РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПОНЯТИЕ УДАРЕНИЯ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1. Определение понятия «ударение». Виды словесного ударения 8
1.2. Основные черты русского ударения 10
1.3. История изучения русского ударения 11
1.4. Московская фонологическая школа и ее вклад
в изучение акцентологии 13
1.5. Некоторые тенденции развития современного русского языка 14
1.6. Основные трудности и причины ошибок в постановке ударения 16
2. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ГЛАГОЛАХ
V ПРОДУКТИВНОГО КЛАССА 18
2.1. Сопоставление акцентологических норм XIX—XXI века
в глаголах V продуктивного класса 18
2.2. Результаты анкетирования 20
3. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ГЛАГОЛАХ
III ПРОДУКТИВНОГО КЛАССА 32
3.1. Анализ словоформ глаголов III продуктивного класса 32
3.2. Результаты анкетирования 33
4. АНАЛИЗ НОВЫХ ГЛАГОЛОВ V И III ПРОДУКТИВНЫХ КЛАССОВ:
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Русское ударение — это чрезвычайно сложная система, по сложности которой уступает даже морфология. Однако ударение менее изучено и менее известно; в школах освоению этой темы времени практически не отводится. В учебной программе для школьников существуют разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», и предполагается, что языку присуще ударение, но как самостоятельный раздел языкознания его не выделяют. Несмотря на это, в Единый государственный экзамен включены задания, связанные с правильным произношением слов, которые у современных носителей языка вызывают затруднение. Этим решением Министерство образования подчеркнуло значимость такой области, как акцентология, и утвердило существующую проблему постановки ударения, что подтверждает наличие определенных тенденций в современном русском языке.
Ударение — это важная составляющая фонетики русского языка, которой, как и другим языковым подсистемам, свойственно эволюционировать. Именно этим объясняется актуальность данного исследования.
Объектом исследования выступают акцентологические нормы современного русского языка. Предмет изучения — тенденции изменения акцентологических норм в глаголах V и III продуктивных классов.
Цель исследования — выявить общие тенденции изменения
акцентологических норм в глаголах V и III продуктивных классов.
Данная цель реализуется в решении следующих задач:
1) изучить литературу по рассматриваемой проблеме;
2) выполнить сопоставление существующих норм ударений в глаголах пятого и третьего классов в XIX — XXI вв.;
3) выявить общие тенденции изменения норм ударения в личных формах глаголов на -ИТЬ и -ОВАТЬ.
Методы и приемы исследования. В работе используются описательный метод, метод анкетирования, приём сравнения, а также элементы статистической обработки данных.
Материалом для исследования послужили следующие словари русского литературного языка: Словарь языка Пушкина, Орфографический словарь русского языка, Большой орфографический словарь русского языка. Также при написании работы использовался Словарь языка Интернета. ru (под ред. проф. М. А. Кронгауза).
Ударение — это важная составляющая фонетики русского языка, которой, как и другим языковым подсистемам, свойственно эволюционировать. Благодаря переходу старой системы ударения к новой, изучение акцентологического аспекта всегда будет актуальным. Важность акцентологии еще не в полной мере осознана обществом, однако, поскольку в кодификатор Единого государственного экзамена были включены задания, напрямую связанные с правильным произношением слов, можно предположить, что эта степень осознания возрастет у людей, сдававших ЕГЭ по русскому языку. Однако результаты проведенного нами анкетирования не выявили ни положительного, ни отрицательного влияния этой формы проверки знаний правил русского языка на уровень грамотности населения в области акцентологических норм. .
Результаты первого исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, доказывают, что существующая
акцентологическая тенденция распространяется на переходные глаголы V продуктивного класса. Глаголы этой категории склонны менять ударение с окончания на корень. Тенденция, хотя и в неравной степени, распространяется на все глаголы: одни из них уже завершили путь преобразования (варить, дружить, похоронить), другие в данный момент движутся к новой акцентологической норме (включить, сверлить, кружить), а третьи только собираются присоединиться к этой тенденции (воротить, вручить).
Но если мы говорим, что некоторые глаголы данного типа только начали проявлять свою склонность к перемене ударения, то можно предположить, что в скором времени и непереходные глаголы подвергнутся этому движению. Тогда, возможно, удастся открыть нечто новое в данном вопросе.
Результаты исследования акцентологической тенденции в глаголах III продуктивного класса, показали, что ударение таких глаголах, имеющих в своем составе интерфикс -ир-, постепенно перемещается на него. Процесс данного преобразования в разных словах имеет разную степень: так, слово «стажироваться» находится на начальной ступени перемещения, в то время как «гофрировать» почти завершил путь преобразования.
Таким образом, исследование показало, что сила современной акцентологической тенденции достаточно велика и что бороться с ней малоэффективно, в связи с чем акцентологическая норма будет продолжать меняться.
Анализ результатов, полученных в задании, в котором респондентам предлагалось расставить ударения в новых словах, показал, что глаголы на -ить будут нести ударение на корне. Благодаря этому глагол, образованный от существительного, будет лучше узнаваться собеседниками. Однако недавно появившиеся глаголы на -овать будут вести себя так же, как и остальные глаголы этого класса.