрудничества.
Юань Синьтао указал, что перед проектом стоит несколько вызовов: у России и Китая есть противоречие по интересам в регионе Центральной Азии. Россия считает его своей сферой влияния, и недовольна, если другие страны хотят захватить влияние в этом регионе. В 2011 году США дали новое название внешней политики “новый Шёлковый путь”, которая была ориентирована на Центральную и Южную Азию. В 2004 году, Япония создала диалоговый механизм “Япония-Центральная Азия”, чтобы создать близкие отношения со странами, которые являются соседями Китая, и попытаться сдержать развитие ШОС.
Создано 7 международных организаций: Зона свободной торговли Китай-АСЕАН, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Таможенный союз стран юга Африки, Евросоюз, Тихоокеанский альянс и Евразийский экономический союз.
Сюй Цзяцзя, Цюань Цзянхуэй считают, что по большей части, отношение учёных к проекту является положительным, но существуют противоречия и подозрения. Например, перед проектом стоят большие вызовы из сектора экономики, торговли и политики. Хотя ЭПШП принесёт инвестиции, но есть трудности с получением прямой прибыли, которую вкладчики и компании больше всего ценят. Также за счет того, что еще система проекта ЭПШП является неустойчивой, трудно обеспечить осуществление большего количества планов.
Цзинь Лин считает, что стратегия «Один пояс — Один путь», с одной стороны, это акты Плана Маршалла для Китая. У них есть общие особенности: сокращать валютные резервы с помощью инвестиций, экспортировать перепроизводство в секторе строительства инфраструктуры, стимулировать интернационализацию валют. С другой стороны, ЭПШП и План Маршалла отличаются друг от друга. План Маршалла в первую очередь, это политическая стратегия и стратегия безопасности. А в ЭПШП могут участвовать все желающие страны, основная концепция ЭПШП это сопряжение с другими стратегиями в регионе (например, с проектом Светлый путь Казахстана), а также ценится равноправное сотрудничество. В Плане Маршалла много неравноправных пунктов, которые не запрещают вмешиваться в экономическую политику европейских стран.
Ху Цзин в своей статье выделил основные условия для сопряжения ЕАЭС с проектом ЭПТТТП. 1) ЭПТТТП и ЕАЭС были предложены в последние годы. Оба проекта реализуются в эпохе, когда политическая и экономическая обстановка в мире становится более сложной под влиянием диверсификации и глубокой глобализации. 2) перекрытие по географическому пространству. 3) общая экономическая цель с точки зрения регионального развития. 4) общие 12 стратегические задачи.
Цинь Фанминь, Цзи Сяоган в своем исследовании перечислили разницу между проектом ЭПТТТП и ЕАЭС. 1) модель регионального развития и сотрудничества. У Китая: добившись успеха на одном участке работы, распространить полученный опыт на все остальные. ЕАЭС — это региональная интеграционная организация, есть 2 главных модели регионального сотрудничества: во-первых, поставив конечную цель, нужно осуществлять евразийскую интеграцию, поэтапно впитывать новых членов из постсоветских стран; во-вторых, создать зоны свободной торговли со странами вне постсоветского пространства. 2) Субъекты—получатели выгоды разные. В рамках ЭПШП, выгодополучателем является Китай и другие участвующие страны, в ЕАЭС, это Россия и все члены союза. То есть какая -то страна—член ЕАЭС получает выгоду от проекта ЭПШП, но может нарушать интересы других членов союза. 3) Методы продвижения проектов разные.
У Цзинь Жуйтин есть несколько дополнений по трудностям осуществления сопряжения. Во-первых, слишком большой разрыв экономического уровня внутри ЕАЭС между членами. Во-вторых, сотрудничество остаётся на низком уровне из-за простой структуры экономики и внешней торговли. В-третьих, высокий риск и сложные условия бизнеса в странах член - государств ЕАЭС.
Анализируя источники и литературу, главная тенденция отношения у авторов к проекту ЭПШП положительное. Большинство считает, что проект имеет большую перспективность, сможет расшевелить экономику в Центральной Азии. Но перспектива сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, насколько зависимы друг от друга эти страны, какие цели преследуют эти страны и что хотят друг от друга, в источниках указано было не так много. Стоит рассмотреть интересы и проблемы у каждой страны ЕАЭС при сопряжении с ЭПТШП.
