ДИСКРИМИНАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЯХ 9
1.1 Понятие, виды и формы дискриминации работников 9
1.2 Соотношение дискриминации и дифференциации в правовом
регулировании трудовых отношений 18
1.3 Правового регулирования дискриминации в международном трудовом
праве и национальном законодательстве некоторых государств 28
ГЛАВА 2 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЯХ 41
2.1 Дискриминация лиц с ограниченными возможностями 41
2.2 Дискриминация по должностному признаку 53
2.3 Дискриминация по признаку гражданства 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЯХ 9
1.1 Понятие, виды и формы дискриминации работников 9
1.2 Соотношение дискриминации и дифференциации в правовом
регулировании трудовых отношений 18
1.3 Правового регулирования дискриминации в международном трудовом
праве и национальном законодательстве некоторых государств 28
ГЛАВА 2 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЯХ 41
2.1 Дискриминация лиц с ограниченными возможностями 41
2.2 Дискриминация по должностному признаку 53
2.3 Дискриминация по признаку гражданства 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
На современном этапе развития большинства государств проблема предотвращения дискриминации в трудовых отношениях в различных ее аспектах является одной из самых актуальных. Важность исследования данного вопроса обусловлена отсутствием в российском трудовом законодательстве нормативно закрепленного определения понятия дискриминации, несовершенством правовых ном, закрепляющих запрет дискриминации в трудовых отношениях, незначительным объемом судебной практики по данной категории дел и рядом других причин.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37). О том, что ограниченные возможности работника-инвалида не могут препятствовать в реализации их трудовых прав указывает и Трудовой кодекс РФ (ст. 3 ТК РФ). Несмотря на то что законодательством РФ предусматривается равенство всех граждан в реализации их трудовых прав, декларируемое право не находит полного отражения в реальной действительности. В силу существующих социальных барьеров определенные категории населения не имеют возможности в полной мере реализовать свой потенциал, в том числе и в области трудовых правоотношений.
В настоящее время все чаще проводятся комплексные исследования, посвященные проблематике дискриминации и дифференциации в трудовых отношениях, данные понятия активно обсуждаются на международном уровне. Для разрешения существующих проблем важно сформировать теоретическую базу, которая на сегодняшний день не является достаточно разработанной, а также опираться на успешный опыт зарубежных стран, проводить сравнительный анализ способов разрешения проблемы дискриминации в трудовых отношениях.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в результате нарушения работодателем запрета дискриминации в трудовых отношениях.
Предмет исследования - комплекс нормативных правовых актов, рассматривающие теоретические и практические проблемы, связанные с предотвращением и ликвидацией фактов дискриминации в трудовых отношениях.
Целью данного исследования является системный анализ трудового законодательства о запрете дискриминации, рассмотрение теоретических аспектов и практики по данной проблеме.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие «дискриминация» применительно к трудовым отношениям, отграничить его от понятия «дифференциация»,
2) исследовать состояние антидискриминационного законодательства в зарубежных странах, сравнить его с существующими нормами о запрете дискриминации в трудовых отношениях в России,
3) осуществить классификацию оснований дискриминации в трудовых отношениях,
4) выработать рекомендации по совершенствованию теоретических основ, законодательства и практики его применения в России с целью искоренения явления дискриминации в трудовых отношениях
В работе использовались общенаучные (системный анализ, дедукция, индукция и т.д.) и специально - юридические методы познания (структурно - функциональный, формально - логический и т.д.).
Нормативную основу исследования составили нормы российских и зарубежных нормативных правовых актов о запрете дискриминации в трудовых отношениях, а также международное законодательство.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики России, Европейского суда по правам человека, официальные статистические данные.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37). О том, что ограниченные возможности работника-инвалида не могут препятствовать в реализации их трудовых прав указывает и Трудовой кодекс РФ (ст. 3 ТК РФ). Несмотря на то что законодательством РФ предусматривается равенство всех граждан в реализации их трудовых прав, декларируемое право не находит полного отражения в реальной действительности. В силу существующих социальных барьеров определенные категории населения не имеют возможности в полной мере реализовать свой потенциал, в том числе и в области трудовых правоотношений.
