🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Работа №197832

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы102
Год сдачи2021
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 10
1.1 Понятие дискурса. Метод анализа связной речи 10
1.2 Категория речевой имплицитности. Её обусловленность ситуативностью и спецификой национального мышления 13
1.3 Дискурсивные слова как особый класс единиц, реализующий речевую имплицитность 16
1.4 Полифункциональность дискурсивных слов 19
1.5 Выводы по первой главе 21
2 ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСИВНЫХ СЛОВВООБЩЕ, ВРОДЕ, ДАЖЕ, ПРОСТО, ТОЛЬКО В РЕЧЕВОМ ЖАНРЕ ИНТЕРНЕТ-ФОРУМА 23
2.1 Общая характеристика жанровой системы интернет-дискурса. Форум как
самостоятельный речевой жанр 23
2.2 Опыт описания дискурсивных слов в трудах отечественных лингвистов 26
2.3 Методика анализа функционально-семантических особенностей ДС:
лексикографическое и дискурсивное описание 30
2.3.1 Функционально-семантические свойства слова вообще 31
2.3.2 Функционально-семантические свойства слова вроде 37
2.3.3 Функционально-семантические свойства слова даже 40
2.3.4 Функционально-семантические свойства слова просто 46
2.3.5 Функционально-семантические свойства слова только 51
2.4 Выводы по второй главе 59
3 ДИСКУРСИВНЫЕ СЛОВА В АСПЕКТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ 61
3.1 Национальная специфика дискурсивных слов. Трудности в их преподавании
иностранным учащимся 61
3.2 Обзор содержания учебных пособий по РКИ в аспекте изучения дискурсивных слов .64
3.3 Методические рекомендации по использованию материалов интернет-форума в
обучении РКИ 66
3.4 Образцы методических разработок на материале комментариев интернет-форума 69
3.5 Выводы по третьей главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 90
ПРИЛОЖЕНИЕ И 91
ПРИЛОЖЕНИЕ К 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 93
ПРИЛОЖЕНИЕ М 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 95
ПРИЛОЖЕНИЕ П 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Р 97
ПРИЛОЖЕНИЕ С 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 99
ПРИЛОЖЕНИЕ У 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф

Данная работа посвящена исследованию дискурсивных слов (ДС) на материале интернет-дискурса, что соотносится с основными тенденциями современной отечественной и мировой лингвистики. Сфера интересов лингвистической науки в настоящее время не ограничена исследованием структуры языка, она существенно раздвигает свои границы, включая человеческий фактор и позволяя всё «более отчетливо увидеть глубинные семантические основы языка и человеческой ментальности» для создания целостности восприятия речи [Маслова, 2018, с. 172]. В связи с этим возникает интерес к изучению ДС как наиболее прагматически нагруженного класса слов в русской речевой практике. В отечественной лингвистике этот класс слов чаще всего именуется частицами, поскольку именно они составляют его ядро и способны влиять на модальный план высказывания [Кацман, 2017].
Одним из крупнейших учёных прошлого века, который дал подробное описание класса модальных слов и частиц, был В.В. Виноградов. В своём фундаментальном труде по русской грамматике он указал на размытость его границ и предложил наиболее исчерпывающую классификацию [Виноградов, 2001]. Из более поздних трудов известна монография Т.М. Николаевой «Функции частиц в высказывании», в которой представлено описание дополнительной семантики частиц с точки зрения ситуативности [Николаева, 1985]. Наряду с исследованиями общих параметров класса частиц лингвистами было предложено множество описаний отдельных единиц на различном материале (Стародумова Е.А., Откидыч Е.В., Кацман Е.М., Гушкова Л.В., Малов Е.М., Горбова Е.В. и др.). Особо следует подчеркнуть вклад Н.В. Богдановой-Бегларян в исследование дискурсивных единиц русской речи [Богданова-Бегларян, 2014], а также значимость исследований В.А. Плунгяна, Баранова А.Н. и Рахилиной Е.В. для создания Путеводителя по ДС русского языка и популяризации «сложной и живой» лингвистической области для массового читателя [Баранов и др., 1993].