Научной новизной исследования работы является то, что еще не были рассмотрены мнения и результаты исследований китайских ученых; были собраны данные и статистики проектов в рамках ЭПТШП и ЕАЭС; были проанализированы интересы и трудности у каждой страны ЕАЭС и Китая; и были предложены возможные пути решения проблем сопряжения для Китая.
Первый шаг проекта ЭПТТТП обращен на страны центральной Азии, который должен простимулировать региональную интеграцию. Но в данном регионе уже существует Евразийский Экономический союз, который тоже стремится к реализации евразийской интеграции и развитию региональной экономики. Центральная Азия имеет огромное стратегическое значение для любых больших держав, также является пространственной базой всего проекта. Китай — основатель проекта, центр капитала, даёт главные силы для реализации проекта. У обеих сторон тесное взаимовыгодное отношение. С другой стороны, противоречие по национальным интересам тоже существует. Стоит рассматривать вопрос: можно ли разрешить эти противоречия путём сопряжения проекта ЕПШП и союза ЕАЭС.
В связи с языковыми трудностями, результаты исследования китайских учёных были мало переведены на русский язык. Поэтому стоит пояснить позицию китайских учёных по поводу сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.
Целью работы является разработка вопросов развития ЭПШП на территории ЕАЭС и формулирование гипотезы о возможности/невозможности сопряжения ЭПТТТП и ЕАЭС.
Задачи исследования:
1) Изучить проект ЭПТТТП и важность ЕАЭС для проекта;
2) Рассмотреть официальные публикации о сотрудничестве и проектах в рамках ЭПШП;
3) Проанализировать информацию и статистику о том, как эти проекты осуществляются в рамках ЭПШП и ЕАЭС;
4) Определить трудности и противоречия сопряжения ЭПТТТП и ЕАЭС;
5) Выяснить основную тенденцию сопряжения ЕАЭС и ЭПТТТП.
Объект исследования: проект «Экономического пояса Шелкового пути».
Субъект исследования: позиция Китая по вопросу сопряжения ЭПШП и ЕАЭС.
План работы составляет 2 главы: в первой главе в общем представлен проект «Экономического пояса Шёлкового пути» и какие результаты были получены на настоящий момент, во второй главе рассматривается перспектива и трудности сопряжения проекта ЭПТТТП с ЕАЭС, а также были перечислены решения, которые Китай может принять, чтобы решить проблемы сопряжения двух стратегий.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) В рамках логических методов: индукция, контент-анализ
Например, из 11 статей, которые принадлежат категории «данные результатов, перспектив и трудностей сопряжения проекта ЭПТТТП с ЕАЭС», в описании о трудностях сопряжения, 9 авторов использовали «противоречие политического веса в регионе у России и Китая» , 7 авторов считают, что «разные интересы энергоресурсов» является проблемой, 5 авторов в своих статьях упомянули «нестабильность безопасности и проблему терроризма». Таким образом, можно понять, что китайские авторы считают, что первой проблемой является политический вес Китая и России в регионе Центральной Азии.
2) Эмпирический метод:
Мною было взято интервью у руководителя отдела кадров Асиновского лесопромышленного парка, были заданы следующие вопросы: как создавался проект; какие результаты уже достигнуты; какие цифровые достижения можно показать; какая структура рабочих сил парка, сколько рабочих мест для местных жителей, с какими трудностями столкнулись при осуществлении проекта; среди этих трудностей, какие были проблемы, вызываемые фобией и теорией желтый угроз, и какие решения были найдены; личное мнение по поводу того, что китайские компании (особенно которые занимаются лесопромышленностью) сильно разрушают экологию; как парк воздействует на природу.
3) Теоретические методы: гипотетико-дедуктивные методы, классификация.
Количество источников составляет — 30: базой источников являются официальные документы о проекте, указы глав государств, доклады и отчеты о работе государственных органов, договоры и соглашения, которые были подписаны между КНР и странами ЕАЭС. Источниками общего представления об Евразийском экономическом союзе служат договоры ЕАЭС.
