Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 10
1.1. Теоретические аспекты социально - экономического развития региона .... 10
1.2. Анализ методических аспектов исследования государственной
демографической политики 13
1.3. Государственная поддержка семьи: понятие и сущность 18
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 22
2.1. Анализ факторов и проблем государственной семейной политики Томской
области 22
2.2. Зарубежный опыт государственной поддержки семьи 29
2.3. Оценка эффективности государственной семейной политики на примере
опыта Ямало-Ненецкого автономного округа 33
3. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
СЕМЬИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 36
3.1. Анализ эффективности реализации национальных и региональных программ
социальной поддержки 36
3.2. Проектирование новых инструментов стимулирования государственной
поддержки семьи 56
Заключение 62
Список литературы
Семья - древний и фундаментальный институт общества, играющий важную роль в жизни каждого человека. Социально - экономическая устойчивость семьи определяется уровнем социально-экономического положения граждан. Семья - это то, что влияет на социальные и демографические перемены. Однако, в настоящих условиях роль семьи ослабевает. На современном этапе семья больше характеризуется снижением рождаемости, уменьшением числа детей в семье, распространением гражданских браков, увеличением количества разводов и неполных семей и многое другое. Семья нуждается в защите от государства, социальной помощи. Огромную роль в этом играет государственная семейная политика, которая может способствовать в снижении социальных неравенства и напряженности, в становлении традиционных семейных ценностей и образа жизни.
Тенденции депопуляции и старения населения в современной России ставят на первый план вопросы стимулирования рождаемости для укрепления и развития трудового потенциала.
Огромное влияние на экономический потенциал и на развитие производительных сил Сибирского федерального округа (далее - СФО), оказывает численность населения. Резко континентальный климат, значительное расстояние от экономически развитых центров страны, а также низкий средний уровень дохода населения снижают привлекательность СФО для субъектов предпринимательской деятельности и для населения, обуславливая негативные демографические тенденции, связанные с миграцией, снижением общей численности населения, рождаемости, а также старением.
Главное для демографической политики - создание условий для естественного воспроизводства населения и демографического роста.
При сложившейся национальной угрозе, вызванной демографическим кризисом в связи с депопуляцией и старением населения, необходима активная семейная политика, направленная на повышение благополучия и качества жизни населения. В Томской области принимаемые меры государственной поддержки семьи больше направлены на минимизацию негативных последствий демографической ситуации, а не на создание условий для естественного воспроизводства населения и демографического роста. Необходима грамотная государственная семейная политика для преодоления негативных тенденций в демографическом развитии института семьи, что является основным условием стабильности социальных процессов. Совокупность мер единой государственной поддержки семьи может обеспечить создание привлекательных условий для удовлетворения интересов семей, повысить их экономическую независимость, воспитать новые поколения, укрепить моральные и правовые основы общества. С помощью тщательного анализа потребностей семей и закономерностей развития общества можно выстраивать долгосрочный план эффективных изменений в государственной семейной политике.
Актуальность темы диссертационного исследования. Наша страна на сегодняшний день испытывает демографический кризис. Это обусловлено сокращением численности населения в результате различных факторов. Снижение рождаемости и увеличение смертности происходит из-за экономических кризисов, пандемий, войн и т.п. Статистическими данными зафиксирована естественная убыль населения, которая с 2016 года и по настоящий день постоянно увеличивается (естественный прирост наблюдался в период с 2013 по 2015 годы) [105]. Величина суммарного коэффициента рождаемости (далее - СКР) в Российской Федерации в 2023 г. составила 1,41 ребенка на женщину, что является низким показателем. Более того, данный показатель ежегодно снижается. Вместе с тем, для минимального воспроизводства населения СКР должен быть в диапазоне 2-2,15 ребенка на одну женщину. Для увеличения населения за счет рождаемости необходимо, чтобы показатель был выше 2,17. Снижение рождаемости происходит как в целом в РФ, так и в Томской области. На 01.01.2023 г. по сравнению с 2015 г. происходит снижение родившихся детей на 22,25 %.
Государством предпринимаются меры по поддержке рождаемости, включая поддержку в виде материнского капитала на рождение первого и последующих детей, в виде доплат и льгот малообеспеченных и многодетных семей. Существуют региональные программы и меры поддержки. Однако, по всей видимости, существующие программы и меры поддержки не достаточны, поскольку не оказывают значительного эффективного влияния на демографические изменения России.
Степень научной разработанности проблемы. Научные труды и публикации описывают перспективы будущего развития как страны, так и регионов.
