РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ПОЭТИКИ ПРОЗАИЧЕСКИХ
МИКРОЦИКЛОВ 8
2. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ И ОСНОВНЫЕ ЦИКЛООБРАЗУЮЩИЕ
ФАКТОРЫ МИКРОЦИКЛОВ М. ВЕЛЛЕРА 22
2 Л. Особенности заголовочно-финального комплекса микроциклов
М. Веллера 22
2.2. Образ автора и повествователя микроциклов М. Веллера 34
2.3. Композиционные модели двухкомпонентных микроциклов
М. Веллера 37
2.4. Трансформации жанров в двухкомпонентных М. Веллера 41
2.5. Однородность тем в циклических единствах М. Веллера 44
2.6. Пространственно-временная организация микроциклов М. Веллера 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
М. Веллер сейчас является одним из самых публикующихся писателей, и одним из самых известных писателей, которому свойственно циклическое мышление. Произведения М. Веллера - совершенно уникальные и самобытные авторские творения, содержащие в себе целый ряд различных литературных и языковых особенностей, выделяющих их среди множества других произведений.
Книги М. Веллера часто затрагивают различные политические и социальные темы, он нередко выступает как критик произведений многих современных, а порой и классических авторов. При этом сам автор остается по большей части в стороне от глубоких, персонифицированных исследований своего литературного творчества, возможно, потому что сам в своих произведениях часто выступает как критик не только литературных произведений, но даже целой эпохи или идеологии. Множество вопросов вызывает поэтика М. Веллера, особенности построения его произведений.
В качестве репрезентативных образцов исследования мы выбрали два микроцикла М. Веллера - «Не Ножик Не Сережи Не Довлатова» и «Служили два товарища. Ага!».
Объект исследования - поэтика двухкомпонентных микроциклов М. Веллера «Не Ножик Не Сережи Не Довлатова» и «Служили два товарища. Ага!».
Предметом исследования стали особенности поэтики и циклообразующие факторы двухкомпонентных художественных единств М. Веллера «Не Ножик Не Сережи Не Довлатова» и «Служили два товарища. Ага!».
Решая научную проблему исследования основных принципов создания двухкомпонентных художественных единств в рамках произведений М. Веллера, мы соотносим ее акутальность с недостаточной исследованностью особенностей поэтики и циклообразования микроциклов «Не Ножик Не Сережи Не Довлатова» и «Служили два товарища. Ага!».
Цель нашей работы состоит в том, чтобы исследовать прозаические циклы М. Веллера, выявить различные, неисследованные ранее, особенности
поэтики и циклопостроения.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить
следующие задачи:
1. Обобщить имеющиеся представления о поэтике прозаического цикла.
2. Проанализировать специфику произведений М. Веллера и их общие черты.
3. Проанализировать особенности поэтики микроциклов
М. Веллера.
Методологическую основу исследования составляют работы по вопросам теории циклизации в отечественном литературоведении Л. В. Чернец, В. Е. Хализева, А. Я. Эсалнека, Н. А. Веселовой, В. В. Виноградова, М. Л. Гаспарова, О. Г. Егоровой, В. И. Тюпы,
М. Н. Дарвина, Л. Е. Ляпиной, А. Д. Негреевой, Л. Н. Толстого, Б. В. Томашевского, И. В. Фоменко, Ю. П. Агеевой, А. И. Белецкого, С. Н. Бройтмана.
Научная новизна обусловлена тем, что в работе впервые предпринимается попытка анализа особенностей поэтики прозаических циклов М. Веллера «Не Ножик Не Сережи Не Довлатова» и «Служили два товарища. Ага!».
Теоретическая значимость дипломной работы определяется дополнением уже имеющихся научных представлений о поэтике и способах циклообразования микроциклов М. Веллера.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке других работ по циклизации М. Веллера, в научных работах, посвященных проблемам циклов и персонифицированного авторского художественного мышления.
Проблемы особенностей поэтики в произведениях Михаила Веллера «Не Ножик Не Сережи Не Довлатова» и «Служили два товарища. Ага!», рассмотренные в работе, являются важными как для понимания собственной, художественной манеры писателя, авторской позиции по многим вопросам, так и для выяснения специфических особенностей циклообразования как особого явления современной массовой литературы.