В настоящее время все чаще проводятся комплексные исследования, посвященные проблематике дискриминации и дифференциации в трудовых отношениях, данные понятия активно обсуждаются на международном уровне. Для разрешения существующих проблем важно сформировать теоретическую базу, которая на сегодняшний день не является достаточно разработанной, а также опираться на успешный опыт зарубежных стран, проводить сравнительный анализ способов разрешения проблемы дискриминации в трудовых отношениях.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в результате нарушения работодателем запрета дискриминации в трудовых отношениях.
Предмет исследования - комплекс нормативных правовых актов, рассматривающие теоретические и практические проблемы, связанные с предотвращением и ликвидацией фактов дискриминации в трудовых отношениях.
Целью данного исследования является системный анализ трудового законодательства о запрете дискриминации, рассмотрение теоретических аспектов и практики по данной проблеме.
Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие «дискриминация» применительно к трудовым отношениям, отграничить его от понятия «дифференциация»,
2) исследовать состояние антидискриминационного законодательства в зарубежных странах, сравнить его с существующими нормами о запрете дискриминации в трудовых отношениях в России,
3) осуществить классификацию оснований дискриминации в трудовых отношениях,
4) выработать рекомендации по совершенствованию теоретических основ, законодательства и практики его применения в России с целью искоренения явления дискриминации в трудовых отношениях
В работе использовались общенаучные (системный анализ, дедукция, индукция и т.д.) и специально - юридические методы познания (структурно - функциональный, формально - логический и т.д.).
Нормативную основу исследования составили нормы российских и зарубежных нормативных правовых актов о запрете дискриминации в трудовых отношениях, а также международное законодательство.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики России, Европейского суда по правам человека, официальные статистические данные.
Примечательно, что в одних странах проблема дискриминации в трудовых отношениях поднята уже давно и антидискриминационное законодательство детально разработано, а в других странах данная проблема была поднята законодателями сравнительно недавно.
В работе было исследовано антидискриминационное законодательство России, проведен анализе трудового законодательства зарубежных стран, рассмотрено понятие, формы, виды и основания дискриминации в сфере труда. На основании изученного материала стоит рассмотреть возможность дополнения ст. 3 ТК Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в трудовых отношениях закрытым перечнем дискриминационных оснований. Опыт других государств может активно использоваться в целях совершенствования отечественного законодательства о запрете дискриминации в трудовых отношениях.
Нами были проанализированы основные подходы к определению дискриминации. Делаются выводы о том, что российский законодатель, для которого данное понятие является новым, ни в одном нормативном акте не дает определения понятия дискриминации, но научная доктрина и судебная практика вырабатывает и понятие дискриминации, и пытается разграничить формы дискриминации. Отсутствие четкого определения данного понятия и признаков, по которым работник, его адвокат, и сам суд, смогли бы определить, совершился ли акт дискриминации в отношении истца или нет, влияет на процесс наработки судебной практики по данной категории дел. Показательно, что даже в международном трудовом праве нет единой трактовки понятия «дискриминация», поэтому следует исходить из существенных элементов, входящих в состав исследуемого понятия.
Под дискриминацией в сфере труда следует понимать различие, имеющее своим результатом нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Принято подразделять дискриминацию по таким признакам - раса, цвет кожи, пол, возраст, религия, политические убеждения, национальная принадлежность, социальное происхождение и другие признаки. Данные виды дискриминации не являются исчерпывающими.
Необходимо обеспечить разграничение понятий дискриминации и дифференциации и устранить случаи дискриминации, прямо закрепленные законодателем под видом дифференциации, к примеру, когда медицинские работники могут работать на 2 ставки по одной трудовой функции, а заработную плату получать за фактически сверхурочную работу в одинарном размере.