Теоретические основы социально - экономического развития региона, а также методологические основы формирования социально - экономического развития региона представлены в научных трудах А.Д. Комаровой, С.Н. Растворцевой, В.В. Фаузер, В.Н. Задорожного, В.А. Залевского, И.А. Антипина, Д.М. Журавлева и многих др.
Проблематика экономики региона и регионального развития в отечественной науке нашли отражение в работах Н. В. Зубаревич, А. Г. Гранберга, А.И. Кабалинского, О.В. Кузнецовой, В.Г. Ростанец, С. Н. Селиверстова, И.В. Смольяновой, А.В. Топилина. Вопросы эффективности воздействия инструментов регионального развития с учетом систематизации последствий социально-экономической политики в регионах рассматривались в трудах авторов Н. В. Зубаревич, А.В. Котова, Б.А. Сатывалдиевой, С.Н. Сильвестрова, Ю.А. Крупнова, В.Г. Старовойтова, Д.В. Кадацкой, Ю.С. Лавровой.
Круг вопросов, касающийся обеспечения условий экономической безопасности региона, экономической безопасности России, финансовой безопасности в системе региональной экономики, финансовой устойчивости и стабильности социально-экономических систем, продовольственной безопасности, а также новых вызовов экономической безопасности России представлен в работах Н. В. Зубаревич, Т. И. Безденежных, Е. Е. Шарафановой, Л. А. Беловой, В. Н. Бобкова, М. В. Вертий, А. А. Гулюгиной, А. В. Затевахиной, С. А. Васильева, В. А. Зимина, И. В. Караваевой, М. Ю. Лев, Е. В. Одинцовой, Е. А. Черных.
Вопросы, относящиеся к регулированию демографических процессов, демографической политике, стимулированию рождаемости, национальному проекту «Демография» рассматривались в работах авторов А.Н. Аверина, Е.Г. Азаровой, Ю.С. Аитовой, А.Б. Берендеевой, В.А. Боброва, О.Ю. Голобородько, Н. П. Гончаровой, А. А. Еремина, К. Х. Ильясовой, О.И. Кузнецовой, А.А. Мохова, Н.С. Рынчихиной, А. Б. Синельникова, Е. В. Тарасовой, Л.А. Эдилсултановой.
Опыт российских и зарубежных практик в вопросе рождаемости и ее стимулирования были рассмотрены в научных трудах авторов О. В. Бессчетновой, Е. В. Болговой, А. Б. Гиноян, И. А. Денисовой, Л. Д. Ефановой, И. Е. Калабихиной, П. О. Кузнецовой, О.Д. Сбродовой, Г. Т. Сухих, Г. Э. Улумбековой, К.А. Федоровой, И.Ю. Худовой, Р.Н. Шпаковой.
Ряд исследований, связанных с миграционными процессами можно встретить в работах В. В. Зубкова, Н. И. Кожевниковой, Л. Л. Рыбаковского.
Завершая краткий анализ научных публикаций авторов, можно сделать вывод, что тема семьи, сложной демографической ситуации, а также государственной семейной политики требует постоянного исследования, научного изучения, оптимизации и совершенствования для разработки эффективно реальных и адресных мер государственной социальной поддержки населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы, сформулированные в нем, приумножат научные знания в теме демографического развития. Расширяется теоретическое понимание важности эффективности государственной семейной политики, которое может способствовать определению и разработке рекомендаций новых инструментов для улучшения демографической ситуации, чтобы сбалансированность социально - экономическое развитие.
Информационную основу работы составляют анализ научной литературы, концепция государственной семейной политики РФ на период до 2025 года [47], нормативно-правовые акты РФ, официальные сайты департаментов, курирующих государственную семейную политику, информационные порталы, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Пенсионного фонда.
Эмпирическая основа диссертационного исследования представлена информационно-аналитическими и нормативно-правовыми данными органов местного самоуправления, а также органов государственного управления федерального и регионального уровней, статистическими данными, сравнительными анализами, результатами научных исследований, семинаров, практических конференций, проведенных отечественными и зарубежными учеными в области государственной семейной политики и демографического развития.
Методологическая база диссертационной работы сформирована исследованиями, теоретическими и методологическими разработками, научными трудами, современными публикациями отечественных и зарубежных авторов по социально - экономическому развитию, региональной экономике и дисциплинам, направленным на демографическое, социальное развитие. В диссертационной работе применяются методы системного и сравнительного анализа и синтеза, динамического анализа, статистический метод обработки данных, общенаучные методы (сравнение, аналогия, причинно-следственный анализ, обобщение, моделирование, и др.).