Были использованы статистические данные из Министерства коммерции КНР, Государственного статистического управления, официального сайта «Один пояс один путь»; статистика и данные в сфере торговли, инвестиций и сотрудничества в рамках проекта ЭПТТТП были взяты на официальном сайте Канцелярии советника по торгово -экономическим вопросам Посольства КНР в странах ЕАЭС. Ещё были использованы данные следующих научных центров: Институт исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии при Академии социальных наук Китая; Китайская академия современных международных отношений; Шанхайская академия международных исследований; Шанхайский университет иностранных языков; Центр изучения России при Восточно-китайском педагогическом университете.
В статье «Видение и действия в рамках совместного строительства экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21-го века», которую опубликовали Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции в 2015 г., были взяты основные преставления Экономического пояса Шёлкового пути, фонды создания, принципы, основные концепции, приоритеты и механизмы сотрудничества.
Также были прочитаны такие документы, как Отчет работы Министерства коммерции 2015 г. на тему «Проекты в рамках ЭПШП в регионе Евразия»; Совместное строительство «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая, Канцелярия руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути» май 2017; Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути 2015 г.; Совместное Коммюнике по итогам пятнадцатого заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества и т.д.
В списке литературы количество статей китайских учёных составляет - 31, российских ученых 13 статей. По темам можно выделить на 3 категории: 1) основные преставления об Экономическом поясе Шёлкового пути, стратегия, перспектива и вызов ЭПШП; 2) представление об Евразийском экономическом союзе; отношения и проекты Китая со странами Центральной Азии, в том числе со странами ЕАЭС; 3) отношения и перспективы сопряжения проекта ЭПТПП с ЕАЭС.
Лю Вэйдун в своей статье писал, что сегодняшний ЭПТПП передаёт культурное значение древнего Шелкового пути: мир, сотрудничество, развитие и взаимовыгодность проекта. Автор указал, что данная эпоха является самым важным моментом для Китая и развития азиатской экономики. Нельзя определить ЭПТТТП по какому-то определенному пространству, это не закрытая и не имеющая границ система. Все желающие страны смогут участвовать в этом проекте. Бай Юнсю, Ван Сунцзи тоже согласны с этим мнением, в своей статье они объяснили, что с одной стороны, первый шаг проекта, направленный на страны Центральной Азии, стимулирует региональную интеграцию, с другой стороны, ЭППП связывает главные экономические системы (Китай, Россия, Индия, ЕС и т.д.), несёт в себе явление экономической глобализации. Кроме этого, авторы считают, что этот проект имеет огромную мощность, чтобы создать новую мировую экономическую организацию, перестроить структуру мировой экономики, помочь создать новые зоны экономического роста и избежать экономических спадов.
Го Айцзюнь, Мао Цзиньфэн определили географическую карту расположения проекта ЭППП, приоритетные отрасли промышленности каждой страны и их положение вдоль линии проекта. Цзюй Цзиньвэнь ответил на вопрос, почему Китаю нужен проект ЭПШП: избыток производственных мощностей, избыточные валютные ресурсы и благоприятная возможность в банковском и финансовом секторе, внешнеполитическая стратегия и требование страны от регионального сотрудничества.
Юань Синьтао указал, что перед проектом стоит несколько вызовов: у России и Китая есть противоречие по интересам в регионе Центральной Азии. Россия считает его своей сферой влияния, и недовольна, если другие страны хотят захватить влияние в этом регионе. В 2011 году США дали новое название внешней политики “новый Шёлковый путь”, которая была ориентирована на Центральную и Южную Азию. В 2004 году, Япония создала диалоговый механизм “Япония-Центральная Азия”, чтобы создать близкие отношения со странами, которые являются соседями Китая, и попытаться сдержать развитие ШОС.
Создано 7 международных организаций: Зона свободной торговли Китай-АСЕАН, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Таможенный союз стран юга Африки, Евросоюз, Тихоокеанский альянс и Евразийский экономический союз.
Сюй Цзяцзя, Цюань Цзянхуэй считают, что по большей части, отношение учёных к проекту является положительным, но существуют противоречия и подозрения. Например, перед проектом стоят большие вызовы из сектора экономики, торговли и политики. Хотя ЭПШП принесёт инвестиции, но есть трудности с получением прямой прибыли, которую вкладчики и компании больше всего ценят. Также за счет того, что еще система проекта ЭПШП является неустойчивой, трудно обеспечить осуществление большего количества планов.
