Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА ДВУЧАСТНЫХ РАССКАЗОВ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Работа №198035

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4560 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ЦИКЛИЗАЦИЯ КАК ПРИЕМ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЕДИНСТВА 8
2. ПРИНЦИП ДВУЧАСТНОЙ КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗОВ
А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА 30
3. ПОЭТИКА ДВУЧАСТНЫХ РАССКАЗОВ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА
ЗЛ. «Абрикосовое варенье» 34
3.2. «Эго» 39
3.3. «На краях» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56

Репрезентативными образцами нашего исследования послужили двучастные рассказы Александра Исаевича Солженицына «На краях», «Эго» и «Абрикосовое варенье». В своих рассказах, как и в прежних своих произведениях, Солженицын вновь разоблачает пороки коммунистического режима и показывает, какой страшной силой, способной загубить человека, обладала так называемая власть трудящихся.
Двучастное построение произведений - это попытка автора рассмотреть жизнь в ее сложности, в столкновении субъективного и объективного, двух эпох, двух поколений. Как считает исследователь Спиваковский, в реальной жизни писатель «стремится увидеть то, чего не замечают другие» [21, с. 117].
Герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, также как и в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа. Рассказы «На краях», «Эго», «Абрикосовое варенье» объединены внутренним напряженным сюжетом: судьба человека во время революции; перелом старых принципов и убеждений, неимоверная тяжесть для человеческой души этого сокрушения. Солженицын обращается к теме вины, предательства и ответственности человека за совершенные им поступки.
Научная новизна работы заключается в целостном анализе двучастных рассказов Солженицына «На краях», «Эго», «Абрикосовое варенье». При этом раскрывается идейно-эстетическая концепция, дающая ключ к пониманию основных проблем данных произведений.
Цель исследования - изучение поэтики двучастных рассказов
А. И. Солженицына (на примере рассказов «На краях», «Эго», «Абрикосовое варенье») и определение особенностей их текстопостроения.
Данная цель реализуется за счёт решения следующих задач:
1. Рассмотреть основные точки зрения на прозаический цикл и микроцикл в отечественном и зарубежном литературоведении.
2. На основе имеющегося теоретического материала создать общую картину теоретического изучения понятия микроцикл.
3. Изучить особенности внутренней структуры и принципов текстопостроения двучастных рассказов.
4. Проанализировать двучастные рассказы А. И. Солженицына как художественное целое.
Методологической основой послужили труды И. В. Фоменко,
М. Н. Дарвина, Л. Е. Ляпиной, Е. Ю. Афониной, посвященные проблеме прозаического цикла; работы М. М. Бахтина, Л. В. Чернец, посвященные вопросам жанра.
В качестве методов и приёмов исследования в работе использовались: описательный метод, сравнительный метод, метод композиционного анализа, метод стилистического анализа текста, а также элементы структурного подхода.
Работа может представлять интерес для студентов филологических специальностей, а также для дальнейшей разработки вопросов, связанных с изучением поэтики произведений А. И. Солженицына.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассказы А. И. Солженицына - уникальное явление в русской и мировой литературе. В малых произведениях его поразительное чувство слова и языка выражены не менее ярко, чем в крупных эпических произведениях.
Солженицын в своих рассказах стремится максимально добиться того, чтобы читатель воспринимал изображаемое не как сторонний наблюдатель, а как бы со стороны сознания героя. Читатель становится свидетелем расширения авторского кругозора, в котором обретают смысл реплики героев и события.
Первая глава нашего исследования посвящена анализу существующих теоретических работ об авторском прозаическом цикле и микроцикле. Это позволило определить ход анализа двухкомпонентных микроциклических единств.
Во второй главе проанализированы особенности повествовательной манеры и идейно-художественного своеобразия рассматриваемых рассказов. Также раскрываются основные элементы поэтики. При анализе характера главных героев особое внимание уделяется умению писателя создать убедительный психологический портрет, в котором важны моменты речевой характеристики, мотивы поведения, напряженность духовных поисков персонажа.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
1. В двучастном рассказе «Абрикосовое варенье» автор делит мир на два противоположных лагеря: власть и человек. Контраст, противопоставляющий эти доминантные понятия, становится тем пунктом, который объединяет части произведения и языковые единицы в единое целое. Прием контраста дает возможность усложнить сюжет и способствует реализации творческого кредо писателя - «выражать правду жизни во всей ее полноте», что составляет основу всего творчества Солженицына.
2. Важнейший композиционный принцип рассказов - противоположность двух частей, что дает возможность сопоставления двух человеческих судеб и характеров, проявивших себя по-разному в общем контексте исторических обстоятельств. Их герои - люди, казалось бы, канувшие в безднах русской истории, и оставившие в ней яркий след, такие, например, как маршал Г. К. Жуков (Рассказ «На краях») - рассматриваются писателем с сугубо личной стороны. Каждая глава двучастного рассказа представляет собой законченное сюжетно композиционное единство и может восприниматься вне зависимости от целого рассказа. Параллельно изображенные жизни героев не только дополняют друг друга - в их взаимодействии вырисовывается образ новой эпохи.
3. Проблематику рассказов формирует конфликт между историей и отдельным человеком. Пути разрешения этого конфликта всегда приводят к одному результату: человек, утративший веру и дезориентированный в историческом пространстве, человек, не умеющий жертвовать собой и идущий на компромисс оказывается раздавлен страшной эпохой, в которую ему выпало жить. Рассказы «На краях», «Эго» обращены к судьбам субъективно честных людей, сломленных страшными историческими обстоятельствами советского времени. Но возможен и иной вариант компромисса с действительностью - полное и радостное подчинение ей и естественное забвение любых мук совести. Об этом рассказ «Абрикосовое варенье». Первая часть этого рассказа - страшное письмо, адресованное живому классику советской литературы. Его пишет полуграмотный человек, который вполне отчетливо осознает безвыходность советских жизненных тисков, из которых он, сын раскулаченных родителей, уже не выберется, сгинув в трудлагерях. Двучастная композиция дает возможность сопоставить судьбы, сложившиеся совершенно по-разному и выявить общую трагическую логику.
4. Рассказы «На краях», «Эго», «Абрикосовое варенье» объединены внутренней напряженной схемой: судьба человека во время революции; ломка старых принципов и убеждений, неимоверная тяжесть для человеческой души этого сокрушения.
5. Рассказы «На краях» и «Эго» посвящены взаимодействию личности и истории. Но в рассказе «Эго» больше внимания уделяется религиозно-нравственной проблематике, а в рассказе «На краях» подробнее выписаны психологические детали портрета главного героя Георгия Жукова. В то же время его образ показан на широчайшем историческом фоне. В рассказе использовано большое количество исторических реалий, у всех персонажей есть свои конкретные прототипы. В этом проявляется характерный для творчества Александра Солженицына документализм, особое доверие к реальности и понимание места человека в истории.
6. Рассказы 1990 гг. являются особым, обладающим новизной периодом творчества А. И. Солженицына. Это выражается в жанровом, композиционном, сюжетном, речевом своеобразии, в высокой степени обобщённости содержания произведений. В то же время, поздний этап выступает продолжением раннего творчества писателя. Взаимосвязь произведений обнаруживается в наследовании некоторых мотивов, аспектов проблемно-тематического комплекса, жанра, речевых средств.