Объектом исследования является семья как социальный институт.
Предметом исследования является государственная поддержка семьи.
Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию и оптимизации инструментов государственной поддержки семьи в Томской области.
Для реализации цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты государственной семейной политики;
2. Проанализировать методические основы исследования
государственной демографической политики;
3. Изучить опыт государственной поддержки семьи за рубежом, реализацию государственной поддержки семьи в Российской Федерации и Томской области;
4. Провести анализ проблем государственной поддержки семьи в Томской области;
5. Спроектировать инструменты по совершенствованию
государственной поддержки семьи.
Проблема исследования заключается в потребности согласования мер по поддержке семьи, разработки нормативных основ государственной семейной политики РФ, отвечающих требованиям и задачам обеспечения социального развития страны.
Гипотеза исследования состоит в том, что существующая современная государственная поддержка семьи не обеспечивает в полной мере решения острых демографических проблем.
Практическая значимость работы в ходе проведенного исследования заключается в получении комплексного анализа эффективности действующих мер поддержки семьи и данных о динамике социально-экономического развития региона в условиях пандемии и санкционного давления, а также в результате выявления эффективных направлений для улучшения демографической ситуации в предложении оптимизации и рекомендаций по проектированию новых инструментов государственной поддержки семьи, которые могут быть использованы в усовершенствовании и модернизации поддержки семьи с учетом международного опыта и тех результатов, которые получили другие регионы Российской Федерации, способствуя формированию эффективно действенных программ органов власти всех уровней.
Благодаря результатам исследования возможно активизировать развитие теоретических и методологических принципов разработки стратегических документов. Исследовательские рекомендации могут быть использованы в преподавательском учебном процессе таких дисциплин, как «Государственное и муниципальное управление» или «Региональная экономика» и др.
В России 2024 год официально объявлен Годом семьи по указу Президента России Владимира Путина. Решение принято, чтобы популяризировать политику в сфере защиты семьи и сохранить традиционные семейные ценности. Семья - древний и фундаментальный институт общества, играющий важную роль в жизни каждого человека. Социально - экономическая устойчивость семьи определяется уровнем социально-экономического положения граждан. Семья - это то, что влияет на социальные и демографические перемены. Тенденции демографического развития России последних нескольких лет, связанные с падением рождаемости, снова стали актуальной темой изучения. Сокращение численности населения России следует рассматривать как социальную угрозу, имеющую долгосрочные последствия для российского общества и государства. Для успешного и эффективного выполнения семейных функций государством должны быть созданы реальные инструменты для их поддержки.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты социально - экономического развития региона, проведен анализ методических основ исследования государственной демографической политики и рассмотрена государственная поддержка семьи: понятие и сущность. Роль регионов, входящих в состав России, высока в развитии всей станы, поэтому правильные решения региональной стратегии дают положительный эффект при ее реализации. «Несмотря на существенные положительные эффекты реализации стимулирующих инструментов региональной политики, смягчения социально-экономической дифференциации между регионами, остается актуальной проблема несбалансированного социально-экономической развития регионов» [53]. Государственные органы власти всех уровней уделяют огромное внимание развитию и реализации программ, направленных на проблемы молодых семей. В настоящее время главной задачей государственной семейной политики является укрепление института семьи, общественное признание традиционных семейных ценностей, благополучный семейный образ жизни, рождение и воспитание детей, что может обеспечит главное условие устойчивого функционирования общества [100].
Во второй главе был проведен анализ факторов и проблем государственной семейной политики Томской области, рассмотрены зарубежный опыт государственной поддержки семьи и оценка эффективности государственной семейной политики на примере опыта Ямало-Ненецкого автономного округа. Государственная семейная политика отличается в различных странах и регионах, однако, направлена на обеспечение социальных гарантий, улучшение благосостояния и качества жизни семей с детьми, поскольку именно семья может обеспечить благоприятные условия для увеличения рождаемости.
В третьей главе был проведен анализ эффективности реализации национальных и региональных программ социальной поддержки и спроектированы новые инструменты стимулирования государственной поддержки семьи.
В регионе меры поддержки и социальные услуги ориентированы в основном на нуждающиеся семьи либо семьи, находящиеся в трудных жизненных ситуациях. Меры государственной поддержки для семей таких категорий безусловно необходимы. Однако, несмотря на существующие государственные меры поддержки семей, демографическая ситуация остается в критическом состоянии.