Дифференциация и дискриминация устанавливая различия в правовом регулировании трудовых отношений весьма схожи по форме. Дифференциация и дискриминация в правовом регулировании трудовых отношений представляют собой специальные нормы, устанавливающие различия в правовом регулировании данной сферы. Различие же заключается в том, что дифференциация направлена на учет особенностей условий труда и личности работника с целью достижения равенства возможностей, а дискриминация ущемляет права работника, влечет нарушение равенства возможностей.
По мнению российских исследователей, сложность проблемы дискриминации заключается в том, что, несмотря на очевидное несовершенство обеих формулировок, содержащихся в ТК РФ и Конвенции МОТ № 111, вряд ли можно предложить что-нибудь лучше.
Анализ правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах ближнего и дальнего зарубежья позволяет сделать вывод о том, что требуются дальнейшая гармонизация и унификация их трудового законодательства на основе совместного использования позитивного правового опыта, выработанного законодателями этих стран.
Анализ судебной практики, проведенный нами в ходе исследования проблемы дискриминации в трудовых отношениях, показал, что в России, несмотря на то, что дискриминация широко распространена на всех этапах трудовой деятельности, выделяются лишь единичные случая обращения в суд пострадавших лиц. Дискриминация не рассматривается российскими судьями в качестве самостоятельного нарушения прав человека. Суды требуют переформулировать исковые заявления и вместо факта дискриминации указать нарушение конкретного права.
Для реализации установленных законодательством прав работников, считаем, что ответственность за акт дискриминации в трудовых отношениях должна быть предусмотрена и в УК Российской Федерации (за прямую дискриминацию), и в КоАП Российской Федерации (за косвенную дискриминацию). Особо отметим, что основания дискриминации, запрещенные трудовым и уголовным законодательством Российской Федерации, должны совпадать.
Рассматривая отдельные основания дискриминации, выявлено специфическое положение инвалидов женщин на рынке труда. Предусмотренные законодателем защитные меры для инвалидов часто являются препятствием для достижения ими равенства на рынке труда. Дело в том, что работодатели неохотно идут на то, чтобы нанимать на работу и удерживать работников, для которых необходимо создавать льготные условия. Нам видится логичным, что особые меры в отношении инвалидов следует предпринимать только при выполнении такой работы, которая может привести к ухудшению их состояния, и их следует пересматривать периодически в свете последних научных достижений.
Важно преодолеть психологическую проблему между работниками- инвалидами и работодателем, по которой зачастую работников данной категории не желают брать на работу из-за ограниченности здоровья. Еще одним аспектом является дополнительные инвестиции на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для данной категории, чтобы максимально упростить доступ к рабочим местам и выполнение трудовой функции.
Важно обеспечить функционирование механизма, который не позволит работникам и работодателям в различных ситуациях злоупотреблять своим положением: со стороны работодателей - выплачивая штрафы, предотвращать выполнения государственных программ по поддержке лиц с ограниченными возможностями, а со стороны работников - пытаться получить дополнительные льготы и социальную поддержку нелегально получая статус инвалида или злоупотребляя этим статусом.
Дискриминация по должностному признаку также имеет несколько форм проявления. Например, различные размеры суточных устанавливаются не федеральным законом, а работодателем, и получается, что предоставление отдельным работникам преимуществ в виде возмещения дополнительных расходов, связанных с командировкой, в большем размере, чем другим работникам, в зависимости от занимаемой должности нарушает принцип равенства прав и возможностей работников и является дискриминацией.
Дискриминация также проявляется в размере заработной платы выплаченной работнику. Так статья 21 Трудового кодекса РФ гарантирует работнику право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, которая положена ему в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Равная оплата за труд равной ценности закреплена в статьях 22 и 132 Трудового кодекса РФ.
Суды достаточно лояльно настроены в вопросе различия заработных плат по отношению к работодателям. Но следует помнить, что это обусловлено четким документальным и фактическим обоснованием разницы между справедливо оцененными деловыми качествами работников и/или их кругом обязанностей. Те компании, которые находят способы грамотно и справедливо обосновать такую разницу как внутри компании, так и в судебном процессе, имеют высокий шанс на успех в случае исков работников.
