Когнитивные стратегии и переживание тревожности у подростков, подверженных буллингу
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 9
1.1 Теоретические подходы к определению понятия тревожности 9
1.2 Буллинг как психологический феномен 13
1.3 Теоретические подходы к определению когнитивных стратегий 21
1.4 Психологические особенности подростков как возрастной
группы 26
1.5 Влияние когнитивных стратегий на преодоление тревожности у
подростков, подвергшихся буллингу 36
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и
переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 41
2.1. Описание программы и выборки исследования 41
2.2. Исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания
тревожности у подростков, подверженных буллингу 44
2.3. Обсуждение и интерпретация результатов эмпирического исследования
взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 56
Глава 3 Разработка программы когнитивно-поведенческого тренинга 61
3.1 Концептуальные основы программы 61
3.2 Структура и содержание тренинга 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 9
1.1 Теоретические подходы к определению понятия тревожности 9
1.2 Буллинг как психологический феномен 13
1.3 Теоретические подходы к определению когнитивных стратегий 21
1.4 Психологические особенности подростков как возрастной
группы 26
1.5 Влияние когнитивных стратегий на преодоление тревожности у
подростков, подвергшихся буллингу 36
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и
переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 41
2.1. Описание программы и выборки исследования 41
2.2. Исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания
тревожности у подростков, подверженных буллингу 44
2.3. Обсуждение и интерпретация результатов эмпирического исследования
взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 56
Глава 3 Разработка программы когнитивно-поведенческого тренинга 61
3.1 Концептуальные основы программы 61
3.2 Структура и содержание тренинга 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
Описание проблемы исследования.
Подростковый возраст представляет собой сензитивный период психического развития, в котором формируются ключевые механизмы эмоциональной регуляции, становление Я-концепции и когнитивные стили реагирования на стрессовые воздействия. В условиях межличностной дестабилизации, особенно в случае систематического социального давления со стороны сверстников (буллинга), возрастает риск развития устойчивых тревожных состояний, снижения психоэмоциональной устойчивости и дезадаптации.
Несмотря на активное изучение феномена буллинга в психолого-педагогической науке, остается недостаточно разработанным вопрос о том, как именно когнитивные стратегии, используемые подростками, опосредуют переживание тревожности в условиях буллинга. В частности, не до конца ясно, какие когнитивные механизмы способствуют снижению тревожности и адаптации, а какие - усиливают негативные эмоциональные реакции и закрепляют тревожные состояния.
Кроме того, в существующих эмпирических моделях недостаточно представлена типология сочетаний тревожности и копинг-стратегий у подростков, переживающих буллинг. Это затрудняет проектирование адресных психолого-педагогических программ сопровождения и профилактики эмоциональных нарушений.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости выявления характера взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, с целью научного обоснования подходов к их психологической поддержке и разработке коррекционных программ, соответствующих возрастным и когнитивным особенностям данной категории.
Актуальность исследования.
Подростковый возраст представляет собой критический период психического и личностного развития, в течение которого формируются ключевые механизмы эмоциональной регуляции, самооценка и когнитивные стили реагирования на стрессовые воздействия. В условиях межличностной дестабилизации, особенно при систематическом социальном давлении со стороны сверстников (буллинге), возрастает риск формирования устойчивых тревожных состояний, снижения психоэмоциональной устойчивости и социальной дезадаптации.
Актуальность проблемы подтверждается статистическими данными. Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый четвертый россиянин (25 %) сталкивался с травлей в школе лично, а каждый пятый (19%) сообщил, что ее жертвами становились их дети или внуки [1]. Кроме того, по информации российской цифровой платформы AdPass, около 20% школьников в возрасте от 11 до 17 лет подвергались кибербуллингу в интернете, включая троллинг, угрозы, шантаж и оскорбления [2].
Буллинг оказывает значительное воздействие на психическое здоровье подростков, способствуя росту тревожности, эмоциональной изоляции и когнитивных искажений. Однако не все подростки одинаково реагируют на психосоциальный стресс: важную роль в сохранении психологического равновесия играют когнитивные стратегии, используемые в качестве механизмов совладания.
Несмотря на то что проблема буллинга и подростковой тревожности активно исследуется, вопрос о характере взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, остается недостаточно изученным. Не представлена типология сочетаний тревожности и копинг-стратегий, мало разработаны эмпирически обоснованные модели, позволяющие прогнозировать уровень тревожности на основе когнитивных факторов. Это затрудняет эффективную психологическую помощь в образовательной среде.
