ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Развитие пенитенциарной системы СССР в 1940-е - 1950-е гг 18
§ 1 Общие тенденции политического и социально-экономического развития СССР 18
§ 2 Характеристика системы ГУЛАГа в 1940-е - 1950-е гг 30
§ 3 Законодательное регулирование жизни заключенных системы ГУЛАГ 43
Глава 2 Жизненный мир узниц ГУЛАГа 54
§ 1 Основные аспекты трудовой повседневности женщин-политзаключенных. ...54
§ 2 Бытовая повседневность женщин-политзаключенных 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список источников и литературы 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
1940-е - 1950-е гг. - это период в отечественной истории, изучение которого до сих пор остается актуальной задачей российской исторической науки. Проблемы функционирования административно-командной системы руководства, проведение жесткой репрессивной политики в советском государстве в годы сталинизма в настоящее время остаются актуальными для российской общественности. Одни никогда не простят масштабности разрушений, другие - всегда будут помнить масштабы его созидания . По опросу общественного мнения россиян, проведенному в 2010 г., больше половины респондентов считают, что никакими великими целями невозможно оправдать жертвы, понесенные в эпоху И. В. Сталина. К тому же 47 % опрошенных россиян связывали смерть И. В. Сталина с прекращением массового террора населения .
В настоящее время роль изучения сталинских репрессий, восстановления всех аспектов истории ГУЛАГа возрастает. За последние десятилетия был существенно пополнен фонд документов (дневники, переписки, автобиографическая проза), отражающих личный опыт узников ГУЛАГа. Впервые в публичном пространстве голоса людей, проведших в лагерях и ссылках, зазвучали лишь после смерти И. В. Сталина, в период «оттепели» (1953 - 1961 гг.). Поток автобиографической литературы особенно усилился в годы перестройки, её издание продолжается и до настоящего времени. Такого рода документы представляют большую ценность для исторического исследования, особенно в области «повседневной истории». В этих условиях вопросы, связанные с исторической памятью, коллективной и индивидуальной памятью становятся всё более актуальными.
Актуальность исследования определяется также тем, что в отечественном гуманитарном пространстве интенсивно развивается «женская» история.
В отечественной историографии проблемы повседневной жизни женщин- заключенных в исправительно-трудовых лагерях и в других исправительнотрудовых учреждениях в 1940-е - 1950-е гг. условно можно выделить два периода. Первый охватывает советскую историографию (1940-е гг. - начало 1990х гг.), в рамках которой включены два этапа: первый длился с 1940-х гг. до середины 1980-х гг., второй этап - с середины 1980-х до начала 1990-х гг. - охватывает эпоху перестройки. Второй - постсоветский период (от начала 1990-х гг. до настоящего времени).
На первом этапе советской историографии (с 1953 г. до середины 1980-х гг.) вышло в свет малое количество работ, характеризующих систему исправительнотрудовых учреждений в целом. Здесь можно отметить А. Я. Вышинского, изучающего советскую уголовно-исправительную систему . В 1950-е - 1960-е гг. в результате демократизации общественных отношений в период «оттепели» 1953-1961 гг. начинается осмысление проблемы повседневной жизни заключенных в учреждениях ГУЛАГа в рамках художественных произведений. Были созданы работы А. И. Солженицына , Е. С. Гинзбург , которые первоначально были опубликованы за рубежом, позднее же выпущены в СССР. Для литературы, созданной в 1960-е - середине 1980-х гг., было характерно освещение отдельных бытовых проблем на основе следования идеям марксизма- ленинизма.
В середине XX в. советские историки стали обращаться к изучению воспоминаний как исторического источника .
Рассматривая мемуаристку как источник фактического материала, исследователи этого периода при оценке мемуаров подчеркивали лишь их субъективность . С середины 1950-х гг. начался новый этап в исследовании мемуаров, изучение их особенностей и методов публикаций. М. Н. Черноморский одним из первых разрабатывал метод критического анализа мемуаров как исторического источника, выделяя при этом такие критерии их оценки, как время написания и происхождение воспоминаний; вопрос о форме написания; авторство воспоминаний; источники написания воспоминаний; установление полноты и достоверности . А. А. Курносов подчеркивал значимость логического, текстологического и сравнительного анализа текста источника . Логический метод сводится к прочтению текста, выявлению его особенностей и сопоставлению с другими источниками. Деление текста на эпизоды и последующий анализ каждого из них позволяет предварительно оценить их соотношение с реальностью. При текстологическом анализе рассматривается первоисточник содержимого текста. При помощи заключительного сравнительного метода оценивается информационный потенциал источника, который сопоставляется с другими данными.
