СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы проблемы эмоциональной сферы в группе детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности формирования эмоциональной сферы детей в малой группе 5
1.2 Роль эмоциональной сферы в формировании благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе 8
2. Арт - терапия как метод коррекции эмоциональной сферы детей
2.1 Суть, подходы, цели арт-терапии 13
2.2 Особенности применения методов арт-терапии в работе с детьми 19
3. Теоретические основы разработки информационно - справочного Web-сайта
3.1 Назначение компьютерных технологий, применяемых в психологии 21
3.2 Общие характеристики информационно - справочного WEB сайта 23
4. Методологическая составляющая исследования
4.1 Методика «Коллаж» 26
4.2 Методика «Рисунок по кругу» 28
5. Разработка информационно - справочного Web-сайта
5.1 Основные этапы разработки Web-сайта 29
5.2 Среда разработки Web-сайта 31
5.3 Описание структуры Web-сайта 33
6. Анализ и интерпретация данных 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
1. Теоретические основы проблемы эмоциональной сферы в группе детей младшего школьного возраста
1.1 Особенности формирования эмоциональной сферы детей в малой группе 5
1.2 Роль эмоциональной сферы в формировании благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе 8
2. Арт - терапия как метод коррекции эмоциональной сферы детей
2.1 Суть, подходы, цели арт-терапии 13
2.2 Особенности применения методов арт-терапии в работе с детьми 19
3. Теоретические основы разработки информационно - справочного Web-сайта
3.1 Назначение компьютерных технологий, применяемых в психологии 21
3.2 Общие характеристики информационно - справочного WEB сайта 23
4. Методологическая составляющая исследования
4.1 Методика «Коллаж» 26
4.2 Методика «Рисунок по кругу» 28
5. Разработка информационно - справочного Web-сайта
5.1 Основные этапы разработки Web-сайта 29
5.2 Среда разработки Web-сайта 31
5.3 Описание структуры Web-сайта 33
6. Анализ и интерпретация данных 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Здоровая эмоциональная сфера важна и актуальна для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется ее роль для детей младшего школьного возраста, которые как раз в этом крайне сложном периоде времени осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании.
Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в коллективе - одно из важнейших условий развития личности школьника. Тема исследования эмоциональной сферы в детском коллективе весьма актуальна.
Современная жизнь тесно связанна с компьютерными технологиями, они являются неотъемлемой частью всех сфер жизни и психология не является исключением. Использование информационно-справочных сайтов значительно упростило работу психологов и педагогов. Главная задача такого WEB-сайта является сбор, компоновка и хранение нужной информации, а легкость доступа к ней является несомненным плюсом, составляющим серьезную конкуренцию печатным пособиям. Все больше специалистов выбирают использование информационно-справочных сайтов, в связи с этим все больше увеличивается их актуальность. В данной дипломной работе мы займемся разработкой информационно справочного WEB-сайта, позволяющее объединить и упростить поиск информации о методиках арт-терапии, позволяющих диагностировать и скорректировать эмоциональную сферу в группе детей младшего школьного возраста.
Д.И. Фельдштейн отмечает, что «детей младшего школьного возраста отличает весьма разнообразное отношение к себе: около 34% мальчиков и 26% девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70% отмечают у себя и положительные качества, однако отрицательные черты перевешивают» [1]. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.
«В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у детей проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.» [ 2]. Исходя из этого, можно отметить, что дети в таком возрасте наиболее восприимчивы к мнению окружающих, а следовательно здоровый эмоциональный фон будет формироваться только при наличии благоприятного социально-психологического климата.
Благонадежина отмечает, что «в отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных и драматических сцен.» [ 3 ]. Таким образом, можно отметить, что у детей в младшем школьном возрасте эмоциональная сфера становится более чувствительна, нежели раньше.
Особая роль в современной диагностике и коррекции отводится арт- терапии. Методы арт-терапии являются психологически комфортными для любого возраста. Средства, которые использует арт-терапия, помогают наиболее безопасным для ребенка способом выявить проблему и наиболее глубоко заглянуть в ее суть.