Несмотря на то, что тема дискурсивной лексики является достаточно хорошо разработанной отечественными лингвистами, актуальность исследования сохраняется благодаря высокой частотности использования ДС российскими участниками в общении на интернет-форумах и недостаточности методической базы для овладения этим классом слов иностранными учащимися.
Новизна данного исследования проявляется в выборе речевого материала: им послужили комментарии сообщества «Лига образования» на форуме информационно-развлекательного портала Пикабу. Для исследования были просмотрены около 1000 комментариев к постам, связанным с темой образования. Причина выбора этого материала заключается в его аутентичном, проблемном и спонтанном характере, что делает его эффективным в использовании обучению русской дискурсивной лексике студентов- иностранцев. Новизна определяется также разработкой методики описания дискурсивных слов с учетом их функциональных характеристик, проявляющихся в интернет- коммуникации.
Объектом исследования являются ДС вообще, вроде, даже, просто, только в текстах комментариев. Выбор слов определялся частотностью их использования участниками интернет-форума и статистическими данными НКРЯ.
Предметом исследования являются функционально-семантические особенности ДС и их дидактический потенциал в практике преподавания РКИ.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей функционирования ДС в русском интернет-дискурсе для обнаружения дополнительных смыслов, привносимых ими в высказывание.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
1. Дать характеристику категории речевой имплицитности и рассмотреть ДС как одну из форм её реализации;
2. Описать жанровую систему интернет-дискурса и форум, как самостоятельный жанр интернет-коммуникации;
3. Изучить лексикографические описания выбранных слов в толковых онлайн- словарях и сопоставить их значения в таблице;
4. Провести краткий обзор учебных пособий по РКИ на наличие в их содержании ДС и определить жанровую специфику материалов, используемых для их обучения;
5. Разработать методические рекомендации по использованию материалов интернет-форума для овладения дискурсивной лексикой на занятиях РКИ.
Методы исследования. Решение поставленных задач обеспечивается использованием данных корпусной лингвистики и лексикографических описаний. В процессе исследования применяется комплексная методика, которая включает в себя приёмы количественных подсчетов, контекстуального и трансформационного анализа речевого материала.
Теоретическая значимость работы заключается в проведении исследования лексикографических баз данных в отношении списка дискурсивных слов с целью сопоставительного анализа их значений.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования её результатов в практике преподавания РКИ, предполагающем включение материалов интернет-форума в содержание обучения. В работе даны рекомендации по адаптации текстов комментариев, представлены образцы методических разработок для обучения ДС на аутентичном материале.
Апробация. Материалы исследования были представлены в докладе на VIII (XXII) Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2021). В апробации методических разработок приняли участие иностранные студенты-бакалавры и магистранты уровня ТРКИ 2. В ходе апробации учащимся было предложено произвести трансформацию высказываний, содержащих дискурсивные единицы. По результатам проверки, правильные замены были произведены в 73% случаев, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы с дискурсивной лексикой.
Структура работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках настоящей работы было изучено богатство речевого материала, созданного участниками интернет-форума, носителями русского языка. Исследование проводилось в рамках направления дискурсивного анализа в соответствии с основными тенденциями современной и мировой лингвистики: антропоцентричности, полилогичности, дискурсивности, что позволило обратиться к изучению языковой формы в связи с когнитивной категорией мышления.
В результате рассмотрения множества аутентичных текстов приходим к выводу, что разговорный интернет-дискурс - это использование языка для выражения сиюминутной ментальности с особыми синтаксическими построениями и дискурсивным употреблением единиц. Это такая организация собственной речи, где говорящий сам определяет способ её интерпретации, расставляя произвольно смысловые акценты и позволяя себе оставлять смысловые лакуны с расчётом на осведомлённость собеседника в результате принадлежности к общей культуре. Одним из средств успешной коммуникации и неотъемлемой характеристикой разговорной речи является использование ДС, как огромного пласта знаменательных и служебных единиц, которые без возможности соотнесения с определённым предметом или понятием обладают особым потенциалом в высказывании. ДС являются по своей сути полифункциональными, их основные функции заключаются в обеспечении связного построения дискурса и передачи необходимых смыслов. Также следует упомянуть об особой семантике ДС, которая проявляется в наличии наиболее общего инвариантного значения и множества контекстных вариаций.
