РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОПРОСА 10
1.1. Безличные предложения: общая характеристика, классификации 10
1.2. Инфинитивные предложения: определение, история изучения,
классификации 18
1.3. Безличные и инфинитивные предложения как средство
выразительности 22
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БЕЗЛИЧНЫХ И ИНФИНИТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА....Ошибка!
Закладка не определена.
2.1. Особенности употребления безличных предложений в лирике
женщин-поэтов 34
2.2. Особенности употребления инфинитивных предложений в лирике
женщин-поэтов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Изучение типов простого предложения - одна из важнейших сторон работы языковедов в области синтаксиса русского языка.
Говоря об отдельных структурных типах с точки зрения широты проблематики, безличные предложения следует поставить на одно из первых мест. Многочисленность проблем, возникающих при изучении безличных конструкций, связана, главным образом, с тем, что этот особый тип односоставных предложений не представляет собою единства ни по структуре, ни по функциональному назначению отдельных членов. Вместе с тем бесспорно наличие общих языковых признаков, которые еще сто лет назад заставили А. X. Востокова объединить ряд разновидностей предложений под общим названием «безличные предложения», изучение их семантической структуры стало особенно актуальным в последние два десятилетия. Безличные предложения всегда были в поле зрения современных русистов. Однако изучение семантики этих предложений не выходило за рамки отделения их общеграмматического значения.
Рассматриваемые языковые конструкции не только не проявляют признаков утраты продуктивности, но, напротив, продолжают развиваться, захватывая всё новые и новые области и постепенно вытесняя личные предложения. Это вполне согласуется с общим направлением эволюции русского синтаксиса, отражающего рост и всё более широкое распространение всех типов безличных предложений. Безличные и инфинитивные предложения являются средствами художественной выразительности. Некоторым писателям свойственно больше использовать инфинитивные предложения, другим - безличным и др. Нам представляется интересным проанализировать особенности употребления безличных предложений в лирике А. Ахматовой, 3. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Инбер так как названные единицы являются одним из способов выражения мироощущения поэтесс, их представлений о важнейших жизненных категориях, их способом придать особую экспрессию тексту.
Объект исследования - безличные и инфинитивные предложения в лирике женщин-поэтов Серебряного века.
Предмет исследования - семантические и грамматические особенности безличных и инфинитивных предложений в женском поэтическом творчестве (Серебряный век).
Цель - в соответствии с современными научными принципами выявить специфику функционирования безличных и инфинитивных предложений в женской поэзии Серебряного века
Задачи работы:
1) познакомиться с историей разработки теории безличных и инфинитивных предложений, определить их место среди других типов односоставных предложений;
2) описать семантические разряды безличных и инфинитивных предложений и способы выражения главных членов этих предложений;
3) рассмотреть безличные и инфинитивные предложения как средство выразительности;
4) исследовать семантический аспект функционирования безличных и инфинитивных предложений в стихотворениях А. Ахматовой, М. Цветаевой,
3. Гиппиус, В. Инбер;
5) исследовать грамматический аспект функционирования безличных и инфинитивных предложений в стихах А. Ахматовой, 3. Гиппиус, М. Цветаевой, В. Инбер.
Новизна дипломной работы заключается в языковом материале, на примере которого были описаны особенности функционирования безличных и инфинитивных предложений. Материалом для исследования послужили стихи А. Ахматовой, В. Инбер, М. Цветаевой, 3. Гиппиус.
В качестве основного метода исследования используется структурносемантический. Смысловые элементы описываются нами с помощью дифференцированных семантических признаков. При характеристике языковых единиц применялся описательный метод с использованием приемов наблюдения, обобщения и классификации языковых фактов, а также метод семантико-стилистического анализа.
Материалом для наблюдения и анализа послужили поэтические тексты А. Ахматовой, М. Цветаевой, 3. Гиппиус, В. Инбер.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при решении вопросов, связанных с анализом идиостиля поэта.
Работа была апробирована в рамках XIV Международной научнопрактической конференции молодых ученых «ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. КОММУНИКАЦИЯ». Результаты исследования представлены в статье по итогам конференции.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена обзору уже имеющихся исследований безличных и инфинитивных предложений. Во второй главе представлен анализ семантического и грамматического аспектов функционирования безличных и инфинитивных предложений в лирике женщин-поэтов Серебряного века.
В работе представлен анализ безличных и инфинитивных предложений как одного из средств выразительности поэтической речи. Описаны особенности использования данных синтаксических конструкций в стихах
А. Ахматовой, 3. Гиппиус, М. Цветаевой и В. Инбер.
В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения, его грамматической природе, решался по-разному. В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения не вызывает сомнения.
Безличные и инфинитивные предложения в поэтических текстах А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Инбер, 3. Гиппиус были исследованы с точки зрения их структуры и семантики.
