РАСШИРЕНИЕ КОНТЕКСТА КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ: РАЗРАБОТКА СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И ПРОБЛЕМА ОБОБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Эволюция представлений о задачах ментального вращения и чувства числа 14
1.1. История развития представлений о ментальном вращении 14
1.2. История развития представлений о чувстве числа и эволюция стимульного
материала 26
ГЛАВА 2. Методологические подходы и экспериментальные платформы в когнитивной психологии 36
2.1. Обзор и классификация экспериментальных платформ в когнитивной психологии 36
2.2. Обобщение результатов как ключевая проблема когнитивной психологии 43
Заключение по главе 2 49
Глава 3 Создание стимульного материала для задач ментального вращения и чувства числа 51
3.1 Программа исследования и методы регистрации показателей ментального
вращения и чувства числа 51
3.2 Результаты исследования 54
Заключение по главе 3 67
Методические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ГЛАВА 1. Эволюция представлений о задачах ментального вращения и чувства числа 14
1.1. История развития представлений о ментальном вращении 14
1.2. История развития представлений о чувстве числа и эволюция стимульного
материала 26
ГЛАВА 2. Методологические подходы и экспериментальные платформы в когнитивной психологии 36
2.1. Обзор и классификация экспериментальных платформ в когнитивной психологии 36
2.2. Обобщение результатов как ключевая проблема когнитивной психологии 43
Заключение по главе 2 49
Глава 3 Создание стимульного материала для задач ментального вращения и чувства числа 51
3.1 Программа исследования и методы регистрации показателей ментального
вращения и чувства числа 51
3.2 Результаты исследования 54
Заключение по главе 3 67
Методические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Мозг человека посредством зрительного восприятия способен улавливать и обрабатывать информацию о количестве объектов без использования слов или цифр. Данная способность в научной литературе была названа "интуитивным чувством числа"(approximate number sense) [96]. На сегодняшний день, у исследователей данного направления нет достаточных данных, чтобы определить происхождение этой способности. Более того, степень, в которой эта система взаимодействует с формальными, символическими математическими способностями, которые люди приобретают в процессе онтогенеза, а также ее участие в некоторых мыслительных операциях остается неизвестной, а противоречивость исследований за последние 15-20 лет оставляет лишь большее число вопросов. Помимо этого, не известно, как «чувство числа» взаимодействует с другими когнитивными механизмами и ментальными способностями, навыками трехмерного вращения, в частности.
Как и в случае с «интуитивным чувством числа», навыки трехмерного ментального вращения являются важными во множестве сложных и важных задач, к которым человек прибегает повседневно. Множественные исследования выявили особенно близкие взаимосвязи между навыками трехмерного ментального вращения и успехами в математике, с конкретными ссылками на успехи в геометрии, алгебре, изучении мировых проблем, мысленной арифметике и высшей математике (например, теории функций, математической логике, вычислительной математике). Более высокий уровень образования также ассоциируется с лучшими способностями к ментальному вращению у пожилых людей, а регулярные физические упражнения оказывают положительное влияние на способности к ментальному вращению [88].
Помимо этого, не до конца выяснена взаимосвязь между двигательной активностью и решением пространственных задач: существует ли общая структура, взаимодействующая на двигательном и ментальном уровне, влияющая на точность выполнения задания?
Таким образом, область пространственных способностей и особенностей восприятия и входящих в них способностей ментального вращения и чувства числа имеет большое значение для научных изысканий, а также для нашей повседневной жизни, поскольку используется человеком ежедневно на бытовом уровне. Поэтому, продолжение исследований в этой области является наиболее актуальным и необходимым в настоящее время.
