Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДЕЛ НА ПРЕДПРИЯТИИ 11
1.1 История предприятия 11
1.2 Номенклатура продукции 16
1.3 Потребители продукции 17
1.4 Анализ системы менеджмента качества 19
1.5 Диагностика проблем предприятия 22
Цель и задачи ВКР 23
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 24
2.1 Анализ изученности процесса «Управление знаниями» 24
2.2 Сравнение передовых отечественных и зарубежных методов
и технологий совершенствования процесса «Управления знаниями» 31
2.2.1 Модель СЭКИ 32
2.2.2 Карты знаний 34
2.2.3 Геоинформационная система как база знаний 36
2.2.4 Метод оценки персонала по кругу 37
Выводы по разделу два 38
3 РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ» ДЛЯ УСЛОВИЙ
ПРЕДПРИЯТИЯ КРАНОВОЙ ТЕХНИКИ 39
3.1 Описание процесса «Управление знаниями» 39
3.2 Визуализация процесса «Управление знаниями» 44
3.3 Разработка оценочных показателей процесса «Управление знаниями» . 51
Выводы по разделу три 55
4 РАЗРАБОТКА СТАНДАРТА ОРГАНИЗАЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ
ЗНАНИЯМИ» 55
Выводы по разделу четыре 56
5 МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ПРОЦЕССА «УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ» 57
5.1 Виды и причины возникновения риска процесса «Управление
знаниями» 57
5.2 Качественная оценка рисков для процесса «Управление знаниями» 59
5.3 Количественная оценка рисков процесса «Управление знаниями» 61
5.4 Меры предупреждения и уменьшения рисков процесса «Управление
знаниями» 66
Выводы по разделу пять 68
6 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 69
6.1 Калькуляция текущих затрат на ВКР 69
6.2 Расчет экономического эффекта от внедрения результатов ВКР 75
Выводы по разделу шесть 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Фундаментальной причиной изменения системы управления предприятиями в XXI веке стал процесс смены индустриальной эпохи эпохой информационной. Индустриальная эпоха характеризовалась стремлением извлечь максимальную прибыль за счет экономного использования средств производства и активного применения систем финансового контроля. В информационную эпоху, чтобы завоевать устойчивое преимущество, стало уже недостаточно просто внедрять новые технологии в производство. Такие характеристики современного общества как: быстрое развитие современных рыночных отношений, создание новых производственных технологий, информационный прогресс, рост процессов глобализации, условия жесткой конкуренции, возрастающие требования потребителей коснулись всех аспектов деятельности компаний. Эти изменения нашли свое отражение в требованиях стандартов серии ИСО 9000, касающихся принципов построения и использования СМК. А именно в стандарте ИСО 9001:2015 содержится новое понятие - «знания организации» и требования к ним [1].
В условиях развития российского рынка управление организацией требует комплексной переоценки роли знаний, которые определяют производительность и успешность организации.
На современном этапе развития общества интеллектуальные ресурсы, информация и знания являются решающим факторами в конкурентной борьбе, поэтому применение менеджмента знаний является приоритетным направлением развития промышленных предприятии.
Внедрение системы управления знаниями позволяет организации, путём сохранения опыта и предоставления его для повторного использования, повысить производительность интеллектуальной деятельности сотрудников, сократить сроки выполнения проектов и период адаптации новых специалистов. Однако на практике внедрение СУЗ связано со значительными трудностями, которые вызваны недостаточной разработкой научной базы управления знаниями [2].
Таким образом, все вышеприведенное показывает актуальность действий связанных с разработкой и применением методов приобретения, представления и распространения знаний в области качества для улучшения процессов системы менеджмента качества.
На основании выявленной актуальности поставлена настоящая тема, целью которой является - разработка стандарта организации «Управление знаниями» в соответствии с требованиями ИСО 9001:2015 на примере предприятия крановой техники.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- проанализировать состояние дел на предприятии;
- провести анализ состояния вопроса;
- разработать процесс «Управление знаниями» для условий предприятия крановой техники;
- разработать стандарт организации «Управление знаниями» для условий предприятия крановой техники;
- разработать риск-менеджмент процесса «Управления знаниями»;
- экономически обосновать результаты внедрения результатов ВКР.
Объект работы - предприятие крановой техники.
Предмет работы - процесс «Управление знаниями».
В современных экономических условиях эффективное управление знаниями становится ключевым элементом стратегии организации. Интеллектуальные ресурсы, инновационные проекты становятся основными источниками экономического роста и конкурентоспособности предприятий.
В результате проведенной работы была выполнена цель настоящей работы - разработан стандарт организации «Управление знаниями» в соответствии с требования ГОСТ Р ИСО 9001:2015 на примере предприятия крановой техники.
В ходе работы были решены следующие задачи:
- проанализировано состояние дел на предприятии;
- проведен анализ состояния вопроса;
- сравнены передовые отечественные и зарубежные методы и технологии совершенствования процесса «Управление знаниями»;
- разработан процесс «Управление знаниями» для условий предприятия крановой техники;
- разработан стандарт организации «Управление знаниями» для условий предприятия крановой техники;
- разработан риск-менеджмент процесса «Управления знаниями»;
- экономически обоснованы результаты ВКР.
Результатом анализа состояния дел на предприятии является диагностика проблем предприятия. Выявленные проблемы в основном связаны с информацией и знаниями, их сохранением, увеличением, актуализацией, передачей и многообразием.
Анализ изученности процесса «Управления знаниями» в отечественной и зарубежной литературе за период с 2006 по 2017 год показывает что, несмотря на большое число научных работ по данному процессу, большинство научных исследований посвящено рассмотрению особенностей категориально-понятийного аппарата, а так же разработке инструментария и способов внедрения систем управления знаниями.