Специфика класса дискурсивной лексики заключается в их обусловленности национальным мышлением - носителям языка не приходится прилагать усилий для овладения ими. Для изучающих русский язык, особенно тех, кто проживает вне языковой среды, этот класс представляет определённые трудности, что было выявлено в ходе апробации одного из упражнений разработок. Результаты показали, что у учащихся уровня ТРКИ 2 достаточно хорошо развита языковая интуиция, однако ~ в 27% случаев наблюдались несоответствия в употреблении ДС. Одним из решений этой проблемы видится привлечение текстов комментариев интернет-форума в содержание обучения как наиболее репрезентативного материала для обучения дискурсивной лексике. В процессе разработки системы упражнений к ним необходимо привлекать лексикографические данные в качестве справочного материала, но помнить при этом, что в словарях зафиксированы самые основные значения, подтверждённые многократным наблюдением составителей за функционированием ДС. Невозможно учесть все возможные семантические вариации ДС ввиду неограниченности комбинаций, которые они создают в различных языковых окружениях. Это предоставляет свободу творчества говорящему для реализации своих речевых намерений, но одновременно создаёт трудности для построения лингвистических описаний таких слов.
Проведение дальнейшей работы по описанию и введению дискурсивной лексики в содержание учебных пособий по РКИ представляется актуальным направлением. Это обеспечит формирование у учащихся практических умений в области коммуникативной компетенции и предоставит им возможность использовать творческий потенциал русского языка для более полной интеграции в русское культурно-языковое сообщество.



1. Антонова В., Нахабина М., Толстых А. Дорога в Россию : учебник русского языка (первый уровень). В 2 т. Т. I. - СПб. : Златоуст, 2013. - 200 с.
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. Москва: Наука, 1974. - 366 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Предложение и его смысл: логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. - Изд. 6-е. - Москва: URSS, 2009. - 382с.
4. Бабаева Е. В. Дискурсивное измерение ценностей: монография / Е. В. Бабаева: Фил. ГОУВПО "МЭИ (ТУ)" в г. Волжском, 2003. - 101с.
5. Баранов А. Н. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка / Рос. АН, Ин-т рус. яз.; [А. Н. Баранов и др.]. - М.: Помовский и партнеры, 1993. - 207 с.
6. Бахтин М. М.. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
7. Бейлинсон Л.С. Имплицитные речевые действия в профессиональном дискурсе // Lingua mobilis. Языкознание. - 2009. - №5 (19). - С. 71-79.
8. Богданов В.В. Текст и текстовое общение / В.В. Богданов. - СПб. : Изд-во СПб. гос. ун-та, 1993. - 68 с.
9. Богданова-Бегларян Н.В. Прагматемы в устной повседневной речи: определение понятия и общая типология // Вестник Пермского ун-та. - 2014. - №3(27). - С. 7-20.
10. Богуславский И. М. О соотношении семантики и синтаксических свойств некоторых ограничительных частиц в русском языке. Дис. ... канд. филол. наук. М., 1979 - 237 с.
11. Бондарко А.В. Эксплицитность/имплицитность в общей системе категоризации семантики // Эксплицитность/ имплицитность выражения смыслов. Калининград; Светлогорск, 2006 - С. 22-23.
12. Викторова Е.Ю. Прагматическая полифункциональность дискурсивных слов // Вестник ВГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2014. - №2. - С. 18-22.
13. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: Рус. яз., 2001. - 720с.
14. Волошинов, В. Н. Конструкция высказывания [Текст] / В. Н. Волошинов // Литературная учеба. — 1930. — № 3. — С. 65-87.
15. Гакен О. Д., Малышкина Н. Б. Теоретические и прикладные аспекты функционально-семантического подхода к изучению языка // Вестник Ивановского гос. ун-та. - 2002. - С. 100-107.
16. Горбунова М.В. К истории возникновения термина «дискурс» в лингвистической науке // Известия Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. - 2012. - №27. - С. 244-247.
