ВВЕДЕНИЕ 3
1 Интернет как канал радикализации и вовлечения современной молодежи в
деструктивные сообщества 8
1.1 Технологические преимущества Интернета для вовлечения молодежи в деструктивные
сообщества 8
1.2 Деструктивный контент: содержание, влияние на молодежь, способы выявления и
контроля 17
2 Формы деструктивного поведения современной молодежи в сети Интернет 29
2.1 Современные Интернет-угрозы для подростков и молодежи 29
2.2 Экстремистские и террористические сообщества как крайняя форма радикализации
современной молодежи 37
3 Исследование вовлеченности томской молодежи в деструктивные сообщества и практик
её профилактики в университетах 46
3.1 Томская студенческая молодежь как потребитель деструктивного контента (на
материалах социологического опроса) 46
3.2 Профилактическая работа по предотвращению Интернет-деструкций в
томских вузах 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа исследования 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В Гайд интервью
В современном мире Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. В интернете проходят все социальные процессы нашей жизни: работа, учеба, досуг, отдых. Однако, появление такого мощного инструмента доступа практически к любой информации привело и к появлению новых, ранее не существовавших угроз, а также трансформации существующих, переход их в онлайн-формат.
Молодежь в силу психологических и физических особенностей является очень подвижной группой. Интернет позволяет беспрепятственно получать доступ к информации, а также создавать новую. Это может сделать любой человек, у которого имеется доступ к сети. Такая простота получения и создания информации породила новую проблему - необходимость контроля информации, которая может навредить физическому и психологическому развитию. Ранее доступ к информации, непредназначенной для молодых людей, был ограниченным - её можно было скрывать, но современная молодежь получает большую часть информации из сети. Разнообразие и легкодоступность нежелательной информации способны оказывать влияние на девиантное и делинквентное поведение склонных к психопатизации лиц, формировать устойчивый поведенческий нигилизм, создавать предпосылки для формирования ранее не существовавших молодёжных субкультур и социальных групп, а также уход офлайн-субкультур на просторы Интернета.
Главными особенностями современных молодёжных субкультур являются: увеличение числа объединений, «...погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности».
Благодаря СМИ широкий общественный резонанс в 2017 году вызвала деятельность сетевых группы для организации суицидов среди молодежи, такие как «Синий кит», «Тихий дом» и другие, опасные игры, которые появились в 2023 году, так называемые «ролки», где игроки могут выдавать себя за абсолютно другого человека, побуждая других игроков к совершению самоубийства.
В 2020 году представители общественности обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой запретить молодёжные криминальные субкультуры А.У.Е. (признана экстремистской организацией, деятельность на территории РФ запрещена), в связи с чем В. В. Путин пообещал помочь разобраться с этой проблемой . Уже в августе 2020 года Верховный суд РФ вынес решение о признании субкультуры А.У.Е. экстремистским движением, запрещённым на территории России.
Нашумевший сериал «Слова пацана» вызвал особенный интерес у молодежи, однако, он до сих пор продолжает быть доступным для просмотра, а также транслировался на федеральном канале. Многие преступления связывали с ним, однако подтверждений тому правоохранительные органы не находили . Несмотря на то, что сериал имеет возрастное ограничение 18+, большинство подростков его смотрели без каких-либо препятствий.
В феврале-марте 2023 года в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и Улан-Удэ произошли беспорядки участников движения «ЧВК Рёдан» . Ранее об этом сообществе мало что было известно, однако после произошедших беспорядков стало понятно, что данное сообщество несло угрозу общественному порядку и безопасности подростков.
Особое внимание стоит обратить на формирование новых деструктивных сообществ, которые призывают молодых людей совершать террористические акты в школах и университетах. За последние десять лет в Российской Федерации произошли более 35 террористических актов в учебных заведениях, последний из которых произошёл 26 сентября 2022 года в школе №88 города Ижевска . Террорист был участником международной группы террористических организаций «Колумбайн». Ранее, 4 апреля 2022 года Верховный суд РФ внёс «Колумбайн» в перечень террористических и экстремистских организаций . На территории Российской Федерации деятельность данной организации запрещена и уголовно наказуема.
