ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 10
1.1 Понятие дискурса. Метод анализа связной речи 10
1.2 Категория речевой имплицитности. Её обусловленность ситуативностью и спецификой национального мышления 13
1.3 Дискурсивные слова как особый класс единиц, реализующий речевую имплицитность 16
1.4 Полифункциональность дискурсивных слов 19
1.5 Выводы по первой главе 21
2 ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСИВНЫХ СЛОВВООБЩЕ, ВРОДЕ, ДАЖЕ, ПРОСТО, ТОЛЬКО В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМА 23
2.1 Общая характеристика жанровой системы интернет-дискурса. Форум как
самостоятельный речевой жанр 23
2.2 Опыт описания дискурсивных слов в трудах отечественных лингвистов 26
2.3 Методика анализа функционально-семантических особенностей ДС:
лексикографическое и дискурсивное описание 30
2.3.1 Функционально-семантические свойства слова вообще 31
2.3.2 Функционально-семантические свойства слова вроде 37
2.3.3 Функционально-семантические свойства слова даже 40
2.3.4 Функционально-семантические свойства слова просто 46
2.3.5 Функционально-семантические свойства слова только 51
2.4 Выводы по второй главе 59
3 ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ 61
3.1 Национальная специфика дискурсивных слов. Трудности в их преподавании
иностранным учащимся 61
3.2 Обзор содержания учебных пособий по РКИ в аспекте изучения дискурсивных слов .64
3.3 Методические рекомендации по использованию материалов интернет-форума в
обучении РКИ 66
3.4 Образцы методических разработок на материале комментариев интернет-форума 69
3.5 Выводы по третьей главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 90
ПРИЛОЖЕНИЕ И 91
ПРИЛОЖЕНИЕ К 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 93
ПРИЛОЖЕНИЕ М 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 95
ПРИЛОЖЕНИЕ П 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Р 97
ПРИЛОЖЕНИЕ С 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 99
ПРИЛОЖЕНИЕ У 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф
1 ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 10
1.1 Понятие дискурса. Метод анализа связной речи 10
1.2 Категория речевой имплицитности. Её обусловленность ситуативностью и спецификой национального мышления 13
1.3 Дискурсивные слова как особый класс единиц, реализующий речевую имплицитность 16
1.4 Полифункциональность дискурсивных слов 19
1.5 Выводы по первой главе 21
2 ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСИВНЫХ СЛОВВООБЩЕ, ВРОДЕ, ДАЖЕ, ПРОСТО, ТОЛЬКО В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМА 23
2.1 Общая характеристика жанровой системы интернет-дискурса. Форум как
самостоятельный речевой жанр 23
2.2 Опыт описания дискурсивных слов в трудах отечественных лингвистов 26
2.3 Методика анализа функционально-семантических особенностей ДС:
лексикографическое и дискурсивное описание 30
2.3.1 Функционально-семантические свойства слова вообще 31
2.3.2 Функционально-семантические свойства слова вроде 37
2.3.3 Функционально-семантические свойства слова даже 40
2.3.4 Функционально-семантические свойства слова просто 46
2.3.5 Функционально-семантические свойства слова только 51
2.4 Выводы по второй главе 59
3 ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ 61
3.1 Национальная специфика дискурсивных слов. Трудности в их преподавании
иностранным учащимся 61
3.2 Обзор содержания учебных пособий по РКИ в аспекте изучения дискурсивных слов .64
3.3 Методические рекомендации по использованию материалов интернет-форума в
обучении РКИ 66
3.4 Образцы методических разработок на материале комментариев интернет-форума 69
3.5 Выводы по третьей главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 90
ПРИЛОЖЕНИЕ И 91
ПРИЛОЖЕНИЕ К 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 93
ПРИЛОЖЕНИЕ М 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 95
ПРИЛОЖЕНИЕ П 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Р 97
ПРИЛОЖЕНИЕ С 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 99
ПРИЛОЖЕНИЕ У 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф
Данная работа посвящена исследованию дискурсивных слов (ДС) на материале интернет-дискурса, что соотносится с основными тенденциями современной отечественной и мировой лингвистики. Сфера интересов лингвистической науки в настоящее время не ограничена исследованием структуры языка, она существенно раздвигает свои границы, включая человеческий фактор и позволяя всё «более отчетливо увидеть глубинные семантические основы языка и человеческой ментальности» для создания целостности восприятия речи [Маслова, 2018, с. 172]. В связи с этим возникает интерес к изучению ДС как наиболее прагматически нагруженного класса слов в русской речевой практике. В отечественной лингвистике этот класс слов чаще всего именуется частицами, поскольку именно они составляют его ядро и способны влиять на модальный план высказывания [Кацман, 2017].
