Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Готовая ВКР на тему: Когнитивные стратегии и переживание тревожности у подростков, подверженных буллингу


🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Когнитивные стратегии и переживание тревожности у подростков, подверженных буллингу

Работа №197367

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2025
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 9
1.1 Теоретические подходы к определению понятия тревожности 9
1.2 Буллинг как психологический феномен 13
1.3 Теоретические подходы к определению когнитивных стратегий 21
1.4 Психологические особенности подростков как возрастной
группы 26
1.5 Влияние когнитивных стратегий на преодоление тревожности у
подростков, подвергшихся буллингу 36
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и
переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 41
2.1. Описание программы и выборки исследования 41
2.2. Исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания
тревожности у подростков, подверженных буллингу 44
2.3. Обсуждение и интерпретация результатов эмпирического исследования
взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу 56
Глава 3 Разработка программы когнитивно-поведенческого тренинга 61
3.1 Концептуальные основы программы 61
3.2 Структура и содержание тренинга 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83


Описание проблемы исследования.
Подростковый возраст представляет собой сензитивный период психического развития, в котором формируются ключевые механизмы эмоциональной регуляции, становление Я-концепции и когнитивные стили реагирования на стрессовые воздействия. В условиях межличностной дестабилизации, особенно в случае систематического социального давления со стороны сверстников (буллинга), возрастает риск развития устойчивых тревожных состояний, снижения психоэмоциональной устойчивости и дезадаптации.
Несмотря на активное изучение феномена буллинга в психолого-педагогической науке, остается недостаточно разработанным вопрос о том, как именно когнитивные стратегии, используемые подростками, опосредуют переживание тревожности в условиях буллинга. В частности, не до конца ясно, какие когнитивные механизмы способствуют снижению тревожности и адаптации, а какие - усиливают негативные эмоциональные реакции и закрепляют тревожные состояния.
Кроме того, в существующих эмпирических моделях недостаточно представлена типология сочетаний тревожности и копинг-стратегий у подростков, переживающих буллинг. Это затрудняет проектирование адресных психолого-педагогических программ сопровождения и профилактики эмоциональных нарушений.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости выявления характера взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, с целью научного обоснования подходов к их психологической поддержке и разработке коррекционных программ, соответствующих возрастным и когнитивным особенностям данной категории.
Актуальность исследования.
Подростковый возраст представляет собой критический период психического и личностного развития, в течение которого формируются ключевые механизмы эмоциональной регуляции, самооценка и когнитивные стили реагирования на стрессовые воздействия. В условиях межличностной дестабилизации, особенно при систематическом социальном давлении со стороны сверстников (буллинге), возрастает риск формирования устойчивых тревожных состояний, снижения психоэмоциональной устойчивости и социальной дезадаптации.
Актуальность проблемы подтверждается статистическими данными. Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый четвертый россиянин (25 %) сталкивался с травлей в школе лично, а каждый пятый (19%) сообщил, что ее жертвами становились их дети или внуки [1]. Кроме того, по информации российской цифровой платформы AdPass, около 20% школьников в возрасте от 11 до 17 лет подвергались кибербуллингу в интернете, включая троллинг, угрозы, шантаж и оскорбления [2].
Буллинг оказывает значительное воздействие на психическое здоровье подростков, способствуя росту тревожности, эмоциональной изоляции и когнитивных искажений. Однако не все подростки одинаково реагируют на психосоциальный стресс: важную роль в сохранении психологического равновесия играют когнитивные стратегии, используемые в качестве механизмов совладания.
Несмотря на то что проблема буллинга и подростковой тревожности активно исследуется, вопрос о характере взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, остается недостаточно изученным. Не представлена типология сочетаний тревожности и копинг-стратегий, мало разработаны эмпирически обоснованные модели, позволяющие прогнозировать уровень тревожности на основе когнитивных факторов. Это затрудняет эффективную психологическую помощь в образовательной среде.
Дополнительную значимость исследованию придает его соответствие Указу Президента РФ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которому ключевыми задачами государства являются обеспечение психологического благополучия обучающихся, профилактика тревожных расстройств у детей и подростков, а также создание безопасной и поддерживающей образовательной среды.
