Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Футурологические концепции современной антропологии

Работа №19799

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
790
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы футурологических проектов философско-антропологического содержания 5
1.1. Предпосылки и становление жанра утопии и футурологии 5
1.2. Основные типы футурологических проектов 21
Выводы из главы 1 30
Глава 2. Анализ и оценка современных футурологических проектов...33
2.1. Технократические проекты 33
2.2. Натуралистические и социальные проекты 46
2.3 Синтетические проекты 59
Выводы из главы 2 65
Заключение 67
Список использованной литературы 71


Современному человеку в условиях увеличивающегося объема информации, развития высоких технологий, многообразия экономических, политических и культурных проектов, становится все сложнее найти пути дальнейшего развития, самоопределиться. В условиях усложняющихся социальных отношений неудивительно стремление к определенности, уверенности в своих перспективах. Желание человека знать перспективы и успешно решать жизненные проблемы реализуется посредством интереса как к футурологии, научному прогнозированию, так и к астрологии, признаваемой в научном мире паранаукой, к предсказаниям, к фантастической литературе. Для современного человека и человечества сохраняют актуальность основные вопросы, на которые так и не существует однозначного ответа, вопросы «кто я?» и «куда мы идем?». В условиях информационного общества человеку предлагают множество различных способов определения его будущего, при этом всякий раз претендуя на исчерпывающую полноту, а главным образом, на истинность.
Еще задолго до того, как популярными стали футурология и научное прогнозирование, о будущем размышляли философы и не только они. Особое место в истории философии занимает в этой связи утопическая мысль, рисующая картину идеального будущего, созданного столь же идеальным субъектом.
В ХХ веке борьба за будущее приобрела всеобъемлющий характер и крайнюю политическую остроту. Именно в это время получили большое распространение футурологические произведения, оспаривающие идею прогрессивного развития человечества, они содержали предостережения о том, что будущий мир может оказаться вовсе не столь прекрасным для человека, а поистине ужасным, опасным, нежелательным и что к его становлению тоже будут иметь отношение люди, поскольку в новых условиях сохранят старое мировоззрение, не изменятся морально.
В начале ХХI века число пророчеств, предсказаний, прогнозов, программ и проектов только множится, а вопрос о человеческом будущем вызывает все большую тревогу и озабоченность. Ситуация требует изучения.
Объект исследования - прогностические аспекты образа человека в современной философской антропологии
Предмет исследования - современные варианты философского проектирования человека: каким он может, должен стать и станет в будущем.
Цель работы - выявление и оценка основных исторических тенденций в эволюции модели идеального человека.
Задачи:
1. Исследовать факторы появления и развития футуристического жанра в философской антропологии.
2. Определить спектр основных подходов и методов в футуристической антропологии.
3. Классифицировать разновидности философских исследований футуристической направленности.
4. Дать сравнительную оценку современных футуристических проектов философско-антропологического содержания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предшествующий анализ истории футурологических идей философско-антропологического содержания позволяет установить, что данные идеи имеют не только давнюю историю, не только объективные социальные и культурные предпосылки, но и глубоко укоренены в психологии людей, в их повседневных духовных потребностях.
Эти идеи далеко не сразу обрели привычный ныне собственно философский статус и футурологический смысл. Философскому рационально теоретическому предвидению предшествовали мифология и религия с их специфическими представлениями о человеческом будущем. Мифология живописует картины круговорота времени, человека как жертвы слепого рока, неотвратимости судьбы. Религия оперирует представлениями о линейности времени, учениями о божественном предопределении человеческой жизни: с картинами духовных испытаний - для живых, с образами загробного мира, божьего суда, ада или рая - для умерших. Мифология и религия учат человека уповать на гадания, пророчества, молитвы, направляют человеческий интеллект на поиск предзнаменований грядущего (знаков высшей воли) во внешних событиях, в собственных чаяниях, предчувствиях, сновидениях. Они не столько «исследуют» возможное будущее, сколько «предписывают» его человеку как норму или идеал, как высшее повеление, которое надлежит неукоснительно исполнить.
