Обоснование эффективности методики подготовки младших школьников к выполнению норм ВФСК ГТО
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Возрастные особенности развития детей 7-8 лет 9
1.2 Требования к уровню физической подготовленности и двигательному режиму значкистов ГТО I ступени 13
1.3 Особенности структуры и содержания занятий по физической культуре у школьников начальных классов 21
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 30
2.3 Разработка методики подготовки учащихся 7-8 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО I ступени 32
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА ГТО 40
3.1 Констатирующие показатели готовности первоклассников к выполнению нормативов ВФСК ГТО 40
3.2 Результаты уровня физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп 41
Выводы по главе 3 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Возрастные особенности развития детей 7-8 лет 9
1.2 Требования к уровню физической подготовленности и двигательному режиму значкистов ГТО I ступени 13
1.3 Особенности структуры и содержания занятий по физической культуре у школьников начальных классов 21
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 30
2.3 Разработка методики подготовки учащихся 7-8 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО I ступени 32
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА ГТО 40
3.1 Констатирующие показатели готовности первоклассников к выполнению нормативов ВФСК ГТО 40
3.2 Результаты уровня физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп 41
Выводы по главе 3 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность. Возрождение комплекса ВФСК ГТО является важным событием в истории спорта нашей страны. Подписанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указ №172 от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», гласит: «В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, постановляю о введении в действие с 1 сентября 2014 года положение о Всероссийском физкультурно
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания
населения» [52].
Вместе с тем, в нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО существуют неразрешенные вопросы. На сегодняшний день нет сведений об отношении учащихся младшего школьного возраста и их
учителей, родителей к современному комплексу ГТО. Необходимость сбора данной информации обусловлена, прежде всего, ведущими принципами, на которых базируется ВФСК ГТО, а именно:
«добровольность» и «доступность» [35, 37].
По мнению большинства авторов, существует и проблема несоответствия самих нормативных требований комплекса ГТО, предъявляемых к оценке уровня физической подготовленности
населения, в том числе и у участников I ступени. Более того, существующие рекомендации к двигательному режиму для подготовки и выполнения испытаний ВФСК ГТО не детализированы [51, 57, 62, 66].
В этом случае возникает объективная необходимость
изучения соответствия требований комплекса ГТО, оценки готовности современных школьников начальных классов к выполнению испытаний ГТО и конкретизации организационной работы по подготовке будущих значкистов.
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности двигательного режима школьников 7-8 лет в рамках подготовки к выполнению
нормативов испытаний комплекса ГТО.
Цель исследования - повышение эффективности процесса физической подготовки учащихся младшего школьного возраста для выполнения нормативов ВФСК ГТО I ступени.
Постановка цели предопределила решение задач исследования:
1 Проанализировать методические особенности подготовки учащихся 7-8 лет к выполнению испытаний ВФСК ГТО (I ступень).
2 Оценить физическое состояние и двигательный режим учащихся общеобразовательных школ, участвующих в подготовке к испытаниям комплекса ГТО I ступени.
3 Разработать методику физической подготовки школьников 7-8 лет для выполнения нормативов ВФСК ГТО I ступени на основе структуры и содержания их двигательного режима и оценить ее эффективность.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики подготовки детей младшего школьного возраста к
выполнению норм ВФСК ГТО.
Полученные результаты целесообразно использовать специалистам в сфере преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) - программную и нормативную основу физического воспитания
населения» [52].
Вместе с тем, в нормативно-тестирующей части ВФСК ГТО существуют неразрешенные вопросы. На сегодняшний день нет сведений об отношении учащихся младшего школьного возраста и их
учителей, родителей к современному комплексу ГТО. Необходимость сбора данной информации обусловлена, прежде всего, ведущими принципами, на которых базируется ВФСК ГТО, а именно:
«добровольность» и «доступность» [35, 37].
По мнению большинства авторов, существует и проблема несоответствия самих нормативных требований комплекса ГТО, предъявляемых к оценке уровня физической подготовленности
населения, в том числе и у участников I ступени. Более того, существующие рекомендации к двигательному режиму для подготовки и выполнения испытаний ВФСК ГТО не детализированы [51, 57, 62, 66].
