Совершенствование конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Общепит Алтайского района»
|
Введение 8
1. Теоретическая часть. Аспекты конкурентоспособности
предприятия 11
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия и основные
факторы влияния на нее 11
1.2. Методы и критерии оценки конкурентоспособности
предприятия 17
2. Аналитическая часть. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО
«Общепит Алтайского района» 31
2.1. Общая характеристика хозяйственной деятельности ООО
«Общепит Алтайского района» 31
2.2. Оценка динамики и эффективности экономической
деятельности предприятия 35
2.3. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Общепит
Алтайского района» 40
3. Проектная часть. Разработка мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Общепит Алтайского района» 49
3.1. Обоснование необходимости повышения
конкурентоспособности предприятия 49
3.2. Пути оптимизации конкурентоспособности ООО «Общепит
Алтайского района» 51
3.3 . Оценка эффективности мероприятий 53
Заключение 58
Список используемых источников 60
1. Теоретическая часть. Аспекты конкурентоспособности
предприятия 11
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия и основные
факторы влияния на нее 11
1.2. Методы и критерии оценки конкурентоспособности
предприятия 17
2. Аналитическая часть. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО
«Общепит Алтайского района» 31
2.1. Общая характеристика хозяйственной деятельности ООО
«Общепит Алтайского района» 31
2.2. Оценка динамики и эффективности экономической
деятельности предприятия 35
2.3. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Общепит
Алтайского района» 40
3. Проектная часть. Разработка мероприятий по повышению
конкурентоспособности ООО «Общепит Алтайского района» 49
3.1. Обоснование необходимости повышения
конкурентоспособности предприятия 49
3.2. Пути оптимизации конкурентоспособности ООО «Общепит
Алтайского района» 51
3.3 . Оценка эффективности мероприятий 53
Заключение 58
Список используемых источников 60
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров. Конкуренция - это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами - банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.
Конкуренция имеет важное значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов
потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Показывает опыт рыночных стран, в 60 70-е гг. XX в. в бизнесе преобладали длительные периоды стабильности и важнейшими факторами рыночного успеха были масштаб и доля рынка, в большинстве случаев они служили залогом рентабельности [5, с. 36].
Процветали крупные компании с большой долей рынка. В 1980-е гг. масштаб и доля рыка были по-прежнему важны, но уже не давали таких гарантий успеха, как раньше. Конкурентоспособность на рынке требовала поставлять на рынок быстрее других новые продукты. Но в 1990-х гг. во многих развитых странах правила конкуренции в бизнесе существенно изменились, можно сказать, что изменилась сама природа конкуренции:
- конкуренция приобрела глобальный характер, расширился круг конкурентов и внутри национальной отрасли, и за рубежом;
- успехи в развитии техники создали условия для роста межкатегориальной конкуренции, использования недорогих заменителей многих товаров и комплектующих;
- недорогие источники информации, интенсивное использование аутсорсинга и отход от вертикальной интеграции облегчили процесс вхождения в бизнес.
Актуальность темы работы также определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Все это и определяет актуальность данной проблемы
Объект исследования - ООО «Общепит Алтайского района»
Предмет исследования - совершенствование конкурентоспособности предприятия на примере предприятия.
Цель - раскрыть сущность проблемы конкурентоспособности предприятия, выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность и методы ее совершенствования.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия конкурентоспособность предприятия и факторов влияния на конкурентоспособность;
2. Охарактеризовать основные методы оценки конкурентоспособности предприятия;
3. Описать способы повышения конкурентоспособности предприятия;
4. Проанализировать особенности хозяйственно-экономической деятельности ООО «Общепит Алтайского района»;
5. Разработать мероприятия по оптимизации конкурентоспособности ООО «Общепит Алтайского района».
