Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности становления новых религиозных движений в России (на примере «Томского общества сознания Кришны»)

Работа №197831

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

антропология

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. НРД как феномен современной духовной жизни 6
1.1. Многообразие НРД в современной социальной действительности 6
1.2. НРД в России: истоки и причины становления 15
1.3. Формирование организации МОСК на Западе 19
1.4. МОСК в России: возникновение, этапы развития 28
Глава 2. Основные аспекты вероучения МОСК 37
2.1. Принципы веры 37
2.2. Вайшнавский этикет и используемая атрибутика 47
Глава 3. Особенности становления МОСК в Томске 54
3.1. МОСК в Томске: возникновение, особенности развития 54
3.2. Бхакти-врикша, как площадка для реализации вероучения 59
Заключение 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Актуальность темы исследования. Возрастающий интерес общественного сознания к религии и духовности в постсоветский период способствовал становлению религиозных организаций самого разного толка. Процесс секуляризации ошибочно считался этапом отмирания религии, как части социальной и индивидуальной жизни граждан. Начиная со второй половины прошлого века, в среде западной молодежи США появляются контркультурные тенденции, согласно которым негативную коннотацию получают старые каноны и ценности, на смену которым приходят более революционные настроения (протесты против войны во Вьетнаме, защиту угнетенных слоев населения). В тоже время, происходит воспевание простоты мировосприятия «битников», о чем говорил в своем романе «В дороге» Джек Керуак. Контркультурные процессы, как нам показывает история, появляются в те периоды, когда прошлые нормы и ценности становятся не в состоянии отражать складывающуюся общественную ситуацию, но взамен им новые ещё не сложились. Таким образом, стагнация политической и духовной жизни на определенном этапе развития в СССР привела к перенятию западных контркультурных тенденций советской молодежью. В плане духовной жизни с конца 80¬х годов ХХ столетия на советском пространстве начало берут процессы формирования новых религиозных движений (НРД). В данной работе нами будет рассмотрено НРД, которое получило известность и широкий круг последователей в России: Международное общество сознания Кришны (МОСК). В 1960-е, начав свое распространение в США, это НРД впоследствии обрело сторонников в Советском Союзе. Современная российская действительность в духовной сфере изобилует многообразием религиозных движений, где МОСК отведено свое место. В Томске действует отделение (ятра) МОСК: «Томское общество сознания Кришны».
Целью исследования является выявление специфических особенностей становления НРД в России, в частности, организации «Томское общество сознания Кришны».
Задачи исследования.
1. Рассмотреть НРД в контексте современной социальной действительности.
2. Определить причины и этапы становления НРД МОСК и организации «Томское общество сознания Кришны».
3. Выявить основные трудности процесса формирования НРД в России и томской вайшнавской организации. 
4. На основе материалов полевого исследования выделить особенности томской организации МОСК.
Объект исследования - Международное общество сознания Кришны.
Предмет исследования - особенности становления новых религиозных движений в России (на примере «Томского общества сознания Кришны»).
Степень изученности темы исследования.
Проанализировав некоторую часть научной литературы, мы пришли к выводу, что западные исследователи НРД в своих работах охватили многие аспекты этого религиозного феномена: этапы формирования неорелигиозных движений, их классификация, история становления, некоторые догматические особенности. Серьёзную работу по изучению НРД провела Айлин Баркер, уделившая особое внимание Церкви объединения. Попытки классификации НРД производили такие, к примеру, исследователи, как Маргарет Тэлер Сингер и Рональд Энрот. Также стоит выделить итальянского социолога религий и специалиста по неорелигиям - Массимо Интровиньё, который является основателем «Центра изучения новых религий» в Турине.
Из отечественных исследователей НРД обозначим работы И.Я. Кантерова, Е. Г. Балагушкина, Н. А. Трафимчука, Л. И. Григорьеву, которые уделяли внимание вопросам религиозных меньшинств, классификации НРД, философским аспектам вероучений. Л. Н. Борисова занималась составлением «социального портрета вайшнава».
Международное общество сознания Кришны из зарубежных специалистов изучали Стивен Алан Кент, Томас Джонс Хопкинс - история, причины формирования движения, анализ вероучения.
Из отечественных исследователей МОСК выделим труды С. И. Иваненко, Р. Н. Лункина, которые анализировали специфику этого движения на советском пространстве и в современное время.