На основе научных исследований и публикаций, с учетом российского и зарубежного опыта государственной поддержки семьи были спроектированы рекомендации по совершенствованию инструментов государственной поддержки семьи в Томской области.
В качестве возможных инструментов, позволяющих оптимизацию государственной семейной политики в Томской области, можно предложить следующий комплекс рекомендаций:
1. Стимулирование рождаемости в студенческих семьях.
Старение рождаемости связано с продолжением получения образования до 25 - 30 лет. Наиболее репродуктивные возраста и возраст получения профессионального образования — это один и тот же период в жизни молодого человека [97]. Рождение ребенка в студенческой семье влияет на возможность продолжить учебу, на решении финансовых вопросов. С учетом этого предлагается предусмотреть следующее:
- перевод родивших студенток на бюджетную форму обучения;
- дистанционное обучение родивших студенток;
- открытие в университетах групп кратковременного пребывания детей, комнат матери и ребенка;
- обеспечение без очереди с 1,5 лет детскими садами;
- первоочередное право студенческих семей на предоставление мест в общежитии.
Томская область имеет огромный потенциал за счет его студенческого сообщества, составляющего более 85000 студентов;
2. Введение налога на бездетность и малодетность.
Налог должен быть целевым, направленным на демографические программы. Для граждан от 25 до 50 лет, у которых нет детей, ставка подоходного налога должна быть выше. При этом для тех, кто не становится родителем из-за проблем со здоровьем, мера также должна действовать. Полученные средства необходимо целенаправленно направлять на поддержку семей с детьми и детских домов;
3. Увеличение размера материнского капитала вдвое при рождении вторых и каждых последующих детей.
При этом необходимо отменить предоставление материнского капитала при рождении первого ребенка, поскольку капитал выдается людям, которые, скорее всего, родили бы и без этой меры. Однако, получившие материнский капитал на первенца, в основном ограничиваются им и не планируют рождение следующих детей [73]. Необходимо отметить, что материнский капитал - не мера социальной политики, которая ориентирована на улучшение качества жизни людей, в том числе семей с детьми, а мера демографической политики, направленной на улучшение демографических показателей, таких как рождаемость, смертность и миграция. Поскольку материнский капитал изначально задумывался как одна из основных мер повышения рождаемости, то и оценивать его эффективность нужно по демографическому показателю [73];
4. Изменение рынка труда и занятости для баланса профессионального развития и семейных обязанностей.
Необходимо введения новых механизмов стимулирования работников с детьми, например, путем выстраивания гибкого рабочего графика, сокращения 40-часовой рабочей недели до 35-часовой, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска.
Для решения проблем демографической ситуации, необходимо разрабатывать, оптимизировать, модернизировать и реализовывать действия, направленные на улучшение благосостояния и качества жизни населения, применять меры по стимулированию рождаемости, бороться с нищетой, проводить мероприятия, способствующие укреплению семей. Необходима слаженность во взаимодействии государства, органов государственной власти и населения.
Таким образом можно сделать вывод, что цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотезы доказаны.
Практическая значимость работы заключается в получении комплексного анализа эффективности действующих мер поддержки семьи и данных о динамике социально-экономического развития региона в условиях пандемии и санкционного давления, а также в результате выявления эффективных направлений для улучшения демографической ситуации в предложении оптимизации и рекомендаций по проектированию новых инструментов государственной поддержки семьи, которые могут быть использованы в усовершенствовании и модернизации поддержки семьи с учетом международного опыта и тех результатов, которые получили другие регионы Российской Федерации, способствуя формированию эффективно действенных программ органов власти как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Благодаря результатам исследования возможно активизировать развитие теоретических и методологических принципов разработки стратегических документов. Исследовательские рекомендации могут быть использованы в преподавательском учебном процессе таких дисциплин, как «Государственное и муниципальное управление» или «Региональная экономика» и др.
Исследовательскую работу можно считать завершенной, однако, на сегодняшний день проблемы эффективной государственной поддержки семьи и ухудшения демографической ситуации остаются актуальными и заставляют искать новые инструменты для их решения, нуждаясь в дальнейших исследованиях.
1. Volant s., Pison g., Heran f. (2019). French fertility is the highest in europe. because of its immigrants? Population & societies, 568 (july-august 2019). URL:https://www.ined.fr/en/publications/editions/population-and-societies/french-fertility-highest-europeimmigrants(дата обращения: 14.10.2024).
