ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ИСКУССТВА (ТЕАТРАЛЬНАЯ, МУЗЫКАЛЬНО-КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА 9
1.1 Становление российского законодательства о регулировании труда
работников искусства 9
1.2 Основания дифференциации и правового регулирования труда
работников искусства 14
1.3. Анализ трудовой деятельности работников искусства в РФ и зарубежных стран 21
Глава II ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА 27
2.1 Обеспечение достойного труда и современных форм занятости
работников искусства 27
2.2 Особенности заключения, изменения и расторжения трудового
договора с работником искусства 34
2.3 Особенности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда
работников искусства 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА 9
1.1 Становление российского законодательства о регулировании труда
работников искусства 9
1.2 Основания дифференциации и правового регулирования труда
работников искусства 14
1.3. Анализ трудовой деятельности работников искусства в РФ и зарубежных стран 21
Глава II ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВА 27
2.1 Обеспечение достойного труда и современных форм занятости
работников искусства 27
2.2 Особенности заключения, изменения и расторжения трудового
договора с работником искусства 34
2.3 Особенности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда
работников искусства 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Деятельность творческого работника специфична: иногда он может работать всего лишь два часа в день, а иногда необходимо, чтобы он работал чуть ли не круглые сутки. Кроме того, довольно часто с актерами, авторами произведений, художниками заключают не трудовой, а гражданско-правовой договор. Однако в данной работе будут рассмотрены вопросы, как заключение именно трудовой договор с работниками в сфере искусства, какие особенности нужно учесть работодателю при приеме на работу работников искусства, а также установление рабочего времени и времени отдыха, заработной платы.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в науке мало изучены вопросы или совершенно отсутствуют научные исследования в области регулирования труда работников искусства.
Главной особенностью является то, что, хоть и в трудовом кодексе имеются общие статьи, раскрывающие общие положения труда работников искусства, специальные нормы труда работников искусства не установлены в отдельном разделе Трудового кодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».
Цель данной работы является подробное изучение особенностей регулирования труда работников в сфере искусства (театрального, музыкально-концертной деятельности) и проведение научных анализов о формировании и развитии законодательства, регулирующего порядок заключения и содержания трудового договора с работниками искусства, установление рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, а также формировании научных положений о соотношении единства и дифференциации в регулировании трудовых отношений с данной категорией работников.
Задачами исследования являются: становление российского законодательства о регулировании труда работников искусства, основания дифференциации и правового регулирования труда работников искусства, анализ трудовой деятельности работников искусства в РФ и зарубежных стран, обеспечение достойного труда и современных форм занятости работников искусства, особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с работником искусства, особенности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда работников искусства.
Объектом исследования являются правоотношения по регулированию труда в сфере искусства (театральной, музыкально-концертной деятельности).
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие порядок заключения и содержание трудового договора с творческими работниками.
В основу работы положены теоретические труды следующих представителей науки трудового права Александрова Н.Г., Аристовой С.В., Бару М.И., Бегичева Б.К, Бондаренко Э.Н., Бугрова Л.Ю., Волегова Ю.Б., Гусова К.Н., Дмитриевой И.К., Догадова В.М., и других ученых.
Нормативные акты, являющиеся основой исследовании данной дипломной работы являются Конституция РФ, акты Международной Организации Труда, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, нормативные правовые акты США. Были использованы, локальные нормативные правовые акты, судебная практика, трудовые договоры, общедоступные материалы Интернет - ресурсов.
В число работников искусства относятся лица, причисленные к таковым:
• Всемирной конвенцией об авторском праве;
• Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства от 9 сентября 1886 г.;
• Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания.
Практическое значение работы является разработка предложений по совершенствованию трудового законодательства в области регулирования трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, прав и обязанностей работников искусства и их работодателей.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав и заключения....
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в науке мало изучены вопросы или совершенно отсутствуют научные исследования в области регулирования труда работников искусства.
Главной особенностью является то, что, хоть и в трудовом кодексе имеются общие статьи, раскрывающие общие положения труда работников искусства, специальные нормы труда работников искусства не установлены в отдельном разделе Трудового кодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».
Цель данной работы является подробное изучение особенностей регулирования труда работников в сфере искусства (театрального, музыкально-концертной деятельности) и проведение научных анализов о формировании и развитии законодательства, регулирующего порядок заключения и содержания трудового договора с работниками искусства, установление рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, а также формировании научных положений о соотношении единства и дифференциации в регулировании трудовых отношений с данной категорией работников.
