АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ЕВРОПЕ: ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ЭРАЗМУС+ (2014-2023 гг.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Академическая мобильность в Европе 8
1.1 Определение академической мобильности и её тренды в глобальном и
европейском измерении 8
1.2 Факторы, влияющие на академическую мобильность в Европе 15
1.3 Преимущества и вызовы академической мобильности в Европе 21
Глава 2. Политика ЕС в области содействия академической мобильности с 1992 г. по 2014 гг 28
2.1 Программы и инициативы ЕС, направленные на содействие академической
мобильности с 1992 по 2014 гг 28
2.2 Оценка результатов политики ЕС в области содействия академической мобильности
(2014 - 2020 гг.) 40
Глава 3. Программа ERASMUS+ как инструмент содействия академической мобильности 49
3.1 Причины появления программы Erasmus + 49
3.2 Реализация программы ERASMUS+ 54
3.3 Оценка результатов программы ERASMUS + 63
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
Глава 1. Академическая мобильность в Европе 8
1.1 Определение академической мобильности и её тренды в глобальном и
европейском измерении 8
1.2 Факторы, влияющие на академическую мобильность в Европе 15
1.3 Преимущества и вызовы академической мобильности в Европе 21
Глава 2. Политика ЕС в области содействия академической мобильности с 1992 г. по 2014 гг 28
2.1 Программы и инициативы ЕС, направленные на содействие академической
мобильности с 1992 по 2014 гг 28
2.2 Оценка результатов политики ЕС в области содействия академической мобильности
(2014 - 2020 гг.) 40
Глава 3. Программа ERASMUS+ как инструмент содействия академической мобильности 49
3.1 Причины появления программы Erasmus + 49
3.2 Реализация программы ERASMUS+ 54
3.3 Оценка результатов программы ERASMUS + 63
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 73
В последние десятилетия международная академическая мобильности расширяется из-за процесса глобализации и интернационализации. Студенты и преподаватели университетов все чаще участвуют в различных программах международной мобильности. Академическая мобильность играет немаловажную роль в личностном и профессиональном развитии, в формировании умений самостоятельно выстраивать свою образовательную и жизненную траекторию. Сегодня академическая мобильность осуществляется в таких форматах, как краткосрочные программы обмена, программы совместных или двойных дипломов, языковые школы, стажировки, и т.п.
Академическая мобильность имеет многолетнюю историю в Европе. Самой первой программой в этой области является программа Erasmus, основанная в 1987 году Европейским экономическим Сообществом (ЕЭС). Программа Erasmus предоставляла стипендии и гранты студентам и преподавателям для участия в разных видах мобильности, таких как учеба, стажировки, преподавание и профессиональная подготовка кадров. Огромное количество студентов прошло программу Erasmus и сформировало сообщество.
Поколение Erasmus, состоящее из выпускников Erasmus, активно участвует в жизни общества посредством различных инициатив и мероприятий. Эти инициативы сосредоточены на 6 основных областях: образование и молодежь; социальная интеграция; культура; здоровье и благополучие; экологическая устойчивость; навыки и трудоустройство. И на сегодняшний день: организовано 24 473 мероприятия; участвовало 1945 организаций; имеют свои представительства в 2203 городах, а число участников превышает миллион человек . Студенты Erasmus участвуют в местных мероприятиях, организованных волонтерами Студенческой сети Erasmus (ESN), предлагая помощь, информацию и опыт, полученные во рамках программы.
Исследование посвящено изучению академической мобильности в Европейском Союзе. В исследовании также рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие академической мобильности, а также дана оценка деятельности ЕС в данном направлении.
Н.Ш. Ватолкина и О.П. Федоткина, сотрудники НИУ ВШЭ, предлагают такое определение понятия «академической мобильности» - «перемещение студентов и преподавателей учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания с обязательным возвращением в родной вуз или страну после завершения обучения».2
О.О. Мартыненко под академической мобильностью понимает «возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой для приобретения ценных знаний, получения возможностей, которые по какой-то причине недоступны в своем вузе».
И.М. Микова под академической мобильностью подразумевает «формы организации обучения студентов, связанную с перемещением в другой вуз на ограниченный во времени период с возвращением в предыдущий вуз для завершения обучения».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что академическая мобильность становиться все более важной для студентов и преподавателей в Европе, но она доступна далеко не всем. Существует ряд барьеров, которые могут препятствовать мобильности в странах ЕС и за его пределы.
