🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

РАСШИРЕНИЕ КОНТЕКСТА КОГНИТИВНЫХ ЗАДАЧ: РАЗРАБОТКА СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И ПРОБЛЕМА ОБОБЩЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Работа №197365

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2025
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Эволюция представлений о задачах ментального вращения и чувства числа 14
1.1. История развития представлений о ментальном вращении 14
1.2. История развития представлений о чувстве числа и эволюция стимульного
материала 26
ГЛАВА 2. Методологические подходы и экспериментальные платформы в когнитивной психологии 36
2.1. Обзор и классификация экспериментальных платформ в когнитивной психологии 36
2.2. Обобщение результатов как ключевая проблема когнитивной психологии 43
Заключение по главе 2 49
Глава 3 Создание стимульного материала для задач ментального вращения и чувства числа 51
3.1 Программа исследования и методы регистрации показателей ментального
вращения и чувства числа 51
3.2 Результаты исследования 54
Заключение по главе 3 67
Методические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Мозг человека посредством зрительного восприятия способен улавливать и обрабатывать информацию о количестве объектов без использования слов или цифр. Данная способность в научной литературе была названа "интуитивным чувством числа"(approximate number sense) [96]. На сегодняшний день, у исследователей данного направления нет достаточных данных, чтобы определить происхождение этой способности. Более того, степень, в которой эта система взаимодействует с формальными, символическими математическими способностями, которые люди приобретают в процессе онтогенеза, а также ее участие в некоторых мыслительных операциях остается неизвестной, а противоречивость исследований за последние 15-20 лет оставляет лишь большее число вопросов. Помимо этого, не известно, как «чувство числа» взаимодействует с другими когнитивными механизмами и ментальными способностями, навыками трехмерного вращения, в частности.
Как и в случае с «интуитивным чувством числа», навыки трехмерного ментального вращения являются важными во множестве сложных и важных задач, к которым человек прибегает повседневно. Множественные исследования выявили особенно близкие взаимосвязи между навыками трехмерного ментального вращения и успехами в математике, с конкретными ссылками на успехи в геометрии, алгебре, изучении мировых проблем, мысленной арифметике и высшей математике (например, теории функций, математической логике, вычислительной математике). Более высокий уровень образования также ассоциируется с лучшими способностями к ментальному вращению у пожилых людей, а регулярные физические упражнения оказывают положительное влияние на способности к ментальному вращению [88].
Помимо этого, не до конца выяснена взаимосвязь между двигательной активностью и решением пространственных задач: существует ли общая структура, взаимодействующая на двигательном и ментальном уровне, влияющая на точность выполнения задания?
Таким образом, область пространственных способностей и особенностей восприятия и входящих в них способностей ментального вращения и чувства числа имеет большое значение для научных изысканий, а также для нашей повседневной жизни, поскольку используется человеком ежедневно на бытовом уровне. Поэтому, продолжение исследований в этой области является наиболее актуальным и необходимым в настоящее время.
Наибольшее распространение в рамках исследования феноменов ANS и ментального вращения в научной литературе получили работы, изучающие их взаимосвязь с математическими способностями, профилем обучения, а также возможность развития данных навыков. Так исследование роли пространственного обучения в развитии пространственного воображения и математической успеваемости студентов инженерных специальностей показало, что пространственные способности являются довольно гибкими и могут улучшаться в ходе тренировок существенно влияя на успеваемость студентов, которые изначально демонстрировали плохие пространственные навыки [82]. В рамках изучения факторов, влияющих на исследуемые феномены, также обнаруживается положительная корреляция между пространственными способностями и профилем обучения. Так в исследовании Есипенко Е. А, Белоплотовой К. Е, Поляковой О. Р. рассматриваются факторы, в разной степени влияющие на успешность решения пространственных задач, а именно когнитивных, аффективных и социальных факторов. В ходе исследования были подтверждены уже имеющиеся в литературе данные о том, что наиболее сильными предикторами при решении пространственных задач, являются когнитивные факторы и направление обучения [95]. Но, несмотря на это, данная публикация не углубляется в изучение механизмов, которые запускаются в ходе решения пространственных задач, что не позволяет в полной мере опереться на данную работу в рамках изучения используемых стратегий.