В 1970-е гг. сложилась школа во главе с П. А. Зайончковским, видевшая ценность мемуаров «в изложении фактической стороны описываемых событий, а не в оценке их, которая, естественно, почти всегда субъективна» . До эпохи перестройки возможностей объективно изучать вопросы, связанные с применением политического насилия Советского государства по отношению к своим гражданам в смысле незаконного осуществления репрессий к «врагам народа» в период сталинизма почти не было, как в связи с неототалирными тенденциями после прекращения «оттепели» 1953 - 1961 гг., так и с сохранением сроков секретности архивных документов.
На втором этапе советской историографии (с середины 1980-х гг. до начала 1990-х гг.) в условиях перестройки (объявления гласности, свободы печати, свободы мысли, свободы слова, свободы творчества и др.) исследуемая проблема приобретает особую актуальность. Появляются специальные исторические работы о репрессиях . Со второй половины 1980-х г. в отечественных исторических исследованиях утверждается гендерный подход. Однако, к проблеме повседневной жизни женщин в лагерях историки не обращались во многом и потому, что оставались не доступны архивы НКВД, а также в связи с тем, что сроки секретности дел (70 лет, для личных дел - 75 лет) еще не истекли.
На рубеже 1980-х - 1990-х гг. начался и качественно новый этап в изучении советской повседневности, уровня жизни населения СССР. Заметным явлением в историографии эпохи «перестройки» стало издание многотомной истории рабочего класса в советскую эпоху, содержащее богатый фактологический материал по характеристикам изменений в быту, вопросов питания рабочих, обеспечения их семей предметами первой необходимости, услугами . Вопросы лагерной повседневности в ней не поднимались. Это пятитомная серия истории советского рабочего класса готовилась еще в условиях, когда существовала цензура. В условиях контроля над печатными изданиями и изучением проблем лагерной повседневности было крайне затруднено.
В постсоветский период (с начала 1990-х гг. до настоящего времени) выходят в свет исследования о репрессиях в отдельных регионах. Хотя основное внимание уделено репрессиям в 1930-е гг., особенно в период Большого террора (1937 - 1938 гг.), ряд исследований охватывают и период 1940-х - 1950-х гг.
Значительный интерес с точки зрения освещения повседневной жизни представляет исследование Е. Ю. Зубковой о послевоенном советском обществе . Появляются работы, в которых через призму различных проблем рассматриваются отдельные аспекты лагерной повседневности . Ликвидация цензуры печатных изданий, открытость новых документов периода сталинизма, распространение различных методологических подходов, появление специального научного журнала, посвященного женской истории («Женщина в российском обществе, издаваемого с 1996 г.») стали факторами расширения интереса исследователей к «повседневности» в целом и к повседневной жизни женщин . Выходит статья о повседневной жизни женщин в годы Великой Отечественной войны .
При изучении советской гендерной системы 1940-х гг. социальные роли женщин в исправительно-трудовых учреждениях пока не рассматривалась .
Исследователи за рубежом к проблеме повседневной жизни заключенных ГУЛАГа обратились раньше, чем советские историки. В 1920-е - 1930-е гг. на Западе появился ряд публикаций, посвященных концентрационным лагерям . В Германии миллионными тиражами в 1938-1941 гг. печаталось произведение К. Альбрехта «Преданный социализм» . В этой книге были представлены описания советской тюремной и лагерной жизни.
После подписания Пакта о ненападении многие политэмигранты, арестованные в СССР, были высланы в Германию и переданы в руки властей. Среди них оказались те, кто впоследствии опубликовали свои работы. Наиболее известным было произведение М. Бубер-Нойман «Узница Сталина и Гитлера» , написанное на основе воспоминания из ее жизни в лагере.