Относительно «Томского общества сознания Кришны» исследования проводили У. В. Малахатько, С. И. Иваненко, которые рассматривали некоторые аспекты вероучения и трудности, с которыми сталкивались томские вайшнавы, к примеру, изучался процесс суда над книгой - священным писанием вайшнавов МОСК - «Бхагват Гитой как она есть». Р. А. Быков изучал вопросы интерпретации этой книги, а также особенности социальных установок адептов НРД, в частности, адептов МОСК.
Новизна исследования.
В ходе исследования нами было выявлено, что движение МОСК изучалось специалистами с таких методологических позиций религиоведения, как казуальный анализ, историзм, использовались генетический и сравнительно-исторический подходы, также применялись методы социологического исследования. Новизна проделанной нами работы в использовании антропологических методов, где особое место занимает метод включенного наблюдения, которым мы пользовались для изучения «Томского общества сознания Кришны». Нами была изучена специфика такого характерного для этого неорелигиозного движения аспекта, как еженедельные собрания адепов - бхакти-врикша. Период, в который проводилось исследование - осень 2016-весна 2017. Кроме того, нами были выявлены функции и типы собраний, характерных для томских верующих организации МОСК.
Методы исследования.
1) Включенное наблюдение (применялся в полевых условиях для изучения «Томского общества сознания Кришны).
2) Анализ документов (изучение священного писания МОСК: книг основателя движения - Шрилы Прабхупады, которые составляют источниковую базу исследования).
3) Emik-подход (использование этого подхода обусловлено тем, что предметом исследования является конкретное религиозное движение - МОСК; в ходе работы мы оперируем понятийным аппаратом изучаемой организации; элементы религиозной культуры рассматриваются с точки зрения их понимания адептами изучаемого общества; до момента начала исследования мы не располагали данными о том, какие именно единицы анализа в данной работе нами будут рассмотрены - эти факты соответствуют выведенным Дж. Берри критериям для еmik-подхода) .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемы кризиса традиционных религий и появляющиеся новые формы «поклонения» начали рассматриваться учеными и религиозными деятелями ещё в первой половине ХХ века.
Основываясь на рассуждениях И. Ваха и П. Тиллиха можно сделать вывод, что в идеологиях, которые развивались в их современность, авторы выявили наличие религиозных черт. Возможно, таким образом, они пытались объяснить популярность таких, к примеру, массовых идеологий, как фашизм или коммунизм. Идеологическое мировоззрение - стремление к «конечной реальности» стало альтернативой и своеобразной заменой религиозному опыту. Получается, что идеологические и религиозные воззрения порой взаимозаменяемы. Этому факту способствует обусловленность социальной действительности, которая является данностью, господствующей на определенной территории, историческом промежутке времени или ментальном пространстве - «в головах людей». В таком случае, если эта действительность или данность идеологизирована, то вбирающая в себя некие религиозные черты идеология может являть собой замену религии.
Со второй половины ХХ века широкое распространение начинают получать новые религиозные движения (НРД). Выделяют несколько основных видов НРД в зависимости на идеи, каких религий или мировоззренческих установок они опираются.
В качестве итога по представленному материалу в первой главе хотелось бы произвести разделение в классификации НРД по характеру их самоопределения в системе религиозных организаций.
Одни НРД претендуют на историзм и традиционность. Священные писания этих НРД могут быть идентичными с писаниями (или частью писаний) традиционных религий. Так, многие неохристианские религиозные движения в качестве священного писания используют библию, к примеру, Новый Завет, но также в рамках вероучения могут создаваться псевдобиблейские писания, в которых во многом заимствуются сюжеты из библии, но благодаря своеобразной трактовке древнего религиозного источника получаются совершенно новые, лишь отчасти схожие с оригиналом тексты: «Последний Завет» Церкви последнего завета, «Книга Мормона» Церкви Иисуса Христа святых последних дней и т.д.
Другие НРД, хотя могут и не претендовать на историзм, но свою претензию на истинность отстаивают благодаря синтезированию нескольких вероучений, религий, мировоззренческих установок, научных концепций - такая эклектика способствует этим движениям «подняться» над религиозным уровнем в том смысле, что человек уже не 74
принадлежит к какой-либо церкви, религиозной традиции. Божественное в нью-эйдж направлениях обезличено, максимально абстрактно. Не церковь, но человек сам способен выбрать, во что и каким образом ему верить - возможно, именно поэтому нью-эйдж направления так трудно поддаются классификации, так как за неимением общих характерных черт становится практически невозможно выявить структуру и догматическую составляющую нью-эйдж движений. Иногда под «НРД» понимают именно нью-эйдж движения.