Цзинь Лин считает, что стратегия «Один пояс — Один путь», с одной стороны, это акты Плана Маршалла для Китая. У них есть общие особенности: сокращать валютные резервы с помощью инвестиций, экспортировать перепроизводство в секторе строительства инфраструктуры, стимулировать интернационализацию валют. С другой стороны, ЭПШП и План Маршалла отличаются друг от друга. План Маршалла в первую очередь, это политическая стратегия и стратегия безопасности. А в ЭПШП могут участвовать все желающие страны, основная концепция ЭПШП это сопряжение с другими стратегиями в регионе (например, с проектом Светлый путь Казахстана), а также ценится равноправное сотрудничество. В Плане Маршалла много неравноправных пунктов, которые не запрещают вмешиваться в экономическую политику европейских стран.
Ху Цзин в своей статье выделил основные условия для сопряжения ЕАЭС с проектом ЭПТТТП. 1) ЭПТТТП и ЕАЭС были предложены в последние годы. Оба проекта реализуются в эпохе, когда политическая и экономическая обстановка в мире становится более сложной под влиянием диверсификации и глубокой глобализации. 2) перекрытие по географическому пространству. 3) общая экономическая цель с точки зрения регионального развития. 4) общие 12 стратегические задачи.
Цинь Фанминь, Цзи Сяоган в своем исследовании перечислили разницу между проектом ЭПТТТП и ЕАЭС. 1) модель регионального развития и сотрудничества. У Китая: добившись успеха на одном участке работы, распространить полученный опыт на все остальные. ЕАЭС — это региональная интеграционная организация, есть 2 главных модели регионального сотрудничества: во-первых, поставив конечную цель, нужно осуществлять евразийскую интеграцию, поэтапно впитывать новых членов из постсоветских стран; во-вторых, создать зоны свободной торговли со странами вне постсоветского пространства. 2) Субъекты—получатели выгоды разные. В рамках ЭПШП, выгодополучателем является Китай и другие участвующие страны, в ЕАЭС, это Россия и все члены союза. То есть какая -то страна—член ЕАЭС получает выгоду от проекта ЭПШП, но может нарушать интересы других членов союза. 3) Методы продвижения проектов разные.
У Цзинь Жуйтин есть несколько дополнений по трудностям осуществления сопряжения. Во-первых, слишком большой разрыв экономического уровня внутри ЕАЭС между членами. Во-вторых, сотрудничество остаётся на низком уровне из-за простой структуры экономики и внешней торговли. В-третьих, высокий риск и сложные условия бизнеса в странах член - государств ЕАЭС.
Анализируя источники и литературу, главная тенденция отношения у авторов к проекту ЭПШП положительное. Большинство считает, что проект имеет большую перспективность, сможет расшевелить экономику в Центральной Азии. Но перспектива сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, насколько зависимы друг от друга эти страны, какие цели преследуют эти страны и что хотят друг от друга, в источниках указано было не так много. Стоит рассмотреть интересы и проблемы у каждой страны ЕАЭС при сопряжении с ЭПТШП.
Научной новизной исследования работы является то, что еще не были рассмотрены мнения и результаты исследований китайских ученых; были собраны данные и статистики проектов в рамках ЭПТШП и ЕАЭС; были проанализированы интересы и трудности у каждой страны ЕАЭС и Китая; и были предложены возможные пути решения проблем сопряжения для Китая.
После того, как в сентябре 2013 года была предложена инициатива «Экономический пояс Шелкового пути», и в январе 2015 года официально начал действовать Евразийский экономический союз, сотрудничество и сопряжение этих двух стратегий стали одной из основных волнующих тем всех сторон. В мае 2015 года Китай и Россия подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути» и указали направление сотрудничества и сопряжения между ними.
Строительство Экономического пояса Шелкового пути и стратегия Евразийского экономического союза являются одной из важнейших национальных стратегий, предложенных Китаем и Россией в последние годы. В соответствии с целями создания проекта ЭПТТТП и интересами стран-членов ЕАЭС, на данном этапе существует много условий для сотрудничества и сопряжения между двумя странами.