В настоящее время в зарубежной историографии также создано много работ, посвященных репрессиям в период сталинизма . Продолжают выходить труды бывших заключенных, которые были вынуждены покинуть СССР. Однако проблеме повседневной жизни женщин в лагерях достаточного внимания не было уделено.
Объект выпускной квалификационной работы - повседневная жизнь репрессированных женщин в исправительно-трудовых учреждениях.
К репрессированным мы относим категорию людей, в отношении которых в исследуемый период проводилась политика государственного насилия, осужденных в период тоталитаризма как «враги народа».
Предмет выпускной квалификационной работы - формы и содержание лагерной повседневности политических узниц ГУЛАГа.
Хронологические рамки выпускной квалификационной работы охватывают временной отрезок с начала 1940-х гг. до конца 1950-х гг.
Начальная дата определена процессом ужесточения внутриполитического режима, вызванного осложнением международных отношений СССР в связи с началом Второй мировой войны. С лета 1939 г. секретным Указом Президиума Верховного Совета СССР было отменено условно-досрочное освобождение .
Конечная хронологическая граница обусловлена развертыванием процессов реабилитации на основании решений XX съезда КПСС и специального постановления ЦКПСС, в котором культ личности И. В. Сталина был открыто признан и осужден . В 1960 г. система ГУЛАГа была ликвидирована.
Территориальные рамки охватывают собой территорию СССР в целом, что связано с дислокацией исправительно-трудовых лагерей в различных его регионах .
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении повседневной жизни заключенных женщин ГУЛАГа.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- осветить основные черты исторической обстановки в 1940-х гг. - конце 1950-х гг. в стране;
- охарактеризовать пенитенциарную систему СССР, сложившуюся в 1940-х - 1950-е гг.;
- исследовать законодательное регулирование жизни заключенных в 1940-х - 1950-х гг.;
- реконструировать социальный портрет представительниц интеллигенции- авторов воспоминаний о повседневной жизни политических узниц ГУЛАГа в 1940-х - 1950-е гг.;
- изучить на основе воспоминаний узниц ГУЛАГа бытовую и трудовую стороны повседневной жизни женщин.
Источниковую базу курсовой работы составили законодательные акты и другие нормативно-правовые документы. Важную роль для выяснения содержания течения обыденной жизни в лагере сыграли действовавший в 1940-е гг. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 20 сентября 1936 г., представлявший собой редакцию Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 г. (опубликован не был), Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях 1954 г. .
В основу источниковой базы положены опубликованные мемуары женщин- заключенных. Выборочную совокупность исследуемых мемуаров составили 30 воспоминаний о повседневной жизни женщин в лагерях системы ГУЛАГа. Воспоминания отбирались по признаку принадлежности автора к слою людей, связанных с умственным трудом (представители интеллигенции и студенчества), которые, предположительно, лучше владели словом, были более склонны к
анализу и в силу этого более полно отражали окружавшую их действительность.. Были изучены воспоминания Ю. А. Ильзен-Титковой, И. К. Пиотровской- Янковской, Л. М. Акцыновой, Е. Л. Владимировой, Т. А. Кирилловой, Т. Н. Барышниковой и др.
Они размещены в электронной базе данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы» . Проект осуществляется в рамках программы музея «Память о бесправии» с 1997 г. Указанная база данных включает в себя расширенные биобиблиографические сведения о 1514 авторах воспоминаний о репрессиях в СССР (1921-1980-е гг.), изданных на русском языке в России и за рубежом в виде книг, публикаций в сборниках и журналах.
В ней также размещены 1450 фотографий авторов до ареста и времени написания воспоминаний. Помимо биобиблиографических сведений и фотографий, база включает 1510 электронных версий текстов воспоминаний бывших узников ГУЛАГа и диссидентов. Целью создания электронной базы данных является предоставление доступного доступа к воспоминаниям жертв политических репрессий для широкого круга читателей и исследователей.