1. Агеева, Ю. П. Поэтика прозаических микроциклов в русской малой прозе 20-х годов XX века : дис. ... канд. филол. наук / Ю. П. Агеева. - Екатеринбург, 2014. - 173 с.
2. Агеева, Ю. П. Типология прозаических микроциклов в русской малой прозе первой трети XX века / Ю. П. Агеева // Язык. Культура. Коммуникация : материалы VI Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Челябинск : Полиграф-Центр, 2011.
3. Афонина, Е. Ю. Поэтика авторского прозаического цикла / монография / Е. Ю. Афонина // Институт бизнеса и политики. - СПб. : ПИТАН, 2006. - 200 с.
4. Бахтин, М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.
5. Бройтман, С. Н. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман. - М. : Academia, 2004. - 172 с.
6. Виноградов, В. В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до Гоголя / В. В. Виноградов. -М. : Наука, 1990. - 394 с.
7. Волков, И. Ф. Теория литературы : учеб, пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. Волков. - М. : Просвещение : Владос, 1995. - 256 с.
8. Гареева, Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) / Л. Н. Гареева // «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: Вопросы поэтики. - Ижевск, 2004. - С. 19-27.
9. Гиршман, М. М. Еще о целостности литературного произведения [Текст] / М. М. Гиршман // Известия АН СССР : Сер. Лит. и яз. - 1979. - Т. 38. -№5. - С. 450.
10. Год Солженицына: Ответы (Л. Сараскиной, Б. Бурсова и Ю. Нагибина) на анкету «ЛГ» // Литературная Газета. - 1991. - 5 июня. - № 22. - С. 10.
11. Голубков, М. М. Русская литература XX века : учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Голубков. - М. : Юрайт, 2018. - 271 с.
12. Дарвин, М. Н. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории: на материале поэзии первой половины XIX века / М. Н. Дарвин. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. - 137 с.
13. Дарвин, М. Н. Циклизация / М. Н. Дарвин // Теория литературных жанров : учебное пособие ; под ред. Н. Д. Тамарченко. - М., 2011. - С. 157— 173.
14. Дарвин, М. Н. Цикл в литературе / М. Н. Дарвин // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий ; гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. - М., 2008. - С. 292-298.
15. Дарвин, М. Н. Циклизация литературных произведений : к проблеме понимания / М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа // Циклизация в творчестве Пушкина: опыт изучения поэтики конвергентного сознания. - Новосибирск, 2001. - С. 14-48.
...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