В этом случае возникает объективная необходимость
изучения соответствия требований комплекса ГТО, оценки готовности современных школьников начальных классов к выполнению испытаний ГТО и конкретизации организационной работы по подготовке будущих значкистов.
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности двигательного режима школьников 7-8 лет в рамках подготовки к выполнению
нормативов испытаний комплекса ГТО.
Цель исследования - повышение эффективности процесса физической подготовки учащихся младшего школьного возраста для выполнения нормативов ВФСК ГТО I ступени.
Постановка цели предопределила решение задач исследования:
1 Проанализировать методические особенности подготовки учащихся 7-8 лет к выполнению испытаний ВФСК ГТО (I ступень).
2 Оценить физическое состояние и двигательный режим учащихся общеобразовательных школ, участвующих в подготовке к испытаниям комплекса ГТО I ступени.
3 Разработать методику физической подготовки школьников 7-8 лет для выполнения нормативов ВФСК ГТО I ступени на основе структуры и содержания их двигательного режима и оценить ее эффективность.
Практическая значимость работы заключается в разработке методики подготовки детей младшего школьного возраста к
выполнению норм ВФСК ГТО.
Полученные результаты целесообразно использовать специалистам в сфере преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях.
В ходе работы было выявлено, что ВФСК ГТО построен на базе Советского комплекса ГТО, однако между ними есть отличия в количестве возрастных ступеней, в новом комплексе ГТО их больше (одиннадцать). Добавилось три уровня сложности на золотой,
серебряный и бронзовый знаки, а вот требования к уровню физической подготовленности советских школьников 7-8 лет от нынешних сильно не отличаются. Каждый участник ВФСК ГТО обязан пройти медицинский осмотр и имеет право помимо «обязательных» испытаний выбрать дополнительные испытания из списка «испытания по выбору».
По результатам исследования можно сформулировать выводы:
1 Анализ и обобщение научных и научно-методических работ по тематике исследования свидетельствуют, что в Положении о ВФСК ГТО существует неточность, в испытании «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» норматив на уровень сложности золотого знака выше у значкистов I ступени, чем для участников II ступени. Выявлено, что в Положении о ВФСК ГТО выделен двигательный режим, как один из ключевых компонентов подготовки школьников 7-8 лет к комплексу ГТО, однако структура и содержание двигательной активности не конкретизированы.
2 Установлено, что физическое состояние современных школьников при существующем их двигательном режиме позволяет выполнить нормативы комплекса ГТО I ступени только 29% первоклассникам, в том числе на золотой 13%, серебряный 10,5% и бронзовый 5,5% знаки.
3 Разработанная методика на основе недельного двигательного режима школьников 7-8 лет имеет конкретную структуру и содержание с временным объемом, не менее 14 часов, в частности:
- во время учебного дня (вводная гимнастика, обязательный урок ФК, подвижные игры на переменах и во время прогулок, физминутки на метапредметных уроках) 5 часов;
- в дополнительное образование (кружок ГТО, подвижные игры, секции карате, плавания, художественной гимнастики и иных спортивных секции ДЮСШ) 7 часов 10 минут;
- в самостоятельной деятельности с участием родителей (утренняя гимнастика, комплекс выходного дня «Всегда готов», кружок ЗОЖ) 1 час 50 минут.
4 Практическое применение экспериментальной методики положительно влияет на результаты физической подготовленности участников ВФСК ГТО I ступени. В конце педагогического эксперимента учащиеся вторых классов из ЭГ (30,31%, 19,46%, 9,25%) и КГ (20,49%, 25,38%, 8,85%) готовы к испытаниям на золотой, серебряный и бронзовый знаки соответственно. Из десяти испытаний ВФСК ГТО I ступени
достоверный прирост результатов зафиксирован в шести нормативах у мальчиков и семи у девочек:
- в челночном беге (3х10 м) школьники ЭГ стали пробегать дистанцию быстрее на 26,70% мальчики (р<0,05), девочки 20,80% (р<0,05); в КГ 14,51% (р<0,05) и 15,86% (р<0,05) соответственно;
- в беге на 30 (м) в ЭГ у мальчиков 45,11% (р<0,05) и девочек 43,11% (р<0,05); в КГ 28,47% (р<0,05) и 35,54% (р<0,05) соответственно;
- в смешанном передвижении (1000 м) в ЭГ на 22,31 % и КГ на - 1,04% при р<0,05;
- в подтягивании из виса (лежа на низкой перекладине) у девочек ЭГ на 80,20% и КГ на 66,82% при р<0,05.
