ВВЕДЕНИЕ 81
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КАК
ОБОСНОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 83
1.1 Стратегия развития предприятия: цели, задачи, виды 83
1.2 Этапы процесса стратегического планирования на предприятии 91
1.3 Информационное обеспечение процесса стратегического планирования
на предприятии 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 115
Приложение А 120
Приложение Б 112
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Нужно также знать сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, т.к. они также определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении [34].
Применяемый для анализа среды метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации [25].
Цель исследования - изучить методику проведения стратегического анализа на предприятии как обоснование направлений его дальнейшего развития.
Задачи исследования:
-изучить теоретические основы проведения стратегического анализа на предприятии;
- изучить факторы маркетинговой макро- и микросреды предприятия;
-проанализировать маркетинговую деятельность на предприятии ИП Ераносян Е.А. СМ «Чешский дворик»;
-разработать стратегию развития ИП Ераносян Е.А. СМ «Чешский дворик»;
- оценить социально-экономическую эффективность стратегии развития ИП Ераносян Е.А. СМ «Чешский дворик».
В качестве информационной базы послужили нормативные, плановые и отчетные документы ИП Ераносян Е.А. СМ «Чешский дворик», электронные данные Федеральных служб, периодических и Интернет-изданий.
Предметом защиты дипломной работы выступают разработанные рекомендации по разработке стратегии развития ИП Ераносян Е.А. СМ «Чешский дворик»
Дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 112 стр. Дипломная работа иллюстрирована 19 рисунками; 46 таблицами; 2 приложениями. Список использованных источников включает в себя 52 источника.
Стратегия маркетинга - комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей, направленных на достижение генеральной цели фирмы. Стратегия маркетинга - это выбор целевого рынка и маркетингового комплекса, соответствие которых помогут обеспечить максимальный эффект продаж продукта и услуг.
Стратегический анализ или как его еще называют «портфельный анализ» является основным элементом стратегического планирования. «В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.
Индивидуальный предприниматель Ераносян Е.А. оформил Свидетельство на предпринимательскую деятельность в 2007 году, и начал свою хозяйственную деятельность 05.01.2007 года.
Сеть пивных магазинов ИП Ераносян Е.А. является малым предприятием, основной вид деятельности которого - закупка и доставка пива и сопутствующих товаров и продажа их в сети собственных магазинов.
Основным показателем, характеризующим деятельность любого предприятия, является оборот торговли - объем продаж. Каждое предприятие стремиться к увеличению выручки от продаж. Т.к. увеличение объема оборота приводит к уменьшению уровня издержек обращения, к увеличению прибыли. Выручка от продаж ИП Ераносян Е.А. в своем развитии имела положительную динамику. За 2014 г. она составляла 148151 тыс. руб., а за 2015 г - 181765 тыс. руб., таким образом, за предложенный период выручка от продаж выросла на 33614 тыс. руб., что в относительном выражении составило 22,69 %. Данную тенденцию следует относить к разряду положительных.
Объем потребления пива на душу населения в России неуклонно рос на протяжении почти десяти лет, достигнув в 2007 году максимальной отметки - 80,9 литров на человека. В 2015 году, согласно данным официальной статистики, значение показателя составило 70,2 литра на душу населения. Российский рынок пива в настоящее время переживает не лучшие времена. Объемы продаж напитка в стране в 2015 году снизились на 4,7%, в сравнении с 2014 годом, до уровня 1005 млн декалитров.
Подводя общий итог, хотелось бы отметить, что огромное главенствующее влияние на исследуемую отрасль оказывает экономический кризис в стране и внешняя политика России. Резкое падение цен на нефть, девальвация рубля, рост цен на иностранную валюту приводят к высокому темпу инфляции и снижению заработных плат россиян, а частично и потере рабочих мест за счет сокращения штата предприятий в кризис. Это в свою очередь приводит к снижению денежных доходов населения и снижению его покупательского спроса.
В целом, на основании анализа, можно сделать вывод, что магазины сети «Чешский дворик» достаточно конкурентоспособное предприятие, что объясняется, прежде всего, ассортиментом, режимом работы, ценами и наличием дополнительных услуг.