Для современной социальной действительности характерно многообразие НРД. Скорее всего, невозможно полностью описать весь спектр многочисленных неорелигиозных течений - мы в своей работе и не ставили такой задачи, но постарались сделать краткий обзор, по нашему мнению, основных направлений НРД.
Международное общество сознания Кришны (МОСК), а организация «Томское общество сознания Кришны» является его составной частью, - это неоориенталистское НРД, которое было основано в США индийским монахом Абхаем Чаранаравиндой Бхативедантой Свами Прабхупадой в 1966. На фоне контркультурного движения 1960-х движение распространялось быстрыми темпами и обрело большое число последователей уже в первые годы создания.
Во второй главе нами были рассмотрены основы вероучения МОСК и вайшнавский этикет. Адепты МОСК верят в Верховную Личность Бога - Кришну, который является воплощением Вишну - бога индуистского пантеона. Главной направленностью вероучения является культивирование чувства любви к Кришне, реализуемое посредством «преданного служения» Верховной Личности Бога. Вайшнавский этикет представляет собой свод правил и предписаний, которые обязан исполнять преданный в своей религиозной и повседневной жизни - как показало исследование, грань между этими сферами бытия у адептов практически отсутствует.
В СССР началом распространения этого движения принято считать приезд (1971) основателя МОСК в Москву. Деятельность первых советских последователей носила нелегальный характер, и лишь в 1988 МОСК удалось зарегистрировать, как официальную религиозную организацию.
Одна из важных причин распространения этой организации в СССР заключается в том, что религиозная жизнь граждан на протяжении десятилетий существования советской власти находилась в не легитимированном состоянии. Открывшийся «железный занавес» способствовал распространению большого количества религиозных движений на советском, а затем и постсоветском пространстве. Кроме того, в перестроечное время в России появились НРД отечественного происхождения. Это позволило исследователям говорить об образовании религиозного плюрализма, возникшего, как следствие долгой религиозной депривации и пришедшего на смену старым, изжившим себя ценностям.
Одним из таких привнесенных из-за границы НРД стало Международное общество сознания Кришны.
Можно выделить несколько этапов становления МОСК в России.
Первый - с 1971, приезда основателя общества в Москву и появления первых советских адептов, до 1993, когда была принята конституция Российской Федерации. 1988 год - особо важная дата в этом периоде, так как именно в этом году общество в Союзе было официально зарегистрировано.
Второй - с 1993 по начало 2000-х, когда были сформированы российские региональные ятры (отделения, движения) МОСК, появились практически все «звенья» иерархической системы преданных (адептов) этого религиозного общества: от неофитов, лидеров региональных секторов до санньясинов - монахов. Также в это время было построено большое количество вайшнавских храмов.
Третий - современный этап. Для этого этапа особенно характерно развитие «внехрамовых» форм реализации вероучения. Гурукула, к примеру, - это вайшнавская школ для подростков - в своей работе мы не рассматривали эту структуру ввиду её малой изученности, отсутствия авторитетной и научной литературы и ещё слабой распространенности этой формы реализации вайшнавского вероучения в России. Намма- хата - это периодические собрания преданных с целью изучения священного писания. Бхакти-врикша - это также собрания преданных, но кроме изучения догматической составляющей, особое внимания здесь уделяется внутригрупповым связям между преданными. Встречи бхакти-врикши носят более неофициальный характер - данная структура была рассмотрена нами в третьей главе.
Томская вайшнавская организация имеет насыщенную историю общественной жизни. Несколько пережитых верующими судебных разбирательств не способствовали снижению популярности МОСК в среде современных НРД. Напротив, сообщения, освещающие в СМИ деятельность МОСК, вызывают в обществе бурную полемику. Критику движения, в частности, со стороны сторонников РПЦ можно рассматривать, как проявление интереса к востребованности МОСК в современном обществе.
Иерархическую структуру общества МОСК условно можно представить в виде древа, где стволом является главный управленческий орган - GBC, который руководит всеми подразделениями организации. На государственном уровне также существует руководящий совет, а в регионах - советы местных ятр (отделений). Также существуют советы секторов бхакти-врикш, и самой мелкой структурной единицей, собранием (бхакти-врикша), руководит его лидер.