Целью является создание информационно справочного Web-сайта на основе исследования особенностей эмоциональной сферы в малой группе детей младшего школьного возраста с помощью методик арт-терапии.
Объект исследования: группа детей младшего школьного возраста в центре дополнительного развития «Школа плюс».
Предмет исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коррекция эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста будет оптимальной, если проводить ее с помощью методов арт-терапии.
Для данной работы были выделены следующие задачи:
1.Ознакомление с теоретико-методологическими положениями, освещающими изучаемую проблему;
2. Подбор арт-терапевтических методик, отвечающих целям нашего исследования;
3. Выбор среды разработки информационно справочного пособия
4. Проведение исследования с помощью методов арт-терапии
5. Выявление особенностей эмоциональной сферы в процессе взаимодействия детей в коллективе
6. Анализ и обобщение результатов исследования.
7. Построение информационно-справочногоWeb-сайта
Для решения поставленных задач выбраны следующие методики исследования:
1 Методика "Коллаж"
2. Методика "Рисунок по кругу"
3. Для того, чтобы оптимально оценить эмоциональный фон и пронаблюдать как влияют применяемые методы арт-терапии, была использована дополнительная методика - тест А.Ф. Фидлера.
В данном исследовании участвовала группа детей младшего школьного возраста из школы дополнительного развития «Школа плюс»
Во введении раскрывается актуальность темы, сформулированы цель работы и задачи исследования, определены объект и предмет исследования.
В первой главе раскрывается проблема эмоциональной сферы детей в младшем школьном возрасте, рассматриваются ее особенности, принципы взаимодействия детей в малой группе и роль здорового эмоционального фона в становлении благоприятного социально¬психологического климата в группе детей младшего школьного возраста.
Во второй главе раскрывается понятие арт-терапии, ее суть, подходы и цели, также рассматриваются особенности применения методов арт- терапии в работе с детьми.
В третьей главе рассматриваются теоретические вопросы создания информационно-справочного WEB-сайта.
В четвертой главе раскрывается методологическая составляющая исследования.
В пятой главе рассматриваем этапы разработки и основную структуру WEB-сайта.
Анализ и интерпретация данных содержит в себе результаты проводимого исследования и комментарии к ним.
Заключение содержит в себе основные выводы к проводимому исследованию.
Здоровая эмоциональная сфера важна и актуальна для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется ее роль для детей младшего школьного возраста, которые как раз в этом крайне сложном периоде времени осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании.
Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в коллективе - одно из важнейших условий развития личности школьника. Тема исследования эмоциональной сферы в детском коллективе весьма актуальна.
Современная жизнь тесно связанна с компьютерными технологиями, они являются неотъемлемой частью всех сфер жизни и психология не является исключением. Использование информационно-справочных сайтов значительно упростило работу психологов и педагогов. Главная задача такого WEB-сайта является сбор, компоновка и хранение нужной информации, а легкость доступа к ней является несомненным плюсом, составляющим серьезную конкуренцию печатным пособиям. Все больше специалистов выбирают использование информационно-справочных сайтов, в связи с этим все больше увеличивается их актуальность. В данной дипломной работе мы займемся разработкой информационно справочного WEB-сайта, позволяющее объединить и упростить поиск информации о методиках арт-терапии, позволяющих диагностировать и скорректировать эмоциональную сферу в группе детей младшего школьного возраста.
Д.И. Фельдштейн отмечает, что «детей младшего школьного возраста отличает весьма разнообразное отношение к себе: около 34% мальчиков и 26% девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70% отмечают у себя и положительные качества, однако отрицательные черты перевешивают» [1]. Таким образом, характеристикам детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.
«В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у детей проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.» [ 2]. Исходя из этого, можно отметить, что дети в таком возрасте наиболее восприимчивы к мнению окружающих, а следовательно здоровый эмоциональный фон будет формироваться только при наличии благоприятного социально-психологического климата.
