🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Эволюция института выборов в России: политический аспект

Работа №198005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
СРАВНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ПЕРЕДОВЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНСТИТУТА ВЫБОРОВ
1.1 Институт выборов как основа демократического политического режима.. 10
1.2 Мировая практика функционирования института выборов 26
2 ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 38
2.1 Институт выборов в период президентства Б.Н. Ельцина 39
2.2 Институт выборов в период первого и второго президентского срока
В.В. Путина 47
2.3 Институт выборов в период президентства Д.А. Медведева и третьего
срока В.В. Путина 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71

Основой любого общества, приверженного демократическим ценностям, является свобода выбора, так же, как главной характеристикой любого демократического государства является регулярная смена власти, осуществляемая через свободное волеизъявление населения данного государства, воплощенное в процедуре выборов. Можно сказать, что институт выборов представляет собой фундамент демократического режима.
Провозгласив себя демократическим государством в конституции 1993 года, Россия официально признала институт выборов в качестве одного их важнейших элементов новой политической системы. Это, в свою очередь, подразумевало защиту и соблюдение всех основополагающих принципов избирательного права.
Конституционная реформа 1993 года дала новый импульс для развития института выборов, а также для совершенствования законодательства в данной области. В результате в течении двух десятилетий было принято множество федеральных законов, определяющих избирательное право и регламентирующих выборы, в числе которых федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002 г.), «О выборах президента Российской Федерации» (2003 г.), федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (2002 г.), федеральный закон «О политических партиях» (2001 г.) и др. Во все эти законы множество раз вносились изменения, и характер этих изменений во многом соответствовал тенденции развития политического режима, складывавшегося в России.
Наблюдавшийся в 1990-е годы подъём демократической активности, проявившийся, в том числе, в электоральном процессе, завершился к концу десятилетия, после чего стали все отчетливее проявляться апатичные настроения россиян к выборам, подкреплявшиеся политикой «закручивания гаек», проводимой властью.
Изучение института выборов и перспектив его функционирования в России имеет важное значение для решения проблем в области построения гражданского общества, которое должно влиять на государственную власть в том числе посредством выборов.
На данный момент в России, несмотря на некоторую активизацию в последнее время протестного движения, общее апатичное отношение к выборам сохраняется. Об этом свидетельствуют в первую очередь зафиксированные показатели явки.
Повышение электоральной активности населения является важной задачей для развития институтов гражданского общества, однако представители политической элиты не проявляют заинтересованности в решении данной задачи. Во многом это связано с характером политического режима в России, который, начиная с президентства В.В. Путина, и даже уже со второго срока Б.Н. Ельцина, изменялся в сторону усиления авторитарных тенденций. Это не могло не отразиться на регламентации процедуры выборов. Многочисленные поправки в федеральные законы, установление большого количества формальных и неформальных ограничений привело к тому, что теперь гражданам России гораздо сложнее реализовать свое пассивное избирательное право, тотальная регламентация проведения выборов дает власти возможность контролировать их исход, а доверие граждан к выборам подорвано. В итоге институт выборов практически не исполняет своей прямой функции, т.е. не обеспечивает сменяемость власти, ротацию политической элиты, что, безусловно, является проблемой.
В связи с этим цель данной работы - определить степень воздействия российского политического режима в его динамике на развитие института выборов.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
• изучить особенности института выборов как основы демократического политического режима;
• рассмотреть мировую практику функционирования института выборов;
• проследить процесс эволюции политического режима в России;
• определить влияние политического режима на институт выборов.
Объектом исследования является институт выборов как неотъемлемая часть демократической политической системы.
Предметом исследования являются характерные черты эволюции института выборов в России.
На сегодняшний день в России интенсивно развиваются электоральные исследования, связанные с мониторингом электоральной активности населения. В этом направлении работают ведущие отечественные специалисты: А.Ю. Бузин, Г.В. Голосов, Ю.В. Гудина, А.В. Кынев, А.В. Колосов, А.Е. Любарев, Е.Ю. Мелешкина, П.В. Панов, Ф.М. Туровский, Е.Б. Шестопал и др.
В области конституционно-правовых исследований избирательного права и выборов, устанавливающих влияние нормативных изменений на политический процесс в стране, работают такие ученые как А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев, В.В. Геворкян, О.В. Дегтярева, В.В. Луговой, В.В. Маклаков, В.Е. Чиркин и др.
Среди трудов, посвященных особенностям политического режима в России, наибольший интерес представляют работы В.Я. Гельмана, М.В. Григорьевой, М.В. Желтова, С.Г. Зырянова, А.Ф. Иванова, И.К. Пантина, С.П. Перегудова, Л.В. Полякова, М.С. Турченко, К.Г. Холодковского, Л.Ф. Шевцовой,
Е.М. Шульман и др.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 года по настоящее время, т.к. именно в 1991 году в Российской Федерации прошли первые демократические альтернативные выборы. Пространственные рамки ограничиваются территорией Российской Федерации.