17. Горелов И. Н. Основы психолингвистики [Текст] : Учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - Москва: Лабиринт, 1998. - 256 с.
18. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Владимирова Т.Е. и др. — 2$е изд., испр. и доп. — М. — СПб.: “Златоуст”, 2001. — 28 с.
19. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Иванова Т.А. и др. — М. — СПб: “Златоуст”, 1999.— 40 с.
20. Грайс Г.П. Логика и речевой общение // Новое в зарубежной лингвистике. - 1985. - Вып. XVI. - С. 217 - 237.
21. Гушкова Л.В. Особенности употребления эмоциональной частицы что за в текстах Н.В. Гоголя // Вестник Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. - 2014. - № 7 (336). - Вып. 89. - С. 23-26.
22. Волошинов, В. Н. Конструкция высказывания // Литературная учеба. -1930.
- № 3. - С. 65-87.
23. Дискурсивные слова русского языка: опыт контекстно-семантического описания / Баранов А. Н., Бонно К., Василевская Н. Б. и др.; Под ред. К. Киселевой и Д. Пайара; МГУ им. М. В. Ломоносова. Филол. фак. - М.: Метатекст, 1998. - 446 с.
24. Егорова О.С. Актуальные проблемы коммуникативного синтаксиса // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. - С. 116-119.
25. Егорова О. С., Купцов А. Е. Особенности функционирования частиц в коммуникативной структуре предложения // Ярославский педагогический вестник. - 2012.
- № 4. - С. 155-160.
26. Ерофеева Д.И. Особенности интернет-дискурса. Выпускная
квалификационная работа. С-Пб., 2017. - 95 с.
27. Зализняк А.А., Падучева Е.В. Опыт семантического анализа русских дискурсивных слов: пожалуй, никак, все-таки // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. - 2018. - № 3. - С. 628—652.
28. Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Т.А. Ван Дейк. Язык. Познание. Коммуникация. Вступительная статья. - М.: Прогресс, 1989. - С. 5-11.
29. Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст: введение в социальную эпистемологию языка / И. Т. Касавин ; Российская акад. наук, Ин-т философии. - Москва: Канон+, 2008. - 542 с.
30. Кацман Е. М. Дискурсивная частица как раз и ее функции в составе высказывания // Научный диалог. — 2017. — № 12. — С. 139—150.
31. Кибрик А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе: Дис. ... док.фил. наук М., 2003. - 90с.
32. Комарова З.И. Коммуникативно-прагматическая парадигма в дисциплинарно-методологическом пространстве современной лингвистики // Вестник Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. - 2013. - №1 (292). - Вып. 73. - С. 66-71.
33. Кудлик Е.С., Антонова А.Б. «Говорить как русские»: к вопросу об актуальности преподавания дискурсивных слов иностранным студентам-лингвистам // Электронный научный журнал Байкальского гос. ун-та. - 2018. - т.9. - №1. - С. 13-13.
34. Лебедева Н.В. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестник Барнаульского гос. пед. ун-та. - 2001. - № 1-2. - С. 4-10.
35. Лексический минимум по русскому языку как иностранному: Элементарный уровень. Общ. владение / [Андрюшина Н.П., Козлова Т.В.]. - М.: ЦМО МГУ; СПб: Златоуст, 2014. - 80 с.
36. Лексический минимум по русскому языку как иностранному: Второй сертификационный уровень. Общ. владение / [Андрюшина Н.П., Козлова Т.В.]. - М.: ЦМО МГУ; СПб: Златоуст, 2014. - 164 с.
37. Макаров М.Л. Основы теории дискурса - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
38. Манаенко С.А. Функциональная типология дискурсивных слов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2017. - № 1. - С. 61¬66.
39. Маслова В.А. Основные тенденции и принципы современной лингвистики // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранный языки и методика их исследования. - 2018. - Т. 16. - № 2. - С. 172—190.
40. Морослин П.В. К вопросу о жанровой классификации ресурсов интернета // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: гуманитарные науки. - 2010. - №8 (88). - С. 154-160.
41. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. Сборник переводов. Под ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. - 640 с.