Таким образом, исследование взаимосвязи когнитивных стратегий и тревожности у подростков, подвергшихся буллингу, является актуальным как в научно-теоретическом, так и в практико-ориентированном аспектах. Оно направлено на расширение представлений о механизмах психологической саморегуляции и разработку эффективных коррекционных программ, ориентированных на поддержку психического здоровья подростков.
Объект исследования: когнитивные стратегии и переживание тревожности
Предмет исследования: взаимосвязь когнитивных стратегии и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу
Цель исследования: выявить взаимосвязь когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу
Задачи:
1. На основе теоретического анализа описать понятие тревожности и буллинга, а также их взаимосвязи с когнитивными стратегиями.
2. Рассмотреть когнитивные стратегии преодоления тревожности, характерные для подросткового возраста.
3. Выявить особенности взаимосвязи ведущих когнитивных стилей с уровнем тревожности подростков, подверженных буллингу.
4. Разработать и апробировать коррекционную программу когнитивно-поведенческого тренинга.
Гипотеза исследования: существует специфика взаимосвязи когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу, описывающая устойчивый профиль личности, включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, синтез и обобщение результатов исследований, выполненных отечественными и зарубежными авторами в данном направлении.
2. Эмпирические: психодиагностические методики и кейс-задачи
3. Статистические: корреляционный анализ, сравнительный анализ (t- критерий Стьюдента и %2-критерий Пирсона), регрессионный анализ, кластерный анализ, качественный анализ ответов на кейс-задачи.
Методики исследования:
Опросник «Буллинг» Д. Олвеуса, тест школьной тревожности Филлипса, кейс-задача, COPE - 30А: краткая версия методики изучения копинг-стратегий для подростков 12-18 лет.
Эмпирическая часть исследования была выполнена на базе:
МАОУ СОШ № 54 г. Томска с участием 80 подростков 7-х классов. Среди них 46 человек женского пола, 34 мужского пола.
Теоретико-методологическое обоснование исследования:
- работы (Д. Таттум, Д. Олвеус, И. С. Кон, Д. А. Лэйн) посвященные проблеме буллинга;
- работы, (О. В. Неустроева, Х. Ремшмидт, А. А. Реан), в которых рассматривается особенности подросткового возраста;
- работы, (О. Л. Глазман, О. А. Гребенникова) в которых рассматривается специфика школьного буллинга.
- работы среди зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой тревожности, можно выделить такие имена, как: (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Ч. Спилбергер, Е.П. Ильин)
- работы (Джером Брунер, Ж. Пиаже п. Я. Гальпериной, Аарон Бэк.) посвящены проблемы когнитивных стратег.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2023-20234 г.) - анализ в отечественных и зарубежных источниках и литературе теорий и подходов когнитивных стратег и буллинга.
Второй этап (2024 г.) - составление плана эмпирического исследования, подбор методического инструментария, сбор эмпирических данных, формирование выборки исследования, статистический анализ результатов исследования.
Третий этап (2025 г.) - статистический анализ результатов исследования, формулирование выводов и заключения, оформление текста диссертации.
Практическая значимость исследования: Результаты работы могут быть использованы для разработки эффективных программ психологической помощи и профилактики среди подростков, что позволит снизить влияние буллинга на их психоэмоциональное здоровье. Разработана коррекционно - развивающая программа по профилактике буллинга.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тревожность у подростков, подверженных буллингу, обусловлена не только самим фактом психосоциального давления, но и спецификой используемых ими когнитивных стратегий совладания, что позволяет рассмотреть тревожность как системный личностно-средовой феномен.
2. Существует индивидуальная модель тревожного реагирования, обусловленная как внешними (социальными), так и внутренними (когнитивными) факторами, позволяющая описать специфический профиль когнитивных стратегий поведения подростка в ситуации буллинга.
3. Психолого-педагогическая программа когнитивно-поведенческой поддержки подростков, направленной на развитие конструктивных когнитивных стратегий поведения, является профилактическим инструментом, позволяющим снизить тревожности и негативные последствия буллинга в условиях образовательной среды.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная психологическая наука последовательно акцентирует внимание на значимости изучения механизмов совладания с психосоциальными трудностями, особенно в подростковом возрасте - периоде, когда закладываются основы самосознания, формируются ключевые когнитивные и эмоциональные стратегии взаимодействия с миром и с самим собой. Одним из наиболее острых и разрушительных факторов, нарушающих нормальное психическое развитие подростка, выступает буллинг - систематическое психологическое давление, унижение и травля со стороны сверстников. Для подростков, находящихся в ситуации буллинга, крайне важно не только внешнее сопровождение, но и внутренняя способность к осмыслению происходящего, адаптации и психологической защите.