Дополнительную значимость исследованию придает его соответствие Указу Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому ключевыми задачами государства являются обеспечение психологического благополучия обучающихся, профилактика тревожных расстройств у детей и подростков, а также создание безопасной и поддерживающей образовательной среды.
Таким образом, исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, является актуальным как в научно-теоретическом, так и в практико-ориентированном аспектах. Оно направлено на расширение представлений о механизмах психологической саморегуляции и разработку эффективных коррекционных программ, ориентированных на поддержку психического здоровья подростков.
Объект исследования: когнитивные стратегии и переживание тревожности
Предмет исследования: взаимосвязь когнитивных стратегии и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу
Цель исследования: выявить взаимосвязь когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу
Задачи:
1. На основе теоретического анализа описать понятие тревожности и буллинга, а также их взаимосвязи с когнитивными стратегиями.
2. Рассмотреть когнитивные стратегии преодоления тревожности, характерные для подросткового возраста.
3. Выявить особенности взаимосвязи ведущих когнитивных стилей с уровнем тревожности подростков, подверженных буллингу.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу когнитивно-поведенческого тренинга.
Гипотеза исследования: существует специфика взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу, описывающая устойчивый профиль личности, включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез и обобщение результатов исследований, выполненных отечественными и зарубежными авторами в данном направлении.
2. Эмпирические: психодиагностические методики и кейс-задачи
3. Статистические: корреляционный анализ, сравнительный анализ (t- критерий Стьюдента и %2-критерий Пирсона), регрессионный анализ, кластерный анализ, качественный анализ ответов на кейс-задачи.
Методики исследования:
Опросник «Буллинг» Д. Олвеуса, тест школьной тревожности Филлипса, кейс-задача, COPE - 30А: краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков 12-18 лет.
Эмпирическая часть исследования была выполнена на базе:
МАОУ СОШ № 54 г. Томска с участием 80 подростков 7-х классов. Среди них 46 человек женского пола, 34 мужского пола.
Теоретико-методологическое обоснование исследования:
- работы (Д. Таттум, Д. Олвеус, И. С. Кон, Д. А. Лэйн) посвященные проблеме буллинга;
- работы, (О. В. Неустроева, Х. Ремшмидт, А. А. Реан), в которых рассматривается особенности подросткового возраста;
- работы, (О. Л. Глазман, О. А. Гребенникова) в которых рассматривается специфика школьного буллинга.
- работы среди зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой тревожности, можно выделить такие имена, как: (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Ч. Спилбергер, Е.П. Ильин)
- работы (Джером Брунер, Ж. Пиаже п. Я. Гальпериной, Аарон Бэк.) посвящены проблемы когнитивных стратег.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2023-20234 г.) - анализ в отечественных и зарубежных источниках и литературе теорий и подходов когнитивных стратег и буллинга.
Второй этап (2024 г.) - составление плана эмпирического исследования, подбор методического инструментария, сбор эмпирических данных, формирование выборки исследования, статистический анализ результатов исследования.
Третий этап (2025 г.) - статистический анализ результатов исследования, формулирование выводов и заключения, оформление текста диссертации.
Практическая значимость исследования: Результаты работы могут быть использованы для разработки эффективных программ психологической помощи и профилактики среди подростков, что позволит снизить влияние буллинга на их психоэмоциональное здоровье. Разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике буллинга.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тревожность у подростков, подверженных буллингу, обусловлена не только самим фактом психосоциального давления, но и спецификой используемых ими когнитивных стратегий совладания, что позволяет рассмотреть тревожность как системный личностно-средовой феномен.
2. Существует индивидуальная модель тревожного реагирования, обусловленная как внешними (социальными), так и внутренними (когнитивными) факторами, позволяющая описать специфический профиль когнитивных стратегий поведения подростка в ситуации буллинга.
3. Психолого-педагогическая программа когнитивно-поведенческой поддержки подростков, направленной на развитие конструктивных когнитивных стратегий поведения, является профилактическим инструментом, позволяющим снизить тревожности и негативные последствия буллинга в условиях образовательной среды.
Подростковый возраст представляет собой сензитивный период психического развития, в котором формируются ключевые механизмы эмоциональной регуляции, становление Я-концепции и когнитивные стили реагирования на стрессовые воздействия. В условиях межличностной дестабилизации, особенно в случае систематического социального давления со стороны сверстников (буллинга), возрастает риск развития устойчивых тревожных состояний, снижения психоэмоциональной устойчивости и дезадаптации.