В рамках изучения литературы, посвященной механизмам, которые запускаются при решении пространственных задач, любопытно исследование Ляховецкого В.А., Потапова А.С., Круминой Г. [98]. В данной работе предложена информационная модель ментального вращения фигур, позволяющая качественно воспроизвести такие психологические зависимости, как линейный рост от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании одинаковых фигур, «плоскую» зависимость от угла поворота времени правильных ответов и числа ошибок испытуемых при использовании зеркальных фигур. Ценность данной публикации состоит в том, что полученные результаты моделирования противоречат традиционной точке зрения, согласно которой ментальное вращение состоит из однократного получения испытуемым внутреннего представления объекта и последующего его «вращения». В свою очередь, авторы выдвигают предположение о том, что ментальное вращение является итеративным процессом поиска совпадения между двумя фигурами, каждый шаг которого может вести к значительному искажению внутреннего представления запомненных объектов.
Иначе обстоит дело с феноменом «индивидуального чувства числа». Как было сказано ранее, в настоящий момент исследователи не пришли к единому пониманию конструкта «ИЧЧ», что выражается в противоречивых результатах исследований разной направленности. Так зарубежные исследователи М. Либертус, Д. Хальберда и другие считают, что «интуитивное чувство числа» связано с математическими достижениями и является базовым предиктором математических способностей. Другие же исследования не смогли обнаружить значимой корреляции между ИЧЧ и математическими способностями, либо же корреляция присутствует только на определенном возрастном этапе [41]. Малых С.Б. и Тихомирова Т.Н. предполагают, что подобные различия могут быть обусловлены гетерогенностью психологического ИЧЧ, связанных с представлением количеств в символической и несимволической форме [99]. Символическая оценка количества связана с использованием символов (числа или слова, обозначающие количество) и формируется в филогенезе достаточно поздно. Несимволическая оценка, с которой и связано ИЧЧ, в свою очередь, появляется у человека рано и является приблизительным умением оценивать множества объектов. По мнению Кузьминой Ю.В. [96] несогласованность результатов многих исследований лежит в неправильном толковании конструкта «чувства числа» и, что еще важнее, в особенностях измерения ИЧЧ в различных исследованиях. Данная идея развивается в критической статье D. Szucs и T. Myers. [87]. В ходе анализа было выявлено большое количество проблем в западной учебной литературе, посвященной «интуитивному чувству числа». По их мнению, множество существующих и активно цитируемых исследований имеют большие проблемы, связанные с их дизайном, недостаточностью выборки, в них используются спорные или некорректные статистические процедуры и они основаны на сильно предвзятых выводах. Отсутствие четких результатов резко контрастирует с тем, как исследования «интуитивного чувства числа» некритически цитируются в литературе. Так же существует предвзятость, отраженная в дизайне исследований, которые избегают проверки правдоподобных и вероятных нулевых гипотез, бросающих вызов теории числа и смысла, и скорее сосредотачивается на маловероятных или даже уже отвергнутых гипотезах. По мнению авторов, существует реальная опасность того, что учебная литература по «ИЧЧ» может превратиться в широко цитируемое «фиктивное поле», где нулевые гипотезы плохо сформированы или сформулированы таким образом, что их можно отбросить.
Другой проблемой при изучении феномена «индивидуального чувства числа», как и в случае с задачами на ментальное вращение, является недостаточное количество данных о непосредственном механизме его работы. Так во многих зарубежных исследованиях с использованием ЭЭГ в подтверждение существования отдельной системы оценки количества было обнаружено наличие числовых нейронов, реагирующих только на количественную информацию, независимо от других параметров объектов. В рамках отечественных исследований была разработана новая вариация теста с целью проверки гипотезы о существовании отдельных «числовых» нейронов, которые реагируют на изменение количества оцениваемых элементов. В новом варианте созданы условия, в которых сравнение визуальных параметров двух сравниваемых наборов объектов может быть затрудненным. В частности, были созданы стимулы, в которых индивид должен был сравнивать два набора гетерогенных объектов, что могло затруднить сравнение совокупной площади, а также стимулы, в которых объекты разного типа были перемешаны, что могло затруднить сравнение поверхностной площади двух наборов. Полученные результаты свидетельствуют в пользу существования двух систем приблизительной оценки количества, как с опорой на визуальные параметры, так и без них. Более того, некоторые данные говорят о том, что эти системы работают параллельно, а не включаются последовательно. Но сами авторы отмечают, что для проверки данной гипотезы требуются дополнительные исследования, с привлечением психофизиологических методов, а также иная выборочная совокупность, состоящая из взрослых респондентов, поскольку, согласно литературе, взрослые менее чувствительны к эффекту визуальных свойств [97].
Исходя из анализа литературы, посвященной исследуемой тематике, на данный момент наблюдается отсутствие единого понимания конструкта «чувства числа», а также степени взаимосвязи данного феномена восприятия с мыслительной активностью и решением пространственным задач, требующих подсчета объектов на примере задач трехмерного ментального вращения. Неоднозначность и противоречивость результатов изучений данного феномена, вследствие отсутствия унифицированных методик способствуют тому, что исследование данного направления на протяжении длительного времени являются востребованным и актуальным.