Популярность Интернета с каждым годом растёт, многие школы и университеты начинают проводить занятия на различных Интернет-площадках. В наш цифровой век необходимо прививать молодежи культуру безопасного пользования Интернетом. Именно поэтому важно изучать вовлечённость современной молодежи в деструктивные сообщества сети Интернет, пропагандирующие экстремистскую, террористическую деятельности, а также побуждающие к суициду и другим преступным действиям. Все перечисленные выше факты свидетельствуют о высокой актуальности исследования вовлечённости студенческой молодежи в деструктивные группы в сети Интернет.
Объект: субъектность современной молодежи в сети Интернет
Предмет: вовлеченность современной молодежи в деструктивные сообщества в сети Интернет и способы противодействия этому.
Проблема: Как современная молодежь вовлекается в деструктивные сообщества в сети Интернет и как можно противодействовать этому?
Цель: выявить технологии и уровень вовлечения молодежи в деструктивные сообщества, определить способы ее защиты.
Задачи:
1. Определить характерные особенности деструктивного контента, виды деструктивных сообществ, ориентированных на молодежь в сети Интернет
2. Выявить современные механизмы вовлечения молодёжи в деструктивные сообщества;
3. Определить способы выявления деструктивного контента и осуществления контроля за ним;
4. Изучить методы работы с молодежью, направленной на противодействие ее вовлечению в деструктивные сообщества сети Интернет.
Территориальные рамки исследования обозначены границами Российской Федерации и опытом Томской области в вопросах профилактики вовлечения в деструктивные сообщества.
Методологическим основанием работы являются принципы, на которых строится научное исследование: объективность, комплексность, сравнения, обобщения и интерпретации социологической информации.
При проведении исследования применялись социологические методы: анализ документов, анализ статистической информации, метод опроса, вторичный анализ экспертных интервью. При написании работы использовались нормативно-правовые акты, монографии, научные статьи, информация из официальных СМИ.
Эмпирическую базу исследования составили: анкетный опрос студентов томских университетов, вторичный анализ экспертных интервью. В анкетном опросе приняли участие 404 респондента из 6 университетов г. Томска. Для анализа были взяты экспертные интервью со специалистами из различных сфер: научной, педагогической, психологической, технической, лингвистической, проведенные автором в 2023 году. Было проанализировано 8 расшифровок интервью.
В настоящее время в России активно изучаются вопросы радикализации молодежи в онлайн-среде. Для работы были взяты научные статьи отечественных исследователей An Online Scan of Extreme-Right Radicalization in Social Networks (The Case of the Russian Social Network VKontakte) , Развитие методов и построение алгоритмов и классификации деструктивного контента, циркулирующего в социальной сети ; Актуальные методы и инструменты выявления потенциально опасного контента в сети Интернет ; а также зарубежных (Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbul-lying research among youth ; Function of Mass Communication in Society ). Также для работы были использованы материалы форумов по кибербезопасности, такие как: IV Международный форум по кибербезопасности «CyberV - 2025» (26 марта 2025 г., г. Томск), Всероссийский специализированный форум «Современные системы безопасности - Антитеррор» (21-23 мая 2025 г., г. Красноярск).
Новизна исследования заключается в том, что в нем изучается отношение современных студентов к вопросу радикализации и их осведомленность о способах обеспечения собственной безопасности в сети Интернет. В работе рассматриваются и анализируются различные подходы к классификации деструктивного контента, способы его контроля, профилактическая работа томских университетов.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов данного исследования при подготовке методических рекомендаций по профилактике вовлечения молодежи в деструктивные сообщества в сети Интернет.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава магистерской диссертации посвящена Интернету как каналу радикализации и вовлечения молодежи в деструктивные сообщества. В первом параграфе рассматривается вовлечение молодежи в деструктивные сообщества с использованием технических преимуществ Интернета. Во втором - деструктивный контент: содержание, влияние на молодежь, способы выявления и контроля. Способы выявления и контроля деструктивного контента.