2. Аверин А.Н. Значение национального проекта по демографии для решения основных демографических проблем /А.Н. Аверин, А.Ю. Голобородько, О.Ю. Керимов, В.М. Разумец// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 3 (106). С. 115-118.
3. Азарова Е. Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) / Е. Г. Азарова. - (Трудовое право и право социального обеспечения). // Журнал российского права. 2015. № 10. С. 57-73.
4. Аитова Ю.С. Анализ государственной политики России в сфере регулирования демографических процессов / Ю.С. Аитова // Вестник Евразийской науки. 2019. № 6 C. 1-9.
5. Алексейчева Е. Ю., Куломзина Е. Ю., Шинкарева О. В. Меры социальной поддержки семей с детьми для смягчения последствий пандемии COVID-19 // Вестник Екатерининского института. 2021. № 3(55). С. 4-11.
6. Андрюшина Е. В., Панова Е. А. Государственная политика по стимулированию рождаемости и поддержки семей с детьми: практика современной России //Власть. 2019. №. 5. С. 105-111.
7. Архангельский В.Н., Елизаров В.В., Джанаева Н.Г. Дети или материальный достаток: детерминация выбора. // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17. № 1. С. 102-120.
8. Бароцкая К. Б. Право семьи на социальную защиту // Социальное и пенсионное право. 2006. №. 3. С. 24-26.
9. Баштыгова А. Т., Меликсетян С. Н. Расходы бюджета на социальную политику: особенности и тенденции // Актуальные исследования. 2022. №2 (81). С. 43-46.
10. Берендеева А.Б., Рычихина Н.С. Степень остроты демографических вызовов в регионах центра России// Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. 2022. №2 (70). С. 12-21.
11. Бессчетнова О. В. Демографическая политика Франции и России: историко-социологический анализ // Вестник ЧелГУ. 2007. № 17. С. 126-133.
12. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Колмаков И.Б., Одинцова Е.В., Черных Е.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2020 год. / монография. - М.: «Фабрика офсетной печати». 2021. 116 с.
13. Бобков В.Н., Черных Е.А., Одинцова Е.В., Гулюгина
А.А. Национальный приоритет повышение качества жизни российских граждан в стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Труд и социальные отношения. 2020. № 6. С. 59-78.
14. Бобров В.А. Национальный проект «демография» и первые результаты его реализации в стране /В.А. Бобров// В сборнике: Управление экономикой, системами, процессами. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2020. - С. 36-38.
15. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный
ресурс] // № 9 Материнский капитал. М., 2021. URL:
https://ach.gov.ru/upload/iblock/77c/1kee00yqk3bgxbocq6v5yskaw8q8cqc0.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
16. Весна рождаемости в Российской Федерации // гл. ред. Г. Т. Сухих, Г. Э. Улумбекова. — Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2022. 92 с.
17. Власов С.А. Жилищная проблема молодежи Приморского края и способы её решения // Жилищные стратегии. 2015. Том 2. № 3. С. 161-178.
18. Гончарова Н.П., Еремин А.А., Тарасова Е.В. Демографическая динамика и оценка результативности демографической политики в регионах России // Государственный советник. 2019. № 3. С. 101-108.
19. Денисова И.А., Калабихина И.Е., Кузнецова П.О. Оценка влияния региональной программы материнского капитала на рождаемость (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 105. С. 232-243.
20. Доклад «О лучших практиках поддержки многодетных семей в субъектах Российской Федерации». — М.: Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, 2022. 84 с.
21. Ежегодный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Томской области за 2023 год. URL: http://depsd.tomsk.gov.ru(дата обращения: 10.10.2024).
22. Епремян Т.В., Абрамова М.Э. Семья как социальный институт: понятие и ценностные ориентиры// Научный журнал «Экономика. Социология. Право.». 2022. № 4 (28). С. 64- 69.
23. Ефанова Л.Д., Федорова К.А. Демографическая политика Франции // Вестник университета. 2019. № 12. С. 189-192.
24. Ефимочкина Н.Б. Цифровые поля социальных трансформаций мегаполиса / Н.Б. Ефимочкина, А.К. Мамедов // Экономика. Социология. Право. 2021. № 3 (23). С. 35-45.
25.Закон Томской области от 16.12.2004 года N 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей». URL: https: //dszn.tomsk. gov.ru/documents/front/view/id/1153 ?ysclid=m31 v7 frea6674930210 (дата обращения: 10.09.2024).
26. Закон Томской области от 27.12.2021 № 120-ОЗ
"О регулировании отдельных вопросов реализации молодежной политики в Томской области". URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.10.2024).