Исходя из этого, в фокусе настоящего исследования оказалась взаимосвязь когнитивных стратегий и переживания тревожности у подростков, подверженных буллингу. Теоретический анализ позволил выявить, что тревожность в школьной среде представляет собой не просто эмоциональную реакцию, а комплексное состояние, опосредованное когнитивными факторами: убеждениями, установками, интерпретациями социальной реальности. Буллинг нарушает базовое чувство безопасности, провоцирует формирование искаженных убеждений о себе и других, и тем самым способствует закреплению тревожного реагирования на межличностные и учебные ситуации.
Эмпирическое исследование, проведенное на выборке подростков 11-14 лет, позволило подтвердить гипотезу о существовании специфической взаимосвязи между когнитивными стратегиями и уровнем тревожности. Было установлено, что подростки, подвергшиеся буллингу, значительно чаще демонстрируют дезадаптивные формы когнитивного реагирования - избегание, самообвинение, отказ от усилий, - в то время как их сверстники,
не вовлеченные в травмирующие ситуации, склонны использовать более конструктивные стратегии: планирование, позитивную переоценку, обращение за поддержкой. Данные корреляционного и регрессионного анализа подтвердили, что деструктивные когниции играют роль значимых предикторов школьной тревожности, в первую очередь в сферах самовыражения, оценки и общения со сверстниками.
На основе полученных результатов была разработана психологическая программа когнитивно-поведенческого тренинга, направленная на снижение тревожности и развитие адаптивных стратегий совладания. Структура тренинга, основанная на принципах КПТ, включала психообразовательные, когнитивные, поведенческие и рефлексивные компоненты, что обеспечило ее целостность и последовательность. Модульное построение, групповая форма работы и акцент на возрастно-адекватные формы активности позволили создать условия для безопасного эмоционального раскрытия и устойчивой трансформации деструктивных установок. Участники программы не только получали знания, но и практиковали навыки самоанализа, конструктивного мышления и уверенного поведения, необходимых для восстановления внутреннего контроля и адаптации в сложной социальной среде.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило ключевую гипотезу и раскрыло важнейшие механизмы, определяющие психологическое состояние подростков, переживающих буллинг. Результаты обладают высокой теоретической значимостью, так как расширяют представление о когнитивной основе тревожности в условиях социальной травматизации, а также позволяют рассматривать буллинг как специфический контекст, усиливающий когнитивные искажения. Практическая значимость заключается в создании научно обоснованной, структурированной программы, способной эффективно снижать уровень тревожности, укреплять личностную устойчивость и формировать ресурсы, способствующие благополучному развитию подростков.
Перспективы дальнейших исследований видятся в расширении возрастного диапазона участников, включении дополнительных психодиагностических методик, оценке устойчивости эффекта в отдаленной перспективе (катамнезе), а также в разработке профилактических модификаций программы для школьных психологов и педагогов. Полученные данные открывают возможности для внедрения когнитивно- поведенческих подходов в систему психолого-педагогического
сопровождения обучающихся как эффективного средства профилактики и коррекции тревожных состояний в школьной среде.



1. Аверьянов, А. И. Школьный буллинг в воспоминаниях студентов МГПИ / А. И. Аверьянов // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании : материалы междунар. науч. - практ. конф. - Вып. 4. Т. 15. - Одесса, 2011. - С. 22-26.
2. Агрессия : учебное пособие / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб. : Питер, 2000. - 336 с. - ISBN 5-88782-294-5.
3. Агрессия детей и подростков / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб. : Речь, 2004. - 336 с. - ISBN 5-9268-0290-3.
4. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. - СПб. : Академический проект, 1997. - 213 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 303 с. - ISBN 978-5-7567-0827-1.
6. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 201 с. - ISBN 5-238-00062-6.