Наибольшее распространение в рамках исследования феноменов ANS и ментального вращения в научной литературе получили работы, изучающие их взаимосвязь с математическими способностями, профилем обучения, а также возможность развития данных навыков. Так исследование роли пространственного обучения в развитии пространственного воображения и математической успеваемости студентов инженерных специальностей показало, что пространственные способности являются довольно гибкими и могут улучшаться в ходе тренировок существенно влияя на успеваемость студентов, которые изначально демонстрировали плохие пространственные навыки [82]. В рамках изучения факторов, влияющих на исследуемые феномены, также обнаруживается положительная корреляция между пространственными способностями и профилем обучения. Так в исследовании Есипенко Е. А, Белоплотовой К. Е, Поляковой О. Р. рассматриваются факторы, в разной степени влияющие на успешность решения пространственных задач, а именно когнитивных, аффективных и социальных факторов. В ходе исследования были подтверждены уже имеющиеся в литературе данные о том, что наиболее сильными предикторами при решении пространственных задач, являются когнитивные факторы и направление обучения [95]. Но, несмотря на это, данная публикация не углубляется в изучение механизмов, которые запускаются в ходе решения пространственных задач, что не позволяет в полной мере опереться на данную работу в рамках изучения используемых стратегий.
В рамках изучения литературы, посвященной механизмам, которые запускаются при решении пространственных задач, любопытно исследование Ляховецкого В.А., Потапова А.С., Круминой Г. [98]. В данной работе предложена информационная модель ментального вращения фигур, позволяющая качественно воспроизвести такие психологические зависимости, как линейный рост от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании одинаковых фигур, «плоскую» зависимость от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании зеркальных фигур. Ценность данной публикации состоит в том, что полученные результаты моделирования противоречат традиционной точке зрения, согласно которой ментальное вращение состоит из однократного получения испытуемым внутреннего представления объекта и последующего его «вращения». В свою очередь, авторы выдвигают предположение о том, что ментальное вращение является итеративным процессом поиска совпадения между двумя фигурами, каждый шаг которого может вести к значительному искажению внутреннего представления запомненных объектов.
Иначе обстоит дело с феноменом «индивидуального чувства числа». Как было сказано ранее, в настоящий момент исследователи не пришли к единому пониманию конструкта «ИЧЧ», что выражается в противоречивых результатах исследований разной направленности. Так зарубежные исследователи М. Либертус, Д. Хальберда и другие считают, что «интуитивное чувство числа» связано с математическими достижениями и является базовым предиктором математических способностей. Другие же исследования не смогли обнаружить значимой корреляции между ИЧЧ и математическими способностями, либо же корреляция присутствует только на определенном возрастном этапе [41]. Малых С.Б. и Тихомирова Т.Н. предполагают, что подобные различия могут быть обусловлены гетерогенностью психологического ИЧЧ, связанных с представлением количеств в символической и несимволической форме [99]. Символическая оценка количества связана с использованием символов (числа или слова, обозначающие количество) и формируется в филогенезе достаточно поздно. Несимволическая оценка, с которой и связано ИЧЧ, в свою очередь, появляется у человека рано и является приблизительным умением оценивать множества объектов. По мнению Кузьминой Ю.В. [96] несогласованность результатов многих исследований лежит в неправильном толковании конструкта «чувства числа» и, что еще важнее, в особенностях измерения ИЧЧ в различных исследованиях. Данная идея развивается в критической статье D. Szucs и T. Myers. [87]. В ходе анализа было выявлено большое количество проблем в западной учебной литературе, посвященной «интуитивному чувству числа». По их мнению, множество существующих и активно цитируемых исследований имеют большие проблемы, связанные с их дизайном, недостаточностью выборки, в них используются спорные или некорректные статистические процедуры и они основаны на сильно предвзятых выводах. Отсутствие четких результатов резко контрастирует с тем, как исследования «интуитивного чувства числа» некритически цитируются в литературе. Так же существует предвзятость, отраженная в дизайне исследований, которые избегают проверки правдоподобных и вероятных нулевых гипотез, бросающих вызов теории числа и смысла, и скорее сосредотачивается на маловероятных или даже уже отвергнутых гипотезах. По мнению авторов, существует реальная опасность того, что учебная литература по «ИЧЧ» может превратиться в широко цитируемое «фиктивное поле», где нулевые гипотезы плохо сформированы или сформулированы таким образом, что их можно отбросить.