27. Закон Томской области 12.08.2013 № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области». URL: https:// dszn.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/19095?ysclid=m39osy2tc5416282238 (дата обращения: 10.10.2024).
28. Закон Томской области от 07.10.2008 № 200-ОЗ «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории Томской области». URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&prevDoc=174034671 &backlink=1 &&nd= 174024556&ysclid=m3 9opo 1091204298126(дата обращения: 10.10.2024).
29. Закон Томской области от 08.10.2014 № 130 - ОЗ «Об оказании
материальной помощи в Томской области». URL:
https: //dszn.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/19075?ysclid=m3 9owh0j90880141220 (дата обращения: 10.10.2024).
30. Закон Томской области от 10.09.2003 № 109-ОЗ «О социальной
поддержке инвалидов в Томской области». URL:
https: //dszn.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/12311 ?ysclid=m3 9p389b2u264746744 (дата обращения: 10.10.2024).
31.Закон Томской области от 16.12.2004 № 253-ОЗ «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1&nd=174037847&page=1&rdk=18&ysclid=m39oqv0p9f264981651 (дата обращения: 10.10.2024).
32.Закон Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области». URL: https:// dszn.tomsk.gov.ru/documents/front/ view/id/42391?ysclid=m39ov7l17e336281327 (дата обращения:
10.10.2024).
33. Зубаревич Н. В. Регионы России в новых экономических условиях // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 226-234.
34.Зубаревич Н.В. Влияние пандемии на социально - экономическое развитие и бюджеты регионов // Вопросы теоретической экономики.
2021. № 1 (10). С. 48-60.
35.Зубаревич Н.В. Возможности децентрализации в год пандемии: что показывает бюджетный анализ? // Региональные исследования. 2021. №1. С. 46-57.
36.Зубаревич Н.В. Выход регионов из кризиса в январе - апреле 2021 года // В сборнике: Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально - экономического развития. Москва.
2021. С. 12-15.
37.Зубаревич Н.В. Регионы России в период пандемии: социально-экономическая динамика и доходы бюджетов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2021. № 3 (51). С. 208-218.
38. Зубков В. В. Миграционная компонента демографического процесса в регионе: статистическое и социологическое измерение // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 1 (90). С. 74-82.
39. Зубков В. В. Миграционная компонента демографического процесса в регионе: статистическое и социологическое измерение // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 1 (90). С. 74-82.
40. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В. [и др.]. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право.
2022. Т. 12. № 10. С. 2655-2676.
41. Караваева И.В., Лев М.Ю. Новые вызовы экономической безопасности России (обзор выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения. Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 3. С. 177-193.
42. Кашина М.А. Гендерный ресурс государственной политики и управления в современной России: дис. к. пол. н.: 23.00.02. // Санкт- Петербург. 2018. 565 с.
43. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Копылов Н.В. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 584 с.
44. Коблева З.Х. Феномен сознательной бездетности в условиях трансформации семейно-брачных отношений. // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Т. 18. № 1. С. 72-78.
45. Кононова Е.Н. Мониторинг социально-экономического развития регионов: учебное пособие / Е.Н. Кононова, М.А. Мельников. Самара: Издательство Самарского университета. 2022. 68 с.
46. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html(дата обращения: 10.09.2024).
47. Концепция государственной семейной политики в Российской Федера
ции на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р). URL: http://static.government.
ru>media/files/MyVeIiu5Nu8.pdf (дата обращения: 10.09.2024).
48. Коняхин Г.В. Государственная жилищная политика России в 90-х гг. Хх
В.: мифы и реальность. // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZgosudarst vennaya-zhilischnaya-
politika-rossii-v-90-h-gg-hh-v-mify-i-realnost?ysclid=m31k5zwixj447631951 (дата обращения: 25.09.2024).
49. Корнеева И. В. Управление человеческими ресурсами проекта: технология, специфика и риски. // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 2 (48). С. 64-71.
50. Коробова О.О. Социально-экономические факторы развития женского предпринимательства. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2020. № 2 (62). С. 30-39.
51. Котов А.В. Оценка эффективности инструментов региональной политики // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 2. С. 352-362.
52. Кравцов А.Ю., Филимонов А.Д. Государственная семейная политика: анализ действующего законодательства и проблемные вопросы //
Юридические исследования. 2023. № 3. С. 105-118.
53. Кудревич В.В. Совершенствование механизма формирования стратегии сбалансированного социально-экономического развития региона (на примере республики Крым): дис. к. э. н.: 08.00.05. // Севастополь. 2018. 240 с.