Во-первых, после начала мирового финансового кризиса мировая экономическая структура значительно изменилась и укрепила региональную экономическую интеграцию. Во-вторых, эти две стратегии являются взаимодополняющими. Целью строительства Экономического пояса Шелкового пути является ускорение взаимосвязи и облегчения взаимного доступа между странами Евразийского континента посредством строительства инфраструктуры, экономического коридора, финансовой платформы и культурных обменов. Целью Евразийского экономического союза является объединение евразийского экономического пространства, создание единого энергетического рынка и реализация свободного потока капитала, услуг и товаров. Эти две стратегии дополняют и способствуют друг другу.
Анализ основ двух стратегий показал, что обе стороны имеют хорошие предпосылки в четырех сферах: в географическом положении, политике, торговле и финансах. На данный момент, уже добились значительных результатов сотрудничества: достижение общего понимания идеи сотрудничества; очевидное развитие финансов, диверсификация инвестиционной системы, осуществление расчетных операций в китайских юанях, повышение международного положения китайского юаня; создание зоны свободной торговли и содействие развитию торговли; совместное развитие экономики в странах вдоль линий Экономического пояса Шёлкового пути; расширение экспорта китайских товаров; развитие больших проектов; осуществление экспорта производственных мощностей; создание транспортной сети перевозок; постройка базовой инфраструктуры поставок энергоресурсов. После успешного сопряжения двух стратегий, Китай и страны-члены Евразийского экономического союза получат экономическую пользу
С точки зрения бюрократической политики труднее решать проблемы между международными организациями. Кроме того, национальные интересы государств -членов Евразийского союза и Китая отличаются друг друга, и их внутренние взгляды не могут быть полностью объединены. Поэтому отношения в области политики между международными субъектами обречены на проблемы и на трудности. Так что существуют определенные препятствия и конфликты в процессе сопряжения. Такие, как неполный торговый канал, низкая степень энергетического сотрудничества, несовершенная система сотрудничества, разнообразие этнических культур, влияние российской экономики, конкурентное отношение России и Китая, и противоречия между государствами-членами ЕАЭС.
Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз отличаются своим опытом и стратегическими намерениями, поэтому такие проблемы, как несогласованность мнений в процессе обсуждения тех или иных проектов, являются неизбежными. Но тем не менее, мы должны уделять больше внимания на возможность сопряжения двух стратегий.
Для Китая, сопряжение ЭПШП И ЕАЭС принесет пользу в развитии экономики западной части Китая и стабилизации его обстановки, ослабления стратегического давления Юго- восточного (приморского) направления и Восточного Китая. Сотрудничество двух сторон в сфере торговли и инфраструктуры установит тесную связь в сфере финансов, обеспечит безопасность национальной экономики. Для России сопряжение двух стратегий поможет в развитии Сибири и Дальневосточного региона, повысит уровень использования транспортной инфраструктуры, простимулирует восстановление экономики страны, смягчит давление со стороны западных стран. Для стран-членов ЕАЭС, сопряжение ЭПШП с ЕАЭС расширит рынок экспорта национальных товаров и энергоресурсов, улучшит инфраструктуру, эти страны получат инвестиции для развития национальной экономики, а также защиту, что приведет к стабильности и безопасности этих стран.
В 2015 году было подписано совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. 17 мая 2018 года в рамках Астанинского экономического форума было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китайской Народной Республикой (КНР). Таким образом, обе стороны уже сделали первые шаги в направлении глубокого сотрудничества и поэтому можно сделать вывод о том, что хотя и существуют некоторые трудности и пересечение интересов у ЕАЭС и Китая, тенденция сопряжения двух стратегий остается перспективной. Осуществление сопряжения требует двухсторонних усилий, взаимопонимания и глубокого диалога между обеими сторонами.
Строительство Экономического пояса Шелкового пути и стратегия Евразийского экономического союза являются одной из важнейших национальных стратегий, предложенных Китаем и Россией в последние годы. В соответствии с целями создания проекта ЭПТТТП и интересами стран-членов ЕАЭС, на данном этапе существует много условий для сотрудничества и сопряжения между двумя странами.
