Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Советские летчицы и эмансипационные проблемы в России / СССР в 1917-1939 гг. (на примере экипажа самолета «Родина»)

Работа №197797

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Основные тенденции женской эмансипации в России в конце XIX
- первой трети XX века 23
1.1 Изменение положения женщин в Российской Империи во всех
сферах их жизни 23
1.2 Изменение положения российских женщин в первые годы советской
власти 32
Глава II. Советские летчицы как новая ступень эмансипации женщин 40
2.1 Авиация как катализатор эмансипационных процессов 40
2.2 «Дочери Советского Союза» или как В. С. Гризодубова, П. Д.
Осипенко, М. М. Раскова прокладывали себе путь в военную авиацию 49
Глава III. Полет самолета «Родина» как масштабная пропагандистская
акция 61
3.1 Полет «Родины»: подготовка, ход, резонанс общественности 61
3.2 Пропагандистские приемы формирования героического образа вокруг летчиц экипажа «Родина» как идеального типа советской женщины 68
Заключение 79
Библиографический список 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 100

Конец XIX - первой трети XX вв. - это период, когда в жизни российских женщин произошли значительные изменения. Уже в конце XIX в. женщины из дворянской среды начали борьбу за женское избирательное право. Во время Первой Русской революции в борьбу за равноправие вступили женщины из рабочей среды. Важнейшими этапами в истории эмансипации русских женщин стали революции 1905 и 1917 гг. Придя к власти, большевики наделили женщин широким кругом прав, но юридически равноправие было закреплено в Конституции 1936 г. Результатом этого стало то, что спустя десятилетие Россия превратиться в одну из самых свободных стран для женщин с формально-юридической стороны.
Однако законодательное уравнение женщин в правах с мужчинами является лишь одним из элементов эмансипации. Современное значение термина эмансипация связано с женским радикальным движением (womens liberation), предшествовавшим второй волне феминизма в XX в. Его сторонники выступали за повышение статуса женщины в обществе, а в анализе социальных прав мужчин и женщин шли дальше предыдущих суфражистских требований предоставления женщинам избирательного права и права на образование . Сегодня термин эмансипация описывает сложное и многогранное явление, которое подразумевает в том числе и интеграцию женщин в число профессий, которые считаются исконно «мужскими». Одной из таких специальностей является воздухоплавание.
Появление женщин в авиации являлось уникальным событием в начале XX века. Наиболее значимыми предпосылками данного явления были модернизационные процессы и активное развитие авиации в начале XX века, а также первая мировая война. Первые женщины пилоты появились в Европе, а затем и в Российской Империи, где их называли авиатриссами. Первопроходцем в сфере воздухоплавания в России была Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник. Первые женщины-пилоты Российской Империи, а затем Советского Союза прокладывали путь в авиацию (как гражданскую, так и военную), долго и трудно, но тем не менее они заложили мощный фундамент, на который затем смогли опереться другие женщины.
Благодаря превращению авиации в катализатор эмансипационных процессов впоследствии состоялся знаменитый перелет самолета «Родина» 24-25 сентября 1938 г. Самолет пилотировали советские летчицы В.С. Гризодубова, М.М. Раскова и П.Д. Осипенко. На примере этого полета можно увидеть не только устойчивые традиции женской эмансипации рубежа веков, но и специфику советской эмансипации, которая была связана с большевистскими приемами социальной мобилизации и концепцией парамилитаристского воспитания населения. Так, одной из прагматических причин организации полета была агитация женщин вступать в ряды РККА перед лицом угрозы грядущей империалистической войны. Проблема допущения женщин в авиацию актуальна и на сегодняшний день. В Российской Федерации девушки имеют доступ только в гражданскую авиацию. В августе 2017 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу сделал заявление о том, что с октября 2017 г. пройдет первый в истории Российской Федерации наборе для женщин на курсы военных летчиков, которые будут обучаться в Краснодарском авиационном училище и приступят к исполнению своих обязанностей в 2021-2024 гг. Это факт означает, что после Второй Мировой войны женщины были исключены из военной авиации в России на 70 лет. Если мы будем говорить о гражданской авиации, то деэмансипационные процессы мы можем наблюдать и здесь. На 2018 г. летные лицензии выданы 450 женщинам в России, из них только 30 смогли устроиться летчицами, что составляет около 10% от общего числа летчиков. Для сравнения можно привести западную статистику: в США на 2018 г. выдано 27000 летных лицензий для женщин, а 1000 из них работает пилотами, что составляет около 30% .