В данном исследовании будут рассмотрены программы ЕС в сфере академической мобильности и исторические истоки этих программ, механизмы их правового регулирования, преимущества и недостатки этих программ, а также перспективы их развития. Данное исследование внесет вклад в существующие знания об академической мобильности в ЕС, изучая ее масштабы, влияние и проблемы, с которыми она сталкивается.
Объект исследования - международная академическая мобильность.
Предмет исследования - политика ЕС по управлению академической мобильностью.
Цель исследования - оценить политику ЕС по содействию академической мобильности.
Задачи:
1) охарактеризовать ключевые формы и направления академической мобильности в Европе;
2) выявить механизмы Евросоюза по содействию академической мобильности;
3) оценить роль программы Erasmus+ Европейского союза в содействии академической мобильности в Европе.
Источниковая база исследования
В данной работе были использованы несколько групп источников. Во-первых, это официальные нормативные документы, определяющие цели и задачи политики ЕС в области академической мобильности. Регламент (ЕС) № 1288/2013 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2013 г., устанавливающий «Эразмус+», Регламент (ЕС) 2021/817 Европейского парламента и Совета от 20 мая 2021 года, устанавливающий Erasmus+ в период с 2021 по 2027 гг., Болонская декларация от 19 июня 1999 г. Совместная декларация министров образования европейских стран. В данную категорию также попадает Решение № 1720/2006/EC Европейского парламента и Совета от 15 ноября 2006 г., устанавливающее программу действий в области обучения на протяжении всей жизн.
Вторую группу источников составляют отчеты о результатах реализации программы Erasmus+ и деятельности Европейского пространства высшего образования. К ним относятся ежегодные отчеты Erasmus+, излагающие основные результаты и достижения программы, (например, The Erasmus+ Annual Report 2022 ).
В качестве третьей группы источников в работе были использованы статистические данные с официальных сайтов Евростата и Статистического института ЮНЕСКО.
Обзор литературы. Исследований академической мобильности в Европе очень много как среди российских, так и зарубежных авторов. Условно всю литературу можно разделить на несколько групп.
Зарубежные исследователи изучают академическую мобильность, с точки зрения физического перемещения студентов в зарубежные вузы (К. Треймблей , Х. Джонс , Дж. Ури ), или в контексте международных программ (Б. Ривза , У. Тейчлер ). Чтобы описать академическую мобильность они используют термины «международная академическая мобильность» (international academic mobility) и «транснациональная» (трансграничная) мобильность (transnational/cross-border mobility).
Среди литературы, посвященной трансформации идентичности молодежи в результате академической мобильности, можно отметить исследование Кристины Кожокару «Erasmus mobilities and European identity - an exploratory incursion» , в котором дается объяснение понятия европейской идентичности в контексте программы Эразмус. В недавней работе А.М. Погорельской представлен анализ влияния академической мобильности на идентичность молодежи уже в евразийском измерении.
В исследовательской работе Сюзанны Бич «International student mobility: the role of social networks» утверждается, что социальные сети являются решающими факторами в процессе принятия решения студентов об обучении за границей. В работе Л.В. Дериглазовой «Clashing rationales for international student mobility? The case of the EU and Russia» рассматриваются мотивы участия в академической мобильности как студентов, так и других акторов.
Среди российской литературы стоит отметить работу Алексеева Е.М., Тарасенко А.В., Сурикелова А. «Студенческие обмены как инструмент «мягкой силы» на примере программы обучения Erasmus+» , в которой анализируется проблема эффективности программы обменами студентами как инструмент «мягкой силы». В труде Садецкой А.
«Программа Эразмус Мундус как инструмент развития региона» особое внимание уделено реализации проектов в рамках программы Эразмус Мундус.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1987 года, от создания первой программы академической мобильности (Erasmus), до 2023 года, в котором произошли важные моменты, связанные с академической мобильностью в ЕС и за его пределами.
Методы исследования
Основными методами исследования являются анализ статистических данных, необходимый для выявления тенденций и направлений академической мобильности в ЕС; анализ нормативно-правовой базы важен для понимания эволюции регулирования академической мобильности в ЕЭС/ЕС; политико-описательный метод применяется для того, чтобы определить степень приоритетности регулирования академической мобильности в ЕС среди других направлений деятельности.