Футурология (в западной традиции) и прогностика (в отечественной традиции) - продукт идейной революции европейского Нового времени. Им соответствуют представления о направленном (линейном) течении времени, о его объективности и необратимости, прошлое, настоящее и будущее - это самостоятельные фазы развития, связанные причинно-следственными отношениями, допускающими математическое «просчитывание». Развитие есть закономерность всеобщего характера, распространяющаяся и на окружающую природу, и на человека. Основные варианты рационального толкования детерминации человеческого будущего его настоящим и прошлым - редукционизм (пример: натурализм в виде механицизма или органицизма), односторонность (технократизм), либо диалектика (пример: диалектико¬материалистическое понимание истории человечества, системный и синергетический подходы в гуманитарных и социальных исследованиях).
По мере становления и развития жанра футуристических произведений антропологической направленности, особенно по мере роста успехов в области философии и науки, образ будущего человека в них начинает наполняться все большим реализмом, дополняется все большим числом деталей и подробностей, факторы, определяющие будущее человека, постепенно осознаются как все более многочисленные, разнородные, разносущностные, разноуровневые, сложно и противоречиво (системно) взаимодействующие друг с другом. Получает признание идея, что в этих взаимообусловленностях имеет место сложнейшая диалектика внутреннего и внешнего, объективного и субъективного, материального и духовного, природного и социального, генетического и культурно-воспитательного, общественного и личностного.
Вследствие отмеченных выше обстоятельств стройная классификация футурологических идей и произведений философско-антропологического содержания представляет собой весьма сложную задачу и вряд ли нам удалось представить ее в исчерпывающем виде. Свой опыт в этом деле мы расцениваем как «попытку» осмыслить данную задачу, увидеть ее масштаб.
Во второй главе проанализированы и критически оценены наиболее известные и популярные проекты современности, которые оказывают существенное влияние на умы в современном мире, различающиеся своими методологическими подходами: технократические, натуралистические (экологические), социальные (гуманитарные) и синтетические. Более подробно раскрыты проекты такие как - «Проект Венера», «Россия-2045»,
Технократические проекты, несмотря на весь их научно-технический пафос, не выходят за идейно-нравственные границы существующего общественного строя. Данный вывод вытекает из критического анализа таких проектов, как «Венера» и «Россия-2045». Их авторы акцентируют внимание на обретаемых людьми будущего преимуществах социального характера, таких как - образованность, интеллектуальная развитость человека, установка на рациональное мышление, долголетие и здоровье, обладание более совершенным телом, свобода и равенство между всеми людьми, доброжелательное и заботливое отношение к друг другу. Между тем все эти красивые посулы перечеркиваются «обратной стороной медали»: чрезмерная рациональность убивает чувства и эмоции, а значит искусство и многое другое, без чего человек - не человек. Долголетие и здоровье достигается за счет медикаментов или изменения тела с помощью калечащих технологий. Принципы свободы и равенства нарушается из-за тотального контроля над разумом и поведением, что означает полное порабощение человечества. А доброжелательное и заботливое отношение к друг другу означает полное безразличие, которое ведет к тотальному одиночеству. В целом можно заключить, что технократическим проектам присуще односторонность и антигуманная направленность.
Часть социальных проектов есть попытка людей найти такую нишу, где капиталистическая реальность почти не ощущалась бы. Как правило, осуществление таких проектов невозможно для человека без потерь в развитии (проект Амиши). Авторы других проектов в той или иной степени занимаются апологетикой надвигающегося будущего, стихийно складывающимся порядком вещей. Примером служит образ человека будущего, созданный Э.Тоффлером: его человек образован, обладает широким кругозором, но крайне эгоистичен и зациклен на собственных
желаниях и потребностях, не ценит ничего, кроме материальных вещей и развития по карьерной лестнице (что не ново и в настоящем). Таким образом человек развивает только материальную сторону своего существования, а духовная его мало заботит, ибо он намерен подстраиваться, мимикрировать, «хамелеонить» под любые изменения культурной и социальной среды, отношения с людьми выстраивает как одноразовые. И это, по Тоффлеру, есть свобода.