Во-первых, после начала мирового финансового кризиса мировая экономическая структура значительно изменилась и укрепила региональную экономическую интеграцию. Во-вторых, эти две стратегии являются взаимодополняющими. Целью строительства Экономического пояса Шелкового пути является ускорение взаимосвязи и облегчения взаимного доступа между странами Евразийского континента посредством строительства инфраструктуры, экономического коридора, финансовой платформы и культурных обменов. Целью Евразийского экономического союза является объединение евразийского экономического пространства, создание единого энергетического рынка и реализация свободного потока капитала, услуг и товаров. Эти две стратегии дополняют и способствуют друг другу.
Анализ основ двух стратегий показал, что обе стороны имеют хорошие предпосылки в четырех сферах: в географическом положении, политике, торговле и финансах. На данный момент, уже добились значительных результатов сотрудничества: достижение общего понимания идеи сотрудничества; очевидное развитие финансов, диверсификация инвестиционной системы, осуществление расчетных операций в китайских юанях, повышение международного положения китайского юаня; создание зоны свободной торговли и содействие развитию торговли; совместное развитие экономики в странах вдоль линий Экономического пояса Шёлкового пути; расширение экспорта китайских товаров; развитие больших проектов; осуществление экспорта производственных мощностей; создание транспортной сети перевозок; постройка базовой инфраструктуры поставок энергоресурсов. После успешного сопряжения двух стратегий, Китай и страны-члены Евразийского экономического союза получат экономическую пользу
С точки зрения бюрократической политики труднее решать проблемы между международными организациями. Кроме того, национальные интересы государств -членов Евразийского союза и Китая отличаются друг друга, и их внутренние взгляды не могут быть полностью объединены. Поэтому отношения в области политики между международными субъектами обречены на проблемы и на трудности. Так что существуют определенные препятствия и конфликты в процессе сопряжения. Такие, как неполный торговый канал, низкая степень энергетического сотрудничества, несовершенная система сотрудничества, разнообразие этнических культур, влияние российской экономики, конкурентное отношение России и Китая, и противоречия между государствами-членами ЕАЭС.
Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз отличаются своим опытом и стратегическими намерениями, поэтому такие проблемы, как несогласованность мнений в процессе обсуждения тех или иных проектов, являются неизбежными. Но тем не менее, мы должны уделять больше внимания на возможность сопряжения двух стратегий.
Для Китая, сопряжение ЭПШП И ЕАЭС принесет пользу в развитии экономики западной части Китая и стабилизации его обстановки, ослабления стратегического давления Юго- восточного (приморского) направления и Восточного Китая. Сотрудничество двух сторон в сфере торговли и инфраструктуры установит тесную связь в сфере финансов, обеспечит безопасность национальной экономики. Для России сопряжение двух стратегий поможет в развитии Сибири и Дальневосточного региона, повысит уровень использования транспортной инфраструктуры, простимулирует восстановление экономики страны, смягчит давление со стороны западных стран. Для стран-членов ЕАЭС, сопряжение ЭПШП с ЕАЭС расширит рынок экспорта национальных товаров и энергоресурсов, улучшит инфраструктуру, эти страны получат инвестиции для развития национальной экономики, а также защиту, что приведет к стабильности и безопасности этих стран.
В 2015 году было подписано совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. 17 мая 2018 года в рамках Астанинского экономического форума было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китайской Народной Республикой (КНР). Таким образом, обе стороны уже сделали первые шаги в направлении глубокого сотрудничества и поэтому можно сделать вывод о том, что хотя и существуют некоторые трудности и пересечение интересов у ЕАЭС и Китая, тенденция сопряжения двух стратегий остается перспективной. Осуществление сопряжения требует двухсторонних усилий, взаимопонимания и глубокого диалога между обеими сторонами.
Подобные работы
- КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЯСА ШЕЛКОВОГО ПУТИ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ», КАК СТРАТЕГИЯ КНР В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Экономический проект «Экономический пояс Шелкового пути» в системе политико-экономических отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - КИТАЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ОДИН ПОЯС — ОДИН ПУТЬ» В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТ НОВОГО «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» КАК ФАКТОР АМЕРИКАНО-КИТАЙСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЦЕССЫ СОПРЯЖЕНИЯ ИНИЦИАТИВ "ПОЯС И ПУТЬ" И "ЕАЭС"
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2024 - КОНЦЕПЦИЯ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ XXI ВЕКА:
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Проект "Один пояс-один путь" в системе публичной дипломатии РФ и КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Стратегические коммуникации в проекте «Один пояс -один путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2019