В связи с этим, главной целью нашего исследования является разработка стимульного материала, объединяющая разные когнитивные стратегии решения задач и проведение дальнейшего исследования, включающего обнаружение механизмов, задействованных на разных этапах решения сложных пространственных задач.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ традиционных когнитивных задач и стратегий, лежащих в их основе, а также возможность применения существующих экспериментальных платформ для их оценки, используемых в современных исследованиях.
2. Разработать и интегрированный стимульный материал, сочетающий стратегии ментального вращения и чувства числа.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению закономерностей взаимодействия различных стратегий пространственной и числовой обработки и проанализировать полученные результаты.
4. Сформулировать методические рекомендации по созданию комбинированных стимулов пространственной и числовой обработки информации и обобщению результатов анализа механизмов, задействованных при решении когнитивных задач.
Гипотеза исследования. Интеграция задач ментального вращения и чувства числа в рамках одной экспериментальной платформы позволит не только выявить особенности их взаимодействия, но и обнаружить более сложные закономерности в когнитивных стратегиях, применяемых субъектами в условиях когнитивной нагрузки.
Методологическая база исследования. Исследование опирается на научные труды в области когнитивной психологии, экспериментальных методик и когнитивного моделирования. Важнейшими источниками стали работы Shepard &Metzler (1971), Dehaene (1997), Anderson (1990), а также современные обзоры о когнитивных стратегиях и нейрокогнитивных коррелятах (Logan, 2008; Oberauer, 2016; Macmillan &Creelman, 2004). Наряду с этим анализировались ресурсы, посвящённые экспериментальным платформам и их применению в психологических исследованиях (Peirce et al., 2019; Sauter et al., 2020).
Эмпирическая база исследования: в эмпирическом исследовании приняло участие 36 человек в возрасте от 18 до 25 лет.
Методический инструментарий создан на базе программ Blender 4.0, открытых библиотек Pygame, реализованных на языке программирования Python (версия 3.10). При создании программной среды были использованы открытые библиотеки Pygame (для визуализации стимульного материала, отображения инструкций и реализации пользовательского интерфейса), Pandas (для организации структурированных данных, автоматического сохранения результатов и их предварительной обработки), OS и random (для навигации по файловой системе и рандомизации порядка стимулов).
Научная новизна данной работы заключается в разработке нового типа стимульного материала, объединяющего в единой экспериментальной платформе когнитивные задачи ментального вращения и оценки чувства числа, а так же обнаружение закономерностей взаимодействия пространственных и числовых когнитивных стратегий в условиях когнитивной нагрузки, что вносит вклад в расширение представлений о когнитивной архитектуре и взаимодействии разных типов обработки информации.
Практическая значимость данной работы состоит в создании гибкой платформы для оценки когнитивных стратегий, которая может быть использована как в исследовательских целях, так и в прикладных — например, для диагностики когнитивных стилей, а так же в повышении эффективности экспериментов за счёт унифицированного подхода к представлению стимулов, что актуально в условиях массовых и онлайн- исследований.
Статистическая обработка данных производилась на базе программы JASP 0.18.1.0 и MS Excel 2019. Статистические методы, применяемые в анализе данных: описательные статистики, таблица сопряженности, хи-квадрата Пирсона, а для нахождения меры связи Фи-коэффициент.
Структура выпускной квалификационной работы построена исходя из поставленных задач и целей. Выпускная квалификационная работа изложена на 77 листах, включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, состоящий из 101 пункта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая теоретические и эмпирические результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Анализ классических и современных когнитивных задач и стратегий, лежащих в основе их решения, а также возможность применения существующих экспериментальных платформ для их оценки, используемых в современных исследованиях показал актуальность исследовательской области, а также очертил исследовательские вопросы, которые важны для последующего изучения.
2. В рамках исследования создан и технически реализован оригинальный интегрированный стимульный материал, объединивший в себе когнитивные стратегии ментального вращения и чувства числа с применением современных программных средств, обеспечивших гибкость настройки, автоматизацию сбора данных и воспроизводимость эксперимента.
3. Эмпирическая часть исследования подтвердила, что характеристики стимульного материала оказывают значительное влияние на успешность ментального вращения: цветные объекты со сферическими элементами воспринимаются и трансформируются в уме быстрее и точнее по сравнению с кубическими элементами серого цвета.