Но историческая и человеческая ценность воспоминаний о ГУЛАГе не только в том, что они являются документальным свидетельством преступлений советского режима, свидетельствами о бесправии: о том, как по утвержденным партийными органами лимитам органами госбезопасности по политическим обвинениям и сфальсифицированным делам после упрощенного следствия миллионы людей приговаривались внесудебными органами к расстрелу, лишению свободы в тюрьмах и концлагерях ГУЛАГа. Эти воспоминания - свидетельства поразительной силы духа их авторов. Зачастую в них содержится единственное сохранившееся в истории упоминание о тех людях, с кем авторов в лагерях свела судьба и о ком уже некому вспомнить. Исследуемые воспоминания содержат информацию о репрессированных-представительницах различных социальных слоев. Это делает возможным их использование для получения представления о направленности развития явления, определения основных тенденций происходящих изменений, содержательного описания среза объективной действительности, определения основных характеристик лагерной повседневности, выступавшей средой обитания такой генеральной совокупности, как «женщины-политические заключенные ГУЛАГа.
Методологические подходы к пониманию источников личного происхождения, в группу которых входят воспоминания, представлены в трех взаимосвязанных направлениях - информационном, коммуникационном и биографическом. Информационный подход рассматривает источники личного происхождения как информацию о прошлом, которое отражает реальную, но одновременно субъективную действительность прошлых эпох. Такой подход позволяет рассмотреть влияние реальности прошлой эпохи на своего современника - творца источника. Таким образом, информационный процесс имеет прагматический аспект, так как здесь преследуется определенная цель в отражении объективной действительности. Коммуникативный подход базируется на «концепции индивидуализации человека». Посредством установления «вторичных связей» между человеком и обществом происходит осознание своего места в эпохе современников и в последующих поколениях исторического процесса. Биографический подход связан с особенностью жизненного пути и творчеством определенной личности.
Мы придерживаемся той традиции анализа источниковедения, согласно которой методы и приемы, используемые в конкретно-источниковедческих работах не зависят или мало связаны с той или иной методологической концепцией. Они сохраняют свою значимость и при утрате какой-либо методологической концепции. Общегуманитарный метод источниковедения призван помочь в решении наиболее сложных проблем гуманитарного познания .
Метод источниковедения - источниковедческий анализ и источниковедческий синтез.
Источниковедческий анализ направлен на раскрытие информационных возможностей источника и включает в себя, в первую очередь, текстологический анализ, интерпретацию источника, анализ содержания источника. Текст мы понимаем как письменно выраженный код, поскольку в воспоминаниях отсутствуют рисунки, графические изображения и т. п., поэтому применялся текстологический анализ.
Интерпретация источника помогает понять авторский замысел создателя источника, выявить отдельные черты его психологического портрета. При анализе содержания источника историк в отличие от филолога, для которого важна красота текста, стремится установить истину. При этом используется метод логического анализа. В ходе источниковедческого синтеза обобщаются результаты анализа отдельных сторон воспоминаний той социальной информации при исследовании его структуры и содержания.
При изучении текста как материальной формы, созданной автором, важное значение имеет понятийный аппарат, используемый автором текста. Но любое историческое исследование в связи с тем, что, как правило, автор источника и исследователь разделены временным периодом, носит черты субъективности. Поскольку воспоминания узниц ГУЛАГа интересуют нас как источники по истории повседневности, необходимо соотнести современный понятийный аппарат истории повседневности и представления о повседневной жизни, выраженный авторским языком в источнике.
Методологическую базу работы составили теоретико-методологические положения, на основе которых развивалась история повседневности. Выделение истории повседневности, как самостоятельной отрасли изучения прошлого, произошло под влиянием историко-антропологического поворота в конце 60-х гг.
XX в. история повседневности стала продуктом длительного исторического развития .
Многие исследователи занимались проблемами «истории повседневности» . Под «повседневной жизнью» подразумевают повторяющиеся привычные процессы и события, основанные на опыте, восприятии и переживании отдельных людей. Под «повседневностью» понимается обыденная жизнь человека или группы людей. Сюда включают праздники, похороны и другие события, которые происходят в жизни с определенной регулярностью, привычностью. Методологическая база выпускной квалификационной работы опирается в этом отношении на историко-антропологический подход, который позволяет выявить мотивы, потребности и модели поведения людей, особенности активных и пассивных форм деятельности. Идеи истории повседневности помогают осуществлять содержательный анализ проблем отношения женщин-заключенных ГУЛАГа к сфере быта, формам частной жизни.