Объектом выпускной квалификационной работы являются эмансипационные процессы в Советском Союзе межвоенного периода, рассматриваемые на примере участия женщин в авиации.
Предметом исследования является советская пропаганда женской авиации, активизировавшая процессы эмансипации в СССР (на примере пропагандисткой компании вокруг перелета «Родины»).
Целью работы является реконструкция идеологических и пропагандистских механизмов, воздействовавших на процессы женской эмансипации в СССР.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— Изучить причины и предпосылки женской эмансипации в поздней Российской Империи и раннем СССР;
— Выявить достижения женских движений за свои права в поздней Российской империи и раннем СССР и оценить основу для дальнейшего развития эмансипационных идей в советском обществе;
— Рассмотреть биографии первых женщин, сумевших проложить себе путь в авиацию, чтобы охарактеризовать авиацию как катализатор и социальной пространство женской эмансипации;
— Провести просопографический анализ биографий советских летчиц В.С. Гризодубова, М.М. Раскова и П.Д. Осипенко - членов экипажа «Родина».
— Реконструировать полет «Родины»: подготовку, ход и общественный резонанс, для более глубокого изучения самого известного женского перелета в предвоенные годы в СССР;
— Выявить пропагандистские приемы формирования образа летчиц как идеального типа советских женщин, с целью изучения основных причин и мотивов трансляции государством нового образа советской женщины-солдата.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Положение, в котором находились женщины в конце XIX - начале XX века, было основано на патриархатном гендерном порядке и не соответствовало той эпохе модернизации, в которую входила Россия. Сначала это осознали женщины из высших слоев, которые начали создавать кружки и организации. После революции 1905 г. к борьбе за равноправие подключились работницы. В политических программах практических всех партий появился пункт о равенстве полов.
Бороться за свои права женщины начали еще в конце XIX века, Все началось с 1895г., когда было основано Женское взаимоблаготворительное общество. Организаторы общества устроили Первый Всероссийский женский съезд. После 1905г. женские кружки и организации начали носить политизированный характер, но до 1917г. не происходит существенного изменения в юридическом положении женщин.
Самые масштабные изменения и успехи женской эмансипации в России произошли после революции 1917 г. С приходом советской власти женщины постепенно начали получать свои права. А в 1936 г. Конституция 1936 г. закрепила в СССР принцип равноправия.
После революции 1917 г. происходят значительные изменения в жизни русских женщин. Придя к власти большевики начали проводить политику направленную на решение «женского вопроса», с этой целью создаются женотделы. Изменения произошли в социальной, экономической, юридической и политической сферах жизни женщин. Даже в профессиональных сферах произошли существенные изменения. Советские женщины начинают осваивать исконно «мужские» профессии такие как: бетонщица, проходчица, разнорабочая, кафельщица, электрик, подносчица камня, торфяница, рубщица леса, грузчица, токарь, слесарь, столяр, трактористка, водителей машины, ткачиха, парашютистка, летчица, конструктор.
Нельзя отрицать половинчатость мер предпринятых большевиками относительно произошедших в социально-экономическом и юридическом положении женщин Российской Империи, а впоследствии Советского Союза. Но анализ данных изменений помогает лучше понять условия в которых появились первые женщина-пилоты, а также способствует пониманию того, на каком этапе находилась женская эмансипация в СССР к моменту перелета «Родины».