Научная новизна заключается в комплексном анализе политики академической мобильности Европейского союза, а также выявлении преимуществ и недостатков программ ЕС в данной сфере.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Академическая мобильность имеет многолетнюю историю в Европе. Самой первой программой в этой области является программа Erasmus, основанная в 1987 году Европейским экономическим Сообществом (ЕЭС). Программа Erasmus предоставляла стипендии и гранты студентам и преподавателям для участия в разных видах мобильности, таких как учеба, стажировки, преподавание и профессиональная подготовка кадров. Огромное количество студентов прошло программу Erasmus и сформировало сообщество.
Поколение Erasmus, состоящее из выпускников Erasmus, активно участвует в жизни общества посредством различных инициатив и мероприятий. Эти инициативы сосредоточены на 6 основных областях: образование и молодежь; социальная интеграция; культура; здоровье и благополучие; экологическая устойчивость; навыки и трудоустройство. И на сегодняшний день: организовано 24 473 мероприятия; участвовало 1945 организаций; имеют свои представительства в 2203 городах, а число участников превышает миллион человек . Студенты Erasmus участвуют в местных мероприятиях, организованных волонтерами Студенческой сети Erasmus (ESN), предлагая помощь, информацию и опыт, полученные во рамках программы.
Исследование посвящено изучению академической мобильности в Европейском Союзе. В исследовании также рассматриваются факторы, способствующие и препятствующие академической мобильности, а также дана оценка деятельности ЕС в данном направлении.
Н.Ш. Ватолкина и О.П. Федоткина, сотрудники НИУ ВШЭ, предлагают такое определение понятия «академической мобильности» - «перемещение студентов и преподавателей учебных заведений на определенный период времени в другое образовательное или научное заведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания с обязательным возвращением в родной вуз или страну после завершения обучения».2
О.О. Мартыненко под академической мобильностью понимает «возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой для приобретения ценных знаний, получения возможностей, которые по какой-то причине недоступны в своем вузе».
И.М. Микова под академической мобильностью подразумевает «формы организации обучения студентов, связанную с перемещением в другой вуз на ограниченный во времени период с возвращением в предыдущий вуз для завершения обучения».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что академическая мобильность становиться все более важной для студентов и преподавателей в Европе, но она доступна далеко не всем. Существует ряд барьеров, которые могут препятствовать мобильности в странах ЕС и за его пределы.
В данном исследовании будут рассмотрены программы ЕС в сфере академической мобильности и исторические истоки этих программ, механизмы их правового регулирования, преимущества и недостатки этих программ, а также перспективы их развития. Данное исследование внесет вклад в существующие знания об академической мобильности в ЕС, изучая ее масштабы, влияние и проблемы, с которыми она сталкивается.
Объект исследования - международная академическая мобильность.
Предмет исследования - политика ЕС по управлению академической мобильностью.
Цель исследования - оценить политику ЕС по содействию академической мобильности.
Задачи:
1) охарактеризовать ключевые формы и направления академической мобильности в Европе;
2) выявить механизмы Евросоюза по содействию академической мобильности;
3) оценить роль программы Erasmus+ Европейского союза в содействии академической мобильности в Европе.
Источниковая база исследования
В данной работе были использованы несколько групп источников. Во-первых, это официальные нормативные документы, определяющие цели и задачи политики ЕС в области академической мобильности. Регламент (ЕС) № 1288/2013 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2013 г., устанавливающий «Эразмус+», Регламент (ЕС) 2021/817 Европейского парламента и Совета от 20 мая 2021 года, устанавливающий Erasmus+ в период с 2021 по 2027 гг., Болонская декларация от 19 июня 1999 г. Совместная декларация министров образования европейских стран. В данную категорию также попадает Решение № 1720/2006/EC Европейского парламента и Совета от 15 ноября 2006 г., устанавливающее программу действий в области обучения на протяжении всей жизн.
Вторую группу источников составляют отчеты о результатах реализации программы Erasmus+ и деятельности Европейского пространства высшего образования. К ним относятся ежегодные отчеты Erasmus+, излагающие основные результаты и достижения программы, (например, The Erasmus+ Annual Report 2022 ).
В качестве третьей группы источников в работе были использованы статистические данные с официальных сайтов Евростата и Статистического института ЮНЕСКО.
Обзор литературы. Исследований академической мобильности в Европе очень много как среди российских, так и зарубежных авторов. Условно всю литературу можно разделить на несколько групп.
Зарубежные исследователи изучают академическую мобильность, с точки зрения физического перемещения студентов в зарубежные вузы (К. Треймблей , Х. Джонс , Дж. Ури ), или в контексте международных программ (Б. Ривза , У. Тейчлер ). Чтобы описать академическую мобильность они используют термины «международная академическая мобильность» (international academic mobility) и «транснациональная» (трансграничная) мобильность (transnational/cross-border mobility).