Одним из крупнейших учёных прошлого века, который дал подробное описание класса модальных слов и частиц, был В.В. Виноградов. В своём фундаментальном труде по русской грамматике он указал на размытость его границ и предложил наиболее исчерпывающую классификацию [Виноградов, 2001]. Из более поздних трудов известна монография Т.М. Николаевой «Функции частиц в высказывании», в которой представлено описание дополнительной семантики частиц с точки зрения ситуативности [Николаева, 1985]. Наряду с исследованиями общих параметров класса частиц лингвистами было предложено множество описаний отдельных единиц на различном материале (Стародумова Е.А., Откидыч Е.В., Кацман Е.М., Гушкова Л.В., Малов Е.М., Горбова Е.В. и др.). Особо следует подчеркнуть вклад Н.В. Богдановой-Бегларян в исследование дискурсивных единиц русской речи [Богданова-Бегларян, 2014], а также значимость исследований В.А. Плунгяна, Баранова А.Н. и Рахилиной Е.В. для создания Путеводителя по ДС русского языка и популяризации «сложной и живой» лингвистической области для массового читателя [Баранов и др., 1993].
Несмотря на то, что тема дискурсивной лексики является достаточно хорошо разработанной отечественными лингвистами, актуальность исследования сохраняется благодаря высокой частотности использования ДС российскими участниками в общении на интернет-форумах и недостаточности методической базы для овладения этим классом слов иностранными учащимися.
Новизна данного исследования проявляется в выборе речевого материала: им послужили комментарии сообщества «Лига образования» на форуме информационно-развлекательного портала Пикабу. Для исследования были просмотрены около 1000 комментариев к постам, связанным с темой образования. Причина выбора этого материала заключается в его аутентичном, проблемном и спонтанном характере, что делает его эффективным в использовании обучению русской дискурсивной лексике студентов- иностранцев. Новизна определяется также разработкой методики описания дискурсивных слов с учетом их функциональных характеристик, проявляющихся в интернет- коммуникации.
Объектом исследования являются ДС вообще, вроде, даже, просто, только в текстах комментариев. Выбор слов определялся частотностью их использования участниками интернет-форума и статистическими данными НКРЯ.
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности ДС и их дидактический потенциал в практике преподавания РКИ.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей функционирования ДС в русском интернет-дискурсе для обнаружения дополнительных смыслов, привносимых ими в высказывание.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
1. Дать характеристику категории речевой имплицитности и рассмотреть ДС как одну из форм её реализации;
2. Описать жанровую систему интернет-дискурса и форум, как самостоятельный жанр интернет-коммуникации;
3. Изучить лексикографические описания выбранных слов в толковых онлайн- словарях и сопоставить их значения в таблице;
4. Провести краткий обзор учебных пособий по РКИ на наличие в их содержании ДС и определить жанровую специфику материалов, используемых для их обучения;
5. Разработать методические рекомендации по использованию материалов интернет-форума для овладения дискурсивной лексикой на занятиях РКИ.
Методы исследования. Решение поставленных задач обеспечивается использованием данных корпусной лингвистики и лексикографических описаний. В процессе исследования применяется комплексная методика, которая включает в себя приёмы количественных подсчетов, контекстуального и трансформационного анализа речевого материала.
Теоретическая значимость работы заключается в проведении исследования лексикографических баз данных в отношении списка дискурсивных слов с целью сопоставительного анализа их значений.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её результатов в практике преподавания РКИ, предполагающем включение материалов интернет-форума в содержание обучения. В работе даны рекомендации по адаптации текстов комментариев, представлены образцы методических разработок для обучения ДС на аутентичном материале.
Апробация. Материалы исследования были представлены в докладе на VIII (XXII) Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2021). В апробации методических разработок приняли участие иностранные студенты-бакалавры и магистранты уровня ТРКИ 2. В ходе апробации учащимся было предложено произвести трансформацию высказываний, содержащих дискурсивные единицы. По результатам проверки, правильные замены были произведены в 73% случаев, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы с дискурсивной лексикой.
Структура работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Одним из крупнейших учёных прошлого века, который дал подробное описание класса модальных слов и частиц, был В.В. Виноградов. В своём фундаментальном труде по русской грамматике он указал на размытость его границ и предложил наиболее исчерпывающую классификацию [Виноградов, 2001]. Из более поздних трудов известна монография Т.М. Николаевой «Функции частиц в высказывании», в которой представлено описание дополнительной семантики частиц с точки зрения ситуативности [Николаева, 1985]. Наряду с исследованиями общих параметров класса частиц лингвистами было предложено множество описаний отдельных единиц на различном материале (Стародумова Е.А., Откидыч Е.В., Кацман Е.М., Гушкова Л.В., Малов Е.М., Горбова Е.В. и др.). Особо следует подчеркнуть вклад Н.В. Богдановой-Бегларян в исследование дискурсивных единиц русской речи [Богданова-Бегларян, 2014], а также значимость исследований В.А. Плунгяна, Баранова А.Н. и Рахилиной Е.В. для создания Путеводителя по ДС русского языка и популяризации «сложной и живой» лингвистической области для массового читателя [Баранов и др., 1993].