Задачами исследования являются: становление российского законодательства о регулировании труда работников искусства, основания дифференциации и правового регулирования труда работников искусства, анализ трудовой деятельности работников искусства в РФ и зарубежных стран, обеспечение достойного труда и современных форм занятости работников искусства, особенности заключения, изменения и расторжения трудового договора с работником искусства, особенности рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда работников искусства.
Объектом исследования являются правоотношения по регулированию труда в сфере искусства (театральной, музыкально-концертной деятельности).
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие порядок заключения и содержание трудового договора с творческими работниками.
В основу работы положены теоретические труды следующих представителей науки трудового права Александрова Н.Г., Аристовой С.В., Бару М.И., Бегичева Б.К, Бондаренко Э.Н., Бугрова Л.Ю., Волегова Ю.Б., Гусова К.Н., Дмитриевой И.К., Догадова В.М., и других ученых.
Нормативные акты, являющиеся основой исследовании данной дипломной работы являются Конституция РФ, акты Международной Организации Труда, Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, нормативные правовые акты США. Были использованы, локальные нормативные правовые акты, судебная практика, трудовые договоры, общедоступные материалы Интернет - ресурсов.
В число работников искусства относятся лица, причисленные к таковым:
• Всемирной конвенцией об авторском праве;
• Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства от 9 сентября 1886 г.;
• Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания.
Практическое значение работы является разработка предложений по совершенствованию трудового законодательства в области регулирования трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, прав и обязанностей работников искусства и их работодателей.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав и заключения....
Таким образом, в настоящее время особенностям регулирования труда отдельных категорий работников посвящен раздел XII ТК РФ. В нем (в частности, в ст. 351ТК РФ) устанавливаются особенности регулирования труда работников искусства в области театра, музыкальных произведений и концертной деятельности..
Основной особенностью является его дифференцированное регулирование условий труда работников искусства, которая осуществлялось в советский специальными нормативными правовыми актами, принятых от высших государственных органов (Министерства культуры, Госкомтруда СССР). Данные нормы можно подразделить на две категории.
К первой категории относятся нормы, которые предусматривают прямые отсылки к общим нормам, регулирующих особенности труда, а также нормы- дополнения.
Ко второй категории относятся нормы только лишь уточняющие и конкретизирующие общие нормы советского трудового права в отношении работников искусства в соответствии с особенностями организации труда музыкантов, артистов, процесс работы которых протекает в обстановке, значительно отличающейся от условий, которые установлены для большинства иных субъектов трудовых отношений.
Статьи Кодекса, относящиеся к правовому регулированию труда работников искусства (ст. 94, 96, 113, 153, 157, 268, 351 ТК РФ), не систематизированы, и закрепляют особенности регулирования труда работников искусства в общем виде, а некоторые из них носят только отсылочный характер
В настоящем Трудовом кодексе не содержит общего понятия «работник искусства».
В 2007 г. был принят «Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».
В соответствии с данным Перечнем и на основании различных нормативных правовых актов могут решаться главные вопросы рабочего времени и времени отдыха работников искусства концертных организаций (в том числе, продолжительность ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, оплата труда). С помощью данного перечня законодательный орган сделал попытку дать понятие и характеристику данного субъекта - работники искусства. Не смотря на то, что не так давно был принят перечень профессий, он представлен не в полном объеме, что не позволяет в некоторых случаях определить обо всех работников, которые входят под понятие «работник искусства».
На мой взгляд, само понятие «работник искусства» или «творческий работник, содержащийся в Основах законодательства, является не совсем удачным. Под понятием «творческий работник» или «работник искусства» понимается лицо, профессионально создающий культурные ценности и исполняющий художественные произведения. Однако анализируя понятие «творческий работник музыкальной организации» стоит понимать создателей или исполнителей различных музыкальных произведение. В эту категорию стоит отнести артистов музыкальных жанров, дирижеров, певцов и исполнителей произведений на музыкальных инструментах, выступающие индивидуально или с труппой.
