Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 БОРТОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА 9
1.1 Структура систем автотранспортного средства 11
1.1.1 Топология сети CAN 15
2 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БИУС 26
3 ТОПОЛОГИЯ СХЕМ ПОСТРОЕНИЯ БОРТОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ 31
4 АНАЛИЗ БОРТОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ 38
4.1 Автомобиль № 1 Renault Logan 38
4.2 Автомобиль № 2 Land Cruiser 100 40
4.3 Автомобиль № 3 BMW Х5 в кузове F15 45
5 РАСЧЕТ НА НАДЕЖНОСТЬ БОРТОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-
УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ 49
5.1 Расчет надежности системы с «общей шиной» 51
5.2 Расчет надежности системы с «центральным процессором» 55
5.3 Расчет надежности «комбинированной» системы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Современные электронно-вычислительные устройства становятся всё мощнее и производительнее. Расширяется сфера их применения. Разнообразные вычислительные устройства успешно используются практически но всех технически сложных изделиях с целью упрощения организации интерфейса пользователя. реализации сложных алгоритмов работы и т. п. В этом смысле не являются исключением изделия транспортных отраслей: автомобильной, железнодорожной, аэрокосмической, морской и других. Современные образцы оказываются насыщенными различными вычислительными устройствами, в том числе объединёнными в единый комплекс. Подобное объединение вычислительных устройств отдельного объекта в единый программно-аппаратный комплекс часто называют бортовой инфор.мационно-управляющей системой (БИУС).
Согласно ГОСТ Р 50905-96 «Автотранспортные средства. Электронное оснащение. Общие технические требования»:
Борювая локальная информационно-вычислительная сеть - совокупность связанных высокоскоростными каналами передачи цифровой информации электронных блоков (в т.ч. • управления) взаимодействующих электронных систем. предназначенная для эффективных обработки и учета информации при автоматизации управления, контроля и связи на борту АТС.
Поэтому в литературе употребляется аббревиатура БИУС.
Этапность применения новых компонентов (систем, устройств) электронного оснащения должна соответствовать приоритетам потреби геля, связанным, прежде всего, с решением проблем экологии и безопасности дорожною движения.
Для первоочередного применения рекомендуются анти токсичные системы нейтрализации отработавших газов, системы автоматическою управления гон- ливоподачей для двигателей с воспламенением от сжатия и с искровым зажиганием.
Также применяются системы комплексного автоматического (в г.ч. дистанционного) управления двигателем и трансмиссией, антиблокировочные тормозные системы, бортовые информационно-диагностические системы или комплексные многофункциональные системы с указанными функциями.
БИУС — вид автоматизированной системы управления, чсловскомашип- ная система, предназначенная для автоматизации рабочих процессов управления, диагностики, сбора, обработки и отображения информации на транспортных средствах. БИУС облегчает управление и упрощает эксплуатацию сложных систем, выполняя за водителя часть функций. Чаще всего БИУС представляет собой распределённую вычислительную есть для жёстких условий эксплуатации (широкий температурный диапазон, вибрация, удары и другие внешние воздействия), объединяющую центральный процессорный блок и периферийные контроллеры различных агрегатов автомобиля: ДВС, АБС/ПБС» управление КПП. управление климатом в кабине и предпусковым подогревателем, управление подкачкой колёс и т. д.
В ходе выполнения квалификационной работы по теме «Структурный анализ бортовых информационно управляющих систем» исследованы различные структуры и топологии бортовых информационно-управляющих систем. Рассмотрены структуры программного обеспечения.
Описаны три вида бортовых информационно-управляющих систем: систем с «обшей шиной», система с «центральным процессором» и комбинированная система. Показано на примерах бортовые информационно-управляющих системы на серийно выпускаемых автомобилях, а также особенности отечественных бортовых информационно-управляющих систем. Произведенные расчеты на надежность трех бортовых информационно-управляющих систем показывают плюсы и минусы топологий данных систем.
1. http://eljbi.ru/avtomobilnye-bortovye-infonnacionnye-sistemy/
2. http://dic.acadcmic.ru/dic.nsf7ruwiki/2OO17l
3. http://www.ssc.smr.riv'
4. Брауде Э. Технология разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2004.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/
6. Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) автомобиля // Регистр интеллектуальной промышленной собственности [Электронный ресурс). URL: http://bd.patcnt.su/2203000-203999/pat/servl/servlet09a5.html
7. Богданов В.И. Электротехника и электроника в автомобиле и автомобильном хозяйстве: Учебное пособие / В.И. Бот данов. - Шахты: Изд. ЮРГУ-ЭС, 2000-339с.
8. Вознесенский А. Н. Бортовые информанионно-унравляюшие системы // Машиностроение: энциклопедия. - .VI.: Машиностроение, 2012. - 540 с.
9. Обмен данными посредством шины CAN / hup://vwis.ru//obmen data_can.pdf
10. Соснин Д. А. Новейшие автомобильные электронные системы. Учебное пособие для специалистов по ремонту автомобилей, студентов и преподавателей вузов и колледжей / Д.А. Соснин, В.Ф. Яковлев. - VI.: СО- ЛОН-Пресс. 2013. - 240 с: ил.
11. Соснин Д.А. Автотроника. Электрооборудование и системы бортовой автоматики современных легковых автомобилей: Учебное пособие /Д.А.Соснин. М..СОЛОН-Р, 2011. -272 с.
12. http://autoinfo-site.ru/publ/4-1 -0-33
13. http://systemsauto.ru/rirc/electronic.html
14. Курсовое и дипломное проектирование. Общие требования к содержанию и оформлению / Т.Н. Парубочая, I I.B. Сырейщикова. В.И. Гузеев, Л.В. Винокурова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 56с.