Актуальность. Бег - один из самых массовых видов спорта и широко распространен во всех регионах Российской Федерации. Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию, совершенствованию двигательных качеств и навыков, необходимых для различных видов деятельности человека [6].
Основная цель занятий легкой атлетикой как спортивной дисциплиной - достижение физического совершенства и наиболее высоких результатов при участии в соревнованиях. Важно помнить, что тренировка бегуна включает физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую подготовку, которые взаимосвязаны и реализуются в ходе круглогодичной многолетней работы на основе дидактических принципов и общих закономерностей спортивной тренировки [41].
Включение России в мировое образовательное пространство предъявляет новые требования к характеристикам процесса образования, осуществляемого на всех уровнях. Основной характеристикой данного процесса стала его компетентностная ориентированность. Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей.
В то же время, практика организации учебно-тренировочного процесса, в частности в легкой атлетике, представляет собой еще «белое поле» для внедрения компетентностного подхода. Изучив литературу, посвященную теме исследования, мы выявили противоречие между актуальностью компетентностно-ориентированного подхода в современном образовании и недостаточной адаптированности его к учебно-тренировочному процессу в легкой атлетике. Проводя работу по упомянутой адаптации, мы вышли на проблему формирования структуры и содержания модели компетентностно- ориентированной подготовки бегунов на средние дистанции (юношей среднего возраста).
Таким образом, объект исследования - учебно-тренировочный
процесс спортивной подготовки легкоатлетов-юношей.
Предмет исследования - структура и содержание модели компетеностно-ориентированной подготовки бегунов на средние дистанции (юношей среднего возраста).
Цель исследования - изучить, разработать и апробировать модель компетеностно-ориентированной подготовки бегунов на средние дистанции (юношей среднего возраста).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 Выявить теоретические аспекты реализации компетентностного подхода в спортивной подготовке легкоатлетов.
2 Разработать структуру и содержание модели компетеностно- ориентированной подготовки бегунов на средние дистанции (юношей среднего возраста).
3 Апробировать модель компетеностно-ориентированной подготовки бегунов на средние дистанции (юношей среднего возраста) и обосновать ее эффективность.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1 Учебно-тренировочный процесс, имея все признаки образовательного
процесса, содержит значительный потенциал для внедрения компетентностно-ориентированного подхода. Анализ методических
материалов для легкоатлетических отделений детско-юношеских спортивных школ позволяет констатировать начальное состояние изучаемого процесса.
2 Модель компетеностно-ориентированной подготовки бегунов на средние дистанции (юношей среднего возраста) для реализации в течение учебного года в условиях двухпикового сезона включает компетенции технической (2 компетенции), тактической (4 компетенции) и теоретической (4 компетенции) подготовки. Реализация модели ориентирована на лимит времени (18 часов), заложенный в программе ДЮСШ по легкой атлетике, и включает в себя домашние и учебно-тренировочные задания, направленные на достижение соответствующих компетенций.
3 В результате реализации разработанной модели компетеностно- ориентированной подготовки бегунов на средние дистанции (юношей среднего возраста) повысился уровень их теоретической подготовки, что позволяет констатировать улучшение интегральных показателей спортивной подготовки. Представители экспериментальной группы, обладающие оптимальным подбором физических качеств (1 группа), продемонстрировали высокие результаты на соревнованиях, показав, таким образом, владение технико-тактическими компетенциями.