Методологическая база исследования включает следующие подходы: институциональный (формально-юридический), неоинституциональный,
компаративистский, структурно-функциональный, историко-сравнительный.
Институциональный подход необходим для формально-юридического описания института выборов, то есть описания тех положений, которые содержатся в действующей правовой базе, и прежде всего в Конституции Российской Федерации, относящиеся к рассматриваемому вопросу.
Подход, с точки зрения так называемого нового институционализма позволяет рассмотреть институт выборов не только с формальной стороны, но и с практической точки зрения, позволяет увидеть, как на практике функционируют те положения, которые закреплены формально.
Историко-сравнительный подход дает возможность рассмотреть генезис института выборов на протяжении конкретного исторического отрезка, позволяет увидеть, каким образом происходило становление указанного института в постсоветской России.
Используя структурно-функциональный подход, можно исследовать институт выборов как целостную систему, а также проследить его взаимодействие в качестве подсистемы с другими элементами системы политической, например, с ветвями власти.
Помимо вышеперечисленных подходов необходимы такие общенаучные методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, без которых невозможно проведение исследовательской работы.
Структура работы определена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть, в свою очередь, состоит из двух глав. Первая глава включает в себя два параграфа, вторая глава - три.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы был подробно рассмотрен институт выборов в его теоретическом измерении. Выборы являются не только способом формирования состава органов публичной власти, но и механизмом смены правящих элит посредством волеизъявление населения, выступая в то же время инструментом легитимации политической власти и формой контроля населения за деятельностью правящей элиты.
Институт выборов представляет собой комплекс правил и политических практик, возникают в процессе формирования органов публичной власти в том случае, если в этом участвует население, которые также регулируют процедуру формирования этих органов и взаимодействие участников выборов друг с другом.
Становление института выборов было обусловлено постепенным введением всеобщего избирательного права и расширением сферы применения избирательных механизмов в политической практике, а также распространением либеральной идеологии. Постепенно выборы стали рассматриваться как неотъемлемый атрибут демократии, т. к. избирательное право и выборы являются институтами, поддерживающими политическое взаимодействие в обществе, и опираются на принципы народовластия. Однако наличие выборов не всегда предполагает их функционирование в рамках демократического политического режима.
В данной работе также была рассмотрена политическая практика применения выборов в развитых демократических государствах, где право граждан на участие в формировании органов государственной власти является общепризнанным элементом политической системы, а всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании являются считаются самым оптимальным способом принятия решений. В таких странах, как США, Франция, Великобритания и Германия институт выборов признается в качестве основного механизма формирования властных структур как на национальном уровне, так и на местах. Естественные различия, обусловленные формой территориального устройства и особенностями социально-политической организации общества, приводят к утверждению в развитых демократиях разных форм проведения выборов и избирательных систем, однако во всех странах принципы избирательного права остаются незыблемыми.
В результате рассмотрения процесса эволюции политического режима в России, можно заключить, что в российской истории большую часть времени в массовом сознании и политической практике доминировал автократический принцип формирования органов власти, однако с 1991 года в стране регулярно стала применяться процедура выборов на государственные должности, и вместо автократического принципа формирования власти стал утверждаться демократический. Сегодня можно говорить о закреплении принципа выборности органов власти в политическом сознании населения России на неформальном уровне.
Институт выборов в России наиболее полно исполнял функцию формирования политической власти в первой половине1990-х годов, с момента избрания в 1991 году президентом Б.Н. Ельцина, который стал единственным главой государства, занявшим свой пост в основном благодаря избирательному процессу. После принятия в 1993 году на всенародном референдуме новой конституции, формально закрепившей основные принципы демократии, в России появился парламент, избранный в конкурентных условиях, начала формироваться партийная система. Однако институциональные гарантии проведения честных выборов не были созданы, а механизмы сменяемости власти посредством выборов так и не сформировались. После переизбрания Б.Н. Ельцина на второй срок в 1996 году наметилась тенденция к выхолащиванию содержания института выборов.
Начиная с 2001 года наблюдается постоянное наступление власти на институт выборов. Это проявляется в сокращении роли выборов, появлении многочисленных ограничений и фильтров как на федеральном уровне, так и в регионах вплоть до местного самоуправления. В 2000-е годы за два президентских срока В.В. Путина политический режим в стремлении обеспечить сохранение монополии на власть у правящей элиты к 2007 году фактически исключил из политического поля публичную конкуренцию, реализовав проект «партии власти», значительно сократив число политических партий, способных ей противостоять. В результате проведенных институциональных изменений, направленных на усиление регламентации процедуры выборов, режим получил ключевые рычаги контроля над электоральным процессом.