Другой проблемой при изучении феномена «индивидуального чувства числа», как и в случае с задачами на ментальное вращение, является недостаточное количество данных о непосредственном механизме его работы. Так во многих зарубежных исследованиях с использованием ЭЭГ в подтверждение существования отдельной системы оценки количества было обнаружено наличие числовых нейронов, реагирующих только на количественную информацию, независимо от других параметров объектов. В рамках отечественных исследований была разработана новая вариация теста с целью проверки гипотезы о существовании отдельных «числовых» нейронов, которые реагируют на изменение количества оцениваемых элементов. В новом варианте созданы условия, в которых сравнение визуальных параметров двух сравниваемых наборов объектов может быть затрудненным. В частности, были созданы стимулы, в которых индивид должен был сравнивать два набора гетерогенных объектов, что могло затруднить сравнение совокупной площади, а также стимулы, в которых объекты разного типа были перемешаны, что могло затруднить сравнение поверхностной площади двух наборов. Полученные результаты свидетельствуют в пользу существования двух систем приблизительной оценки количества, как с опорой на визуальные параметры, так и без них. Более того, некоторые данные говорят о том, что эти системы работают параллельно, а не включаются последовательно. Но сами авторы отмечают, что для проверки данной гипотезы требуются дополнительные исследования, с привлечением психофизиологических методов, а также иная выборочная совокупность, состоящая из взрослых респондентов, поскольку, согласно литературе, взрослые менее чувствительны к эффекту визуальных свойств [97].
Исходя из анализа литературы, посвященной исследуемой тематике, на данный момент наблюдается отсутствие единого понимания конструкта «чувства числа», а также степени взаимосвязи данного феномена восприятия с мыслительной активностью и решением пространственным задач, требующих подсчета объектов на примере задач трехмерного ментального вращения. Неоднозначность и противоречивость результатов изучений данного феномена, вследствие отсутствия унифицированных методик способствуют тому, что исследование данного направления на протяжении длительного времени являются востребованным и актуальным.
В связи с этим, главной целью нашего исследования является разработка стимульного материала, объединяющая разные когнитивные стратегии решения задач и проведение дальнейшего исследования, включающего обнаружение механизмов, задействованных на разных этапах решения сложных пространственных задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ традиционных когнитивных задач и стратегий, лежащих в их основе, а также возможность применения существующих экспериментальных платформ для их оценки, используемых в современных исследованиях.
2. Разработать и интегрированный стимульный материал, сочетающий стратегии ментального вращения и чувства числа.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению закономерностей взаимодействия различных стратегий пространственной и числовой обработки и проанализировать полученные результаты.
4. Сформулировать методические рекомендации по созданию комбинированных стимулов пространственной и числовой обработки информации и обобщению результатов анализа механизмов, задействованных при решении когнитивных задач.
Гипотеза исследования. Интеграция задач ментального вращения и чувства числа в рамках одной экспериментальной платформы позволит не только выявить особенности их взаимодействия, но и обнаружить более сложные закономерности в когнитивных стратегиях, применяемых субъектами в условиях когнитивной нагрузки.
Методологическая база исследования. Исследование опирается на научные труды в области когнитивной психологии, экспериментальных методик и когнитивного моделирования. Важнейшими источниками стали работы Shepard &Metzler (1971), Dehaene (1997), Anderson (1990), а также современные обзоры о когнитивных стратегиях и нейрокогнитивных коррелятах (Logan, 2008; Oberauer, 2016; Macmillan &Creelman, 2004). Наряду с этим анализировались ресурсы, посвящённые экспериментальным платформам и их применению в психологических исследованиях (Peirce et al., 2019; Sauter et al., 2020).
Эмпирическая база исследования: в эмпирическом исследовании приняло участие 36 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Методический инструментарий создан на базе программ Blender 4.0, открытых библиотек Pygame, реализованных на языке программирования Python (версия 3.10). При создании программной среды были использованы открытые библиотеки Pygame (для визуализации стимульного материала, отображения инструкций и реализации пользовательского интерфейса), Pandas (для организации структурированных данных, автоматического сохранения результатов и их предварительной обработки), OS и random (для навигации по файловой системе и рандомизации порядка стимулов).
Научная новизна данной работы заключается в разработке нового типа стимульного материала, объединяющего в единой экспериментальной платформе когнитивные задачи ментального вращения и оценки чувства числа, а так же обнаружение закономерностей взаимодействия пространственных и числовых когнитивных стратегий в условиях когнитивной нагрузки, что вносит вклад в расширение представлений о когнитивной архитектуре и взаимодействии разных типов обработки информации.