Методом включенного наблюдения нами была изучена специфика такого характерного для этого неорелигиозного движения аспекта, как еженедельные собрания адепов - бхакти-врикша. Период, в который проводилось исследование - осень 2016-весна 2017. В ходе включенного наблюдения нами были выявлены функции и типы бхактиврикши.
Функции бхакти-врикши:
- коммуникативная (общение преданных);
- социализирующая (новые социальные роли);
- мировоззренческая (смена ценностных установок);
- приобретение новых компетенций (обретение специфических навыков, знаний).
Типы бхакти-врикши:
- стационарная (наиболее распространенный тип);
- мобильная (встреча преданных на другой территории);
- онлайн (встреча преданных разного уровня);
-тематическая (по интересам, в основном для приобретения новых навыков).
Исходя из выявленных функций, можно заключить, что бхакти-врикша - это не просто собрание. Бхакти-врикша не является альтернативой храмового богослужения, но поскольку в самой основе вероучения заложена идея о постоянном «преданном служении», то собрания преданных, в большей мере, можно отнести к специфике повседневной жизни адепта. Эта специфика заключается в том, что религиозные практики начинают занимать главенствующее положение в жизни человека. Происходит размытие границ светской и религиозной жизни притом, что в профессиональной сфере человек может заниматься далекой от религии деятельностью. В рамках исследования нами было установлено, что многие преданные работают в разных отраслях экономики, а также могут являться государственными служащими, однако, это не умаляет их роли в религиозном обществе, как практикующего преданного. В МОСК для реализации религиозной практики не обязательно быть санньясином (монахом) и вести отшельнический образ жизни. Как показало включенное наблюдение, адепты МОСК, в своей массе, являются социализированными личностями в плане общественных отношений, однако, это не исключает ведения во многом закрытого от обывателя религиозного образа жизни. Несмотря на расположенность к коммуникации и привлечению новых адептов, важным критерием, располагающим к близкому общению преданных, является вопрос принадлежности к МОСК. Дело в том, что в вопросах, касающихся повседневных забот, личной жизни, бытовых проблем, а тем более религиозной сферы преданные доверяют и полагаются лишь на представителей религиозной группы в рамках общества МОСК, своей региональной ятры, особенно бхакти-врикши. Это обусловлено самой спецификой вероучения. Во втором тексте «Нектара наставлений» описаны шесть видов деятельности преданного, которые «пагубно отражаются на преданном служении». Из них выделим три пункта: «без особой необходимости ведет разговоры на мирские темы», «общается с людьми мирского склада, которым неинтересно сознание Кришны», и «жаждет мирских успехов». Таким образом, можно сказать, что религиозные догмы выступают в роли критерия отбора с кем и по какому поводу вступать в коммуникативную связь. Следовательно, здесь важно выделить следующие особенности, характерные для адептов МОСК: доверительное отношение к представителям своей религиозной группы и ограничение возможности доступа в личное пространство кругом преданных. Также можно сделать вывод и о наличии двойных социальных ролей у преданных. Конечно, у каждого человека социальных ролей, как правило, несколько и они меняются на протяжении всей жизни, но хотелось бы выделить две главные социальные роли преданного в рамках нашего исследования: религиозная социальная роль (адепт МОСК) и светская социальная роль, реализующаяся в профессиональной сфере и контактах с «не преданными».
Бхакти-врикша является средством для реализации духовной практики, которой посвящена большая часть жизни преданного. В ходе исследования были выявлены функции и типология бхакти-врикши. Основываясь на материалах, полученных в ходе включенного наблюдения, можно сделать вывод, что бхакти-врикша - это одна из площадок для реализации вероучения и важная особенностей МОСК, как НРД.



1. Конституция СССР. - М.: 1986. С.2.
2. Закон РФ «О свободе вероисповедания» //Советская Россия. 1990. 10
ноября; Проект Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» //Российская газета. 1997. 16 сентября. С.5.
Литература
3. Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма./Ред. сост. А.А.Скородумов, А.Н.Швечиков. Гл. ред. А.И.Субетто, СПб.: Изд. Центр СПбГМТУ, 1999. С.306
4. Балагушкин Е. Г. Глава V. Церковь Последнего Завета (синкретическое христианство Виссариона) // Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. — М.: Институт философии РАН, 1999. — Т. 1. — С. 160—223.