4. Взаимосвязь между чувством числа и ментальным вращением открывает перспективу изучения этих процессов в едином когнитивном пространстве: оба типа задач предполагают использование пространственно-визуального мышления и приблизительной оценки, а их интеграция может повысить чувствительность диагностических методик.
5. Установлено, что ментальное вращение и чувство числа представляют собой важные аспекты когнитивной деятельности, актуальные как для теоретической, так и для прикладной психологии.
6. Проблема обобщения экспериментальных результатов остаётся актуальной методологической задачей когнитивной психологии. Необходимость перехода от лабораторных условий к реалистичным сценариям, учет межкультурных различий, а также внедрение принципов открытой науки и воспроизводимости — ключевые условия для формирования универсальных когнитивных моделей.
7. Разработанный стимульный материал и полученные данные могут быть использованы в дальнейшем для создания комплексных диагностических платформ и в будущих исследованиях, включающих в свой дизайн, например, анализ двигательной активности при решении задач при помощи трекеров, записывающих миографию, или использующих ЭЭГ.
8. На основе анализа данных, сформулированы следующие рекомендации: при создании стимулов необходимо предусматривать возможность одновременного задействования как пространственного преобразования, так и оценки количественных параметров; дозировать уровень когнитивной нагрузки путем изменения угла вращения, количества элементов, визуальной плотности, времени предъявления и других параметров; обеспечить сбалансированность стимулов по условиям предъявления, чтобы исключить перекос в сторону одной из стратегий.



1. Aaron L. Gardony, Holly A. Taylor, Tad T. Brunyd. What Does Physical Rotation RevealAbout Mental Rotation? (англ.) // Psychological Science. — 2013-12-05.
2. Anderson, C. A., Lindsay, J. J., & Bushman, B. J. (1999). Research in the psychological laboratory: Truth or triviality?. Current Directions in Psychological Science, 8(1), 3-9.
3. Anobile G., Arrighi R., Burr D. C. Simultaneous and sequential subitizing are separate systems, and neither predicts math abilities // Journal of Experimental Child Psychology.
- 2019. - Vol. 178. - P. 86-103. - DOI: 10.1016/j.jecp.2018.09.017.
4. Anwyl-Irvine A. L., Dalmaijer E. S., Hodges N., Evershed J. K. Online timing accuracy and precision: A comparison of platforms, browsers, and participant’s devices // Behavior Research Methods. - 2020. - Vol. 52, № 2. - P. 678-693.
5. Bennett G. K., Huxley R. D. Ecological validity in cognitive assessment: a bridge from lab to life // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. - 2002. - Vol. 24, №
1. - P. 1-12.
6. Bornstein R. F. Publication bias in meta-analysis: Prevention, assessment, and adjustments // Journal of Clinical Psychology. - 1990. - Vol. 46, № 1. - P. 111-121.
7. Bremner G., Slater A. M., Hayes R. A., Mason U. C., Murphy C., Spring J., Draper L., Gaskell D., Johnson S. P. Young infants’ visual fixation patterns in addition and subtraction tasks support an object tracking account // Journal of Experimental Child Psychology. - 2017. - Vol. 162. - P. 199-208. - DOI: 10.1016/j.jecp.2017.05.007.
8. Bridges D., Pitiot A., MacAskill M. R., Peirce J. W. The timing mega-study: Comparing a range of experiment generators, both lab-based and online // PeerJ. - 2020. - Vol. 8. - Article e9414. - DOI: 10.7717/peerj.9414.
9. Brunswik E. Representative design and probabilistic theory in a functional psychology // Psychological Review. - 1955. - Vol. 62, № 3. - P. 193-217.
10. Bulf H., De Hevia M. D., Macchi Cassia V. Small on the left, large on the right: Numbers orient visual attention onto space in preverbal infants // Developmental Science. - 2016.
- Vol. 19, № 3. - P. 394-401. - DOI: 10.1111/desc.12315.
11. Burr D. C., Anobile G., Arrighi R. Psychophysical evidence for the number sense // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2018. - Vol. 373, № 1740. - Article 20170045. - DOI: 10.1098/rstb.2017.0045.
12. Burr D. C., Ross J. A Visual Sense of Number // Current Biology. - 2008. - Vol. 18, № 6. - P. 425-428. - DOI: 10.1016/j.cub.2008.02.052.
13. Cabeza R., Nyberg L. Imaging cognition II: An empirical review of 275 PET and fMRI studies // Journal of Cognitive Neuroscience. - 2000. - Vol. 12, № 1. - P. 1-47.
14. Cooper L. A. Mental rotation of random two-dimensional shapes // Cognitive Psychology. - 1975. - Vol. 7. - P. 20-43.
15. Cooper L. A., Podgorny P. Mental transformations and visual comparison processes // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 1976. - Vol.