Исследования, созданные в рамках истории повседневности, позволяют проанализировать как длительные, так и небольшие исторические периоды, разобраться в отдельных их составляющих. С помощью анализа повседневной жизни исследователь узнает о судьбах людей, которые сумели сохранить человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода и разрухи.
С возникновением новой культурной истории в рамках истории повседневности появляется метод вчитывания в текст (размышления об обстоятельствах высказывания запечатленных в нем идей и оценок, проникновения во внутренний смыслы сообщенного, учета недоговоренного и случайно прорвавшегося).
История повседневности представляет изучение социального с точки зрения индивида, не только быта, но и повседневного сознания и поведения, воспроизводит индивида действующим на жизненной сцене в заданных обстоятельствах (природных, временных, политических). Показывает индивида определяющим ситуацию, конструирующим - совместно с другими - социальные роли и играющим их, при этом важно выяснить мотивацию действий всех акторов (участников событий).
Важным методом истории повседневности является анализ символических форм - слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в рассматриваемых обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователь, работая с самым широким кругом источников, старается истолковать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений.
Исследования повседневности определяют внимание к судьбам простых людей или групп, носителям повседневных интересов. Значимость их для историков состоит в том, что это позволяет преодолеть узость традиционных методов в исторической науке. Описываемый подход определяет новое место источников личного происхождения. В исследованиях повседневной жизни придается особое значение автобиографиям, биографиям и мемуарам, т. к. в них можно проследить картину того или иного исторического процесса.
В Западной Европе в конце 1980-х гг. XX в. создаются так называемые «мастерские истории». Члены таких исторических кружков изучали повседневную жизнь «безымянных статистов» или «винтиков» общественных процессов. Также проявляется интерес кружков к различным проблемам простых людей (условиям труда рабочих, жилищным вопросам).
В конце 1970-х - начале 1980-х гг. в ФРГ несколько исследователей из Института истории им. М. Планка предложили рассматривать историю с позиции «маленького человека» и его взаимоотношений в обществе. В начале 1990-х гг. исследования истории повседневности стали занимать большое место в исторической науке ФРГ. В 1992 г. в Ганновере была образована секция «Что будет после истории повседневности», которую возглавляла группа ученых (А. Людтке, Х. Медик, Р. Ван Дюлмен и др.) . Они признавали историю повседневности таким научным направлением, которое является «корректировкой исторической науки и дает значительные шансы для новой опеки прошлого».
А. Людтке определяет историю повседневности как «детальное историческое описание устроенных и обездоленных, одетых и нагих, сытых и голодных, раздора и сотрудничества между людьми, а также их душевных переживаний, воспоминаний, любви и ненависти, тревог и надежд на будущее»
Во Франции в XX в. было создано новое историческое направление, которое получило называние Школа «Анналов». Его виднейшими представителями были Л. Февр , М. Блок . Реконструкцию прошлого они стали осуществлять с позиции анализа повседневной жизни.
Представитель второго поколения Школы «Анналов» Ф. Бродель также включал в каждый из исторических периодов повседневно-бытовую составляющую. Он ввел понятие «структуры повседневности». К ним Ф. Бродель относил географические и экологические условия жизни, трудовую деятельность, различные потребности (в жилище, питании, одежде и лечении и др.) и возможности их удовлетворения . Ученые Ж. Ле Гофф, Р.Шартье, составившие третье поколение Школы «Анналов», занимались микроисторией. Одним из следствий понимания истории повседневности как «истории снизу» стало преодоление пренебрежения в отношении маргинальных слоев общества - инакомыслящих, преступников, представителей сексуальных меньшинств и т.п.
История повседневности в России - довольно молодое направление в исторической науке. В работах А. Я. Гуревича , М. М. Бахтина , М. Г. Рабиновича и других исследователей исследовались культурные практики повседневной жизни эпохи Средневековья. В советские годы вышла в свет немало работ по истории быта Древней Руси (Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков и др.) . Проводились статистические данные о заработной плате, питании и жилищных условиях рабочих России на рубеже XIX - XX вв. .