В натуралистических проектах, конкретно в Экотопии мы обнаруживаем призыв вернуться в прошлое. Казалось бы, человеку становится хорошо: он развит эмоционально, переживает чувство гармонии с окружающим миром, много занимается творчеством, счастливо общается, ценит семейные и дружеские отношения, избавляется от вредных привычек, а так же негативных качеств, например, жадности, но может погибнуть от простого вируса, плохо образован, враждебно относится к внешнему миру и его достижениям, обладает узким кругозором.
Синтетические и синергетические проекты наиболее ценны и интересны прежде всего своей современной методологией, поскольку наиболее полно и всесторонне (системно, комплексно) прорабатывают проекты будущего, рассматривая его как множественную вариацию событий, а человеку отводят достойную его роль субъекта, который определяет программу достижения позитивного, положительного будущего в рамках определенной синергетической парадигмы. Именно их следует признать в качестве наиболее актуальных и перспективных.



1. Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с.
2. Арьес Ф., Гуревич А. Я. Человек перед лицом смерти. - Прогресс, 1992.
3. Баллаев А. Б. История философии: Запад-Россия-Восток, 1998.-460 с.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
5. Бриссо об «Утопии» Томаса Мора (80-е годы XVIII в.) // История социалистических учений: сб. статей. / Отв. ред. Л. С. Чиколини. — М.: Наука, 1987. — С. 76-85.
6. Бэкон Ф. Новая Атлантида //1954. - 30 с.
7. Ваней Е. Некоторые аспекты русского космизма. Новосибирск, 2007. — с. 188
8. Вернадский В. И. Избранные сочинения. - Изд-во Академии наук СССР, 1954. - Т 1. с. 640
9. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. - URSS, 2009.
10. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры //М.: Новое литературное обозрение. - 2012. - 584 с.
11.Знаменский С. П. Сверхчеловек //Ницше/Знаменский СП//Ницше: Pro et contra. Антология.-СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. - 2001. - С. 924-965.
12. Ильенков Э. В. Философия и культура. - Политиздат, 1991.
13. Ильенков Э. В. Маркс и западный мир //Философия и культура.-М.: Политиздат. - 1991.
14. Литвинова Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. СПб., 1891. Путилов С. Тайны «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона // Наш современник.1993.№ 2. С.171-176.
15. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. — М.: Мысль, 1972. — 312 с.
16. Кампанелла Т. Город солнца. - Рипол Классик, 2013. - 160 с.
17. Крапивенский С. Э. Социальная философия //М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. АС Грибоедова. - 2004.
18. Кречмер Э. Строение тела и характер. - 1930. - 307 с.
19. Кутырев В. А. Человеческое и иное: борьба миров. - Directmedia, 2015. - 295 c.
20. Медведев Ю. Ловушка N2052. Уже через 40 лет человечество попадет в ситуацию, которую ученые называют прогрессивный тупик // Российская газета : газета. — Москва, 04.04.2012.
21. Мор Т. Утопия. - Litres, 2015. - с. 141
22. Нарский И. С. Иммануил Кант. — М.: Мысль, 1976. — 208 с. — (Мыслители прошлого)
23. Платон. Государство. М.: Мысль 1971. - С. 63-382.
24. Рассел Б. История западной философии. М.: Мысль, 1994. — С. 680
25. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т1-3/ Реале Дж., Антисери Д. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 713 с.
26. Сапов В. В. Социологическое знание в социальной утопии Платона //Социологические исследования. - 1993. - №. 9. - С. 120-126.