2. - P. 503-514.
16. Cooper L. A., Shepard R. N. Chronometric studies of the rotation of mental images // In: Visual Information Processing / ed. by W. G. Chase. - New York: Academic Press, 1973.
- P. 75-176.
17. Decarli G., Zingaro D., Surian L., Piazza M. Number sense at 12 months predicts 4-year- olds’ maths skills // Developmental Science. - 2023. - Vol. 26, № 6. - Article e13386. - DOI: 10.1111/desc.13386.
18. Dehaene S. Varieties of numerical abilities // Cognition. - 1992. - Vol. 44, № 1-2. - P. 1-42. - DOI: 10.1016/0010-0277(92)90049-.
19. Dehaene S., Cohen L. Two Mental Calculation Systems: A Case Study of Severe Acalculia with Preserved Approximation // Neuropsychologia. - 1991. - Vol. 29. - P. [номер страницы отсутствует, уточните].
20. Dehaene S., Izard V., Spelke E., Pica P. Log or linear? Distinct intuitions of the number scale in Western and Amazonian indigene cultures // Science. - 2008. - Vol. 320, № 5880. - P. 1217-1220. - DOI: 10.1126/science.1156540.
21. DeWind N. K., Park J., Woldorff M. G., Brannon E. M. Numerical encoding in early visual cortex // Cortex. - 2019. - Vol. 114. - P. 76-89. - DOI: 10.1016/j.cortex.2018.03.027.
22. Feigenson L., Dehaene S., Spelke E. Core systems of number // Trends in Cognitive Sciences. - 2004. - Vol. 8, № 7. - P. 307-314. - DOI: 10.1016/j.tics.2004.05.002.
23. Feigenson L., Libertus M. E., Halberda J. Links Between the Intuitive Sense of Number and Formal Mathematics Ability // Child Development Perspectives. - 2013. - Vol. 7, № 2. - P. 74-79. - DOI: 10.1111/cdep.12019.
24. Feredoes E. A., Sachdev P. S. Differential Effects of Transcranial Magnetic Stimulation of Left and Right Posterior Parietal Cortex on Mental Rotation Tasks // Cortex. - 2006. - Vol. 42, № 5. - P. 750-754.
25. Foster E. D., Deardorff A. Open science framework (OSF) // Journal of the Medical Library Association. - 2017. - Vol. 105, № 2. - P. 203-206. - DOI: 10.5195/jmla.2017.88.
26. Francis G., Neath I. CogLab on a CD, Version 2.0. - Belmont, CA: Wadsworth, 2010.
27. Gebuis T., Reynvoet B. The interplay between nonsymbolic number and its continuous visual properties // Journal of Experimental Psychology: General. - 2012. - Vol. 141, №
4. - P. 642-648. - DOI: 10.1037/a0026218.
28. Gelman A., Hill J. Data Analysis Using Regression and Multilevel/Hierarchical Models.
- Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
29. Gelman R., Gallistel C. R. The Child’s Understanding of Number. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.
30. Gigerenzer G. The adaptive toolbox // In: Gigerenzer G., Selten R. (eds.). Bounded Rationality: The Adaptive Toolbox. - Cambridge, MA: MIT Press, 2001. - P. 37-50.
31. Gogos A., Gavrilescu M., Davison S., Searle K., Adams J. Greater superior than inferior parietal lobule activation with increasing rotation angle during mental rotation: An fMRI study // Neuropsychologia. - 2010. - Vol. 48, no. 2. - P. 529-535.
32. Halberda J., Mazzocco M. M. M., Feigenson L. Individual differences in non-verbal number acuity correlate with maths achievement // Nature. - 2008. - Vol. 455, № 7213. - P. 665-668. - DOI: 10.1038/nature07246.
33. Harris I. M., Egan G. F., Sonkkila C., Tochon-Danguy H. J., Paxinos G. Selective right parietal lobe activation during mental rotation: A parametric PET study // Brain. - 2000.
- Vol. 123, № 1. - P. 65-73.
34. Hasson U., Malach R., Heeger D. J. Reliability of cortical activity during natural stimulation // Trends in Cognitive Sciences. - 2010. - Vol. 14, № 1. - P. 40-48.
35. Henninger F., Arslan R. C., Pape J. Lab.js: A free, open, browser-based platform for creating experiments // Behavior Research Methods. - 2022. - Vol. 54, № 2. - P. 716¬732. - DOI: 10.3758/s13428-020-01405-2.