Несмотря на то, что тема дискурсивной лексики является достаточно хорошо разработанной отечественными лингвистами, актуальность исследования сохраняется благодаря высокой частотности использования ДС российскими участниками в общении на интернет-форумах и недостаточности методической базы для овладения этим классом слов иностранными учащимися.
Новизна данного исследования проявляется в выборе речевого материала: им послужили комментарии сообщества «Лига образования» на форуме информационно-развлекательного портала Пикабу. Для исследования были просмотрены около 1000 комментариев к постам, связанным с темой образования. Причина выбора этого материала заключается в его аутентичном, проблемном и спонтанном характере, что делает его эффективным в использовании обучению русской дискурсивной лексике студентов- иностранцев. Новизна определяется также разработкой методики описания дискурсивных слов с учетом их функциональных характеристик, проявляющихся в интернет- коммуникации.
Объектом исследования являются ДС вообще, вроде, даже, просто, только в текстах комментариев. Выбор слов определялся частотностью их использования участниками интернет-форума и статистическими данными НКРЯ.
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности ДС и их дидактический потенциал в практике преподавания РКИ.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей функционирования ДС в русском интернет-дискурсе для обнаружения дополнительных смыслов, привносимых ими в высказывание.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
1. Дать характеристику категории речевой имплицитности и рассмотреть ДС как одну из форм её реализации;
2. Описать жанровую систему интернет-дискурса и форум, как самостоятельный жанр интернет-коммуникации;
3. Изучить лексикографические описания выбранных слов в толковых онлайн- словарях и сопоставить их значения в таблице;
4. Провести краткий обзор учебных пособий по РКИ на наличие в их содержании ДС и определить жанровую специфику материалов, используемых для их обучения;
5. Разработать методические рекомендации по использованию материалов интернет-форума для овладения дискурсивной лексикой на занятиях РКИ.
Методы исследования. Решение поставленных задач обеспечивается использованием данных корпусной лингвистики и лексикографических описаний. В процессе исследования применяется комплексная методика, которая включает в себя приёмы количественных подсчетов, контекстуального и трансформационного анализа речевого материала.
Теоретическая значимость работы заключается в проведении исследования лексикографических баз данных в отношении списка дискурсивных слов с целью сопоставительного анализа их значений.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её результатов в практике преподавания РКИ, предполагающем включение материалов интернет-форума в содержание обучения. В работе даны рекомендации по адаптации текстов комментариев, представлены образцы методических разработок для обучения ДС на аутентичном материале.
Апробация. Материалы исследования были представлены в докладе на VIII (XXII) Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2021). В апробации методических разработок приняли участие иностранные студенты-бакалавры и магистранты уровня ТРКИ 2. В ходе апробации учащимся было предложено произвести трансформацию высказываний, содержащих дискурсивные единицы. По результатам проверки, правильные замены были произведены в 73% случаев, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы с дискурсивной лексикой.
Структура работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках настоящей работы было изучено богатство речевого материала, созданного участниками интернет-форума, носителями русского языка. Исследование проводилось в рамках направления дискурсивного анализа в соответствии с основными тенденциями современной и мировой лингвистики: антропоцентричности, полилогичности, дискурсивности, что позволило обратиться к изучению языковой формы в связи с когнитивной категорией мышления.
В результате рассмотрения множества аутентичных текстов приходим к выводу, что разговорный интернет-дискурс - это использование языка для выражения сиюминутной ментальности с особыми синтаксическими построениями и дискурсивным употреблением единиц. Это такая организация собственной речи, где говорящий сам определяет способ её интерпретации, расставляя произвольно смысловые акценты и позволяя себе оставлять смысловые лакуны с расчётом на осведомлённость собеседника в результате принадлежности к общей культуре. Одним из средств успешной коммуникации и неотъемлемой характеристикой разговорной речи является использование ДС, как огромного пласта знаменательных и служебных единиц, которые без возможности соотнесения с определённым предметом или понятием обладают особым потенциалом в высказывании. ДС являются по своей сути полифункциональными, их основные функции заключаются в обеспечении связного построения дискурса и передачи необходимых смыслов. Также следует упомянуть об особой семантике ДС, которая проявляется в наличии наиболее общего инвариантного значения и множества контекстных вариаций.
