Обоснование эффективности методики оздоровительной физической культуры женщин-педагогов 45-55 лет
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ 9
1.1 Проблемы сохранения психофизического здоровья и социальнотрудовой активности женщин 45-55 лет д
1.2 Факторы синдрома профессионального выгорания в педагогической деятельности и их влияние на психофизическое состояние
1.3 Основные системы оздоровительных занятий с женщинами в России и за рубежом
1.4 Особенности нагрузок и средств оздоровительных занятий физической культурой
1.5 Блочно-модульный подход к структурированию содержания
занятий оздоровительной физической культурой 22
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 35
2.3 Структура и содержание экспериментальной методики занятий оздоровительной физической культурой
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 46
3.1 Оценка физического здоровья и физической подготовленности
работающих женщин-педагогов 46
3.2 Динамика показателей состояния педагогов в течение 49
эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЖЕНЩИНАМИ 9
1.1 Проблемы сохранения психофизического здоровья и социальнотрудовой активности женщин 45-55 лет д
1.2 Факторы синдрома профессионального выгорания в педагогической деятельности и их влияние на психофизическое состояние
1.3 Основные системы оздоровительных занятий с женщинами в России и за рубежом
1.4 Особенности нагрузок и средств оздоровительных занятий физической культурой
1.5 Блочно-модульный подход к структурированию содержания
занятий оздоровительной физической культурой 22
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 35
2.3 Структура и содержание экспериментальной методики занятий оздоровительной физической культурой
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 46
3.1 Оценка физического здоровья и физической подготовленности
работающих женщин-педагогов 46
3.2 Динамика показателей состояния педагогов в течение 49
эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность. Значительное число женщин 45-55 лет занято в сферах деятельности, характеризующихся пониженной двигательной активностью при достаточно высоком уровне профессиональной ответственности. Снижаются возможности многих систем организма, одновременно происходят социальные изменения в жизни, зачастую приводящие к росту эмоциональной напряженности [42]. Отсюда повышенное внимание к проблеме улучшения качества жизни и здоровья.
В обосновании Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» указаны две основные причины, которые не позволяют достичь желаемых результатов в формировании у населения установки на здоровый образ жизни и готовности к систематическим занятиям оздоровительной физической культурой: это современное состояние спортивной инфраструктуры, не обеспечивающее массовый охват населения занятиями ОФК (особенно трудоспособного в старшей возрастной группе), и низкая физическая активность людей, относящихся к средней и старшей возрастным группам [45].
Часто при разработке вопроса об организации оздоровительной физической культуры с женщинами среднего и старшего возраста не принимается во внимание характер трудовой деятельности, а также целый ряд других важных факторов, требующих учета при построении занятий. По мнению специалистов это является следствием отсутствия универсальных системы оздоровления для конкретного контингента населения [18, 27, 32, 42].
Таким образом, в настоящее время в теории и методике оздоровительной физической культуры сформировалось противоречие между требованиями к работоспособности, физической подготовленности, психическому и функциональному состоянию систем организма, морфофункциональному развитию и социальной активности женщин - педагогов 45-55 лет и их реально низким уровнем по причине недостаточной разработанности эффективной методики построения оздоровительных занятий для этой возрастной группы с учетом гендерного подхода и характера профессиональной деятельности.
Объект исследования - процесс оздоровительных занятий физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет.
Предмет исследования - содержание занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет.
Цель исследования - разработать и обосновать методику занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет, базирующуюся на блочно-модульном представлении содержания.
Задачи исследования:
1 Выявить особенности физического здоровья и физической подготовленности, а также характер изменений психофизического состояния женщин-педагогов 45-55 лет под влиянием профессиональной деятельности.
2 Определить предпочтения женщин-педагогов 45-55 лет в выборе средств оздоровительной физической культуры для самостоятельных и групповых занятий.
3 Разработать и проверить эффективность методики блочно- модульного представления содержания занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанный блочно-модульный план занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет может быть использован в практике физкультурно-оздоровительной работы трудовых педагогических коллективов различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, колледжи, техникумы, вузы) с целью повышения уровня физической,
функциональной и психологической профессиональной деятельности.