36. Henrich J., Heine S. J., Norenzayan A. The weirdest people in the world? // Behavioral and Brain Sciences. - 2010. - Vol. 33, № 2-3. - P. 61-83.
37. Hertwig R., Ortmann A. Experimental practices in economics: A methodological challenge for psychologists? // Behavioral and Brain Sciences. - 2001. - Vol. 24, № 3. - P. 383-451.
38. Hertzog C., Rypma B. Age differences in components of mental-rotation task performance // Bulletin of the Psychonomic Society. - 1991. - Vol. 29, № 2. - P. 209¬212.
39. Hochberg J., Gellman L. The effect of landmark features on mental rotation times // Memory & Cognition. - 1977. - Vol. 5, № 1. - P. 23-26. - DOI: 10.3758/BF03209187.
40. Hollard V., Delius J. D. Comparative studies on mental rotation in animals and humans // (Сборная ссылка: Hollard & Delius, 1982; Rilling & Neiworth, 1987, 1991; Georgopoulos et al., 1989; Hopkins et al., 1993; Vauclair et al., 1993; Delius & Hollard, 1995; Kohler et al., 2005; Burmann et al., 2005; Nekovarova et al., 2013). (Уточните, если нужен список отдельных источников - оформлю по отдельности).
41. Inglis M., Attridge N., Catchelor S., Gilmore S. Non-verbal number acuity correlates with symbolic mathematics achievement: But only in children // Psychonomic Bulletin & Review. - 2011. - Vol. 18, № 6. - P. 1222-1229. - URL: https://www.researchgate.net/publication/51625364 Non¬
verbal number acuity correlates with symbolic mathematics achievement But only in children(дата обращения: 24.12.2024).
42. loannidis J. P. A., Munafo M. R. Publication bias: The answer is transparency // The Lancet. - 2016. - Vol. 388, № 10044. - P. 448.
43. Jansen P., Quaiser-Pohl C., Neuburger S., Ruthsatz V. Factors influencing mental-rotation with action-based gender-stereotyped objects — The role of fine motor skills // Current Psychology. - 2015. - Vol. 34, № 2. - P. 466-476.
44. Johnson A. M. Speed of mental rotation as a function of problem solving strategies // Perceptual and Motor Skills. - 1990. - Vol. 71, № 3, pt. 1. - P. 803-806.
45. Johnson T., Lee R. Neurobiological mechanisms of attentional adaptation // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 2024.
46. Just M. A., Carpenter P. A. Eye fixations and cognitive processes // Cognitive Psychology. - 1978. - Vol. 10. - P. 44-63.
47. Keller P., Anderson M. Neuropsychological changes following concussions: Testing with E-Prime // ResearchGate. - 2023.
48. Khooshabeh P., Hegarty M. Differential effects of color on mental rotation as a function of spatial ability // Spatial Cognition 2008: Poster Presentations. - 2008.
49. Kruger J., Dunning D. Unskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessments // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - Vol. 77, № 6. - P. 1121-1134.
50. Lorenzi E., Kobylkov D., Vallortigara G. Is there an innate sense of number in the brain? // Cerebral Cortex. - 2025. - Vol. 35, № 2. - Article ID: bhaf004. - DOI: 10.1093/cercor/bhaf004. - PMID: 39932126.
51. Lyons I. M., Nuerk H. C., Ansari D. Rethinking the implications of numerical ratio effects for understanding the development of representational precision and numerical processing across formats // Journal of Experimental Psychology: General. - 2015. - Vol. 144, № 5. - P. 1021-1035.
52. Mathot S., Schreij D., Theeuwes J. OpenSesame: An open-source, graphical experiment builder for the social sciences // Behavior Research Methods. - 2012. - Vol. 44, № 2. - P. 314-324. - DOI: 10.3758/s13428-011-0168-7.
53. McClelland J. L., Sanders L. D. Parallel distributed processing models and cognitive neuroscience // Trends in Cognitive Sciences. - 2002. - Vol. 6, № 9. - P. 411-417.
54. Miller C., Turner J. Cognitive load and its impact on working memory performance [Electronic resource] // ScienceDirect. - 2024. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0749596X24000615(дата обращения: 14.03.2025).
55. Miller G. A. The cognitive revolution: a historical perspective // Trends in Cognitive Sciences. - 2003. - Vol. 7, № 3. - P. 141-144.
56. Mook D. G. In defense of external invalidity // American Psychologist. - 1983. - Vol. 38, № 4. - P. 379-387.
57. Moore D. S., Johnson S. P. Mental rotation of dynamic, three-dimensional stimuli by 3- month-old infants // Infancy. - 2011. - Vol. 16, № 4. - P. 435-445. - DOI: 10.1111/j.1532-7078.2010.00058.