Также был рассмотрен основополагающий аспект, сложившийся на основании субъектной дифференциации новым основанием - специфика трудовой деятельности. Однако стоит отметить, что само понятие как «условие труда» применять в отношении работникам искусства следует понимать в более широком смысле, так как данные условия отражают внешнюю обстановку, при которой работник осуществляет свои трудовые обязанности, но и его содержательную сторону.
Особенность содержания трудовой деятельности работников искусства, к примеру, напряжения голосового, мускульного аппарата, отражает особый характер, а не об условия труда. Это относится и к гастрольной деятельности, дополнительной работы в общевыходные и праздничные дни, особом порядке работы в ночное время. Такой тип занятости объясняется спецификой трудовой деятельности музыкантов, а не только внешней обстановкой.
Разрешая вопрос об основаниях дифференциации правового регулирования труда работников искусства, стоит предположить, что нормы, регулирующие труд работников искусства не относится к отраслевой дифференциации, так как искусство является одним из видов деятельности, но не отраслью народного хозяйства. Нормы, регулирующие деятельность работников искусства стоит отнести скорее к внутривидовой.
К следующим особенностям регулировании труда работников искусства является специфика заключение трудового договора. Главной особенностью является прохождение конкурса на получение работы, ввиду сособенности данной профессии. Перечень работников, для которых прохождение конкурса является обязательным, установлен в нормативных правовых актах. Для остальных прохождение конкурса может быть обязательным только если это установлено уставом организации.
На мой взгляд с работниками искусства, для которых является обязательным проходить конкурсное испытание при приеме на работу и переизбрание на новую или старую должность через каждые 5 лет, стоит заключать срочный трудовой договор. Для работников искусства, не включенных в Перечень, заключение срочного трудового договора необходимо, если данный труд будит нести срочный характер и по условиям выполнения предстоящей работы.
Следующей особенностью дифференциации труда работников искусства является само содержание трудового договора. Главным критерием является включение специальных норм, которые определяют творческий характер, выполняемый работниками искусства своей трудовой деятельности и обусловленные этим особенности организации их труда.
При заключении трудового договора с работниками искусства, работодатель обязан указать в данном договоре срок действия данного договора и основания, послуживших заключение именно срочного трудового договора. На мой взгляд при заключении срочного трудового договора должны быть указаны не только срок, после которого данный договор становится не действительным, но и другие обстоятельства по расторжению договора, к примеру выполнение определенных условий.
Сложностью осуществление работниками искусства своей деятельностью является регулирования рабочего времени и времени отдыха, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. На мой взгляд, в трудовом договоре должно быть указано возможность осуществление работниками искусства своей деятельности в ночное время, в выходные и праздничные дни в виду специфики их профессии. Однако вместе с этим работодатель должен выплачивать дополнительную заработную плату работникам искусства за осуществление трудовой деятельности в ночное время, в выходные и праздничные дни. Данные условия должны быть согласованны между сторонами. Время репетиции, а время подготовки, проведения и завершения концертов и иных выступлений, перерывы, предоставляемые во время репетиционной и подготовительной работы, а также время простоя должны также засчитываться в рабочее время согласно нормам, установленные администрацией по согласию с профсоюзом, но за каждый концерт считается по отдельности.....
Основной особенностью является его дифференцированное регулирование условий труда работников искусства, которая осуществлялось в советский специальными нормативными правовыми актами, принятых от высших государственных органов (Министерства культуры, Госкомтруда СССР). Данные нормы можно подразделить на две категории.
К первой категории относятся нормы, которые предусматривают прямые отсылки к общим нормам, регулирующих особенности труда, а также нормы- дополнения.
Ко второй категории относятся нормы только лишь уточняющие и конкретизирующие общие нормы советского трудового права в отношении работников искусства в соответствии с особенностями организации труда музыкантов, артистов, процесс работы которых протекает в обстановке, значительно отличающейся от условий, которые установлены для большинства иных субъектов трудовых отношений.
Статьи Кодекса, относящиеся к правовому регулированию труда работников искусства (ст. 94, 96, 113, 153, 157, 268, 351 ТК РФ), не систематизированы, и закрепляют особенности регулирования труда работников искусства в общем виде, а некоторые из них носят только отсылочный характер
В настоящем Трудовом кодексе не содержит общего понятия «работник искусства».
В 2007 г. был принят «Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».