Методы исследования: анализ и синтез существующих научных данных по проблеме исследования; методы наблюдения, абстрагирования; математические методы обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе подходов к проблеме конкурентоспособности предприятия и новых путей ее повышения.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
В условиях формирующегося рынка преобладает стихийное начало конкуренции, сопровождающееся разрушительными процессами - банкротствами, кризисами и т.п. В условиях сформированного рынка конкуренция становится организованной.
Конкуренция имеет важное значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов
потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Показывает опыт рыночных стран, в 60 70-е гг. XX в. в бизнесе преобладали длительные периоды стабильности и важнейшими факторами рыночного успеха были масштаб и доля рынка, в большинстве случаев они служили залогом рентабельности [5, с. 36].
Процветали крупные компании с большой долей рынка. В 1980-е гг. масштаб и доля рыка были по-прежнему важны, но уже не давали таких гарантий успеха, как раньше. Конкурентоспособность на рынке требовала поставлять на рынок быстрее других новые продукты. Но в 1990-х гг. во многих развитых странах правила конкуренции в бизнесе существенно изменились, можно сказать, что изменилась сама природа конкуренции:
- конкуренция приобрела глобальный характер, расширился круг конкурентов и внутри национальной отрасли, и за рубежом;
- успехи в развитии техники создали условия для роста межкатегориальной конкуренции, использования недорогих заменителей многих товаров и комплектующих;
- недорогие источники информации, интенсивное использование аутсорсинга и отход от вертикальной интеграции облегчили процесс вхождения в бизнес.
Актуальность темы работы также определяется тем, что факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Все это и определяет актуальность данной проблемы
Объект исследования - ООО «Общепит Алтайского района»
Предмет исследования - совершенствование конкурентоспособности предприятия на примере предприятия.
Цель - раскрыть сущность проблемы конкурентоспособности предприятия, выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность и методы ее совершенствования.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия конкурентоспособность предприятия и факторов влияния на конкурентоспособность;
2. Охарактеризовать основные методы оценки конкурентоспособности предприятия;
3. Описать способы повышения конкурентоспособности предприятия;
4. Проанализировать особенности хозяйственно-экономической деятельности ООО «Общепит Алтайского района»;
5. Разработать мероприятия по оптимизации конкурентоспособности ООО «Общепит Алтайского района».
Методы исследования: анализ и синтез существующих научных данных по проблеме исследования; методы наблюдения, абстрагирования; математические методы обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе подходов к проблеме конкурентоспособности предприятия и новых путей ее повышения.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Маркетинговая функция - одна из важнейших функций организации в условиях рыночной деятельности. Она тесно связана с производственно¬сбытовой, снабженческо-сбытовой, финансовой, административной и другими функциями организации. Маркетинговая функция формируется постольку, поскольку происходит перестройка в мировоззрении управления организацией на всех уровнях по принципу «от нужд производства к нуждам рынка».
Управление маркетинговой функцией осуществляется на основе совокупности его информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь предприятия с рынком.
Выручка или доходы от продаж есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (объектами которого являются сам товар, рынок, т. е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель.
В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого и планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции. Маркетинговые исследования помогают предприятию определить возможность массового производства товаров или услуг; установить иерархию характеристик товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке; провести анализ типологий и мотиваций имеющейся потенциальной клиентуры; определить цены и оптимальные условия продажи товаров и услуг.
Основная деятельность ООО «Общепит Алтайского района» в течение всего анализируемого периода - прибыльная. В 2016 году прибыль от реализации продукции составила 539 тыс. руб., что на 119 тыс. руб., или 28,33 % выше показателя 2014 г. и на 80 тыс. руб., или на 17,43 % выше показателя 2015 г.
Сальдо операционных доходов и расходов предприятия (результат реализации основных средств и прочего имущества) в течение всего анализируемого периода - отрицательное. В 2014 году этот показатель составил 25 тыс. руб. (65-40), в 2015 году - 15 тыс. руб. (58-43), в 2016 году - 10 тыс. руб. (61-41).
Величина балансовой прибыли, полученной в 2016 году выше показателя 2014 года на 125 тыс. руб., или 27,78 % и на 55 тыс. руб., или на 10,58 % выше показателя 2013 г.