Среди литературы, посвященной трансформации идентичности молодежи в результате академической мобильности, можно отметить исследование Кристины Кожокару «Erasmus mobilities and European identity - an exploratory incursion» , в котором дается объяснение понятия европейской идентичности в контексте программы Эразмус. В недавней работе А.М. Погорельской представлен анализ влияния академической мобильности на идентичность молодежи уже в евразийском измерении.
В исследовательской работе Сюзанны Бич «International student mobility: the role of social networks» утверждается, что социальные сети являются решающими факторами в процессе принятия решения студентов об обучении за границей. В работе Л.В. Дериглазовой «Clashing rationales for international student mobility? The case of the EU and Russia» рассматриваются мотивы участия в академической мобильности как студентов, так и других акторов.
Среди российской литературы стоит отметить работу Алексеева Е.М., Тарасенко А.В., Сурикелова А. «Студенческие обмены как инструмент «мягкой силы» на примере программы обучения Erasmus+» , в которой анализируется проблема эффективности программы обменами студентами как инструмент «мягкой силы». В труде Садецкой А.
«Программа Эразмус Мундус как инструмент развития региона» особое внимание уделено реализации проектов в рамках программы Эразмус Мундус.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1987 года, от создания первой программы академической мобильности (Erasmus), до 2023 года, в котором произошли важные моменты, связанные с академической мобильностью в ЕС и за его пределами.
Методы исследования
Основными методами исследования являются анализ статистических данных, необходимый для выявления тенденций и направлений академической мобильности в ЕС; анализ нормативно-правовой базы важен для понимания эволюции регулирования академической мобильности в ЕЭС/ЕС; политико-описательный метод применяется для того, чтобы определить степень приоритетности регулирования академической мобильности в ЕС среди других направлений деятельности.
Научная новизна заключается в комплексном анализе политики академической мобильности Европейского союза, а также выявлении преимуществ и недостатков программ ЕС в данной сфере.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
За последние несколько десятилетий высшее образования стало более международным благодаря академической мобильности студентов, преподавателей, учреждений и программ, и число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях за рубежом значительно возросло. Этому способствовал такие факторы, как растущая численность студентов в мире, большой выбор вузов, финансирование обучения, программы академической мобильности и т.д.
Мобильность играет особую роль в Европе. Академическая мобильность в рамках Болонского процесса рассматривается как необходимое условие формирования Европейского пространства высшего образования. Развитие мобильности содействует развитию международного партнерства, повышает качество высшего образования и академических исследований, давая европейским странам возможность получить доступ к лучшему человеческому капиталу.
ЕС с момента своего основания проводил политику по содействию академической мобильности и с тех пор расширил свои программы академической мобильности, включив в них больше стран и участников. В целом, политика академической мобильности ЕС оказалась весьма впечатляющей в достижении своих целей по увеличению мобильности, развитию сотрудничества и улучшению результатов образования. Число студентов в программе Erasmus с более чем 3000 в 1992 году увеличилось до более чем 350 000 в 2020 году. Программы ЕС также способствовали повышению мобильности преподавателей, исследователей и других специалистов в сфере образования.
Ведущей инициативой ЕС в области образования, обучения, молодежи и спорта является программа Erasmus+, которая играет ключевую роль в продвижении академической мобильности в Европе. На втором (2014-2020 гг.) и третьем этапах программы (2021-2027 гг.), масштаб программы расширяется, упрощая участие и продвигая инклюзивность, цифровизацию и экологическую устойчивость. Только в период с 2014 по 2020 гг. более 4 млн иностранных студентов приняли участие в мобильности в рамках данной программы.
На уровне ЕС программой управляет Европейская Комиссия. Он управляет бюджетом и устанавливает приоритеты, цели и стандарты для программы. Кроме того, он осуществляет надзор за общей реализацией программы на европейском уровне. Далее за реализацию ряда мероприятий программы Erasmus+ отвечает Европейское исполнительное агентство по образованию и культуре (EACEA). EACEA осуществляет программу в режиме прямого контроля. На национальном уровне программа реализуется национальными агентствами. Реализация программы Erasmus+ осуществляется в основном посредством непрямого управления, т.е. Европейская Комиссия возлагает задачи по исполнению бюджета на национальные агентства. В странах-партнерах, за пределами ЕС, участвующих в программе высшего образования Erasmus+, большая часть работы национальных агентств выполняется национальными офисами Erasmus+.