5. Балагушкин Е. Г. Бхактиведанта Ш. П. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — Т. 1. — С. 286-288.
6. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. — СПб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997.
7. Ватман, С. В. Бенгальский вайшнавизм. - СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2005.
8. Вах И. Социология религии. Часть I “Методологические пролегомены” // Социология религии: классические подходы. Хрестоматия / М.П. Гапочкина, Ю. А. Кимелев. М.: 1994. — С. 213.
9. Гайдуков А. В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, Дом Журналиста, 14 декабря 2012 г./ Под ред. Е. С. Элбакян, С. И. Иваненко, И. Я. Кантерова, М. Н. Ситникова. - М.: Древо жизни, 2013. - С. 169-180.
10. Гараджа В. И. Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - М.: Наука, 1995.
11. Григорьева Л. И. Новые религиозные движения и государство в современной России // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия: Материалы семинаров, ноябрь—декабрь 2000 г., Москва / Институт религии и права; Институт «Открытое общество»; Под ред. А. В. Пчелинцева и Т. В. Томаевой. — М., 2001. — С. 90-96.
12. Григорьева Л. И. (под псевдонимом Никитин И. П.) Белое братство — Юсмалос // Этнографическое обозрение. — 1995. — № 2. — С. 128-140.
13. Григорьева Л. И. Шри Чинмоя культ // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., и доп. — М.: Республика, 2002. — С. 573. — 624.
14. Дьюрем К. Свобода религии: модель США//Мировой опыт государственно-церковных отношений/ Под общ. ред. д.ф.н., проф. Н.А.Трофимчука.-М.1998. С 22-44.
15. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц: В 2 т.. — М.: Рус. яз., 2000. — С. 796.
16. Забияко А. П. Теологические трактовки квазирелигий ( концепции Й. Ваха и П. Тиллиха) // Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд / И. Т. Касавин, ред. М., 2008. —С. 130.
17. Иваненко С. И. Кришнаиты в России: правда и вымысел. — М.: Философская книга, 1998. — С. 294.
18. Иваненко С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. — М.: Философская книга, 2008. — С.320.
19. Исаева Н. В. Ачинтья-бхеда-абхеда // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2009. — С. 126-127.
20. Исаева H. В. Майя // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
21. Кантеров И. Я. Новые религии в России и молодёжь (о деятельности религиозных объединений среди молодёжи) // Свеча-97: Сборник методологических и методических материалов по религиоведению и культурологии./Ред.-сост. Е. И. Аринин. Архангельск, 1997 — С.51-67.
22. Кантеров И. Я. Последователи «Нью эйдж» не нашли свое место в церкви //Новая Газета приложение Религии. - 2003. - Т. 2.
23. Колкунова К. А. Методологические проблемы исследования квазирелигий // Религиозность в изменяющемся мире [Текст] : сборник материалов I Междунар. зимней религиоведческой школы, г. Волгоград, 28 января — 3 февраля 2008 г. / М-во образован. РФ, Волгоградский гос. ун-т.. — Волгоград.: 2008. — С. 55—62.
24. Капица Ф. С. Лихо // Тайны славянских Богов. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — С. 170-171.
25. Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха. - М.: Канон+, 2009. —С.288.
26. Лункин Р. Н. Белое Братство: от конца света к семейному счастью // Русское ревью. — Кестонский институт, 2008. — № 27. — С. 9.
27. Малахатько У. В. Новые религиозные движения в Томске // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 348. — С. 55-58.
28. Мирча Элиаде. Шаманизм: архаические техники экстаза. Пер. с англ. — Киев.: 2000. — С. 179.
29. Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука,1975.
30. Пахомов С. В. Чинмой // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красикова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 1416 — 1520.
31. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. — М: Астрель, АСТ, 2002. —С. 464.
32. Почебут Л. Г. Мейжис И. А. Социальная психология. - Спб.: Питер, 2016. - С. 576.
33. Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. Дис. канд. филос. наук. М., 1999. - С.152.
34. Пудов В.С. На пути к свободе совести/ Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и о. Марка (Смирнова). - М.: Прогресс, 1989. - 496 с. // B.C. Пудов "Кришнаиты-вайшнавы в СССР" С. 466-477.
35. Религии народов современной России: Словарь / Ред кол.: Мчедлов М.П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др.-. М.:Республика, 1999. - С.624.