7. Арпентьева, М. Р. Проблема социального порядка и насилие в школах / М. Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. - 2016. - № 5. - С. 39-49.
8. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В. Н. Астапов // Психологический журнал. - 1992. - № 5. - С. 16-21.
9. Аудмайер, К. Все на одного: как защитить ребенка от травли в школе / К. Аудмайер. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 28 с. - ISBN 978-5-9614¬5699-8.
10. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М. : Апрель Пресс, 2000. - 512 с. - ISBN 5-04-004214-0.
11. Белкин, А. С. Отклонения в поведении школьников / А. С. Белкин. - Свердловск : СПИ, 2003. - 138 с. - ISBN 5-1111481-А.
12. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сентября. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3.
13. Бердышева, И. С., Нечаева, М. Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики : практическое пособие для врачей и социальных работников.
- СПб. : Питер, 2005. - 429 с. - ISBN 5-04-004986-0.
14. Берковиц, Л. Агрессия, причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М. : Олма-Пресс, 2001. - 510 с. - ISBN 0-07-004874-6.
15. Божович, Е. Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков / Е. Д. Божович // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 2. - С. 5-15.
16. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - СПб. : Речь, 1996. - 480 с.
17. Бондарь, В. Насилие над ребёнком ведёт к деформации личности / В. Бондарь // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 4. - С. 42-44.
18. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. - 2013. - № 3. - С. 149¬159.
19. Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.helpline74.ru/docs.php7idM.
20. Бутенко, В. Н., Сидоренко, О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 138¬143. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/bulling-v-shkolnoy-obrazovatelnoy- srede-opyt-issledovaniya-psihologicheskih-osobennostey-obidchikov-i-zhertv.
21. Васильева, О. С., Филатов, Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учебное пособие. - М. : Академия, 2001.
- 343 с. - ISBN 5-7695-0820-5.
22. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского.
- М. : Просвещение, 1979. - 124 с.
23. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : учебное пособие / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Академия, 2006. - 624 с. - ISBN 978-5-7695-5004-1.
24. Волкова, Е. Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / под ред. Е. Н. Волковой. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с. - ISBN 978-5-91180¬445-9.
25. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением / под ред. М. И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 240 с. - ISBN 5-691-00588-X.
26. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1978. - 287 с.
27. Выготский, Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. - Т. 1. - М., 1982. - С. 68-108.
28. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Психология. - [б.г.]. - С. 160-164.
29. Глейтман, Г., Фридлунд, А., Райсберг, Д. Основы психологии / под ред. В. Ю. Большакова, В. Н. Дружинина. - СПб. : Речь, 2001. - 1247 с.
30. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е. В. Гребенкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 157 с. - ISBN 5-978-00588-6.
31. Гребенникова, О. А., Добролюбова, М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 59. - С. 1-6.
32. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. - СПб. : Академический проект, 2000. - 222 с. - ISBN 978-5-94387-900-5.
33. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В. А. Никитина. - М. : Просвещение, 2006. - 147 с. - ISBN 978-5-8291-2879-1.
34. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб. : Питер, 2002. - 218 с.
35. Екимова, В. И. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? / В. И. Екимова // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4, № 4. - С. 5-10.
36. Ермолаева, Т. В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) / Т. В. Ермолаева // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4, № 1. - С. 65-90.
37. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. - 412 с.
38. Коломинский, Я. Л., ТетраСистемс, М. Н. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск : Изд-во БГУ, 2007. - 432 с. - ISBN 985-6317-82-7.
39. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И. С. Кон // Семья и школа. - 2006. - № 11. - С. 15-18.
40. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. - М. : Знание, 1988. - 80 с.
41. Крюкова, Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 2. - С. 5-15.
42. Курбатова, Т. Н. Психология агрессии / Т. Н. Курбатова // Агрессия / отв. ред. А. М. Ельяшевич. - СПб. : Хамелеон, 2004. - 201 с. - ISBN 985¬6399-94-7.
43. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В. В . Лебединский. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
44. Личко, А. Е., Иванов, М. Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения. - М. : Фолиум, 1976. - 57 с. - ISBN 978-5-9268-0828-6.
45. Ломов, Б. Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - С. 8-20.
46. Лоренц, К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. - М. : Прогресс, 1994. - 272 с. - ISBN 5-01-004449-8.
47. Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лэйн // Детская и подростковая психотерапия. - СПб. : Питер, 2001. - С. 240-276.
48. Мадорский, Л. Р., Зак, А. З. Глазами подростков : книга для учителя. - М. : Просвещение, 1991. - 95 с. - ISBN 5-09-003624-1.
49. Макарова, Ю. Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры / Ю. Л. Макарова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6, № 5А. - С. 181-192.
50. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
51. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина- Пых. - М. : Эксмо, 2006. - 1008 с. - ISBN 5-699-14523-0.
52. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы её преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет. - 2009. - № 7. - С. 51-54.
53. Мерцалова, Т. М. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т. М. Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
54. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы, эмпирические исследования / О. Н. Молчанова. - М. : Флинта ; Наука, 2010. - 392 с. - ISBN 978-5-9765-0945-0.
55. Мосина, О. А. Проблема буллинга в образовательной среде / О. А. Мосина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 144-148. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56567.htm.
56. Неустроева, О. В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна / О. В. Неустроева // European Research. - 2015. - № 6(7). - С. 72.
57. Нечаева, М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 1. - С. 73.
58. Перова, В. Г. Когнитивные стратегии в психотерапии / В. Г. Перова. - М. : Академия, 2001. - 184 с.
59. Петровский, В. А., Полевая, М. В. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 19-26.
60. Петросянц, В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - Вып. 6 (108). - С. 151-154.
61. Петросянц, В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость : дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2011. - 190 с. - ISBN 985-4256-95-6.
62. Попова, Е. И. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной
среде / Е. И. Попова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 6 (июнь). - С. 106-110. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14158. htm.
63. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2004. - 592 с. - ISBN 5-94723-870-5.
64. Прихожан, А. М., Толстых, Н. Н. Психология тревожности и страха у детей и подростков / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - М. : Педагогика, 2007. - 240 с.
65. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 960 с. - ISBN 5-699-07805-3.
66. Райгородский, Д. Я. Психология семьи : хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара : БАХРАХ-М, 2002. - 752 с. - ISBN 5-94648-005-7.
67. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти : хрестоматия / А. А. Реан. - 4-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2004. - 455 с. - ISBN 5-93878-029-2.
68. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М. : МирГод, 1994. - 320 с. - ISBN 985-4417-77-6.
69. Руланн, Э. Г. Как остановить травлю в школе: психология моббинга / Э. Г. Руланн. - М. : Генезис, 2012. - 264 с. - ISBN 978-5-98563-289-7.
70. Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 12-24.
71. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - ISBN 5-7695-0740-3.
72. Стрелкова, Т. В. Психологические последствия насилия в детской среде / Т. В. Стрелкова // Вестник психосоциальной и коррекционно¬реабилитационной работы. - 2008. - № 1. - С. 73-80.
73. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно- возрастной аспект / под общ. ред. К. С. Шалагиновой. - Тула : ГРИФ и К, 2014. - 237 с. - ISBN 985-3645-94-7.
74. Файнштейн, Е. И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ним / Е. И. Файнштейн // Директор школы. - 2010. - № 7. - С. 72-76.
75. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. - М. : Флинта, 2009. - 260 с. - ISBN 5-89349-230-7.
76. Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность. - СПб. : Питер, 2001. - С. 18-22.
77. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 464 с.
78. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ / К. Хорни. - М. : Прогресс, 2005. - 208 с. - ISBN 5-01-003803-X.
79. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер Ком, 1998. - 608 с.
80. APA Dictionary of Psychology. (2023). Coping strategy. Retrieved from https: //dictionary.apa. org/coping- strategy
81. Beck, A. T. (1976). Cognitive therapy and emotional disorders. New York: International Universities Press.
82. Carver, C. S., Scheier, M. F., & Weintraub, J. K. (1989). Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology, 56(2), 267-283.
83. Flavell, J. H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring. American Psychologist, 34(10), 906-911.
84. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. New York: Springer.
85. Olweus, D. (1993). Bullying at school: What we know and what we can do. Oxford: Blackwell. (Chapter 5, p. 67).
86. Sternberg, R. J. (1997). Thinking styles. Cambridge: Cambridge University Press.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