Таким образом, можно сказать, что идеи о равноправии, заложенные еще в конце XIX в. Дали огромный толчок для развития женской эмансипации в России. Рабочие и женщины из социально-демократической партии, перенявшие и политизировавшие эти идеи, способствовали тому, что с приходом советской власти женщины получили свои общечеловеческие права. Все это заложило основу для интеграции женщин в исконно мужскую среду - воздухоплавание.
Первые женщина пилоты появились в начале XX века в Европе, но вскоре эта тенденция доходит и до Российской Империи. Первые авиатриссы были уникальными женщинами, которые изменили свою жизнь полностью ради освоения профессии - пилота. Само по себе это явление было большим шагом для эмансипации женщин в России. Авиация только зарождалась, но первые женщины пилоты уже ставили рекорды. А княгиня Шаховская смогла выпросить для себя разрешения участвовать в Первой Мировой войне в качестве пилота. Вовлечение женщин в данную сферу деятельности происходила не только фактическая эмансипация, но и психологическая. После появления ОСОАВИАХИМА и военных летных школ, женская авиация получила шанс на свое развитие. Это явление не стало повсеместным, но женщин-пилотов в 30-е гг. XX в. становиться немного больше чем в 20 - е гг. XX в. Женщинам приходилось сталкиваться с серьезными преградами на пути к небу, в том числе и с дискриминацией со стороны мужчин-пилотов, а так же просто с нежеланием их принимать. Формируя образ «новой женщины XX в.» они способствую том, что уже спустя десятилетие женщины стремиться стать летчицами и прикладывают все усилия для освоения летного мастерства. Но проблема психологического принятия женщины-пилота на сегодняшний не решена до конца.
В.С. Гризодубова, М.М. Раскова и П.Д. Осипенко были одними из самых известных летчиц в СССР. Опираясь на фундамент, заложенный первыми авиатриссами, они смогли освоить данную профессию в совершенстве. На примере их биографий можно увидеть три совершенно разных пути прихода в авиацию женщинами. Для анализа и выявления этих «путей» был проведен просопографический анализ биографии летчиц. Уникальной была судьба В.С. Гризодубовой, поскольку она была дочерью известного летчика и авиаконструктора, что оказало влияние на ее карьеру. М.М. Раскова происходила из знатной семьи оперного певца, которая обеднела со смертью отца, она не обучалась летному дело целенаправленно, авиация сама нашла ее, когда та работала лаборантом в Военно-воздушной академии. Совершенно иной и самый трудный путь пришлось пройти П.Д. Осипенко, которая происходила из бедной крестьянской семьи. Она больше всех столкнулась с трудностями и дискриминацией. К моменту перелета «Родина» все три женщины уже успели состояться в своей профессии и имели по несколько рекордов. Но именно перелет самолета «Родина» 24-25 сентября 1938 г. по маршруту Москва-Дальний Восток внес их имена в историю мировой авиации и принес огромную славу и успех.
Изначально перелет экипажа «родина» был задуман как масштабная пропагандистская акция. Его подготовкой занимались одни из лучших военных кадров СССР, но из-за спешки были допущены серьезные ошибки. Эти ошибки стали проявляться практически с момента старта, когда на борту «Родины» отказала радиосвязь, и вплоть до посадки, когда выяснилось, что топлива в разы меньше, чем было запланировано изначально. Все это чуть не стоило летчицам жизни. Летчицы выжили, несмотря на то, что М.М. Раскова после экстренной эвакуации осталась одна в Тайге без еды и воды на десять суток, но погибли летчики, прибывшие вызволять экипаж «Родина». Не смотря на формальный «провал» перелета, пропагандисты сумели перевернуть ситуацию в свою сторону, сделав В.С. Гризодубову, М.М. Раскову и П.Д. Осипенко национальными героинями, подарив им при этом всенародную любовь и славу.