36. Русское православие: вехи истории. Н.Новгород: Нижегородский
гуманитраный центр, 1998. - С. 375.
37. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / В. П. Даркевич, С. А. Плетнева, М.: Наука, 1987.
38. Седиенко А. С. Международное Общество Сознания Кришны в России: дис. на соискание ученой степени канд. философ. наук. РГПУ им. Герцена, СПб, 2001.
39. Селезнева Т.Н., Морозова Д.П., ГломоздаН.Я. Влияние сахаджа-йоги на человека// Труды международной научной конференции “Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад”. - С. - Петербург,1995. - С. 81- 82.
40. Скороходова Т. Г. Феномен Рабиндраната Тагора в контексте Бенгальского Ренессанса (к 150-летию со дня рождения) // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 146-156.
41. Скороходова Т. Г. Религиозный гуманизм Бенгальского Возрождения //Вопросы философии, 2008, № 8. С.158-168.
42. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. - М.: Юрист, 1995. —С. 479.
43. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. — М.: Наука, 1964.
44. Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. — М.: Наука, 1964.
45. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональняе состояния. Спб.:2007. С 292.
46. Угай Д. В. Гаудия-вайшнавизм на Западе: универсальный характер традиции // Путь Востока: Культурная, этническая и религиозная идентичность. Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С. 12.
47. Фаликов Б. З. Белое братство // Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда. — М.: РГГУ, 2007. — С. 228—242.
48. Шнирельман. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012.
49. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985. С.139-142; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М., 1996. С.44, 45.
50. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: ACT, 2000. — С. 1376.
51. J. Stillson Judah The American Children of Krsna: A Study of the Hare Krsna Movement by Francine Jeanne Daner // American Anthropologist. — 1977. — Т. 79, № 2. — С. 455.
52. Margaret Thaler Singer with Janja Lalich. Cults in Our Midst. San-Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers, 1995.
53. Myths, Rites, and Attitudes. — Honolulu: East-West Center Press, 1966. — С. 3-22.
54. Pretorius S. P. (University of South Africa) The concept «salvation» in the Church of Scientology // Theological Studies/Teologiese Studies. — 2006 — Vol. 62. — № 1. — P. 313—327
55. Ronald Enroth. The Lure of the Cults and New Religions. Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1987.
Источники
56. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Нектар преданности. - М.:
Bhaktivedanta Book Trust, 2007. — С. 25.
57. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтаньи. - М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2005.
58. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. — 3-е издание, исправленное. — М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2009. — С. 590.
59. Бхакти Викаша Свами. Сознание Кришны. Руководство для начинающих. - Н. Новгород.: Бхактиведанта Бук Траст, 1999.
60. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Н. Новгород.: Христианская библиотека, 2006. — С.234
61. ПМА - Полевые материалы автора. Включенное наблюдение. «Томское общество сознания Кришны».Октябрь 2016 - май 2017.
62. Прозрение. Православный информационно-просветительский канал, №1//Кришнаты в России, М.:1998.
63. Сатсварупа дас Госвами «Прабхупада. Человек Святой. Его жизнь. Его наследие» - М.: Бхактиведанта Бук Траст, 2005. стр. 30.
64. Фаликов Б. Гита и бита: Томская прокуратура пошла войной на «Махабхарату» // Московские новости. 2011. 11 ноября.
Электронные источники
65. Глушкова И. Томск как Курукшетра. 20 марта в Томске возобновится суд над книгой «Бхагавад-гита как она есть» [Электронный ресурс] // Портал «Credo.ru» - Москва, 2002-2017. - URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=17681(дата обращения 23. 04. 17)
66. Интровинье М. Классификация новых религиозных движений [Электронный ресурс] // Научно-богословский портал. Богослов. ru. - Электрон. дан. - [Б.М.], 2007-2017. - URL: http://www.bogoslov.ru/text/5008526/index.html. - (дата обращения 02.03.2017).
67. Фанталов А. Современные германо-скандинавские культы. Асатру. [Электронный ресурс] -URL: http://www.politolog.h11.ru/paganism3.htm- (дата обращения: 12.01.2017).
68. Лекция Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
[Электронный ресурс] //Лекции и книги Александра Хакимова.- Электрон. дан. - [Б.М.,
Б.Г.]. - URL: http://www.ahakimov.ru/vedic/52.html- (дата обращения 05.03.2017).