Нами отмечено употребление в творчестве женщин-поэтов следующих типов безличных предложений в зависимости от способов выражения главного члена: предикативно-безличные (наречные) безличные предложения, глагольные безличные предложения, и безлично-генитивные предложения с отрицательным словом нет, нету. По способу выражения грамматической основы наиболее частотны в творчестве всех женщин-поэтов наречные безличные предложения.
Анализируя семантику безличных предложений в лирике женщин- поэтов, мы отметили наиболее продуктивные группы: психическое состояние человека, модально-волевые оттенки действий и состояние природы и окружающей героя среды.
В поэтических текстах А. Ахматовой количество безличных предложений, обозначающих психическое состояние живого существа и модальное значение долженствования или необходимости действий человека примерно равное количество. У М. Цветаевой и 3. Гиппиус наиболее продуктивна группа глагольных предложений, обозначающих психическое состояние человека. В стихотворениях В. Инбер наиболее представлена группа, обозначающая модальные значения.
Семантическая особенность инфинитивного предложения (которое также является объектом исследования) в том, что такие конструкции выражают независимое потенциальное действие, которое не соотносится с субъектом и может быть представлено как желательное, возможное, неизбежное, необходимое, целесообразное и т. д.
Наиболее продуктивны семантические группы инфинитивных предложений со значением долженствование, необходимости, неизбежности действий и побуждения к действию, повеления, приказания. У М. Цветаевой обе группы представлены примерно одинаковым количеством синтаксических структур. У А. Ахматовой, 3. Гиппиус и В. Инбер заметно преимущество семантической группы долженствования, необходимости и неизбежности действия, которая схожа с безличными предложениями с разными степенями модальности.
Сказуемое в инфинитивном предложении может быть выражено независимым инфинитивом или аналитическим сочетанием инфинитива с именем. Наиболее частотны и продуктивны предложения, где главный член предложения представлен самостоятельным инфинитивом.
Безличные и инфинитивные предложения - одно из средств выразительности в лирике женщин-поэтов. Наравне с другими синтаксическими средствами они служат поэту для выражения главной идеи поэтических текстов, описания переживаний героев. При этом безличные и инфинитивные предложения характеризуют действие как самодовлеющее, не привязанное к конкретному месту. Использование безличных конструкций помогает автору «самоустраниться», наблюдать за событиями как бы со стороны, что придает более объективный характер повествованию. Этот прием также позволяет поэтам через описания переживаний лирических героев выражать свои эмоции, говорить о психических и ментальных актах как о независимых от воли людей и ими не контролируемых.
1. Ахматова, А. А. Лирика [Текст] / А. А. Ахматова. - М. : Э, 2015. - 704 с.
2. Бабайцева, В. В. Односоставные предложения в современном русском языке [Текст] / В. В. Бабайцева. - М. : Просвещение, 1968. - 436 с.
3. Белошапкова, В. А. Современный русский язык [Текст] /
В. А. Белошапкова, Л. Ю. Максимов. -М. : Просвещение, 1977. - 248 с.
4. Богородицкий, В. А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] / В. А. Богородицкий. - М. : Высшая школа, 1977. - 243 с.
5. Валгина, Н. С. Современный русский язык : учебник [Текст] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - М. : Логос, 2002. - 528 с.
6. Виноградов, В. В. Основные вопросы синтаксиса предложения. Вопросы грамматического строя [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Просвещение, 1955. - 560 с.
7. Воинова, Е. И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений [Текст] / Е. И. Воинова // Русский язык в школе. - 1958. - № 2.
8. Вопросы синтаксиса современного русского языка [Текст] / под ред. ак. В. В. Виноградова. - М. : Учпедгиз, 1950. - 410 с.
9. Воробьева, Н. В. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Н. В. Воробьева. - Пермь, 2006. - 257 с.
10. Габышева, М. М. Функционирование односоставных предложений в художественном тексте [Текст] / М. М. Габышева, С. Неустроева // Слово в романе: проблемы междисциплинарного исследования : сборник ст. Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - С. 241-247.
11. Галкина-Федорук, Е. М. Безличные предложения в современном русском языке [Текст] / Е. М. Галкина-Федорук. - М. : Просвещение, 1950. - 150 с.
12. Галкина-Федорук, Е. М. Безличные предложения в современном русском языке [Текст] / Е. М. Галкина-Федорук. - М. : Просвещение, 1958. - 240 с.
13. Гвоздев, А. Н. Очерки по стилистике русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. -М. : Просвещение, 1965. -407 с.
14. Гиппиус 3. Стихи [Электронный ресурс] / 3. Гиппиус. - Режим доступа : http://gippius.com/lib/poetry/, дата обращения: 01.12.2017.
15. Гордович, К. Д. История отечественной литературы XX века : учебно-методическое пособие для вузов [Текст] / К. Д. Гордович. - СПб. : Петербургский институт печати, 2005. - 352 с.
..50