Сегодня можно говорить о том, что установившийся в России гибридный режим становится все более закрытым, стремится подавить любую инициативу к переменам с целью обеспечить себе как можно более долгое существование.
Выборы в Государственную Думу 2016 года стали показательным примером отчуждения власти от общества и общества от власти. Выборы президента, прошедшие в марте этого года, показали, что для преодоления апатии населения и повышения явки власти приходится изыскивать все новые методы и технологии. Но такое положение дел, очевидно, выгодно правящей элите, которая, отпугнув большую часть населения от выборов, в разы укрепила свои позиции в парламенте и продолжает поддерживать контроль над законодательной ветвью власти.
Выборы в России, по большей части, не соответствуют своему конституционному предназначению, т. е. не являются механизмом непосредственного выражения власти народа. Функция формирования органов власти фактически нивелирована, т. к. повсеместное использование административного ресурса и прямые фальсификации в большинстве случаев обеспечивают власти победу нужного кандидата. Соответственно, выборы в России уже не обеспечивают сменяемость государственной власти, а сводятся к формальной процедуре ее легитимации. В связи с этим следует отметить необходимость комплексной реформы российского избирательного законодательства, которая включала бы в себя изменение порядка регистрации кандидатов и списков кандидатов, меры, позволяющие избирательным комиссиям не зависеть от исполнительной власти, а также введение на разных уровнях осуществления власти избирательных систем, которые бы наиболее точно отражали предпочтения избирателей.
Сегодня перспектива превращения России из «микроуправляемой демократии» в полноценную авторитарную диктатуру представляется одним из вероятных сценариев развития. Именно к такой стабильности может стремиться режим. Однако всплеск протестного движения, спровоцированный появившимся в марте 2017 года в сети Интернет фильмом-расследованием «Он вам не Димон», указывает на то, что в стране сохраняются риски дестабилизации. Тем не менее, в этих условиях режим, подчиняя себе все ветви власти, делая лояльной партийную систему, дискредитируя перед избирателем институт выборов, по всей логике будет предпринимать дальнейшие шаги по достижению полного контроля над обществом, на чем могут сыграть как внешние, так и внутренние противники режима.



1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). - М.: Омега-Л, 2018. - 64 с.
2 Автономов, А.С. Правовая онтология политики: к построению системы категорий / А. С. Автономов. - М.: Инфограф. - 1999. - 383 с.
3 Анохина, Н.В. Эволюция структуры партийного спектра России накануне парламентских выборов 2007 г. / Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина // Полис. Политические исследования. - 2008. - № 2. - С. 105—122.
4 Баранов, Н.А. Политический режим современной России // Известия Российского государственного педагогического университета имени
А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. СПб. - 2006. - №8 (35). - С. 54-64
5 Баранов, Н.А. Трансформации современной демократии: Учебное пособие / Н.А. Баранов. - СПб.: Балт. гос. техн. ун-т. - 2007. - 215 с.
6 Беляев, И.Д. Судьбы земщины и выборного начала на Руси. - М.:
тип. О-ва распр. полезн. книг. -1905. - 137 с.
7 Бузин, А.Ю. Эволюция электоральных показателей российских выборов в 1996-2012 годах // Полис. Политические исследования. - 2014. - № 6. - С. 62-70
8 Второй электоральный цикл в России / под ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю. Мелешкиной. - М.: Весь мир, 2002. - 216 с.
9 Геворкян, В.В. Развитие института выборов в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис., канд. юр. наук / В.В. Геворкян. - М., 2011. - 176 с.
10 Гельман, В.Я. «Учредительные выборы» в контексте российской трансформации // Общественные науки и современность. - 1999. - № 6. - С. 46-64
11 Гельман, В.Я. Расцвет и упадок электорального авторитаризма в России // Полития. - 2012. - № 4. - С.65-88
12 Гельман, В.Я. Из огня да в полымя: российская политика после СССР / В.Я. Гельман. - СПб.: БХВ-Петербург. - 2013. - 256 с.
13 Голосов, Г.В. Измерение российских региональных систем // Полис. Политические исследования. - 2001. - № 4. - С. 71-85
14 Григорьева, М.В. Институт выборов в авторитарных режимах: дискуссии в современной западной политической науке // Политическая наука. - №3. - 2012. - С. 307-317
15 Гришин, Н.В. Институт выборов и российская государственность // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - №3. - 2012. - С. 405-411...64



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