Повышение эффективности методики технико-тактической подготовки квалифицированных дзюдоистов
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ 10
1.1 Индивидуальный стиль деятельности спортсмена, основные его составляющие и определяющие факторы
1.2 Спортивно-техническое мастерство спортсмена и критерии его оценки
1.3 Характеристика тактической подготовки квалифицированных спортсменов
1.4 Координационные способности и их значимость в процессе
соревновательной деятельности единоборцев 23
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 31
2.3 Методика выбора квалифицированными дзюдоистами арсенала 32
бросков
ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ 44
3.1 Характеристика показателей морфофункционального состояния у
дзюдоистов различных групп
3.2 Сравнительная динамика показателей физической подготовленности
у дзюдоистов различных групп
3.3 Сформированность атакующих бросковых действий у спортсменов
различных групп
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ 10
1.1 Индивидуальный стиль деятельности спортсмена, основные его составляющие и определяющие факторы
1.2 Спортивно-техническое мастерство спортсмена и критерии его оценки
1.3 Характеристика тактической подготовки квалифицированных спортсменов
1.4 Координационные способности и их значимость в процессе
соревновательной деятельности единоборцев 23
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 31
2.3 Методика выбора квалифицированными дзюдоистами арсенала 32
бросков
ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ 44
3.1 Характеристика показателей морфофункционального состояния у
дзюдоистов различных групп
3.2 Сравнительная динамика показателей физической подготовленности
у дзюдоистов различных групп
3.3 Сформированность атакующих бросковых действий у спортсменов
различных групп
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Актуальность. Современная спортивная практика дзюдо указывает на то, что даже высококвалифицированному спортсмену трудно добиваться побед с различными соперниками, используя один, присущий ему стиль ведения поединка, жестко закрепленные варианты техники атакующих и защитных действий. По мнению А.А. Новикова [41], Я.К. Коблева [31] и К.Д. Чермита [53], формирование технико-тактических действий у единоборцев без учета особенностей ведения поединка соперником - серьезная методологическая ошибка.
Каждому дзюдоисту необходимо освоить элементы двигательных действий из других стилей ведения поединка, научить перестраивать свои двигательные действия, чтобы успешнее реализовать их двигательные возможности в условиях соревновательной деятельности. Данный подход необходимо широко использовать уже на уровне квалифицированных спортсменов, имеющих спортивную квалификацию на уровне I разряда - звания «кандидат в мастера спорта», углубляя его у высококвалифицированных дзюдоистов [46].
По мнению специалистов, целевые установки в содержании тренировочного процесса и соревновательной деятельности с разными противниками, характерные для единоборств, часто не сопрягаются [21, 27, 38]. В этой связи важно приблизить их, насытив содержание тренировочного процесса эпизодами соревновательной деятельности.
В процессе соревновательной деятельности необходимо учитывать тактику ведения поединка противником, используя такие способы, приемы и методические установки: изменение количества элементарных движений, входящих в их состав; учет положений бойца и противника в момент атакующего действия, их взаимообусловленность; замена одних элементарных движений на другие в зависимости от сложившейся ситуации поединка; изменение исходных положений при выполнении атакующих действий; использование различных сочетаний двигательных элементов в содержании броска; применение различной последовательности выполнения элементарных движений; замена одного броска на другой с той же классификационной группы.
В процессе соревновательного поединка дзюдоисту необходимо постоянно учитывать технико-тактические действия противника, перестраивая свой арсенал бросков в ходе поединка так, чтобы нивелировать достоинства своего соперника, создать ему проблемы в ходе поединка, быстро выявить у него ошибку и мгновенно выполнить перестраиваемое технико-тактическое атакующее бросковое действие [42].
В этой связи необходимо принципиально изменить содержание тренировочного процесса квалифицированного дзюдоиста, моделируя эпизоды поединков с разными по тактической направленности соперниками, используя средства и методы, ориентированные на обучение способам выбора должного арсенала бросков.
Цель исследования - обосновать и внедрить методику обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики противника.
Объект исследования - техническая подготовка квалифицированных дзюдоистов.
Предмет исследования - методика обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником.
Задачи исследования:
1 Определить способы выбора квалифицированными дзюдоистами технико-тактических атакующих действий с учетом тактики ведения поединка противником и их результативность.
2 Разработать методику обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником.
3 Экспериментально выявить эффективность методики обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником.
Практическая значимость исследования выражается в том, что применение разработанной методики обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником, существенно повышает эффективность их соревновательной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы тренеров по дзюдо.
Каждому дзюдоисту необходимо освоить элементы двигательных действий из других стилей ведения поединка, научить перестраивать свои двигательные действия, чтобы успешнее реализовать их двигательные возможности в условиях соревновательной деятельности. Данный подход необходимо широко использовать уже на уровне квалифицированных спортсменов, имеющих спортивную квалификацию на уровне I разряда - звания «кандидат в мастера спорта», углубляя его у высококвалифицированных дзюдоистов [46].
По мнению специалистов, целевые установки в содержании тренировочного процесса и соревновательной деятельности с разными противниками, характерные для единоборств, часто не сопрягаются [21, 27, 38]. В этой связи важно приблизить их, насытив содержание тренировочного процесса эпизодами соревновательной деятельности.
В процессе соревновательной деятельности необходимо учитывать тактику ведения поединка противником, используя такие способы, приемы и методические установки: изменение количества элементарных движений, входящих в их состав; учет положений бойца и противника в момент атакующего действия, их взаимообусловленность; замена одних элементарных движений на другие в зависимости от сложившейся ситуации поединка; изменение исходных положений при выполнении атакующих действий; использование различных сочетаний двигательных элементов в содержании броска; применение различной последовательности выполнения элементарных движений; замена одного броска на другой с той же классификационной группы.