- в метании теннисного мяча в цель в ЭГ на 77,89 % и КГ на 79,19% (р<0,05);
- в наклонах вперед (из положения стоя) в ЭГ на 32,49% и КГ на 5,2% (р<0,05);
- в плавании в ЭГ на 63,83% и КГ на 51,04% при р<0,05.
серебряный и бронзовый знаки, а вот требования к уровню физической подготовленности советских школьников 7-8 лет от нынешних сильно не отличаются. Каждый участник ВФСК ГТО обязан пройти медицинский осмотр и имеет право помимо «обязательных» испытаний выбрать дополнительные испытания из списка «испытания по выбору».
По результатам исследования можно сформулировать выводы:
1 Анализ и обобщение научных и научно-методических работ по тематике исследования свидетельствуют, что в Положении о ВФСК ГТО существует неточность, в испытании «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» норматив на уровень сложности золотого знака выше у значкистов I ступени, чем для участников II ступени. Выявлено, что в Положении о ВФСК ГТО выделен двигательный режим, как один из ключевых компонентов подготовки школьников 7-8 лет к комплексу ГТО, однако структура и содержание двигательной активности не конкретизированы.
2 Установлено, что физическое состояние современных школьников при существующем их двигательном режиме позволяет выполнить нормативы комплекса ГТО I ступени только 29% первоклассникам, в том числе на золотой 13%, серебряный 10,5% и бронзовый 5,5% знаки.
3 Разработанная методика на основе недельного двигательного режима школьников 7-8 лет имеет конкретную структуру и содержание с временным объемом, не менее 14 часов, в частности:
- во время учебного дня (вводная гимнастика, обязательный урок ФК, подвижные игры на переменах и во время прогулок, физминутки на метапредметных уроках) 5 часов;
- в дополнительное образование (кружок ГТО, подвижные игры, секции карате, плавания, художественной гимнастики и иных спортивных секции ДЮСШ) 7 часов 10 минут;
- в самостоятельной деятельности с участием родителей (утренняя гимнастика, комплекс выходного дня «Всегда готов», кружок ЗОЖ) 1 час 50 минут.
4 Практическое применение экспериментальной методики положительно влияет на результаты физической подготовленности участников ВФСК ГТО I ступени. В конце педагогического эксперимента учащиеся вторых классов из ЭГ (30,31%, 19,46%, 9,25%) и КГ (20,49%, 25,38%, 8,85%) готовы к испытаниям на золотой, серебряный и бронзовый знаки соответственно. Из десяти испытаний ВФСК ГТО I ступени
достоверный прирост результатов зафиксирован в шести нормативах у мальчиков и семи у девочек:
- в челночном беге (3х10 м) школьники ЭГ стали пробегать дистанцию быстрее на 26,70% мальчики (р<0,05), девочки 20,80% (р<0,05); в КГ 14,51% (р<0,05) и 15,86% (р<0,05) соответственно;
- в беге на 30 (м) в ЭГ у мальчиков 45,11% (р<0,05) и девочек 43,11% (р<0,05); в КГ 28,47% (р<0,05) и 35,54% (р<0,05) соответственно;
- в смешанном передвижении (1000 м) в ЭГ на 22,31 % и КГ на - 1,04% при р<0,05;
- в подтягивании из виса (лежа на низкой перекладине) у девочек ЭГ на 80,20% и КГ на 66,82% при р<0,05.
- в метании теннисного мяча в цель в ЭГ на 77,89 % и КГ на 79,19% (р<0,05);
- в наклонах вперед (из положения стоя) в ЭГ на 32,49% и КГ на 5,2% (р<0,05);
- в плавании в ЭГ на 63,83% и КГ на 51,04% при р<0,05.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - «Подготовка младших школьников к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка обучающихся начальных классов к выполнению нормативов комплекса "Готов к труду и обороне"
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка обучающихся начальных классов к выполнению нормативов комплекса "Готов к труду и обороне"
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Технология внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК «ГТО»
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В СССР И РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018