69. Индолог Григорий Котовский о встрече с Прабхупадой
[Электронныйресурс]. - Электрон. дан. - [Б.М., Б.Г.] - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=7oHHH02Ahj4(дата обращения 02. 03. 2017).
70. Иваненко С. Н. Новые религии восточного происхождения в российском
социуме: что целесообразно сделать, чтобы общество и государство приобрели иммунитет к антикультизму [Электронный ресурс] // Центр религиоведческих исследований - Электрон. версия печат. публ. - [Б.М., Б.Г.] - URL:
http://www.religiopolis.org/religiovedenie/5579-novye-religii-vostochnogo-proishozhdenija-v- rossijskom-sotsiume.html(дата обращения 05.02. 2017).
71. Марксистское определение религии. [Электронный ресурс] // Материалы
по религиоведению - Электрон. версия печат. публ. - [Б.М., Б.Г.] - URL:
http://reled.net/marksistskoe-opredelenie-religii(дата обращения 13. 03. 2017).
72. Дврокнин. А. Л. «Кришнаиты, как они есть» [Электронный ресурс] // Миссионерско-апологетический проект "К Истине". - Электрон. дан. - Томск, 2004-2017.
- URL: http://www.pravoslavie.ru/press/040310121325.htm(дата обращения 23. 03. 2017).
73. Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»
[Электронный ресурс]// Русская Православная Церковь. Архив официального сайта Московского Патриархата. - Электрон. дан. - Москва, 1997-2017. - URL:
https://mospat.ru/archive/page/sobors/1994-2/517.html(04.02.2017).
74. 16 кругов джапы до инициации [электронный ресурс] // Форум Кришна.
Ru. Центр духовного общения. - Электрон. дан. - [Б.М., Б.Г.], -
URL:http://www.forum.krishna.ru/showthread.php(дата обращения (05.03.2017).
75. М. Степаненко. Миссионерско-апологетический проект "К Истине" [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Томск, 2004-2017, - URL: http://www.k-istine.ru(дата обращения 05.03.2017).
76. Томский информационно-консультационный центр по проблемам сект и
оккультизма Прабхупады [Электронный ресурс] // Миссионерско-апологетический проект "К Истине". - Электрон. дан. - Томск, 2004-2017. - URL: http://www.k-
istine.ru/head/center.htm (дата обращения 07. 04. 2017).
77. Антисектантский центр Новосибирского собора во имя св. кн. Александра Невского. Международное Общество Сознания Кришны (МОСК) [Электронный ресурс] // Миссионерско-апологетический проект "К Истине". - Электрон. дан. - Томск, 2004-2017.
- URL: http://www.k-istine.ru/sects/mosk/mosk_about.htm(дата обращения 12.04. 2017).
78. Кришнаиты как адепты глобализма. [Электронный ресурс] // Миссионерско- апологетический проект "К Истине". - Электрон. дан. - Томск, 2004-2017. - URL: http://www.k-istine.ru/sects/mosk/mosk_gulevich.htm. - (дата обращения: 01.04.2017).
79. Снос домов в Кандинке: бархатная дискриминация... как прогрессивная
форма общественных взаимоотношений? [Электронный ресурс] // Общероссийский духовно-культурный и познавательный портал о традиции учения Шри Кришны . -
Электрон. дан. - [Б.М., Б.Г.] - URL: http://old.krishna.ru/historical-records/3098-
kandinka.html (дата обращения 08.04.2017).
80. Лидеры российских мусульман и иудеев против раздачи кришнаитами
жертвенной пищи [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [Б.М., Б.Г.] - URL:
http://www.newsru.com/religy/29mar2004/mus_jew_krish.htmlhttp://www.newsru.com/religy/2 9mar2004/mus_jew_krish.html (дата обращения 01. 04. 2017).
81. Проекты О. Г. Торсунова [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - [Б.М., Б.Г.] - URL: http://torsunov.ru(дата обращения 30. 04. 2017).
82. Построение маршрутов на карте Томска — Яндекс. Карты [Электронный
ресурс] - Электрон. дан. - [Б.М., Б.Г.] - URL: https://yandex.ru/maps/67/tomsk(дата
обращения 08. 04. 2017).
83. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе
совести и о религиозных объединениях" [Электронный ресурс] // СПС
КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Б.М.], 1997-2017. - URL:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218(дата обращения 22. 04. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