РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Категория времени в литературоведении 10
1.2. Категория пространства в литературоведении 15
1.3. Понятие «хронотоп» 18
2. СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ТРИЛОГИИ П. МАРУШКИНА «КАЮКЕР И УХАЙДАКЕР» 22
2.1. Особенности художественного мира произведений П. Марушкина22
2.2. Виды и маркеры художественного пространства,
представленные в трилогии «Каюкер и Ухайдакер» 23
2.3. Типы и маркеры художественного времени, представленные в
трилогии «Каюкер и Ухайдакер» 37
2.4. Взаимосвязь пространственных и временных координат в романах
П. Марушкина 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Художественная литература отражает вторичную семиотически освоенную реальность, в произведении всегда отражено время и пространство, благодаря чему выстраивается система пространственно-временных координат. Художественный мир является образом мира реального, он условен и отражает события, явления и деятельность человека в пространственно-временной ориентированности.
Мы исследуем пространственно-временную организацию романов Павла Марушкина «Дети непогоды», «Музыка джунглей», «Старая контра», входящих в цикл «Каюкер и Ухайдакер».
Актуальность работы обусловлена особым интересом современных писателей к жанру фэнтези, и, следовательно, повышающимся вниманием литературоведов к произведениям данного жанра.
Научная новизна исследования заключается в отсутствии специальных исследований, посвященных изучению романов трилогии, анализу специфики их пространственно-временной организации.
Объектом изучения является пространственно-временная организация романов Павла Марушкина «Дети непогоды», «Музыка джунглей», «Старая контра». Предметом - характеристика пространственно-временной картины в романах трилогии.
Цель работы - проанализировать особенности пространственновременной картины романов П. Марушкина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Е Изучить понятия времени, пространства, хронотопа как литературоведческих категорий;
2. Выявить особенности пространственной картины романов П. Марушкина;
3. Изучить особенности изображения времени в произведениях писателя;
4. Проанализировать специфику изменения пространственно-временной картины в трилогии П. Марушкина.
Для достижения поставленных задач в данной работе применен описательный, аналитический, сравнительный методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работа может представлять интерес для студентов-филологов, а также для преподавателей, разрабатывающих курсы изучения современной русской литературы.
Основные положения работы нашли отражение в докладе на научной конференции студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация» (2018 г.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе мы изучаем понятия времени, пространства, хронотопа как литературоведческих категорий. Во второй главе представлен анализ произведений «Дети непогоды», «Музыка Джунглей», «Старая контра». В заключении сформулированы основные выводы.
Романы Павла Марушкина «Дети непогоды», «Музыка джунглей» и «Старая контра» изображают собственную вселенную, самобытность которой отражается с помощью специфической пространственно-временной организации.
Пространственная картина романов П. Марушкина характеризуется следующими особенностями:
1) пространство произведения реализуется на нескольких уровнях: реальном и ментальном;
2) пространство дискретно, состоит из многих частей (локусов), связанных между собой;
3) пространственная картина динамична, окружение меняется не только географически - в зависимости от сюжета изменения происходят в рамках одной и той же локации;
4) для отражения реальности автор использует различные типы пространств: реальное пространство соседствует рядом с книжным и онейрическим пространством.
Специфика изображения времени в произведениях писателя реализуется в:
1) отсутствии конкретного исторического времени;
2) дискретности сюжета, его раздробленности на временные отрезки;
3) разнообразии приемов описания времени;
4) отражении различных типов художественного времени;
5) использовании классических типов хронотопа;
6) динамичности;
7) использовании ретроспективы.
Пространственно-временная картина произведения отличается динамичностью. Она наполнена событиями, разнородна, подстраивается под сюжет. Пространственный охват в произведении огромный, временной промежуток - меньше года.Пространственно-временная картина является общей для трилогии, однако изменяется в рамках каждого романа в отдельности - в романе «Дети непогоды» мир обширен, но фрагментирован; в книге «Музыка джунглей» происходит расширение границ и объединение локусов, важной частью пространства становится дорога; в произведении «Старая контра» происходит разделение пространства на два противопоставленных хронотопа, на события, происходящие одновременно, пространство романа сужается до конкретных точек.
1. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., 1975. - С. 234-407.
2. Белявский, В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический / В. А. Беляевский. -М. : Мысль, 1971. - 319 с.
3. Болотнова, И. С. Филологический анализ текста : учебное пособие / И. С. Болотнова. - 5-е изд. - М. : Флинта, 2016. - 520 с.
4. Время, А. Ц. Литературная энциклопедия / А. Ц. Время. - М., 19291939. Т. 2. -М. : Изд-во Ком. Акад., 1929. - С. 321-324.
5. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Изд. 4-е, стереотипное / И. Р. Гальперин. - М. : КомКнига, 2006. - 144 с.
6. Гончаров, И. А. Обрыв / И. А. Гончаров. - «Public Domain». [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.litres.ru/ivan- goncharov/obryv/ (дата обращения: 12.12.2017).
7. Давыдова, Т. Т. Методическое руководство по изучению дисциплины «Теория литературы» для специальности «Издательское дело и редактирование» : электронное издание подготовлено коллективом Центра дистанционного образования МГУП на основе методических материалов, предоставленных автором. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://hi- edu.ru/e-books/xbook384/01/part-001.htm (дата обращения: 18. 03. 2018).
8. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие / А. Б. Есин. - 3-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2000. - 248 с.
9. Жеребило, Т. В. Термины и понятия: методы исследования и анализа текста : словарь-справочник / Т. В. Жеребило. - Назрань : ООО Пилигрим, 2011. - 108 с.
10. Жиличева, Г. А. Тема времени и время повествования в русском романе 1920-1950-х гг. / Г. А. Жиличева. // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2014. - № 3 (29). - С. 99-108.
11. Золотова, Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. - М., 1998. - С. 23.
12. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. Институт научи, информации по общественным наукам РАН. - М. : НПК Интелвак, 2001. - 1600 с.
13. Лихачев, Д. С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства / Д. С. Лихачев // Поэтика древнерусской литературы. - 3-е изд. - М. : Наука, 1979. - 360 с.
14. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова : Пушкин, Лермонтов, Гоголь : кн. для учителя / Ю. М. Лотман. - М. : Просвещение, 1988. - 352 с.
15. Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 1. / Ю. М. Лотман. - Таллинн, 1992-1993. - С. 447, 451.
..43