В обосновании Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» указаны две основные причины, которые не позволяют достичь желаемых результатов в формировании у населения установки на здоровый образ жизни и готовности к систематическим занятиям оздоровительной физической культурой: это современное состояние спортивной инфраструктуры, не обеспечивающее массовый охват населения занятиями ОФК (особенно трудоспособного в старшей возрастной группе), и низкая физическая активность людей, относящихся к средней и старшей возрастным группам [45].
Часто при разработке вопроса об организации оздоровительной физической культуры с женщинами среднего и старшего возраста не принимается во внимание характер трудовой деятельности, а также целый ряд других важных факторов, требующих учета при построении занятий. По мнению специалистов это является следствием отсутствия универсальных системы оздоровления для конкретного контингента населения [18, 27, 32, 42].
Таким образом, в настоящее время в теории и методике оздоровительной физической культуры сформировалось противоречие между требованиями к работоспособности, физической подготовленности, психическому и функциональному состоянию систем организма, морфофункциональному развитию и социальной активности женщин - педагогов 45-55 лет и их реально низким уровнем по причине недостаточной разработанности эффективной методики построения оздоровительных занятий для этой возрастной группы с учетом гендерного подхода и характера профессиональной деятельности.
Объект исследования - процесс оздоровительных занятий физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет.
Предмет исследования - содержание занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет.
Цель исследования - разработать и обосновать методику занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет, базирующуюся на блочно-модульном представлении содержания.
Задачи исследования:
1 Выявить особенности физического здоровья и физической подготовленности, а также характер изменений психофизического состояния женщин-педагогов 45-55 лет под влиянием профессиональной деятельности.
2 Определить предпочтения женщин-педагогов 45-55 лет в выборе средств оздоровительной физической культуры для самостоятельных и групповых занятий.
3 Разработать и проверить эффективность методики блочно- модульного представления содержания занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанный блочно-модульный план занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет может быть использован в практике физкультурно-оздоровительной работы трудовых педагогических коллективов различных образовательных учреждений (общеобразовательные школы, колледжи, техникумы, вузы) с целью повышения уровня физической,
функциональной и психологической профессиональной деятельности.
Для современного педагога необходимо существенное повышение возможностей функциональных систем организма, его умственной и физической работоспособности. Это связано с расширением круга профессиональных умений, повышением требований к личностным качествам, увеличением обязанностей, заложенных в «Профессиональном стандарте педагога» (приказ Министерства труда и соц. защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н). Решение всех с этим связанных проблем обусловливает необходимость занятий физической культурой.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ВЫВОДЫ:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что проблема сохранения психофизического состояния и трудового долголетия женщин - педагогов возраста 45-55 лет определяется несколькими взаимодействующими субъективными и объективными факторами. Наиболее значимыми являются особенности профессиональной деятельности педагогов, такие как: длительное статическое положение, нервные перегрузки, ограниченность пространства помещений, разнородность контингента общения, голосовое напряжение, домашняя подготовка к занятиям, в сочетании с современными учебными приспособлениями, способствующими развитию ряда профессиональных заболеваний, снижению физической работоспособности и стрессоустойчивости. Проведенные исследования подтвердили негативное влияние условий профессиональной деятельности на психофизическое состояние женщин- педагогов, что выражалось в низких показателях физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, невысокой общей работоспособности по результатам выполнения нормативов бега на 2 км и относительно высокими показателями выраженности симптома эмоционального выгорания.
2 По результатам проведенного анкетирования были выяснены предпочтения выбора средств оздоровительной физической культуры женщинами-педагогами 45-55 лет. Наибольшие оценки у опрошенных женщин получили малотравматичные, легко осваиваемые средства циклического (скандинавская ходьба) и ациклического (волейбол по упрощенным правилам) характера, что необходимо учитывать при определении содержания занятий оздоровительной физической культурой и дальнейшей индивидуализации ее освоения.