Во второй главе были описаны формы деструктивного поведения молодежи в сети Интернет. Первый параграф второй главы посвящен современным Интернет-угрозам, с которыми сталкиваются подростки и молодежь. Среди них такие, как: кибербуллинг, сообщества суицидальной направленности, опасные челленджи и др. Во втором параграфе были описаны и проанализированы инциденты скулшутинга, террористических актов, совершенные подростками и молодежью за 30 лет существования Российской Федерации.
Третья глава посвящена исследованию вовлеченности томской студенческой молодежи в деструктивные сообщества и практик её профилактики в университетах. В первом параграфе приводятся результаты социологического опроса, в котором приняли участие 404 студента из ТГУ, ТПУ, ТУСУРа, СибГМУ, ТГПУ и ТГАСУ. Во втором параграфе работы были проанализированы результаты экспертных интервью для выявления какая профилактическая работа ведется в университетах.
Интернет плотно вошел в нашу повседневную жизнь. Однако, за удобством могут крыться и опасности для подростков и молодежи - использование его как инструмент радикализации.
Мы изучили технологические преимущества Интернета, которые используются для вовлечения молодежи в деструктивную деятельность. Основными из них являются алгоритмы сети, которые замыкают пользователя в информационные пузыри, динамика сети, то есть быстрые изменения в количестве пользователей и контенте, а также кроссплатформенная интеграция, которая представляет из себя миграцию контента на различные площадки.
Существующие типологизации деструктивных сообществ помогает понять, какие виды сообществ существует в данное время. Прежде всего, это сообщества суицидальной направленности, экстремистские и террористические сообщества, сообщества с опасными челленджами, сообщества, пропагандирующие употребление запрещенных психотропных веществ.
Также нами были выявлены современные механизмы вовлечения молодежи в деструктивные сообщества, к ним относятся как социально-психологические механизмы, такие как социальное подражание, социальное убеждение, социальное внушение, социальное заражение, переживание, анализ, групповое давление, мотивации, массовые силы, реализация сцепленных ролей и современные: мифотворчество, элитарность, геймификация, челленджи, «запретный» контент, конфликт поколений, аккумулирование негативизма, закрытая общность.
Главными способами выявления деструктивного контента являются специальные алгоритмы, которые, как мы выяснили, разрабатываются в университетах. Также специалисты назвали существующие маркеры, благодаря которым могут выявляться и блокироваться деструктивные материалы. Однако, блокировка не является исчерпывающей мерой, т.к. многие создатели деструктивного контента находят способы обхода таких ограничений.
Профилактическая работа с молодежью ведется очень активно, за период с января по май 2025 года на территории Томской области было проведено 27 мероприятий по профилактике, большинство из которых инициировал Координационный центр по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма который функционирует на базе Томского политехнического университета. Разрабатываются алгоритмы для выявления деструктивного контента, проводятся курсы повышения квалификации для работников по вопросам противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Также в рамках исследования было выявлено, что студенческая молодежь города Томска считает, что проблема радикализации актуальна для России в целом. Они также осведомлены о способах защиты от вовлечения в деструктив, а треть опрошенных убеждены, что их невозможно вовлечь в деструктивные сообщества.
Однако, существуют проблемы не системности работы по выявлению такого контента, не смотря на активную помощь со стороны практиков и исследователей. В частности, большая часть научных исследований в данной сфере носит грантозависимый характер, что приводит к системной нестабильности исследовательского процесса. После окончания финансирования работы либо временно приостанавливаются до получения нового гранта, либо полностью сворачиваются.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 07.05.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - 7 января 2002 года. - №1 - ст. 1.
2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.07.2017 №248-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - 31 июля. - № 31 - ст. 4797.
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29.12.2010 №436-ФЗ (ред. от 30.11.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - 27 декабря. - № 52 - ст. 7008.
4. О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей: федер. Закон 29.06.2013 №135-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - 1 июля. - №26 - ст. 3208.
5. О молодежной политике в Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2020 №489-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - 4 января. - № 1 - ст. 28.
6. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: постановл. Правительства РФ от 16.03.2009 №228 (ред. от 15.05.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - 23 марта. - №12 - ст. 1431.
7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы (утвержден Президентом Российской Федерации 30 декабря 2023 г. № Пр-2610) [Б. м.] URL: https://nac.gov.ru/view/c967667f-3e35-4ad6-ad77- f3a035ce5c0d(дата обращения: 16.05.2025)
8. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 24 с.
9. Абазов А.Б. Общественная опасность экстремизма в Российской Федерации // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 4. С. 271
10. Актуальные методы и инструменты выявления потенциально опасного контента в сети Интернет. / Урвачёв, П. М., Догваль, В. В., Будников, К. А., Ирхин, С. Э. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия Естественные и Технические Науки. - 2022. - №1. с. 126-133.
11. Амелина Я. А. Эклектика экстремизма: как идеология ненависти завоевывает умы и сердца (18+) / Кавказский геополитический клуб. М.: Издатель А. В. Воробьев, 2022. 172 с.
12. Баева Л. В. "Группы смерти" и "Колумбайн-сообщества" в онлайн культуре и реальном социуме / Л. В. Баева // Информационное общество. - 2019. - № 3. - С. 33-42.
13. Бобровникова Н.С. Кибербуллинг: виды и особенности проявления // МНИЖ. 2022. №11 (125).
14. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. [Б. м.]. URL:
http://cyberpsy.ru/docs/psihologiya-i-internet-vojskunskij.pdf(дата обращения: 05.03.2025)
15. Войскунский А.Е., Митина О.В., Гусейнова А.А., Рустамова Н.Э. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств // Медицинская психология в России. 2015. № 4(33). C. 11
16. Гончаров А.А., Чапурин Е.Ю., Белоножкин В.И., Радько Н.М., Ружицкий Е. Развитие методов и построение алгоритмов и классификации деструктивного контента, циркулирующего в социальной сети. / Гончаров, А.А., Чапурин Е.Ю., Белоножкин В.И., Радько Н.М., Ружицкий Е. // Информационная безопасность. - 2019. - №3. C. 345-360.
17. Долгова А.Я. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны // Человек и труд, 2008. № 8. С. 38-41.
18. Дрозд А. Н. Сватинг: понятие, виды и вопросы квалификации / А. Н. Дрозд // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. - 2021. - № 2(50). - С. 32-37.
19. Ефимова Е.С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред / Е.С. Ефимова // Успехи в химии и химической технологии. - 2014. - № 7. - С. 65¬66.
20. Иванова Н.С. Конкурентная стратегия компании // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 2 (42). С. 99-101.
21. Кастельс М. Информационная эра: экономика, общество и культура. М., 2000.
22. Климченко, Н.В. Медицина. Addикция. Март 2013. - Краснодар: ООО «Мединфо». Золотой стандарт-2013.- 65 с.
23. Колесников В.Н., Мельник Ю.И., Теплова Л.И. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 1. № 1 (33). С. 34-46.
24. Коркмазов А.В., Бозиева Ю.Г. Доминирующие факторы, инспирирующие распространение идеологии терроризма в молодежной среде: проблемы и пути локализации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 51-55.
25. Левин Л.М. Особенности поведения в социальных сетях у молодежи: поисковое исследование (на примере социальной сети «ВКОНТАКТЕ») // Человеческий капитал, 2020, № 1(133) С. 85-91.
26. Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета / Лукина, М.М. Фомичева, И.Д. - М., 2005. С. 34-36.
27. Митрофанова И. И. Языковые особенности интернет-коммуникации / И. И. Митрофанова // Русский язык в молодежных СМИ России и СНГ : сборник статей Научного молодежного семинара, Москва, 21-22 мая 2014 года / Российский университет дружбы народов; под ред. В.М. Шаклеина. - Москва: Российский университет дружбы народов, 2014. - С. 192-201.