Специфика класса дискурсивной лексики заключается в их обусловленности национальным мышлением - носителям языка не приходится прилагать усилий для овладения ими. Для изучающих русский язык, особенно тех, кто проживает вне языковой среды, этот класс представляет определённые трудности, что было выявлено в ходе апробации одного из упражнений разработок. Результаты показали, что у учащихся уровня ТРКИ 2 достаточно хорошо развита языковая интуиция, однако ~ в 27% случаев наблюдались несоответствия в употреблении ДС. Одним из решений этой проблемы видится привлечение текстов комментариев интернет-форума в содержание обучения как наиболее репрезентативного материала для обучения дискурсивной лексике. В процессе разработки системы упражнений к ним необходимо привлекать лексикографические данные в качестве справочного материала, но помнить при этом, что в словарях зафиксированы самые основные значения, подтверждённые многократным наблюдением составителей за функционированием ДС. Невозможно учесть все возможные семантические вариации ДС ввиду неограниченности комбинаций, которые они создают в различных языковых окружениях. Это предоставляет свободу творчества говорящему для реализации своих речевых намерений, но одновременно создаёт трудности для построения лингвистических описаний таких слов.
Проведение дальнейшей работы по описанию и введению дискурсивной лексики в содержание учебных пособий по РКИ представляется актуальным направлением. Это обеспечит формирование у учащихся практических умений в области коммуникативной компетенции и предоставит им возможность использовать творческий потенциал русского языка для более полной интеграции в русское культурно-языковое сообщество.
В результате рассмотрения множества аутентичных текстов приходим к выводу, что разговорный интернет-дискурс - это использование языка для выражения сиюминутной ментальности с особыми синтаксическими построениями и дискурсивным употреблением единиц. Это такая организация собственной речи, где говорящий сам определяет способ её интерпретации, расставляя произвольно смысловые акценты и позволяя себе оставлять смысловые лакуны с расчётом на осведомлённость собеседника в результате принадлежности к общей культуре. Одним из средств успешной коммуникации и неотъемлемой характеристикой разговорной речи является использование ДС, как огромного пласта знаменательных и служебных единиц, которые без возможности соотнесения с определённым предметом или понятием обладают особым потенциалом в высказывании. ДС являются по своей сути полифункциональными, их основные функции заключаются в обеспечении связного построения дискурса и передачи необходимых смыслов. Также следует упомянуть об особой семантике ДС, которая проявляется в наличии наиболее общего инвариантного значения и множества контекстных вариаций.
Специфика класса дискурсивной лексики заключается в их обусловленности национальным мышлением - носителям языка не приходится прилагать усилий для овладения ими. Для изучающих русский язык, особенно тех, кто проживает вне языковой среды, этот класс представляет определённые трудности, что было выявлено в ходе апробации одного из упражнений разработок. Результаты показали, что у учащихся уровня ТРКИ 2 достаточно хорошо развита языковая интуиция, однако ~ в 27% случаев наблюдались несоответствия в употреблении ДС. Одним из решений этой проблемы видится привлечение текстов комментариев интернет-форума в содержание обучения как наиболее репрезентативного материала для обучения дискурсивной лексике. В процессе разработки системы упражнений к ним необходимо привлекать лексикографические данные в качестве справочного материала, но помнить при этом, что в словарях зафиксированы самые основные значения, подтверждённые многократным наблюдением составителей за функционированием ДС. Невозможно учесть все возможные семантические вариации ДС ввиду неограниченности комбинаций, которые они создают в различных языковых окружениях. Это предоставляет свободу творчества говорящему для реализации своих речевых намерений, но одновременно создаёт трудности для построения лингвистических описаний таких слов.
Проведение дальнейшей работы по описанию и введению дискурсивной лексики в содержание учебных пособий по РКИ представляется актуальным направлением. Это обеспечит формирование у учащихся практических умений в области коммуникативной компетенции и предоставит им возможность использовать творческий потенциал русского языка для более полной интеграции в русское культурно-языковое сообщество.
Подобные работы
- Русские глаголы со значением «вести неоседлый образ жизни» (функционально-семантический аспект)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Некодифицированные написания в интернет-общении: система и норма
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Русские глаголы со значением «вести неоседлый образ жизни» (функционально-семантический аспект)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Специфика функционирования вводных слов и выражений со значением достоверности в современном научном стиле речи (на материале статей, входящих в базу РИНЦ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - Лексические средства выражения эмоций в миниатюрах С. Берегового: функционально-семантический аспект
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Русские пословицы, вербализующие оппозицию «прямота-лукавство» (лингвокогнитивный аспект)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - Лексико-семантическая группа «Артиллерийские орудия» в современной публицистике
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Лексико-семантическая группа «Артиллерийские орудия» в современной публицистике
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Текстовая категория автора в динамическом аспекте (на материале русских кулинарных книг Х1Х-ХХ1 вв.)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018