Практическая значимость данной работы состоит в создании гибкой платформы для оценки когнитивных стратегий, которая может быть использована как в исследовательских целях, так и в прикладных — например, для диагностики когнитивных стилей, а так же в повышении эффективности экспериментов за счёт унифицированного подхода к представлению стимулов, что актуально в условиях массовых и онлайн- исследований.
Статистическая обработка данных производилась на базе программы JASP 0.18.1.0 и MS Excel 2019. Статистические методы, применяемые в анализе данных: описательные статистики, таблица сопряженности, хи-квадрата Пирсона, а для нахождения меры связи Фи-коэффициент.
Структура выпускной квалификационной работы построена исходя из поставленных задач и целей. Выпускная квалификационная работа изложена на 77 листах, включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, состоящий из 101 пункта.
Как и в случае с «интуитивным чувством числа», навыки трехмерного ментального вращения являются важными во множестве сложных и важных задач, к которым человек прибегает повседневно. Множественные исследования выявили особенно близкие взаимосвязи между навыками трехмерного ментального вращения и успехами в математике, с конкретными ссылками на успехи в геометрии, алгебре, изучении мировых проблем, мысленной арифметике и высшей математике (например, теории функций, математической логике, вычислительной математике). Более высокий уровень образования также ассоциируется с лучшими способностями к ментальному вращению у пожилых людей, а регулярные физические упражнения оказывают положительное влияние на способности к ментальному вращению [88].
Помимо этого, не до конца выяснена взаимосвязь между двигательной активностью и решением пространственных задач: существует ли общая структура, взаимодействующая на двигательном и ментальном уровне, влияющая на точность выполнения задания?
Таким образом, область пространственных способностей и особенностей восприятия и входящих в них способностей ментального вращения и чувства числа имеет большое значение для научных изысканий, а также для нашей повседневной жизни, поскольку используется человеком ежедневно на бытовом уровне. Поэтому, продолжение исследований в этой области является наиболее актуальным и необходимым в настоящее время.
Наибольшее распространение в рамках исследования феноменов ANS и ментального вращения в научной литературе получили работы, изучающие их взаимосвязь с математическими способностями, профилем обучения, а также возможность развития данных навыков. Так исследование роли пространственного обучения в развитии пространственного воображения и математической успеваемости студентов инженерных специальностей показало, что пространственные способности являются довольно гибкими и могут улучшаться в ходе тренировок существенно влияя на успеваемость студентов, которые изначально демонстрировали плохие пространственные навыки [82]. В рамках изучения факторов, влияющих на исследуемые феномены, также обнаруживается положительная корреляция между пространственными способностями и профилем обучения. Так в исследовании Есипенко Е. А, Белоплотовой К. Е, Поляковой О. Р. рассматриваются факторы, в разной степени влияющие на успешность решения пространственных задач, а именно когнитивных, аффективных и социальных факторов. В ходе исследования были подтверждены уже имеющиеся в литературе данные о том, что наиболее сильными предикторами при решении пространственных задач, являются когнитивные факторы и направление обучения [95]. Но, несмотря на это, данная публикация не углубляется в изучение механизмов, которые запускаются в ходе решения пространственных задач, что не позволяет в полной мере опереться на данную работу в рамках изучения используемых стратегий.
В рамках изучения литературы, посвященной механизмам, которые запускаются при решении пространственных задач, любопытно исследование Ляховецкого В.А., Потапова А.С., Круминой Г. [98]. В данной работе предложена информационная модель ментального вращения фигур, позволяющая качественно воспроизвести такие психологические зависимости, как линейный рост от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании одинаковых фигур, «плоскую» зависимость от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании зеркальных фигур. Ценность данной публикации состоит в том, что полученные результаты моделирования противоречат традиционной точке зрения, согласно которой ментальное вращение состоит из однократного получения испытуемым внутреннего представления объекта и последующего его «вращения». В свою очередь, авторы выдвигают предположение о том, что ментальное вращение является итеративным процессом поиска совпадения между двумя фигурами, каждый шаг которого может вести к значительному искажению внутреннего представления запомненных объектов.