42. Нагорный И.А. Коммуникативно-прагматические свойства русских частиц как инструментариев межкультурной коммуникации: к вопросу о специфике отражения коммуникационных процессов в речевой сфере // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - 14 (263). - С. 113-122.
43. Наумова Л.А. Пресуппозиции в логике и лингвистике // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гум. академии.- Самара, 1998. - Вып. 5. - С. 236-255.
44. Николаева Е.В. Дискурсивные слова и особенности их функционирования в среднеанглийском диалогическом дискурсе // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2014. - №2 (82). - С. 122-128.
45. Новиков Л. А. Семантика русского языка / Л. А. Новиков. - Москва: Высшая школа, 1982. - 272 с.
46. Одинцова И.В. Импликация и инференция в лингводидактике // Мир русского слова. - 2016. - №4. - С. 91-96.
47. Патрушева Л.С. Форум как речевой жанр интернет-дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.С. Патрушева. - Ижевск, 2015. - 25с.
48. Плунгян В.А. О дискурсивных словах, их роли в нашей речи и бесполезности борьбы с ними. [Электронный ресурс]. - URL: https://postnauka.ru/faq/8572(дата обращения: 23.04.2021).
49. Прияткина А.Ф. Словарь служебных слов русского языка / А.Ф.Прияткина,Е.А.Стародумова, Т.Н.Сергеева. - Владивосток: ДВГУ, 2001. - 363с.
50. Румянцева Е.В. Многозначность частицы «же» в аспекте РКИ // Материалы докладов и сообщений XXI международной научно-методической конференции СПб гос. ун-та технологии и дизайна. Санкт-Петербург, 05 февраля 2016 г. - СПб., 2016. - С. 114¬118.
51. Савченко Д.С. Предлог вроде как функциональная единица устной речи // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. - 2014. - Вып. 3(27). - С. 31-41.
52. Семёнова О.В. Морфологический статус и синтаксические функции слова вроде: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.В. Семёнова. - М., 2000. - 16 с.
53. Скороходов, Л.Ю., Хорохордина, О.В. Окно в Россию. Часть 1. Учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа. В двух частях. Часть первая. — 4-е изд. — СПб. : Златоуст, 2015. — 192 с.
54. Стародумова Е.А.Русские частицы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд- воДальневост. ун-та, 1997. - 68 с.
55. Стародумова Е. А. Акцентирующие частицы в русском языке.— Владивосток: Изд- во Дальневост. ун-та, 1988. - 96 с.
56. Стародумова Е.А. Частицы русского языка. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 292 с.
57. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история / пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. - 368 с.
58. Ульянова М.А. Классификация жанров интернет-дискурса // Lingua mobilis. - 2014. - № 3 (49). - С. 102-110.
59. Хворостин Д.В. Скрытые компоненты смысла высказывания: принцип выявления: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.В. Хворостин. - Челябинск, 2006. - 22с.
60. Хурматуллин А.К. Понятие дискурса в современной лингвистике // Учебные записки Казанского гос. ун-та. Гуманитарные науки. - 2009. - т.151, кн. 6. - С. 31-37.
61. Шапиро А. Б. Очерки по синтаксису русских народных говоров: строение предложения. - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. - 317 с.
62. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Ленинград: Наука, 1974. - 427 с.
63. Щипицина Л.Ю. Классификация жанров компьютерно-опосредованной коммуникации по их функции // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И.Герцена. Филология. - 2009. - № 114. - С. 171-178.
64. Яковлева Э.Б. Полилог - третья форма речи? // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Филология. - 2007. - №1. - С. 82¬89.
65. Harris Z.S. Discourse analysis // Language. — 1952. — Vol. 28. — p.1—30.
66. Nummikoski Marita. Troika: A Communicative Approach to Russian Language, Life, and Culture. Wiley, 1996. — 640 p.
67. Schiffrin D. Approaches to discourse. Blackwell publishers, 1994 - 470 p.
68. Информационно-развлекательное сообщество Пикабу [Электронный
ресурс]. - URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Пикабу (дата обращения: 23.04.2021).
69. Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://lexicography.online/(дата обращения: 23.04.2021).
70. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://ruscorpora.ru/new/ (дата обращения: 23.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