58. Moreau D., Mansy-Dannay A., Clerc J., Оиегпёп A. Spatial ability and motor performance: Assessing mental rotation processes in elite and novice athletes // International Journal of Sport Psychology. - 2011. - Vol. 42, № 6. - P. 525-547.
59. Mueller S. T., Piper B. J. The Psychology Experiment Building Language (PEBL) and PEBL Test Battery // Journal of Neuroscience Methods. - 2014. - Vol. 222. - P. 250¬259. - DOI: 10.1016/j.jneumeth.2013.10.024.
60. Munafo M. R., Nosek B. A., Bishop D. V. M., Button K. S., Chambers C. D., Percie du Sert N., Simonsohn U., Wagenmakers E. J., Ware J. J., Ioannidis J. P. A. A manifesto for reproducible science // Nature Human Behaviour. - 2017. - Vol. 1, Article 0021.
61. Neisser U. Cognition and reality: Principles and implications of cognitive psychology. - San Francisco: Freeman, 1976. - 331 p.
62. Open Science Collaboration. Estimating the reproducibility of psychological science // Science. - 2015. - Vol. 349, № 6251. - Article aac4716.
63. Park J., Brannon E. M. Training the approximate number system improves math proficiency // Psychological Science. - 2013. - Vol. 24, № 10. - P. 2013-2019. - DOI: 10.1177/0956797613482944. - PMID: 23907545.
64. Parsons L. M. Imagined spatial transformations of one's hands and feet // Cognitive Psychology. - 1987. - Vol. 19, № 2. - P. 178-241.
65. Peirce J. W. PsychoPy—Psychophysics software in Python // Journal of Neuroscience Methods. - 2007. - Vol. 162, № 1-2. - P. 8-13. - DOI: 10.1016/j.jneumeth.2006.11.017.
66. Peirce J. W., Gray J. R., Simpson S. et al. PsychoPy2: Experiments in behavior made easy // Behavior Research Methods. - 2019. - Vol. 51. - P. 195-203. - DOI: 10.3758/s13428-018-01193-y.
67. Peters M. Sex differences and the factor of time in solving Vandenberg and Kuse mental rotation problems // Brain and Cognition. - 2005. - Vol. 57, № 2. - P. 176-184.
68. Piazza M., Izard V., Pinel P., Le Bihan D., Dehaene S. Tuning curves for approximate numerosity in the human intraparietal sulcus // Neuron. - 2004. - Vol. 44, № 3. - P. 547-555. - DOI: 10.1016/j.neuron.2004.10.014. - PMID: 15504333.
69. Pica P., Lemer C., Izard V., Dehaene S. Exact and approximate arithmetic in an Amazonian indigene group // Science. - 2004. - Vol. 306, № 5695. - P. 499-503. - DOI: 10.1126/science.1102085. - PMID: 15486303.
70. Prather S. C., Sathian K. Mental rotation of tactile stimuli // Cognitive Brain Research. - 2002. - Vol. 14, № 1. - P. 91-98.
71. Provost A., Johnson B., Karayanidis F., Brown S. D., Heathcote A. Two routes to expertise in mental rotation // Cognitive Science. - 2013. - Vol. 37, no. 7. - P. 1321¬1342. - ISSN 1551-6709. - DOI: 10.1111/cogs.12042.
72. Pylyshyn Z. W. The rate of “mental rotation” of images: A test of a holistic analogue hypothesis // Memory & Cognition. - 1979. - Vol. 7. - P. 19-28. - DOI: 10.3758/BF03196930.
73. Quinn P. C., Liben L. S. A sex difference in mental rotation in young infants // Psychological Science. - 2008. - Vol. 19, № 11. - P. 1067-1070.
74. Roberts J. E., Bell M. A. Two- and three-dimensional mental rotation tasks lead to different parietal laterality for men and women // International Journal of Psychophysiology. - 2003. - Vol. 50, № 3. - P. 235-246.
75. Schneider W., Eschman A., Zuccolotto A. E-Prime User's Guide. - Pittsburgh, PA: Psychology Software Tools Inc., 2002.
76. Seepanomwan K., Caligiore D., Baldassarre G., Cangelosi A. Modelling mental rotation in cognitive robots // Adaptive Behavior. - 2013. - Vol. 21. - P. 299-312. - DOI: 10.1177/1059712313488782.
77. Semrud-Clikeman M., Fine J. G., Bledsoe J., Zhu D. C. Gender Differences in Brain Activation on a Mental Rotation Task // International Journal of Neuroscience. - 2012. - Vol. 122, № 10. - P. 590-597.