В отечественном гуманитарном пространстве интенсивно развивается «женская» история. Появление «женских исследований» стали результатом феминистской критики сначала в США в конце 1960-х гг., а потом в Западной Европе в 1980-е гг. Во второй половине 1980-х г. распространяется гендерный подход в исторических исследованиях, который был предложен Дж. Скотт в 1986 г. Как историографическое направление «история женщин» рассматривается в контексте «новой социальной истории». Развитие «новой социальной истории» с ее направленностью на изучение «истории снизу» и ориентацией на взаимодействие с другими социальными науками обеспечило подъем нового направления. Признания половых различий как одной из важнейших систем социальной организации и использование понятия «гендера» как стратификационной категории создает условия для более полного осмысления экономических, политических, правовых аспектов существования женщин.
Гендерный подход к истории мы понимаем как использование гендерной методологии при изучения исторического процесса» , как оценку любого планируемого мероприятия с точки зрения его воздействия на мужчин и женщин, в том числе - законодательства, стратегий и программ во всех областях и на всех уровнях . Важнейшей категорией понятийного аппарата гендерной концепции выступает понятие «пол» - это социальная категория, учет которой необходим при оценке деятельности, власти и культуры женщин в сравнении и противопоставлении оценки деятельности, власти и культуры мужчин в отношении к общественным институтам и общественному развитию, которые формируют порядок отношения между полами . В основу гендерной концепции положена «гендерная идея» - это идея о необходимости гармонизации в обществе двух социальных групп - мужчин и женщин с учетом биосоциальных особенностей обеих групп во имя раскрытия личностного потенциала и налаживания их партнерских взаимоотношений во всех социальных институтах общества с целью изменения социально-экономической, политической и культурной атмосферы . Под «гендерной асимметрией» понимается неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении ; «гендерная самоидентификация» - это представление человека о себе как о мужчине или женщине . «Гендерный идеал» - ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущего данной культуре . «Гендерной идентичностью» называют это представления людей о самих себе, как о мужчинах или женщинах или «единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли» .
Использовался историко-сравнительный (сравнение исторических объектов); историко-типологический (определение общих черт в пространственных группах исторических событий) методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Политика сталинского руководства, которая проводилась в 1940-е - 1950-е гг., отличалась от той, что была в 1930-х гг. Великая Отечественная война внесла ряд корректив в внутриполитический курс. Одной из задач исследования является освещение основных черт исторической обстановки в 1940-х гг. до конца 1950-х гг. в СССР.
Сохранив за собой пост генерального секретаря, И. В. Сталин становится главой правительства и получает посты Народного комиссариата обороны, Верховного главнокомандующего, а также возглавляет чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И. В. Сталин концентрирует в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть. В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессивные органы. Основными их чертами является ожесточение карательной политики в период Второй Мировой войны. Все подозреваемые или обвинённые в «контрреволюционной деятельности» зачастую расстреливались во внесудебном порядке. Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы. «Врагами народа», по-прежнему, объявлялись многие партийные работники, служащие, военачальники, труженики фабрик и заводов, колхозов, представители интеллигенции и другие категории людей. В качестве значимого ресурса трудового фонда, позволявшего реализовывать хозяйственные проекты, разрабатывались партийным и советским руководством, выступали заключенные исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа. Подавляющее большинство заключенных было занято на строительных работах: сооружении железнодорожных путей, гидротехнических систем, строительстве автодорог, промышленных объектов и т.д.
В условиях военного времени мощным средством воздействия на советских людей продолжала оставаться идеологическая работа. Однако, ее содержание было существенно изменено и нацелено на возрождение у советских людей чувства патриотизма. В период войны мощнейшим средством пропаганды стало преклонение перед «героическим обликом наших далеких предков».
В послевоенный период (с середины 1940-х гг. до перовой половины 1950-х гг.) являлись задачи экономического развития страны и восстановления разрушенного народного хозяйства. Четвертая пятилетка вошла в историю как «пятилетка восстановления». Задачи восстановления решались в условиях центрального руководства плановой экономики на основе не только большего энтузиазма трудящихся и развертывания различных форм социалистического соревнования, но и широкого использования подневольного труда заключенных в системе ГУЛАГа. К началу 1950-х гг. в основном задачи восстановления были выполнены, однако тяжелая экономическая ситуация, связанная с засухой 1946 г. и внутренними противоречиями социальной экономики, свидетельствовала об ограниченности экстенсивного пути развития.