В процессе соревновательного поединка дзюдоисту необходимо постоянно учитывать технико-тактические действия противника, перестраивая свой арсенал бросков в ходе поединка так, чтобы нивелировать достоинства своего соперника, создать ему проблемы в ходе поединка, быстро выявить у него ошибку и мгновенно выполнить перестраиваемое технико-тактическое атакующее бросковое действие [42].
В этой связи необходимо принципиально изменить содержание тренировочного процесса квалифицированного дзюдоиста, моделируя эпизоды поединков с разными по тактической направленности соперниками, используя средства и методы, ориентированные на обучение способам выбора должного арсенала бросков.
Цель исследования - обосновать и внедрить методику обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики противника.
Объект исследования - техническая подготовка квалифицированных дзюдоистов.
Предмет исследования - методика обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником.
Задачи исследования:
1 Определить способы выбора квалифицированными дзюдоистами технико-тактических атакующих действий с учетом тактики ведения поединка противником и их результативность.
2 Разработать методику обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником.
3 Экспериментально выявить эффективность методики обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником.
Практическая значимость исследования выражается в том, что применение разработанной методики обучения квалифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка противником, существенно повышает эффективность их соревновательной деятельности.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы тренеров по дзюдо.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1 Бурный рост достижений в дзюдо, острая конкуренция на международной арене доказывают важность повышения эффективности процесса формирования способности к перестраиванию атакующих действий у данного контингента занимающихся. Представленный материал указывает о необходимости перестраивания двигательных действий и изменения стиля ведения поединка в зависимости от особенностей ведения боя противником.
2 Основные способы выбора арсенала бросковых действий у
квалифицированных дзюдоистов: реализация наиболее результативных
собственных приемов; использование наиболее результативных бросков с учетом тактики ведения поединка соперника; изменение исходных положений при атаках; варьирование скоростных и силовых составляющих бросков; использование новых технических наработок; разнообразие технико - тактических приемов.
3 Методика обучения классифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка соперником, включала следующие составляющие: цель (результативное выполнение бросков в условиях соревновательной деятельности); методические приемы (изменение элементов двигательного действия, способов выполнения технико-тактических атакующих действий, варьирование исходных и конечных положений, применение бросков в различных условиях, применение атакующих действий при различных положениях противника; методы - соревновательный, игровой, тренировка с противником, контрастных и сближенных заданий, вариативного упражнения, моделирующего упражнения; основные средства - броски из непривычной стойки; серийные атакующие действия, встречные контратакующие действия; формы организации занятий - учебнотренировочные, спортивные соревнования, спарринг-поединки.
4 Методика обучения классифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка соперником позволила получить преимущество по следующим направлениям: существенного
повышения сформированности техники бросков через бедро (10,7 %, р < 0,01), бросок зашагиванием (9,9 %, р < 0,01), бросок скручиванием от подхвата изнутри (9,8 %, р < 0,01); повышение уровня физической подготовленности (бросок набивного мяча (24,7 %), подтягивание на перекладине (20,7 %), сгибание туловища лежа на спине (19,2 %), переворот на мосту (14,6 %), забегания на мосту влево и вправо (13,8 %); желание повысить свое спортивное мастерство (с 77,3 % до 95,5 %).
1 Бурный рост достижений в дзюдо, острая конкуренция на международной арене доказывают важность повышения эффективности процесса формирования способности к перестраиванию атакующих действий у данного контингента занимающихся. Представленный материал указывает о необходимости перестраивания двигательных действий и изменения стиля ведения поединка в зависимости от особенностей ведения боя противником.
2 Основные способы выбора арсенала бросковых действий у
квалифицированных дзюдоистов: реализация наиболее результативных
собственных приемов; использование наиболее результативных бросков с учетом тактики ведения поединка соперника; изменение исходных положений при атаках; варьирование скоростных и силовых составляющих бросков; использование новых технических наработок; разнообразие технико - тактических приемов.
3 Методика обучения классифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка соперником, включала следующие составляющие: цель (результативное выполнение бросков в условиях соревновательной деятельности); методические приемы (изменение элементов двигательного действия, способов выполнения технико-тактических атакующих действий, варьирование исходных и конечных положений, применение бросков в различных условиях, применение атакующих действий при различных положениях противника; методы - соревновательный, игровой, тренировка с противником, контрастных и сближенных заданий, вариативного упражнения, моделирующего упражнения; основные средства - броски из непривычной стойки; серийные атакующие действия, встречные контратакующие действия; формы организации занятий - учебнотренировочные, спортивные соревнования, спарринг-поединки.
4 Методика обучения классифицированных дзюдоистов способам выбора арсенала бросков с учетом тактики ведения поединка соперником позволила получить преимущество по следующим направлениям: существенного
повышения сформированности техники бросков через бедро (10,7 %, р < 0,01), бросок зашагиванием (9,9 %, р < 0,01), бросок скручиванием от подхвата изнутри (9,8 %, р < 0,01); повышение уровня физической подготовленности (бросок набивного мяча (24,7 %), подтягивание на перекладине (20,7 %), сгибание туловища лежа на спине (19,2 %), переворот на мосту (14,6 %), забегания на мосту влево и вправо (13,8 %); желание повысить свое спортивное мастерство (с 77,3 % до 95,5 %).
Подобные работы
- Особенности технико-тактической подготовки начинающих самбистов-студентов
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4450 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У ДЗЮДОИСТОВ 12-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование технико-тактических действий в борьбе дзюдо за счет моделирования соревновательных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ САМБИСТОВ ТЕХНИКЕ БОРЬБЫ ЗА ЗАХВАТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Методика базовой подготовки юных дзюдоистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие физических качеств борцов вольного стиля 13-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ 15-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