Иначе обстоит дело с феноменом «индивидуального чувства числа». Как было сказано ранее, в настоящий момент исследователи не пришли к единому пониманию конструкта «ИЧЧ», что выражается в противоречивых результатах исследований разной направленности. Так зарубежные исследователи М. Либертус, Д. Хальберда и другие считают, что «интуитивное чувство числа» связано с математическими достижениями и является базовым предиктором математических способностей. Другие же исследования не смогли обнаружить значимой корреляции между ИЧЧ и математическими способностями, либо же корреляция присутствует только на определенном возрастном этапе [41]. Малых С.Б. и Тихомирова Т.Н. предполагают, что подобные различия могут быть обусловлены гетерогенностью психологического ИЧЧ, связанных с представлением количеств в символической и несимволической форме [99]. Символическая оценка количества связана с использованием символов (числа или слова, обозначающие количество) и формируется в филогенезе достаточно поздно. Несимволическая оценка, с которой и связано ИЧЧ, в свою очередь, появляется у человека рано и является приблизительным умением оценивать множества объектов. По мнению Кузьминой Ю.В. [96] несогласованность результатов многих исследований лежит в неправильном толковании конструкта «чувства числа» и, что еще важнее, в особенностях измерения ИЧЧ в различных исследованиях. Данная идея развивается в критической статье D. Szucs и T. Myers. [87]. В ходе анализа было выявлено большое количество проблем в западной учебной литературе, посвященной «интуитивному чувству числа». По их мнению, множество существующих и активно цитируемых исследований имеют большие проблемы, связанные с их дизайном, недостаточностью выборки, в них используются спорные или некорректные статистические процедуры и они основаны на сильно предвзятых выводах. Отсутствие четких результатов резко контрастирует с тем, как исследования «интуитивного чувства числа» некритически цитируются в литературе. Так же существует предвзятость, отраженная в дизайне исследований, которые избегают проверки правдоподобных и вероятных нулевых гипотез, бросающих вызов теории числа и смысла, и скорее сосредотачивается на маловероятных или даже уже отвергнутых гипотезах. По мнению авторов, существует реальная опасность того, что учебная литература по «ИЧЧ» может превратиться в широко цитируемое «фиктивное поле», где нулевые гипотезы плохо сформированы или сформулированы таким образом, что их можно отбросить.
Другой проблемой при изучении феномена «индивидуального чувства числа», как и в случае с задачами на ментальное вращение, является недостаточное количество данных о непосредственном механизме его работы. Так во многих зарубежных исследованиях с использованием ЭЭГ в подтверждение существования отдельной системы оценки количества было обнаружено наличие числовых нейронов, реагирующих только на количественную информацию, независимо от других параметров объектов. В рамках отечественных исследований была разработана новая вариация теста с целью проверки гипотезы о существовании отдельных «числовых» нейронов, которые реагируют на изменение количества оцениваемых элементов. В новом варианте созданы условия, в которых сравнение визуальных параметров двух сравниваемых наборов объектов может быть затрудненным. В частности, были созданы стимулы, в которых индивид должен был сравнивать два набора гетерогенных объектов, что могло затруднить сравнение совокупной площади, а также стимулы, в которых объекты разного типа были перемешаны, что могло затруднить сравнение поверхностной площади двух наборов. Полученные результаты свидетельствуют в пользу существования двух систем приблизительной оценки количества, как с опорой на визуальные параметры, так и без них. Более того, некоторые данные говорят о том, что эти системы работают параллельно, а не включаются последовательно. Но сами авторы отмечают, что для проверки данной гипотезы требуются дополнительные исследования, с привлечением психофизиологических методов, а также иная выборочная совокупность, состоящая из взрослых респондентов, поскольку, согласно литературе, взрослые менее чувствительны к эффекту визуальных свойств [97].
Исходя из анализа литературы, посвященной исследуемой тематике, на данный момент наблюдается отсутствие единого понимания конструкта «чувства числа», а также степени взаимосвязи данного феномена восприятия с мыслительной активностью и решением пространственным задач, требующих подсчета объектов на примере задач трехмерного ментального вращения. Неоднозначность и противоречивость результатов изучений данного феномена, вследствие отсутствия унифицированных методик способствуют тому, что исследование данного направления на протяжении длительного времени являются востребованным и актуальным.