3 Блочно-модульный план занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет с четким алгоритмом его реализации представляется наиболее рациональным подходом к структурированию и наполнению содержанием педагогической оздоровительной системы для данной категории лиц, что, в свою очередь, способствует планомерному ее освоению, постепенной адаптации к физическим нагрузкам и реализации недельного двигательного режима в диапазоне 6-8 часов.
4 Разработанная методика блочно-модульного представления
содержания занятий оздоровительной физической культурой женщин -педагогов 45-55 лет, включающая проективный, учета объективных факторов, учета субъективных факторов, собственно программный и контрольно-учетный компоненты, позволяющие осуществлять учет факторов, способствующих решению задачи здоровьесбережения женщин, обеспечивает в условиях регулярных занятий достижение устойчивого оздоровительного эффекта, выраженного в статистически значимых и существенных показателях (от 7 до 15 %) выносливости (бег 2 км, P<0,01), экономизации деятельности ССС (показатель восстановления по Морхаузу от 18,6±0,6 до 13,6±0,2, P<0,01), снижения
выраженности симптоматики эмоционального профессионального выгорания.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ВЫВОДЫ:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что проблема сохранения психофизического состояния и трудового долголетия женщин - педагогов возраста 45-55 лет определяется несколькими взаимодействующими субъективными и объективными факторами. Наиболее значимыми являются особенности профессиональной деятельности педагогов, такие как: длительное статическое положение, нервные перегрузки, ограниченность пространства помещений, разнородность контингента общения, голосовое напряжение, домашняя подготовка к занятиям, в сочетании с современными учебными приспособлениями, способствующими развитию ряда профессиональных заболеваний, снижению физической работоспособности и стрессоустойчивости. Проведенные исследования подтвердили негативное влияние условий профессиональной деятельности на психофизическое состояние женщин- педагогов, что выражалось в низких показателях физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, невысокой общей работоспособности по результатам выполнения нормативов бега на 2 км и относительно высокими показателями выраженности симптома эмоционального выгорания.
2 По результатам проведенного анкетирования были выяснены предпочтения выбора средств оздоровительной физической культуры женщинами-педагогами 45-55 лет. Наибольшие оценки у опрошенных женщин получили малотравматичные, легко осваиваемые средства циклического (скандинавская ходьба) и ациклического (волейбол по упрощенным правилам) характера, что необходимо учитывать при определении содержания занятий оздоровительной физической культурой и дальнейшей индивидуализации ее освоения.
3 Блочно-модульный план занятий оздоровительной физической культурой женщин-педагогов 45-55 лет с четким алгоритмом его реализации представляется наиболее рациональным подходом к структурированию и наполнению содержанием педагогической оздоровительной системы для данной категории лиц, что, в свою очередь, способствует планомерному ее освоению, постепенной адаптации к физическим нагрузкам и реализации недельного двигательного режима в диапазоне 6-8 часов.
4 Разработанная методика блочно-модульного представления
содержания занятий оздоровительной физической культурой женщин -педагогов 45-55 лет, включающая проективный, учета объективных факторов, учета субъективных факторов, собственно программный и контрольно-учетный компоненты, позволяющие осуществлять учет факторов, способствующих решению задачи здоровьесбережения женщин, обеспечивает в условиях регулярных занятий достижение устойчивого оздоровительного эффекта, выраженного в статистически значимых и существенных показателях (от 7 до 15 %) выносливости (бег 2 км, P<0,01), экономизации деятельности ССС (показатель восстановления по Морхаузу от 18,6±0,6 до 13,6±0,2, P<0,01), снижения
выраженности симптоматики эмоционального профессионального выгорания.
Подобные работы
- Методика повышения физической подготовленности начинающих волейболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в водной среде
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИТНЕСОМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - Всестороннее физическое развитие детей подвижными играми
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ХОРЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психологического благополучие медицинского персонала работающих в психиатрических учреждениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024