27. Сокотун Ю.А. Культурные контексты понятия «Технократическая Утопия» //Лисецкий Ф. Н., Терехин Э. А., Маринина О. А. Ученые записки Таврического национального университета им. ВИ Вернадского. Сер. География. - 2011, № 4. с. 86-93.
28. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева, Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с
29. Спектр антропологических учений. Вып. 3 [Текст] / Рос. акад. наук, Ин¬т философии ; Отв. ред. П.С. Гуревич. - М.: ИФРАН, 2010. - 194 с.
30. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия //М.: Независимая фирма «Класс. -
1997.
31. Тоффлер, Э. Шок будущего = Future Shock, 1970. — М.: АСТ, 2008. — 560 с.
32. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - Litres, 2015. - 600 c.
33. Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990. — № 5. — 141—167 c.
34. Хаксли О. Остров. - Litres, 2015. - 260 с.
35. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - Указ. имен, предм : Питер, 2002. - 300 c.
36. Христианство. Энциклопедический словарь — М., 1993-95. Т. 1-3. c. 489—526
37. Циолковский К. Э. Будущее Земли и человечества. - 1928. - 30с
38. Чанышев А. Н. Протестантизм. - Наука, 1969. - 216
39. Черковец В. Н. Всемирная история экономической мысли. - Мысль, 1988. - Т. 1.
40. Чечельницкий А. М. PraHistory begins at Limits of World. - 2005.
41. Шадурский М. Литературная утопия от Мора до Хаксли. — 2007 — 154 с.
42. Шарден Т. П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе //П. Тейяр де Шарден. - С. 126.
43. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. — Инвест-ППП, 1995.
44. Элиаде М. Мефистофель и андрогин, или тайна целостности //СПб.: Алетейя. - 1998. - С. 124-205.
45. Bailey R. Liberation biology: The scientific and moral case for the biotech revolution. - Prometheus Books, 2005.
46. Dale C. The Trouble with Transhumanism, Part Two. - 2004.
47. Damour, Franck, La tentation transhumaniste, editions Salvator, Paris, 2015
48. Drummond, K. Russian Mogul to 'Forbes' Billionaires: Limitless Lifespans Can Be Yours (англ.), Forbes (19.07.2012).
49. Dvorsky, George, James Hughes, and C. T. Hartford. Postgenderism: Beyond the Gender Binary. — Hartford, CT: Institute for Ethics and Emerging Technologies, 2008. — 18 p.
50. Evans, Sophie Jane. Inside off-the-grid Virginia commune where everything - from housing to childcare - is shared (but residents must get group PERMISSION before having a baby), Mail Online, Daily Mail (21 August 2015).
51. Guthrie, W. K. C. A History of Greek Philosophy (Plato — The Man & His Dialogues — Earlier Period). — Cambridge University Press, 1986.
52. Kraybill D. B. The riddle of Amish culture. - JHU Press, 2001.
53. Kinkade, Kat. Is it Utopia Yet?: An Insider's View of Twin Oaks Community in Its Twenty-sixth Year, 1994. — 319 p
54. Person L. Notes toward a postcyberpunk manifesto //Nova express. - 1998.
55. Ranisch, Robert; Sorgner, Stefan Lorenz (eds.) 2014. Post- and Transhumanism. An Introduction. Peter Lang.
56.Skolnick, Jerome H.; Skinner, Burrhus Frederic. Walden Two. — Macmillan, 1976. — 301 p.
57. Россия 2045. [электронное издание] // Режим доступа: http://2045.ru/
58. Малинецкий Георгий. Стратегия разгрома [электронное издание] // Режим доступа: https://regnum.ru/news/innovatio/2143961.html
59. Ecotopia project: "The Ecorate System [ecorates]", [электронное издание] http://eyfa.org/what-we-do/archive/ecorates/
60. The Venus project. [электронное издание]
https://www.thevenusproject.com/learn-more/the-future-and-beyond/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