Благонадежина отмечает, что «в отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных и драматических сцен.» [ 3 ]. Таким образом, можно отметить, что у детей в младшем школьном возрасте эмоциональная сфера становится более чувствительна, нежели раньше.
Особая роль в современной диагностике и коррекции отводится арт- терапии. Методы арт-терапии являются психологически комфортными для любого возраста. Средства, которые использует арт-терапия, помогают наиболее безопасным для ребенка способом выявить проблему и наиболее глубоко заглянуть в ее суть.
Целью является создание информационно справочного Web-сайта на основе исследования особенностей эмоциональной сферы в малой группе детей младшего школьного возраста с помощью методик арт-терапии.
Объект исследования: группа детей младшего школьного возраста в центре дополнительного развития «Школа плюс».
Предмет исследования: эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: коррекция эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста будет оптимальной, если проводить ее с помощью методов арт-терапии.
Для данной работы были выделены следующие задачи:
1.Ознакомление с теоретико-методологическими положениями, освещающими изучаемую проблему;
2. Подбор арт-терапевтических методик, отвечающих целям нашего исследования;
3. Выбор среды разработки информационно справочного пособия
4. Проведение исследования с помощью методов арт-терапии
5. Выявление особенностей эмоциональной сферы в процессе взаимодействия детей в коллективе
6. Анализ и обобщение результатов исследования.
7. Построение информационно-справочногоWeb-сайта
Для решения поставленных задач выбраны следующие методики исследования:
1 Методика "Коллаж"
2. Методика "Рисунок по кругу"
3. Для того, чтобы оптимально оценить эмоциональный фон и пронаблюдать как влияют применяемые методы арт-терапии, была использована дополнительная методика - тест А.Ф. Фидлера.
В данном исследовании участвовала группа детей младшего школьного возраста из школы дополнительного развития «Школа плюс»
Во введении раскрывается актуальность темы, сформулированы цель работы и задачи исследования, определены объект и предмет исследования.
В первой главе раскрывается проблема эмоциональной сферы детей в младшем школьном возрасте, рассматриваются ее особенности, принципы взаимодействия детей в малой группе и роль здорового эмоционального фона в становлении благоприятного социально¬психологического климата в группе детей младшего школьного возраста.
Во второй главе раскрывается понятие арт-терапии, ее суть, подходы и цели, также рассматриваются особенности применения методов арт- терапии в работе с детьми.
В третьей главе рассматриваются теоретические вопросы создания информационно-справочного WEB-сайта.
В четвертой главе раскрывается методологическая составляющая исследования.
В пятой главе рассматриваем этапы разработки и основную структуру WEB-сайта.
Анализ и интерпретация данных содержит в себе результаты проводимого исследования и комментарии к ним.
Заключение содержит в себе основные выводы к проводимому исследованию.
Арт-терапия помогла разрешить ряд проблем, связанных с эмоциональной нестабильностью в детском коллективе, а с помощью диаграмм, составленных на основе теста Фидлера можно наглядно увидеть как положительно данные методики повлияли на эмоциональную сферу в коллективе детей.
Для простоты использования данных методов был разработан информационно-справочный Web-сайт, где представлены и полностью описаны методы арт-терапии и особенности их применения в работе с детьми. Также на сайте собрана полезная литература для работы психологов и педагогов.
На основе анализа данных можно сделать выводы о том, что арт-терапия положительно влияет на психологический фон и данные методы являются оптимальными для коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены, а гипотеза получила подтверждение.
Для простоты использования данных методов был разработан информационно-справочный Web-сайт, где представлены и полностью описаны методы арт-терапии и особенности их применения в работе с детьми. Также на сайте собрана полезная литература для работы психологов и педагогов.
На основе анализа данных можно сделать выводы о том, что арт-терапия положительно влияет на психологический фон и данные методы являются оптимальными для коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены, а гипотеза получила подтверждение.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021