54. Кузнецова О.В. Новые закономерности в современной динамике социально-экономического развития регионов России // Региональные исследования. 2023. № 1. С. 19-30.
55. Кузнецова О. И., Эдилсултанова Л. А., Ильясова К. Х. Государственное
регулирование социально-демографических процессов// Журнал прикладных исследований. 2022. № 6. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gosudarstvennoe-regulirovanie-sotsialno-demograficheskih-protsessov (дата обращения: 26.09.2024).
56. Лексин В.Н. Обязанности, возможности и ограничения регионов по реализации стратегических намерений государства // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-2. С. 61-64.
57. Мохов А. А. Демографическая политика и пространственное развитие Российской Федерации: организационно-правовой аспект// Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 6. С. 59-67.
58. Мохов А. А. Ментальная безопасность и ментальный иммунитет // Современное право. 2023. № 2. С. 19-23.
59. Мухаметов Д. А., Смолькин В.П. Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг// Современные технологии управления. 2020. №2 (92). Номер статьи: 9213. URL: https:ZZsovman.ru/articleZ9213Z (дата обращения: 27.09.2024).
60. Назаренко А. С., Скоморощенко А. А. Сущность социально-экономической безопасности регионов и ее связь с национальной безопасностью страны / Молодежь и наука - 2019. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции проводимой в рамках Всероссийского конкурса для молодых исследователей «Лучшая молодежная научная статья 2019 года». под общей редакцией Е.А. Янпольской. 2019. С. 189-193.
61. Николаева Е.Е. Дифференциация российских регионов как территориальная деформация в социально-экономической системе страны. // Теоретическая экономика: электр. науч. журн. 2021. № 12 (84). С. 91-96.
62. Новиков Е.В. Характер ключевых направлений и проблем реализации государственной региональной политики// Электронная наука. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakter-klyuchevyh-napravleniy-i-problem-realizatsii-gosudarstvennoy-regionalnoy-politiki?ysclid=m32zgzkcc8792910705 (дата обращения: 30.09.2024).
63. Нуров Н. Сущность демографической политики и её основные направления//Вестник Педагогического университета. 2014. № 11 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-demograficheskoy-politiki-i-eyo-osnovnye-napravleniya (дата обращения: 25.09.2024).
64.0 дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ //
КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. URL: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (дата
обращения: 29.09.2024).
65. Митрофанова О., Журавлева О., Сысоев А. Исследование трудовой деятельности в однородных группах женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста // 4-я Международная конференция по системам управления, математическому моделированию, автоматизации и энергоэффективности (СУММА). Липецк. Российская Федерация.
2022. С. 01-06.
66. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. №803 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://ruspravo.org/ (дата обращения:
25.09.2024).
67. Опубликованы главные тезисы послания Владимира Путина Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года// URL: https://www.kp.ru/daily/27468/4724236/ (дата обращения: 12.09.2024).
68. Пенсионный Фонд России. Информация о программе материнского (семейного) капитала. URL: https://pfr.gov.ru/opendata/~7706016118-materinskikapital (дата обращения: 02.09.2024).
69. План мероприятий по реализации Стратегии социально¬
экономического развития Томской области до 2030 года [Электронный ресурс] // Администрация Томской области: официальный сайт. - Электрон. дан. - Томск, 2022. URL: https://tomsk.gov.ru/plan-meroprijatij- po-realizatsii-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija(дата обраще-ния: 25.09.2024).
70. Положение о департаменте по вопросам семьи и детей томской област
и, утвержденное постановлением Губернатора Томской области от 07.12.2012 N 175. [Электронный ресурс] // Администрация Томской области: официальный сайт. Электрон. дан. - Томск. 2023. URL: https://depsd.tomsk.gov.ru/files/front/download/id/240738 (дата
обращения: 25.09.2024).
71. Постановление о внесении изменения от 01.07.2021 N 2988 в Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580 «Об утверждении Стратегии социально -экономического развития Томской области до 2030 года // [Электронный ресурс] // Администрация Томской области: официальный сайт. - Электрон. дан.
- Томск, 2021. URL: https://duma.tomsk.ru/upload/files/2988.pdf (дата обращения: 02.09.2024).
72. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 425-СФ касается федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской
Федерации»// URL: https://base.garant.ru/6138269/?ysclid=m3385
bxgn6498885999 (дата обращения: 02.09.2024).