Сегодня активно совершенствуется международное и
внутригосударственное законодательство защищающее иностранных работников. Это многосторонние документы, дающие возможность работникам-мигрантам и членам их семей работать и чувствовать себя востребованными на рынке труда в государстве приема. Это также дает ощущение защищенности не только со стороны государства места работы, но и в первую очередь — международного сообщества. Чем выше показатель соблюдения и гарантированности прав работников-мигрантов и членов их семей, тем с большей уверенностью можно говорить о гармонизации трудового законодательства государств, входящих в общий рынок товаров, услуг и труда. Это также повлияет на процесс ратификации государствами конвенций МОТ и трансформацию международных норм в национальное законодательство.
В работе было исследовано антидискриминационное законодательство России, проведен анализе трудового законодательства зарубежных стран, рассмотрено понятие, формы, виды и основания дискриминации в сфере труда. На основании изученного материала стоит рассмотреть возможность дополнения ст. 3 ТК Российской Федерации, запрещающей дискриминацию в трудовых отношениях закрытым перечнем дискриминационных оснований. Опыт других государств может активно использоваться в целях совершенствования отечественного законодательства о запрете дискриминации в трудовых отношениях.
Нами были проанализированы основные подходы к определению дискриминации. Делаются выводы о том, что российский законодатель, для которого данное понятие является новым, ни в одном нормативном акте не дает определения понятия дискриминации, но научная доктрина и судебная практика вырабатывает и понятие дискриминации, и пытается разграничить формы дискриминации. Отсутствие четкого определения данного понятия и признаков, по которым работник, его адвокат, и сам суд, смогли бы определить, совершился ли акт дискриминации в отношении истца или нет, влияет на процесс наработки судебной практики по данной категории дел. Показательно, что даже в международном трудовом праве нет единой трактовки понятия «дискриминация», поэтому следует исходить из существенных элементов, входящих в состав исследуемого понятия.
Под дискриминацией в сфере труда следует понимать различие, имеющее своим результатом нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Принято подразделять дискриминацию по таким признакам - раса, цвет кожи, пол, возраст, религия, политические убеждения, национальная принадлежность, социальное происхождение и другие признаки. Данные виды дискриминации не являются исчерпывающими.
Необходимо обеспечить разграничение понятий дискриминации и дифференциации и устранить случаи дискриминации, прямо закрепленные законодателем под видом дифференциации, к примеру, когда медицинские работники могут работать на 2 ставки по одной трудовой функции, а заработную плату получать за фактически сверхурочную работу в одинарном размере.
Дифференциация и дискриминация устанавливая различия в правовом регулировании трудовых отношений весьма схожи по форме. Дифференциация и дискриминация в правовом регулировании трудовых отношений представляют собой специальные нормы, устанавливающие различия в правовом регулировании данной сферы. Различие же заключается в том, что дифференциация направлена на учет особенностей условий труда и личности работника с целью достижения равенства возможностей, а дискриминация ущемляет права работника, влечет нарушение равенства возможностей.
По мнению российских исследователей, сложность проблемы дискриминации заключается в том, что, несмотря на очевидное несовершенство обеих формулировок, содержащихся в ТК РФ и Конвенции МОТ № 111, вряд ли можно предложить что-нибудь лучше.
Анализ правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах ближнего и дальнего зарубежья позволяет сделать вывод о том, что требуются дальнейшая гармонизация и унификация их трудового законодательства на основе совместного использования позитивного правового опыта, выработанного законодателями этих стран.
Анализ судебной практики, проведенный нами в ходе исследования проблемы дискриминации в трудовых отношениях, показал, что в России, несмотря на то, что дискриминация широко распространена на всех этапах трудовой деятельности, выделяются лишь единичные случая обращения в суд пострадавших лиц. Дискриминация не рассматривается российскими судьями в качестве самостоятельного нарушения прав человека. Суды требуют переформулировать исковые заявления и вместо факта дискриминации указать нарушение конкретного права.