28. Навигатор профилактики девиантного поведения. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся / Богданович Н.В., Вихристюк О.В., Дворянчиков Н.В., М.Г., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022 г. - 25 с. - Текст: непосредственный - URL: mgppu.ru/ about/publications/deviant_behaviour
29. Нестерова А.А., Левин Л.М. Зарубежные и отечественные исследования интернетзависимости и включенности в социальные сети у молодежи // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 92-99.
30. Оганесян С.С. Истоки экстремизма и терроризма современных подростков // КПЖ. 2019. №4 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-ekstremizma-i-terrorizma- sovremennyh-podrostkov(дата обращения: 27.04.2025).
31. Перов И.М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания, 2002. № 5. С. 18-35.
32. Плугарь О.А. Молодежь как социальная группа: определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2. С. 11-17.
33. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 2009. 387 с.
34. Сумина Е А., Рыков А.А. Социально-психологические механизмы вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность // Академическая мысль. 2019. №2 (7)
35. Таков А.З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде // Образование и право. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZinternet-kak- faktor-rasprostraneniya-ekstremizma-v-molodezhnoy-srede(дата обращения: 30.11.2024).
36. Титова В.В. Киберпатология: результаты исследования и пути профилактики // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 4.
37. Тощенко Ж.Т. Социологические исследования. М.: «Наука», 2006. 215 с.
38. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология. / Фельдштейн, Д. И. // Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.
39. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - Москва: Педагогика, 1989.
40. Goldberg I. Internet addictive disorder (lAd) diagnostic criteria [Б. м.]. URL: http://web.urz.uniheidelberg.de/Netzdienste/anleitung/wwwtips/8/addict.html(дата обращения: 05.03.2025)
41. Karpova A. Yu., A. O. Savelyev, N. G. Maksimova Modeling the Process of School Shooters Radicalization (Russian Case) // Social Sciences . - 2021 . - Vol. 10, iss. 12 . - [477, 26 p.]
42. Kowalski R.M. Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbul-lying research among youth / R.M. Kowalski, G.W. Giumetti, A.N. Schroeder et al. // Psychol. Bull. - 2014. - Vol. 140(4). - P. 120-137.
43. Lasswell H. Function of Mass Communication in Society // Mass Communications. Ed. by W.Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1960. Pp. xi, 695.
44. Morris M. The Internet as Mass Medium / Morris M., Ogan C. // Journal of Communication. 1996. Vol. 46. № 1.
45. Study Guide to Forensic Psychiatry: A Companion to the American Psychiatric Publishing Textbook of Forensic Psychiatry / Robert I. Simon, Robert E. Hales. [Б. м.] URL: https://books.google.ru/books?id=CrfBippDoNQC&pg=PA133&lpg=PA133&dq=ivan+k.+gold berg+psychiatry&source=bl&ots=TorYODrtee&sig=yySNx9tIESFw- dl035zde5zzQCU&hl=en&sa=X&ei=8GChUsr6HfSksQTfh4CwBw&redir_esc=y#v=onepage& q=ivan%20k.%20goldberg%20psychiatry&f=false (дата обращения: 19.03.2025).