М. Веллер применяет к своим микроциклам общую авторскую концепцию, которая позволяет выделить общий уровень циклического творчества автора.
Мы пришли к выводу, что для создания эффекта художественного единства внутри микроцикла М. Веллер активно использует приемы конструирования заголовочно-финального комплекса. Название произведений может нести несколько функций: определять жанровую принадлежность, давать определенную установку чтения читателю, представлять авторскую позицию отдельно от всего произведения, дополнять компоненты микроциклов или, наоборот, противоречить им, создавая эффект авторской игры с читателем.
Мы также выявили особенности авторского образа на примере представленных в нашей работе микроциклов. Авторский образ в микроциклах М. Веллера является одним из центральных циклообразующих факторов независимо от способа представления авторского «я» в тексте. Этот эффект достигается рядом поэтических особенностей, схожестью речи, сохраняющегося отношения автора. Благодаря этому, несмотря на отсутствие в некоторых микроциклах прямого авторского «я», читатель всегда ощущает присутствие автора, его постоянный диалог с читателем.
Особенности композиционного построения микроцикла прослеживаются сразу на нескольких уровнях - заголовочно-финальном, который является основным темообразующим фактором, в образе автора- рассказчика, становящегося единственным объектом-транслятором авторского мнения, на временном, а также на уровне однородности темы в циклических единствах. Все это создает единую, нерушимую систему микроциклов М. Веллера. Это гарантирует прочтение компонентов микроцикла как единого смыслового поля и авторского посыла, но с разных сторон читательского восприятия.
Мы приходим к выводу, что произведения М. Веллера, часто различные внутри микроцикла по жанрам, в любом случае сохраняют свой смысловой план и организацию согласно основным циклообразующим
1. Агеева, Ю. П. Поэтика прозаических микроциклов в русской малой прозе 20-х годов XX века : дис. ... канд. филол. наук / Ю. П. Агеева. - Екатеринбург, 2014. - 257 с.
2. Белецкий, А. И. Избранные труды по теории литературы / А. И. Белецкий. - М. : Просвещение, 1964. - 483 с.
3. Бройтман, С. Н. Историческая поэтика : учеб пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. Н. Бройтман. - М. : Академия, 2014.-468 с.
4. Чернец, Л. В. Введение в литературоведение : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев,
A. Я. Эсалнек. - М. : Академия, 2011. - 720 с.
5. Веллер, М. Слово и профессия / М. Веллер. - М. : ACT, 2008 - 544 с.
6. Веселова, Н. А. Заглавие литературно-художественного текста : онтология и поэтика : дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Веселова. - Тверь, 1998. - 120 с.
7. Виноградов, В. В. Проблемы авторства и теория стилей /
B. В. Виноградов. -М. : Гослитиздат, 1961. - 616 с.
8. Гаспаров, М. Л. Поэтика «Серебряного века» / М. Л. Гаспаров // Русская поэзия «Серебряного века» : антология. -М. : Наука, 1998. - С. 5-44.
9. Дарвин, М. Н. Литературное произведение : проблемы теории и анализа / В. И. Тюпа, Л. Ю. Фуксой, М. Н. Дарвин. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. - 168 с.
10. Егорова, О. Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века : дис. ... д-ра филол. наук / О. Г. Егорова. - Волгоград, 2004. - 344 с.
11. Ляпина, Л. Е. Проблема целостности лирического цикла / Л. Е. Ляпина // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. - Донецк : Донбасс, 1977. - С. 164-166.
12. Негреева, А. Д. К проблеме сюжета в лирике И. Бродского / А. Д. Негреева // Актуальные проблемы филологии : материалы междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2012. - С. 33-36.
13. Толстой Л. Н. Что такое искусство? / Л. Н. Толстой // Собрание сочинений : в 22 т. - М. : Художественная литература, 1983. - Т. 15. - С. 41221.
14. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 334 с.
15. Фоменко, И. В. Поэтика лирического цикла : дис. ... д-ра филол. наук / И. В. Фоменко. - М., 1990. - 234 с.