Основной стратегией для достижения генеральной цели должна быть стратегия усиления позиций на рынке. Её реализация имеет наибольшую вероятность прогнозирования спроса для дальнейшей работы рынке, а, соответственно, и прогнозирование роста товарооборота. Рост объёмов продаж даёт рост прибыли и снижение издержек обращения. Остальные стратегии необходимо реализовывать совместно с основной стратегией.
Графическое оформление результатов оценивания иллюстрирует, что оптимальной стратегией СМ «Чешский дворик» является атакующая стратегия, в соответствии с которой предприятию необходимо интегрировать все усилия на увеличение занимаемой рыночной доли и, как следствие, усиление своего стратегического положения на рынке пивной продукции.
Исходя из анализа, проведенного выше можно сделать выводы, что компания СМ «Чешский дворик» немного проигрывает своим конкурентам, занимая прочное положение на зрелом рынке.
Концепция проекта представляет собой совокупность взглядов и теоретических идей на разработку и реализацию проекта. Она включает в себя формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта и предварительную проработку целей и задач проекта. Для стратегического развития исследуемой организации предлагается внедрить проект по открытию собственного производства на базе пивного бара данного предприятия. Сущность данного проекта состоит в расширении используемой для питания площади за счет открытия заведения общественного питания, ориентированного на дополнительный сегмент потребителей - пивного бара, ассортимента предлагаемой продукции и привлечении клиентов.
При минимальном уровне наценки на реализуемую продукцию предприятие получит за 11 месяцев нового года 26494,18 тыс.руб. выручки от работы пивного бара. Валовая прибыль функционирования данной пивного бара составит 6623,55 тыс.руб. за 11 месяцев. Издержки обращения пивного бара СМ «Чешский дворик»», в основном, будут состоять из фонда заработной платы персонала и уровень данного показателя составит 5,3%. Положительным моментом проводимого анализа является превышение уровня валовой прибыли над уровнем издержек обращения, что привело к положительному значению уровня прибыли от продаж, равному 19,7%.
Полученные данные свидетельствуют об экономической эффективности открытия пивного бара СМ «Чешский дворик» и подтверждают рациональность предлагаемого нами проекта.
1. Азоев, Г. Л. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Г. Л. Азоев, Е. А. Михайлова. - Москва : Финстатинформ, 2012. - 124 с.
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебно пособие / И. Л. Акулич, И. З. Герчикова. - Минск : Интерпрессервис, 2013. - 396 с.
3. Алексеев, А. А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины продукции / А. А. Алексеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2011. - № 6. - С. 4 - 12.
4. Алексеев, А. А. Технологические методы проблемных маркетинговых исследований: опрос техническими средствами и полевой эксперимент / А. А. Алексеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2014. - № 2. - С. 18 - 24.
5. Аминов, Э. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии / Э. Аминов // Практический маркетинг. - 2013. - № 6. - С. 30 - 35.
6. Аристархова, М. Маркетинговое исследование поведения потребителей / М. Аристархова, А. Крахмалева // Маркетинг. - 2013. - № 6. - С. 21 - 25.
7. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ / В. Г. Артеменко, М. В. Беллендир. - Москва : Дело и Сервис, 2013. - 346 с.
8. Афанасьев, М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы / М. П. Афанасьев. - Москва : Финстатинформ, 2011. - 187 с.
9. Багиев, Г. Л. Маркетинг / Г. Л .Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн. - Москва : Экономика, 2010. - 366 с.
10. Барщевская, В. Ритейл теперь в цене / В. Барщевская // Российская торговля. - 2013. - № 7 - 8. - С. 18 -21.
11. Белоусов, В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 35-43.
12. Белякова, Г. Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития / Г. Я. Белякова. - Красноярск: СибГТУ, 2011. - 232 с.
13. Боровских, Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития / Н. Боровских // Маркетинг. - 2013. - № 2. - С. 37 - 48.
14. Бронникова, Т. С. Маркетинг / Т. С. Бронникова, А. Г. Чернявский. - Таганрог : ТГРУ, 2012. - 411 с.
15. Булеев, А. И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг / А. И. Булеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2012. - № 5. - С. 46 - 52.
16. Ваганов, А. Розничная сеть становится национальной / А. Ваганов // Витрина. - 2012. - № 5. - С. 34 - 35.
17. Власьевич, Ю. Е. К созданию в России конкурентной среды / Ю. Е. Власьевич // Российский экономический журнал. - 2013. - № 10. - С. 99 - 103.