Проведено сравнение методов совершенствования процесса управление знаниями, таких как модель SECI, карты знаний, геоинформационная система, метод оценки персонала по кругу. Выбрано два наиболее подходящих метода совершенствования: модель SECI и карты знаний. Так как модель SECI обеспечивает понимание менеджмента знаний, рассматривает сущность знания и создания его в динамическом виде, а карты знаний являются отличным инструментом визуализации информационных ресурсов.
Процесс «Управление знаниями» описан текстом, таблицей, паспортом процесса, а так же визуализирован при помощи методов менеджмента качества: диаграммы последовательности, диаграммы «Ганта», диаграммы «Исикавы», диаграммы IDEF0 и IDEF1.
Для процесса управление знаниями выделено десять оценочных показателей по трем компонентам, характеризующим процесс, так как управление знаниями находится в тесном взаимодействии с такими процессами как управление человеческими ресурсами, управление инфраструктурой, то компоненты следующие: люди, технологии, результат. Для оценки влияния процесса на результативность предприятия использован мультипликативный коэффициент, показывающий эффективность капиталовложений во внедрение процесса управление знаниями.
Разработан стандарт организации «Управление знаниями» в соответствии с требованиями ИСО 9001:2015. Структура стандарта включает в себя 5 разделов и рекомендуемое приложение «Реестр знаний организации». В стандарте установлена область применения и ответственность руководства. Разработана матрица ответственности процесса «Управление знаниями». Даны нормативные ссылки, термины, определения, сокращения и обозначения, используемые в стандарте. Определены цели и задачи управления знаниями в организации, приняты основные принципы управления знаниями. Составлен реестр знаний, включающий: основные процессы, вид знаний, источник знаний, ответственных, местонахождение знаний, этапы создания, обмена и использования выделенных знаний.
В результате риск-менеджмента процесса «Управление знаниями» было идентифицировано тринадцать возможных рисков при внедрении процесса «Управление знаниями» в организации, у каждого риска определены причины возникновения, вид и фактор риска. Идентифицированные риски были качественно оценены при помощи метода «Делфи». Количественная оценка рисков производилась методом «Индекс риска». В результате количественной оценки было выявлено два оправданных риска и одиннадцать приемлемых. Для минимизации оправданных рисков разработан план мероприятий по минимизации оправданных рисков. Рассчитана рентабельность ВКР, которая составляет 12%.
Произведена калькуляция текущих затрат ВКР, рассчитана себестоимость, цена выпускной квалификационной работы, чистая прибыль от внедрения результатов ВКР, которая составляет 55069,9 рублей. Рассчитан ожидаемый экономический эффект за расчетный период, равный 6 годам. Произведен расчет чистого дисконтированного дохода. Затраты на внедрение ВКР составили 273220 рублей. Период окупаемости выпускной квалификационной работы составляет 1 год 3 месяца.
Работа внедрена и имеет практическую ценность для предприятия крановой техники.
1 Камышев, А.И. Общие положения, определение области применения СМК и создание базовой сети процессов / А.И. Камышев // Методы менеджмента качества. Серия «Международные стандарты». - 2016. - №9. - С.16-21.
2 Булатицкий, Д.И. Управление знаниями в системе менеджмента качества организации: автореферат дис. ... канд. техн. наук/ Д.И. Булатицкий. - Брянск.: Изд-во БГТУ, 2010. -20 с.
3 Руководство по качеству открытого акционерного общества «Челябинский механический завод». Редакция №7, утверждено приказом генерального директора от 02.09.2016 №74. - Челябинск, 2016. - 53 с.
4 Кузьмин, А.М. Управление знаниями. Один из инструментов управленческой деятельности /А.М. Кузьмин, Е.А. Высоцкая// Методы менеджмента качества. Серия «Методы поиска новых идей и решений».- 2015. - № 11. - С.25-26.
5 Платон. Государство: комплект из книг и дайджеста в одном футляре / Платон; пер. с древнегреч. А.Н. Егунова. - М.: Бизнеском, 2010. - 283 с.
6 Махлуп, Ф. Производство и распространение знаний в США/ Фриц Махлуп; пер. с англ. Г.В. Полунина. - М.: Прогресс, 1966. - 462 с.
7 Дракер, П.Ф. Управление знаниями текст хрестоматия / П.Ф. Дракер и др; науч.ред. Т.Е. Андреева, Т.Ю. Гутникова. - 2-е изд. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. - 512 с.
8 Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/ Даниел Белл; пер. с англ. В.Л. Иноземцева. - 2-е изд. - М.: академия, 2004. - 944 с.
9 Вииг, К. Основы управления знаниями/ К. Вииг; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 371 с.
10 Букович , У. Управление знаниями руководство к действию/ У.Букович, Р. Уильямс; пер. с англ. - М.: Инфра, 2002. - 503 с.
11 Харрингтон, Дж. Совершенство управления знаниями/Дж. Харрингтон, Ф.Воул; пер. с англ. А.Л. Раскина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 272 с.
12 Гапоненко, А.Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: ЭКСМО, 2008. - 394 с.
13 Мильнер, Б.З. Инновационное развитие, экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ под ред. Б.З. Мильнера, - М.: Инфра-М, 2014. - 624 с.
14 Мильнер, Б.З. Управление знаниями в корпорациях/ Б.З.Мильнер, З.П. Румянцева, В.Г. Смирнова/ под редакцией Б.З. Мильнера, - М.:Дело, 2006. - 85 с.
15 Мариничева, М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков / М.К. Мариничева. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 320 с...54