Для реализации установленных законодательством прав работников, считаем, что ответственность за акт дискриминации в трудовых отношениях должна быть предусмотрена и в УК Российской Федерации (за прямую дискриминацию), и в КоАП Российской Федерации (за косвенную дискриминацию). Особо отметим, что основания дискриминации, запрещенные трудовым и уголовным законодательством Российской Федерации, должны совпадать.
Рассматривая отдельные основания дискриминации, выявлено специфическое положение инвалидов женщин на рынке труда. Предусмотренные законодателем защитные меры для инвалидов часто являются препятствием для достижения ими равенства на рынке труда. Дело в том, что работодатели неохотно идут на то, чтобы нанимать на работу и удерживать работников, для которых необходимо создавать льготные условия. Нам видится логичным, что особые меры в отношении инвалидов следует предпринимать только при выполнении такой работы, которая может привести к ухудшению их состояния, и их следует пересматривать периодически в свете последних научных достижений.
Важно преодолеть психологическую проблему между работниками- инвалидами и работодателем, по которой зачастую работников данной категории не желают брать на работу из-за ограниченности здоровья. Еще одним аспектом является дополнительные инвестиции на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для данной категории, чтобы максимально упростить доступ к рабочим местам и выполнение трудовой функции.
Важно обеспечить функционирование механизма, который не позволит работникам и работодателям в различных ситуациях злоупотреблять своим положением: со стороны работодателей - выплачивая штрафы, предотвращать выполнения государственных программ по поддержке лиц с ограниченными возможностями, а со стороны работников - пытаться получить дополнительные льготы и социальную поддержку нелегально получая статус инвалида или злоупотребляя этим статусом.
Дискриминация по должностному признаку также имеет несколько форм проявления. Например, различные размеры суточных устанавливаются не федеральным законом, а работодателем, и получается, что предоставление отдельным работникам преимуществ в виде возмещения дополнительных расходов, связанных с командировкой, в большем размере, чем другим работникам, в зависимости от занимаемой должности нарушает принцип равенства прав и возможностей работников и является дискриминацией.
Дискриминация также проявляется в размере заработной платы выплаченной работнику. Так статья 21 Трудового кодекса РФ гарантирует работнику право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, которая положена ему в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Равная оплата за труд равной ценности закреплена в статьях 22 и 132 Трудового кодекса РФ.
Суды достаточно лояльно настроены в вопросе различия заработных плат по отношению к работодателям. Но следует помнить, что это обусловлено четким документальным и фактическим обоснованием разницы между справедливо оцененными деловыми качествами работников и/или их кругом обязанностей. Те компании, которые находят способы грамотно и справедливо обосновать такую разницу как внутри компании, так и в судебном процессе, имеют высокий шанс на успех в случае исков работников.
Сегодня активно совершенствуется международное и
внутригосударственное законодательство защищающее иностранных работников. Это многосторонние документы, дающие возможность работникам-мигрантам и членам их семей работать и чувствовать себя востребованными на рынке труда в государстве приема. Это также дает ощущение защищенности не только со стороны государства места работы, но и в первую очередь — международного сообщества. Чем выше показатель соблюдения и гарантированности прав работников-мигрантов и членов их семей, тем с большей уверенностью можно говорить о гармонизации трудового законодательства государств, входящих в общий рынок товаров, услуг и труда. Это также повлияет на процесс ратификации государствами конвенций МОТ и трансформацию международных норм в национальное законодательство.
Подобные работы
- Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание (Российский Государственный Университет Правосудия (Северо-Западный филиал))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Принцип недопущения дискриминации в трудовом праве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Реализация конституционных прав в трудовых правоотношениях
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь трудового и служебного права (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Механизм защиты трудовых прав граждан (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности рассмотрения трудовых споров об увольнении и переводах работников
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Трудовой договор (понятие, виды и порядок заключения)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование труда молодежи в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Гарантированность конституционных прав и свобод в сфере труд: состояние и перспективы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018