Пропагандисты делали это, преследуя определенные цели, которые решали целый комплекс государственных проблем. Первостепенной целью была агитация женщин вступать в ряды РККА, поскольку руководство страны осознавала неизбежность и масштабность грядущей войны, для которой будут необходимы все человеческие ресурсы страны. Также они преследовали цель переключить внимание общественности с негативного образа Сталина, который сформировался в ходе «большого террора», который к 1938 г. достиг своего апогея, на более позитивный образ отца, учителя и покровителя трех летчиц - героинь. К 1938 г. аппарат Сталинской пропаганды достиг своего максимума по масштабу воздействия на общество и имел широкие каналы. Центральным из которых была периодическая печать. На примере того, как перелет «Родины» освещался в центральной газете «Правда» были выделены механизмы формирования героического образа вокруг летчиц. Механизмы были различные, охватывающие практически все населения страны вне зависимости от интеллектуального и финансового уровня человека. Опираясь на изученном газетном материале можно выделить следующие механизмы пропаганды. Первый из них это отсылка к авторитетам. Для этого в образ летчиц был введен «отец», «учитель», «дорогой друг» товарищ Сталин. Подобные обороты встречались в опубликованных письмах в газете «Правда» Сталину от летчиц. Вторым механизмом можно назвать - создание вокруг летчиц героического образа. Лучше всего его можно проследить это можно увидеть на примере статьи о Расковой «10 суток в Тайге», где историю женщины, которая провела 10 суток в Тайге одна без еды и воды, которая боролась за свою жизнь всеми силами, демонстрируют нам как рассказ былинного героя, используя обороты «время невероятны трудностей», «увлекательных испытаний». Третьим можно назвать механизм гендерная пропаганда или демаскулиннизация врага также использовалась в качестве механизма пропаганды. Что хорошо видно на примере статьи В.С. Гризодубовой «Курс на восток», где она пишет, что множество летчиц готовы к беспощадной борьбе с фашистами Запада и Востока. В статье она делает акцент на то, что наши летчицы сильнее вражеских мужчин. Четвертый механизм - феминизации своих: чистота. Суть этого метода заключается в том, чтобы, показывая различные составляющие образа женщины, создать образ женщин летчиц - не только героическим, но при этом и женственным и легким. Это хорошо видно на примере двух фотографии, напечатанных в газете «Правда» 9 октября 1938 г. Одна фотография - женщин-летчиц, которые улыбаются, смотрят друг на друга. А вторая - мужчин-летчиков, их позы скованны, на лице нет улыбки, они смотрят строго в камера. Этот механизм был направлен на пропагандисткой воздействие той группы женщин, которые не хотели идти на фронт, боясь потерять свою женственность. Также, в качестве механизма, пропогандисты использовали определенные слова (героини, дочери, подруги, мужество, подвиг), выделенные посредством контент- анализа, с целью того, чтобы придать образу необходимый окрас. Биографии, интервью, стать написанные самими летчицами были строго цензурированы. Совершив свой перелет, едва не погибну, они оказали фактически марионетками в руках правительства, но взамен В.С. Гризодубовва, М.М. Раскова, П.Д. Осипенко получили всенародное признание, звание Герое Советского Союза, а также возможность заниматься любимым делом - авиацией. На их примере был формирован новый образ женщины сталинской эпохи - «женщины солдата».
Результат пропаганды был достаточно продуктивным. В доказательство этому можно привести цитату из воспоминаний известной летчицы Чечневой М.П. «Небо остается нашим»: «Теперь, после полетов Гризодубовой и Расковой, все пойдет легче. Девчат в авиацию с каждым днем приходит все больше. Все мечтают о небе».
Столь активное вовлечение женщин в военную среду, в том числе в авиацию, способствовал ускорению эмансипационных процессов в СССР. В предвоенный период правительству была выгодна эмансипация и интеграция женщин в военную среду. Эта тенденция сохранялась вплоть до окончания Второй Мировой воны. После ее окончания изменился внутри и внешнеполитический курс, а вместе с тем и образ советской женщины, а значит и эмансипационная тенденция, который практически всегда был обусловлен государственными проблемами.