В соответствии с данным Перечнем и на основании различных нормативных правовых актов могут решаться главные вопросы рабочего времени и времени отдыха работников искусства концертных организаций (в том числе, продолжительность ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, оплата труда). С помощью данного перечня законодательный орган сделал попытку дать понятие и характеристику данного субъекта - работники искусства. Не смотря на то, что не так давно был принят перечень профессий, он представлен не в полном объеме, что не позволяет в некоторых случаях определить обо всех работников, которые входят под понятие «работник искусства».
На мой взгляд, само понятие «работник искусства» или «творческий работник, содержащийся в Основах законодательства, является не совсем удачным. Под понятием «творческий работник» или «работник искусства» понимается лицо, профессионально создающий культурные ценности и исполняющий художественные произведения. Однако анализируя понятие «творческий работник музыкальной организации» стоит понимать создателей или исполнителей различных музыкальных произведение. В эту категорию стоит отнести артистов музыкальных жанров, дирижеров, певцов и исполнителей произведений на музыкальных инструментах, выступающие индивидуально или с труппой.
Также был рассмотрен основополагающий аспект, сложившийся на основании субъектной дифференциации новым основанием - специфика трудовой деятельности. Однако стоит отметить, что само понятие как «условие труда» применять в отношении работникам искусства следует понимать в более широком смысле, так как данные условия отражают внешнюю обстановку, при которой работник осуществляет свои трудовые обязанности, но и его содержательную сторону.
Особенность содержания трудовой деятельности работников искусства, к примеру, напряжения голосового, мускульного аппарата, отражает особый характер, а не об условия труда. Это относится и к гастрольной деятельности, дополнительной работы в общевыходные и праздничные дни, особом порядке работы в ночное время. Такой тип занятости объясняется спецификой трудовой деятельности музыкантов, а не только внешней обстановкой.
Разрешая вопрос об основаниях дифференциации правового регулирования труда работников искусства, стоит предположить, что нормы, регулирующие труд работников искусства не относится к отраслевой дифференциации, так как искусство является одним из видов деятельности, но не отраслью народного хозяйства. Нормы, регулирующие деятельность работников искусства стоит отнести скорее к внутривидовой.
К следующим особенностям регулировании труда работников искусства является специфика заключение трудового договора. Главной особенностью является прохождение конкурса на получение работы, ввиду сособенности данной профессии. Перечень работников, для которых прохождение конкурса является обязательным, установлен в нормативных правовых актах. Для остальных прохождение конкурса может быть обязательным только если это установлено уставом организации.
На мой взгляд с работниками искусства, для которых является обязательным проходить конкурсное испытание при приеме на работу и переизбрание на новую или старую должность через каждые 5 лет, стоит заключать срочный трудовой договор. Для работников искусства, не включенных в Перечень, заключение срочного трудового договора необходимо, если данный труд будит нести срочный характер и по условиям выполнения предстоящей работы.
Следующей особенностью дифференциации труда работников искусства является само содержание трудового договора. Главным критерием является включение специальных норм, которые определяют творческий характер, выполняемый работниками искусства своей трудовой деятельности и обусловленные этим особенности организации их труда.
При заключении трудового договора с работниками искусства, работодатель обязан указать в данном договоре срок действия данного договора и основания, послуживших заключение именно срочного трудового договора. На мой взгляд при заключении срочного трудового договора должны быть указаны не только срок, после которого данный договор становится не действительным, но и другие обстоятельства по расторжению договора, к примеру выполнение определенных условий.
Сложностью осуществление работниками искусства своей деятельностью является регулирования рабочего времени и времени отдыха, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. На мой взгляд, в трудовом договоре должно быть указано возможность осуществление работниками искусства своей деятельности в ночное время, в выходные и праздничные дни в виду специфики их профессии. Однако вместе с этим работодатель должен выплачивать дополнительную заработную плату работникам искусства за осуществление трудовой деятельности в ночное время, в выходные и праздничные дни. Данные условия должны быть согласованны между сторонами. Время репетиции, а время подготовки, проведения и завершения концертов и иных выступлений, перерывы, предоставляемые во время репетиционной и подготовительной работы, а также время простоя должны также засчитываться в рабочее время согласно нормам, установленные администрацией по согласию с профсоюзом, но за каждый концерт считается по отдельности.....
Подобные работы
- Реализация культурной политики в регионах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Управление сферой культуры Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018