С марта 1953 г. с изменением формы руководства (перехода от вождизма к коллегиальности) сложились новые возможности реорганизации экономики на основе расширения демократических начал.
Были осознаны возникшие в условиях административно-командной системы репрессивного типа глубокие противоречия между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.
Благодаря высоким мобилизационным возможностям директивной модели экономики СССР добился достаточно высоких экономических результатов. За счет перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы тяжелая промышленность развивалась ускоренными темпами. Продолжилось строительство крупных металлургических, химических, машиностроительных предприятий, развивается атомная энергетика. Однако медленное развитие остальных отраслей народного хозяйства привело к дефициту товаров на внутреннем рынке.
Благодаря плановому характеру экономики государственным дотациям, использованию труда заключенных ГУЛАГа в СССР не только решались вопросы восстановления экономики, но и другие хозяйственные задачи. Вопрос значения использования труда заключенных ГУЛАГа в народном хозяйстве СССР является дискуссионным, так как производственные его результаты не были достаточно эффективными из-за условий содержания и питания заключенных.
Следующей задачей исследования выступает характеристика пенитенциарной системы СССР, сложившейся в 1940-х - 1950-е гг.
Исправительно-трудовые учреждения с конца 1930 г. в своей работе стали руководствоваться, главным образом, инструкциями и приказами НКВД СССР. Деятельность ГУЛАГа с 1937 г. проходила в условиях, заметно отличавшихся от ситуации предыдущего периода. В условиях массового террора значительное увеличение потока заключенных и количества лагерей потребовало укрупнение последних. Однако, с началом Великой Отечественной войны ввиду естественной смены приоритетов государства быстрый рост лагерной системы сменился столь же быстрым ее сворачиванием. Одновременно с этим ухудшались условия содержания заключенных, и повышалась их смертность.
После войны советское государство приступило к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства. В этих условия исправительнотрудовая система стала одним из основных поставщиков бесплатной рабочей силы.
В системе МВД с 1948-1953 гг. формируется сеть Особых лагерей, такие лагеря должны были сконцентрировать всех осужденных к лишению свободы за шпионаж, диверсии, террор, а также троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов, участников антисоветских организаций и групп, а так же лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям. Именно поэтому в 1946-1947 гг. удельный вес осужденных за контрреволюционные преступления в составе ГУЛАГа оказался максимальным за весь период его существования.
Политика, направленная на достижение исправительных целей наказания, привела к принятию Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 25 октября 1956 г., которое признало «нецелесообразным дальнейшее существование ИТЛ МВД СССР как не обеспечивающих выполнения важнейшей государственной задачи - перевоспитания заключенных в труде». Согласно постановлению, все ИТЛ МВД СССР должны были быть переданы в подчинение МВД союзных республик (по территориальной принадлежности) и впоследствии реорганизованы в ИТК. Через день главк получил новое название - Главное управление исправительнотрудовых колоний (ГУИТК) МВД СССР. 13 января 1960 г. Указом Президиума Верховного Совета было упразднено и Главное управление исправительнотрудовых колоний МВД СССР, и союзное Министерство внутренних дел. Централизованная система руководства местами заключения в масштабе страны временно прекратила существование.
На основе изучения воспоминаний женщин-политзаключенных следующей задачей выступает реконструкция социального портрета представительниц интеллигенции-авторов воспоминаний о повседневной жизни политических узниц ГУЛАГа в 1940-х - 1950-е гг. Характерными чертами социального облика узниц ГУЛАГа, оставивших свои воспоминания, были молодой возраст, наличие полного или неполного высшее и среднего профессионального образования; личное мужество, стойкость характера, оптимизм, дружелюбие к своим товарищам и стремление помочь в тяжелых условиях лагерной повседневности, умение приспосабливаться к экстремальной обстановке, когда приходилось претерпевать бытовые лишения при ослабленном здоровье и частых заболеваниях, заниматься тяжелым физическим трудом в период до получения направления на работы в соответствии с их профессиональными знаниями и навыками.