На основании проведенного анализа были разработаны рекомендации по привлечению клиентов. В работе подробно рассмотрен процесс расширения кафе. Форма создаваемого заведения: кафе несетевого формата на 40-50 посадочных места. Сегмент создаваемого кафе демократичный, ориентированный на клиентов со средним уровнем дохода.
Предлагается организация наиболее распространенной европейской кухни без гастрономических изысков с дополнительным японским либо азиатским акцентом. Также предлагается проведение свадеб, банкетов, корпоративных и детских праздников. Посетителям будут предложены услуги такси, для этого заключается договор с такси на сумму 500 рублей.
Реализация данного проекта позволит закрепиться на рынке известных видов услуг: услуги общепита. Также данный проект позволит создать новые рабочие места в районе реализации проекта. Удовлетворит спрос на услуги кафе в районе реализации проекта. Кафе в первый год работы получает прибыль только с четвертого месяца, а срок окупаемости проекта 7 месяцев, прибыль кафе за первый год составит 49,5 тыс. руб. Начиная со второго года работы кафе, прибыль значительно увеличится и составит 1161,2 тыс. руб.
Управление маркетинговой функцией осуществляется на основе совокупности его информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь предприятия с рынком.
Выручка или доходы от продаж есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж является базовым показателем бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (объектами которого являются сам товар, рынок, т. е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого определяется, сколько товаров может продать производитель.
В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка очень большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям. Результаты этих исследований в дальнейшем являются основой для формирования сметы продаж, а исходя из этого и планируемых уровней выручки и прибыли от реализации продукции. Маркетинговые исследования помогают предприятию определить возможность массового производства товаров или услуг; установить иерархию характеристик товаров или услуг, способных обеспечить их успех на рынке; провести анализ типологий и мотиваций имеющейся потенциальной клиентуры; определить цены и оптимальные условия продажи товаров и услуг.
Основная деятельность ООО «Общепит Алтайского района» в течение всего анализируемого периода - прибыльная. В 2016 году прибыль от реализации продукции составила 539 тыс. руб., что на 119 тыс. руб., или 28,33 % выше показателя 2014 г. и на 80 тыс. руб., или на 17,43 % выше показателя 2015 г.
Сальдо операционных доходов и расходов предприятия (результат реализации основных средств и прочего имущества) в течение всего анализируемого периода - отрицательное. В 2014 году этот показатель составил 25 тыс. руб. (65-40), в 2015 году - 15 тыс. руб. (58-43), в 2016 году - 10 тыс. руб. (61-41).
Величина балансовой прибыли, полученной в 2016 году выше показателя 2014 года на 125 тыс. руб., или 27,78 % и на 55 тыс. руб., или на 10,58 % выше показателя 2013 г.
На основании проведенного анализа были разработаны рекомендации по привлечению клиентов. В работе подробно рассмотрен процесс расширения кафе. Форма создаваемого заведения: кафе несетевого формата на 40-50 посадочных места. Сегмент создаваемого кафе демократичный, ориентированный на клиентов со средним уровнем дохода.
Предлагается организация наиболее распространенной европейской кухни без гастрономических изысков с дополнительным японским либо азиатским акцентом. Также предлагается проведение свадеб, банкетов, корпоративных и детских праздников. Посетителям будут предложены услуги такси, для этого заключается договор с такси на сумму 500 рублей.
Реализация данного проекта позволит закрепиться на рынке известных видов услуг: услуги общепита. Также данный проект позволит создать новые рабочие места в районе реализации проекта. Удовлетворит спрос на услуги кафе в районе реализации проекта. Кафе в первый год работы получает прибыль только с четвертого месяца, а срок окупаемости проекта 7 месяцев, прибыль кафе за первый год составит 49,5 тыс. руб. Начиная со второго года работы кафе, прибыль значительно увеличится и составит 1161,2 тыс. руб.