Несмотря на активное изучение феномена буллинга в психолого-педагогической науке, остается недостаточно разработанным вопрос о том, как именно когнитивные стратегии, используемые подростками, опосредуют переживание тревожности в условиях буллинга. В частности, не до конца ясно, какие когнитивные механизмы способствуют снижению тревожности и адаптации, а какие - усиливают негативные эмоциональные реакции и закрепляют тревожные состояния.
Кроме того, в существующих эмпирических моделях недостаточно представлена типология сочетаний тревожности и копинг-стратегий у подростков, переживающих буллинг. Это затрудняет проектирование адресных психолого-педагогических программ сопровождения и профилактики эмоциональных нарушений.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости выявления характера взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, с целью научного обоснования подходов к их психологической поддержке и разработке коррекционных программ, соответствующих возрастным и когнитивным особенностям данной категории.
Актуальность исследования.
Подростковый возраст представляет собой критический период психического и личностного развития, в течение которого формируются ключевые механизмы эмоциональной регуляции, самооценка и когнитивные стили реагирования на стрессовые воздействия. В условиях межличностной дестабилизации, особенно при систематическом социальном давлении со стороны сверстников (буллинге), возрастает риск формирования устойчивых тревожных состояний, снижения психоэмоциональной устойчивости и социальной дезадаптации.
Актуальность проблемы подтверждается статистическими данными. Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый четвертый россиянин (25 %) сталкивался с травлей в школе лично, а каждый пятый (19%) сообщил, что ее жертвами становились их дети или внуки [1]. Кроме того, по информации российской цифровой платформы AdPass, около 20% школьников в возрасте от 11 до 17 лет подвергались кибербуллингу в интернете, включая троллинг, угрозы, шантаж и оскорбления [2].
Буллинг оказывает значительное воздействие на психическое здоровье подростков, способствуя росту тревожности, эмоциональной изоляции и когнитивных искажений. Однако не все подростки одинаково реагируют на психосоциальный стресс: важную роль в сохранении психологического равновесия играют когнитивные стратегии, используемые в качестве механизмов совладания.
Несмотря на то что проблема буллинга и подростковой тревожности активно исследуется, вопрос о характере взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, остается недостаточно изученным. Не представлена типология сочетаний тревожности и копинг-стратегий, мало разработаны эмпирически обоснованные модели, позволяющие прогнозировать уровень тревожности на основе когнитивных факторов. Это затрудняет эффективную психологическую помощь в образовательной среде.
Дополнительную значимость исследованию придает его соответствие Указу Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому ключевыми задачами государства являются обеспечение психологического благополучия обучающихся, профилактика тревожных расстройств у детей и подростков, а также создание безопасной и поддерживающей образовательной среды.
Таким образом, исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, является актуальным как в научно-теоретическом, так и в практико-ориентированном аспектах. Оно направлено на расширение представлений о механизмах психологической саморегуляции и разработку эффективных коррекционных программ, ориентированных на поддержку психического здоровья подростков.
Объект исследования: когнитивные стратегии и переживание тревожности
Предмет исследования: взаимосвязь когнитивных стратегии и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу
Цель исследования: выявить взаимосвязь когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу
Задачи:
1. На основе теоретического анализа описать понятие тревожности и буллинга, а также их взаимосвязи с когнитивными стратегиями.
2. Рассмотреть когнитивные стратегии преодоления тревожности, характерные для подросткового возраста.
3. Выявить особенности взаимосвязи ведущих когнитивных стилей с уровнем тревожности подростков, подверженных буллингу.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу когнитивно-поведенческого тренинга.
Гипотеза исследования: существует специфика взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу, описывающая устойчивый профиль личности, включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез и обобщение результатов исследований, выполненных отечественными и зарубежными авторами в данном направлении.
2. Эмпирические: психодиагностические методики и кейс-задачи
3. Статистические: корреляционный анализ, сравнительный анализ (t- критерий Стьюдента и %2-критерий Пирсона), регрессионный анализ, кластерный анализ, качественный анализ ответов на кейс-задачи.
Методики исследования:
Опросник «Буллинг» Д. Олвеуса, тест школьной тревожности Филлипса, кейс-задача, COPE - 30А: краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков 12-18 лет.