В связи с этим, главной целью нашего исследования является разработка стимульного материала, объединяющая разные когнитивные стратегии решения задач и проведение дальнейшего исследования, включающего обнаружение механизмов, задействованных на разных этапах решения сложных пространственных задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ традиционных когнитивных задач и стратегий, лежащих в их основе, а также возможность применения существующих экспериментальных платформ для их оценки, используемых в современных исследованиях.
2. Разработать и интегрированный стимульный материал, сочетающий стратегии ментального вращения и чувства числа.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению закономерностей взаимодействия различных стратегий пространственной и числовой обработки и проанализировать полученные результаты.
4. Сформулировать методические рекомендации по созданию комбинированных стимулов пространственной и числовой обработки информации и обобщению результатов анализа механизмов, задействованных при решении когнитивных задач.
Гипотеза исследования. Интеграция задач ментального вращения и чувства числа в рамках одной экспериментальной платформы позволит не только выявить особенности их взаимодействия, но и обнаружить более сложные закономерности в когнитивных стратегиях, применяемых субъектами в условиях когнитивной нагрузки.
Методологическая база исследования. Исследование опирается на научные труды в области когнитивной психологии, экспериментальных методик и когнитивного моделирования. Важнейшими источниками стали работы Shepard &Metzler (1971), Dehaene (1997), Anderson (1990), а также современные обзоры о когнитивных стратегиях и нейрокогнитивных коррелятах (Logan, 2008; Oberauer, 2016; Macmillan &Creelman, 2004). Наряду с этим анализировались ресурсы, посвящённые экспериментальным платформам и их применению в психологических исследованиях (Peirce et al., 2019; Sauter et al., 2020).
Эмпирическая база исследования: в эмпирическом исследовании приняло участие 36 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Методический инструментарий создан на базе программ Blender 4.0, открытых библиотек Pygame, реализованных на языке программирования Python (версия 3.10). При создании программной среды были использованы открытые библиотеки Pygame (для визуализации стимульного материала, отображения инструкций и реализации пользовательского интерфейса), Pandas (для организации структурированных данных, автоматического сохранения результатов и их предварительной обработки), OS и random (для навигации по файловой системе и рандомизации порядка стимулов).
Научная новизна данной работы заключается в разработке нового типа стимульного материала, объединяющего в единой экспериментальной платформе когнитивные задачи ментального вращения и оценки чувства числа, а так же обнаружение закономерностей взаимодействия пространственных и числовых когнитивных стратегий в условиях когнитивной нагрузки, что вносит вклад в расширение представлений о когнитивной архитектуре и взаимодействии разных типов обработки информации.
Практическая значимость данной работы состоит в создании гибкой платформы для оценки когнитивных стратегий, которая может быть использована как в исследовательских целях, так и в прикладных — например, для диагностики когнитивных стилей, а так же в повышении эффективности экспериментов за счёт унифицированного подхода к представлению стимулов, что актуально в условиях массовых и онлайн- исследований.
Статистическая обработка данных производилась на базе программы JASP 0.18.1.0 и MS Excel 2019. Статистические методы, применяемые в анализе данных: описательные статистики, таблица сопряженности, хи-квадрата Пирсона, а для нахождения меры связи Фи-коэффициент.
Структура выпускной квалификационной работы построена исходя из поставленных задач и целей. Выпускная квалификационная работа изложена на 77 листах, включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, состоящий из 101 пункта.
Обобщая теоретические и эмпирические результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ классических и современных когнитивных задач и стратегий, лежащих в основе их решения, а также возможность применения существующих экспериментальных платформ для их оценки, используемых в современных исследованиях показал актуальность исследовательской области, а также очертил исследовательские вопросы, которые важны для последующего изучения.
2. В рамках исследования создан и технически реализован оригинальный интегрированный стимульный материал, объединивший в себе когнитивные стратегии ментального вращения и чувства числа с применением современных программных средств, обеспечивших гибкость настройки, автоматизацию сбора данных и воспроизводимость эксперимента.