73. Ракша А. Благодаря маткапиталу в России родилось на 2-2,5 млн детей
больше. Но потом выплаты перенесли на первенцев — и это стало вредить рождаемости// 2024. URL: https://tochno.st/materials/blagodaria-matkapitalu-v-rossii-rodilos-na-2-25-mln-detei-bolse-no-potom-vyplaty-perenesli-na-pervencev-i-eto-stalo-vredit-rozdaemosti (дата обращения:
21.09.2024).
74. Региональная программа по повышению рождаемости в Томской обла
сти на период 2023 - 2025 годов [Электронный ресурс] //
Администрация Томской области: официальный сайт. - Электрон. дан. - Томск, 2023. URL: https://tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/89258(дата обращения: 02.05.2024).
75. Рисин И. Е. Методический подход к оценке качества региональной стратегии // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 4. С. 68-73.
76. Рисин И. Е. Оценка качества стратегий социально-экономического развития регионов // Регион: системы, экономика, управление. 2022. №1. С. 41-48.
77. Росстат - Сибирский федеральный округ. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/511 (дата обращения: 25.09.2024).
78. Ростанец В.Г., Иванов А.Д., Кабалинский А.И. Формирование органов стратегического планирования экономики на макрорегиональном уровне: возможные практические решения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. № 12. Т. 3. С. 16-21.
79. Рыбаковский Л.Л., Кожевникова Н.И. Депопуляция в России, ее этапы и их особенности // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 2. С. 13.
80. Рычихина Н.С. Современные тенденции женской международной трудовой миграции. // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 45-54.
81. Рычихина Н.С., Васильева Е.Н. Поддержка женщин как важное направление преломления отрицательного тренда развития демографической ситуации. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15. № 1. С. 180-192.
82. Садовникова Ю.Ю., Мащенко Ю.А., Тимейчук Л.Н. Совершенствование мер финансового обеспечения социальной защиты семей с детьми в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 2. С. 157-166.
83. Салмина А.А. Методология и методика исследования проблем рождаемости, брачности и разводимости // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020. № 3. С. 209-215.
84. Салтыков К. Г. Терминологические основы государственной семейной политики Российской Федерации // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: межвузовский сборник научных трудов. - Екатеринбург: Изд-во Урал.юрид.ин-та МВД России, 2014. С. 75.
85. Сатывалдиева Б. А. Инструменты маркетинга в решении вопросов развития регионов // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 2. С. 43-50.
86. Сбалансированное социально-экономическое развитие региона: методы и модели: монография / В. В. Кудревич, Е. И. Пискун, И. С. Кусов; Севастопольский государственный университет. — Севастополь: СевГУ, 2022. 196 с.
87. Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели» //
Статистические издания / 2023: Р32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2023. 1126С. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата
обращения: 25.09.2024).
88. Сбродова О.Д., Болгова Е.В. Зарубежный опыт демографической политики и поддержки семей с детьми / В сборнике: Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики и финансов. Сборник научных трудов 7-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск. 2021. С. 307-316.
89. Селиванова О.В., Смирнов В.М. Анализ влияния материнского капитала на снижение региональной бедности // Экономика труда. 2022. Т. 9. № 12. С. 2049-2064.
90. Сизова О.В., Берендеева А.Б. Демография российских регионов: методы моделирования в анализе демографических процессов / науч. изд. Иваново: Иван. гос. хим.- технол.ун-т. 2021. 116 с.
91. Сильвестров С.Н., Крупнов Ю.А., Старовойтов В.Г. Определение и реализация национальных целей развития в российском стратегическом планировании // Российский экономический журнал. 2021. № 1. С. 32¬44.
92. Сильвестров С.Н., Старовойтов В.Г., Беляев И.И. [и др.] Кризисогенное развитие мировой экономики и адаптация российской экономики: Монография // Под ред. С.Н. Сильвестрова. 2-е издание. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2023. 232 с.
93. Синельников А.Б. Демографический переход и семейно-демографическая политика. // Социологические исследования. 2021. №10. С. 83-93.
94. Смольянова И.В. Формирование приоритетов региональной социально-экономической политики: проблемы и пути решения // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 4. С. 1637-1650.
95. Сокращение населения России на фоне пандемии стало рекордным за
15 лет. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/6012a7ca9a7947d4e0e8042d (дата обращения: 05.05.2024).
96. Строев В. В., Кузнецов Н. В., Першина Т. А. Анализ бюджетной политики в отношении национальных проектов // Вестник академии. 2023. № 3. С. 88-95.