Эмпирическая часть исследования была выполнена на базе:
МАОУ СОШ № 54 г. Томска с участием 80 подростков 7-х классов. Среди них 46 человек женского пола, 34 мужского пола.
Теоретико-методологическое обоснование исследования:
- работы (Д. Таттум, Д. Олвеус, И. С. Кон, Д. А. Лэйн) посвященные проблеме буллинга;
- работы, (О. В. Неустроева, Х. Ремшмидт, А. А. Реан), в которых рассматривается особенности подросткового возраста;
- работы, (О. Л. Глазман, О. А. Гребенникова) в которых рассматривается специфика школьного буллинга.
- работы среди зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой тревожности, можно выделить такие имена, как: (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Ч. Спилбергер, Е.П. Ильин)
- работы (Джером Брунер, Ж. Пиаже п. Я. Гальпериной, Аарон Бэк.) посвящены проблемы когнитивных стратег.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2023-20234 г.) - анализ в отечественных и зарубежных источниках и литературе теорий и подходов когнитивных стратег и буллинга.
Второй этап (2024 г.) - составление плана эмпирического исследования, подбор методического инструментария, сбор эмпирических данных, формирование выборки исследования, статистический анализ результатов исследования.
Третий этап (2025 г.) - статистический анализ результатов исследования, формулирование выводов и заключения, оформление текста диссертации.
Практическая значимость исследования: Результаты работы могут быть использованы для разработки эффективных программ психологической помощи и профилактики среди подростков, что позволит снизить влияние буллинга на их психоэмоциональное здоровье. Разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике буллинга.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тревожность у подростков, подверженных буллингу, обусловлена не только самим фактом психосоциального давления, но и спецификой используемых ими когнитивных стратегий совладания, что позволяет рассмотреть тревожность как системный личностно-средовой феномен.
2. Существует индивидуальная модель тревожного реагирования, обусловленная как внешними (социальными), так и внутренними (когнитивными) факторами, позволяющая описать специфический профиль когнитивных стратегий поведения подростка в ситуации буллинга.
3. Психолого-педагогическая программа когнитивно-поведенческой поддержки подростков, направленной на развитие конструктивных когнитивных стратегий поведения, является профилактическим инструментом, позволяющим снизить тревожности и негативные последствия буллинга в условиях образовательной среды.
Современная психологическая наука последовательно акцентирует внимание на значимости изучения механизмов совладания с психосоциальными трудностями, особенно в подростковом возрасте - периоде, когда закладываются основы самосознания, формируются ключевые когнитивные и эмоциональные стратегии взаимодействия с миром и с самим собой. Одним из наиболее острых и разрушительных факторов, нарушающих нормальное психическое развитие подростка, выступает буллинг - систематическое психологическое давление, унижение и травля со стороны сверстников. Для подростков, находящихся в ситуации буллинга, крайне важно не только внешнее сопровождение, но и внутренняя способность к осмыслению происходящего, адаптации и психологической защите.
Исходя из этого, в фокусе настоящего исследования оказалась взаимосвязь когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу. Теоретический анализ позволил выявить, что тревожность в школьной среде представляет собой не просто эмоциональную реакцию, а комплексное состояние, опосредованное когнитивными факторами: убеждениями, установками, интерпретациями социальной реальности. Буллинг нарушает базовое чувство безопасности, провоцирует формирование искаженных убеждений о себе и других, и тем самым способствует закреплению тревожного реагирования на межличностные и учебные ситуации.
Эмпирическое исследование, проведенное на выборке подростков 11-14 лет, позволило подтвердить гипотезу о существовании специфической взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности. Было установлено, что подростки, подвергшиеся буллингу, значительно чаще демонстрируют дезадаптивные формы когнитивного реагирования - избегание, самообвинение, отказ от усилий, - в то время как их сверстники,
не вовлеченные в травмирующие ситуации, склонны использовать более конструктивные стратегии: планирование, позитивную переоценку, обращение за поддержкой. Данные корреляционного и регрессионного анализа подтвердили, что деструктивные когниции играют роль значимых предикторов школьной тревожности, в первую очередь в сферах самовыражения, оценки и общения со сверстниками.