Исследование влияния высшего образования Erasmus+ 2019 года продемонстрировало положительное влияние периода мобильности на студентов . Большая часть выпускников программы получили представление о том, чем хотят заниматься, а также относительно быстро нашли работу.
Анализ программы Erasmus+ за весь период его деятельности показал, что она способствовала значительному росту мобильности студентов и преподавателей, расширению сотрудничества между высшими учебными заведениями и повышению качества образования и обучения. Но, исследование также выявило ряд проблем и трудностей, включая финансовые барьеры и языковые трудности.
Несмотря на все барьеры и трудности, с которыми сталкивается программа Erasmus+, она остается ключевым инструментом продвижения академической мобильности и содействия европейской интеграции в таких сферах, как высшее образование, молодежь и спорт, мобильность студентов, преподавателей и административного персонала.
Подводя итоги работы, можно сказать, что программа Erasmus+ оказала значительное положительное влияние на академическую мобильность в Европе. Дальнейшая поддержка и развитие программы усилят роль академической мобильности в формировании Европейского пространства высшего образования и продвижении европейских ценностей сотрудничества, инклюзивности и инноваций.
Мобильность играет особую роль в Европе. Академическая мобильность в рамках Болонского процесса рассматривается как необходимое условие формирования Европейского пространства высшего образования. Развитие мобильности содействует развитию международного партнерства, повышает качество высшего образования и академических исследований, давая европейским странам возможность получить доступ к лучшему человеческому капиталу.
ЕС с момента своего основания проводил политику по содействию академической мобильности и с тех пор расширил свои программы академической мобильности, включив в них больше стран и участников. В целом, политика академической мобильности ЕС оказалась весьма впечатляющей в достижении своих целей по увеличению мобильности, развитию сотрудничества и улучшению результатов образования. Число студентов в программе Erasmus с более чем 3000 в 1992 году увеличилось до более чем 350 000 в 2020 году. Программы ЕС также способствовали повышению мобильности преподавателей, исследователей и других специалистов в сфере образования.
Ведущей инициативой ЕС в области образования, обучения, молодежи и спорта является программа Erasmus+, которая играет ключевую роль в продвижении академической мобильности в Европе. На втором (2014-2020 гг.) и третьем этапах программы (2021-2027 гг.), масштаб программы расширяется, упрощая участие и продвигая инклюзивность, цифровизацию и экологическую устойчивость. Только в период с 2014 по 2020 гг. более 4 млн иностранных студентов приняли участие в мобильности в рамках данной программы.
На уровне ЕС программой управляет Европейская Комиссия. Он управляет бюджетом и устанавливает приоритеты, цели и стандарты для программы. Кроме того, он осуществляет надзор за общей реализацией программы на европейском уровне. Далее за реализацию ряда мероприятий программы Erasmus+ отвечает Европейское исполнительное агентство по образованию и культуре (EACEA). EACEA осуществляет программу в режиме прямого контроля. На национальном уровне программа реализуется национальными агентствами. Реализация программы Erasmus+ осуществляется в основном посредством непрямого управления, т.е. Европейская Комиссия возлагает задачи по исполнению бюджета на национальные агентства. В странах-партнерах, за пределами ЕС, участвующих в программе высшего образования Erasmus+, большая часть работы национальных агентств выполняется национальными офисами Erasmus+.
Исследование влияния высшего образования Erasmus+ 2019 года продемонстрировало положительное влияние периода мобильности на студентов . Большая часть выпускников программы получили представление о том, чем хотят заниматься, а также относительно быстро нашли работу.
Анализ программы Erasmus+ за весь период его деятельности показал, что она способствовала значительному росту мобильности студентов и преподавателей, расширению сотрудничества между высшими учебными заведениями и повышению качества образования и обучения. Но, исследование также выявило ряд проблем и трудностей, включая финансовые барьеры и языковые трудности.
Несмотря на все барьеры и трудности, с которыми сталкивается программа Erasmus+, она остается ключевым инструментом продвижения академической мобильности и содействия европейской интеграции в таких сферах, как высшее образование, молодежь и спорт, мобильность студентов, преподавателей и административного персонала.
Подводя итоги работы, можно сказать, что программа Erasmus+ оказала значительное положительное влияние на академическую мобильность в Европе. Дальнейшая поддержка и развитие программы усилят роль академической мобильности в формировании Европейского пространства высшего образования и продвижении европейских ценностей сотрудничества, инклюзивности и инноваций.