18. Воронов, Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д. С. Воронов, В. В. Криворотов - Екатеринбург : УГТУ - УПИ, 2011. - 96 с.
19. Гаспарян, В. Региональная экспансия столичных сетей: проблемы логистики / В. Гаспарян // Российская торговля. - 2013. - № 11. - С. 26-28.
20. Голубков, Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. -2014. - № 2. - С. 27 - 33.
21. Гольдштейн, Г. Я. Маркетинг / Г. Я. Гольдштейн, А. В. Катаев. - Таганрог : ТГРУ, 2014. - 314 с.
22. Горькова, Т. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве / Т. Горькова, Г. Шаповалов // Экономист. - 2013. - № 6. - С. 66 - 73.
23. Глухов, А. Оценка конкурентоспособности товаров и способы ее обеспечения / А. Глухов // Маркетинг. - 2012. - № 2. - С. 56 - 64.
24. Дейли, Д. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества / Д. Дейли. - Москва : Вильямс, 2014. - 302 с.
25. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. - Москва : Высшая школа, 2014. - 255 с.
26. Дзмишева, И. В. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной сети / И. В. Дзмишева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 93 - 107.
27. Егорова, О. В. Проблемы оценки конкурентоспособности торговой организации / О. В. Егорова, И. В. Маликов // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 4. - С. 324 - 332.
28. Калюжнова, Н. Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации / Н. Я. Калюжнова. - Москва : ТЕИС, 2013. - 526 с.
29. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л. Н. Качалина. - Москва : Эксмо, 2012. - 464 с.
30. Короткий, Ю. Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление / Ю. Г. Короткий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2. - С. 17 - 21.
31. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сандерс. - Москва : Вильямс, 2012. - 1056 с.
32. Красноярский край в цифрах в 2013 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2014. - 119 с.
33. Сабецкая, Г.Рыночная модель конкурентноспособности продукции / Г. Сабецкая // Маркетинг. - 2013. - № 1. - С. 29 - 34
34. Шустов, В. В. Конкуренция: реалии и перспективы / В. В. Шустов // Экономика. - № 6. - 2011. - С. 45 - 50.
35. Кретов, И. И. Маркетинг на предприятии / И. И. Кретов. - Москва : Финстатинформ, 2011. - 287 с
36. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / под общ. редакцией Е. П. Голубков. - Москва : Дело, 2013. - 459 с.
37. Маркетинг / под общ. редакцией Р. Б. Ноздрева. - Москва : Юристъ, 2014. - 511 с.
38. Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова. - Москва : Банки и биржи, 2013. - 461 с.
39. Наумов, В. Н. Маркетинг сбыта / В. Н. Наумов. - Москва : Банки и биржи, 2012. - 412 с.
40. Мишин, Ю. В. Инвестиции в конкурентоспособное производство / Ю. В. Мишин. - Москва : КноРус, 2013. - 288 с.
41. Муромцев, С. В. Маркетинг для менеджеров / С. В. Муровцев. - Краснодар : ФЛЕР - 1, 2011. - 219 с.
42. Плонский, В. Снижение издержек - фактор конкурентной способности / В. Плонский // Экономист. - 2013. - № 4. - С. 52 - 57.
43. Портер, М. Э. Конкуренция / М. Э. Портер. - Москва : Вильямс, 2014. - 495 с.
44. Торговля Красноярского края в 2015 году: Стат. ежегодник (№ 11-1) / Гос. Комитет РФ по статистике; Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2014. - 97 с
45. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : Маркетинг, 2012. - 892 с.
46. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 312 с.
47. Хлусов, В. П. Основы маркетинга / В. П. Хлусов. - Москва : Приор, 2013. - 160 с.
48. Экономика Красноярского края в цифрах в 2015 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2014. - 459
49. Эриашвили, Н. Д. Маркетинг / Н. Д. Эриашвили. - Москва : ГНОМ и Д, 2014. - 304 с.
50. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. - Москва : ГНОМ и Д, 2011. - 304 с.
51. Юданов, А. Теория конкуренции: прикладные аспекты / А. Юданов // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 6. - С. 41 - 53.
52. Юшкова, Л. В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учебное пособие / Л. В. Юшкова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2008. - 294 с.