3. Эмпирическая часть исследования подтвердила, что характеристики стимульного материала оказывают значительное влияние на успешность ментального вращения: цветные объекты со сферическими элементами воспринимаются и трансформируются в уме быстрее и точнее по сравнению с кубическими элементами серого цвета.
4. Взаимосвязь между чувством числа и ментальным вращением открывает перспективу изучения этих процессов в едином когнитивном пространстве: оба типа задач предполагают использование пространственно-визуального мышления и приблизительной оценки, а их интеграция может повысить чувствительность диагностических методик.
5. Установлено, что ментальное вращение и чувство числа представляют собой важные аспекты когнитивной деятельности, актуальные как для теоретической, так и для прикладной психологии.
6. Проблема обобщения экспериментальных результатов остаётся актуальной методологической задачей когнитивной психологии. Необходимость перехода от лабораторных условий к реалистичным сценариям, учет межкультурных различий, а также внедрение принципов открытой науки и воспроизводимости — ключевые условия для формирования универсальных когнитивных моделей.
7. Разработанный стимульный материал и полученные данные могут быть использованы в дальнейшем для создания комплексных диагностических платформ и в будущих исследованиях, включающих в свой дизайн, например, анализ двигательной активности при решении задач при помощи трекеров, записывающих миографию, или использующих ЭЭГ.
8. На основе анализа данных, сформулированы следующие рекомендации: при создании стимулов необходимо предусматривать возможность одновременного задействования как пространственного преобразования, так и оценки количественных параметров; дозировать уровень когнитивной нагрузки путем изменения угла вращения, количества элементов, визуальной плотности, времени предъявления и других параметров; обеспечить сбалансированность стимулов по условиям предъявления, чтобы исключить перекос в сторону одной из стратегий.
1. Анализ классических и современных когнитивных задач и стратегий, лежащих в основе их решения, а также возможность применения существующих экспериментальных платформ для их оценки, используемых в современных исследованиях показал актуальность исследовательской области, а также очертил исследовательские вопросы, которые важны для последующего изучения.
2. В рамках исследования создан и технически реализован оригинальный интегрированный стимульный материал, объединивший в себе когнитивные стратегии ментального вращения и чувства числа с применением современных программных средств, обеспечивших гибкость настройки, автоматизацию сбора данных и воспроизводимость эксперимента.
3. Эмпирическая часть исследования подтвердила, что характеристики стимульного материала оказывают значительное влияние на успешность ментального вращения: цветные объекты со сферическими элементами воспринимаются и трансформируются в уме быстрее и точнее по сравнению с кубическими элементами серого цвета.
4. Взаимосвязь между чувством числа и ментальным вращением открывает перспективу изучения этих процессов в едином когнитивном пространстве: оба типа задач предполагают использование пространственно-визуального мышления и приблизительной оценки, а их интеграция может повысить чувствительность диагностических методик.
5. Установлено, что ментальное вращение и чувство числа представляют собой важные аспекты когнитивной деятельности, актуальные как для теоретической, так и для прикладной психологии.
6. Проблема обобщения экспериментальных результатов остаётся актуальной методологической задачей когнитивной психологии. Необходимость перехода от лабораторных условий к реалистичным сценариям, учет межкультурных различий, а также внедрение принципов открытой науки и воспроизводимости — ключевые условия для формирования универсальных когнитивных моделей.
7. Разработанный стимульный материал и полученные данные могут быть использованы в дальнейшем для создания комплексных диагностических платформ и в будущих исследованиях, включающих в свой дизайн, например, анализ двигательной активности при решении задач при помощи трекеров, записывающих миографию, или использующих ЭЭГ.
8. На основе анализа данных, сформулированы следующие рекомендации: при создании стимулов необходимо предусматривать возможность одновременного задействования как пространственного преобразования, так и оценки количественных параметров; дозировать уровень когнитивной нагрузки путем изменения угла вращения, количества элементов, визуальной плотности, времени предъявления и других параметров; обеспечить сбалансированность стимулов по условиям предъявления, чтобы исключить перекос в сторону одной из стратегий.
Подобные работы
- ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - КОГНИТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕВОДЧЕСКОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - РОЛЬ ДЕТСКОЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ И МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025