78. Shadish W. R., Cook T. D., Campbell D. T. Experimental and quasi-experimental designs for generalized causal inference. - Boston: Houghton Mifflin, 2002.
79. Shepard R. N., Metzler J. Mental rotation of three-dimensional objects // Science. - 1971.
- Vol. 171, № 3972. - P. 701-703. - ISSN: 0036-8075, 1095-9203.
80. Shepard R., Cooper L. Mental Images and Their Transformations. - Cambridge, MA: MIT Press, 1982.
81. Shepard S., Metzler D. Mental rotation: effects of dimensionality of objects and type of task // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 1988.
- Vol. 14, № 1. - P. 3-11. - ISSN: 0096-1523.
82. Sheryl S., Beth C., Norma V., Alana D. The role of spatial training in improving spatial and calculus performance in engineering students // Learning and Individual Differences.
- 2013. - Vol. 26. - P. 20-29. - URL:https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.lindif.2013.03.010(дата обращения: 24.12.2024).
83. Slater A. M., Bremner J. G. (eds.). An Introduction to Developmental Psychology. 3rd ed. - Wiley, 2017. - ISBN: 978-1118767207.
84. Slepian M. L., Weisbuch M., Rutchick A. M., Newman L. S., Ambady N. Shedding light on insight: Priming bright ideas // Journal of Experimental Social Psychology. - 2010. - Vol. 46, № 4. - P. 696-700.
85. Smith J., Green A. Influence of emotional states (fear and anger) on cognitive performance // Swiss Psychology Open. - 2023. - URL: https://swisspsychologyopen.com/articles/33/files/6405d1a9496a0.pdf(дата обращения:
28.12.2024) .
86. Stoianov I., Zorzi M. Emergence of a “visual number sense” in hierarchical generative models // Nature Neuroscience. - 2012. - Vol. 15, № 2. - P. 194-196. - DOI: 10.1038/nn.2996. - PMID: 22231428.
87. Szucs D., Myers T. A critical analysis of design, facts, bias and inference in the approximate number system training literature: A systematic review // Trends in Neuroscience and Education. - 2017. - Vol. 6. - P. 187-203. - URL: https://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=en&user=Gv0dt4EAAAAJ&citation for view=Gv0dt4EAAAAJ:d1gkVwhDpl0C(дата обращения:
24.12.2024) .
88. Thomas M. Age-related differences of neural connectivity during mental rotation // International Journal of Psychophysiology. - 2016. - Vol. 101. - P. 33-42. - URL: https://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/71464.pdf(дата обращения: 24.12.2024).
89. Vandenberg S. G., Kuse A. R. Mental rotations, a group test of three-dimensional spatial visualization // Perceptual and Motor Skills. - 1978. - Vol. 47, № 2. - P. 599-604.
90. Walker S., Ross T. The impact of emotional states on cognitive performance: An experiment using Gorilla.sc // Swiss Psychology Open. - 2023. - URL: https://swisspsychologyopen.com/articles/33/files/6405d1a9496a0.pdf(дата обращения:
24.12.2024) .
91. Wynn K. Inversion effect in body perception: Evidence from Pavlovia experiments // Cognition. - 2025. - URL: https://www.researchgate.net/publication/343146147_A_new_jsPsych_plugin_for_psychophysics_providing_accurate_display_duration_and_stimulus_onset_asynchrony (дата обращения: 24.12.2024).
92. Wynn K. The Development of Mathematical Skills. - London: Taylor & Francis, 1998. - 338 p.
93. Zapf A. C., Glindemann L. A., Vogeley K., Falter C. M. Sex differences in mental rotation and how they add to the understanding of autism // PLOS ONE. - 2015. - Vol. 10, no. 4. - Publisher: Public Library of Science.
94. Zhou M., Liu Y., Zhang C., et al. Wearable sensors for human behavioral analysis in cognitive science // Sensors. - 2021. - Vol. 21, № 3. - Article 1012. - DOI: 10.3390/s21031012.
95. Есипенко Е. А., Белоплотова К. Е., Полякова О. Р. Эмоциональные, когнитивные и социальные факторы, связанные с эффективностью решения пространственных задач // Ped.Rev. - 2020. - № 3 (31). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-kognitivnye-i-sotsialnye-faktory-svyazannye-s-effektivnostyu-resheniya-prostranstvennyh-zadach (дата обращения: 24.12.2024) .
96. Кузьмина Ю.В. Интуитивное чувство числа: проблемы измерения и контроль визуальных свойств // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т.
11. № 1. С. 51-66]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