1. Свод законов Российской империи: полный текст всех 16 томов, согласованный с последними продолжениями, постановлениями, изданными в прядке ст. 87 Зак. Осн., и позднейшими узаконениями [Текст] : официиальный документ, принятый в 1892 г. / под редакцией И.Д. Мордухай - Болотоского - С-Пб.: Русское книжное товарищество «Деятель», 1912. - 688 с.
2. Закон 12 марта 1914 г.: О некоторых изменениях и дополнениях действующих узаконений о личных и имущественных правах замужних женщин и об отношении супругов между собою и к детям и другие законоположения [Текст] : официальный документ, принятый 12 марта 1914 г. / Гессен И.В. - С. -Пб.: Юрид. кн. скл. «Право», 1914. - 184 с.
3. Конституция СССР 1936 г. // Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской конституции. М., 1987. Редакции Конституции СССР 1936 г. [Электронный ресурс] // Конституция Российской Федерации. 2003-2016.URL: http://constitution.garant.ru/DOC 5005.htm.
4. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918) (вместе с инструкцией об освидетельствованиях душевно-больных) [Электронный ресурс] - М., 1918. - // http://www.lawrussia.ru/texts/legal 346/doc346a690x330.htm
Нормативны акты
5. Декреты советской власти 1917-1918 гг. [Электронный ресурс] - // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/
Источники личного происхождения
6. Раскова, М.М. Записки штурмана [Электронный ресурс] : мемуары / М.М. Раскова. - М.: Молодая гвардия, 1939. - URL: https://www.e-reading.club /Ьоок^р?Ьоок=1023036(дата обращения 9.03.2018 г.).
7. Гризодубова, В.С. Дочь народа [Электронный ресурс] : воспоминания / В.С Грихзодубова // Героини. Очерки о женщинах- Героях Советского Союза. - М.: Политиздат, 1969. - URL: http://www.a-z.ru/women_cd2/12/11/ i80_130.htm (дата обращения: 10.03.2018 г.).
Опубликованные интервью
8. Захарчук, М.П. Пике и взлеты Гризодубовой [Электронный ресурс] : интервью / М.П. Захарчук // Столетие. - 2013. - URL: http://www. stoletie.ru /territoriya_istorii/pike_i_vzloty_grizodubovoj_933.htm (дата обращения 9.03.2018 г.).
9. Наумов, В.К. Валентина Степановна Гризодубова [Текст] : интервью / В.К Наумов // Работница. - №33. - 1937. - С.8-9.
Периодическая печать
10. Беляков, А. Женщины свободной страны. [Текст] : ???? Какой орган печатный орган Центрального Комитета ВЛКСМ / учредитель ЦК ВЛКСМ; 1938. - М.: Издательство «Правда».- №276 - 1938. - С.2.
11. Блюменталь-Тамарина, М.М. Героини сталинской эпохи. [Текст] : печатный орган Центрального Комитета ВЛКСМ / учредитель ЦК ВЛКСМ; 1938. - М.: Издательство «Правда». - №276. - 1938. - С.2.
12. Великоречин, А. Ход перелета самолета «Родина» [Текст] : письмо / А. Великоречин // Правда. - №275. - 1938. - С.1.
13. Горанов, В. Беспримерный подвиг [Текст] : печатный орган Центрального Комитета ВЛКСМ / учредитель ЦК ВЛКСМ; 1938. - М.: Издательство «Правда». - №276 - 1938. - С.2.
14. Гризодубова, В.С. Героический экипаж самолета «Родина» [Текст] : печатный орган Центрального Комитета ВЛКСМ / учредитель ЦК ВЛКСМ; 1938. - М.: Издательство «Правда». - №278. - 1938. - С. 3.
15. Гризодубова, В.С. Курс на Восток. [Текст] : печатный орган Центрального Комитета ВЛКСМ / учредитель ЦК ВЛКСМ; 1938. - М.: Издательство «Правда». - №275. - 1938. С.3.
..130


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