46. В России запретили деятельность и признали экстремистским международное общественное движение "Арестантское уголовное единство", известное в молодежной среде как АУЕ. [Б. м.] URL: https://rg.ru/2020/08/17/verhovnyj-sud-zapretil- dvizhenie-aue-v-rossii.html(дата обращения: 10.03.2025)
47. В России с начала 2017 года заблокировали более 16 тысяч "групп смерти" [Б. м.] URL: https://tass.ru/obschestvo/4365653(дата обращения:11.05.2025)
48. В шадринской школе, куда с оружием пришла 13-летняя девочка, очередной скандал. Зачинщик травли стрелявшей ученицы избил новую жертву [Б. м.] URL: https://ura.news/news/1052353509(дата обращения: 16.05.2025)
49. Верховный суд признал движение МКУ террористической организацией [Б. м.] URL: https://tass.ru/proisshestviya/16809355(дата обращения: 27.04.2025)
50. Возможен ли «Колумбайн» в России? [Б. м.] URL:
https://www.pnp.ru/social/vozmozhen-li-kolumbayn-v-rossii.html(дата обращения: 15.05.2025)
51. Галявиев получил пожизненный срок за массовое убийство в казанской гимназии [Б. м.] URL: https://ria.ru/20230413/srok-1864973257.html(дата обращения: 16.05.2025)
52. Группы смерти (18+). Сетевое издание «Новая газета» [Б. м.] URL: https://novayagazeta.ru/articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18(дата обращения 15.03.2025)
53. «Дайте ребенку высказаться». В России активизировалась борьба с
распространением суицидального контента [Б. м.] URL:
https://www.gazeta.ru/social/2022/12/12/15928927.shtmHupdated(Дата обращения11.05.2025)
54. Жертвами "группы смерти" во "ВКонтакте" стали не менее 20 подростков [Б. м.] URL: https://rg.ru/2016/11/15/zhertvami-gruppy-smerti-vo-vkontakte-stali-ne-menee-20- podrostkov.html(дата доступа: 12.05.2025)
55. Запрет использования мобильных телефонов в школе распространяется только на учебный процесс/[Б. м.]. URL: https://edu.gov.ru/press/5697/zapret-ispolzovaniya- mobilnyh-v-shkole-rasprostranyaetsya-tolko-na-uchebnyy-process(дата обращения: 10.03.2025)
56. Ивантеевский стрелок все лето тренировался стрелять и взрывать [Б. м.] URL: https://www.vesti.ru/article/1575770(дата обращения: 16.05.2025)
57. Ивантеевскому стрелку предъявлено обвинение [Б. м.] URL:
https://www.vesti.ru/article/1449659 (дата обращения: 16.05.2025)
58. Интерактивная карта профилактической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации [Б. м.] URL: https://map.ncpti.ru/events?region_kladr=7000000000000&page=1&page_size=10¤t_yea r=false (дата обращения: 20.05.2025)
59. К оружию ижевского стрелка был привязан брелок с надписью «Колумбайн» [Б. м.] URL: https://news.ru/regions/k-oruzhiyu-shkolnogo-strelka-v-izhevske-privyazan-brelok- s-nadpisyu-kolumbajn/(дата обращения:16.05.2025)
60. Как остановить травлю в школе? Что делать жертвам, родителям и педагогам
[Б. м.] URL: https://oren.aif.ru/society/event/kak_ostanovit_travly
u_v_shkole_chto_delat_zhertvam_roditelyam_i_pedagogam (дата обращения: 14.05.2025)
61. Контент - это... Что такое Контент? [Б. м.] URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117680(дата обращения: 10.03.2025)
62. Массовое убийство в Керченском политехническом колледже (2018) [Б. м.] URL: https://ria.ru/20191017/1559803779.html(дата обращения: 16.05.2025)
63. «На этой планете ты - мусор...» Как новая суицидальная игра довела до гибели минимум двух калининградских подростков [Б. м.] URL: https://iz.ru/1403210/elena- balaian/na-etoi-planete-ty-musor(дата обращения:14.05.2025).