На основе полученных результатов была разработана психологическая программа когнитивно-поведенческого тренинга, направленная на снижение тревожности и развитие адаптивных стратегий совладания. Структура тренинга, основанная на принципах КПТ, включала психообразовательные, когнитивные, поведенческие и рефлексивные компоненты, что обеспечило ее целостность и последовательность. Модульное построение, групповая форма работы и акцент на возрастно-адекватные формы активности позволили создать условия для безопасного эмоционального раскрытия и устойчивой трансформации деструктивных установок. Участники программы не только получали знания, но и практиковали навыки самоанализа, конструктивного мышления и уверенного поведения, необходимых для восстановления внутреннего контроля и адаптации в сложной социальной среде.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило ключевую гипотезу и раскрыло важнейшие механизмы, определяющие психологическое состояние подростков, переживающих буллинг. Результаты обладают высокой теоретической значимостью, так как расширяют представление о когнитивной основе тревожности в условиях социальной травматизации, а также позволяют рассматривать буллинг как специфический контекст, усиливающий когнитивные искажения. Практическая значимость заключается в создании научно обоснованной, структурированной программы, способной эффективно снижать уровень тревожности, укреплять личностную устойчивость и формировать ресурсы, способствующие благополучному развитию подростков.
Перспективы дальнейших исследований видятся в расширении возрастного диапазона участников, включении дополнительных психодиагностических методик, оценке устойчивости эффекта в отдаленной перспективе (катамнезе), а также в разработке профилактических модификаций программы для школьных психологов и педагогов. Полученные данные открывают возможности для внедрения когнитивно- поведенческих подходов в систему психолого-педагогического
сопровождения обучающихся как эффективного средства профилактики и коррекции тревожных состояний в школьной среде.
Исходя из этого, в фокусе настоящего исследования оказалась взаимосвязь когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу. Теоретический анализ позволил выявить, что тревожность в школьной среде представляет собой не просто эмоциональную реакцию, а комплексное состояние, опосредованное когнитивными факторами: убеждениями, установками, интерпретациями социальной реальности. Буллинг нарушает базовое чувство безопасности, провоцирует формирование искаженных убеждений о себе и других, и тем самым способствует закреплению тревожного реагирования на межличностные и учебные ситуации.
Эмпирическое исследование, проведенное на выборке подростков 11-14 лет, позволило подтвердить гипотезу о существовании специфической взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности. Было установлено, что подростки, подвергшиеся буллингу, значительно чаще демонстрируют дезадаптивные формы когнитивного реагирования - избегание, самообвинение, отказ от усилий, - в то время как их сверстники,
не вовлеченные в травмирующие ситуации, склонны использовать более конструктивные стратегии: планирование, позитивную переоценку, обращение за поддержкой. Данные корреляционного и регрессионного анализа подтвердили, что деструктивные когниции играют роль значимых предикторов школьной тревожности, в первую очередь в сферах самовыражения, оценки и общения со сверстниками.
На основе полученных результатов была разработана психологическая программа когнитивно-поведенческого тренинга, направленная на снижение тревожности и развитие адаптивных стратегий совладания. Структура тренинга, основанная на принципах КПТ, включала психообразовательные, когнитивные, поведенческие и рефлексивные компоненты, что обеспечило ее целостность и последовательность. Модульное построение, групповая форма работы и акцент на возрастно-адекватные формы активности позволили создать условия для безопасного эмоционального раскрытия и устойчивой трансформации деструктивных установок. Участники программы не только получали знания, но и практиковали навыки самоанализа, конструктивного мышления и уверенного поведения, необходимых для восстановления внутреннего контроля и адаптации в сложной социальной среде.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило ключевую гипотезу и раскрыло важнейшие механизмы, определяющие психологическое состояние подростков, переживающих буллинг. Результаты обладают высокой теоретической значимостью, так как расширяют представление о когнитивной основе тревожности в условиях социальной травматизации, а также позволяют рассматривать буллинг как специфический контекст, усиливающий когнитивные искажения. Практическая значимость заключается в создании научно обоснованной, структурированной программы, способной эффективно снижать уровень тревожности, укреплять личностную устойчивость и формировать ресурсы, способствующие благополучному развитию подростков.
Перспективы дальнейших исследований видятся в расширении возрастного диапазона участников, включении дополнительных психодиагностических методик, оценке устойчивости эффекта в отдаленной перспективе (катамнезе), а также в разработке профилактических модификаций программы для школьных психологов и педагогов. Полученные данные открывают возможности для внедрения когнитивно- поведенческих подходов в систему психолого-педагогического
сопровождения обучающихся как эффективного средства профилактики и коррекции тревожных состояний в школьной среде.
Подобные работы
- Нарушения в системе привязанностей и агрессия в общении со
сверстниками в контексте социальной тревоги у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