Следующей основной проблемой исследования стало выявление исторического потенциала воспоминаний женщин-заключенных. По женским воспоминаниям удалось репрезентировать историческую обстановку СССР в 1940 - 1950-е гг., определить особое советское мышление и отношение советского населения к проводимой правительством политике, в частности к И. В. Сталину. Рассматривая в совокупности мемуары, и, привлекая другие исторические источники, наиболее полно обрисовывается историческая ситуация прошлого века.
Следующие основные проблемы повседневной жизни женщин получили наибольшее отражение в воспоминаниях узниц ГУЛАГа: условия проживания в местах заключения, структура и качество питания, одежда, предметы быта, условия выполнения производственной деятельности, состав окружающих и характер общения. Лагерная жизнь воспринималась женщинами как повседневная реальность, проходящая в экстремальных условиях. Анализ воспоминаний показывает, что после освобождения женщины не пытались забыть период содержания под стражей и принимали его как неотъемлемую часть своего жизненного пути, считали своим долгом рассказать всю правду о своей трагичной судьбе, о всём том, что с ними произошло в исправительно-трудовых лагерях
Директивы по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 - 1955 гг. на девятнадцатом съезде ЦК КПСС»: Девятнадцатый съезд КПСС 5-14 октября 1952 г. [Текст]: документ // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988) : Т.8. 1946-1955 / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова - М.: Политиздат, 1986. - С. 262-285.
2. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»: постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (18981988) : Т. 8. 1946-1955 [Текст]: документ / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова - М.: Политиздат, 1985. - С. 157-164.
3. «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период»: постановление Пленума ЦК ВКП(б) от 21-26 февраля 1947 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988) : Т. 8. 1946-1955 [Текст]: документ / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова - М.: Политиздат, 1985. - С. 98-145.
4. «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.»: постановление ЦК ВКП(б) от 26 марта 1946 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988) : Т. 8. 1946-1955 [Текст]: документ / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова - М.: Политиздат, 1985. - С. 17-20.
5. «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников»: постановление ЦК ВКП(б) от 2 августа 1946 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988) : Т. 8. 1946-1955 [Текст]: документ / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова - М.: Политиздат, 1985. - С. 39-48.
6. «Об антипартийной группе Маленкова Г. М., Кагановича Л. М., Молотова В. М.»: постановление Пленума ЦК КПСС от 29 июня 1957 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988) : Т. 9. 1956-1960 [Текст]: документ / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова - М.: Политиздат, 1986. - С. 184-189.
7. «Об отмене всех доныне изданных циркуляров о революционных трибуналах»: постановление Народного комиссариата юстиции от 16 июня 1918 г. [Текст]: документ // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова - М.: Госюриздат, 1953. - 463 с.
8. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене родине»: постановление ЦИК СССР от
8. июня 1934 г. [Текст]: документ // СЗ РСФСР, 1934. - № 33, ст. 255.
9. «О замене высшей меры наказания (расстрела) лишением свободы до 25 лет: постановление ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. [Текст]: документ // СЗ РСФСР, 1937. - ст. 297.
10. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене родине»: постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. [Текст]: документ // СЗ СССР, 1934, № 33, ст. 255.
11. «Из протокола СНК № 21 о создании ВЧК» от 7 декабря 1917 г. [Текст]: документ // Из истории Всероссийской Чрезвычайной комиссии, 1917-1921 гг. / сост.: А. К. Гончаров, И. А. Дорошенко, М. А. Козичев, Н. Н. Павлович - М.: Госполитиздат, 1958. - 511 с.
12. «Ко всем избирателям в связи с выборами в Верховный совет СССР»: обращение ЦК ВКП от 2 февраля 1946 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898- 1988) : Т. 8. 1946-1955 [Текст]: документ / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова - М.: Политиздат, 1985. - С. 7-16.
13. Уголовный кодекс РСФСР: постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. [Текст]: документ // СУ РСФСР, 1926. - № 80, ст. 600.
14. Уголовный кодекс РСФСР: постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. (ред. от 14 июня 1927 г.) [Текст]: документ // СУ РСФСР, 1926. - № 80, ст. 600.
15. «Положение об исправительно-трудовых лагерях» // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1952 гг. / под ред. И. Т. Голякова - М., 1953. - С. 322-323.
..99