64. Негативный контент. Родителям об информационной безопасности детей. [Б. м.] URL: https://www.sites.google.com/site/roditelidetibezogfsnost/kontentnye-riski/negativnyj- kontent(дата обращения: 14.03.2025)
65. Неприемлемый контент. Корпорация «Google». [Б. м.] URL:
https://play.google.com/intl/ru/about/restricted-content/inappropriate- content/#!?zippy_activeEl=sexual-content#sexual-conten(дата обращения: 14.03.2025)
66. Нужно ли запрещать детям участвовать в онлайн-челленджах [Б. м.] URL: https://mel.fm/zhizn/razbor/4518679-nuzhno-li-zapreshchat-detyam-uchastvovat-v-onlayn- chellendzhakh(дата обращения: 16.05.2025)
67. О стрельбе в российских школах: история и хронология [Б. м.] URL: https://news.ru/society/o-strelbe-v-rossijskih-shkolah-istoriya-i-hronologiya/(дата обращения: 26.04.2025)
68. О стрельбе в российских школах: история и хронология [Б. м.] URL: https://news.ru/society/o-strelbe-v-rossijskih-shkolah-istoriya-i-hronologiya/(дата обращения: 26.04.2025)
69. Откуда появилось подростковое движение "ЧВК Рёдан" и почему вышло из виртуального мира в реальный [Б. м.] URL: https://rg.ru/2023/03/01/pautina.html(дата обращения: 27.04.2025)
70. «Поклонники Колумбайна»: подростки, устроившие резню в пермской школе
№127, в соцсетях были участниками группы о массовом убийстве в американской школе [Б. м.] URL:
https://47channel.ru/event/_Poklonniki_Kolumbajna_podrostki_ustroivshie_reznyu_v_permskoj _shkole_v_socsetyah_bili_uchastnikami_gruppi_o_massovom_ubijstve_v_ (дата обращения: 16.05.2025)
71. Покончивший с жизнью подросток в Ростове пытался выйти из "игры смерти" [Б. м.] URL: https://rostovgazeta.ru/news/2017-02-12/pokonchivshiy-s-zhiznyu-podrostok-v- rostove-pytalsya-vyyti-iz-igry-smerti-1369328(дата обращения:13.05.2025)
72. Полиция задержала напавшего с оружием на студентов университета в Перми [Б. м.] URL: https://rg.ru/2021/09/20/reg-pfo/policiia-zaderzhala-napavshego-s-oruzhiem-na- studentov-universiteta-v-permi.html(дата обращения: 26.04.2025)
73. Путин пообещал помочь искоренить субкультуру АУЕ в России [Б. м.] URL: https://www.chita.ru/text/gorod/2016/12/09/71010872/(дата обращения:10.03.2025)
74. Путин пообещал помочь искоренить субкультуру АУЕ в России [Б. м.] URL:https://www.chita.ru/text/gorod/2016/12/09/71010872/(дата обращения:10.05.2025)
75. Сетевые челленджи и их мистификация: реальны ли угрозы безопасности
молодых людей в Сети [Б. м.] URL:
https://www.gazeta.ru/comments/2022/04/04_a_14699959.shtml7updated(дата обращения: 14.05.2025)
76. Следователь по делу о стрельбе в школе №88 Ижевска покинул СК России [Б. м.] URL: https://izhlife.ru/criminality/sledovatel-po-delu-o-strelbe-v-shkole-88-izhevska- pokinul-sk-rossii.html(дата обращения:16.05.2025)
77. Современные молодежные субкультуры. [Б. м.] URL:
https://5psy.ru/obrazovanie/sovremennie-molodejnie-subkulturi.html(дата обращения: 14.03.2025)
78. Суд отправил в колонию администратора «групп смерти» Филиппа Лиса [Б. м.] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3360719(дата обращения: 12.05.2025)
79. Устроившего стрельбу в московской школе старшеклассника отправили на принудительное лечение [Б. м.] URL: https://www.interfax.ru/moscow/427632(дата обращения: 15.05.2025)
80. Школьники увлеклись опасной игрой "Исчезновение на 24 часа" [Б. м.] URL: https://rg.ru/2017/01/22/shkolniki-uvleklis-opasnoj-ugroj-ischeznovenie-na-24-chasa.html(дата обращения: 13.05.2025)
81. Эксперты назвали казанского стрелка террористом-одиночкой [Б. м.] URL:
https://www.rbc.ru/society/11/05/2021/609a54249a794720634de06a (дата
обращения: 16.05.2025)
82. «Я, наоборот, всеми силами отговаривал их от самоубийства» Кто стоит за
детскими суицидами и «группами смерти» во «ВКонтакте» [Б. м.] URL:
https://lenta.ru/articles/2016/05/17/suicidetrue/(дата обращения:11.05.2025)
83. iOS и Android занимают уже 99,9% рынка мобильных ОС. Информационно-аналитический сайт ixbt.com. [Б. м.] URL: https://www.ixbt.com/news/2018/02/24/ios-android- 99-9.html(дата обращения: 15.03.2025)